В. И. Ульянов-Ленин и его еврейский вопрос

          Долгое время советская история замалчивала настоящую биографию вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. И лишь с девяностых годов стали впервые публиковаться материалы, проливающие свет на его настоящее происхождение и некоторые факты биографии. Сразу же скажу,что я не собираюсь делать акцент на  так называемом "еврействе" Ленина, что, кстати, недостатком не считаю. Но уж очень кому-то вдруг захотелось сделать из Ленина еврея, а затем и свалить на него все грехи тяжкие.
 
          6 марта 1835 года родилась Мария Александровна Бланк, мать «вождя мирового пролетариата». Историки до сих пор спорят, кем был по происхождению ее отец, а, следовательно, дед легендарного сына - известный в медицинских кругах врач-физиотерапевт Александр Дмитриевич Бланк. По одной из версий, до крещения Александра Дмитриевича звали Израиль Мойшевич, но он сменил имя вместе с вероисповеданием, чтобы поступить в Императорскую медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, стать военным врачом и в будущем преуспеть в госслужбе. Возникает вполне естественный вопрос: кто же были  предки?
            
        Привожу дословно, что я почерпнула у одного из авторов. Вот как "цитируя" Акима Арутюнова, пишет о родословной вождя Г.И.Кизилов. "Дед и прадед матери Владимира Ульянова - евреи. Прадед Марии Александровны - Ицко Бланк, подданный Речи Посполитой, жил в Староконстантинове. Имел собственный дом, владел землёй. Её дед (прадед Владимира Ульянова), Мойша Ицкович Бланк, родился в 1763 году, женился в 30 лет; его жену звали Марьям (родилась также в 1763 году).Занимался Мойша Бланк в основном торговлей. У Мойши и Марьям было два сына - Абель и Сруль (он же Израиль, будущий отец матери Владимира Ульянова) и три дочери - Анна, Екатерина и Мария. Старший сын, Абель, родился в 1794 году, а Сруль, - скорее всего, в 1799 году".

           По его словам, Мойша Ицкович Бланк занимался торговлей и слыл человеком с ненормальной психикой. Так, он был уличён в поджоге 23 домов евреев в Староконстантинове 29 сентября 1808 года и чтобы отвести от себя подозрение, подпалил и свой дом. Обстановка вокруг М. Бланка настолько накалилась, что он вынужден был переехать на новое место жительства в Житомир. Но и здесь в семье постоянно происходили скандалы. Особо остро отец конфликтовал со старшим сыном Абелем. Нередко дело доходило до драки.  "Исследователи и аналитики считают, что в характере "вождя мирового пролетариата" было много гадости от его прадеда - Мойши Бланка",  - глубокомысленно замечает автор.               

           Очевидно, делает вывод Арутюнов, а вслед за ним пишет Кизилов, "серьёзные трения Абеля и Сруля с отцом стали причиной того, что они решили отказаться от иудаизма и принять православную веру. Этот акт совершился 10 июля 1820 года в Петербургской духовной консистории, что подтверждено архивными документами. По принятии православия оба брата отказываются от своего отчества, т.е. от отца, и становятся Дмитриевичами по имени воспреемника Абеля, сенатора, статского советника Дмитрия Осиповича Баранова. Воспреемником младшего Бланка - Сруля (Александра после крещения) становится действительный статский советник граф Александр Иванович Апраксин".

        Я не могу поверить во все это, хотя доказать обратное тоже не смогу.  Но привести какие-то доводы все же необходимо. Начну с того, что в семье Ульяновых все считали себя русскими,  говорили по-русски и думали по-русски. После смерти Владимира Ильича ЦК поручил его старшей сестре Анне Ильиничне Елизаровой тщательно изучить родословную их семьи. Выполнив партийное поручение Анна получает данные, поразившие ее саму – ее дед выкрест из евреев. Она пишет письмо Сталину. По версии 90-х, бессменный нарком по делам национальностей, основной знаток по нацвопросу среди большевиков, прячет эти факты в архив. Судя по реакции старшей сестры, вся семья при жизни Ленина понятия не имела о существовании среди предков евреев.

