От свободы творчества к творчеству свободы

1. Процесс выделения искусства в самостоятельную форму общественного сознания

Первоначально искусство не являлось самостоятельной формой общественного сознания, а развивалось в рамках религиозной. Окончательно искусство отделилось от религии лишь в процессе становления буржуазного способа производства. Именно новые общественные отношения не только вынудили церковников приспособить религиозные догмы к нуждам стремительно меняющейся реальности, но и породили потребность в свободном от уз канона искусстве.
«Искусство есть продукт развитой, профессионально усовершенствованной силы воображения, фантазии. Произведения искусства выступают как предметно воплощенная, реализованная в словах, в звуках, в красках, в камне или в движении человеческого тела сила воображения». (Ильенков Э. В. «Об идолах и идеалах», 2006, К., с.219)
Но поскольку сила человеческого воображения формируется не сама по себе, а всем комплексом существующих общественных отношений, то понятно, что, будучи скована религиозными догмами, она не может отражать мир таким, каким он есть, во всем его многообразии и развитии, а лишь таким, каким он представляется богословам. Так же точно, как товарно-денежные отношения, развиваясь, ломают все, освященные церковью, сословные перегородки, потому что те мешают их становлению, сила человеческого воображения вырывается из тенёт религиозного канона и получает невиданную доселе возможность отображать посредством художественных образов действительность такой, какой она является на самом деле. Произведения, созданные мастерами Возрождения, поражают своей внутренней силой, цельностью, сконцентрированной в них жаждой деятельности. В них запечатлена реальность нового уклада жизни, ломающего все отжившее и прогнившее. Плоскостной, лишенный движения схематизм икон уступает место полным жизни, объёмным, данным в перспективе изображениям. Буржуазный способ производства буквально вырывает искусство из лап религии, но лишь для того, чтобы почти тотчас же загнать его в не менее отвратительное товарно-денежное рабство, а религию вынуждает обожествить богатство и прибыль и тем самым быть усердной служанкой в деле её выколачивания из рабочей силы. Возрождение в искусстве не случайно совпадает по времени с религиозной Реформацией.


2. Искусство как форма общественного сознания

В общественной жизни искусство играет двойственную роль. С одной стороны, независимо от воли и субъективного понимания тех, кто его производит, оно отражает и показывает людям окружающую их действительность в единстве борющихся в ней противоречивых тенденций. Не разрешая общественных противоречий, искусство вскрывает, обнаруживает их. А с другой стороны, будучи продуктом развитого воображения, искусство является лучшим воспитателем этого самого воображения, а значит, эстетического чувства в человеке. Многим данная человеческая способность кажется несущественной. Но на самом деле лишь при помощи неё можно за частностями и подробностями разглядеть целое. Развитое воображение одного помогает более полно и верно проникнуть в сущность того или иного явления другому. Художник направляет мысль общественного деятеля, учёного, философа к верному решению стоящих перед ними задач. В этом смысле можно сказать, что великие художники порождают великих мыслителей, учёных и государственных деятелей.
«Стоит перечитать страницы, где Маркс впервые пытается разобраться в социально-экономической сущности денег («Экономическо-философские рукописи 1844 года»), как сразу же бросается в глаза  крайне примечательное обстоятельство: главными авторитетами, на которые опирается Маркс-философ, Маркс-экономист, оказываются здесь не специалисты в области денежного обращения, не Смит и Рикардо, а… - Шекспир и Гёте.
Парадокс? Только на первый взгляд. Глазами Шекспира и Гёте, то есть «глазами» развитого на высших образцах искусства воображения, молодой Маркс «схватил» общую сущность денег гораздо более верно, чем все экономисты того времени вместе взятые. Последние занимались частностями, деталями и подробностями денежного обращения, а поэтически развитый взор Шекспира и Гёте сразу улавливал общую роль денег в целостном организме человеческой культуры…
Благодаря Шекспиру и Гёте Маркс-экономист увидел здесь за деревьями лес, тот самый лес, которого буржуазные экономисты не видели…» (Ильенков Э.В. «Об идолах и идеалах», 2006, К., с. 260-261).
Вся история человечества изобилует примерами, когда мыслители в поисках сути обращались к произведениям великих художников и поэтов и находили искомое. Способность художественного воображения проникать в суть вещей была понята и передана в поэтических строках М. Цветаевой:

«О мир, пойми,
Певцом во сне открыты:
Закон звезды и формула цветка».

