Рецензии на произведение «Песни царской каторги свидетельствуют и обвиняют»

Рецензия на «Песни царской каторги свидетельствуют и обвиняют» (Елена Киянка)

.........Как говорится, всё познается в сравнении. О плохом не хочется вспоминать, и потому оно обычно быстро забывается. А зря! Рассказы так называемых жертв сталинских репрессий померкли бы, если бы их честно сопоставили с ужасами царской каторги. Однако об этих ужасах политические перевертыши времён горбачёвщины по понятным причинам предпочитали помалкивать. Но, к счастью, кроме труднодоступных для широких трудящихся масс архивных документов, сохранились народные песни, которые из-под пластов времени свидетельствуют и обвиняют царское самодержавие в нечеловеческой жестокости по отношению ко всему народу..........

Вы очевидно пишите для идиотов,которые не знают ничего и знать не желают.Любой человек интересующийся этими вопросами знает, что царская каторга,как и вообще система наказаний была несоизмеримо мягче и несоизмеримо малой по численности заключенных чем сталинская.

Любой знает как жили в ссылке все будушие вожди революции.Разве читали вы хоть где-нибудь, что они долбили мерзлую землю или валили лес? Нет. Они совершенствовали свои знания, создавали революционную теорию и, на беду всей России, вполне благополучно покидали места своей ссылки, чтобы потом, на горе миру, претворить свои идеи в жизнь...

Писатель-демократ Чернышевский был отправлен на сибирскую каторгу.Сначала его доставили (как мы уже знаем, в собственном экипаже), на солеваренный завод, где пробыл он недолго и работать не начинал, затем его перевезли — с огромными предосторожностями и под конвоем — в Нерчинские рудники. Жил он там в отдельном домике, занимался литературным трудом и ждал в гости жену и сына, которые и посетили его позже. Они погостили у "политического преступника" несколько дней, а его самого затем перевели на Александровский завод, где он встретился с друзьями и знакомыми, проходившими по делу Каракозова.

Писатель В. Г. Короленко тоже был сослан в Сибирь — он был отправлен туда индивидуальным этапом из Вышневолоцкой тюрьмы, где его, между прочим, дважды посетили мать и сестры. Из разных мест своего пребывания в Сибири Короленко написал очень много писем, но мало останавливается в них на условиях своей жизни. Он ни разу не упомянул о каторжном труде.Короленко, пишет, что он "бегло указывал не некоторую недостаточность питания, на свои педагогические занятия с менее образованными товарищами, на изучение им учебников по медицине — видимо, с практическими целями".

Допускаю, что Чернышевский и Короленко были исключением, что некоторым политическим каторжанам все же приходилось работать, но мы уже знаем "нормы выработки" для них в те времена,были в десятки раз ниже сталинских.

В лагерях Сталинской Колымы "выживаемость" была... 10 процентов.

Какие же каторжные работы существовали в мое время? ЧВ основном это была работа в шахтах, лесоповал, заготовка дров, нулевой цикл строительных работ — другими словами, подготовка ям под фундамент в условиях вечной мерзлоты, золотодобыча, строительство и ремонт дорог, проходка шурфов для геологических партий - и это, конечно, еще не полный перечень.

Заготовка дров. На Колыме это один из тяжелейших участков работы. Впрочем, разве есть тут не тяжелые?

А к этому долгие-долгие месяцы мороз — минус 40 до минус 60. Костры запрещены, только охране — еще одно из проявлений "гуманизма" советской власти. Кажется, что уж тут жалеть дрова — одних сучьев и щепок край непочатый. Но позволить заключенным разжечь костер — это значит проявить хоть какую-то снисходительность к ним. В системе ГУЛАГа это не практикуется.

Норма выработки — 10 кубометров в день на человека. Это, разумеется, цифра, взятая с потолка. Заранее известно, что зэк норму выполнить не в состоянии, но за невыполненные нормы можно наказывать, а это в интересах лагерного начальства.

В тех условиях и при той механизации, что была предоставлена — топоры да пилы — больше 10-15 процентов нормы никто не давал. Разумеется, наказывали — сокращали паек, лишали писем (тех, кому они были разрешены) , изощрялись в новых издевательствах. И все это — на фоне постоянного голода, жалкой одежды, совершенно не приспособленной для колымских морозов, истощения, авитаминоза, постоянной слабости... Так и получались 10% выживаемости.

В шахтах норма выработки была 5,5 тонн угля на человека в смену. Для того, кто знает, что такое шахта в тех условиях, понятно, что это значит.

В записках Марии Волконской, приехавшей к мужу-декабристу на Нерчинские рудники, есть место, где она рассказывает о "страшном труде" каторжан на рудниках (муж ее там не работал - это был труд для уголовников). Она с ужасом пишет, что норма выработки на этих страшных рудниках была... 3 пуда руды в день — значит 48 килограммов.

Александр Ресин   05.07.2021 23:28     Заявить о нарушении
В Российской империи за 37 лет (1875-1912) по всем составам, включая тяжкие уголовные преступления, а также по приговорам военно-полевых и военно-окружных судов периода первой русской революции были казнены не более шести тысяч человек.

В 1937-1939 годах в Германии народный трибунал (Volksgericht) — чрезвычайный судебный орган рейха по делам о государственной измене, шпионаже и других политических преступлениях — осудил 1709 человек и вынес 85 смертных приговоров.

По справочным данным МВД СССР 1953 года, в 1937-1938 годах органы НКВД арестовали 1 миллион 575 тысяч 259 человек, из них за «контрреволюционные преступления» — 1 миллион 372 тысячи 382 (87,1 процента). Было осуждено 1 миллион 344 тысячи 923 человека (в том числе расстреляны — 681 692 человека).Про то сколько сотен тысяч умерло или расстреляно в лагерях в справке не указывалось.

