Не капитал и деньги, а отчаяние

Понятие "капитал" сохраняется только в сознании индивидов. Имея дело непосредственно с деньгами, исторически себя уже завершившими и не превращающимися в капитал, целое общество в постсоветском пространстве продолжает жить воспоминаниями о нем, желая восстановить его, вместо того, чтобы повернуться к будущему и увидеть его под другим углом зрения. Вы представляете, всем нужен капитал, деньги! Капиталистическое развитие, а жизнь идет в другом направлении, разлагая эти понятия. И как же эти люди не будут отчаиваться, занимаясь невозможным. Само собой разумеется, для тех слоев общества, которые живут на принципе делать деньги, это просто выгодно. И государство, которое как система никогда не будет "думать", сверху насаждает этот принцип, сидя на этих деньгах, которых зарабатывает не оно. Ведь виноваты не эти структуры! 

Как капитал деньги применяются только не зависимо от индивидов, находясь, например, в общественном пользовании, пользовании акционерных обществ, коллективов, компаний, кооперативов и т. д., где индивиды, вложившие свои деньги, или рабочую силу, рассчитывают на дивиденды или на зарплату. И деньги в этом виде для них являются не более как потребительной стоимостью. Даже если отдельные люди накопили миллион, это не капитал. Деньги как капитал  подчинены общественным целям и служат задачам производства и объединяют и организуют людей независимо от этих людей. Если деньги уже применяются так, то это уже не деньги, а капитал. И практика показала, что капитал может существовать и как частная и как социальная формы. В этом смысле социализм можно называть общественным капиталом, или государственным капитализмом, а не коммунизмом, в социализме нет ни одного «грамма» коммунизма. Он был первой в истории политической формацией, которая, вместо капиталиста, стал распоряжаться богатством от имени всего народа. Коммунизм же больше не является экономической формацией. Он явится как человеческое общество.

Но стоит этим деньгам оказаться в руках отдельных людей, они уже меняют свою функцию. Так, в руках же индивидуальных производителей деньги являются лишь средством потребления и разобщения людей. Индивидуальные производители во все времена, пока не возник общественный, коллективный труд, воспроизводили только себя. И такие общества в истории существовали тысячелетиями без каких-либо существенных изменений. И они никогда не обменивались друг с другом своими богатствами, а попросту отбирали их друг у друга, опираясь на свою военную мощь, создававшуюся на основе рабского труда. Или заставляли других работать на них,  опираясь на эту же силу, которую и называют государством.
 Главное состоит в капиталистическом применении труда и распределении доходов, чего у нас нет и не будет уже никогда. Именно оно уже не отвечают стремлениям индивидов во всем мире. Почему?

Основное в нашей жизни – это именно стремления индивидов, обусловленные этими деньгами. И общество процветает или заходят в кризис только через стремления индивидов. Именно эти стремления индивидов, освободившиеся в общественном повороте, слепо разрушили социализм. И теперь мы, предоставленные этой стихии, переживаем распад. И государство оказывается не бессильным обуздать их, а просто само становится вотчиной отдельных людей, вступившее в рыночные отношения со своим собственным народом на их же деньгах. Историческая логика здесь железная. И история ни в чем не ошиблась. Просто люди не могут взять в толк и продолжают жить прошлым, не видя историческую перспективу.

А если это так, то само понятие «кризис» уже не является обычным пониманием, и он должен рассматриваться со стороны людей и их стремлений. И уникальность этого поворота состоит в том, что деньги, ранее двигавшие общественным производством, попали в руки людей и тем они стали двигать их стремлениеми. А это есть не что иное, как дух разрушения, порожденный социалистическим движением, впервые противопоставившим человека и общества, отделив их друг от друга. Тем самым человек отделяется от старого общества, и освобождается от него, бессознательно разрушая его.

Это, в сущности, означает, что мы вступили в новую эпоху, совершенно нам еще неизвестную, содержание которой впервые образуют не общественные отношения и даже не экономические, а люди и их стремления и отношения друг к другу, построенные на деньгах. И общество в дальнейшем определяется тем, как пойдет развитие этих людей, как они будут «самоорганизовываются», как будут складываться и развиваться их отношения друг с другом. Стало быть, если мы хотим прогнозировать дальнейшее движение общества и предвидеть, к чему оно придет, то мы должны знать это обстоятельство и исходить из него. Старые же стереотипы и тем более западные стандарты к этому состоянию уже не применимы. И для нас они являются чистейшим мифом.