           Далее, везде в  анкетах Ульянова-Ленина стоит четкая надпись: великоросс или как стало принято позже при советской власти - русский. Известно, Троцкий в графе национальность писал всегда: еврей. Да и все другие, например,  члены московской организации РКП(б) при перерегистрации в 1920 году, писали в графе, не таясь, свои настоящие национальности. Ближайшая родственница Ленина, дочь его брата Дмитрия, - Ольга,  утверждала, что в семье так и не поверили в еврейскую версию и считали Александра Дмитриевича Бланка выходцем из православной купеческой семьи. По мнению Ольги Дмитриевны
Ульяновой, племянницы Владимира Ленина, Бланк  был родом из купеческого рода, что согласно «условиям XIX века дало возможность быстро продвинуться по служебной лестнице и оставить своим детям право считаться дворянами».  Я сама лично дважды ее слушала, находясь в аспирантуре МГУ им.М.В.Ломоносова и удивлялась ее поразительному сходству с бабушкой - Марией Александровной Ульяновой.

          Правда, в мыслях, а также в окружении Ленина есть то, что можно считать "посылками", помогающими найти ответ на данный вопрос. Так, когда Горький как-то спросил Ленина: жалеет ли он людей? Ленин ответил: «Умных - жалею. Умников мало у нас. Мы народ, - по преимуществу талантливый, но ленивого ума. Русский умник почти всегда еврей или  или человек с примесью еврейской крови». Но, думается, здесь он просто отдавал должное уму человеческому и сожалел, что русские, к которым безусловно относил и себя, сильны часто лишь задним умом. Кстати, писаки современные преподносили это высказывание Ленина, в основном, извращенно, провоцируя рост антисемитизма в стране.

            Положим, дед Владимира Александр Бланк был действительно из "выкрестов", но тут опять таки с некоторой оговоркой, ибо он, по свидетельствам, хорошо говорил на немецком языке, а не на еврейском.  Так что здесь есть место подделкам, столь широко распространенным в те же девяностые годы. В том числе, не подлежит вообще никаким комментариям, что парнишка из житомирского местечка вдруг в 16-тилетнем возрасте вместе с братом, был зачислен в Медико-хирургическую академию, а в 20 - закончил её, получив специальность хирурга-акушера. Спрашивается, возможно ли это было для иудея, да еще при деспоте отце? О тех ли людях речь идет?! Думаю, современные писаки все же недостоверны: у нас редко кто знает хоть что-то о своем третьем колене за исключением людей, имеющих  дворянские родословные. Уж часом не перепутали ли чего, заглянув аж в 18 век?!

            Ну, а что же из дальнейшей  биографии деда-врача? Александр Дмитриевич Бланк после окончания академии работал полицейским врачом, пока события, произошедшие летом 1831 года, не вынудили его на год оставить врачебную практику. В тот год в столице вспыхнул холерный бунт, во время которого был убит его брат, дежуривший в центральной холерной больнице. Лишь весной 1833 года Александр Дмитриевич вновь решился возобновить службу и пошел ординатором в Городскую больницу святой Марии Магдалины для бедных. Кроме того он поступил на службу в Морское ведомство. Вскоре успешный в карьере доктор взял в жены Анну Гроссшопф, мать которой была шведкой, а отец - немцем.

     Считаю: еврейские корни,(которые согласно статистике есть чуть ли не у каждого пятого в России), были со стороны фамилии Бланк по мужской линии, но более далекие и, скорее всего, переплетенные с немецкими. Ведь согласно одним слухам Александр Бланк был связан с еврейской общиной, другим – что в его жилах текла кровь немецких колонистов, приглашённых в Россию Екатериной II.  Неслучайно, дед Ленина женился на Анне Ивановне из богатой семьи Гроссшопфов, имеющей немецко- шведское происхождение.

       И последнее, в подтверждение только что мной сказанного: по результатам новейших научных изысканий стало известно, что в архивных дореволюционных документах Российской Империи проходили несколько Александров Бланков. Были среди них и немцы, и евреи. Причём, и по возрасту примерно подходящие, и по профессии (врачи). Сведения о них в архивах оказались весьма перемешанными, и современным исследователям очень непросто отделить их друг от друга. Вот и поразмысли, уважаемый читатель, можно ли брать на веру поиски, а точнее происки уж очень досужих "исследователей".

                Е.Грислис.

