Призраки оперы и ЦК КПСС
«За период с 2009 по 2011 гг. число изнасилований несовершеннолетних в РФ возросло более чем в 2,5 раза;
число насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних увеличилось в 4,6 раза;
в 8,6 раза увеличилось число зарегистрированных фактов полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим двенадцатилетнего возраста».
В последние годы всё чаще обращают на себя внимание общественные протесты против пропаганды разврата в сфере искусства. Сообщения о событиях в театрах разных городов позволяют утверждать, что в стране идёт настоящая война против традиционных представлений о мере дозволенного.
Оскорблённое чувство нравственности заявило о себе ещё задолго до закона об оскорблении чувств верующих.
В 2011 году Екатеринбургские священнослужители и миряне провели акцию протеста против проведения в уральской столице очередного "концерта" Б. Моисеева…
В 2012 большой скандал разразился из-за спектакля Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко "Сон в летнюю ночь ".
Главным героем там является мальчик, которого под влиянием наркотика изнасиловал в школе учитель-педофил. После разбирательств с участием П.Астахова и В. Мединского оказалось, что письмо с жалобой подложное и, как заявил художественный руководитель
А. Титель, «никакой пропаганды педофилии, насилия и других наказуемых в уголовном порядке вещей, с моей точки зрения, в спектакле нет...
есть сложные проблемы и моменты, но они рассматриваются по разряду искусства…
Невозможно, думаю, отнять у искусства право исследовать проблемы, опасные, больные места".
То есть: сцены «совращений и призывов к сексу, оральных ласк гениталий, актов мастурбации, садомазохизма, пропаганды употребления алкоголя и наркотиков…" объявлены «исследованием проблем»…
В 2013 году пытались привлечь к ответственности режиссера К. Богомолова за то, что в спектаклях «Идеальный муж» и «Карамазовы» в МХТ им. Чехова христианский священник «держит под видом детского приюта бордель для высокопоставленных педофилов и торгует сиротками под аккомпанемент православных песнопений собственного сочинения»
«В спектакле "Идеальный муж" – писал протоирей В.Чаплин - богослужебные венцы, которые используются при венчании,… используются в сцене свадьбы гомосексуалистов».
Театр на Таганке обвинялся в том, что в новых спектаклях театра "пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид".
В письме профсоюза актеров "Театра на Таганке" сказано, что "в последние годы в Москве происходит колонизация русской культуры путем внедрения западных идеологических моделей в театрах".
Бывший директор Московского Театра на Таганке В.Флейшер назвал обвинения необоснованными.
Опера «Тангейзер» в Новосибирске вызвала протесты против оскорбления чувств верующих изображением Христа в окружении блудниц….«Тангейзер» снят с репертуара, директор
Б. Мездрич снят с должности за отказ принести извинения...
Не замечать нарастание конфликта между ревнителями благочестия и реформаторами театра уже невозможно.
На телевидении, в индустрии развлечений и в искусстве всё отчётливее заявляет о себе повышенный интерес к «шуткам ниже пояса».
Разыгрывается очередная серия давнего спора о разнице между эротикой и порнографией.
Искусство стало жить по законам рынка, где спрос рождает предложение.
Но если спрос, может быть, и существовал где-то в глубинах души зрителей, то предложение явно перешло в атаку на зрителя по всему театральному фронту. Оно будто чувствует за собой чью-то мощную моральную и финансовую поддержку…
Справедливости ради, надо сказать и про обратную сторону медали…
Фанаты и подвижники есть не только у разврата, но и у ханжества.
2015год. В Ростове православные верующие потребовали запретить рок-мюзикл "Иисус Христос – суперзвезда”, который поставил петербургский театр.
Запрет на рок-оперу представители епархии назвали контрпродуктивным: «прихожанам Русской церкви мы можем рекомендовать не посещать данное мероприятие, но для неверующих людей мы признаем его полезным».
Руководитель информационного отдела епархии протоиерей Д. Азизов напомнил, что "20 лет назад, когда еще не было в широком обиходе ни Библии, ни Евангелия, именно из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" люди узнавали об Иисусе Христе. Это замечательная опера. В ней не отмечено такого, что оскорбило бы верующего человека".
Оперу одобрил и Папа Римский...
