Рецензия на «От свободы творчества к творчеству свободы» (Елена Киянка)

Статья имеет исторический , социальный и организационный аспекты.Выскажусь по двум из них.
1.Вы пишете-Возрождение в искусстве не случайно совпадает по времени с религиозной Реформацией.
Напротив, искусство создаваемое в основном скоморохами в течение 700 лет после внедрения христианства было в 17 веке практически полностью уничтожено.Были сожжены книги, пьесы, музыка скоморохов.Исчезли оригинальные способы записи музыки.Добры и балалайки телегами вывозили за город и сжигали .В связи с религиозной реформой.Потом их искусство было подменено на зарубежное ,но более низкого качества, зато устраивало по религиозным мотивам .
2.Действительно художнику нужна свобода.Особенно свобода головы.Но не всякий может доказать ,что она у него есть.Возможно нужны новые способы доказательства актуальности подхода именно этого художника.После доказательств все остальное дело техники.Думаю дело в этом.

Нетран Неглин   29.12.2015 20:35     Заявить о нарушении
1. В статье под Возрождением подразумевается эпоха, охватившая Запад в 16-17 веках. Вы пишете о происходящем в то в время в России. И по сути, Ваша иллюстрация лишь подтверждает ту, которая дана в статье. Религия давит искусство, запихивая его в канон и приспосабливая к своим нуждам. Просто в Европе Реформация имела несколько иной смысл, чем реформы Никона в России. В Европе это был переход от феодальной формы религии к капиталистической, потому и искусство вырвалось из-под опеки религии с тем, чтобы потом очень быстро попасть в круговерть товарно-денежных отношений. У нас реформа Никона лишь усиливала феодальный диктат церкви, именно потому и были подавлены скоморохи, т.е. искусство, исходящее из глубин народных. Наше Возрождение - это 19 век, когда в Европе начался уже упадок, и искусство начали давить товарно-денежные оковы.
2. Художник (не важно в какой сфере искусства он творит) получит свободу лишь тогда, когда все в той или иной степени станут художниками. Но такое возможно лишь в обществе, которое преодолеет капитализм и вырвется из тисков товарно-денежных отношений. Доказательств этому очень много, но у одних нет воли следовать им, а у других нет такого желания, потому что их всё устраивает и так.

Елена Киянка   29.12.2015 22:31   Заявить о нарушении
2. Художник (не важно в какой сфере искусства он творит) получит свободу лишь тогда, когда все в той или иной степени станут художниками. Но такое возможно лишь в обществе, которое преодолеет капитализм и вырвется из тисков товарно-денежных отношений. Доказательств этому очень много, но у одних нет воли следовать им, а у других нет такого желания, потому что их всё устраивает и так.
Из тисков товарно денежных отношений художник вырвется когда деньгами и товарами будет заниматься кто то другой.Но как это совместить с семейной жизнью-дети художника хотят кушать , одеваться и реализацией других потребностей кроме искусства- путешествия, отдых, вещи,лечение.

Нетран Неглин   30.12.2015 06:49   Заявить о нарушении
Поэтому вопрос о доказательствах остается.Кто то из общества художнику вещи и деньги , а художник ему что взамен?Доказательства адекватной ценности какие?Расчет какой-понятный этому товарно денежному гражданину.Вот о чем речь.

Нетран Неглин   30.12.2015 06:56   Заявить о нарушении
Если вы скажете общую фразу , например-Не хлебом единым сыт человек.То вам ответят тоже общей фразой-Не искусством единым сыт человек.И будут тоже правы.А вы что в ответ?

Нетран Неглин   30.12.2015 08:13   Заявить о нарушении
Я говорю о смене всей системы общественных отношений на более прогрессивную и справедливую. Безусловно, в рамках существующей все Ваши вопросы актуальны и являются именно теми тисками, которые держат искусство. Но вот даже в Советское время, когда из сферы товарно-денежных отношений были выведены образование, медицина, культура, искусство и наука, уже был совсем другой расклад. Работников всех этих сфер из госфондов финансировало государство. Такую возможность ему обеспечивало то, что все средства производства были в государственной собственности. И это именно помогало содержать все непроизводственные сферы общественного бытия. Я вот об этом.

