Только вперед

               
               




       Страшный грохот авиационного двигателя и ударная волна  разорвали воздух,туман и небо.Неясный контур стремительно падающего самолета,темным метеором,прошел почти над мачтами БМРТ и оставил в тумане еле заметный и почти неуловимый след.Этот след в следующую секунду растворился  и пропал ,будто его никогда и не было.Гул мотора быстро слабел и затих где- то у горизонта.Траектория падения осталась только в памяти Ширкова,который только что вышел из капа коридора на шлюпочную палубу БМРТ.Времени не было ни на что,даже на размышление,что это было…               
 
Хождение на шлюпках.
 
       Восьмидесятые годы в сфере рыбной промышленности характеризовались максимальным наполнением флота судами типа БМРТ- большой морозильный траулер.Они пришли на смену средним траулерам, типа СРТ и были главной рабочей лошадкой.Сравнение этих типов судов просто несопоставимо по всем моментам.
Но тем не менее.Выход в открытый океан на полгода автономной работы,тяжелой физически и морально, в любых сложных погодных,эксплуатационных и других условиях,непредвиденных ситуациях и прочих моментах определяет рейс судна,как экспедиционный.А это предполагает наличие на судне тысячи или больше предметов снабжения,запчастей,производственных и всех других запасов.

      Все взять на судно в рейс невозможно,но в группе флота на судах обычно все или многое изо всего есть или можно найти на другом судне.

      БМРТ имел на шлюпочной палубе четыре больших высокомореходных шлюпки.Две из этого были с дизельным мотором.Для сообщения с другими судами и всех хозяйственных работ одна моторная шлюпка на промысле готовилась специально.Все штатное снабжение и оборудование максимально выгружалось,чтобы осталось,скажем- корыто с мотором.

       Сама шлюпка была подготовлена к быстрому спуску на воду при первой хоз.необходимости.Такая необходимость возникала постоянно и поэтому рабочая моторная шлюпка спускалась на воду и шла в поход очень часто.А в связи с этим экипажем самой шлюпки и всего судна была отработана вся практика спуска на воду и все другие навыки хождения по морю в любых условиях на самом верхнем уровне мастерства и класса.Обычно шлюпка ходила в хорошую погоду,до 3- 4 балла,волны и при хорошей видимости,на небольшое расстояние.
Два БМРТ рядом лежали в дрейфе,пока шлюпка выполняла перевозки людей,снабжения и груза.Но были и дальние походы за горизонт и по времени несколько часов.Были случаи,когда шлюпка ходила в чистых 8 баллов,а может быть и больше.На спуск и подъём прикрывал борт БМРТ.Иногда такая шлюпка бывала разбита о борт БМРТ,но тем не менее.В основном все обходилось нормально,тем более,что сложный поход тщательно готовился во всех мелочах.

    Ширков просто уверен, что так быстро, безопасно и на уровне высшего класса,так работать со шлюпками и ходить на них не мог никто.А только рыбацкие команды БМРТ.На такую рабочую шлюпку не были расписаны матросы или другие члены экипажа и даже не было никакого расписания или инструкций.Там всегда были случайные люди,один или два человека, штурман и моторист.Рабочая шлюпка ходила часто или почти постоянно.Спуск шлюпки и особенно подъём в открытом океане,всегда на качке судна,конечно,мероприятие очень опасное.Боцман и матросы дооборудовали шлюпбалки и блоки дополнительными тросами и оттяжками,чтобы гасить раскачку и ловить блоки шлюпталей.Нужна быстрота и точность и,конечно,хороший навык и знание своего дела.

    Когда позже Ширков работал на судах других категорий,то видел,что такие походы были у них почти высшим пилотажем. А вот здесь все делалось, легко и просто,  будто каждый матрос родился в шлюпке и это был его родной дом.
               
         
 --------------------------------------------               
               
 

        Летом 1978-го года БМРТ-227 "Аугуст Алле",работал в американской экономической морской рыболовной зоне , не так далеко от портов Бостон и Нью-Йорк . Прекрасный промысловый район и не то слово ,что район ,это была своя цивилизация ,богатейшая рыбными скоплениями ,разных видов ,омары ,крабы ,а также киты и акулы. Последних было великое множество и такое же разнообразие. Промысловое ,морское и географическое наименование района -  Джорджес Банка и ,если севернее , то остров Сейбл.

       Обычный читатель или просто моряк видит в районе только безграничную даль горизонта ,волны, ветер ,шторма или прекрасную синеву отличной погоды ,самое высокое небо и различные корабли ,что само по себе весьма не мало. А вот рыбак и только рыбак ,кроме всего этого, видит и находится совершенно в другой цивилизации вообще и в частности. Донный трал идёт по грунту моря и взаимосвязь с окружающей многообразной средой происходит только шестым или седьмым чувством .

      Там своя география ландшафта: подводные долины ,горы ,скалы и пики ,каньоны ,ущелья и реки и много чего понятного и непонятного. Ты должен вести трал по трассе, по которой ты или кто то уже прошёл. Но на течениях и дрейфе и других факторах, это почти никогда  точно так невозможно сделать.

      Стада различных рыб ,имеют свой океанский разум . Одна рыба не имеет разума ,но стадо имеет, и этот разум соизмерим с нашим. В океане живёт множество стад рыб ,особей и неизведанное количество разума ,одного ,общего ,коллективного ,который мы не знаем и не понимаем. А только чувствуем и предполагаем такое ,другой разум нужно уважать ,я в этом уверен.

     Стада других живых особей и одиночные особи имеют свои пути и природу. Стаи хищников и отдельный экземпляр самого опасного и самого совершенного в этом плане вообще на планете со своими желаниями ,намерениями и особыми законами и правилами поведения.

     На поверхности моря район был насыщен контролирующими американскими военными кораблями береговой охраны со всеми самыми современными всевозможными средствами и приборами , и естественно , самыми лучшими ,по их понятиям ,офицерами и командами. Ещё самолеты и вертолеты.Это их прибрежная зона.


                Главная часть.


       2 августа 1977 года БМРТ «Аугуст Алле» ,объединения Эстрыбпром вел промысел рыбы в районе Джорджес Банки и шёл в режиме под тралом. Погода была терпимой для тех мест, но был плотный туман,который в эти месяцы лежал там постоянно.