Эстетическое чувство не способно обосновать социально-экономические причины общественных явлений, но оно болезненно реагирует на реалии, вызванные наличием и обострением социально-экономических противоречий. Художник может (и, чаще всего, так и делает) ошибаться с точки зрения политэкономической науки, но никогда не ошибается, указывая посредством своего творчества на существование того или иного общественного противоречия, разумеется, речь идёт о великих, настоящих художниках, а не просто художниках по профессии.
«Но что неверно в формально-экономическом смысле, может быть верно во всемирном историческом смысле. Если нравственное сознание массы объявляет какой-либо экономический факт несправедливым, как в своё время рабство или барщину, то это есть доказательство того, что этот факт сам пережил себя, что появились другие экономические факты, в силу которых он стал невыносимым и несохранимым. Позади формальной экономической неправды может быть, следовательно, скрыто истинное экономическое содержание». (Маркс К., Энгельс Ф. С. Т. 21, с.184)
Аналогично тому, как мышление великих философов опережает уровень общественного сознания, так и развитое эстетическое чувство, свойственное деятелям искусства, первым посредством художественных образов отмечает невыносимость того или иного явления, того или иного «экономического факта».
Таким образом, идея овладевает массами и становится материальной силой, разрешающей накопившиеся общественные противоречия не только посредством развития научной теории, но и при помощи социально направленного искусства.
Однако, как не всякая теория служит делу развития общества, так далеко не всякое искусство понуждает массы обратить внимание на необходимость разрешения общественных противоречий.


3. Искусство должно быть свободным. Но от чего, и что такое свобода?