Елена Киянка   30.12.2015 15:02   Заявить о нарушении
Ваша мысль понятна.И такая форма финансирования искусства тоже нужна.По такой форме например оплачиваются перспективные научные разработки, которые не дают сиюминутной выгоды но дают выгоду в будущем.Ученые умеют показать эту перспективу, и обосновать ее.А вот в искусстве не умеют этого делать и в этом слабость.Попробуйте на примере отдельного вида искусств который вы знаете хорошо ответить на три вопроса.
1.Доказательство необходимости этого вида искусства для общества.
2.Доказательство ... для отдельной организации.
3.Доказательство... для отдельного человека.
Чтобы это были не общие слова , а конкретные.

Нетран Неглин   30.12.2015 16:45   Заявить о нарушении
Желательно на примерах.

Нетран Неглин   30.12.2015 16:49   Заявить о нарушении
Ну, доказательства в общем-то даны в моей статье. Они проистекают из функций искусства: 1) оно, как зеркало отражает общественные противоречия, т.е. показывает их всему обществу, мол, смотрите, так жить нельзя,это никуда не годится, что даёт возможность учёным, власти (если она, конечно, понимает,что искусство говорит об очень серьёзных вещах, а не просто развлекает или отвлекает)своевременно принять меры для изменения ситуации в лучшую сторону и тем самым разрешить назревшее противоречие; 2)искусство воспитывает и развивает эстетическое чувство в людях, люди с развитым эстетическим чувством менее склонны к преступности, и всякого рода безобразиям, и больше склонны приносить пользу обществу. Это же всё очевидно. Примеры? Они есть в статье. Но можно ещё.
Всю вторую половину 19 - начало 20 века всё русское искусство вопит: смотрите, что вы творите с народом, так нельзя, надо срочно менять ситуацию (вся русская литература, живопись передвижников, театр - драмы Островского, Чехов, сатира - Салтыков-Щедрин, музыка - Рахманинов, Стравинский - всех же тут не перечислишь). Эти произведения запрещают, гонят, Толстого даже анафеме предают. Но само противоречие-то никуда не девается, напротив - лишь возрастает его напряжение. И вот - 1917-й год... Ай-ай-ай, ой-ой-ой! Но вас же предупреждали много десятилетий подряд! Вам же говорили языком искусства: дайте народу человеческие условия жизни, дайте необходимое ему образование и воспитание, устраните унижающие человеческое достоинство сословные предрассудки. Не послушали - получили. Вот, советское время - вдруг появляются, откуда ни возьмись, авангардисты, хиппи, джазисты и т.д. Искусство показывает: в обществе на уровне массового сознания нарастают нездоровые тенденции, идёт омещанивание сознания, а вместе с ним и духовная пустота. Прислушайтесь! Нет - выставки авангардистов снести бульдозерами, остальных высмеять в прессе. И что? А омещанивание продолжается, и вызвано оно тем, что на уровне базиса начинает раскручиваться рыночная тенденция. Результат - 1991 год. Ныне вот, всё искусство, которое на виду (то, что втуне говорит как раз о том, что есть альтернатива, но его пока не поддерживает государство, а денежным мешкам оно не нужно), вопит: это тупик, это деградация, это моральный распад! Не видят. Плохо, пора б уже понять, что лучше видеть.
Насчёт организаций. Обратите внимание, что те предприятия, где уделяют должное внимание развитию художественной самодеятельности в коллективе и поддерживают местные таланты, работают гораздо производительнее и качественнее тех, где просто устраивают потовыжималку до изнеможения. На тех предприятиях, где людям дают раскрыться творчески,люди и пьют меньше, и текучки нет, и изобретений больше. Так же точно и насчёт каждого отдельного человека. Сравните двух людей по их уровню и способности приносить пользу обществу: для одного - искусство - это глупости от безделья, для второго - это способ Бытия. Я уверена, что в вашей среде есть и те и другие. У меня много своих конкретных примеров, потому что ими жизнь наполнена, но в комментах писать роман не очень сподручно.