       Старпом Ширков, только что перед этим рейсом был,с треском, снят с капитанов БМРТ и исключен из партии. Самое интересное в том,что сняли,в общем- то ни за что и ни про что.В общем за интимную связь с женщиной.Конечно связь была и на всю катушку.А по тем временам это можно было раскрутить очень широко и далеко.Ширков объяснял там,что это обычные взаимоотношения между людьми и начальство этого не касается.В каюте капитана был сейф с какими-то,так сказать,секретными документами.Ну и вот,женщина могла прочитать.Документы были дурацкими и ещё по другому можно сказать,но они были.Ну и вот,они написали, что за морально-политическое разложение и все  этом роде.Ширков отлично понимал,что ,так сказать,троешники нашли повод отыграться на отличнике за свою неполноценность.Слишком далеко троешнику до отличника,а тут такой момент.Ну жизнь есть жизнь.А жизнь прожить- не поле перейти.Много есть желающих доказать своё я и вырвать свои интересы за счёт других.Бывает и хуже.
         
        В те времена ,при воздействии тяжелейших условий и факторов многомесячной работы в море,систематически и случайно,капитанов траулеров сопровождали: различной степени аварии,столкновения,пожары,травмы, гибель судов, моряков и многое другое.

        Кроме того участились аресты промысловых судов,по объективным и субъективным причинам,и это вошло в систему.Рыбацкие капитаны,в том числе однокурсники и другие коллеги часто сидели в африканских тюрьмах, находились под судом и следствием. Арест промыслового судна иностранным государством и его экономические и эксплуатационные последствия для капитана были соизмеримы с тяжелой аварией.

       И все-таки,даже при тяжелых аварийных и других случаях капитанов снимали не всегда.

       Ширкова сняли бы немедленно и с большой радостью,если бы был хоть какой случай.Этого очень хотел начальник конторы,который никогда не плавал и не ловил рыбу.Вообще не моряк,без морского образования и соответсвующего понятия.Это был Т.В.Я, авторитетный у высшего руководства человек, без морского образования и практики, со свидетельством только фельдшера.Именно его ставили начальником много лет.Ставить его начальником МИНРЫБХОЗ СССР хотел именно его, по каким то своим причинам. Найти кого то ещё другого не могли или нп хотели, поэтому все время ставили этого. А Ширков как -то в горячке службы и работы, как-то указал этому начальнику на его некомпетентность в морском деле , потому что пришлось тяжело исправлять его ошибки. Тот такое запомнил на всю жизнь и лучше бы уйти с той работы.

      Этот Ширков и сам не хотел бы работать в рыболовной конторе,но вот послали,в приказном порядке после окончания Таллинской мореходки Мин.Мор. флота.Судьба и жизнь так закрутила,что уйти отсюда было проблематично.Но надо было уходить обязательно.Жизнь в этой рыболовной дыре и сверх-длительных рейсах пролетала на глазах.

     Ну вот прицепились,за женщину и,конечно,специально.Да все такое дело имели и имеют.Всем,вроде можно,а Ширкову вот так.Да и не за женщину сняли,в общем то.Это был просто предлог для всего дела.Многие начальники и работники Эстрыбпрома терпеть не могли бывшего отличника мореходки,очень сложно было такого ставить все время на место.То же самое все его заместители,помощники и секретарь парткома- троешники или ниже.И все таки не это было главным.

    
          В такой тяжелой круговерти сплошные и постоянные события и случаи.Столновения судов,тяжелые и другие аварии,пожары,несчастные случаи и гибель людей. Штрафы,аресты траулеров и много ещё чего.Так со стороны смотреть ещё хуже.И даже тогда не всегда снимали капитана.А здесь вот сняли Ширкова с самым жутким треском абсолютно ни за что и ни про что.Администрация конторы может напечатать приказ и у них есть печать и все остальное.Они самые что ни на есть Ленинцы,коммунисты и строители коммунизма. А Ширков есть никто и ничто.

        Сегодня Ширков на своем БМРТ в море,уже отстоял ,так называемую поисковую  старпомовскую вахту, которая определяет успех или нет всей суточной работы.Он поднял хорошую рыбу и загрузил сырьём цех завода. Снятый капитан  не был безусловным профессионалом в этом деле и не хотел им быть,но за много лет много чего понял и набил руку.

       Этим тралением разведал трассу и судно двинулось по этим местам обратным курсом. Рыбы было достаточно и после вахты  отработал в рыбцеху  4 часа матросом на подвахте, как было принято у всех. Отработать в цеху – это не то что ,например, в пароходстве, где снял лючину и сядь покури или в туалет прогуляйся, пропердеться. Здесь надо выкладывать все силы и прочее ,чтобы держать темп и норму выработки: столько то рыбин в минуту, или тонн за смену , а то тебе быстро рыбаки моську намоют.

       На ходовую траловую вахту заступил уже второй помощник Ковалевич Виктор Антонович (позже – капитан учебно-тренировочного судна «Коралл»).Сам Ширков уже восемь часов на утомительной работе.Сейчас полдень и есть 4 часа для сна перед очередной вахтой.

        Услышав мощный гул мотора самолёта, который прошел низко над судном,  он выскочил на шлюпочную палубу.  Ракурс движения и угол снижения предполагали падение этого самолёта куда то непонятно в туман. Это видели несколько человек на палубе.

        Плотный туман и только небольшой просвет серого неба над головой. Молодой боцман выскочил тоже и,видя действия старпома, встал к пульту управления шлюпбалкой. Ширков быстро поднялся в шлюпку и включил кнопку накала свечи  для запуска дизеля (1-2 минуты, если аккумулятор готов).

       Времени не было ни на что…Самым ценным здесь был ракурс на место падения самолета,который ещё оставался в памяти Ширкова. Собственно термин-ракурс не очень сюда и подходит.Что означает слово ракурс,Ширков и раньше не знал точно.Просто в рыбацкой практике такой термин,несколько туманно,применялся для оценки соотношения курсов двух судов.Более правильным можно сказать,что нужно было иметь направление на место падения самолета.Из навигации направление в океане может быть,как курс,пеленг или курсовой угол.Естественно,что в такой ситуации ничего этого или подобного здесь не было.

        Оставался только этот малопонятный и почти несуществующий ракурс.Но и он в своем понятии действовал и имел значение только в это мгновение и сейчас стало уже прошлым.Судно БМРТ пока шел своим курсом ,постоянная скорость с тралом и этот ракурс с каждой секундой искажался и наращивал ошибку,которую не знал никто.Если БМРТ поменяет курс,что очень вероятно и делается всегда,то этот ракурс исчезнет полностью и навсегда.