Музыку высоко оценили те, кто восхищался до этого рок-группами с мировой славой. Главную роль в опере исполнил солист группы «Дип Пёпл»… Это в ранге у любителей рока мира гораздо выше, чем И.Кобзон у нас в эстраде…
Ллойд Уэббер написал эту оперу в возрасте 22 лет!
Д.Шостакович свою первую оперу – «Нос» - написал в 26 лет…
В 1972 году во время пребывания в Лондоне он посетил «оперу «Иисус Христос…» В то время у нас её или не слышали или осуждали.
Дмитрий Дмитриевич же, рассказывая о своих лондонских впечатлениях, заметил: «А вы знаете, эта опера очень талантлива. Я ее слушал с большим интересом».
Опера «Нос» вызвала множество недобрых отзывов и «под давлением общественного мнения» была снята с репертуара.
Опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» стала поводом для статьи «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» ..
Героиня оперы «изнывая от тоски и одиночества… размышляет о бессмысленности своей замужней и обеспеченной жизни. Она угощает отца своего мужа грибами с крысиным ядом.
Священнику, пришедшему к умирающему, Катерина объясняет, что старик поел грибков — «многие, их поевши, помирают…».
Вместе с любовником они душат мужа и прячут труп в погребе. И всё это на музыку Шостаковича…
«Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением «прогресса»и «новаторства» в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик... –
Это писал А.Жданов в те давние времена, когда культурой руководила партия.
Нет сомнений, что эти оценки одобрят сегодня многие наши сограждане.
Но, как тогда, так и сейчас найдутся и такие, кто увидит в опере «Леди Макбет…» протест сильной женщины против «душной тюрьмы русского купеческого дома».
Уже в первом варианте либретто литературный первоисточник был искажён до неузнаваемости. Например, в опере есть такая фраза в сцене с горничной:
«А ну, пощупай! Прижми, ещё. … Вот так вымя … … Разрешите пососать?»
В современных вариантах оперы «пощупать и прижать « уже мало:
в постановке режиссёра московского театра «Геликон-опера» Д. Бертмана уже есть несколько имитаций полового акта и групповое изнасилование служанки Аксиньи…
В увертюру оперы «Кармен» этот новатор включил имитацию орального секса…
В опере «Фауст» в одной из сцен в церкви из толпы прихожан выскакивают девицы и сбрасывают одежду перед алтарем…
Кредо режиссёра раскрывается в таких, например, спектаклях, как «Лулу», где юная девушка Лулу превратится из нищей цветочницы в роковую женщину, соблазнит четырех мужчин и одну женщину, отсидит десять лет в тюрьме и найдёт смерть от рук маньяка. Похоти на сцене предоставлен полный простор. Для усиления впечатления речь героев удобрена теми смачными словами, которых на телевидении пока ещё «запикивают»..
Практически любой его спектакль сопровождался раздеваниями или, на худой конец, фривольными позами…
Но в жанре оперы мы остались не с одним «Носом»…
В советскую эпоху композитор с загадочной фамилией Дзержинский вместе со своим братом-либреттистом пишет оперы «Тихий Дон»,«Поднятая целина», «Судьба человека»…
- «…поверхностная, сентиментальная, порой даже слезливая лирика, по своему интонационному содержанию более связанная с «жестокой» эстрадой, нежели с народной песенностью» - так охарактеризовала оперу «Литературная газета». Была же критика!
Классические оперы идут на сцене Большого театра, но они почти все напоминают престарелого генсека партии с дикцией, дающей повод для анекдотов…
С точки зрения А.Жданова почти каждая из них была бы достойна той же оценки и участи, что постигла оперы «Нос» и «Леди Макбет…».
Классика оперы как бы приглашает зрителя отдохнуть от пошлостей жизни и приобщиться «к высокому»:
Опера «Травиата» («падшая», «заблудшая») — по мотивам романа «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Роман был переработан для театральной постановки, но был признан безнравственным.
«Кармен». В центре событий - цыганка Кармен.
Она наслаждается вниманием мужчин, не задумываясь об их чувствах.
100 лет назад оперу признали вульгарной и безобразной, её не рекомендовали к просмотру все известные печатные издания.
Кармен веселится, посещает пабы и сотрудничает с контрабандистами. Хозе убивает свою любимую ножом, чтобы она не досталась никому.
«Риголетто» была задумана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», которая была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора.
