Число ноль, цифра десять или зачем учить математик

Число "ноль", цифра "десять"
или
Зачем учить математику...

Сегодня "интернет" попросил меня ответить на вопрос: "Как объяснить первокласснику, зачем нужно учить математику?"  Видимо, мотивировать первоклассников становится всё трудней. И это не удивительно! Потому что большой грех детишек обманывать!

Зачем объяснять "первокласснику" НЕОБХОДИМОСТЬ учить математику? Разве детишки изначально не хотят знать всё? Конечно, хотят! Любознательность - главная черта человека разумного с самого раннего детства!

И вдруг, уже в первом классе, с математикой у многих возникают проблемы. Почему? Уж не потому ли, что согласно требованиям ФГОС  в программе первого класса есть "число ноль"? Учитель не только обязан объяснить ребёнку "ПРО ТО, ЧЕГО НЕТ", но ещё и научить СЧИТАТЬ, начиная с того, чего нет!!!  Остаётся только спросить:"КАК?"

Как проверить умножение на "ноль" делением, ежели "делить на ноль НЕЛЬЗЯ!"?
Что это за математика такая, в которой есть запреты? Царица всех наук не должна надевать на глаза чёрную повязку! Она нужна, чтобы ВИДЕТЬ всё точно и ясно! Математика - глаза физики! Разум должен Знать Природу вещей: зрить в корень!

Всем известно, что мы сегодня пользуемся десятеричной системой счисления. Знаем, что цифр в ней используется десять, и это ровно точно соответствует количеству пальцев на двух руках каждого обычного человека. Тех самых пальцев, которые мы так любим загибать к себе или  по-британски оттопыривать при счёте.

И, разумеется, сначала ребёнок должен научиться считать на пальцах: складывать и вычитать в пределах десяти, а уж потом переходить к сотне! Так и было раньше. Кто постарше, наверное, помнит свой круглый пенал с целой сотней счётных палочек, которые складывали, раскладывали и связывали в десятки!

Это делает счёт наглядным и осязаемым, формирует пространственное мышление, которое необходимо для понимания математики. К письменной записи чисел и арифметических действий можно переходить только после того, как хорошо освоен устный счёт.

Почему же этого не делается? Почему люди вместо цифры "десять" завели цифру "ноль" и делают вид, что не замечают проблем и неудобств, возникающих в связи с этим? Давно хочется кричать: "РОДИТЕЛИ!!! Вы же взрослые! Вы должны понимать столь простые вещи! Пожалейте своих деток! Не калечьте! Не морочьте им головы!"

Давайте сопоставим каждому пальцу одну единственную цифру, соответствующую ему при счёте.  Среди римских цифр нет "нуля", поэтому это сделать легко. То есть, римлянам при счёте никакой "ноль" нужен не был!

Величайший математик древности Пифагор тоже вёл счёт начиная с единицы, о чём в школе частенько сказать забывают. Вообще, для счёта в математике используют  множество натуральных чисел, которое обозначают буквой N. Числа "ноль" это множество не содержит.

Теперь сопоставим римские и арабские цифры натурального ряда.
Римскому числу "X",исходя из современных правил, мы должны сопоставить число "10". В нём две цифры: единица и ноль. Но натуральный ряд не содержит "нуля". Его среди натуральных чисел просто нет!

Откуда же он взялся? Давайте поищем вместе!

Что лично для Вас обозначает "ВСЁ"?  "Всё" для Вас - это "ВСЁ" или "НИЧЕГО"?
Может ли быть десяток ЦЕЛЫМ, если у вас только девять пальчиков и "ничто"?  Если скажете, что "может", тогда найдите у себя на руках НУЛЕВОЙ палец и отрубите его! У Вас его быть не должно в принципе. Ведь, число "ноль" обозначает отсутствие! Отрубите, а уж потом объясняйте детям, как без десятого пальца из девяти и "отсутствия десятого" вы получили "единицу следующего порядка", то есть целый десяток!?

