О Тихом Доне, новом...

О Тихом Доне, новом...

27 ноября 2015 года


Конечно, судить о фильме, который ещё не вышел на экраны, только лишь по назойливой рекламе, совершенно поспешно и неправильно.
И я этого, постараюсь, не делать.
Но то, что кинулось в глаза только на основании рекламы, уже очень тревожит.
* В фильме - Григорий левша.
Может ли это быть? Может, хотя автор на это  указывал, применительно к детству Григория, и Пантелей Прокофьевич отучил его в детстве от этой, по его мнению, пагубной привычки, всё делать левой рукой. И зачем понадобился этот приём Урсуляку, я просто не понимаю. Оригинальнее и красивше?!! Необычно?
Всё же, мы видели Григория Мелехова, в исполнении Петра Глебова, который шашку держал в правой руке. Всегда!
И австрияка , первого, ни за что, чем и страшна война, срубил всё же правой рукой, поэтому и рана на ЛЕВОЙ стороне головы у того, больше на левой...
Здесь - австрияк убит Григорием левой рукой, попробуйте это сделать через лошадь, но рана на голове - так же, на левой стороне головы, больше на левой...
А должна бы быть - на правой, коль австрияк бежал, да ещё и вдоль забора, ограды церкви, по-моему.
Тогда - что,  Григорий "крался" конём вдоль этой ограды, оттесняя австрияка, конём, от неё, на середину улицы?!!
Иначе - как же ты срубишь человека левой рукой, когда тот бежал справа от коня?
Наверное, австрияк остановился и повернулся, тогда всё будет правильно.
*Опустите левую руку вдоль тела. Вот там, где ладонь, чуть выше, на полторы-две ладони, там и покоится эфес шашки, которую поддерживают при ходьбе.
А у Григория где этот эфес?
На уровне почти середины груди.
Нельзя же так. Это просто некрасиво.
Видно, что экономит режиссёр на консультанте, военном, и влияния того на эти вещи нет никакого.
Это - как в последней экранизации "Белой гвардии" - ремни офицерского снаряжения - поверх погон.
Разве так было?!!
И что бы с этими погонами было через день пребывания в окопах?
* Речь Григория и иных героев - НЕ РЕЧЬ ДОНЦА! Так говорили или иногородние, или на Кубани, но не КАЗАКИ на Дону! Уж просто поверьте человеку, знающего это и по роду своему. Да, Григорий мог сказать: "Сколезь!", но никак не украинизмы, на каждом шагу, и увлечение, просто повальное, мягким знаком в речи - везде и обо всём: править; любить;едить; скачеть...
НЕ ГОВОРИЛИ ТАК на Дону! Спасибо Людмиле Хитяевой, поддержала меня и сказала: казак -донец, никогда бы не сказал "шо", а говорил: "чё".
*У казаков , за плечами, у многих, ТРЁХЛИНЕЙКИ, а не карабины кавалерийские. Это было особое оружие, специально сконструированное, для стрельбы одной рукой. Надо же было и конём как-то управлять. Шенкелями - это только единицы, опытные казаки.
Это как же бы передвигался казак в лесу с этой трёхлинейкой, да ещё намётом? Да и вес другой, что для коня очень важно.
Всё-же - главным оружием казака и кавалерии всей - было холодное оружие в ту пору: на первый удар - пика, а затем - клинок.
Карабин - только спешенным казакам служил, в окопах.
Посмотрите, насколько ствол карабина выступает над плечом у Глебова-Мелехова, и у казаков этого фильма.
Земля и небо!
* Пантелей Прокофьевич, молодой, крепкий мужик, пусть он родил Григория в 30 лет, 32. Значит, ему было не более 50-52 лет.
А Ильинична, в исполнении Зайцевой? Прекрасной Зайцевой, помню, в фильме, где она играла с Ефремовым. Или Бурковым...
Но здесь - древняя старушка, с пергаментным лицом.
Разве такой была мать Григория?
Крепкая и сильная, всю жизнь - в труде, выродившая двух сыновей, дочь...
На ней весь дом.
А в фильме - Ильиничне, кажется, и двигаться тяжело.
Это - как "Элен", играла Ильиничну в фильме С. Бондарчука. Просто нелепый и страшный кинообраз. И вновь - повтор, очень бы не хотелось... Уже ведь и так саднит от боли, что случилось с мэтром, что он снял на итальянские деньги эту похабную, по иному не скажешь, картину.
Аксинью Бондарчука - запороли бы нагайками, возле церкви: и с волосами распущенными ходит по станице, и много чего ещё можно сказать...
Не будем объединять и предвосхищать фильм. Может он другой? И мне только показались эти несуразности?
*Женщины в фильме.
Очень вертлявые, тростинки. Фотомодели сегодняшнего дня, голливудские.
Разве такими были казачки?
Вспомните, Герасимов Быстрицкой велел поправиться на 20 кг., хотя она и не была тщедушной.
Крепкая барышня была и до того, как стала играть Аксинью.
* Григорий - герой войны с германцем, выродился в палача и карателя не по своей воле. Именно к этому ведь и вела политика белых вождей.
И поэтому - он такой же грешник, как и Миша Кошевой, который защищает и отстаивает свою правду, и своё будущее.
Тут же симпатии сразу же - на стороне ТОЛЬКО Григория, со товарищи, а вот Иван Алексеев и Миша Кошевой - отступники и мерзавцы.
В этом и трагедия той войны.
И не гражданская она была!
Это была иностранная интервенция в России 14!!! государств, которым и присягнули вожди белого движения.
И служили им истово. Было за что!
Поэтому трагедия Григория именно в том, что он не по тот берег Тихого Дона встал, где был его народ, а по тот, где был Деникин с Алексеевым.
Это же только у Никиты Сергеевича они праведные и вели Россию именно в правильном направлении.
А так ли это было?
Думаю, что нет.
Ну, да ладно, посмотрим фильм, тогда и будем судить.
*Ещё о мелочах. Казак не носил галифе с лампасом казачьим.
Брюки были ровными, но носились с сапогами.
А Пантелей Прокофьевич бегает в галифе. Да и не он один, а ВСЕ казаки.
Мелочь, но неприятно. Это Гриша пришёл из Красной Армии, как сегодня говорят - утратив доверие, за своё прошлое, в галифе, а так - несуразица!