    Кроме того память и внимание штурмана отвлекались на спуск шлюпки и много ещё чего,поэтому ракурс в сознании размывался,пропадал и вообще становился нереальным.Спускать шлюпку и отходить от борта нужно было немедленно,чтобы иметь какие то шансы найти гибнущих людей и спасти их.И в то же время,по всем канонам,инструкциям и руководящим документам,в таком тумане,открытый океан и прочее,спускать шлюпку и отходить от борта БМРТ было совершенно недопустимо…

      По тем временам никаких портативных приборов связи и навигации не было.В шлюпке,скорее всего,не было даже шлюпочного магнитного компаса,котовые хранились в штурманской рубке.Шлюпка должна отходить безо всякой подготовки и только с тем,что случайно оказалось там.Ширков мельком хотел иметь надежду,что магнитный компас,каким то образом,где-то в уголке завалялся и случайно там есть.Но думать об этом или посылать кого либо за компасом времени не было и ракурс начал бледнеть и пропадать.

      На табло управления двигателем загорелась лампа готовности свечи накаливания и Ширков нажал кнопку стартера.Пушечным выстрелом грохнул на запуске дизель шлюпки и старпом перевел его в холостой режим,который напоминал несколько меньший калибр стрельбы пулемета,но мало этого не казалось.

       Члены команды,матросы разных классов и категорий,офицеры или просто комсостав,все свободные от вахт и работ,услышав оглушающий рев дизеля шлюпки,заметались на шлюпочной палубе и кинулись к шлюпбалкам.Другие выбегали из капов и коридоров.Моряки быстро разобрали по рукам все концы и снасти обеспечения спуска шлюпки,особенно оттяжки блоков для гашения раскачки.И ещё надо уметь работать на них с силой и знанием дела.А то останешься без черепа или без рук.Но все,как надо,Ширков и не сомневался,да и некогда.

      Люди,если выбрались из самолета на поверхности океана,могут булькнуть в пучину,выпустив последний пузырь,в любую секунду.Цена секунды здесь много выше,чем при нормальной ситуации час или больше.Какой тут компас,инструктаж и все остальное.Отходить нужно немедленно в эту секунду,а во второй может быть уже поздно…
       
        В этом моменте время сузилось до секунды,времени не было ни на что.А само пространство простиралось в длину и вообще до бесконечности.

        Ширков знал только одно.Как можно быстрее отойти от борта БМРТ в туман и все.Там дальше он,конечно,разберется.Когда останется один на один со всей ситуацией и будет в роли полу-Бога.Когда  только он и больше никто против стихии  и судьбы,которые никогда не были на его стороне.Не поможет никто.Даже всесильный Бог,в которого не верил никогда раньше. Таково было понимание высшего руководства и воспитание той эпохи или того времени. Конечно, кто- то руководит и командует сверху, но ему, надо полагать, очень некогда. Да и как-то одиноко и неуютно без всевышнего Создателя. Ширков обычно никого не беспокоил и полагался только на себя.

        Какая то маленькая надежда на успех этого дела, у Ширкова, конечно, была. Это очень трудно объяснить, потому что такое понятие очень далеко от реальности и почти неправоподобно. Очень опытные и продвинутые штурмана, а не только Ширков, иногда имеют, так называемую, личную или индивидуальную навигацию.
Эта навигация включается не всегда, а только в почти безвыходных ситуациях. Применительно к шлюпке, это, когда нет видимолсти совсем, нет приборов и ориентиров. И она работает только на скорости. Именно на скорости происходит набор информации и переработка в мозгах штурмана. Дальше Ширков ничего объяснить не может. Возможно и это всё не так. Но много раз в почти безнадёжной ситуации ,вроде полная потеря ориентации, но вдруг шлюпка ,каким= то чудом, вдруг выходит на свой БМРТ . Все страхи улетают и будто так и должно быть. Можно сказать, что помогла интуиция или седьмое чувство, но более грамотно, это, конечно личная индивидуальная мореходная навигация.Так что только на скорости и на скорости, а, если остановиться,  то выключается всё.

        Факторы жизни,ошибки и стихия сотворили катастрофу и она продолжается до трагедии.Океанская пучина губительна для человека,её вектора и моменты действуют и готовы поглотить погибающего.Человек совершенно беспомощен.

        Но сейчас в дело вмешается отличник Таллинской мореходки.Бывший отличник,конечно.Но тем не менее.А что получится,не знает никто.

        Ширков отлично понимал,что,конечно можно зарваться и нарваться на большие неприятности,без подготовки,подстраховки и перестраховки.
               
        По документам безопасности и всей практике так просто и без компаса отходить от БМРТ в туман и терять его из видимости вообще нельзя.Любая малейшая ошибка,неудачный случай,которые всегда поджидают в засаде, или не повезет с судьбой и Ширкова отдадут под Суд с удовольствием.Мало не покажется.А то,что повезет с удачей поиска и спасением,то это один шанс из тысячи или ещё хуже. Но это было уже не важно.Он был уже в деле.
.
       "Пошел!" Дал команду Ширков и рукой разрубил воздух.

        Боцман поднял рычаг тормоза.

        Шлюпбалки и шлюпка вздрогнули одновременно. 

       Эта шлюпка была полностью выгружена от табельного снабжения и подготовлена для хозяйственных и других производственных работ. Это был совершенно
пустой рабочий катер для хоз. работ , так все делали на промысле.
Фалини были разнесены и закреплены ,заведены дополнительные концы на блоки для гашения размаха качки, всё размерено и отрегулировано для спуска и подъёма в плохую погоду. В принципе, мог отдать всё сам и уйти один. Такая шлюпка спускалась на воду много раз по рабочей необходимости. Там были отметены в сторону все инструкции и т.п. вещи. Готовность к спуску на воду и вся отработка действий были потрясающими . Мотор с первого запуска загрохотал на всё судно и всем было всё ясно, какой то экстрим. Шлюпка с высоты палубы БМРТ порядка 8 м. уверенно пошла на спуск вниз на воду океана. В шлюпку прыгали все ,кто хотел, кто мог, стихийно и без разбору, кто случайно вышел на палубу и не думал идти на шлюпке. Когда люди видят ,что в шлюпке старпом ,вопросов нет ни у кого. Так спускать шлюпку на волне и зыби, как спускают рыбаки ,не может никто ,особенно пароходские, где позже работал автор. Спасательная или аварийная команда рыбаков такова ,что ничто в морях с ними несопоставимо. Третий штурман только что сдал вахту и вышел из рубки посмотреть ,но увидев, что шлюпка уже уходит за борт, прыгнул не глядя ни на что.А мог бы из рубки прихватить магнитный компас,наличие которого в шлюпке меняло бы всю ситуацию очень кардинально.Но молодой,чего с него взять.

