Коробейниковский крестный ход 2015 года

       Пятого июля завершился семнадцатый Коробейниковский крестный ход, уже ставшим традиционным и не так давно получившим статус Всероссийского.
      
       Начался он двадцать восьмого июня после ранней литургии в Покровском кафедральном соборе Барнаульской и Алтайской митрополии.
 
       От нашего, Свято-Никольского прихода города Горняка в крестном ходе участвовало двенадцать человек. За всю историю крестного хода – это наибольшее число крестоходцев от прихода. В Барнаул мы приехали в субботу, двадцать седьмого июня и разместились на ночлег в храме св. Димитрия Ростовского. По приезду, не задерживаясь, пошли на вечернюю службу, исповедовались. По окончании службы трапезничали, читали вечерние молитвы, каноны, последование к Святому причащению. Проснулись в пять утра и после сборов и отправки вещей пошли на раннюю литургию в Покровский собор.

       После литургии крестный ход вышел в направлении села Шадрино.  Нас сопровождали многочисленные попутчики. Слава Богу, их всегда много. Кто-то идёт первые двенадцать километров до первой стоянки, а кто и все тридцать два до села Шадрино. Начало пути всегда трудное и мы рады тем, кто нас поддерживает.

       Крестный ход не совсем рядовое мероприятие даже для людей, живущих в православной вере, а уж для не воцерковлённых, тем более. И чтобы не говорили о крестном ходе, прежде всего это подвиг ради спасения души и миссия, подвиг и миссия, осмысленные ради Христа. Смыслы его не изменяются, даже если ежегодно участвуешь в крестном ходе. Крестный ход – это всегда дорога к своей душе, к самому себе.

       В крестном ходе, молясь, мы постоянно разговариваем с Богом. С помощью молитв мы  каемся, благодарим и просим Бога, о чём либо. Да и как иначе, не молясь, можно с Ним разговаривать? Нет других способов. Молишься за свою грешную душу, за ближних, за Родину. Вымаливаешь у Господа прощение смертных грехов родителей, которые уже не могут этого сделать или, вследствие своего мировоззрения, не осознали, что сотворили когда-то. Попросить за себя мы сможем всегда, а кто попросить за наших ближних? Кто кроме нас?...

       Наша миссия, можно сказать, мирная, не агрессивная, в противном случае она бы выглядела как шествие фанатиков. Взаимоотношения с населением сёл, в которых нас принимают на ночлег самые хорошие. Символично, что по времени проведения крестный ход совпадает с апостольским постом. Многодневные посты изначально посвящены, какому либо событию: Рождественский пост – рождению Иисуса Христа; Великий пост – Пасхе и Воскресению Христа; Успенский пост – успению Пресвятой Богородицы. Апостольский пост был учреждён в воспоминание известного события: первоверховные апостолы, Пётр и Павел, прежде чем пойти с проповедью к народам, длительно постились. Можно сказать, что и наш крестный ход, тоже проповедь.
        Рассказывая о крестном ходе, в общий текст я буду вставлять фрагменты с описанием рядовых и необычных событий.

Итак.

Арафатка.

       Идти крестным ходом мне всегда было проблематично. С возрастом проявился фотодерматоз  сопровождающийся  болезненным отёком кожи от действия солнечных лучей и чтобы не «сжечь» кожу лица и шеи я повязал на голову так называемую «арафатку». Специально приобрёл и научился повязывать. В «арафатке» были открыты только глаза.  Конечно и обзор соответствующий: смотришь будто через амбразуру. Дышалось легко. Лицо не обдувалось ветерком и было тепло под хлопчатобумажной тканью, но это лучше, чем обожжённое маскообразное лицо, шея и  постоянные боли. Мой вид в «арфатке», для русского человека был необычен. Со мной шутили о несгибаемом и многострадальном народ Палестины, называли ниндзей. В нагорной части Барнаула, когда мы шли вдоль трамвайных путей и из окна, медленно проезжавшего мимо нас трамвая  две пятилетние девочки-близняшки с удивлением рассматривали мой наряд. Потом видел не единожды, как из проезжающих автомобилей специально фотографируют необычного крестоходца.
               