*История "Тихого Дона" - это ведь не лубок, не голливудские красотки, а фильм о том "чёрном переделе" между единым народом, который порождён не советской властью. А нам опять повторяют слова Ф. Бондарчука, те же самые, что фильм - не о войне, а о любви. Где же эту любовь нашёл автор фильма?!!
У Аксиньи? Это не любовь, это дурной пожар, не более того. И этот пожар сделает несчастным великое множество людей, которые её окружали.
 Так вот вернусь - передел тот, через каждую семью, уж точно не той властью, красной, был порождён.
В этот передел страна вошла, въехала по итогам бездарно проигранной Первой Мировой войны.
В результате тотального предательства и родства Государя, и генералитета, и церкви, и знати...
Да и его самого, который так легко и так поспешно отказался от престола, как говорил министр двора Дитерикс: "Словно командование эскадроном сдал".
А ведь 64 дивизии стояли в прямом соприкосновении с войсками Германии, прошедшие войну. И той бы - никак не устоять, пала бы непременно.
Поэтому и судеб неприкаянных, подобных Григорию, было бы меньше...
А значит - беды и горя.
Ждём фильм, но тревожно что-то, увидев эти несуразности только.
Вешают Подтёлкова,и рядом с ним нет Крывошлыкова, и просит стариков:"Посмотреть, как товарищи будут смерть принимать!"
Разве так было? "Поддержать тех, кто духом ослаб!" - вот главное...
А где-же леденящее шолоховское, помните: "И ты, Мелехов, тут... ОБОРОТИЛСЯ!!!..."
Вот правда! А артист, наверное, этого слова и не знает, поэтому и прошло на экран: "Обратился!"
P.S. Вот и прошли первые три серии фильма.
И мне думается, что я не ошибся в своих суждениях, сделанных только на основании рекламы.
Кто приятен - Наталья. Да, не оторва, да, не шумная, к несчастию - разнелюбая, и страсти не выказывает той, как Аксинья, что и повязало Гришу с ней.
Но - всё же, всё же - Михаил Александрович не додумался, чтобы Гриша подглядывал в окно на разомлевших от страсти Степана и Аксинью.
Возникает просто физическая гадливость от этой сцены.
Или первые утехи любовные - на стогу, Аксиньи с Григорием. Именно так, потому что дама уже была искушённой.
И что-же это она всё поле "засеяла" и платком своим , и исподним. Чтоб все сразу узнали, что она творит. Только исподнего, забыл автор, не было в ту пору у женщин, простите, милые дамы.
Да ей бы, не дожидаясь Степана из лагерей, проходу не дали. На хуторе ведь и атаман был, любого бы приструнил.
Вот очень плохо, очень плохо, что не устоял Урсуляк - и он подался в прекраснейшее поле для режиссёра - "ПО МОТИВАМ".
Поэтому и можно отмахнуться от любого критического упрёка, я же "по мотивам" снимал. И моё дело, что я там горожу.
Возьмите род Мелеховых - трое детей, и такое ощущение, что Ильинична, да простит меня ВЕЛИКИЙ КЛАССИК, гулёной и сама была.
Нас в семье пятеро, было, у матери, и все ПОХОЖИ друг на друга.
Даже внуки эти черты сохраняют.
А здесь - Пётр, у "турков", с типично тамбовской, простите, физиономией. Сестра Григория и Петра Дуняшка - вообще не казачий тип лица, тем более, повторюсь - у "турков", как звали Мелеховых обиходно. Скорее - латышка или полька...
Да и Дарья не с казачьих краёв, а из семьи пришлых "хохлов", которых на Дону было много.
Уж очень часто падает Пантелей Прокофьевич, по любому поводу, так увечные люди не ходят, не бегают, понимают свой изъян, да ещё с его ростом и статью - зашибся бы вусмерть.
Пьянство, беспробудное пьянство в фильме, а когда же казаки землю пахали, хлеб и детей растили, на сборы уходили, сено косили, а свадьбы ведь праздновали только в строго определённое время, после завершения всех полеводческих работ. Поэтому пьянствовать особо было некогда.
Ну, и самое последнее - казачьи песни. Их в фильме много, но это не песни кануна Мировой войны.
Этих песен, всё же, уже не пели.
Это всё равно, что сегодня запеть бы на каком-то "Голосе" - "Вот кто-то с горочки спустился". Леонтьев, с Арбениной, брезгливо бы скривились.
Неведомы мне эти песни, хотя, вроде бы, от этих краёв не отрывался.
Помните, "Тихий Дон" Герасимова? Какие песни звучат? "Спой ты, пташка, канарейка...", эту песню пел и мой дед, современник Григория, который тоже прошёл Первую Мировую войну, или: "Как у нашего соседа, весела была беседа...".
Здесь же звучат песни, на мой взгляд, времён Степана Разина.
С точки зрения традиций - хорошо, что их хранят, но с точки зрения бытовой правды, увы, увы! Так не бывает. Отзвучали эти песни в свой век...
Ну, и последнее - как носят казаки папахи...
Боже мой, это же вёдра на их головах.
Автор сам долгие годы носил папаху. Как мы её заламывали, правый угол, чтобы, как заметил Лукьянов в "Кубанских казаках" - лихость была.
Более того, урядник, напутствующий молодых казаков после принятия Присяги, такой был порядок, Присягу принимали до призыва на службу, вообще ходит в ТУРЕЦКОЙ ПАПАХЕ!!!
Понимаю, что это просто надо знать, но так нельзя поступать с нами, не все же просто смотрят фильм, а ещё и тщатся думать, хотя бы немножко.
Жаль, очень жаль, что "ПО МОТИВАМ" и съедают суть той великой трагедии, которую и написал Шолохов.
Нет, не о любви этот фильм, вернее - не только о любви, а о той страшной судьбе, которую прожил наш народ, вынес на себе все испытания и невзгоды, и всё стремился найти свою правду. Очень жаль, что каждый свою, но кровавую с обеих сторон.
P.S. II Набрался мужества и посмотрел очередную порцию "главной премьеры года".
Сохрани меня Господь!
Два хороших момента: спасение Григорием Степана, раненого, и подполковника или войскового старшины (чин один, подполковнику равен, не рассмотрел погоны).