     Дизельный мотор грохочет ,старпом в шлюпке ,шлюпбалка двинулась и пошла за борт – всё всем ясно. Хочешь прокатиться куда то ,то прыгай в шлюпку, там разберёшься ,что ,куда и зачем.А то и просто так.
 
     Механик,моторист,матрос и вообще.Прыгнул в шлюпку и почти герой.Куда,зачем и чего- не важно.Старпом уверен,как всегда,у румпреля и все под контролем.Скучать не придется.Впереди- зигзаг удачи.

      Какой тут инструктаж ,каски, жилеты и пр., всё это по инструкции надо, но было некогда ,шлюпка идёт за борт как есть и кто в чём есть. Это был быстрый и точный аврал и абордаж вместе взятые. Правда ,говорили, что пару жилетов в шлюпку кто то успел бросить сверху.

      Опытный и уверенный Чиф не хотел знать и не знал ничего кроме спуска шлюпки и отхода от борта судна, пока есть какая то зацепка и тень ориентации, ибо чуть позже и всё вместе с интуицией будет потеряно навсегда. Собственно ориентация была настолько сомнительной без всяких ориентиров, а только мимолетный взгляд на след падения самолета в туман.Но это было уже в прошлом,а в настоящем только туман и только туман.Эта почти виртуальная ориентация расплывалась с каждой секундой и могла раствориться в тумане навсегда, если будет какая то задержка или отвлечение внимания на что то ещё.

        Шлюпка ,стихийно  и произвольно,  на ходу судна под тралом и на волне, с небольшим контрольным ударом о борт судна и лёгким тычком волны под днище, была спущена на воду, моментально отключена от блоков с отдачей всех фалиней и страховок ,и безупречно идеально чисто отошла от борта, как по нотам самого лучшего оркестра.Высший пилотаж этого дела.

         Старпом гаркнул раза два ,но так для порядка, показав ,что самый главный тут он ,а все остальные –цыплята. Через несколько секунд, почти сразу шлюпка скрылась в тумане ,а по корме растворился в тумане БМРТ. Была только маленькая шлюпка и необозримое вокруг ,в сплошном тумане ,океанское пространство. В шлюпке оказались молодые моряки, проявившие наибольшую прыгучесть и сноровку ,и желание. Третий штурман вообще поехал покататься и некоторые другие тоже.



                3-й штурман    А.Б. Торхов.
                4-й механик    А.С. Гричук.
                Электро-радионавигатор   В.И.Осипов.
                Моторист  Н.С. Моисеенко.
                Моторист  В. П. Трашков.
                Матрос – рыбообработчик 1 кл. А.В.Катана.
               

              В шлюпке они все были матросы ,а  старпом был командиром шлюпки. В шлюпке вообще бывают только матросы и командир , независимо от должности на корабле.

              Такой состав компота ,на уровне глупейшего абсурда, из разноцветных и случайных юношей, детей и сопляков озадачил. Никого из этих ребят не взял в шлюпку, если бы было время составить список. Вот юноша - третий прыгнул покататься ,а где шлюпочный компас,котоый именно в его заведовании.

        Нормальный третий сбегал бы в рубку или где там у него эти компасы стоят, и дал бы его в шлюпку, а сам он, такой недоделок, тут не нужен вообще. Во всех расписаниях это написано.Он даже не понимает ,что без компаса шлюпке практически вообще нельзя отходить от борта судна в тумане, да и вообще в океане. Как кого то искать ,если мы теперь свой пароход не найдём. Туман ,ориентиров никаких. Каким курсом идёт шлюпка? Конечно  юноша, поймёт всё потом , а отвечать сейчас за всё старпому,а кому же ещё.

        Конечно,можно было,да и нужно по правилам,дать команду и подождать доставку компаса в шлюпку.Но будут потеряны минуты и секунды, а люди с самолёта в морской воде ,конечно,травмированы и в окружении акул.Какой тут компас.Времени нет вообще,даже секунды.

        Шлюпка,освободившись от блоков шлюп- талей,дала полный ход и её тут же поглотила белесая мгла тумана.Контур своего БМРТ тут же растворился и пропал в этом же тумане,будто его никогда и не было.Весь мир сузился только до размеров этой шлюпки,а вокруг будто и не было ничего.Люди в шлюпке видели только это и ничего не понимали,где,куда и почему так.Только командир,как всегда,знает все.

       Пока что есть какой то курс по облаку, который только над головой.Но курса вообще нет? Куда идёт шлюпка – не знает никто.Все думают, что знает старпом. Конечно,они были правы.Это трудно было бы объяснить тогда,а сейчас в эпоху портативных средств навигации и связи это почти совсем невозможно.Или для таких объяснений нужен отдельный рассказ.В общем Ширков и сам ни в чем не был уверен,он отошел от борта в туман только на своей интуиции,если она существует вообще.

        Зачем тут ещё 4-й механик ,ему только крутить гайки на трубах, а он тоже тут. Электро- радионавигатор с радиослужбы ,такой может кувырнуться и утонуть сам ,а не то, что кого то спасать. В общем то старпом очень в этих двоих ошибался,ибо это были самые отважные и решительные моряки.И ещё очень умелые и сноровистые,как показала практика.

        Два моториста ? Это ещё зачем? Однако  моторист Моисеенко Н.С.,с накачанными мышцами, захватил место у дизеля  и ,вцепившись в рукоятки управления, обоими ушами слушая ревущий его гул, пожирал широко открытыми глазами старпома, готовый на мгновенный реверс по команде. Но сразу отметил этого профессионала в шлюпке ,но остальные -  был полный компот и детсад в комплекте . Ни одного палубного моряка из траловой команды, где и были настоящие матросы. Это не команда шлюпки ,а  просто цирк ,это такой компот ,который не сварит ни один повар. Все тут перетонут от испуга в случае чего, а в лучшем случае никто не поймёт ,что делать и за что хвататься.

