Песни царской каторги свидетельствуют и обвиняют

«И он терпеливо оковы несёт:
За дело любви он страдает,
За то, что не мог равнодушно смотреть,
Как брат в нищете погибает».
      Из арестантской песни последней четверти XIX ст.

История  не терпит лжи и конъюнктурных передёргиваний. Практика показывает, что за каждое искажение или умолчание обществу потом приходится платить очень дорогую цену. И, тем не менее, попытки что-то скрыть, переиначить в угоду сиюминутным интересам не прекращаются. Но ввиду неминуемых отдалённых последствий такого неразумного отношения к своему прошлому от подобной порочной практики стоит настойчиво избавляться.
До тех пор, пока будут существовать классы, будет существовать государство, как аппарат насилия и подавления одного класса другим. До тех пор, пока будет существовать государство, будут существовать тюрьмы, и в них будет плохо, даже если все камеры телефонизируют и снабдят кабельным телевидением. Потому что в тюрьмах, как местах отчуждённых от общественной жизни, всегда скапливаются и предельно обнажаются все противоречия и недостатки общества, их учредившего и содержащего. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что в государствах, которые охраняют интересы ничтожного меньшинства, тюремная система будет гораздо жёстче, тюремные порядки – во сто крат бесчеловечнее, а людей, незаслуженно подвергшихся тюремному наказанию во много раз больше, чем в государствах, защищающих интересы подавляющего большинства и общественную собственность на средства производства.
Как говорится, всё познается в сравнении. О плохом не хочется вспоминать, и потому оно обычно быстро забывается. А зря! Рассказы так называемых жертв сталинских репрессий померкли бы, если бы их честно сопоставили с ужасами царской каторги. Однако об этих ужасах политические перевертыши времён горбачёвщины по понятным причинам предпочитали помалкивать. Но, к счастью, кроме труднодоступных для широких трудящихся масс архивных документов, сохранились народные песни, которые из-под пластов времени свидетельствуют и обвиняют царское самодержавие в нечеловеческой жестокости по отношению ко всему народу.
На каторгу нередко отправляли на 25 лет, за 5 лет каторжных работ человек превращался в глубокого старца, 10 лет каторги переживали единицы, до 25 лет не дотягивал практически никто. Примерно треть от общего числа заключённых гибла в первый же год – на этапе. Недаром об испытаниях, выпавших на долю каторжан на Большом Сибирском Тракте, сложено множество надрывающих душу песен.
От этапа к этапу, в зной и стужу, шли партии заключенных в кандалах, прикреплённые по десять человек железными прутьями (с последней четверти XIX столетия – цепями). Когда в дороге один обессиливший падал или умирал от голода, остальные девять тащили его до этапной тюрьмы, где начальник открывал замок железного прута (или цепи).
Свидетельствует арестантская народная песня конца XIX столетия, которая напоминала душераздирающий стон:

«Трактовая большая дорога,
Да, Сибирский Большой Тракт,
По тебе вели, дорога,
Арестантов в кандалах…
Дай немного отдохнуть.
Кандалами сжаты ноги,
Нету хуже этих мук…
Вас за что же, арестанты? –
Их спросили старики.
Нас на каторгу сослали
За народ, за мятежи.
Они потянулись,
Загремели кандалы.
Песню грустную запели
Про детей и мать старушку,
Про любимую жену.
И шагали шаг за шагом –
Шли в Сибирскую страну».

Небольшие и ветхие здания тюрем не отапливались. Сырой и холодный ветер продувал их со всех сторон. В таких зданиях иногда размещались до пятисот человек. Люди ложились на нары и на пол. Из-за тесноты можно было лежать только на боку. «Обессиленных долгим тюремным заключением, битых кнутом, с выжженным клеймом, отягченных кандалами заключённых под ударами плетей и прикладов гнали пешком через огромные пространства России, везли на стругах по сибирским рекам. Им приходилось идти около года» (Дворников В.Н. «В Сибирской дальней стороне»).
Работа для каторжного была сущим адом. Герой песни «Воля грозного монарха» скорбно говорит:

«Винокурные заводы
Все состарили меня,
Солеварные заводы
Скрыли белый свет из глаз.
От крестьянских саватеек
Все мозоли на плечах.
От пузатого начальства
Всё здоровье растерял».