Самый неудачный образ в этой части - дед, душеприказчик Григория в имении Листницкого. Так и вспоминаешь шолоховского дедулю, который и трезвым-то не был, но сколько в нём обаяния и человеческой мудрости, тепла.
А здесь - какой-то истукан, неодушевлённый.
А пропало сколько важного: и протест Григория, стихийный, но буйный, против самого императора Всероссийского, который ему крест вручал в госпитале, нет этой сцены вообще.
Не хочет даже в таком виде протестовать против власти Урсуляк, низзя!
Поэтому фильм многое потерял от этого.
Ушла куда-то, заблудилась в частностях, сцена пребывания хуторянина Григория в имении Листницкго, который чаёвничал с дедом в прихожке.
Помните: "Вредные мне они, эти бабы... Ишь, вчерась , на хуторе, бегала в чириках на босу ногу, а теперя: "Холодно здеся!, не тут, а здеся!"
Это шолоховская поэзия, а она ушла.
А как он восторгался Григорием, при этом: "Испятнали его, не поймёшь, чего больше - ран али крестов"...
И жажда отмщения Аксинье, когда он, усмехаясь, говорит о том, что не сильно был ранен Григорий, так как Наталья двойню родила.
И много иного не стало, а мелочных частностей, напротив, появилось много и они растворяют весь смысл великой эпопеи Шолохова.
Генерал Листницкий ходит неведомо в какой одежде: папаха - не та, бекеша - не та, а если в шинели, то где красные отвороты?!!
В шинели хлестать кнутом младшего Листницкого - не много толку и прока, через шинель не больно, эта сцена выглядит какой-то замороченной и смешной. А ногой, в сапоге, как это сделал Григорий Герасимова, увы, не смел. Нельзя же так к власти. И, уж, конечно, доконал меня просто "Привет..." Григория, обращённый к Евгению Листницкому, в ответ на его приветствие. Это был уже ВАШЕ ВЫСОКОБЛАГОРОДИЕ, так как на Листницком-младшем, на его плечах, погоны есаула.
И не ожёг удар кнута лицо Аксиньи, вспомните, как это было у Глебова и Быстрицкой, за неверность и измену.
Появился блудный сын на отеческом базу и даже не поздоровался с отцом и матерью, так воспылал чувствами к нелюбимой им Наталье, что сразу устремился к ней, ещё не умывшись, простите, от лобзаний, покаянных, Аксиньи?!!
Разве так бывает у людей?
Что за война идёт, с кем?
Ни один руководитель, командир, так и не сказал казакам за весь фильм этого.
Вот это уже просто мелко! О войне и врагах престола говорили все , у Шолохова, но этого нет в фильме.
И если Глебов-Григорий, всё-же в атаке догоняет австрийца и срубил его, как говорит этот Григорий, то Гриша в сериале Урсуляка, выступает садистом и убийцей.
Ибо он ВОЗВРАЩАЕТСЯ К НЕСЧАСТНОЙ ЖЕРТВЕ, ничем ему не угрожающей, и просто убивает её.
Омерзительно просто эту сцену обыграли.
Не знаю даже, хватит ли сил ещё посмотреть эту "лабуду", времени жаль и душевного расстройства.
Пропал момент встречи Подтёлкова с Калединым. А ведь высочайший смысл был Шолоховым заложен в это! Любим мною настоящий герой Брусиловского прорыва, ПЕРВЫЙ, как бы сказали сегодня, всенародно избранный атаман, после долгих времён, Всевеликого войска Донского генерал Каледин и его встреча с Подтёлковым, который ультиматум передаёт генералу от 46 казачьих полков, которые не признали его власти и присягнули служить Советам. Какие здесь характеры! Воля какая, даже от того, как Подтёлков удержал товарищей от готовности встать пред ЕГО Высокопревосходительством, так как Каледин был генералом от кавалерии, говоря по нашему - генерал-полковником. В ту пору сделать это нижним чинам было весьма непросто.
Много чего пропало.
Только очень много голых ног Аксиньи: и перед Степаном, и Листницким, и Гришкой... И не сказала бы Аксинья Степану, возвернувшемуся из плена, что она была "любовницей Листницкого", если бы и говорила это, то , всё-же - "полюбовницей". Так в то время говорили на Дону.
Все эти несуразности -  в духе сегодняшнего времени.
Очень благодарен Юлене Юликовой, которая столь профессионально и красиво дополнили мои заметки, что их повторять вновь? Кто захочет - увидит в отзывах.
Спасибо всем, кто остался неравнодушным.
И всё-же, и всё-же, фильм Урсуляка, со всеми недочётами, выше и лучше фильма С. Бондарчука.
Там - не несуразности и ошибки, а просто непонимание людей, за что они взялись и кого воплотить на экране должны.
А вот с Герасимовым сравнивать не будем. Этой высоты уже не достигнуть никому!
 Не дано!
Другой уровень нравственности был, прежде всего.
P.S. III Прощён, прощён Урсуляк за третью часть фильма.
Конечно, все недочёты не исчезли, и, так скажем - щадяще, самих себя щадят актёры, на надрыв не идут, кроме Натальи, играя свои роли, но всё же - эта часть более искренняя и отвечает первоисточнику.
НЕ ВЕРЮ, чтобы Пантелей Прокофьевич столь буднично, как о стоге сена, договаривался со священником об отпевании Дарьи, после самоубийства.
Да и Ильинична не столь пылко останавливала Наталью от проклятий в адрес Григория, как это в фильме Герасимова.
Коршунов и Кошевой - можно ставить знак равенства по жестокости и мерзости, которую они творили.
И нет вещих слов Григория, помните: "Меня тут не было!", когда он узнал о лихоимстве Коршунова, дружка юности.
Ну, а деяния Кошевого - тоже никак не тянут на правду, жечь хутор и упиваться этим.
Но даже при этом - актёры всё же "разыгрались", и уже больше веришь тому, что происходит.
И как не вспомнить слова других героев: "Белые придут - грабють, красные придут - тоже грабють".
Страшное время пережил наш народ.
Хотелось бы, чтобы оно никогда не вернулось.