Шутки шутками, все мы видели, как фокусник "оставался без пальца", но "отсутствие" кого-то или чего-то штука серьёзная. В реальности это по-существу и есть самая настоящая смерть. И хотя на борьбу с ней выделяются огромные средства, в обозримом прошлом из могил никто не встал и домой не вернулся.

Что же делать?  Какой цифрой нужно обозначить десятый пальчик? Конечно "0"!  Но тогда это уже не ноль, а цифра "десять"! А счёт идёт от ОДНОГО до ДЕСЯТИ: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 - Как на физкультуре - Последний говорит:"Десятый! Расчёт окончен!" Всё просто и ясно.

Потому целый десяток - это как целый круг или целый мир! Вспомните знаменитый недочерченый обережный круг в рассказе Н.В.Гоголя "Вий"? Последствия такой "мелочи" непредсказуемо катастрофичны!

В целом должно быть цело всё. И всё, чтобы быть целым, должно быть самим собой и на своём месте! Вот и думайте, дорогие учителя и родители, решайте и делайте правильные выводы перед тем как объяснять первокласснику, какую и зачем нужно учить математику. А за одно поразмышляйте над тем, нужно ли ребёнку в первом классе учиться считать от того, чего нет? Может лучше научить видеть и считать то, что есть?

А  математику не "учить", а Любить надо! И тогда будешь точно Знать: где есть что, и сколько где чего. Потому как Математика наука точная и позволяет ЯСНО ВИДЕТЬ ПРИРОДУ ВЕЩЕЙ и все причинно-следственные связи...


Постскриптум.

Анекдот, буквально сегодня услышанный мной на просторах интернета.


Умер Эйнштейн, и просит Бога написать формулу по которой  сотворён МИР. Бог пишет. Эйнштейн смотрит и вдруг кричит: Но тут же ОШИБКА!!!
Бог ему, улыбаясь, отвечает: Я Знаю...


1 июня 2016г.


Рецензии
Здравствуйте, Елена!

Для начала — из жизни, только совсем не анекдот. В бытность министром науки и образования (!) небезызвестный Андрей Фурсенко прославился фразой: "Высшая математика убивает креативность". И ещё высказался в том ключе, что хоть высшую математику не изучал, но "не дурее других". Потрясающее самомнение гуманитария! И что такому объяснять про математику для первоклашек, да ещё когда он занял пост министра?

Теперь о Ваших умопостроениях относительно ноля. Если подходить к ним с абстрактной (математической) логикой, то определённый смысл в них есть, однако практической ценности — ноль (тот самый!). Даже переход от десятичной системы счисления к более удобным с математической точки зрения восьми- или двенадцатеричной представляется невозможным, что уж говорить о ноле, чьё место и функции закреплены веками. Можно, конечно, для десятков придумать особую цифру, с иным начертанием, но это не спасает. Ведь ноль — цифра особенная, он не столько обозначает количество, сколько переход в следующий разряд при записях чисел (причём неважно, в десятичной, двоичной или любой иной системе счисления).

Если Вас привлекают математические изыски, могу предложить несколько собственных экзотических фантазий на эту тему ("О квазиконечных периодических дробях", "О гиперстепенях" и др.). Быть может, что-то заинтересует и из раздела "Естествознание", там кое-где тоже немного есть про числа, однако ни в коем случае не навязываю.

Мои наилучшие пожелания!

Августин Летописец   23.04.2022 06:25     Заявить о нарушении
Большое спасибо за внимание к теме! Не так много тех, кто не боится слова "математика"!
А на счёт "практической ценности" математики без нуля - она просто фантастическая! Не зря математика уделяет столь огромное внимание столь ничтожно малой псевдо цифре!
Не сомневаюсь, что ваши фантазии безумно интересны, но пока сосредоточена на другой задаче

Елена Коник   24.04.2022 23:28   Заявить о нарушении
Всё зависит от мотивации.
Число "ноль" - это смерть. Можно изучать состояния "вблизи нуля", а можно перейти в пространство, где его нет - нет совсем, вообще нет!
Согласитесь, что это не сравнимо интереснее, чем фантазии о "загробной жизни" =)

Елена Коник   25.04.2022 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.