Для того чтобы понять наше современное положение, достаточно себе представить, что в советском обществе все люди были охвачены трудом а сегодня они безработны или "саозаняты". Деньги здесь были не более как «зарплатой» — потребительная стоимость. И в то же время «зарплата» — экономическая категория, работающая на общество и приводящая в движение общественное производство.  И через общественный труд общество организовывало и направляло людей. Иного же способа жить здесь просто не было. Тех же, кто не желал трудиться, принуждали, заставляли работать. Стремления, желания индивидов никого не волновали. Был ли здесь авторитаризм или тоталитаризм, все заботились только об общественном производстве. И это было объективным положением вещей, не придуманным ни кем. И это положение существовало тысячелетиями. И от этого зависело нормальное функционирование общества. Но, в конце концов, именно стремления индивидов, не желавших мириться с этим положением, разложило это общество, изжившего себя по самому своему существу, то есть по методу организации труда. И с этого поворота люди отделились от этого общества, став владельцами денег, и общество стало ориентироваться на индивидов, еще не понимая, что с собой оно представляет и почему оно вдруг повернулось к людям и все богатство разделило между ними. И что же от этого теперь ждет общество, государство, полностью перешедшие на денежные отношения?
Здесь мы уже видим отчетливо, что общество повернулось к людям и всего теперь ждет от них. Именно поэтому мы хотим видеть, что бизнес становится, и малые, и средние предприниматели, наконец, станут самостоятельными общественными силами, образовав сплоченный производительный класс. И нами двигает эта вера уже двадцать пять лет. А люди же в свою очередь всего ждут от государства. И здесь взаимоотношения между людьми и государством складываются основным противоречием.

Я уже сказал, что страны постсоветского общества после распада социалистической системы оказались в особом положении. Это значит, что их положение отнюдь не тождественно с положением стран капиталистической системы и что в целом мы находимся на другом уровне. История не поворачивает назад, но она скрывает в себе тайну, которую нам нужно раскрыть и установить, чтобы снова увидеть потерянную историческую перспективу. В этом смысле  идеология капиталистического мира не может правильно отражать наше состояние и дать нам эталон будущего развития именно в плане нашего общественного развития, которое уже не основано на капитале. Напротив, как показывает реальная жизнь, она мистифицирует наше сознание и тем нас вводит в заблуждение, стремясь использовать нас и втягивая в денежное рабство. И «могущественные" люди попросту поют под их дудку… В действительности, у нас хорошо работает иностранный капитал, а мы их просто приписываем себе, будто это работаем мы. Действительно, мы до сих пор не знаем, что у нас происходит во внутреннем, содержательном развитии. Мы поистине запутались в инфляции  и в целом оказались в таком состоянии, когда топчемся на месте, нисходящее по сути движение выдавая за восходящее, отдельные успехи за общие, обогащение отдельных людей принимая за процветание всего Казахстана и т. д. И здесь у нас и деньги работают отнюдь не по стандартам Запада. Поэтому реальное развитие нашей жизни, которое, тем не менее, происходит совершенно независимо от сознания и воли людей, далеко не соответствует той идеальной модели нашего «светлого будущего», которая теперь создана на основе стандартов Запада и которая и гораздо низменные по своим проявлениям. И мы не имеем никакого критического отношения  к этому своему состоянию,  оценивая себя исходя из стандартов Запада. Это первая и самая главная наша ошибка.

Просто, с точки зрения нашего стереотипного видения, «более развитые и культурные страны» (страны с относительно стабильным экономическим развитием), пользуясь нашим данным положением, навязывают нам собственные мерки и тем стремятся «упорядочить» наши бессистемные жизненные реалии на капиталистический лад. Но поскольку мы находимся в процессе реального распада и не имеем даже элементарных понятий о причинах своего падения, то эти мерки нам представляются более высокими, чем собственные. И суть не в том, справедливо это положение или нет, а в том, как оно нами осознается, и как мы оцениваем свое собственное положение в мировом сообществе. Одно дело, когда мы понимаем, что нас свертывает, парализует, и мы живем и боремся сознательно, отдавая себе полный отчет во всем том, что происходит с нами. Другое дело, когда мы уповаем на чужой ум и идем на поводу у других, как наивные дети, и живем слепо, не зная, что нас ждет впереди – рай или муки ада.

И куда же стремятся эти господа на основе индивидуального труда? Долетят до луны или марса? А может быть пустятся в путешествие во вселенную в поисках лучших условий жизни, готовых для них, тогда как они оказались неспособными организовать труд людей соответствующим образом на земле. И почему надо думать, что людям нужен только хлеб? Мало ли что нужно мне как индивиду!
 


Рецензии
Чувство тупика и так называемого "застоя" очень заметно.
Но это не только застой, но и распад. Мне приходится замечать всё негативные вещи и явления. Но я убеждён, что не только в таких измерениях развивается общество, а отдельный человек и тем более.

Если общество столь падко, то судьба каждого становится более его судьбой, чем результатом общественного развития. Мне же кажется, что с чувством протеста и неприятия в людях будут происходить ростки и здоровых раздумий и большая работа духа. Только такая работа может дать силы для сопротивления, для несклонения перед падением мира...

Алексей Орлов Спб   15.05.2015 11:35     Заявить о нарушении