И вот тем, кто так жаждет порушить установившийся порядок в России, надо и власти, и нам - сказать своё решительное "НЕТ!", ибо мало не покажется никому, если мы последуем по пути, на который указуют Гозман, Надеждин, Митрохин и прочие "револьюционеры"...
Принципиальные три недостатка: не мог ходить Григорий в папахе, на которой нашита и красная лента, и чуть в стороне - белая. А вернее - белая, как-то неряшливо, поверх красной, сегментом. И хотя на флаге Донской республики был белый крест, на красном поле, так казаки нашивок на папахах не носили.
Второе - Григорий так и продолжает пребывать в чине хорунжего, это неправда, ко времени командования им казачьей дивизией, так её называли, хотя это, конечно, не дивизия, он был подъесаулом, четыре звёздочки на погоне.
Он был старше по чину даже в дни гибели Петра: Пётр - хорунжим, а он, в ту пору - сотником.
И, конечно, что меня всегда мучило, от Шолохова - и Григорий, и Аксинья - палачи столь светлой души, как Наталья.
Нет, не любовь это, а дурная страсть. Не могла, не имела права женщина отнимать мать у двух детей.
Аксинья это делала всю жизнь, с лёгкостью.
Но это уже вопрос не Урсуляку, а Великому Шолохову.
P.S.IV  Фильм завершился. И все спешат говорить о нём, КАК О ПРОЧТЕНИИ ШОЛОХОВА НОВЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ.
Даже внук Михаила Александровича сказал об этом.
НЕТ И НЕТ!!!
Нет такого права у автора фильма.
А то мы так "допонимаемся", каждый на свой лад, что и историю забудем: как и что было.
Никита Сергеевич, вон, свою линию в истории гнёт, ничего общего с этой историей не имеющей. Он же НИКОГДА не сказал, что даже Бунин признал великую победу советского народа и через двадцать лет, после проклятия Красной России, прозрел и вложил шпагу в ножны - его слова.
Правда, бравурно и напыщенно звучит - он эту шпагу НИКОГДА в жизни и не держал, не боролся с оружием в руках против Советской власти.
Так же выгодно правящему элементу, не классу, а элементу - спрятать реальные противоречия в обществе на ту пору.
Да и объявить каких-то там большевиков виновниками русской смуты.
А смута эта началась с февраля буквально, а если реально - то задолго до 14 даже года.
И никто не повинится в том, что жизнь людей довели до краю: ни приверженцы бесталанного царя, ни приверженцы Временного правительства, которое НИЧЕГО не сделало по выходу России из кризиса, ни служки церкви...
А большевиков-то в России было десятки тысяч всего, на момент революции.
Что же вы их не остановили, господа хорошие? Офицеров, в ресторанах Петербурга, как писал А. А. Брусилов, от ужаса увиденного, было БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ НА ФРОНТЕ .
Вот и все причины.
Неправду вы говорите и здесь, в фильме - сам народ НЕ ЗАХОТЕЛ ЖИТЬ БОЛЕЕ ПО ТЕМ ПРАВИЛАМ, которые вы установили, и которые только вас и устраивали.
НАРОД!!! От неправды великой.
Вот об этом вы боитесь сказать. И тогда, и сейчас, открывая центры Ельцина.
Это же какой грех взят на душу властью, что позволили это сделать.
И ни слова о злодеяниях этого человека.
Так ведь и тогда было.
И полтора десятка страниц озлоблённого Бунина, я имею в виду его "Окаянные дни", разве это правда ТОЙ России?
А суть и главная правда фильма именно в этом, вернее - Шолохова.
А в фильме и мироеды Коршуновы даже очень симпатичные, прямо отцы родные для хуторян. Разве так было?
Поэтому большая кровь и лютость, в первую очередь, от них и исходила.
Ибо им, как писал Деникин - "...было что терять".
Поэтому - фильм разовый, и не будут его переживать, как Герасимова, и обращаться к нему.
Так, как на диковину, раз посмотреть можно, но не более.
А жаль...
И Прохор, душеприказчик Григория, не получился откровенно.
Вспомните эту роль в герасимовском фильме, она не эпизодическая и не роль второго плана, а одна из центральных. А здесь он и не запомнился даже.
Даже выстрел, оказавшийся роковым для Аксиньи - случайный. А у Шолохова ведь беспричинно радовались: "Кажись, попал...".
Ни для чего, но была тайная радость, что пуля не зря истрачена...
Страшно, но это так.
Ну, и самое последнее - много о фильме стал говорить сам Урсуляк. Думаю, что это просто неприлично. Все его оценки я комментировать не буду, зачем, все способны прочитать.
Но мимо одной оценки пройти мимо не могу, да и нельзя.
Урсуляк заявил в "Аргументах и фактах" - жили-де, казаки своим уставом, а тут пришли пришлые люди и всю их жизнь порушили.
Если это всерьёз - тогда становится страшно, что режиссёр с такими взглядами взялся за съёмки этого фильма.
А что же, в ответ, сказать трудовому народу того же Петрограда, Саратовской губернии, которые тоже не хотели жить, как скоты бессловесные.
А пришли казаки - да и не только плетьми отходили, а скольких убили?!! Так сказать - за веру, царя и отечество.
 И казаки не распинали народ в Сибири?
Тогда почитайте генерала Гревса, представителя США при армии Колчака. Он ведь прямо писал, что ТАКИХ зверств, которые творили казаки, ему видеть не приходилось.
Да и у матросов, которых ТАК рубил Григорий, Урсуляк ограничился четырьмя, а у Герасимова их было шесть, тоже ведь были матери и дети, у многих.
Лютость была взаимной. и оправдывать одну только сторону не стоит, не по-Божески это. Шолохов честно это показал - от неправды люди великой и пошли брат на брата, а сын - на отца.
Сам строй, режим неравенства в обществе и породил все эти будущие ужасы.
И самое страшное, что не внемлем ведь этому предупреждению из прошлого мы и сегодня, так как всё, к несчастию, повторяется: вновь мир поделён на бедных и богатых, а при этом устойчивым положение в обществе не бывает.
Нет, не бывает.