         Точно или не точно. тут смысла нет. Остатки виртуальной ориентации только по размытому и неясному облаку в тумане были только у меня и ещё может, у радионавигатора, который видел момент падения самолёта, но они размывались и пропадали .в том числе и в памяти ,и во времени. Куда движутся облака ?Надо взять какое то упреждение. Но нет компаса, нет сколько нибудь точного направления и сколько идти по дистанции. Наверняка всё это уже сдвинулось и сдвигается на метры, может сотни ,во времени и пространстве. Надо бы идти зигзагом ,если бы был компас. Да шлюпка и так идёт диким зигзагом, только мы не видим этого и не знаем. Тут наверняка один сплошной зигзаг и кроме него ничего. Может быть тут такой зигзаг ,что давно прошли гибнущий самолёт с людьми. В шлюпке ,кроме старпома и этого моториста, были зелёные сопляки, каждый в отдельности и все вместе. Ревущий на полном дизель и летящая ,и ныряющая в волнах и брызгах шлюпка в тумане, в ничто и никуда. Открытый океан и бескрайнее туманное небо. В бескрайнем океане,в тумане найти точку,голову плывущего человека.Этот шанс почти в безнадежной шкале вероятности.Или ещё меньше того.Единственная зацепка держать курс,это по кильватерной струе от винта двигателя,но это очень не точно и почти сомнительно,а практически ещё хуже.

       Но шлюпка упорно шла на полных оборотах и в шлюпке был Ширков,у которого,кроме собственной туманной интуиции и большого желания не было вообще ничего.Никакой зацепки по направлению не было абсолютно.Все дело и движение зависело только от интуиции,в которую Ширков раньше не верил,не верит и сейчас,но тогда шёл только по её невидимой указке.Именно так и не иначе.

       Ещё тогда на палубе какой то внутренний сигнал ,как со стремительного старта, бросил старпома и успевших прыгнуть в шлюпку моряков, в едином порыве, куда то вперёд и только вперёд ,к горизонту, которого не было видно в тумане, пока работала мысль ,отрабатывая тонкую и ненадёжную нить направления движения.

      А может это только казалось и  потом никому бы не  доказать, что шлюпка шла ,сколько нибудь ,разумно правильно вообще. Но старпому ,как на любом судне, верили все и вся. В груди каждого из команды шлюпки забилось горячее молодое сердце, был какой-то морской дух, мысль и мускулы рвались вперёд и только вперёд.

      В глазах моряков загорелась известная русская удаль и жажда азарта удачи. Душа и сердце готовы были к прыжку и рвались лететь впереди шлюпки. Все безусловно верили и надеялись на старпома ,чувствуя личность и повышенный авторитет ,возникший после снятия с капитанов с треском.

       В шлюпке уже была команда  и коллективный разум , и такое же зрение и слух, короткая и стремительная мысль, все были переполнены желанием увидеть сквозь туман хотя бы что, боясь пропустить это. Но ситуация входила в категорию полной безнадёжности. Туманное и размытое облако ,по которому Ширков пытался вести шлюпку, изменилось и может это было уже другое.

      Искать иголку в сене или в темной комнате черного кота,ещё хуже. Шлюпка продолжала идти полным ходом прямо вперед.А может быть и по направлению на то место на небосводе ,где чуть раньше было подобие серого облака, а сейчас там было уже что то другое. Горизонта нет вообще ,туман. Конечно никто не знал,как и куда идет эта шлюпка.

      Командир шлюпки,который взял дело и команду,исключительно на себя,мог рассчитывать только на себя в самой неясной и непонятной ситуации,без каких-либо приборов навигации и связи,в сплошном тумане и полном отсутствии видимости.

      Сомнения есть всегда,их всегда полно и особенно в той ситуации.Эти сомнения начали одолевать разум.Конечно,большой риск,но он выше разума и других главных категорий.Разум,опыт и все другое не решат здесь задачи,на это способен только риск.

      Как Ширков вел шлюпку, без компаса и какиъ либо ориентиров, в сплошном тумане и без горизонта,он и сам сейчас объяснить не может.Теоретически курс держать невозможно и его вообще нет.Но практически шлюпка курс выдерживала и почти точно.Конечно,можно полностью потерять всю ориентировку и вообще заблудиться в сплошном белесо-сером тумане и бескрайней плошади океанской воды,если не моряк- рыбак.Но здесь были рыбаки и попадали в такие передряги не раз и не два.Сейчас это далеко не первый раз и,конечно,не последний.Игра в жмурки и в орлянку.

      Шлюпка на полном пределе ревущего дизеля ,разрывая туман и взлетая на волне, шла превосходно. Право назначения курса ,которого никто и не касался, без компаса было только у старпома ,как и единственная возможность какого то курса. Но и его вообще не было.

     Никакой разум ,образование и опыт был здесь не нужен и это всё не имело смысла. Вот ,если Седьмое чувство и категория удачи ,но существуют ли они вообще ? Моряки не знали места падения самолёта и возникшей ситуации на месте падения . Жажда успеха и таких же дел переполняла чашу терпения этой сомнительной команды шлюпки.

     Бывалый моряк- отличный навигатор тех времен начал терять свою уверенность в успехе.Он молчал,как и всегда, мозги работали самостоятельно и автоматически. Но обычный разум,отличная навигация и математика,уже исчерпали свои возможности и мысль уходила в какую то непонятную виртуальность.Только случай мог прийти на помощь,а он может и не прийти.На то он и есть случай.Один из тысячи тысяч.И скорее всего будет так.

  Но какой то неутомимый порыв в сердце  командира шлюпки и его неутомимая интуиция или что то в этом роде,не хотели отступать.В пространстве ,которого не было видно, звенел риск и чувство командира- «Только вперед!»
Поэтому рев дизельного мотора продолжает сотрясать туман и воздух…

  Вдруг раздался дикий вопль одного из членов команды шлюпки. Вслед за ним уже все , почти прямо по курсу ,в разрывах пелены тумана ,увидели красное пятно ,которое контрастно выделялось на фоне серо-голубого моря.Красный цвет далеко виден на море при любой видимости.Голова человека разбита и это кровь.

      Ширков увидел то,что,в принципе, и ожидал увидеть.Тем более включилось его индивидуальное аналитическое мореходное зрение.Это потерпевший крушение и теперь терпящий бедствие,но живой и действующий человек.

      А,как точно вышли.Без компаса и в сплошном тумане.Только на интуиции. Работа великолепных мозгов,с математическим уклоном.Изо всего списка отличников ТМУ Ширков был здесь один из них.Вот бы посмотрели однокурсники,каков он здесь.