                11.07.15

         

 


Рецензии
Уважаемая Елена, уважаемый кандидат исторических наук!
Я несколько раз перечитал Вашу статью, прежде чем высказаться о ней.
Если уж Вы позиционируете себя историком, то почему вы позволяете
себе с высокомерием отзываться об авторах, лично Вам не понравившихся,
либо не укладывающихся в русло Ваших рассуждений и называть их "писаками".
В Ваших рассуждениях Вы практически не только не приводите серьёзные аргументы
и доводы, но вместо них - одни эмоции ("досужие исследователи","происки","современные писаки" и т.д.).
Из Ваших попыток "аргументирования" вытекает, что Вы даже не ознакомились с критикуемым Вами Автором - Акимом Александровичем Арутюновым - учёным-историком, окончившим МГУ (т.е. Вашим коллегой!)и 25 лет посвятившим научно-
исследовательской работе о Ленине и большевиках, а также о Л.Н.Толстом, А.П.Чехове, М.Ф.Фофановой, адмирале Л.М.Серебрякове и т.д. Его "Досье Ленина без ретуши" (М.Вече, 1999г.) обобщены результаты его многолетней аналитической работы о вожде большевиков.
Вы, намеренно исказили данные, приведённые в книге, в т.ч. о том, что высшее образование в России могли получить только принявшие православную веру (о чём Вы не можете не знать); о том, что оба брата Бланка поступили в ВУЗ в 1820 году и получили медобразование в 1824 году. Смехотворно звучат Ваши пояснения по поводу разговора на НЕМЕЦКОМ, а не на ИДИШ (Вы должны знать, что европейские евреи разговаривали на идиш, а его корни сродни немецкому) и т.д.
Видимо, к "писакам" Вы относите и известную писательницу Мариэтту Шагинян, которая всю жизнь писала воспоминания о Ленине.
А чтобы Вам было интересно и познавательно, адресую Вас с статье Михаила Штейна "Генеалогия рода Ульяновых", которая (вместе с генеалогическим древом семьи Ульяновых) была опубликована в газете ленинградских писателей "Литератор" (1990, № 38), и продублирована в журнале "Слово" (№ 2 за 1991 г.)под названием "Род вождя" (стр.78-82). В ней автор ещё в 60-х годах нашёл документы о происхождении деда Ленина и сообщил об этом М.С.Шагинян. Что было далее - он очень подробно пишет - этот "современный писака".
Нельзя с высокомерием относиться к мнению других, даже если они не укладываются в Ваше "прокрустово ложе", особенно это не делает чести человеку, называющему себя историком.
Извините, что был излишне резок.
В заключение хочу привести слова ещё одного историка, которого ну никак не отнести к "писакам" - известного историка прошлого Н.Валентинова из его замечательной книги "Малознакомый Ленин":
"... у него «две души». Все зависело от того, какая из душ в какой области в тот или иной момент брала верх. В одной душе Ленина — хилиазм, революционный раж, свирепость, иллюзионизм, безграничная сектантская нетерпимость, отрицание допустимости каких-либо компромиссов, желание, ни с чем не считаясь, не осматриваясь по сторонам, прямо, кроваво, беспощадно идти к поставленной цели. В другой душе — осторожность, практический нюх, конформизм, хитрость, большая расчетливость, способность, с помощью далеко идущих компромиссов и комбинаций, гибко приспособляться к требованиям изменяющейся жизни. Кажущееся чисто механическим соединение в одном и том же человеке двух взаимоотрицающих друг друга душ не делает личность цельной, она представляется двоящейся...".
С уважением и... без обид.
Приглашаю в гости (у Вашей матушки я в гостях уже побывал, рецензию оставил).
Виталий

Виталий Голышев   25.08.2015 18:27     Заявить о нарушении
Моя статья является моим мнением, не более... Я допускаю, что Александр Бланк был евреем, что и сказала в конце. И не делаю из этого никакой трагедии, а напротив. По воспитанию и убеждениям я интернационалистка.
Вас многое не устраивает из того, о чем написала я. Это Ваше право, ибо позиции и оценки у всех различаются. Но не нужно идеализировать и других авторов, выдвигающих порой самые безапеляционные концепции, которые потом также напрочь развенчиваются. Можете посмотреть критику насчет тех же авторов, которых Вы так горячо поддерживаете.
И последнее... почему Вы считаете, что Ваш "тон" вполне уместен?! Считаю, что нет, и если Вы немерены продолжать в том же духе, прошу не обижаться.
Специально не удаляю эту рецензию и, думаю, она будет последней.
ЕГ

Страницы Русской Истории   27.08.2015 19:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.