Пока искусство не выделилось из религии как самостоятельная форма общественного сознания, оно было полностью зависимо от религиозных догм и канонов, следовательно, не могло быть ни полноценным зеркалом общественных противоречий, ни воспитателем эстетического чувства массы.
Искусство Эллады, к примеру, великолепно отражало жизнь и являлось воспитателем чувств свободных греков. Но свободные греки – это рабовладельцы, которых меньшинство. Большинство – рабы, к которым греки относились, как к «говорящим орудиям» и полностью исключали из общественной жизни. Схватывая лишь одну из сторон действительности, искусство эллинов, будучи реалистичным по форме, по содержанию являлось фантастическим отражением общественных отношений и лишь косвенно указывало на существующее классовое противоречие, следовательно, не могло подтолкнуть ни мыслителей, ни массы к его разрешению. И подобно Аристотелю, который вплотную подошел к пониманию, но так до конца и не смог понять природу денежной формы стоимости, лишь потому, что в условиях рабовладения не сумел определить труд как всеобщую сущностную силу человека, античное искусство было не в состоянии отобразить общество как целое, следовательно, «грешило» односторонностью. Игнорируя жизнь половины общества, оно как бы перекрывало самому себе источник развития и уступило впоследствии место христианской форме искусства. Эта форма, в отличие от стихийного материализма древних греков, базировалась на религиозном идеализме и лишь схематически отражала иерархическую структуру феодального общества, а также господствующие тогда представления о мире. Со средневековых икон мир предстает не таким, каким он есть на самом деле, а таким, каким видит его праведный христианин. Не зря средневековых художников пренебрежительно называли «богомазами». Отражая не действительность, а лишь её фантастическое отражение, другими словами, являясь зеркалом кривого зеркала, христианское искусство не только не являлось односторонним, но вообще было потусторонним.
Как уже говорилось выше, из царства потусторонности на свет божий искусство вывел молодой капитализм. Но, по мере его взросления, выяснилось, что с его стороны это вовсе не являлось благородным поступком. Освободив искусство от цепей религии, капитализм отправил его в плавание по бурным волнам свободного рынка. И если раньше представители искусства задыхались в тисках христианской схоластики, то отныне они угодили в рабство товарно-денежных отношений. Художник, поэт, музыкант мог создавать, сочинять  и писать всё, что его душе угодно. Но, если его произведения не продавались, т.е. не имели спроса на рынке, был обречен на голодную смерть. В то время, когда гремели буржуазные революции, и буржуазия лишь восходила к своему господству, товарно-денежные отношения ещё не вполне противостояли свободе развитого воображения, лишь ограничивая её реальным положением дел. «Не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать», - говаривал Пушкин, когда капитализм в России ещё только-только начал отвоевывать себе место под солнцем. «Чего изволите?» и «Помои» - с едким сарказмом выражался Салтыков-Щедрин об официально признанных литературных журналах конца XIX столетия, когда капитализм уже прочно стоял на ногах.
Буржуазия, став господствующим классом, всегда стремится укрепить, а, по возможности, увековечить свое положение. И абсолютно естественно, что реалистичное отображение общественных противоречий капитализма, как и развитие эстетического чувства в массах, этому не только не способствует, но и всячески мешает, провоцируя людей подниматься на борьбу с существующим порядком вещей.
По мере концентрации капитала и превращения капитализма в империализм товарно-денежные отношения овладевают всеми, в том числе и самыми по своей природе нетоварными, сферами общественной жизни. Любопытно проследить этапы погружения искусства в пучину рынка на примере смены художественных стилей и направлений.
Возрождение – долгожданное освобождение искусства из застенков инквизиции. В произведениях голландских живописцев на первый план выступает сытость и материальное благополучие, обожествленные в протестантской этике. Начинает развиваться реализм, но наряду с ним и салонная живопись. За неё хорошо платят, реалисты живут в нищете. Например, увидев на выставке свою, ставшую впоследствии знаменитой, «Прачку», воткнутой между портретами какого-то генерала на коне и вельможи в гостиной, художник Оноре Домье сказал: «Бедная моя прачка, даже здесь, в храме искусства, тебе так же тяжело, как и в жизни». Картины, как и представители антагонистических классов, оказываются по разные стороны баррикад. Импрессионизм, многократно оплеванный французскими буржуа, отражает вечную неуверенность в завтрашнем дне, зыбкость, изменчивость всего, что зависит от денег. Реальность в голубовато-сиреневой дымке, размытость ориентиров, жизнь-мираж. Правящий класс, удовлетворённый своим положением, не устраивала такая трактовка и понимание её мира. Именно в противовес импрессионистам было выработано кредо салонной живописи: «Подальше от реальности. Мы предпочитаем священную рощу, где бродят фавны, лесу, в котором работают дровосеки». Импрессионисты в это кредо не вписывались и потому голодали: «Ренуар приносит нам из дома хлеб, чтобы мы не умерли с голоду, - пишет Клод Моне Базелю. – Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света – это ужасно…» Товарно-денежные отношения всё туже и туже затягивали петлю на шее искусства. Но его представители, хотели они того или нет, осознавали или не осознавали, продолжали отражать существующие противоречия. Экспрессионизм Ван Гога и Гогена – это уже вызов, брошенный обществу, которое превратило искусство в товар. Не нравится – не бери, что хочу, то и рисую. Здесь надо отметить, что искусство в условиях разжиревшего капитализма распадается на две большие ветви: салонное, в котором бегают фавны, т.е. искусство для власть имущих, и протестное. Но протестное, в свою очередь, так же распадается надвое: протест против существующей действительности (реализм и критический реализм) и протест против товарно-денежного диктата в искусстве. И если первая ветвь – это, по сути, искусство угнетённого класса, то вторая – мелкобуржуазна. Зародившись поначалу как вызов, бросаемый продажности буржуазного общества, она во второй четверти ХХ века выродилась в свою противоположность – в способ зарабатывания денег. Напряженные, как бы кричащие о недопустимости товарно-денежного насилия над искусством образы экспрессионистов трансформировались либо в пустоту абстракционизма, либо в изображающий реальность расщеплённой личности сюр. Произвол вызова трансформировался в вызов произвола.
«Культурное воображение ни в коем случае не произвольно. Так же мало оно представляет собой действие согласно штампу, согласно готовой, формально заученной схеме. Культура воображения совпадает со свободой как от власти мёртвого штампа, так и от произвольного каприза. Таков секрет культуры творческого воображения». (Ильенков Э.В. «Об идолах и идеалах», 2006, К., с.239)
Первая ветвь после Октябрьской революции нашла своё развитие в социалистическом реализме, в революционном искусстве Латинской Америки и других, борющихся против империализма, стран.
Сейчас толстосумы Запада за баснословные деньги скупают в свои частные коллекции образцы советского искусства, видимо, потому, что реальности, которую оно отображало, уже не существует, и такой реализм опасности не представляет. А к протестному искусству, возрождающемуся на руинах СССР и стран Восточной Европы, успешно применяется испытанная временем финансовая удавка. Оно загнано в глубокое подполье и скрыто за стеной глухого молчания.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что свобода развитого воображения в условиях товарно-денежной реальности и борьбы антагонистических классов осуществима лишь тогда, когда художник творит ради изменения существующего положения вещей. И в данном случае абсолютно неважно – осознанно он это делает или нет. Существенно другое – что посредством его творчества идея преобразования общества на более справедливых и гуманных началах овладеет массами гораздо быстрее, чем при помощи одной лишь теории, не подкреплённой к тому же адекватной общественной практикой. Не надо забывать, что все реалистичное русское искусство XIX – начала ХХ века – литература, живопись, музыка, театр – работало на изменение существующих тогда условий общественного бытия. Теория лучше прорастает в почве, предварительно вспаханной взбудораженными искусством чувствами. Свобода творчества выражается именно в том, чтоб отображать мир таким, какой он есть, во всем многообразии его изменчивых форм и сущностной целостности содержания. Всякое искусство создается человеком для человечества. И как бы ни усердствовал художник, убеждая окружающих в том, что он работает «для себя», на самом деле любой предмет искусства создан для людей. Поэтому, чем произвольнее отображает реальность индивидуальное воображение, тем меньше в предмете искусства действительной жизни, и тем меньший отклик оно вызывает в других  людях. «И действительно, капризный произвол воображения заключает в себе столь же мало свободы, как и действие по штампу. Крайности, как давно известно, сходятся. Произвольное действие вообще – будь то в реальной жизни или только в воображении, фантазии, - никогда и ни на одно мгновение не может выпрыгнуть за рамки объективной детерминации. Беда произвола, мнящего себя свободой, заключается в том, что он всегда и везде есть абсолютный раб ближайших, внешних мелких обстоятельств и силы их давления на психику». (Ильенков Э.В. «Об идолах и идеалах», 2006, К., с.240)
Когда в произведении искусства схвачено всеобщее, т.е. отражены законы развития общества, оно остается в истории как великое достижение всемирной культуры. Если же предмет искусства представляет собой лишь каприз, причуду, произвол индивидуального воображения, то и воображение называется, скорее, не «развитым», а больным, и предмет годен разве только на то, чтоб его за большие деньги купил для своей сокровищницы, какой-нибудь миллиардер с подобным же дефектом воображения.
Когда современная пропаганда распинается о свободе творчества, под свободой понимается, в лучшем случае, произвол воображения, свойственный индивидуалистам, а в худшем – свобода торговать вдохновением (времена, когда продавали только рукописи, канули в Лету вместе с домонополистическим капитализмом).