       На третий день пути, утром, в селе Калманка служилась литургия. Обычно служба проходила в храме Архангела Михаила, но в этот раз с нами была походная скиния и служба была  на открытом воздухе. Её возглавил Преосвященнейший Роман, епископ Рубцовский и Алейский. С этого дня он шёл с нами как рядовой крестоходец. За всю историю Коробейниковского крестного хода я не помню случая, когда епископ, возглавляющий епархию, шёл вместе со своей паствой и делил с нею все трудности пути. Причастились, позавтракали и пошли через Топичихинский район. Уже второй год меняется место стоянки. Были Чистюнька, Топчиха. В этот раз ночуем в Белояровке. Но до неё ещё идти и идти…               

Жара.

        Шесть дней пути, считая с первого дня и до села Елбанки, на небе не было ни единого облачка. Чистое, пречистое синее небо. И все эти дни мы шли навстречу солнцу. Безветрие и жара выше тридцати семи градусов. Самый ходовой продукт – вода. За сутки, в среднем выпиваешь от пяти до семи литров. Но вода практически вся выходила потом. Жарко, но мы шли с надеждой на Божью помощь. В подобных условиях, рассчитывая на свою самость, не пройдёшь и дня.
 
       На пути в Белояровку, на первой стоянке, мы отдыхали у придорожного кафе. Сидели  в тени кустов сирени, там же стоял мотоцикл работника кафе. И ему как раз нужно было  куда-то ехать. Он недовольно посетовал, что мы перекрыли выезд, чего не было на самом деле. В свою очередь мы попросили его осторожно, задним ходом, вывести мотоцикл. Ни к кому, не обращаясь, он в сердцах бросил:

- И куда вы прётесь в такую жару.

Это был не вопрос, скорей всего непонимание. На что один из братьев спокойно заметил:

- Но вы же работаете в такую жару, а мы идём крестным ходом и молимся, в том числе и за вас.

На этом недоразумение разрешилось. Да, действительно, для мира крестный ход, это необычное мероприятие.

       В течение дальнейшего пути ничего особенного не произошло, все, как и должно быть: жара, жажда, усталость, молитва. На стоянках читали акафисты, отдыхали, коротко разговаривали со знакомыми, кто хотел – перекусывал. К вечеру дошли до Белояровки, прошли по селу и стали лагерем.  Ставили палатки, умывались, трапезничали.

Юрий

       В крестном ходе, как и в обычной жизни случайностей не бывает. На стоянке в Белояровке познакомился с Юрием Мартыновым, оператором  “ГТРК” Алтай”. Наши палатки стояли рядом, и как соседи, мы имели возможность свободно общаться на любые темы. В крестном ходе Юра был по производственной необходимости: он снимал фильм о Коробейниковском крестном ходе. Юрий оказался интересным собеседником, ищущим Бога через осмысление значимости крестного хода в жизни православного христианина. И, как обычно бывает у новоначальных, ему мало было понять самому, не менее важно было «зацепить зрителя за живое», встряхнуть его дремлющую душу и  донести собственные ощущения и понимание важных духовных истин. Назначение будущего фильма, в моём понимании: остановить зрителя бегущего в стремительном потоке времени, часто не понимающего для чего он живет, и показать ему, что вот оно, настоящее и нужное тебе и, одновременно, предупреждение: в Православии никогда не было и не будет комфортно. Это всегда крест…
      
      Снимать фильм в тяжёлых условиях крестного хода - это нечто… Представьте себе: крестоходцы идут и переносят все тяготы дня, а Юрию по мимо этого надо вести съёмку и  брать интервью.  Но это была его миссия и, как я понял, он её выполнил. Потом, после крестного хода, будет монтаж и шлифовка фильма, но это будет потом, на «холодную» голову.