*** Не забыть бы и об этих событиях, которыми так восторгаются защитники "белой идеи". Спасибо С. Дроздову за этот материал.

Белый террор: колчаковщина
 
В серии обзоров фактов и свидетельств участников и очевидцев, геноцида русского народа, устроенного "носителями традиций" во время гражданской войны 20-х годов в России, называемого белым террором, пришла очередь событий связанных с самым обеляемым и самым кровавым палачом - адмиралом Колчаком. Почему в современной России из Колчака, утопившего Сибирь в русской крови, пытаются пропагандистскими сериалами и фильмами, памятниками. слепить образ "спасителя страны" - это отдельный вопрос.
Но после рассмотрения фактов террора устроенного адмиралом и его подручными, он звучит всё отчётливей. И уж совсем не понятно, как возможно на одной земле, политой кровью тысяч жертв Колчака, где стоят им памятники, устанавливать памятники их палачу? На верхнем фото памятник жертвам Куломзинского восстания против диктатуры Колчака. Что это за такая "новая традиция" вместо осмысления и определения места в истории, совсем уж неоднозначного деятеля, так лживо и безапелляционно пропагандистски возвеличивать его? Не за эти ли "заслуги" перед народом?

"Славный" путь борьбы за "родину" начался с того, что Колчак, нарушив присягу Российской империи, первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Узнав об Октябрьской революции, вручил британскому послу просьбу о приеме в английскую армию. Случайно не напоминает современные события с шакальничанием по посольствам?
....................

Итак, к августу 1918 года вооруженным силам РСФСР полностью или почти полностью противостояли иностранные войска, при поддержке "патриотов, типа Колчака, Краснова, Корнилова, Врангеля и т.д.. Ну красноречивей чем, "заклятый друг" России об этом не скажешь:

«Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за НАШЕ дело», – написал позже Уинстон Черчилль.

И так цели и задачи Колчаком и его зарубежными хозяевами были определены и он взялся за их реализацию, притом очень конкретными методами. Ниже подборка фактов и свидетельств, как говорится без комментариев:

Приказ Колчака:

"Гражданская война по необходимости должна быть беспощадной. Командирам я приказываю расстреливать всех захваченных коммунистов. Сейчас мы делаем ставку на штык"[Dotsenko P. The struggle for Democracy. Eyewithness Account of Contemporary. Stanford, 1983. P. 109.].

И эти указания Колчака его подручные с рвением конкретизировали. Вот фрагменты из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губерний генерал-лейтенанта С.Н. Розанова:

"Начальникам военных отрядов, действующих в районе восстания:

1.При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт, а достоверные сведения о наличности таковых имеются, - расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество, лошадей, повозки, хлеб и так далее отбирать в пользу казны."

<...>
6. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно"

 
Жертвы антиколчаковского восстания, Томск

В 1918 году "верховный правитель" Колчак создал 40 концлагерей. Ишим, Атбасар, Иркутск, Томск, Омск, Шкотово, Благовещенск, Тюкалинск...

Правительством Колчака в декабре 1918 г. было принято специальное постановление о широком введении смертной казни. Занималась приведением в исполнение этого постановления милиция. Кроме того, при МВД существовали карательные отряды особого назначения. Тяжелейшим преступлением было объявлено оскорбление Колчака “на словах”, за что полагалось тюремное заключение.

Как следует из мемуаров, сам Колчак не раз высказывал мнение о том, что “гражданская война должна быть беспощадной”. Начальник Уральского края Постников, отказавшийся от исполнения своих обязанностей, так характеризовал колчаковский режим:

"диктатура военной власти, расправа без суда, порка даже женщин, аресты по доносам, преследование по кляузам, ужасы - в лагерях красноармейцев, умерло за неделю 178 из 1600 человек. “По-видимому, они все обречены на вымирание”.

Штаб-ротмистр Фролов драгунского эскадрона корпуса Каппеля повествовал о своих “подвигах”:

«Развесив на воротах Кустаная несколько сот человек, постреляв немного, мы перекинулись в деревню, деревни Жаровка и Каргалинск были разделаны под орех, где за сочувствие большевизму пришлось расстрелять всех мужиков от 18 до 55-летнего возраста, после чего пустить “петуха”».

По мере военных неудач колчаковские генералы становились все более жестокими. 12 октября 1919 г. один из них издал приказ о расстреле каждого десятого заложника, а в случае массового вооруженного выступления против армии - всех жителей и сожжении селения дотла. В книге Литвина приводится письмо пермских рабочих от 15 ноября 1919 г.:

“Мы дожидались Колчака, как Христова дня, а дождались, как самого хищного зверя”.