4. От единичного к всеобщему, от случайного к необходимому

Из всего сказанного ясно, что искусство как форма общественного сознания находится в прямой зависимости от общественных отношений, которые, в свою очередь, зависят от способа общественного производства. Наличие развитых товарно-денежных отношений порабощает воображение, отчуждая его, как и другие сущностные силы человека поначалу в товар, а потом в капитал, и тем самым, назначает цену не только предметам искусства, но и художникам. Для того, чтобы искусство освободилось из-под пресса денег, необходимо освободить человеческое воображение от порождённого господством частной собственности товарно-денежного фетишизма. А для этого, в свою очередь, надо преобразовать эту самую частную собственность в общественную и вслед за этим преодолеть товарно-денежные отношения, что снимет отчуждение человека от собственных сущностных сил. Лишь присвоив заново эти силы, человек сможет понимать и творить искусство.
Искусство не является и никогда не являлось каким-то особым уделом особо избранных людей, лишь разделение труда, доведённое капитализмом до абсурда, вынуждает представлять искусство как нечто исключительное из-за того, что лишь единицы благодаря счастливым обстоятельствам личной судьбы приобщаются к нему, и ещё более редчайшие единицы оставляют на этом поприще след.
Капитализм, в свое время содействовавший выделению искусства из ремесла, расчленил тело искусства на множество узких замкнутых профессий и тем самым снова превратил его в ремесло. Задача нового, более справедливого, жизнеустройства поднять не только это ремесло, но и всякий труд до универсальности искусства. На протяжении тысячелетий способность, присущая всем, оказывалась случайным достоянием одиночек. Изживая товарно-денежные отношения и стирая в процессе своего становления разделение труда, новое общество возвратит всему человечеству способность творчества и тем самым сделает его необходимым атрибутом собственной жизни. Мало того, превратив человека из поставщика рабочей силы, необходимой для развития производства, в цель производства, новые общественные отношения отождествят искусство с жизнью, а жизнь с искусством, ведь на самом деле подлинная свобода творчества может быть равна только творчеству подлинной свободы.

2006 г.


Рецензии
Статья имеет исторический , социальный и организационный аспекты.Выскажусь по двум из них.
1.Вы пишете-Возрождение в искусстве не случайно совпадает по времени с религиозной Реформацией.
Напротив, искусство создаваемое в основном скоморохами в течение 700 лет после внедрения христианства было в 17 веке практически полностью уничтожено.Были сожжены книги, пьесы, музыка скоморохов.Исчезли оригинальные способы записи музыки.Добры и балалайки телегами вывозили за город и сжигали .В связи с религиозной реформой.Потом их искусство было подменено на зарубежное ,но более низкого качества, зато устраивало по религиозным мотивам .
2.Действительно художнику нужна свобода.Особенно свобода головы.Но не всякий может доказать ,что она у него есть.Возможно нужны новые способы доказательства актуальности подхода именно этого художника.После доказательств все остальное дело техники.Думаю дело в этом.

Нетран Неглин   29.12.2015 20:35     Заявить о нарушении
1. В статье под Возрождением подразумевается эпоха, охватившая Запад в 16-17 веках. Вы пишете о происходящем в то в время в России. И по сути, Ваша иллюстрация лишь подтверждает ту, которая дана в статье. Религия давит искусство, запихивая его в канон и приспосабливая к своим нуждам. Просто в Европе Реформация имела несколько иной смысл, чем реформы Никона в России. В Европе это был переход от феодальной формы религии к капиталистической, потому и искусство вырвалось из-под опеки религии с тем, чтобы потом очень быстро попасть в круговерть товарно-денежных отношений. У нас реформа Никона лишь усиливала феодальный диктат церкви, именно потому и были подавлены скоморохи, т.е. искусство, исходящее из глубин народных. Наше Возрождение - это 19 век, когда в Европе начался уже упадок, и искусство начали давить товарно-денежные оковы.
2. Художник (не важно в какой сфере искусства он творит) получит свободу лишь тогда, когда все в той или иной степени станут художниками. Но такое возможно лишь в обществе, которое преодолеет капитализм и вырвется из тисков товарно-денежных отношений. Доказательств этому очень много, но у одних нет воли следовать им, а у других нет такого желания, потому что их всё устраивает и так.