Александр Ресин   05.07.2021 23:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Песни царской каторги свидетельствуют и обвиняют» (Елена Киянка)

Предположим, что в Москве проживает семья, состоящая из мужа, жены и только двоих детей. Муж – чиновник или приказчик средней руки – получает по 50 рублей в месяц. Это оклад хороший, а первоначальный оклад – что-то около 30 рублей в месяц. Столько же, около 50 рублей, получают и больничные врачи. Поэтому не будет преуменьшением сказать, что жалованье в 50 рублей – хорошее.

Теперь вычислим месячный бюджет этой семьи, делая расчёт на предметы даже не первой, а первейшей необходимости.

Квартиру в полторы комнатки с кухней дешевле 20 руб. в месяц найти невозможно, да и то где-нибудь поближе или к небесам, или к преисподней, если в центре города, или же – у чёрта на куличках.

На дрова и уголь для самоваров и глажения белья положить по 5 руб. в месяц не будет преувеличением. На освещение невозможно истратить в среднем менее одного пуда керосина в месяц. Возьмём самый плохой сорт в 1 руб. 20 коп. Чаю и сахару в месяц, при самой крайней бережливости, выйдет не менее как на 3 руб. (считая самую малую порцию).

Для обеда, ужина и завтрака на суп (или щи) и жаркое берётся по 3 фунта говядины в день, притом низшего сорта, по 12 коп. фунт, итого в день 36 коп., а в месяц – 10 руб. 80 коп. Чёрного хлеба (о белом и думать нечего) по 3 фунта в день, приправ (картофель, лук, коренья, соль и так далее; об огурцах, пожалуй, также нечего думать) на 15 коп.; итого на 4 руб. 50 коп. в месяц.

Для одного из детей требуется молочная кашка; считая только по 10 коп. в день, получится 3 руб. в месяц. Водовозу 1 рубль в месяц. Мелочные расходы: почтовые марки, бумага и конверты, чернила, перья, карандаши, вакса для чистки сапог, иголки и нитки для зашивания и штопанья, бой посуды и ламповых стёкол, спички и т.п. – положим на всё 2 руб. в месяц.
Если жена будет одеваться как кухарка, всё-таки ей надобны в год хоть три ситцевых платья по 5 руб.; белья, положим, как и мужу, на 3 руб., башмаков и галош, как и мужу, на 17 руб. 50 коп., на ремонт и погашение верхнего платья 15 руб.; на булавки, шпильки, платки и проч. по 2 руб. – 52 руб. 50 коп. Остаётся 17 руб. 80 коп., это на детей и мелочные потребности, вроде ремонта ламп и горелок, щётки, гребни, мыло для умывания и так далее. Легко и без вычисления сказать, что суммы вряд ли достаточно.

При этом предполагается, что муж не курит табаку и не выпивает ни рюмки водки, ни бутылки пива в год, что никогда не бывает ни одного гостя, что жена сама бегает в лавочки, оставляя детей без призора, что она сама стирает бельё, шьёт и ремонтирует своё, мужнино и детское бельё и, если муж заспался, чистит ему сапоги и платье, что всё это происходит в конуре за 15 руб. в месяц.

Ну а что, если случатся родины, крестины, болезнь? Что, если детей будет не двое, а четверо? На что хоронить, если один из них помрёт?..

Ответ один: полная нищета, хотя бы муж и являлся на службу в вице-мундирчике очень элегантном (ведь теперь общее требование, чтобы служащие, даже из мужиков, были одеты вполне прилично). Нищета и голод вместе – безвыходные, беспросветные, увеличивающиеся с каждым годом, уносящие силы работника семьи… Семейная жизнь, вопреки пословице «с милым рай и в шалаше», превращается в настоящий ад, от коего единственное спасение для мужа – в водке, а семья пусть питается по месяцам одним картофелем…

Возьмём даже жалованье по 100 руб. в месяц – это даже в Москве считается жалованьем приличным, а в провинции – роскошным.

Но я добавлю, через 6 лет уже нужно учить ребят, – пусть и это войдёт в смету. А ученье ныне очень кусается…

Итак, строгие мамаши, не обижайтесь на молодых людей, уклоняющихся от отбывания брачной повинности. Право, они не особенно виноваты, избегая ваших сетей. Они чувствуют то, что здесь я, быть может, с чрезвычайною жестокостью и резкостью, высказал не фразами, а неумолимыми цифрами. Не обижайтесь и вы, прекрасные барышни, что эти ужасные цифры, суммирующие современные условия жизни, так неблагоприятны для возвышенной любви. Вы начитались французских романов, в ваших ушах слышатся слова русского поэта о любви: шёпот, лёгкое дыханье, трели соловья…

Но вот прочтите не вымышленную, а обычную сцену, происходящую между намеченным женихом, родителями невесты и ею самой. «Жертву» позвали обедать. Все уже сели за стол.

– Что ж это Лили не идёт? Опять замечталась за роялью! Вы знаете (обращаясь к жениху), она ужасно любит музыку и иногда целыми днями разыгрывает сонаты Бетховена.

(Жениху вспоминаются слова графа Толстого, и он думает про себя: стало быть, целый день «запузыривает»! Однако!)

– Ах, как вчера хорош был «Фауст», – восклицает Лили, входя и усаживаясь возле жениха.
– Мы каждую неделю ездим в театр, – добавляет мамаша.

(В амфитеатр для двоих с извозчиками каждая побывка стоит не менее 6 рублей, итого, если съездить только на 20 спектаклей в сезон, то получится расхода 120 рублей, – размышляет жених.)