Распутный герцог влюбляет в себя дочку Риголетто, Джильду. Пресытившись молодой красавицей, он влюбляется в сестру местного бандита.
Риголетто решается подговорить бандита, чтобы тот убил герцога. Но под руку ему попадается Джильда…
Отец находит свою дочь убитой…
«Паяцы»: Недде надоела скитальческая жизнь комедиантов и постоянные лишения; не любит она и Канио, отравляющего её жизнь своей дикой ревностью.
Недда даёт любовнику обещание: «Этой ночью навсегда твоей буду!»
Канио преграждает ей путь и закалывает её. В предсмертных муках зовёт она своего возлюбленного, Сильвио. Крестьянин вскакивает с места и бросается на сцену, чтобы спасти Недду, но взбешённый ревностью муж убивает и его…
«Каменный гость»: героиня поёт, меняет любовников и открыто предпочитает мужское общество. Она любит быть центром внимания. Жуан и Карлос вызывают в ней симпатии… Соперники бьются, и Дон Жуан убивает Дона Карлоса…
- Сегодня принято посмеиваться над испанскими сериалами… Смеяться над репертуаром Большого театра считается кощунством. Да и не смешно это…
Большой театр превратился в мавзолей так называемой классической оперы.
Большая часть его оперного репертуара занимает в душе народа то место, какое занимает в его представлении об изобразительном искусстве «Чёрный квадрат» К.Малевича.
«Орфе;й и Эвриди;ка» — первая советская рок-опера. Фирма «Мелодия» двухмиллионным тиражом выпустила альбом пластинок с записью оперы. Продано, как пишут, больше миллиона. Песня, с которой, по сюжету оперы, Орфей победил на конкурсе певцов, не стала хитом даже в стране. Произведение вполне можно назвать «первым блином» на кухне российского рока, за который не стыдно в любом случае… Но музыка явно недостойна уровня мифических героев…
Рокопера «Юнона и Авось». Краткое содержание: путешественник, вдовец и отец двоих детей Н. Резанов ищет заступничества у иконы Матери Божией и признается ей в своей неправедной страсти к ней как женщине. Богоматерь прощает его и обещает свое покровительство. Граф знакомится с 16-летней Кончитой, узнаёт, что её хотят отдать замуж. Резанов проникает в её спальню, и овладевает ею. Голос Богородицы вновь нисходит к ним, и в душе Кончиты пробуждается ответная любовь.
Удивительно, но кощунство над Богородицей осталось незамеченным.
Рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
Содержание: объездчик коней Хоакин Мурьета соблазняет крестьянку Тересу. После их свадьбы бандиты, ворвавшись в дом Мурьеты, насилуют и убивают Тересу. Хоакин клянётся отомстить и покарать убийц и становится разбойником. Бандиты устраивают на кладбище засаду. Хоакина застрелили, а потом, чтоб не воскрес, отсекли голову»…
- Комиссия запрещала оперу 11 раз!
Глядя на беспросветность нашего музыкального горизонта, невольно возникает мысль: а не потому ли и мало у нас хорошей музыки, что жизнь не располагает петь?
Но не выдерживает эта мысль возражения: афроамериканцы испытали жизнь, по крайней мере, не более сладкую, чем досталась нашим предкам, но смогли уберечь свои музыкальные традиции.
И так сберечь, что их бывшие поработители сочли возможным эти традиции принять и преумножить …
И тогда закрадывается другое предположение: не для того ли всякого рода монополисты и законодатели музыкальной моды заполняют пространство «чёрными квадратами» псевдомузыки, чтобы душа человека никогда не услышала музыки подлинной, той которая, действительно, строить и жить помогает?
А если учесть последние исследования о влиянии музыки на здоровье, то музыкальный репертуар страны имеет и прикладное, чисто медицинское значение.
И тогда дельцы музыки предстают, в лучшем случае, чем-то вроде шарлатанов и лжецелителей, тщательно оберегающих свою монополию на музыкальном рынке…
Сегодня всё настойчивее нам пытаются внушить, что искусство не терпит над собой контроля.
Доводы - от примитивного «художника легко обидеть» до мистического «над художниками только бог».
Есть мнение, что искусство становится мёртвым, когда оно не слышит и не видит реальностей.
Что оно мертво и тогда, когда не видит и не слышит ничего кроме них.