Елена Киянка   29.12.2015 22:31   Заявить о нарушении
2. Художник (не важно в какой сфере искусства он творит) получит свободу лишь тогда, когда все в той или иной степени станут художниками. Но такое возможно лишь в обществе, которое преодолеет капитализм и вырвется из тисков товарно-денежных отношений. Доказательств этому очень много, но у одних нет воли следовать им, а у других нет такого желания, потому что их всё устраивает и так.
Из тисков товарно денежных отношений художник вырвется когда деньгами и товарами будет заниматься кто то другой.Но как это совместить с семейной жизнью-дети художника хотят кушать , одеваться и реализацией других потребностей кроме искусства- путешествия, отдых, вещи,лечение.

Нетран Неглин   30.12.2015 06:49   Заявить о нарушении
Поэтому вопрос о доказательствах остается.Кто то из общества художнику вещи и деньги , а художник ему что взамен?Доказательства адекватной ценности какие?Расчет какой-понятный этому товарно денежному гражданину.Вот о чем речь.

Нетран Неглин   30.12.2015 06:56   Заявить о нарушении
Если вы скажете общую фразу , например-Не хлебом единым сыт человек.То вам ответят тоже общей фразой-Не искусством единым сыт человек.И будут тоже правы.А вы что в ответ?

Нетран Неглин   30.12.2015 08:13   Заявить о нарушении
Я говорю о смене всей системы общественных отношений на более прогрессивную и справедливую. Безусловно, в рамках существующей все Ваши вопросы актуальны и являются именно теми тисками, которые держат искусство. Но вот даже в Советское время, когда из сферы товарно-денежных отношений были выведены образование, медицина, культура, искусство и наука, уже был совсем другой расклад. Работников всех этих сфер из госфондов финансировало государство. Такую возможность ему обеспечивало то, что все средства производства были в государственной собственности. И это именно помогало содержать все непроизводственные сферы общественного бытия. Я вот об этом.

Елена Киянка   30.12.2015 15:02   Заявить о нарушении
Ваша мысль понятна.И такая форма финансирования искусства тоже нужна.По такой форме например оплачиваются перспективные научные разработки, которые не дают сиюминутной выгоды но дают выгоду в будущем.Ученые умеют показать эту перспективу, и обосновать ее.А вот в искусстве не умеют этого делать и в этом слабость.Попробуйте на примере отдельного вида искусств который вы знаете хорошо ответить на три вопроса.
1.Доказательство необходимости этого вида искусства для общества.
2.Доказательство ... для отдельной организации.
3.Доказательство... для отдельного человека.
Чтобы это были не общие слова , а конкретные.

Нетран Неглин   30.12.2015 16:45   Заявить о нарушении
Желательно на примерах.

Нетран Неглин   30.12.2015 16:49   Заявить о нарушении
Ну, доказательства в общем-то даны в моей статье. Они проистекают из функций искусства: 1) оно, как зеркало отражает общественные противоречия, т.е. показывает их всему обществу, мол, смотрите, так жить нельзя,это никуда не годится, что даёт возможность учёным, власти (если она, конечно, понимает,что искусство говорит об очень серьёзных вещах, а не просто развлекает или отвлекает)своевременно принять меры для изменения ситуации в лучшую сторону и тем самым разрешить назревшее противоречие; 2)искусство воспитывает и развивает эстетическое чувство в людях, люди с развитым эстетическим чувством менее склонны к преступности, и всякого рода безобразиям, и больше склонны приносить пользу обществу. Это же всё очевидно. Примеры? Они есть в статье. Но можно ещё.
Всю вторую половину 19 - начало 20 века всё русское искусство вопит: смотрите, что вы творите с народом, так нельзя, надо срочно менять ситуацию (вся русская литература, живопись передвижников, театр - драмы Островского, Чехов, сатира - Салтыков-Щедрин, музыка - Рахманинов, Стравинский - всех же тут не перечислишь). Эти произведения запрещают, гонят, Толстого даже анафеме предают. Но само противоречие-то никуда не девается, напротив - лишь возрастает его напряжение. И вот - 1917-й год... Ай-ай-ай, ой-ой-ой! Но вас же предупреждали много десятилетий подряд! Вам же говорили языком искусства: дайте народу человеческие условия жизни, дайте необходимое ему образование и воспитание, устраните унижающие человеческое достоинство сословные предрассудки. Не послушали - получили. Вот, советское время - вдруг появляются, откуда ни возьмись, авангардисты, хиппи, джазисты и т.д. Искусство показывает: в обществе на уровне массового сознания нарастают нездоровые тенденции, идёт омещанивание сознания, а вместе с ним и духовная пустота. Прислушайтесь! Нет - выставки авангардистов снести бульдозерами, остальных высмеять в прессе. И что? А омещанивание продолжается, и вызвано оно тем, что на уровне базиса начинает раскручиваться рыночная тенденция. Результат - 1991 год. Ныне вот, всё искусство, которое на виду (то, что втуне говорит как раз о том, что есть альтернатива, но его пока не поддерживает государство, а денежным мешкам оно не нужно), вопит: это тупик, это деградация, это моральный распад! Не видят. Плохо, пора б уже понять, что лучше видеть.
Насчёт организаций. Обратите внимание, что те предприятия, где уделяют должное внимание развитию художественной самодеятельности в коллективе и поддерживают местные таланты, работают гораздо производительнее и качественнее тех, где просто устраивают потовыжималку до изнеможения. На тех предприятиях, где людям дают раскрыться творчески,люди и пьют меньше, и текучки нет, и изобретений больше. Так же точно и насчёт каждого отдельного человека. Сравните двух людей по их уровню и способности приносить пользу обществу: для одного - искусство - это глупости от безделья, для второго - это способ Бытия. Я уверена, что в вашей среде есть и те и другие. У меня много своих конкретных примеров, потому что ими жизнь наполнена, но в комментах писать роман не очень сподручно.