Далее выясняется, что Лили ужасно любит зимой читать французские романы, а летом смотреть на звёзды и предаваться возвышенным мечтам (жениха бросает в дрожь); что Лили, извините, сегодня одета очень скромно, на ней платье стоит всего только 50 рублей. «Это очень дёшево!» (Жениха бросает в пот.) Что Лили – создание неземное, что она настоящий ангел (ну, так и убиралась бы на небо!); что она ужасно любит природу (чёрт бы её побрал и с природой-то!) и так далее, и так далее до велосипеда включительно.

Наконец, даётся приглашение в ложу, в оперу, на следующий четверг. Жених благодарит, но, уходя, вытирает платком лицо и твёрдо решает в четверг послать записку, что в этот день он заболел инфлюэнцей… Мамаша ясно намекнула, что её дочь не бесприданница, что за ней 10 тысяч; может, и врёт, а может, и правду говорит, да надует, думает жених. Да и что значат эти деньги при таких привычках и требованиях? Надолго ли их хватит? Да ещё всю жизнь будет корить, что меня она осчастливила, а я оказался дураком…

Вот чем объясняется тот, по-видимому, странный факт, что множество весьма образованных людей женятся почти на безграмотных. Я знавал одного высокоучёного профессора, женившегося на своей кухарке. Всякому, конечно, известно множество случаев, когда учителя гимназий, например, женятся на портнихах, модистках, в то время как барышни, говорящие на двух-трёх иностранных языках, или сидят в девках, или стоят за прилавком магазина с 9 часов утра до 8 часов вечера за жалованье по 25 руб. в месяц, или занимаются другими профессиями (телеграфистки, учительницы и так далее), дающими возможность питаться дешёвой колбасой с хлебом, прозябать и… мечтать о женихах.

Мамашам и барышням-невестам следует подумать об этом. Уверяю, что если, явясь случайно, жених застанет барышню гладящею бельё и всю перепачканную сажей, то это понравится ему гораздо более, чем если бы он застал её расфуфыренною, напудренною, раздушенною. Если к простоте прибавить скромность и непритязательность, то это будет магнитом для женихов.

Конечно, столь учащающиеся случаи женитьбы образованных людей на портнихах и швеях составляют нежелательное явление; конечно, хорошо бы иной раз поговорить с женой о чём-либо и повозвышеннее хозяйства. Но что делать: мы живём не на небе, а на земле.

Так рассуждают нынешние женихи.

Однако неужели нужно идти против образования женщин? Это было бы более чем прискорбно. Образование для женщины есть превосходное приданое, и мы докажем это здесь цифрами.

Предположим, что мать знает языки, музыку и науки в программе гимназии. Очевидно, что она сама может (но будет ли!) учить своих детей, а это стоит очень дорого; сочтём по московской таксе.

Учитель или учительница музыки стоит в месяце никак не дешевле 15 руб. – в год 180 руб.

Сносного репетитора дешевле 20 рублей в месяц найти нельзя – в год 240.

Для обучения языкам надо взять гувернантку тоже с жалованьем не менее 20 руб., да содержание её (считая отдельную комнату) будет стоить 25 руб. – итого в месяц 45 руб., а в год 540 руб. Сочтя всё вместе, получим 960 рублей. Очевидно, что жена, кладя в семью свой труд и знания, кладёт капитал около 25 тысяч рублей.

Заработать эту сумму на стороне женщине невозможно: цены на уроки сбиты до чрезвычайности, а поступить в гувернантки, очевидно, невозможно, – словом, женский труд имеет наиболее рациональное применение в своей семье; это наилучшее решение женского вопроса, смею уверить в том. Бросаться на сторону нет никакого расчёта, ибо в вышеприведённом расчёте ещё не указано, сколько потеряет хозяйство от отсутствия надзора хозяйки, а это может цениться и обойтись очень дорого.

Образованные, но вместе с тем скромные, непритязательные жёны, способные после урока музыки и французского языка детям, тем же детям заштопать чулки и выгладить бельё, – это почти необычайная редкость. Но ведь секрет в том, чтобы это не было редкостью. Пусть языки сменяет рояль, а затем игла и утюг. Такая барышня всегда найдёт и жениха, и время, правда, быть может, и небольшое, для своих идеальных мечтаний, чтобы хоть на некоторое время всплывать вверх тянущего нас вниз болота жизни…

М.Н. Глубоковский
«Наука и жизнь», 1890
Публикуется с сокращениями

Татьяна Петрова 6   03.05.2019 09:17     Заявить о нарушении
Великолепная иллюстрация жизни из времен "России, которую они потеряли"! Ну, и, как всегда, женщине хуже всех))) Её выбирают не по душе, а просчитывая в уме суммы расходов, как тот крот из "Дюймовочки", и прямо же в уме считают существом низшего сорта. Но в женском вопросе с тех пор, хоть и сдвинулось с мертвой точки, но мало что изменилось.

Елена Киянка   03.05.2019 10:04   Заявить о нарушении
очередной опус миши боголюбова
Исправить ситуацию можно, изменив Семейный кодекс в соответствии со Священным писанием.

Ну а пока, при современном безбожном законодательстве, действуем так:

1. В ЗАГСы больше не ходим.

2. Считаем молодых мужем и женой с момента получения родительского благословения.

3. Все имущество муж оформляет на себя.

4. Детей тоже на себя.

5. Если жена уходит от мужа, должна уходить голая и босая. Если муж изгоняет жену за прелюбодеяние, то тем более. Ни о каких детях не может быть и речи. Кого может воспитать прелюбодеица?