Полуголодные и полуголые заключенные по 14-16 часов стояли в удушливом жару у больших печей. Питались только черствым хлебом да водкой, выдаваемой администрацией. Генерал-губернатор Восточной Сибири Броневский вынужден был признать в своих мемуарах: «Положение рабочих по моему осмотру оказалось самое печальное. Находясь денно и нощно у огня, и лохмотья свои ожгли, босы и полунаги, артели никакой, где бы приготавливалась пища, они, отбыв свою смену, заливали своё горе водкой… И, оглодав кусок хлеба, утомлённые, тут же у огня предавались сну. Закоптелые останки образа человеческого, покрытые кое-каким рубищем, всклокоченные волосы и ужасающие глаза – взывают к состраданию».
Труд в рудниках был ещё более ужасным.
Сибирская каторга знала все виды телесных наказаний: кнутом, плетями, палками, розгами. Бытовало выражение: «Кнут – пуще четвертования». Один из свидетелей наказания кнутом писал: «Кнут есть орудие, которое раздирает человеческое тело, отрывает мясо от костей, мечет по воздуху кровавые брызги и потоками крови обливает тело человека. Мучение лютейшее из всех известных» (Викторский С.К. «История смертной казни в России», 1919 г. стр. 287). В песне «Вы, бродяги, вы, бродяги» повествуется:

«Гарнизон стоит порядком,
Барабаны по бокам,
Барабанщики пробили –
За приклад всех повели.
Плечи, спину исчеканят,
В госпиталь нас поведут».

Не стоит считать, что царская каторга была только для уголовных элементов. Напротив. Туда попадали, в основном, как уже было сказано в выше приведенной песне: «За народ, за мятежи». Фольклорных песен каторги, в которых герой страдает не за себя, а за освобождение народа от беспредельного угнетения очень много. Приведу ещё одну.

«Ах, ты доля, моя доля,
Доля горькая моя!
Для чего ты, злая доля,
До Сибири довела!?
Не за пьянство, не буянство
И не за ночной грабеж –
Стороны родной лишился
За крестьянский мир честной.
Год холодный, год голодный,
Стали подати сбирать
И последнюю скотину
За бесценок отдавать.
Я от жалости обидной
Сам к царю пошёл,
Да дорогой задержался –
До царя я не дошёл.
Моё сердце не стерпело –
Я урядника убил…
И за это преступленье
В рудники я угодил.
Очутился я в Сибири,
В шахте тёмной и сырой,
Повстречался я с друзьями:
- Нынче, друг, и я с тобой.
Далеко село родное,
Но хотелось бы узнать –
Удалось ли односельцам
С шеи подати столкать?»

Понятно, что люди, способные бороться и страдать за общее благо, - это лучшие представители народа. Русские мыслители, которым не удалось избежать ужасов царской каторги и ссылки, отметили это в своих произведениях. Н.Г. Чернышевский записал в своем дневнике: «Сибирь получала из России постоянный приток самого энергичного и часто самого развитого населения». Ф.М. Достоевский в «Записках из Мертвого дома» писал об остроге, как о месте, где нередко оказывались лучшие люди из народа. Сохранились на этот счёт воспоминания декабристов и их жен. Широкой известностью пользовались в советское время дневники М. Волконской, в которых она отмечала заботливое, отеческое отношение к ней всех, встретившихся ей на пути каторжан из народа и противопоставляла его хамскому и бесчеловечному отношению царских чиновников и служак, считающихся официально добропорядочными и благонравными гражданами. Исследователь и собиратель каторжного фольклора Сибири Н.М. Ядринцев утверждал: «В тюремной среде можно было ближе всего познакомиться с жизнью простого народа и его судьбою. Здесь встречались иногда самые сильные и нередко самые даровитые натуры русского народа». Социальный состав царской каторги был максимально разнороден. В этом горниле жестокости и страданий революционная мысль передовых интеллигентов сплавлялась с неуёмной энергией стихийных бунтовщиков и полировалась огнем самоотверженного чувства справедливого негодования, направленного против рабства и угнетения. Именно там, в местах заключения, ковалась несгибаемая воля народа, воля к преобразованию общественного жизнеустройства на принципах равенства, братства и всеобщей солидарности людей труда.
К слову заметить, что контрреволюция 1991 года тоже ковалась в тюрьмах – только советских. По её горьким плодам мы можем судить о моральных качествах людей, находившихся в них. Абсолютно противоположны мотивы осуществления революции 1917 года и контрреволюции 1991 года. Первая была осуществлена во имя освобождения всего народа от цепей угнетения и невежества, во имя общего блага. Вторая – на костях миллионов во имя личного благополучия наиболее наглых и бесстыдных.
Но вернёмся к песням царской каторги. Чем ближе был 1905 год, тем больше тема неизбывного страдания уступала место теме грозной решимости бороться за свою свободу. Так, например, герой песни «Как из острова, из проклятого», заявляет:

«Разорвал я цепи железные,
Разломал засовы чугунные,
Вьюги зимние я не боюсь!
Сдохнуть с голоду не страшусь!
Я свободу людям
Своей ценой продам».

После революции 1905-07 гг., когда царизм, в ответ на революционные выступления, усилил репрессии, в песнях каторги и ссылки с особой силой зазвучали социальный протест и призыв к борьбе за народное счастье. Так, например, композитором Гертевельдом в 1908 году в Акатуе была записана такая песня:

«Нашим смотрителям
И надзирателям –
Вечно худая слава!
И кровопиителям –
Вечно худая слава!
Нашим предателям,
Законодателям, -
Вечно худая слава!
Кашу казенную
Ели варёную…
Вечно худая слава!
Щам, что с обманами
Да с тараканами –
Вечно худая слава!»

В начале ХХ столетия протестные и свободолюбивые песни царской каторги были чрезвычайно популярны в народе и включались во все нелегальные политические издания. Интереснейший документ хранился в ленинградском музее Великой Октябрьской социалистической революции – брошюра-программа «Большого рабочего и солдатского концерта», устроенного в июле 1917 года большевиками в пропагандистском клубе «Правда», который был организован ими же в апреле того же года. Программа, вместе с «Песней о Соколе» и «Песней о Буревестнике» Горького, произведениями Глинки, Даргомыжского, Грига включала и «Песни сибирских каторжан в записи В. Гертевельда».
В заключение хочется сказать, что пока люди не научатся рассматривать любые явления в развитии, т.е. объективно оценивать и сравнивать то, как было, с тем, как стало, до тех самых пор они не смогут увидеть качественных скачков ни к улучшению, ни к ухудшению, и поэтому будут всегда являться жертвами манипуляций и махинаций политических демагогов и перевёртышей.

2004 г.


Рецензии
.........Как говорится, всё познается в сравнении. О плохом не хочется вспоминать, и потому оно обычно быстро забывается. А зря! Рассказы так называемых жертв сталинских репрессий померкли бы, если бы их честно сопоставили с ужасами царской каторги. Однако об этих ужасах политические перевертыши времён горбачёвщины по понятным причинам предпочитали помалкивать. Но, к счастью, кроме труднодоступных для широких трудящихся масс архивных документов, сохранились народные песни, которые из-под пластов времени свидетельствуют и обвиняют царское самодержавие в нечеловеческой жестокости по отношению ко всему народу..........

Вы очевидно пишите для идиотов,которые не знают ничего и знать не желают.Любой человек интересующийся этими вопросами знает, что царская каторга,как и вообще система наказаний была несоизмеримо мягче и несоизмеримо малой по численности заключенных чем сталинская.

Любой знает как жили в ссылке все будушие вожди революции.Разве читали вы хоть где-нибудь, что они долбили мерзлую землю или валили лес? Нет. Они совершенствовали свои знания, создавали революционную теорию и, на беду всей России, вполне благополучно покидали места своей ссылки, чтобы потом, на горе миру, претворить свои идеи в жизнь...

Писатель-демократ Чернышевский был отправлен на сибирскую каторгу.Сначала его доставили (как мы уже знаем, в собственном экипаже), на солеваренный завод, где пробыл он недолго и работать не начинал, затем его перевезли — с огромными предосторожностями и под конвоем — в Нерчинские рудники. Жил он там в отдельном домике, занимался литературным трудом и ждал в гости жену и сына, которые и посетили его позже. Они погостили у "политического преступника" несколько дней, а его самого затем перевели на Александровский завод, где он встретился с друзьями и знакомыми, проходившими по делу Каракозова.