Елена Киянка   30.12.2015 18:34   Заявить о нарушении
"Они проистекают из функций искусства: 1) оно, как зеркало отражает общественные противоречия, т.е. показывает их всему обществу, мол, смотрите, так жить нельзя,это никуда не годится, что даёт возможность учёным, власти (если она, конечно, понимает,что искусство говорит об очень серьёзных вещах, а не просто развлекает или отвлекает)своевременно принять меры для изменения ситуации в лучшую сторону и тем самым разрешить назревшее противоречие; 2)искусство воспитывает и развивает эстетическое чувство в людях, люди с развитым эстетическим чувством менее склонны к преступности, и всякого рода безобразиям, и больше склонны приносить пользу обществу. Это же всё очевидно."
Видимо вы дали типовое определение искусства.Проанализируем его.Здесь видно что искусству предлагают быть зеркалом которое часто не может сделать выводов по тому что оно отображает.Видимо функции делать выводы отданы кому то другому-допустим чиновникам.А эстетика это только форма этики которая в большей мере отвечает за поведение в обществе чем эстетика.И здесь только форма без содержания.А вот дальнейшие рассуждения ближе к актуальному.Но это пока пожелание того что может быть искусство для общества и человека.Есть искусство плохое, нейтральное ,и хорошее.Поэтому свобода в обществе нужна видимо не всему искусству.Нужен или естественный или искусственный отбор.Какие критерии обнаружения плохого искусства можно определить.Для того чтобы плохое не задавило хорошее.

Нетран Неглин   30.12.2015 19:34   Заявить о нарушении
Согласитесь.Что эстетично поданное воровство это хуже чем поданное не эстетично.Эстетично поданное убийство это хуже чем не эстетичное.А как вам эстетичная педофилия?Есть много видов эстетики которые не нужны обществу.

Нетран Неглин   30.12.2015 19:49   Заявить о нарушении
Но этот вопрос был освещён в моей статье. Не дословно, но по сути я в ней подчёркиваю, что нынешнее искусство практически утратило эстетическую функцию, потому что в принципе не могут быть эстетичными явления неэтичные, т.е. убийство, воровство, педофелия и прочие недостойные человечества мерзости. Форма и содержание - категории, которые находятся в единстве, их невозможно отделить друг от друга. И, когда говорится - эстетика, то этика подразумевается по умолчанию. Но то, что нынешнее искусство, находящееся в рабстве у денежных мешков,пытается (а это у него всё равно не получается в силу выше сказанного) эстетично преподносить вещи, находящиеся за гранью этики, но которые очень выгодны этим денежным мешкам, не отменяет его отражательной функции. Вот оно как бы и говорит нам: смотрите до чего всё и все опустились и оскотинились, так жить нельзя, смотрите, что я вынуждено отображать! Вырвите его из-под власти денежных мешков, и оно вновь обретёт эстетическую функцию. Измените общественную ситуацию, и оно сразу же отобразит эти изменения. А если весь мир заполнили убийства, воровство, всяческие извращения, цинизм, торгашество, предательство и т.д., то, что оно может отобразить? Вот именно, отображая всё это, оно и утрачивает эстетическую функцию. Малейшие изменения в общественной ситуации вызывают изменения и в зеркале. А люди, глядя в это зеркало, должны видеть, что конкретно им не надо, и менять ситуацию. А чиновники тоже ведь к человеческому роду относятся? Учёные, которые разрабатывают разные программы, тоже? Плохое искусство отражает плохую реальность, а хорошее - хорошую, а нейтрального, на мой взгляд, не существует, потому что постоянно происходит движение либо от плохого к хорошему, либо от хорошего - к плохому. А все до сих пор пытаются пенять зеркалу на то, что рожа крива. Почему в советское время искусство не отображало всех нынешних мерзостей? Да, потому что их попросту не было в обществе. А те недостатки, которые оно отображало, даже и отображались, как единичные случаи. И они таки были единичными.