На подводной лодке развод невозможен, если только в открытый океан, на съедение акулам.

Некоторые скажут: а если муж не выполняет своих обязанностей? Что тогда делать жене?Исправить ситуацию можно, изменив Семейный кодекс в соответствии со Священным писанием.

Ну а пока, при современном безбожном законодательстве, действуем так:

1. В ЗАГСы больше не ходим.

2. Считаем молодых мужем и женой с момента получения родительского благословения.

3. Все имущество муж оформляет на себя.

4. Детей тоже на себя.

5. Если жена уходит от мужа, должна уходить голая и босая. Если муж изгоняет жену за прелюбодеяние, то тем более. Ни о каких детях не может быть и речи. Кого может воспитать прелюбодеица?

На подводной лодке развод невозможен, если только в открытый океан, на съедение акулам.

Некоторые скажут: а если муж не выполняет своих обязанностей? Что тогда делать жене?Ответ прост и ясен: жене – терпеть. Терпение жены и есть раствор, скрепляющий брак. Если терпения не хватает, и все-таки решила уйти, то на вокзал, на грязную лавку, нищая и босая. Такая постановка вопроса помогает жене перетерпеть временные искушения. Ведь искушения всегда временные. И сохранить семью. На радость деткам, мужу, а значит – и себе самой.
Исключения есть, которые только подтверждают правило. Допустим, муж колдун, т. е. алхимик, или мужеложник, или наркоман. Тогда надо забирать детей и бежать от него. Здесь выход из ситуации прост – он подлежит смертной казни, а жена будет вдовой. Полное решение проблемы.

Татьяна Петрова 6   03.05.2019 10:56   Заявить о нарушении
перечитываю письма одного спартанца его невесте актрисе и певице Эгесихоре.вы наверное знаете что в остальном древнем мире женщин актрис не было-женские роли играли мужчины.

В пенье превзошла она
Сирен, а они — богини!
Дивно десять дев поет,
С одиннадцатью равняясь.
Льется песнь ее, как на теченьях Ксанфа435
Песня лебедя; кудрями золотыми…

Татьяна Петрова 6   03.05.2019 11:01   Заявить о нарушении
Татьяна! Я Вас умоляю не шлите мне больше опусы этого мракобеса и женоненавистника! Они мне засоряют страницы. Поверьте, у меня очень много работы, и компьютерная нагрузка на глаза свыше 12 часов в день. Совершенно неинтересно терять зрение, читая весь этот бред. Мне в Украине бреда хватило на много-много лет вперёд. Только там он немножко другой.
А про спартанцев я знаю. Сама очень люблю Спарту. И часто обращаюсь к ней, как к примеру, в своих работах.

Елена Киянка   03.05.2019 14:02   Заявить о нарушении
ок больше не буду присылать
а про украинский бред я знаю
в большинстве постсоветских республик средней азии женщин уже не ставят ни во что и собираются ввести многоженство

Татьяна Петрова 6   03.05.2019 16:25   Заявить о нарушении
Потому уделим внимание только вопросу цен и зарплат.Энтузиазм, великие стройки-это замечательно. Но, как жилось народу ? Что можно было купить на заработанные деньги ?Сначала рассмотрим зарплаты и доходы разных категорий советских граждан. Чтобы не быть голословным будут приводитьсядокументы той эпохи.Начнём с рабочих специальностей.Потому уделим внимание только вопросу цен и зарплат.Энтузиазм, великие стройки-это замечательно. Но, как жилось народу ? Что можно было купить на заработанные деньги ?Сначала рассмотрим зарплаты и доходы разных категорий советских граждан. Чтобы не быть голословным будут приводитьсядокументы той эпохи.Начнём с рабочих специальностей.Это, конечно передовики производства, стахановцы, как тогда говорили. Средняя зарплата по рабочим специальностям на производстве равнялась-350 рублям.

Теперь о заработках кустарей и артельщиков, кооператоров. То что, в сталинском СССР было сильно развито артельно-кооперативное движение не будем касаться в этой теме. Только о доходах. Итак вот наглядно о заработках у кустарей:Это, конечно передовики производства, стахановцы, как тогда говорили. Средняя зарплата по рабочим специальностям на производстве равнялась-350 рублям.

Теперь о заработках кустарей и артельщиков, кооператоров. То что, в сталинском СССР было сильно развито артельно-кооперативное движение не будем касаться в этой теме. Только о доходах. Итак вот наглядно о заработках у кустарей:Это, конечно передовики производства, стахановцы, как тогда говорили. Средняя зарплата по рабочим специальностям на производстве равнялась-350 рублям.

Теперь о заработках кустарей и артельщиков, кооператоров. То что, в сталинском СССР было сильно развито артельно-кооперативное движение не будем касаться в этой теме. Только о доходах. Итак вот наглядно о заработках у кустарей:Это, конечно передовики производства, стахановцы, как тогда говорили. Средняя зарплата по рабочим специальностям на производстве равнялась-350 рублям.

Теперь о заработках кустарей и артельщиков, кооператоров. То что, в сталинском СССР было сильно развито артельно-кооперативное движение не будем касаться в этой теме. Только о доходах. Итак вот наглядно о заработках у кустарей:Это, конечно передовики производства, стахановцы, как тогда говорили. Средняя зарплата по рабочим специальностям на производстве равнялась-350 рублям.

Теперь о заработках кустарей и артельщиков, кооператоров. То что, в сталинском СССР было сильно развито артельно-кооперативное движение не будем касаться в этой теме. Только о доходах. Итак вот наглядно о заработках у кустарей:Согласитесь, совсем не маленькие доходы. После этого меньше возникает вопросов о том, как пчеловоды, артельщики могли покупать танки для фронта.