    Это пятно достаточно быстро приближалось и проявлялось в подробностях изображения.Погибающий человек,голова и лицо в крови, в океане,работал руками и держался на плаву из последних сил. Все виртуальные мысли, отработав своё, унеслись прочь и все нормальные мозги ,обдуваемые встречным ветром, встали на своё место.Это была явная удача всего похода.Но ещё не все.Старпом включился в свое испытанное амплуа.

      Точность и скорость, скорость и точность ,времени не было и нет , может только одно - два мгновения и в этом всё. Голова человека ещё на поверхности и слабые движения рук,чтобы держаться на плаву.Полный ход держали до конца,сколько было можно.Эта шлюпка не совсем шлюпка,в обычном понимании.Это практически высокобортный морской катер и сразу подходить на волне к человеку недопустимо.Можно его задеть и утопить.

       Но на стопе,в этот момент , шальная волна,ветер и течение развернули высокобортную шлюпку лагом и её начало относить от тонущего человека.На глазах увеличивалась дистанция: 5 м -  10 м. -15 м. Шлюпка высокобортная с малой осадкой и её дрейф потрясающий.

  Тяжело разбитый человек ,лицо и голова в крови ,из последних сил глотая воздух в волнах ,ещё каким то чудом, держался на плаву. Чувствовалось и наблюдалось присутствие акул.  Кругом были акулы. Акулы чувствует кровь ,говорят за 200 – 500 метров. Здесь вообще их много.

     В этот момент Гричук  Александр в длинном мастерском прыжке бросился в воды океана.В следующее мгновение,за ним прыгнул Валерий Осипов.

    Они прыгнули в воду почти сразу после остановки шлюпки ,не теряя ни секунды.Они ,длинными и быстрыми взмахами сильных рыбацких рук стремились на помощь погибающему.

    Крик души  такого рыбака и морской  личности:  «Только вперёд !и Только вперёд!»

    Ширков почти ошалел,увидев в воде двух героев, и сразу понял ,что они справятся.Конечно,этих героев никто никогда не признавал.Да и не нужно.
Для этого надо было быть в этой критической ситуации и видеть все лично.Герой есть герой,его сразу видно.

    Секунда или две позже и ситуация была бы непоправимо потеряна навсегда. Это был тот прорыв ,на который способен только вот такой русский, когда ,на грани смертельного риска, есть отвага и удаль , а остальное неважно. Всё вокруг на этом участке  наполнилось энергией ,мощью вот таких мужчин-рыбаков Атлантики.  Это было что то ,похожее на последнюю контр-атаку или что-то подобное. Пространство, время и морские боги на небе застыли в изумлении. Акулы ходили кругами ,были пока шокированы  ударом о воду упавшего самолёта  и не решались пересекать границу, за которой стоял непобедимым никогда и нигде вот этот дух и непонятная сила вот этих ребят.Их стремление,безумный порыв и мощь момента.

     Два рыбака ,не обращая внимания на акул, неистово рубили руками воздух , воду  и волны. Они рвались только вперёд, как две торпеды. Пространство и время остановилось на мгновение и все замерло от изумления.
У каждого моряка в шлюпке ,ярким пламенем горело и билось горячее русское сердце в запредельном азарте удачи ,готовые на такой же прорыв, но все остались на местах ,понимая, что разрешено только тем двоим.

      Старпом молчал. Он сам был в изумлении ошарашен.Вот это риск,в присутствии акул.

      «Только вперёд !». У каждого из этих двоих в груди неистово билось горящее сердце матроса Советского тралфлота,и они рвались- Только вперед!

      Рискующий прав. Рискующий – главный. Риск выше разума и всех других самых главных категорий. Они рисковали своей собственной жизнью на глазах у всех ,просто так ,легко. Нельзя мешать рискующим ,риск сейчас главный , ибо  можно  сорвать всё дело. Это была единственная возможность спасти человека. Александр и Валерий в волнах успели подхватить истекающего кровью и потерявшего все силы американского лётчика и гребли вместе с ним к шлюпке.

     Шлюпка сделала небольшой манёвр ,и на малом ходу подошла ближе вплотную.

    У борта высокобортной ,океанского класса, старого исполнения, шлюпки возникла очередная серьёзная проблема. Травмированного и беспомощного ,тяжёлого человека сразу поднять в шлюпку не получилось. Нет опоры, все ,как в невесомости. Все трое находятся за бортом высокобортной шлюпки,  на волне в присутствии и вероятной атаки непредсказуемых акул.

     Не так далеко волну прорезал клин плавника большой акулы,атака может последовать в любое мгновение.И вот её серое с белым тело проявилось в толще воды совсем близко.Ширков машинально ударил плоскостью ладони по поверхности воды.Резкий хлопок и акула развернувшись мощно ушла в пучину.Но это очень временно.Такой прием,как отпугнуть атакующую акулу,показал ему очень умелый и опытный матрос,когда-то давно, в прошлой переделке.Может быть ещё кто- нибудь знает,это неизвестно.Но знать это и то, очень полезно может быть,как раз для такого случая.Конечно, акула поняла то,что Ширков знает именно это.

      Акула просто не могла поверить ,что эти двое ,уверенно ,как у себя дома, неукротимо рвались на помощь просто так ,без всякой страховки и подстраховки. И сейчас занимаются,как будто они здесь полные хозяева.

     По русски есть поговорка : «Сработать на дурака.» Высочайший интеллект такой акулы не мог в это поверить. Но это пока акулы были в замешательстве и такой момент не может продолжаться долго. Что такое акула, знают не все. Много раз вытаскивали рыбаки на палубу в трале ,уже почти уснувшую акулу и к ней , уже мёртвой , подходить было жутко.
Нужно было поднять летчика в шлюпку немедленно.

      Это потом, позже в списке предметов в шлюпке будет специальный трап для подъёма человека из воды в шлюпку ,практика и жизнь подскажут необходимость этого. Это сейчас знают все начинающие моряки и проходят на курсах. Но тогда этого ничего не было.Да здесь и шлюпки то не было,это было тут корыто с мот ором.Возникла заминка,которая могла принести беду.

        Свалившись за борт шлюпки,  рука  старпома мгновенно нащупала хороший широкий брючный ремень потерпевшего и он диким криком подал самую точную и верную команду : «За ремень!»

       Потерпевший аварию лётчик  мгновенно был взят в шлюпку и теперь уже спасен. Это был пилот самолёта США НР 14007 Otto Blooming.