Елена Киянка   30.12.2015 18:34   Заявить о нарушении
"Они проистекают из функций искусства: 1) оно, как зеркало отражает общественные противоречия, т.е. показывает их всему обществу, мол, смотрите, так жить нельзя,это никуда не годится, что даёт возможность учёным, власти (если она, конечно, понимает,что искусство говорит об очень серьёзных вещах, а не просто развлекает или отвлекает)своевременно принять меры для изменения ситуации в лучшую сторону и тем самым разрешить назревшее противоречие; 2)искусство воспитывает и развивает эстетическое чувство в людях, люди с развитым эстетическим чувством менее склонны к преступности, и всякого рода безобразиям, и больше склонны приносить пользу обществу. Это же всё очевидно."
Видимо вы дали типовое определение искусства.Проанализируем его.Здесь видно что искусству предлагают быть зеркалом которое часто не может сделать выводов по тому что оно отображает.Видимо функции делать выводы отданы кому то другому-допустим чиновникам.А эстетика это только форма этики которая в большей мере отвечает за поведение в обществе чем эстетика.И здесь только форма без содержания.А вот дальнейшие рассуждения ближе к актуальному.Но это пока пожелание того что может быть искусство для общества и человека.Есть искусство плохое, нейтральное ,и хорошее.Поэтому свобода в обществе нужна видимо не всему искусству.Нужен или естественный или искусственный отбор.Какие критерии обнаружения плохого искусства можно определить.Для того чтобы плохое не задавило хорошее.

Нетран Неглин   30.12.2015 19:34   Заявить о нарушении
Согласитесь.Что эстетично поданное воровство это хуже чем поданное не эстетично.Эстетично поданное убийство это хуже чем не эстетичное.А как вам эстетичная педофилия?Есть много видов эстетики которые не нужны обществу.

Нетран Неглин   30.12.2015 19:49   Заявить о нарушении
Но этот вопрос был освещён в моей статье. Не дословно, но по сути я в ней подчёркиваю, что нынешнее искусство практически утратило эстетическую функцию, потому что в принципе не могут быть эстетичными явления неэтичные, т.е. убийство, воровство, педофелия и прочие недостойные человечества мерзости. Форма и содержание - категории, которые находятся в единстве, их невозможно отделить друг от друга. И, когда говорится - эстетика, то этика подразумевается по умолчанию. Но то, что нынешнее искусство, находящееся в рабстве у денежных мешков,пытается (а это у него всё равно не получается в силу выше сказанного) эстетично преподносить вещи, находящиеся за гранью этики, но которые очень выгодны этим денежным мешкам, не отменяет его отражательной функции. Вот оно как бы и говорит нам: смотрите до чего всё и все опустились и оскотинились, так жить нельзя, смотрите, что я вынуждено отображать! Вырвите его из-под власти денежных мешков, и оно вновь обретёт эстетическую функцию. Измените общественную ситуацию, и оно сразу же отобразит эти изменения. А если весь мир заполнили убийства, воровство, всяческие извращения, цинизм, торгашество, предательство и т.д., то, что оно может отобразить? Вот именно, отображая всё это, оно и утрачивает эстетическую функцию. Малейшие изменения в общественной ситуации вызывают изменения и в зеркале. А люди, глядя в это зеркало, должны видеть, что конкретно им не надо, и менять ситуацию. А чиновники тоже ведь к человеческому роду относятся? Учёные, которые разрабатывают разные программы, тоже? Плохое искусство отражает плохую реальность, а хорошее - хорошую, а нейтрального, на мой взгляд, не существует, потому что постоянно происходит движение либо от плохого к хорошему, либо от хорошего - к плохому. А все до сих пор пытаются пенять зеркалу на то, что рожа крива. Почему в советское время искусство не отображало всех нынешних мерзостей? Да, потому что их попросту не было в обществе. А те недостатки, которые оно отображало, даже и отображались, как единичные случаи. И они таки были единичными.

Елена Киянка   31.12.2015 00:47   Заявить о нарушении
" Малейшие изменения в общественной ситуации вызывают изменения и в зеркале. А люди, глядя в это зеркало, должны видеть, что конкретно им не надо, и менять ситуацию. А чиновники тоже ведь к человеческому роду относятся? Учёные, которые разрабатывают разные программы, тоже? Плохое искусство отражает плохую реальность, а хорошее - хорошую, а нейтрального, на мой взгляд, не существует, потому что постоянно происходит движение либо от плохого к хорошему, либо от хорошего - к плохому. А все до сих пор пытаются пенять зеркалу на то, что рожа крива. Почему в советское время искусство не отображало всех нынешних мерзостей? Да, потому что их попросту не было в обществе. А те недостатки, которые оно отображало, даже и отображались, как единичные случаи. И они таки были единичными."

Как раз и хотелось бы увидеть где рожа крива а где лицо прекрасно.Однако из эстетической функции искусства и на за рубежом и у нас вырастает эстетика деградации общества.Которая обществу не нужна.Пользуясь определением роли искусства в обществе некий деятель искусства получает право показыватьб эстетичную проституцию, эстетичную гомосексуальность, эстетичное воровство убийство.Это плохая услуга для общества и человечества.Поэтому роль искусства как зеркало которая показывает все прекрасное независимо от его содержания - такая идея себя изжила.И такой ущербной идеей пользовались еще тысячи лет назад обслуживая класс рабов для господ.В частности в религиях .Такой вид безнравственной эстетики я показал в своем детективе-Религия Кассиопеи.Если хотите можете прочесть.