Зарплаты инженеров были выше, чем у рабочих специальностей. Так у заводского инженера з\п была в конце тридцатых годов-1,5 тыс.рублей. И это понятно-нужно было стимулировать людей к учёбе.

А для того чтобы стать инженером, нужно учиться. Студентам во все времена жилось непросто. Так как же жили студенты в тридцатых годах?

Саратовский колхозный сельскохозяйственный техникум обещает стипендии по 250 рублей сдавшим вступительные экзамены на три «пятерки» и одну «четверку»

Татьяна Петрова 6   04.05.2019 09:23   Заявить о нарушении
Но... позвольте, подведем итог предыдущим расходам:

Квартира ................... 20 руб. 00 коп.

Отопление и уголь .......... 5 руб. 00 коп.

Освещение .................. 1 руб. 20 коп.

Чай и сахар ............... 3 руб. 00 коп.

Говядина ................... 10 руб. 80 коп.

Хлеб и приправа ............. 4 руб. 50 коп.

Молочная каша ............... 3 руб. 00 коп.

За воду ..................... 1 руб. 00 коп.

Мелочи ...................... 2 руб. 00 коп.

Итого 50 руб. 50 коп.

О, ужас! Бюджет уже превзойден! Что делать?

Снимаем маленькую комнатку в 15 рублей у съемщицы. Это дает сокращение по квартире в 5 руб., по отоплению - в 5 руб., за воду 1 руб.; говядины будем брать по 2 фунта - сбережение 3 руб. 60 коп., итого сбережений 14 руб. 60 коп. Но при изготовлении пищи дома выйдет керосина больше на 1 руб. 20 коп. Итого сокращение получается в 13 руб. 40 коп. Хозяйкиной кухарке надо дать хоть 1 руб. - итого 12 руб. 40 коп. Месячный бюджет получается в 50 руб. 50 коп. - 12 руб. 40 коп. = 38 руб. 10 коп. При доходе в 50 рублей на все прочие расходы останется по 11 руб. 90 коп. в месяц, причем семья живет в комнате-конуре у съемщицы.

Практическое наставление родителям для выдачи замуж дочерей, а невестам - для выхода замуж 19 век, ностальгия, россия
Но перейдем к другим необходимым расходам.

Стирка белья - необходима. Необходимо мыло, а если хозяйка дозволит доступ в кухню, то за воду и уголья возьмет. Как ни вертеться, а дешевле 2 руб. в месяц стирка не обойдется, итого на прочие расходы останется уже только 9 руб. 90 коп. Конечно, жена уже сама и стирает, и гладит белье, и крахмалит сорочки мужу, а муж сам чистит себе сапоги и платье.

Но муж всегда должен быть одет прилично, да жена и дети также не могут ходить в костюме Адама и Евы. Жена все шьет сама для себя и для детей, а мужу уже необходимо покупать готовое белье. Сделаем смету по этой статье расхода.

А. Смета для мужа

Самая дешевая, но приличная для службы, вице-мундирная пара или простая стоит 25 рублей, не дешевле. Необходима еще хоть одна другая пара, домашняя, в 15 рублей. Полагая смену их только один раз в три года (???), получим ежегодный расход на ремонт в (25+15):3 = 40:3 = =13 1/3 руб. Не будет преувеличением допустить такой же расход на ремонт верхней одежды, шляп, шапок; итого на верхнее и нижнее платье получим около 27 руб. в год расхода.

О перчатках не упомянем, но на носовые платки, запонки и галстуки в год вряд ли выйдет менее рубля, итого 27 + 1 = 28 руб.

Сапог, в предположении, что муж не будет и мечтать даже о конке (не говоря уже об извозчиках), надо в год две пары по 6 руб. 50 коп. (дешевые сорта) и галош тоже две пары по 2 руб. 25 коп., а всего (6 1/2 +2 1/4)х2=17 руб. 50 коп.

Предположим, что жена сама шьет нижнее белье для всей семьи. Все-таки нужны: миткаль, пуговицы, нитки, да и ремонт швейной машины. Положим на все по 3 рубля в 'год, право, немного.

В итоге на поддержание в сколько-нибудь сносном виде одеяний мужа мы получаем:

Верхнее и нижнее платье..... 27 руб. 00 коп.

Запонки, галстуки и проч..... 1 руб. 00 коп.

Обувь ...................... 17 руб. 50 коп.

Нижнее белье ................ 3 руб. 00 коп.

Итого 48 руб. 50 коп.

Б. Смета для жены, детей и пр.

Выше мы видели, что на все, кроме самых крайне необходимых предметов, из бюджета остается по 9 руб. 90 коп. в месяц, т. е. 9 руб. 90 коп. х 12 = 118 руб. 80 коп. в год. Но для мужа абсолютно необходимы 48 руб. 50 коп. - на семью, следовательно, остается всего 70 руб. 30 коп.
М.Н. Глубоковский
«Наука и жизнь», 1890

Татьяна Петрова 6   04.05.2019 09:27   Заявить о нарушении
жаль что черезэтот сайт нельзя присылать картинки я бы прислала вам фото археологических раскопок с Оркнейских островох у побережья Шотландии.как говорится смотрите и завидуйте-как жили кельты построившие ТОГДА общество которое пусть и условно но можно назвать коммунистическим.