Елена Киянка   31.12.2015 00:47   Заявить о нарушении
" Малейшие изменения в общественной ситуации вызывают изменения и в зеркале. А люди, глядя в это зеркало, должны видеть, что конкретно им не надо, и менять ситуацию. А чиновники тоже ведь к человеческому роду относятся? Учёные, которые разрабатывают разные программы, тоже? Плохое искусство отражает плохую реальность, а хорошее - хорошую, а нейтрального, на мой взгляд, не существует, потому что постоянно происходит движение либо от плохого к хорошему, либо от хорошего - к плохому. А все до сих пор пытаются пенять зеркалу на то, что рожа крива. Почему в советское время искусство не отображало всех нынешних мерзостей? Да, потому что их попросту не было в обществе. А те недостатки, которые оно отображало, даже и отображались, как единичные случаи. И они таки были единичными."

Как раз и хотелось бы увидеть где рожа крива а где лицо прекрасно.Однако из эстетической функции искусства и на за рубежом и у нас вырастает эстетика деградации общества.Которая обществу не нужна.Пользуясь определением роли искусства в обществе некий деятель искусства получает право показыватьб эстетичную проституцию, эстетичную гомосексуальность, эстетичное воровство убийство.Это плохая услуга для общества и человечества.Поэтому роль искусства как зеркало которая показывает все прекрасное независимо от его содержания - такая идея себя изжила.И такой ущербной идеей пользовались еще тысячи лет назад обслуживая класс рабов для господ.В частности в религиях .Такой вид безнравственной эстетики я показал в своем детективе-Религия Кассиопеи.Если хотите можете прочесть.

Нетран Неглин   31.12.2015 05:34   Заявить о нарушении
Да я ж только за то, чтоб не было безнравственного искусства! Но его не станет только тогда, когда само общество начнёт преодолевать в себе безнравственность и всяческую мерзость, порождаемую изжившей себя системой общественных отношений. И вот я за то, чтоб общество скорей начало преодолевать эту систему, которая порождает такое искусство.

Елена Киянка   31.12.2015 15:14   Заявить о нарушении
Как вам разные виды искусства из такого набора.Прокомментируйте.

Нечего на зеркало пенять коли рожа крива.
Нечего на рожу пенять коли зеркало криво.
Рожа то крива да нутром годна
Рожей прекрасна , да нутром ужасна
И рожа крива и нутро из дерьма.
Лицом красива да нутро гадливо.
И лицо классно и нутро прекрасно.

Нетран Неглин   31.12.2015 17:51   Заявить о нарушении
Нечего на зеркало пенять коли рожа крива - реализм и критический реализм.

Нечего на рожу пенять коли зеркало криво - фальшивки в искусстве с целью что-то дискредитировать. Например, тот же Солженицын в литературе.

Рожа то крива да нутром годна - непрофессиональное искусство, то что от души и из души исходит, но человек формой и инструментом не вполне владеет.

Рожей прекрасна , да нутром ужасна - салонное искусство всех видов.

И рожа крива и нутро из дерьма - все современные новомодные направления, всякие инсталяции, перформансы, цель которых растление человечества.

Лицом красива да нутро гадливо - ну, это синонимичный повтор "рожей прекрасна, да нутром ужасна.

И лицо классно и нутро прекрасно - это искусство будущего, которое вполне может состояться только в Новом Обществе.

Елена Киянка   31.12.2015 19:02   Заявить о нарушении
В целом согласен только акценты я поставил бы по другому.
Зеркало безоценочно и без контекста.Если поставить правильный контекст и оценку то могут пригодиться все эти виды искусства или наоборот быть растлением.

Нетран Неглин   31.12.2015 19:38   Заявить о нарушении
Настоящее растление ,когда ни зеркала,ни способности пенять,ни рожи,ни нутра.

Нетран Неглин   31.12.2015 20:10   Заявить о нарушении
А такой вид искусства это что.
И лицом ни то ни се,и нутром ни то ни се.
Вот и сказано все.

Нетран Неглин   31.12.2015 20:29   Заявить о нарушении
Всё в мире - процесс, и растление тоже. Когда уже ни зеркала, ни рожи, ни способности пенять - это итог, конец. Вон на Украине он уже виден.

Елена Киянка   31.12.2015 20:34   Заявить о нарушении
С новым годом!

Нетран Неглин   01.01.2016 00:38   Заявить о нарушении
И лицом ни то ни се,и нутром ни то ни се.
Вот и сказано все. - Это "Чёрный квадрат" Малевича.
С Новым Годом!

Елена Киянка   01.01.2016 02:25   Заявить о нарушении
Да ,так может быть.Тоже вариант. А у меня это ассоциируется с натюрмортами.

Нетран Неглин   01.01.2016 08:46   Заявить о нарушении
Я вот подумал вы с Черным квадратом Малевича не пошутили? Если Черный квадрат это ни то ни се .То есть Черный квадрат находится, как бы между тем и сем .Тогда что для вас то( конкретно) и се (конкретно).Например.