Теперь мы знаем, что были времена, когда что-то писать на злобу дня было небезопасно.
Знаем, что иногда появляется спрос на искусство, как на средство обезболивания.
Процветание таких искусств – первый признак смертельно опасной болезни общества.
Идеал искусства – быть живым нервом общества и его пророком…
Сегодня споры о роли искусства позволительны. Но, судя по всему, пока бесполезны.
Скандалы вокруг театров настолько бесплодны, что их , похоже, создают иногда для рекламы спектаклей. Власти «умывают руки» перед негодующим общественным мнением.
Вот и министр культуры В. Мединский на жалобу о разврате в театре ответил так:
«Поскольку Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не входит в число учреждений федерального ведения, Минкультуры России не вправе контролировать его деятельность, в том числе посредством служебных проверок».
В этой связи интересной и показательной выглядит записка 1953 года Отдела науки и культуры ЦК КПСС, дающая характеристику развития советской оперы в 1940-е—1950-е годы:
«… ни одна из опер не стала по настоящему любимой и популярной…
Значительная часть опер не выдержала испытания временем и сошла со сцены. Большинство опер и балетов снято ввиду несоот¬ветствия их идейно-художественных качеств возросшим требованиям и вкусам слушателя…
Таким образом, из 24 написанных за последние пять лет новых опер удержалось в репертуаре лишь пять опер, а 18 совсем не ставились из-за их низкого идейно-художественного качества.
Особенно слабые по качеству оперы создают композиторы на актуальные современные темы...
В советской опере наблюдается одностороннее увлечение революционно-исторической или эпической тематикой (оперы: «Емельян Пугачев», «Степан Разин», «Богдан Хмельницкий», «Иван Болотников», «Декабристы», «Дмитрий Донской»).
Многие композиторы заимствуют сюжеты для своих опер из классической литературы, сказок и т.д., уклоняясь от современных тем (оперы: «Граф Нулин», «Станционный смотритель», «Маскарад», «Княжна Мэри», «Горе от ума», «Война и мир», «Хозяйка гостиницы», «Свадьба Кречинского», «Фрол Скобеев», «Волк и семеро козлят»…
Ряд опер, написанных на значительные актуальные темы, провалились в результате отсутствия в них правильного идейного замысла».
… Трудно судить, что это было со стороны композиторов: тихий саботаж руководящей роли партии или страх перед возмездием за «неправильный идейный замысел»… Но факт серьёзной и вдумчивой критики со стороны власти несомненный.
В записке говорится далее:
«Серьезным пороком созданных опер является их недостаточная мелодичность. Это в особенности отражается на успехе главных положительных героев, как правило, почти не имеющих певучих красивых арий…
Композитор Мурадели под разными предлогами уже не первый год фактически уклоняется от работы над оперой «Октябрь» и дейст¬венных мер по отношению к нему не принимается».
В.Мурадели, автор музыки «Гимна Международного союза студентов», «Песни борцов за мир», песни «Партия — наш рулевой», позднее напишет и оперу «Октябрь», которая привлекла внимание первым музыкальным воплощением образа В. И. Ленина.
Правда, Ленин там почти не поёт.
Среди причин упадка оперной музыки в «записке» отмечаются недостатки системы оплаты труда композиторов: оказывается, им было выгоднее работать в кино, чем сочинять оперы.
«Так, например, композитор Шостакович за 5 лет (с 1948—1952 гг.) написал небольшое количество музыки для 8 фильмов, получив за это более 600 тыс. рублей; Хачатурян за семь фильмов получил 500 тыс. руб.; Хренников… написал музыку к шести фильмам (практически по одной — две массовых песни) и получил более 300 тыс. рублей»
Зарплата рабочих и служащих в 1953 году составляла от 300 до 700 рублей в месяц…
Споры и дискуссии о границах дозволенного в театре и в музыке - "Сегодня он играет джаз, а завтра - Родину продаст" – с одной стороны, радуют тем, что общественность встала на защиту «основ нравственности».
А с другой - тревожат возвращением призрака «руководящей роли партии в искусстве».