Татьяна Петрова 6   04.05.2019 09:32   Заявить о нарушении
Случилось это в годы царствования третьего Александра в одной из самых суровых ссыльно-каторжных тюрем Сибири.
Ссыльно-каторжная тюрьма в Усть-Каре
Во время посещения каторги генерал-губернатором Корфом одна заключенная, Елизавета Ковальская, отказалась встать при появлении высокого начальства. В воспоминаниях она объясняет это так: «Я никогда в тюрьме не вставала при входе начальства, не встала и перед ним. На его приказание: «встать!» ответила: «Я пришла сюда за то, что не признаю вашего правительства, и перед его представителями не встаю»». Бунтовщицу чуть не убили на месте, потом перевели в еще более страшную тюрьму, поместили в одиночку, причем усть-карский комендант в отместку за то, что Ковальская «осрамила» его перед генералом, обошелся с ней каким-то особенно гадким образом. (В своей автобиографии Ковальская не хочет рассказывать, что именно с ней сделали стражники, но, видимо, даже для каторжных нравов это было нечто невообразимое).
Елизавета Ковальская
Сокамерницы Ковальской, оставшиеся в Усть-Каре, начали серию голодовок, требуя уволить мерзавца. Борьба растянулась на месяцы. В конце концов одна из женщин, 28-летняя народница Надежда Сигида, попыталась влепить коменданту пощечину — офицеру с «битым лицом», согласно традициям, полагалось подавать в отставку. Как-то там он, резвун, от нее увернулся или отпрыгнул, а может, перехватил занесенную для удара руку — не знаю. Но акт составил, написал рапорт, и по приказу генерал-губернатора Корфа каторжница за дерзость была выпорота розгами, что соответствовало существовавшей в ту пору инструкции по содержанию заключенных.

В ту же ночь, 7 ноября 1889 года, четыре молодые женщины (в том числе Сигида) приняли смертельную дозу яда в знак протеста против оскорбления человеческой личности. В мужском отделении из солидарности то же сделали шестнадцать человек, но яд оказался лежалый, и скончались только двое.
Надежда Сигида
«Карийская трагедия» стала известна всей стране, а затем и всему миру. Шум поднялся такого масштаба, что Усть-Карская каторга была навсегда закрыта. Что более существенно: с этого момента в России были отменены телесные наказания в отношении женщин. Всё, больше никаких «Ни стона из ее груди, лишь бич хлестал, играя».

За то, чтобы российское общество поднялось на одну ступеньку высокой-превысокой лестницы ЧСД, заплатили жизнью шесть человек. Даже не знаю, много это или мало.
Вот имена этих людей. Вряд ли они вам известны:
Надежда Сигида

Мария Ковалевская

Надежда Смирницкая

Мария Калюжная

Иван Калюжный (Муж и жена? Брат и сестра?)

Сергей Бобохов.
А кроме имен да маленькой фотографии Н. Сигиды, кажется, ничего и не осталось. Была еще какая-то картина «Карийская трагедия» художника-соцреалиста Касаткина, но репродукции ни в Сети, ни в офф-лайне я так и не нашел. Зато в Хабаровском крае есть большой поселок Корфовский, в названии которого увековечено героическое имя генерал-губернатора, победителя женщин.

Татьяна Петрова 6   07.05.2019 11:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Песни царской каторги свидетельствуют и обвиняют» (Елена Киянка)

Здравствуйте, Елена. Полагаю, что моя рецензия вряд ли Вам понравится, но что поделаешь, когда сайт у нас такой? Ведь он не только для "кукушек и петухов", верно? А потому позвольте мне слегка Вас поругать. Итак, я предлагаю начать с самого простого, лежащего на поверхности. Наверное, Вы не станете спорить, что лучшие на свете "сказочники" - сидельцы и прочие страдальцы? Технология их "сказок" отрабатывалась веками и, как видим, бесперебойно действует и по сей день. Самый же доверчивый потребитель сих "сказок" - русский интеллигент, которого хлебом не корми, только дай посочувствовать "униженному и оскорблённому" народу. Отсюда вопрос: какова репрезентативность данных сказок, и насколько она отражает реалии общественной жизни? Короче говоря, вот пример: можно ли по крайне популярному блатному шансону судить о жизни в СССР?
Теперь вернусь к временам более далёким. Итак, одна из самых популярных арестантских песен того времени - про бродягу, который "к Байкалу подходит". Да, жалко мужика, ничего не скажешь. Но кто-нибудь задавался вопросом, почему этот самый мужик без спросу взял явно чужую рыбацкую лодку и тем самым, возможно, оставил семью рыбака помирать с голода? Одной удочкой-то семью не прокормишь! Нет, я нисколько не смеюсь, я серьёзно. И ведь мы с вами, увы, сочувствуем именно бродяге, а не обездоленному его собрату-рыбаку. Или что, и здесь власти виноваты? Идём далее: добрался наш скиталец до дома, и что? Брательник его, оказывается, тоже "кандалами гремит", а матушка сразу двоих сыновей-убийц не пережила. Напомню, абы как, за воровство или неуплату налогов, на каторгу не посылали. Только убийц и, если "сдуру" или же из ревности - лет на десять, не больше. И то судебной волокиты было.... Хороша семейка, не правда ли?
Нет, я нисколько не отрицаю, что на каторгу порой попадали люди невиновные, или что среди каторжан не было таких, кто не смог выдержать притеснений и в итоге убил своего обидчика, отнюдь. Таковые были и - увы! - всегда будут. Но откуда Вы взяли данные о непосильных человеку условиях каторжного быта? "Пять лет - уже старик"? Опять-таки, быть может, где-то начальник" был настолько паталогически вороват, что обкрадывал каторжан до безобразия, но обобщать не стоит, ибо казна не дремала никогда, и ей здоровый каторжанин был гораздо выгодней больного и хилого. Знаю. Знаю потому, что в квартале от меня - Сибирский тракт, в трёх кварталах - пересыльный тюремный замок, а через дорогу - государственный архив. Да и сам Урал, по сути, всего сто лет назад был ещё минимум на треть каторжным, или же состоял из потомков осевших здесь каторжан. Быть может, из-за этого мы такие и грубияны неотёсанные (о далёких корнях Ельцина не спрашивайте, не интересовался) ;-)
Так что - не надо безоглядно верить воровским сказкам: они сочинены для вас, но не про нас.... С уважением - Дмитрий.