Нетран Неглин   01.01.2016 10:25   Заявить о нарушении
Не, ну, с натюрмортами Вы переборщили. Бывают разные натюрморты, например, с изображением цветов, чудесные по цвету и свету, по композиции. Вот фламандские, где возносится жирное изобилие, всякие туши на них, убитые зайцы - это для меня, например, больше сё, чем ТО, несмотря на то, что уровень живописи там превосходный. А содержание убого: "Жрите больше" - и всё. А "Квадрат" Малевича - это именно 0 (ноль). А ноль - это именно ни то ни сё. Это ничто. Вот спросите себя: что есть " Квадрат" Малевича? И неминуемо перед глазами всплывает большущий ноль - пустота, которая ни воспитывает и не растлевает, не отражает и не искажает. Она ничего не делает - это водораздел между созиданием и разрушением, между развитием и деградацией.

Елена Киянка   01.01.2016 22:50   Заявить о нарушении
Ни то ни се тем и замечательно что это зона отсчета.А вы говорили что нейтрально искусства нет.А оказалось что есть.Для меня это натюрморт и я могу обьяснить почему.Потому что растения это промежуточное между органической химией и неорганической.И по ощущениям тоже ни то ни се.А в вашем случае Квадрат Мавича - вы сказали что это водораздел между созиданием и разрушением и что это -ноль.Действительно от нуля можно считать разные ряды натуральных чисел начиная с нуля.Однако это формальный образ цифры и преувеличение значения черного как водораздела.Ни то ни се - водораздел скорее серый цвет.Цвет между днем и ночью.Межу ночью и днем.А черные цвет это глухая ночь без звезд.Или сон без сновидений-глубокий отдых-релакс.В нем действительно что то происходит, но речь не идет ни о созидании не о разрушении.Потому что эти два состояния -части бодрствующего сознания, а не сна.Активности, но не отдыха. А что там то или се .Се- это бодрствование активность , а что- то- на другом полюсе.Вот вопрос.

Нетран Неглин   02.01.2016 06:10   Заявить о нарушении
Из-за естественной разницы в восприятии мы с Вами движемся в разных системах координат. Какие впечатления может вызвать"Чёрный квадрат"? - Никаких. Может ли он считаться искусством? - Нет. Это некая пустота, за которой разворачивается любое действие, но в самой ней действие отсутствует. Вы называете ни тем ни сем растения. Но именно природа оказывает на людей великий созидательный эффект. Когда нам тяжко, мы бежим к природе, чтоб обрести равновесие, мы восхищаемся дивными ароматами и красками цветов, мы дарим цветы в знак особого расположения. А Вы говорите: ни то ни сё... Так же миг между днём и ночью, ночью и днём: какой же это серый цвет? Это вечерняя и утренняя заря. Два самых прекрасных и богатых красками времени суток. В них в зримости проявляются диалектические законы единства и борьбы противоположностей,перехода количества в качество, отрицания отрицания. Скорей, день, особенно, дождливый, можно назвать серым. Но серый цвет обладает огромным количеством градаций и оттенков, он с лёгкостью переходит в другие цвета, в отличие от чёрного. Потому в живописи не принято использовать чистый чёрный цвет. Даже получилось, что в ТО и СЁ мы вкладываем разный смысл: для Вас СЁ получилось созидательным, а для меня ТО (когда я писала о фламандских натюрмортах с жирным изобилием, я подразумевала, что они больше СЁ, т.е. не несут в себе должного воспитательного действия, несмотря на отменный уровень живописи). И вот благодаря этой разнице мы начинаем блуждать в трёх соснах и сами себя запутывать. В восприятии искусства очень многое зависит от субъективного восприятия, а оно у всех разное, потому я и предпочла вести отсчёт от того, что в математике принято считать нулём (математика она в отличие от искусства объективна). Лучше "Чёрного квадрата" для обозначения нуля ничего в искусстве нет, потому что это объект, в котором нет ни грана искусства. Вот и получается:ноль - это то, что абсолютно нейтрально, но то, что абсолютно нейтрально - не искусство.

Елена Киянка   02.01.2016 16:15   Заявить о нарушении
1.Насчет заката и восхода согласен они многоцветнее чем серый , но еще более многоцветнее чем черный.Поэтому я ближе подошел к нулю между черным и белым чем в вашей интерпретации черного -как ноль.

2.Если говорить о нулях то где то и белый цвет -ноль.Смотря что измеряешь.Нельзя однозначно ноль привязывать к черному цвету.Это не правильно даже с точки зрения математики.
3.Философские законы Гегеля которые вы перечислили давно не проходили ревизию и с точки зрения науки не корректны и в науке не используются по этой причине.
4.Не искусство это то что хуже нейтрального в конкретном контексте.Поэтому нейтральное это еще искусство, а вот плохое это уже не искусство.Вот каков вывод.
5.То что восприятие нейтрального субьективно это нормально ведь жизнь динамична , а не стальная конструкция и нейтральное тоже динамична.

Нетран Неглин   02.01.2016 18:42   Заявить о нарушении