Колчак, как интеллигентный главнокомандующий предпочитал не пытать, а пороть и не изощрятся со смертными казнями, а просто расстреливать. Советские печатные источники утверждают, что за период пребывания Колчака в Екатеринбургской губернии, белогвардейцы замучили и расстреляли свыше 25 тысяч человек и около 200 тысяч подвергли порке.

Следственное дело № 37751 против атамана Бориса Анненкова чекисты начали в мае 1926 года. Ему было в то время 36 лет. О себе говорил, что из дворян, окончил Одесский кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Октябрьскую революцию не признал, казачий сотник на фронте, решил не выполнять советского декрета о демобилизации и во главе «партизанского» отряда в 1918-м появился в Омске. В армии Колчака командовал бригадой, стал генерал-майором. После разгрома семиреченской армии с 4 тысячами бойцов ушел в Китай.

В четырехтомном следственном деле, обвиняющем Анненкова и его бывшего начальника штаба Н. А. Денисова, хранятся тысячи показаний разграбленных крестьян, родственников погибших от рук бандитов, действовавших под девизом:

«Нам нет никаких запрещений! С нами бог и атаман Анненков, руби направо и налево!»

В обвинительном заключении рассказывалось о множестве фактов бесчинств Анненкова и его банды. В начале сентября 1918 г. крестьяне Славгородского уезда очистили город от стражников сибирских областников. На усмирение были посланы «гусары» Анненкова. 11 сентября в городе началась расправа: в этот день было замучено и убито до 500 человек. Надежды делегатов крестьянского съезда на то, что

«никто не посмеет тронуть народных избранников, не оправдались. Всех арестованных делегатов крестьянского съезда (87 человек) Анненков приказал изрубить на площади против народного дома и закопать здесь же в яму».

Деревня Черный Дол, где находился штаб восставших, была сожжена дотла. Крестьян, их жен и детей расстреливали, били и вешали на столбах. Молодых девушек из города и ближайших деревень приводили к стоявшему на станции Славгорода поезду Анненкова, насиловали, потом выводили из вагонов и расстреливали. Участник Славгородского крестьянского выступления Блохин свидетельствовал: казнили анненковцы жутко — вырывали глаза, языки, снимали полосы на спине, живых закапывали в землю, привязывали к конским хвостам. В Семипалатинске атаман грозил расстрелять каждого пятого, если ему не выплатят контрибуцию.

Судили Анненкова и Денисова в Семипалатинске, там же по приговору суда и расстреляли 12 августа 1927 г.[335]

 
Раскопки могилы массовых захоронений жертв колчаковских репрессий марта 1919 года, Томск

Я уже приводил слова , командующего американскими интервенционными войсками в Сибири генерала У. Грэвса:

"В Восточной Сибири совершались ужасные убийства, но совершались они не большевиками, как это обычно думали. Я не ошибусь, если скажу, что в Восточной Сибири на каждого человека, убитого большевиками, приходилось 100 чел. убитых антибольшевистскими элементами."

Рассказал генерал, в частности, и о зверской расправе колчаковцев в ноябре 1918 г. в Омске с членами Учредительного собрания...

Теперь самое время взглянуть в лицо белому террору, от которого лукаво отворачивались ревнители гласности и правды из “Огонька”, “Московских новостей”, “Литературной газеты” и пр. Нет, мы не последуем сомнительному примеру Д. А. Волкогонова и Ю. Феофанова, призвавших в “обвинители” красных... генерала Деникина и полукадета Мельгунова. Пусть о деяниях белых свидетельствуют сами же белые. Этих свидетельств – немалое количество. Откроем лишь некоторые из них.

Когда адмирал Колчак утверждался на троне, его опричники устроили не только большевикам, но и эсеро-меньшевистским деятелям директории такую кровавую баню, о которой уцелевшие в ней долгие годы вспоминали с содроганием. Один из них – член ЦК партии правых эсеров Д. Ф. Раков сумел переправить из тюрьмы за границу письмо, которое эсеровский центр в Париже опубликовал в 1920 г. в виде брошюры под названием “В застенках Колчака. Голос из Сибири”.

Что же поведал мировой общественности этот голос?

“Омск, – свидетельствовал Раков, – просто замер от ужаса. В то время, когда жены убитых товарищей день и ночь разыскивали в сибирских снегах их трупы, я продолжал мучительное свое сидение, не ведая, какой ужас творится за стенами гауптвахты. Убитых... было бесконечное множество, во всяком случае, не меньше 2500 человек.

Целые возы трупов провозили по городу, как возят зимой бараньи и свиные туши. Пострадали главным образом солдаты местного гарнизона и рабочие...”(С. 16-17).

А вот сцены колчаковских расправ, набросанные, так сказать, с натуры:

“Само убийство представляет картину настолько дикую и страшную, что трудно о ней говорить даже людям, видавшим немало ужасов и в прошлом, и в настоящем. Несчастных раздели, оставили лишь в одном белье: убийцам, очевидно, понадобились их одежды. Били всеми родами оружия, за исключением артиллерии: били прикладами, кололи штыками, рубили шашками, стреляли в них из винтовок и револьверов. При казни присутствовали не только исполнители, но также и зрители. На глазах этой публики Н.Фомину (эсеру – П.Г.) нанесли 13 ран, из которых лишь 2 огнестрельные. Ему, еще живому, шашками пытались отрубить руки, но шашки, по-видимому, были тупые, получились глубокие раны на плечах и под мышками. Мне трудно, тяжело теперь описывать, как мучили, издевались, пытали наших товарищей” (С. 20-21).

Далее следует рассказ об одном из бесчисленных колчаковских застенков.

