Кулак по линии НКВД

«Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговля, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обчетом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу…»
/Толковый словарь Даля/

В этот день 31 мая 1929 года состоялось постановление Совета Народных комиссаров СССР «О признаках кулацких хозяйств».
К кулацким хозяйствам были причислены:

а) хозяйства, систематически применяющие наемный труд;
б) хозяйства, имеющие мельницы, маслобойни, сушилки (крупы, проса), шерстобитки с применением механического двигателя;
в) хозяйства, систематически сдающие в наем сложные сельскохозяйственные машины с механическим двигателем;
г) хозяйства, сдающие в наем жилые помещения или постройки;
д) хозяйства, члены которых занимаются торговлей, ростовщичеством, коммерческими операциями, имеющие нетрудовые доходы (в том числе служители культа).

Читаю про признаки кулаков и ироническая усмешка, по этим признакам сейчас, не 700 — 750 тысяч кулацких хозяйств, попавших под это постановление, а гораздо больше подпадёт нынешних граждан России. Случись, не дай Бог такие революционные изменения социального строя… А ведь всё к этому идёт, ведь расслоение общества опять достигло невиданного размера. Богатые, и бедные, и долго продолжаться так не может. Сельчане наши сейчас в полной мере осознают, кто такой был на селе кулак. Ведь теперь они опять возродились на развалинах рухнувших совхозов и колхозов. Ещё те людишки… Пара цитат рисующих облик тех кулаков.

«Из всех человеческих монстров, которых мне приходилось когда-нибудь встречать во время путешествия (по России), не могу вспомнить более злобных и отвратительных, чем кулак».
/профессор Эмиль Дилон, жил в России с 1877-1914 годы/

«В настоящее время более сильный крестьянин превращается обыкновенно в кулака, эксплуататора своих однообщественников, по образному выражению — мироеда».
/Пётр Столыпин/

Впрочем, как там было на самом деле, теперь нам не узнать. Но то, что страна, готовясь к схватке с Западом, остро нуждалась в хлебе и другом продовольствии, это так. Да и вообще к 1927 году страна столкнулась с дефицитом хлеба. Ранее при империи, города и социальные институты государства, кормили в основном большие помещичьи имения, где были развиты передовые технологии и промышленное производство. А после революции земли раздали крестьянам, и получилось, что эти мелкие хозяйства кормят в основном себя, и только около 20% произведенного уходило на налоги, и продажу.

У кулаков хлеб был, но они отдавали его за большую цену. А где взять деньги на покупку хлеба для города, армии и так далее? Плюс к этому, эти самые кулаки были злостными врагами советского строя. Поэтому последовало это постановление. Как тогда говорили, если враг не сдаётся, его надо уничтожить, вот и уничтожали.


Недавно у меня состоялся интересный разговор в соцсети. И он как раз затронул эту тему, тему кулаков…

Иван Шаламанов: «Здравствуйте! Я ищу родственников по линии отца. В 1932 году моего прадеда, Шаламанова Ивана Егоровича вместе с женой Анастасией Фёдоровной (её фамилия в девичестве была Кривова) и детьми выслали из села Решёты в Томскую область. Приговор вынесен 12 декабря 1931 г., по обвинению: кулаки.
Уважаемые решётовцы, участники группы, если Вы знаете какую нибудь информацию о Шаламановых или Кривовых, ваших односельчанах или выходцах из Решёт, пожалуйста расскажите!

Очень интересует личность Алексея Ивановича Шаламанова, ветерана Великой Отечественной, 1925 года рождения. С большой степенью вероятности он является моим двоюродным дедушкой».

Иван Паршиков: «Таких фамилий я не встречал в селе!».

Иван Шаламанов: «Да, слишком много времени прошло. Но может старики в селе ещё помнят …».

Иван Паршиков: «Ну не знаю! А вот к высылке ваших родных, возможно приложил руки мой родной дед Иван Паршиков, он был в руководстве села в то время. Большевик, участник 1 Мировой войны и партизанский командир в гражданскую против Колчака. Такие вот дела. Мой же второй дед, тоже высланный из Киевской области, как кулак имеющий две мельницы. Сослали его с семьей в село Решеты. То есть ваших выслали, а моих родных хохлов прислали взамен. Дела такие были в то время».