Очередь

       В течение пешего пути братья и сестры, как правило, между собой не разговаривают, да и как совместить разговор и молитву. Общение возможно на отдыхе или на стоянке в лагере и, как правило, оно происходило в очередях к умывальнику, на кухне - за пищей, за трапезой, в очереди к священнику - на исповедь…

       Может быть, я скажу вам странную вещь, но, даже размышляя об очередях и иногда сетуя на них, понимаешь, что и очередь является испытанием крестоходцу и приносящим духовную пользу. Судите сами. Очередь учит тебя не искать в ней знакомых, чтобы стать рядом с ними и побыстрее сделать дело и не наглеть, бесцеремонно подходя, к раздающему пищу, игнорируя своих братьев. Вытерпи и дождись, не пытайся стать первым активно работа локтями. Время можешь сэкономить, но потеряешь нечто более важное.

       Подъём по обыкновению, в четыре утра. И закрутилось, завертелось… Закончилась литургия. Позавтракали, собрали вещи и сдали их в погрузку. Построились и пошли в город Алейск. Через каждые восемь-десять километров останавливались на отдых и акафист. И снова шли… На последнем этапе сели в автобусы и около тридцати километров ехали до самого Алейска. На этот раз, в связи с ремонтными работами на территории храма,  стали лагерем на окраине города. Место хорошее, ровное, заросшее травой и к нашему приходу выкошенное. Уютно расположились, поставили палатки и всё остальное пошло обычным порядком… Спросил о плане мероприятий следующего дня. Предстояла ранняя литургия, ориентировочно в шесть тридцать. Понятно, что всё чётко не распланируешь, да и нет в этом особой необходимости. К назначенному времени мы организованно пошли в воинскую часть. Походная скиния уже стояла на окраине плаца. Священники начали исповедовать солдат и крестоходцев. Исповедовался у о. Петра. Обратил внимание, что на исповедь шли военнослужащие преимущественно из последнего, весеннего призыва. Когда они шли строем к месту исповеди, крестоходцы подбадривали их, понимая как трудно исповедовать веру в условиях армейской службы. Во время литургии мы приложились к мощам святой преподобной Матроны Московской и святых отцов Оптиной Пустыни. Непосредственно перед причастием Святых Христовых Тайн, подходили  к образу собора святых защитников воинства и образу Богородицы Песчанской. После причастия, на окраине плаца, в тени казармы для причастников  прочитал Благодарственные молитвы.
Вернулись в лагерь, позавтракали, сдали вещи, погрузились в автобусы и выехали в направление Усть-Чарышской пристани.

       Автобусы остановились в традиционном месте, возле дорожного указателя – «с. Нижняя Гусыня – 14 км.» Мы построились и пошли, с молитвой к Богу и упованием на Его милость. В конце третьего перехода остановились у поклонного креста. Здесь традиционно служился молебен святому и праведному Иоанну Кронштадскому. После молебна, с  благодарственной речью к крестоходцам обратился иеромонах Никандр. В заключении он рассказал о порядке  нашего пребывания в Усть-Чарышской пристани. После размещения, крестоходцы могли сходить в баню, искупаться в Чарыше, посмотреть и послушать традиционный концерт и, конечно же, помолиться, исповедоваться и подготовиться к утренней Литургии.

        Крестоходцам можно многое предлагать, но мы, особенно не впервые идущие, выполняем свой план. У меня он прост и зависит от текущей погоды и степени повреждения ног. В этот раз определил себе сходить на Чарыш, поужинать и подготовиться к завтрашнему дню. Концерт и баня меня не заинтересовали. После напутствия отца Никандра, пройдя несколько километров, мы вошли в село. В этом году  наш лагерь разместился на новом месте. Обычно палатки ставились на территории ПТУ, но к нашему приходу  училище окончательно закрыли и отцу Никандру пришлось подыскивать новое место. Нас расположили на территории строящегося храма.

        Нашёл место для палатки: как раз напротив западного входа в храм, можно сказать у паперти. Разобрал сумки, всё уложил и пошёл на Ковш, так местные жители называют лодочный причал. Берег узкий, дно илистое и крутое. От кромки  берега глубина реки не менее трёх метров. Вода тёплая и, можно сказать, чистая.