“Тюрьма рассчитана на 250 человек, а в мое время там сидело больше тысячи... Главное население тюрьмы – большевистские комиссары всех родов и видов, красногвардейцы, солдаты, офицеры – все за прифронтовым военно-полевым судом, все люди, ждущие смертных приговоров. Атмосфера напряжена до крайности. Очень удручающее впечатление производили солдаты, арестованные за участие в большевистском восстании 22 декабря. Все это молодые сибирские крестьянские парни, никакого отношения ни к большевикам, ни к большевизму не имеющие. Тюремная обстановка, близость неминуемой смерти сделали из них ходячих мертвецов с темными землистыми лицами. Вся эта масса все-таки ждет спасения от новых большевистских восстаний” (С. 29-30).

Не только тюрьмы, но и вся Сибирь полнилась ужасами расправ. Против партизан Енисейской губернии Колчак направил генерала-карателя Розанова.

“Началось нечто неописуемое, – сообщает Раков. – Розанов объявил, что за каждого убитого солдата его отряда будут неуклонно расстреливаться десять человек из сидевших в тюрьме большевиков, которые все были объявлены заложниками. Несмотря на протесты союзников, было расстреляно 49 заложников в одной только Красноярской тюрьме. Наряду с большевиками расстреливались и эсеры...
Усмирение Розанов повел “японским” способом. Захваченное у большевиков селение подвергалось грабежу, население или выпарывалось поголовно или расстреливалось: не щадили ни стариков, ни женщин. Наиболее подозрительные по большевизму селения просто сжигались. Естественно, что при приближении розановских отрядов, по крайней мере, мужское население разбегалось по тайге, невольно пополняя собой отряды повстанцев” (С. 41).

 
Жертвы колчаковщины, Новосибирск

Такие же сцены Дантова ада происходили по всей Сибири и Дальнему Востоку, где полыхал огонь партизанской войны в ответ на террор колчаковцев.

Но, может быть, эсеровский свидетель Раков, испытавший все “прелести” колчаковщины, был слишком эмоционален и наговорил лишнего? Нет, не наговорил. Перелистаем дневник барона А.Будберга – как-никак военный министр Колчака. О чем же поведал барон, писавший не для печати, а так сказать, исповедуясь перед самим собой? Колчаковский режим предстает со страниц дневника без грима. Наблюдая эту самую власть, барон негодует:

“Даже разумный и беспристрастный правый... брезгливо отшатнется от какого-либо здесь сотрудничества, ибо ничто не может заставить сочувствовать этой грязи; тут и изменить даже ничего нельзя, ибо против искренней идеи порядка и закона поднимаются чудовищно разрастающиеся здесь подлость, трусость, честолюбие, корыстолюбие и прочие прелести”[23]. И еще: “Старый режим распускается самым махровым цветом в самых гнусных своих проявлениях...”.

Прав был Ленин, когда писал, что Колчаки и Деникины несут на своих штыках власть, которая “хуже царской”.

Всех тех, кто специализируется на изобличении советских “чрезвычаек”, барон Будберг приглашает заглянуть в колчаковскую контрразведку.

“Здесь контрразведка – это огромнейшее учреждение, пригревающее целые толпы шкурников, авантюристов и отбросов покойной охранки, ничтожное по производительной работе, но насквозь пропитанное худшими традициями прежних охранников, сыщиков и жандармов. Все это прикрывается самыми высокими лозунгами борьбы за спасение родины, и под этим покровом царят разврат, насилие, растраты казенных сумм и самый дикий произвол”.

Читатели, вероятно, не забыли, что это свидетельствует военный министр Колчака и что речь идет об острейшем оружии белого террора.

Откровенно рассказал барон и о том, что уральские и сибирские крестьяне, загоняемые в колчаковское воинство под страхом смерти и расправ, не хотят служить этому режиму. Они хотят восстановления той власти, которая дала им землю и многое сверх того. Именно этим объяснялись те десятки подлинно геройских восстаний в тылу Колчака и не менее геройские действия партизанских армий от Урала до Тихого океана общей численностью до 200 тысяч человек плюс миллионов их поддерживающих? Нет, не считали эти сотни тысяч и миллионы, шедшие на смерть и пытки, свою войну против террористического режима бессмысленной. А вот бывший начальник Института военной истории считает. Странно получается, не правда ли?

Теперь о том, что досталось на долю многострадального народа, оказавшегося в “Колчакии”. В дневнике Будберга читаем:

“Калмыковские спасители (речь идет об отрядах уссурийского казачьего атамана Калмыкова. – П.Г.) показывают Никольску и Хабаровску, что такое новый режим; всюду идут аресты, расстрелы плюс, конечно, обильное аннексирование денежных эквивалентов в обширные карманы спасителей. Союзникам и японцам все это известно, но мер никаких не принимается. Про подвиги калмыковцев рассказывают такие чудовищные вещи, что не хочется верить” (т.XIII, с.258). Например: “Приехавшие из отрядов дегенераты похваляются, что во время карательных экспедиций они отдавали большевиков на расправу китайцам, предварительно перерезав пленным сухожилия под коленями (“чтобы не убежали”); хвастаются также, что закапывали большевиков живыми, с устилом дна ямы внутренностями, выпущенными из закапываемых (“чтобы мягче было лежать”)” (с.250).

Так поступал атаман Калмыков – “младший брат” забайкальского атамана Семенова http://felix-edmund.livejournal.com/567247.html . А чем занимался “старший брат”? Вот откровенное признание командующего американскими войсками в Сибири генерала В.Гревса:

“Действия этих (семеновских. – П.Г.) казаков и других колчаковских начальников, совершавшиеся под покровительством иностранных войск, являлись богатейшей почвой, какую только можно было подготовить для большевизма, жестокости были такого рода, что они, несомненно, будут вспоминаться и пересказываться среди русского народа через 50 лет после их свершения”

А вот “дела рук” интервентов и белогвардейцев в цифровом выражении по одной лишь Екатеринбургской губернии (согласно официальному сообщению):

“Колчаковскими властями расстреляно минимум 25 тысяч. В одних кизеловских копях расстреляно и заживо погребено не менее 8 тысяч; в Тагильском и Надеждинском районах расстрелянных и замученных около 10 тысяч; в Екатеринбургском и других уездах не менее 8 тысяч. Перепорото около 10% двухмиллионного населения. Пороли мужчин, женщин и детей”[29].