Писатель В. Г. Короленко тоже был сослан в Сибирь — он был отправлен туда индивидуальным этапом из Вышневолоцкой тюрьмы, где его, между прочим, дважды посетили мать и сестры. Из разных мест своего пребывания в Сибири Короленко написал очень много писем, но мало останавливается в них на условиях своей жизни. Он ни разу не упомянул о каторжном труде.Короленко, пишет, что он "бегло указывал не некоторую недостаточность питания, на свои педагогические занятия с менее образованными товарищами, на изучение им учебников по медицине — видимо, с практическими целями".

Допускаю, что Чернышевский и Короленко были исключением, что некоторым политическим каторжанам все же приходилось работать, но мы уже знаем "нормы выработки" для них в те времена,были в десятки раз ниже сталинских.

В лагерях Сталинской Колымы "выживаемость" была... 10 процентов.

Какие же каторжные работы существовали в мое время? ЧВ основном это была работа в шахтах, лесоповал, заготовка дров, нулевой цикл строительных работ — другими словами, подготовка ям под фундамент в условиях вечной мерзлоты, золотодобыча, строительство и ремонт дорог, проходка шурфов для геологических партий - и это, конечно, еще не полный перечень.

Заготовка дров. На Колыме это один из тяжелейших участков работы. Впрочем, разве есть тут не тяжелые?

А к этому долгие-долгие месяцы мороз — минус 40 до минус 60. Костры запрещены, только охране — еще одно из проявлений "гуманизма" советской власти. Кажется, что уж тут жалеть дрова — одних сучьев и щепок край непочатый. Но позволить заключенным разжечь костер — это значит проявить хоть какую-то снисходительность к ним. В системе ГУЛАГа это не практикуется.

Норма выработки — 10 кубометров в день на человека. Это, разумеется, цифра, взятая с потолка. Заранее известно, что зэк норму выполнить не в состоянии, но за невыполненные нормы можно наказывать, а это в интересах лагерного начальства.

В тех условиях и при той механизации, что была предоставлена — топоры да пилы — больше 10-15 процентов нормы никто не давал. Разумеется, наказывали — сокращали паек, лишали писем (тех, кому они были разрешены) , изощрялись в новых издевательствах. И все это — на фоне постоянного голода, жалкой одежды, совершенно не приспособленной для колымских морозов, истощения, авитаминоза, постоянной слабости... Так и получались 10% выживаемости.

В шахтах норма выработки была 5,5 тонн угля на человека в смену. Для того, кто знает, что такое шахта в тех условиях, понятно, что это значит.

В записках Марии Волконской, приехавшей к мужу-декабристу на Нерчинские рудники, есть место, где она рассказывает о "страшном труде" каторжан на рудниках (муж ее там не работал - это был труд для уголовников). Она с ужасом пишет, что норма выработки на этих страшных рудниках была... 3 пуда руды в день — значит 48 килограммов.

Александр Ресин   05.07.2021 23:28     Заявить о нарушении
В Российской империи за 37 лет (1875-1912) по всем составам, включая тяжкие уголовные преступления, а также по приговорам военно-полевых и военно-окружных судов периода первой русской революции были казнены не более шести тысяч человек.

В 1937-1939 годах в Германии народный трибунал (Volksgericht) — чрезвычайный судебный орган рейха по делам о государственной измене, шпионаже и других политических преступлениях — осудил 1709 человек и вынес 85 смертных приговоров.

По справочным данным МВД СССР 1953 года, в 1937-1938 годах органы НКВД арестовали 1 миллион 575 тысяч 259 человек, из них за «контрреволюционные преступления» — 1 миллион 372 тысячи 382 (87,1 процента). Было осуждено 1 миллион 344 тысячи 923 человека (в том числе расстреляны — 681 692 человека).Про то сколько сотен тысяч умерло или расстреляно в лагерях в справке не указывалось.

Александр Ресин   05.07.2021 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.