Нетран Неглин   31.12.2015 05:34   Заявить о нарушении
Да я ж только за то, чтоб не было безнравственного искусства! Но его не станет только тогда, когда само общество начнёт преодолевать в себе безнравственность и всяческую мерзость, порождаемую изжившей себя системой общественных отношений. И вот я за то, чтоб общество скорей начало преодолевать эту систему, которая порождает такое искусство.

Елена Киянка   31.12.2015 15:14   Заявить о нарушении
Как вам разные виды искусства из такого набора.Прокомментируйте.

Нечего на зеркало пенять коли рожа крива.
Нечего на рожу пенять коли зеркало криво.
Рожа то крива да нутром годна
Рожей прекрасна , да нутром ужасна
И рожа крива и нутро из дерьма.
Лицом красива да нутро гадливо.
И лицо классно и нутро прекрасно.

Нетран Неглин   31.12.2015 17:51   Заявить о нарушении
Нечего на зеркало пенять коли рожа крива - реализм и критический реализм.

Нечего на рожу пенять коли зеркало криво - фальшивки в искусстве с целью что-то дискредитировать. Например, тот же Солженицын в литературе.

Рожа то крива да нутром годна - непрофессиональное искусство, то что от души и из души исходит, но человек формой и инструментом не вполне владеет.

Рожей прекрасна , да нутром ужасна - салонное искусство всех видов.

И рожа крива и нутро из дерьма - все современные новомодные направления, всякие инсталяции, перформансы, цель которых растление человечества.

Лицом красива да нутро гадливо - ну, это синонимичный повтор "рожей прекрасна, да нутром ужасна.

И лицо классно и нутро прекрасно - это искусство будущего, которое вполне может состояться только в Новом Обществе.

Елена Киянка   31.12.2015 19:02   Заявить о нарушении
В целом согласен только акценты я поставил бы по другому.
Зеркало безоценочно и без контекста.Если поставить правильный контекст и оценку то могут пригодиться все эти виды искусства или наоборот быть растлением.

Нетран Неглин   31.12.2015 19:38   Заявить о нарушении
Настоящее растление ,когда ни зеркала,ни способности пенять,ни рожи,ни нутра.

Нетран Неглин   31.12.2015 20:10   Заявить о нарушении
А такой вид искусства это что.
И лицом ни то ни се,и нутром ни то ни се.
Вот и сказано все.

Нетран Неглин   31.12.2015 20:29   Заявить о нарушении
Всё в мире - процесс, и растление тоже. Когда уже ни зеркала, ни рожи, ни способности пенять - это итог, конец. Вон на Украине он уже виден.

Елена Киянка   31.12.2015 20:34   Заявить о нарушении
С новым годом!

Нетран Неглин   01.01.2016 00:38   Заявить о нарушении
И лицом ни то ни се,и нутром ни то ни се.
Вот и сказано все. - Это "Чёрный квадрат" Малевича.
С Новым Годом!

Елена Киянка   01.01.2016 02:25   Заявить о нарушении
Да ,так может быть.Тоже вариант. А у меня это ассоциируется с натюрмортами.

Нетран Неглин   01.01.2016 08:46   Заявить о нарушении
Я вот подумал вы с Черным квадратом Малевича не пошутили? Если Черный квадрат это ни то ни се .То есть Черный квадрат находится, как бы между тем и сем .Тогда что для вас то( конкретно) и се (конкретно).Например.

Нетран Неглин   01.01.2016 10:25   Заявить о нарушении
Не, ну, с натюрмортами Вы переборщили. Бывают разные натюрморты, например, с изображением цветов, чудесные по цвету и свету, по композиции. Вот фламандские, где возносится жирное изобилие, всякие туши на них, убитые зайцы - это для меня, например, больше сё, чем ТО, несмотря на то, что уровень живописи там превосходный. А содержание убого: "Жрите больше" - и всё. А "Квадрат" Малевича - это именно 0 (ноль). А ноль - это именно ни то ни сё. Это ничто. Вот спросите себя: что есть " Квадрат" Малевича? И неминуемо перед глазами всплывает большущий ноль - пустота, которая ни воспитывает и не растлевает, не отражает и не искажает. Она ничего не делает - это водораздел между созиданием и разрушением, между развитием и деградацией.