Иван Шаламанов: «Я почти ничего не знаю о подробностях высылки. Знаю, что прадед отказался в колхоз вступать. Так что причина понятна. Ещё знаю, что Шаламановы пришли в Решёты из Орловской губернии. Было серьёзное движение из тех мест. Подробностей также не знаю …
Спасибо за информацию! Я благодарен любым сведениям о тех событиях, и вообще об истории Решёт».

Иван Паршиков: «Мои тоже выходцы из Орловской губернии скорее всего село Барановка… ».

Иван Шаламанов: «Здравствуйте, Иван! Сейчас уточнял информацию по моим предкам. Вы и сами обмолвились о возможной роли Вашего деда в истории нашей фамилии. Хотел бы спросить — должность деда называлась председатель сельсовета или по другому?

Иван Паршиков: «Скорее всего Иван. Хотя возможно он в то время управлял коммуной „Красное знамя“ и к репрессиям не имел отношения. Впрочем не знаю. В селе глухо ходили слухи, мол в тридцатые годы кое кого ссылали и арестовывали, как у нас говорили „по линии НКВД“. А вот из рассказа двоюродного брата Василия я знаю, что его бабушка по отцу ненавидела нашего общего родного деда Ивана. Якобы он раскулачил его мужа Рогового и сослал их. А потом их сын Михаил полюбил Валентину Паршикову, мою тётю и маму Василия. Бабушка Роговая категорически запретила жениться, и сказала:
— Мишка прокляну! Если на Вальке Паршиковой женишься! — но Михаил не послушал, забрал Валентину и уехал в Ашхабад. И только когда родилась первая дочь, Роговые признали её за своих, за Роговых. А с дедом Иваном так они до самой смерти не общались…. Такие вот переплетения судеб Иван» .

Иван Шаламанов: «У меня есть понимание, что поступи тот, кто принимал решение по семье моего прадеда (и другим семьям) по другому, то его самого, почти наверняка ждало бы наказание. Есть какое-то сложное чувство сейчас у меня, но это конечно не злость. Совсем не то. Наверное это можно назвать примирением. Моим маленьким личным чувством во всей этой огромной истории нашей страны.
Просто одно из воспоминаний, которое сохранилось у нас в семье — это встреча прадеда с председателем сельсовета. Председатель спросил прадеда: Ну, что, Иван, надумал вступать в колхоз? И бабушка моя услышала, как её отец впервые заматерился. Ответил отрицательно. Председатель сказал, что тогда будет высылка. Прадед ответил в том роде, что высылайте, а в колхоз не пойду. Спасибо Вам за информацию, Иван! Я думаю, что она нас гораздо больше должна роднить, а не разъединять. Это история нашей страны.
В любом случае. Ваш ли дед принимал решение или нет. В любом случае».

Иван Паршиков: «Согласен Иван! Два деда у меня, один кулак, другой большевик и это наша история. А мой дед, бывший кулак Чхало Петр Савельевич в 1942 году в декабре лег в стылую землю под Сталинградом. Он защищал свою Родину, которая, скажем так, неласково отнеслась к своему сыну. И дед Иван, большевик, заплатил дорогую цену, два родных сына Василий и Михаил погибли защищая Россию».

Иван Шаламанов:: «Мы должны сделать от нас зависящее, чтобы не допустить новой революции! Какая же это боль!».

Иван Паршиков: " Далее будет видно Иван, сделали мы выводы из нашей кровавой и героической истории. Хотя мне кажется что нет, опять мы наступаем на русский национальный инструмент — грабли…«.

Примечание: Кулак «по линии НКВД» чуток не верно, ведь тогда кулаками занималось ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР) до 1934 года. А потом уже НКВД.

Напечатано в "Воентернете": http://voenternet.ru/voenternet/


Рецензии
В деревне моего отца Горночаровской (Вельский уезд Архангельской обл)
в 1918 году было около 70 дворов. Одни богаче, другие беднее,а многодетные
и малоземельные вообще бедствовали. Но раскулаченных при коллективизации
не было ни одной семьи. По декрету о земле весной 1918 года прошёл передел
пашен и сенокосов не по податным (мужским) душам, а по числу едоков в семье.
Разрешили разрабатывать под пашни "новину" - участки государственного леса.
Например,земельный надел моего дела увеличился вдвое. Так многие бедняки подтянулись к уровню середняков, к этому же уровню приспустились и ранее зажиточные семьи с малым числом детей. Сказались и отношения между семьями с разными достатками. Люди с кулацкой хваткой чувствовали бы себя неуютно.


Юрий Шварёв   15.08.2015 02:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.