Дмитрий Криушов   28.03.2016 21:53     Заявить о нарушении
Молодца однако, Дмитрий.
Говорят, законодательство дореволюционной России было почти что самое гуманное в мире.
А как вам это:
"...Сам к царю пошёл,
Да дорогой задержался –
До царя я не дошёл.
Моё сердце не стерпело –
Я урядника убил…" ?!!

А у того урядника, который стоял на страже закона, две доченьки малые были...

Тырнов Валерий   29.03.2016 00:12   Заявить о нарушении
А тот, кто убил урядника, был не за себя, а за весь обобранный этим урядником мир, в котором у каждого его представителя было помногу доченек и сынишек, которые хлебушек из лебеды ели, и мёрли со страшной силой от голода и болезней. У Толстого Льва Николаевича всё детально описано, да и у Достоевского, да и у Некрасова, да и у Булгакова - вся русская литература наполнена этим стоном народным. Но есть ещё и официальная статистика тех лет. По ней средняя продолжительность жизни в царской России на рубеже 1-й русской революции составляла: у мужчин 32 года, а у женщин - 34, а детская смертность была одной из самых высоких в тогдашнем мире. А телесные наказания, которые были только после 1-й русской революции отменены? А закон "о кухаркиных детях", который лишал доступа к образованию фактически все нижние сословия, другими словами, более 80% населения? Наша беда - это причитания о слезинке ребёнка, когда вокруг льются потоки слёз, но они просто не вписываются в удобную нам картину мира.

Елена Киянка   29.03.2016 02:02   Заявить о нарушении
В статье речь идёт не о воровских сказках, а о народных песнях. Известно, что никогда не приживётся в народе песня, которая не отражает реальности. Воровские же сказки рассказываются лишь отдельным лицам или узкой группе лиц с определённой целью. Но отнюдь не подхватываются народом. Пел ли народ советский блатной шансон? Лишь в последние годы существования Советского Союза, когда этот шансон стал насильно внедряться в умы людей, чтоб подготовить их к грядущему большому кидалову. В статье арестанты лишь поют, а рассказывают свидетели-очевидцы: Достоевский, Чернышевский, Волконская, Ядринцев, Дворников, Гертевельд и даже сам тогдашний генерал-губернатор Восточной Сибири - Броневский, который не смог не признать очевидного.Для меня основные и самые ценные свидетели - первые трое, для Вас, понятно, генерал-губернатор. Но он есть в списке, и он свидетельствует. Архив через дорогу ведь ещё ни о чём не говорит - туда отнюдь не у всех есть доступ. Можно жить через дорогу, и не иметь доступа в архив, а можно жить за тысячи километров и иметь. Далее. В статье речь идёт не об обычных убийцах и грабителях, к которым Вы пытаетесь свести речь. В статье говорится о тех, кто встал за весь мир честной, т.е. за народ, и попал в каторгу: "Не за пьянство, не буянство и не за ночной грабёж". Причём же здесь лодка несчастного рыбака? Который, к слову, я так понимаю, в тайге жил рядом с Байкалом, и думается, очень быстро соорудил себе другую, хотя, конечно, и обматерил постфактум похитителя. Вы правильно заметили, что на каторгу абы кого не отправляли, там обычных уголовников не так много было, зачем же передёргивать и переводить стрелки на них? Т.е. выходит: песни складывали уголовники-воры,и сказок их слушать не стоит, но несколькими абзацами ниже выясняется, что воров на каторгу не отправляли. Да, бытовых убийц отправляли на 10 лет. А вот тех, которые шли "за мир честной" - на 25 упекали. Герой песни про урядника, даже уже будучи в кандалах, думает не о себе, а об общем благе: "Но хотелось бы узнать: удалось ли односельцам с шеи подати столкать?" И такие люди - это лучшие силы народа во все времена - те, кто могут взять на себя ответственность за мир. И вот такие люди оказывались на каторге. И система их губила. В советское время, к слову, в тюрьмах оказывались люди совсем иного склада: "Я, мне, моё". И мы видим это по результатам горбостройки, когда под шансон кинули и опустили в нищету весь народ, и страну могучую уничтожили и распродали подешёвке.

Елена Киянка   29.03.2016 02:56   Заявить о нарушении
"И мы видим это по результатам горбостройки, когда под шансон кинули и опустили в нищету весь народ, и страну могучую уничтожили и распродали подешёвке".

-Лена, страну "кинули", как вы выражаетесь, в результате ельцинского периода президентства, начиная с Беловежской пущи. И "кидалами" были как раз те, предки которых мыкались по каторгам да за границей до революции. А результатом той революции стал, прежде всего, геноцид миллионов взрослых и детей "униженных и оскорблённых" России. Это уж потом (когда, знаете?), оставшиеся в живых получили уравниловку в пайке и мнимое ими "равенство".
Архивы архивами, однако и мозги надо включать, читая их. Ни одна власть не будет держать в архивах свидетельства своей преступной деятельности.