        На обратном пути окунулся в святой источник. Вокруг источника было много комаров, но тут не до наслаждений, пришлось терпеть.
После ужина пообщался с крестоходцами нашего района и пошёл к себе в палатку. Концертная площадка была рядом с храмом, так что невольно выслушал весь концерт. Стемнело. Лагерь потихоньку успокоился. 

Пророк

       Громкий, ритмично читающий голос прорвался сквозь сон. Посмотрел на будильник: час двадцать пять. Сориентировался: возле походной иконы Спас Нерукотворный, стоящей на паперти, молодой мужчина во весь голос читает Иисусову молитву. Не просто молится, требует. Понятно, что проснулся не один я, но и жильцы соседних палаток. Посыпались раздражённые вопросы и советы. Оно и понятно: уставшие крестоходцы поздно заснули, а просыпаться предстоит в пять часов.

- Что случилось, брат? Тебе не хватило дня на молитву?
- Жаль, что отменили побивание камнями…
- Молись про себя!
- Рано вставать, а ты, брат, мешаешь отдохнуть.

И последний совет:
- Давай утром, вместе со священником помолимся.
На что последовал незамедлительный ответ:
- Молитесь сегодня, завтра поздно будет…

       Что на это ответишь? Тем более, «завтра» – понятие растяжимое. Мы замолчали думая про это «завтра». А кто знает, каким оно будет… Мир наш, фактически, на грани войны…

       Минут через пять молитвенник успокоился и принялся молиться про себя.

       Утром мои соседи рассказали, что спать нам мешал крестоходец, которого прозвали «пророком»  за его постоянные обличения, наставления и пророчества о днях и событиях.
 
       Уже днём, от лица моих соседей по стоянке, я услышал эту историю в другом варианте. Паломница из Москвы подготовилась к Причастию и из-за разницы во времени поздно заснула. В результате инцидента расстроилась и чтобы успокоится, выпила бульон, оставшийся от пожертвованной рыбной ухи. И всё бы ничего, но ей утром идти к Причастию и вспомнив об этом, ещё больше расстроилась. Наверно в расстройстве, её ощущение времени изменилось, потому, как ей показалось, что наш возмутитель спокойствия молился целых два часа.

       Утренний подъём и всё остальное прошло обычным порядком. До Литургии собрал вещи, палатку и унёс к машине.
После Литургии мы вышли на Елбанку. Нам предстояло пройти один из самых трудных участков пути. Идти всего двадцать пять километров, но неровный дорожный профиль с невероятным песчано-глиняным и каменистым покрытием удлиняет путь ровно в два раза. Сплошные камни, от маленьких, с горошинку и до булыжников, впечатанные в глину и свободно перемещающиеся…


Камни на босу ногу
 
      Во время второго перехода, среди крестоходцев увидел молодую женщину. Всё как обычно для женщины: платок, юбка и рюкзак в придачу, но обувь… обувь она несла в руках. Шла босиком.

Через плотную подошву своих кроссовок я могу точно сказать, на сколько камешков в данный момент наступил. А она не выбирала места, куда ставить ногу. Достал фотоаппарат и снял несколько коротких видео. А она так и шла и не было крови на камнях и кожа на подошвах не была повреждена. Дорога есть дорога: где-то отвлёкся, где-то отстал и окончания этой истории не увидел.
Когда человек совершает нечто, превосходящее возможности обычного человека, он совершает это с помощью бесов.

       Незаметно закончился предпоследний этап. Уже в Елбанке у крестоходцев появляется ощущение окончания пути, конечно, впереди, до Коробейниково, ещё семнадцать километров, но мы пройдём их быстро и незаметно.

       Войдя в село, нашёл на окраине школьной территории местечко для палатки.
 