Если учесть, что в “Колчакию” входило еще 11 губерний и областей, то трудно даже вообразить масштабы кровавой оргии, разыгравшейся на востоке страны.

Таков портрет колчаковщины, нарисованный её творцами или свидетелями. А ведь такие “порядки” Колчак и те, кто его направлял, хотели утвердить по всей России. Уже наготове стоял в Омске белый конь, на котором “верховный правитель” планировал въехать под колокольный звон в Москву.

Вот таков, в свидетельствах участников и очевидцев. "славный" путь адмирала в историческое небытие. Но правда не может быть однобокой, не могло не быть ответа на такие ужасы белого, в данном случае колчаковского террора, от красных. Конечно в ответ был развёрнут красный террор, насколько он был "кровавей" белого, выше высказался генерал армии интервентов У. Грэвс. Но отличие исторического результата этих трагических событий для двух противоборствующих сторон диаметрально противоположны.

Не смотря на всемерную поддержку западными партнёрами белогвардейского движения, оно не нашло массовой поддержки населения, что не удивительно из вышеприведенных фактов. Белогвардейцы имея западную поддержку, имея массу средств от грабежа и экспроприаций, имея подобие квазигосударственного образования, куда направляли все средства? Почему вы нигде не найдёте свидетельств о созидательных проектах белогвардейцев, устремлённых в хоть какое-то желаемое народом будущее? Потому, что кроме стремления к безраздельной власти, за ними не стояло никакого проекта, только править и пороть, править и расстреливать, и править, править, править. И где тут народ? Его будущее? Правильно в земле или как рабы на шахтах и заводах.

А, что же большевики? Они все жалкие средства, получаемые в виде налогов, не имея никакой внешней поддержки, не будучи уверенными, что удержат власть и страну, с первых дней направляли куда? В борьбу с безграмотностью и в электроэнергетику, в две основы будущей индустриализации и превращения безсистемного сельского хозяйствования в агроиндустрию. И вот на фоне белогвардейского беспредельного ужаса в селе, памятником гениальности принятых Лениным решений, является вот это историческое фото начала 20-х:

 

Источники:

1. Голуб П.А., Большая ложь о красном и белом терроре в эпоху Великого Октября и гражданской войны. Опубликовано в: «Марксизм и современность», № 1-2, 1999.
2. А.А. Литвин, «Красный и белый террор в России 1918–1922 гг.»
3. Жиромская В.Б. Проблема красного и белого террора 1917-1920 годов в отечественной историографии // Труды Института российской истории. Вып. 5 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 2005. С. 240-265. http://ebookiriran.ru/index.php?id=56§ion=8&view=article
4. Красный и белый террор в Крыму, Севастополе. http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?t=31720
5. Белый террор в России. http://telegrafua.com/social/12700


http://felix-edmund.livejournal.com/569040.html
 

 


Рецензии
Доброе утро, дорогой Иван Иванович! Включила сегодня телевизор на демонстрации "Тихого Дона" С.Герасимова. Бесподобной этой экранизации Шолохова. И, буквально, бросилась на Ваши страницы о новом фильме "по мотивам". Посмотрела на днях статью эту, но вновь вернулась и, не отрываясь, боясь пропустить слово, прочла.
Какое великолепное исследование, какое знание предмета! Просто потрясена вашим уровнем компетентности. Как зримо представила постановку Урсуляка, хотя фильма этого не видела. Любые мои рассуждения будут излишними сейчас. Просто примите моё восхищение и поклон за ваш профессионализм военного, знатока исторической правды и замечательного литературного критика. С благодарностью. Ваша Галя.

Галина Алинина   17.10.2021 10:37     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Галя. Как дороги Ваши слова и понимание того, что тщатся урсуляки-так это еще не худшие!!!, не попался он ,,Тихий Дон,, -сокуровым, да и михалковым. Вот уж натешились бы. Спасибо Вам, самые светлые и добрые пожелания благополучия и здоровья.
СПАСИБО за весточку, очень рад.

Иван Кожемяко 3   17.10.2021 11:14   Заявить о нарушении
"казак -донец, никогда бы не сказал "шо", а говорил: "чё"."
В Герасимовской экранизации в сцене застолья в семье Мелиховых мальчик (из местных), игравший роль сына Григория, дергает "отца" за рукав и спрашивает: "Пап, а пап, а ШО ты воду всё глушишь и глушишь?" ("г" - украинское). Но, может быть, я ошибаюсь.
Кстати, я знал одного человека, который утверждал, что родился в области бывшего Уральского казачьего войска. Он говорил, что в их населенном пункте (не помню, станице или хуторе, или еще как он назывался) не использовали древние иранизмы "собака, топор, хороший", но говорили скорее на украинский лад: пэс, сэкира, добрый.

Алексей Аксельрод   17.10.2021 12:38   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей, спасибо, что посмотрели и сказали свое слово.
Урал, конечно, сильно отличается и по бытовым традициям, и по говору, одежде... но Вы заметили верно сцену с сыном. Я там жил, и даже сейчас такой речи нет, нет обилия украинизмов. Дон, все же, а не Кубань, где они более уместны. И то оболгали, целое столетие украли у терских донских казаков, которые и начали заселять Кубань, а отнюдь не запорожцы.
Спасибо Вам и только добра.

Иван Кожемяко 3   17.10.2021 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.