Тырнов Валерий   29.03.2016 11:34   Заявить о нарушении
Перед ельцинским периодом президентства был долгий подготовительный период, начиная с Хрущева. Черчилль в 1953 году сказал: "Первый камень, брошенный в Сталина, будет началом конца Советской власти". И Хрущёв его бросил. Это было начало. И дальше все действия были тщательно продуманными и последовательными. Украину сейчас, к слову, по той же схеме разрушали, как и Союз, только первым камнем была уже Россия. Я это всё наблюдала там и тщательно анализировала. Беловежский сговор - это уже юридическая констатация свершившегося факта. Горбачев и Ельцин - два звена одной и той же цепи, руки, которые друг друга моют. И развал страны осуществляли в основной массе как раз не потомки царских каторжан и тех, кто, избегая каторги, вынужден был тогда скитаться по заграницам (хотя отдельные уроды, такие, как Гайдар и украинский Кучма были), а потомки тех, кто в Гражданскую был на стороне белых или просто в бандитах у разных атаманов типа Махно, Зелёного и т.д. в соавторстве с потомками троцкистских вредителей и спецслужбами Запада. Они шли к своему реваншу медленно и последовательно на протяжении десятилетий. Кем был отец Кравчука (первый презик укры времен Ельцина)? Бандеровцем. А сам мальчик Лёня тогда был связным. Кем были предки Горбачёва? Кулаками, которые с обрезами охотились за комсомольским активом и жгли колхозные поля. Ну, и за это их по головке не погладили. Кем был папа пресловутого Ющенко? Полицаем. Кем был отец пресловутого секретаря ЦК КПСС Яковлева, который сказал: "Мы должны загадить социализм, как мухи загаживают лампочку"? Тем же, что и отец Ющенко. Можно долго перечислять. Кто творил, как Вы выразились "геноцид"? За три дня присутствия Колчака в Екатеринбурге в топках металлургических заводов было сожжено больше 10 тысяч рабочих. До Гражданской на Донбассе было 350 тысяч населения, после стало около - 160. Куда делась половина? Да, там просто Деникин прошёлся. Кто в Киеве порубал целый завод с семьями во время Арсенальского восстания? Петлюра с гайдамаками. Гражданская война закончилась. Куда делись все эти гайдамаки, все эти бандиты махновские, все те, кто служил у Колчака и Деникина и других? А были они Советской властью прощены, чтоб страна могла вернуться к мирной жизни. Многие из них поменяли фамилии. Годы шли. Всё забылось. И они полезли во власть с целью мстить. А потомки царских каторжан да тех, кто тогда по заграницам вынужден был маяться, в основной своей массе полегли на полях Великой Отечественной. И поколение, которое несло в себе новое сознание тоже. 3 миллиона коммунистов погибло и больше 5 миллионов комсомольцев. А носители старого сознания пересидели по тылам, да на линиях снабжения, а потом уж вместе с Хрущевым и обнаружились в новом качестве. Не уничтожала Советская власть архивов. Я помню, ещё в начале 90-х, какой-то историк (фамилию запамятовала) по телеку выступал и поражался - все архивы по номерам, всё чётко, мол, и придраться не к чему. Помнится, Белинский когда-то сказал: "Убеждения надо отстаивать не потому что они наши, а потому что они соответствуют истине". После развала страны, я долго разбиралась: что к чему. И разобралась. Но многим что-то мешает, чаще всего, субъективные предпочтения или родовые связи. Но для страны в целом ценен именно объективный подход, потому что только он даёт возможность избежать ошибок.

Елена Киянка   29.03.2016 13:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Песни царской каторги свидетельствуют и обвиняют» (Елена Киянка)

Очень интересный труд, Елена, понравилось, жму зелёный!

Владимир Темляков   20.01.2016 11:28     Заявить о нарушении
Спасибо Вам!

Елена Киянка   20.01.2016 16:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Песни царской каторги свидетельствуют и обвиняют» (Елена Киянка)

Хорошая статья, Елена, и на редкую тему, спасибо.

Была в свое время популярна песня с такими словами:
"— «А скажи-ка мне, голубчик,
Кто за что же здесь сидит?»
— «Это, барин, трудно помнить:
Есть и вор здесь и бандит...

Есть за правду за народну:
Кто в шестом году восстал,
Тот начальством был отправлен
В Александровский централ.

Есть преступники большие,
Им не нравился закон,
И они за правду встали,
Чтоб разрушить царский трон.

Отольются волку слезы.
Знать, царю несдобровать!»..

А вот Солженицын ухитрился, ссылаясь на Достоевского, изобразить царскую каторгу чуть ли не курортом...

Игорь Семенников   31.12.2015 08:01     Заявить о нарушении
У меня есть небольшой сборничек песен царской каторги - оттуда и песни. Но, понятно, все песни в статью не могли вместиться. Но этой, по-моему, там нет, потому что не преминула бы процитировать её. Также читала я и воспоминания Волконской, да и Достоевского. И если это прочесть, то понимаешь, какой это был на самом деле нечеловеческий "курорт". А если ещё кому в жизни повезло, как мне, и удалось услышать рассказы тех, кто там побывал, или хотя бы жил в царское время, и сам слышал эти рассказы, то его уже в заблуждение никакими россказнями не введёшь. А для большинства, которое ничем не интересуется (и это огромная беда для всех нас и для него, в первую очередь), всё переворачивается вверх ногами и лепятся фальшивки из передёрнутых и вырванных из контекста цитат. Именно фабрикацией таких фальшивок и занимался всю свою жизнь Солженицын. У него даже фамилия говорящая: Со-ЛЖЕ-ницын, т.е. - с ложью, сопричастный лжи.

Елена Киянка   31.12.2015 15:01   Заявить о нарушении
Это точно!

Игорь Семенников   31.12.2015 20:13   Заявить о нарушении