      «Полный вперед!» рявкнул командир и дизель взвыл на полных оборотах.

       А сейчас возникла задача в кратчайший срок найти свое судно и доставить спасенного летчика в стационар судна.Сплошной туман,место шлюпки совершенно неизвестно,место судна-тоже.Нет курса,ракурса,пеленга и вообще ничего.Но эта задача уже не так сложна,и она уже раньше решалась многократно и привычно. Здесь район промысла,много других судов в тумане и почти все подают туманные сигналы.Можно выйти на любой БМРТ,определиться и найти свое судно элементарно.Пока шлюпка идет по интуиции старпома.Но это только пока.И,конечно,только вперед.Только на ходу и скорости можно решить задачу.

       Врагов у Ширкова много ,враги везде. Любая промашка –козырь для врага. БМРТ-227 "Аугус Алле"тогда шёл с тралом и куда то сдвинулся. сдвинулись расплывчатые и неясные облака над головой , да и шлюпка тогда к месту падения самолёта ,шла неточным курсом и на глаз меняла направление несколько раз по неясным соображениям старпома. Шлюпка беспорядочно маневрировала и смещалась при поиске и спасении. Течение, ветер ,волны тоже сместили всё в неизвестном направлении.

       Спасённый человек с диагнозом большой потери крови ,сотрясение мозга, переломы и прочее, мог умереть в шлюпке каждую секунду. Никаких медикаментов в шлюпке,конечно,не было.Это было пустое корыто с мотором и такое не имело права отходить от борта и идти на спасение,вообще безо всего.

        Сколько минут и секунд может продержаться тяжело потерпевший лётчик ,не знал никто. Это на берегу после такой аварии приходит машина скорой помощи.

      Напряжение полного отсутствия времени и требование абсолютно безошибочных действий лежало на плечах командира таким запредельным грузом, который одному нести практически невозможно , но возврата к прошлому моменту времени уже не было.

      Нужно было срочно найти своё судно в тумане ,без компаса и рассчитывать можно было только на свою интуицию и морскую практику.

     Приняв ответственность ,вы уже не можете отказаться от неё до конца.

     Ширков, лично и самостоятельно, возглавил всё это дело, а мог бы спокойно сидеть на борту своего судна и не лезть ни во что. Найдут или нет ,скорее всего нет, плевать.Своих дел выше крыши , уже отпахал по полной на вахте и рыбцеху, и через  4 часа всё по новой. По расписаниям и инструкциям командиром шлюпки должен был быть второй штурман, а старпом мог спокойно отдыхать в каюте.  Врагов много, враги везде ,на судне тоже первый помощник (помполит) Майский,все следит и пишет на Ширкова.Он хохол и обзывал Ширкова москалем.А сейчас он запишет все промахи,даже те,которых не было.Но можно и придумать.

     Все  шлюпке были в порядке,как и отошли от борта.Изношенный , старый ,но мощный шлюпочный мотор рвал по полной программе ,не жалея себя на всех полных оборотах , на красной зоне потускневшего тахометра. Море ,погода и все акулы слегка тушевались от напора такого экипажа и особо не мешали. Акулы уже поняли ,что их объегорили оставили с носом и были в бешенстве от такого момента ,и были полны желания отыграться на других шлюпках. С этой шлюпкой связываться они уже не хотели.
Но проблем ещё было много. Нужно было в самый короткий срок ,безошибочно, найти своё судно в тумане ,неизвестно где ибо после многочисленных манёвров ,без компаса, ориентировка безусловно была потеряна. Опять только седьмое чувство ,если оно ещё осталось и сколько раз оно может выручать. Времени практически и теоретически ,не было совсем. Человек после тяжёлых травм физических ,шоковых ,психологических ,большой потери крови и пр., мог умереть в любую секунду.

     Любая ошибка Ширкова и уход шлюпки куда то в сторону перечёркивала бы всю спасательную операцию на нуль или на минус ,и выводило всё это совсем в другое русло непоправимых последствий ,когда взяли живого человека в шлюпку ,а довезти не смогли.

       Многочисленные враги вокруг сделали бы всё возможное ,для самого плохого варианта.На судне враги: липовый капитан с дипломом штурмана и первый помощник, специально нанятые врагами с ЭСТРЫБПРМа, естественно будут отрабатывать свои задачи и функции в этом направлении ,чтобы оправдать высокое доверие.

        Единственная мысль ,только вперёд ,найти своё судно и сдать лётчика в судовой лазарет, сдать его живым доктору. А до этого за его жизнь ,особенно в те времена, в шлюпке головой отвечает командир. Нужен был полный успех  на финише всего этого дела ,за которое взялся сам, а этот успех  сейчас зависел от поиска своего судна ,места которого не знал никто.

       Внезапно из тумана ,тоже на предельных оборотах дизеля,  вылетела  другая шлюпка, подобного типа, и катера едва не врубились друг в друга. Оба командира мгновенно сработали румпелями и  пролетели на контр- курсах в расстоянии около 5 м . и тут же растворились в тумане.Ну,такое бывало и раньше.Не первый раз.

       Ширков успел заметить хорошего роста и всего развития,уверенную фигуру командира той шлюпки на корме,перед глазами которого в открытом деревянном ящичке,красивой работы,стоял шлюпочный компас.Вся команда из отборных сильных моряков,и в полной экипировке,в жилетах и касках.Команда , шлюпка и табельное снаряжение,как на выставку.Вот это класс.Это не то,что Ширков на голом корыте.Вот так нужно ходить по морям на шлюпке,конечно.

       Тот командир,мелькнувшим взглядом,конечно,увидел спасенного летчика,голую шлюпку и,вместо команды,несколько,кое как одетых,босяков.И на корме,довольно щуплая фигура рулевого.Но нет,извините.На корме стоял безусловно классный мастер своего дела.Командир командира видит сразу и без слов.С таким он не будет соревноваться или равняться.

       Услышав ближайший туманный сигнал какого то БМРТ , шедшего под тралом, Ширков резко и решительно повернул на него и с ходу подошёл с подветренного борта. Это был калининградский БМРТ – 379  «Берилл» ,шел под тралом.Скорость что то 4 узла,это очень благоприятно для стоянки шлюпки на ходу,которая прикрыта высоким и мощным корпусом БМРТ.

      На этом БМРТ был врач-хирург на группу флота.Это отлично знал Ширков.Очень удачный момент.