Мы видим, что на Западе практическая вседозволенность в нравственной сфере чудесным образом уживается с такими строгими законами, от которых даже президент пострадал за свои «шалости» с секретаршей… Звезду рока М.Джексона два раза привлекали к суду по обвинению в педофилии…
Артисты Псковского театра писали министру В.Мединскому, что им «не трудно и раздеться, если это надо», но их нравственное чувство говорит им о том, что этого не надо делать…
И получается, что сегодня в искусстве одним видятся призраки всеобщего разврата, а другим – призраки идеологического отдела ЦК КПСС…
И общество ещё не пришло к пониманию, которые из них страшнее и опаснее.…
Наличие споров и дискуссий радует и обнадёживает: стороны, так сказать, сознают опасность крайних точек зрения. И всё же, ни у кого не вызывает сомнения, что у вседозволенности сегодня гораздо больше прав, чем она того заслуживает.
Но что можно сделать, если даже Конституция РФ, провозглашая нравственность основой своих законов, нигде и никак не поясняет, что это такое…
Вот и остаётся всем действовать или бездействовать в меру своего понимания нравственности и ответственности за неё.
И вот уже на крыльцо театра в знак протеста приносят свиную голову, на выставке авангардных художников разбивают и режут экспонаты…
На амвоне храма Христа Спасителя полуголые девицы поют политические частушки…
А президент и министр культуры с высоты своего положения стоят «над схваткой» и как бы предлагают искать её в спорах…
На встрече с представителями искусства в Пскове президент В.Путин заявил, что гастроли современного театра могут предотвратить преступления, подобные убийству школьником учителя в Московской школе.
У православной церкви есть обычай молиться св. мч. Антипе от зубной боли, вмч. Артемию – от грыжи…
Интересно, какие спектакли помогают от убийства школьниками учителей?
Там же, за разговором о проблемах театра, был упомянут и «Граф Нулин» А.С.Пушкина в постановке Псковского театра, где некоторым критикам не понравились, например, женщины со спущенными чулками…
Упомянули его, как образец пошлости и безвкусия современного драматического искусства. Упомянули, как бесспорное свидетельство падения нравственности театра, в котором даже героини Чеховского «Вишнёвого сада» непрестанно задирают юбки.
«А чем же Вам не нравится «Граф Нулин? – ответил В.Путин критикам новых веяний театра.…
И это, возможно, придало новый импульс для творчества всем театрам, которые ищут правду жизни под «задранными юбками» …
Эпилог:
По данным статистики МВД РФ,
рост количества насильственных преступлений сексуального характера, совершенных в отношении детей, носит устойчивый характер: за последние 4 года эти показатели выросли в 5 раз.
Но нет ни одного доказательства того, что насилие совершается под впечатлением от театральных сцен. Упомянутые в статье деятели искусств А.Титель, В.Флейшер, Д.Бертман, К.Богомолов и, тем более, Шостакович с Малевичем к этому не причастны, а в Москве так вообще большая часть преступлений этого рода совершается трудовыми мигрантами.
И никакой связи с уголовной статистикой нет в том, что в Совете по культуре при Государственной думе числятся бывший министр культуры а ныне советник президента М.Швыдкой и вышеупомянутый режиссёр театра «Геликонопера» Д. Бертман.
Для предположения о том, что разврат в театре организован каким-то злым демоном искусства, может быть, и нет оснований.
Но прививки новых понятий о мере дозволенного уже позволяют центральному телевидению сначала показывать всей стране сцену группового изнасилования студентки в туалете московского ВУЗа, а потом беседовать о видеосюжете в прямом эфире с насильником и его жертвой...
Свидетельство о публикации №215122301041
в программах буржуазной демократии по превращению советских людей
из коллективных созидателей в покорных капиталу индивидуальных потребителей,
просящих у власти "хлеба, зрелищ и секса!".
Юрий Шварёв 23.12.2015 14:34 Заявить о нарушении
Александр Соколенко 2 23.12.2015 16:16 Заявить о нарушении
черты буржуазных демократов вначале, при Хрущёве, с маскировкой, потом, при
Горбачёве, откровеннее, а при Ельцине и Путине - открыто напрямую. Большинство
нынешней властной "элиты" из КПСС горбачёвского замеса.
Юрий Шварёв 23.12.2015 17:01 Заявить о нарушении
Геннадий Гаврилов 23.12.2015 20:34 Заявить о нарушении
Александр Соколенко 2 24.12.2015 05:40 Заявить о нарушении
Геннадий Гаврилов 24.12.2015 09:58 Заявить о нарушении