       Вот уже не первый год, во время стоянки в Елбанке, ночью поднимается сильный ветер и идёт дождь. Иногда случается гроза. А рано утром поёт кукушка. Отмеряет на всех необходимое число лет и улетит. Это традиция. Но посмотрим, так ли все традиции исполняются. Палатка у меня горная, ветроустойчивая, поэтому было чем закрепить, чтобы не снесло. В течение вечера было много коротких душеполезных разговоров, заранее сдал поминальные записки о здравии и упокоении. Поужинал, позвонил жене, помолился. День завершился, пора спать. Ночью шёл лёгкий дождь, был, как и ожидался, порывистый ветер. В отдалении блистали молнии, и  громыхал гром. Утром, сквозь сон услышал кукушку. Всё шло по плану.

День предпоследний

       Утренний порядок обычный. Вышли в Коробейниково. Сегодня продолжение вчерашней дороги. После мостов через Чарыш, а это половина пути, дорога стала лучше, однако мы не обращали на неё внимание. Нас поддерживала ожидаемая радость встречи с чудотворным образом Богородицы.

       Число крестоходцев увеличилось за счёт паломников приехавших в Елбанку и идущих с нами до Коробейниково.
        В дороге встретил Виктора, мужа двоюродной сестры. Шли, обходя лужи, рассказывали друг другу новости,  случившиеся у родственников.

Паломницы

       Короткий  участок пути шёл с двумя молодыми паломницами из Барнаула. Из рассказа узнал, что они из Барнаула и с крестным ходом шли до первой остановки на Кордоне. И сегодня, в последний день, снова присоединились к крестному ходу. В разговоре услышал сожаление с некоторой долей вины, что, мол, они шли не весь путь, а только последние полтора десятка километров. На что рассказал им евангельскую притчу о сборщиках винограда и платы за рабочий день в один динарий. Нам, крестоходцам, прошедшим весь путь, нечем гордиться. Каждый сделал что мог, в меру своих сил. И по договору плата для всех одинаковая. В дороге мы незаметно разошлись, как и встретились.


       Ближе к Коробейниково среди крестоходцев ощущалось нетерпение и лёгкое возбуждение. Вошли в село, подошли к храму, зашли и, не спеша, предварительно помолясь про себя о своих нуждах, приложились к чудотворному образу Богородицы. Отходящих от иконы отец Никандр обильно кропил святой водой. На этот раз обошлось без эксцессов: бесноватых не было. Вышел из храма, встретился с женой Татьяной. Сообща поставили палатку, разобрали вещи и пошли на помазывание елеем. Договорились идти на исповедь у кого как получится. Вместе со знакомыми крестоходцами занял очередь к священнику. После исповеди поужинали, подготовились к Причастию и разошлись по спальным мешкам. Литургия для крестоходцев должна была начаться в полночь.

       Короткий сон быстро закончился, и мы пошли в храм. По окончании литургии причастились Святых Христовых Тайн, прочитали Благодарственные молитвы и отправились  досыпать.
 
       Ночью шёл дождь, и утро было дождливым. В девять часов началась торжественная архиерейская служба. Её возглавил высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский. Ему сослужили епископы митрополии. Служба проходила вне храма, под шатром. Паломников было много и часть из них стояла под дождём в дождевиках. В службе мы не  участвовали и занимались сборами в дорогу. Пока сворачивал  палатку, полностью вымок. У меня была сухая смена одежды, потому и не переживал. Сообща унесли вещи в горняцкий автобус. Переоделся. Дождались остальных паломников и поехали домой.

       Крестный ход завершился, но он будет ещё продолжаться в воспоминаниях и размышлениях. Надеюсь, что в следующий год кому-нибудь из нашей семьи, Татьяне или мне удастся вновь пройти пешим ходом в Коробейниково. 

Спасибо Господи за всё!
      


28 августа 2015 года


Рецензии
Какие вы молодцы! На Вас и держится наша церковь. Здоровья всем и божьей благодати!
С глубоким уважением, Валентина.

Валентина Апанасенко   19.01.2016 17:13     Заявить о нарушении
Спасибо Валентина!

Поздравляю с Богоявлением!
Божьей помощи во всех Ваших делах!

С уважением,

Сергей Шалинский   19.01.2016 18:06   Заявить о нарушении
Спасибо, за очень интересное повествование о крестном ходе.

Александр Разенков   10.05.2016 17:16   Заявить о нарушении