Елена Киянка   01.01.2016 22:50   Заявить о нарушении
Ни то ни се тем и замечательно что это зона отсчета.А вы говорили что нейтрально искусства нет.А оказалось что есть.Для меня это натюрморт и я могу обьяснить почему.Потому что растения это промежуточное между органической химией и неорганической.И по ощущениям тоже ни то ни се.А в вашем случае Квадрат Мавича - вы сказали что это водораздел между созиданием и разрушением и что это -ноль.Действительно от нуля можно считать разные ряды натуральных чисел начиная с нуля.Однако это формальный образ цифры и преувеличение значения черного как водораздела.Ни то ни се - водораздел скорее серый цвет.Цвет между днем и ночью.Межу ночью и днем.А черные цвет это глухая ночь без звезд.Или сон без сновидений-глубокий отдых-релакс.В нем действительно что то происходит, но речь не идет ни о созидании не о разрушении.Потому что эти два состояния -части бодрствующего сознания, а не сна.Активности, но не отдыха. А что там то или се .Се- это бодрствование активность , а что- то- на другом полюсе.Вот вопрос.

Нетран Неглин   02.01.2016 06:10   Заявить о нарушении
Из-за естественной разницы в восприятии мы с Вами движемся в разных системах координат. Какие впечатления может вызвать"Чёрный квадрат"? - Никаких. Может ли он считаться искусством? - Нет. Это некая пустота, за которой разворачивается любое действие, но в самой ней действие отсутствует. Вы называете ни тем ни сем растения. Но именно природа оказывает на людей великий созидательный эффект. Когда нам тяжко, мы бежим к природе, чтоб обрести равновесие, мы восхищаемся дивными ароматами и красками цветов, мы дарим цветы в знак особого расположения. А Вы говорите: ни то ни сё... Так же миг между днём и ночью, ночью и днём: какой же это серый цвет? Это вечерняя и утренняя заря. Два самых прекрасных и богатых красками времени суток. В них в зримости проявляются диалектические законы единства и борьбы противоположностей,перехода количества в качество, отрицания отрицания. Скорей, день, особенно, дождливый, можно назвать серым. Но серый цвет обладает огромным количеством градаций и оттенков, он с лёгкостью переходит в другие цвета, в отличие от чёрного. Потому в живописи не принято использовать чистый чёрный цвет. Даже получилось, что в ТО и СЁ мы вкладываем разный смысл: для Вас СЁ получилось созидательным, а для меня ТО (когда я писала о фламандских натюрмортах с жирным изобилием, я подразумевала, что они больше СЁ, т.е. не несут в себе должного воспитательного действия, несмотря на отменный уровень живописи). И вот благодаря этой разнице мы начинаем блуждать в трёх соснах и сами себя запутывать. В восприятии искусства очень многое зависит от субъективного восприятия, а оно у всех разное, потому я и предпочла вести отсчёт от того, что в математике принято считать нулём (математика она в отличие от искусства объективна). Лучше "Чёрного квадрата" для обозначения нуля ничего в искусстве нет, потому что это объект, в котором нет ни грана искусства. Вот и получается:ноль - это то, что абсолютно нейтрально, но то, что абсолютно нейтрально - не искусство.

Елена Киянка   02.01.2016 16:15   Заявить о нарушении
1.Насчет заката и восхода согласен они многоцветнее чем серый , но еще более многоцветнее чем черный.Поэтому я ближе подошел к нулю между черным и белым чем в вашей интерпретации черного -как ноль.

2.Если говорить о нулях то где то и белый цвет -ноль.Смотря что измеряешь.Нельзя однозначно ноль привязывать к черному цвету.Это не правильно даже с точки зрения математики.
3.Философские законы Гегеля которые вы перечислили давно не проходили ревизию и с точки зрения науки не корректны и в науке не используются по этой причине.
4.Не искусство это то что хуже нейтрального в конкретном контексте.Поэтому нейтральное это еще искусство, а вот плохое это уже не искусство.Вот каков вывод.
5.То что восприятие нейтрального субьективно это нормально ведь жизнь динамична , а не стальная конструкция и нейтральное тоже динамична.

Нетран Неглин   02.01.2016 18:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Елена Киянка
Перейти к списку рецензий, написанных автором Нетран Неглин
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.12.2015