      Профессионалы – рыбаки на том  БМРТ уже всё поняли ,шторм-трап был спущен и по нему , сноровисто и быстро уже спускался  рыбацкий доктор. Его фамилия в газете значилась как Горелов.

      Это были тогда такие советские морские врачи ,рыбацкого класса, профессионалы с неограниченными возможностями ,о которых я слышал уже давно ,с запредельным уважением восхищался ими и всем остальным. Опытный боцман уже спустил на лине в шлюпку  медицинский чемоданчик с красным крестом ,чуть раньше ,чем в шлюпку  спустился доктор.Сразу квалифицированно была оказана первая медицинская помощь.

      «Дайте компас и радиопеленг на БМРТ 227 Аугуст Алле»,- крикнул на мостик Ширков.

      Вахтенный штурман этого БМРТ ,также на лине сверху , дал в шлюпку, в долг ,с возвратом потом ,самый лучший ,какой у него был, шлюпочный магнитный компас.

      О том, чтобы поднять тяжело травмированного лётчика на этот БМРТ – не было и речи. БМРТ – высокобортное судно,стена борта на 8 метров.Он не имеет таких конструктивных приспособлений.Хотя все БМРТ похожи ,но они разных построечных модификаций и принять шлюпку могли только свои согласованные  построечным проектом шлюпбалки, тем более на зыби и на волне.

       Кроме радиопеленга вахтенный штурман ,взмахом руки,показал Ширкову направление на его БМРТ, к горизонту.

       Над шлюпкой,невидимым моментом снова затрепетал испытанный вымпел.

       «Только вперед!»

       Дизель шлюпки, с ревущим дымным выхлопом ,удивляя всё окружающее, рвал на всю мощь.В шлюпке был уже компас,радиопеленг,курс и ракурс.Ну и ,конечно,доктор.

       Ширков нашел в тумане ,сначала какое-то размытое пятно,и дальним чувством уже понял,что это его БМРТ-227.

        Вскоре проявился полный контур и силуэт своего БМРТ- 227 "Аугуст Алле".Он лежал в дрейфе правильно, левым бортом под ветер,готовый прикрыть подходящую шлюпку своим высоким бортом и всем корпусом от ветровых волн и основной зыби.

        На борту не было одной шлюпки и эти шлюпбалки были выведены за борт.Блок-тали специальными оттяжками,для гашения качки, были прижаты вплотную к борту.У каждого блока стоял опытный матрос и боцман был у пульта шлюпочной лебедки.Все были готовы к приему шлюпки.

       Ширков стоял ,лёгкий ,тренированный и цепкий, на корме шлюпки ,держал румпель и приготовился к идеально-ювелирному подходу.Командир шлюпки в категории снятого,с треском капитана,но ещё и отличник Таллинской мореходки ММФ.А это последнее отменить и снять никто не может,даже самый главный.Как было,так и осталось и останется до конца.

        Видимость улучшилась до прекрасного вида самого нежно-голубого и чуть серого моря ,такого же неба.Ширков,мореход,лучший из лучших на морях и океанах и его маневры и работа на глазах у всех,кто хотел посмотреть.В разрывах уходящих облаков  почудилась улыбка Богини Удачи.

       Почти последний момент всего дела. Шлюпка подошла к борту ,точно под блоки, почти идеально. Это был красивый подход и реверс испытанного дизеля ,который почти самостоятельно выполнил профессионал –моторист. Это всё получилось так ,как нужно. Шлюпка очень точно встала под блоки и замерла на мгновение , но в следующий момент  её начало разворачивать и относить векторами разности течений ,ветра ,волны и других параметров взаимодействий. И конечно зыбь и волна ,как же без них. Команда шлюпки молниеносно ,как со старта стометровки, кинулась к блокам ,как в атаку , и произвела работу по включению блоков в гаки раньше противодействия стихии.

       И вот только сейчас Ширков увидел и всё понял.Это была самая умелая команда в его жизни.Много было походов,но никогда в тяжелейшем прошлом он не видел такой великолепной команды.И,конечно,никогда не будет уже в непонятном и неясном будущем.Только эта удивительная команда и только сейчас.

       Дальше с этого момента команда шлюпки работала так, как будто ходили и работали с этим с самого рождения ,всю жизнь только этим и занимались. Летающие на зыби ,над головами тяжёлые блоки ,готовые убить любого, кто зазевался, невероятно чисто и будто сами включились в то место ,которое было надо ,точно и в секунды ,носовые и кормовые. Рыбаки в шлюпке , на носу и корме ,мгновенно и точно ,рывком, почти синхронно рванули рукоятки и зафиксировали поворачивающиеся  опорные гаки. Это самый опасный момент подъёма ,если чуть зазеваться, на волне и зыби и в таком положении шлюпка не должна быть ни секунды. Вот уже валит сюда волновая зыбь ,способная оборвать всё. Если включены блоки ,то подъём и отрыв шлюпки от волны и зыби, -немедленно. Чуть запоздал или заело ,рывок на зыби может быть такой ,что разорвёт и металл и стальной трос ,гаки вырывало из фундамента. Удары и рывки ,вместе с последствиями ,могут быть непредсказуемы.

     Молодой и ещё не очень опытный боцман, знал главное и жрал глазами старпома .Он включил кнопку подъёма шлюпбалки одновременно с сигналом старпома, который чуть пригнулся, чтобы не вылететь от удара, но старался стоять ,т.к. за его сигналами и командами следили все: моряки в шлюпке и на борту судна. Всё делалось синхронно и почти самостоятельно.
 
     Только сейчас,сбросив напряжение момента, Ширков увидел в шлюпке самую  классную спасательную команду ,в одном монолите с сияющим красным вымпелом над ними : «Только вперёд и только вперёд!».

    Да,конечно,в шлюпке была самая блистательная команда изо всех,которые когда либо видел Ширков.Сильнейший мореход того времени, инженер- судоводитель,вроде чуть даже покраснел от факта,что он не ставил ни в грош эту команду в начале похода.

    А с такой командой можно идти на любое дело.Но эта команда была первый и последний раз.В других походах в шлюпку прыгали другие моряки.Много было простых и сложных походов,разные моряки в команде.Но Ширков запомнил эту команду,как лучшую из лучших.

     Шлюпка легко вздрогнула и уверенно пошла наверх. В днище контрольным шлепком вдарила запоздавшая волна ,которую оставили «с носом.», а приличную бортовую раскачку  погасили  дополнительными концами, заведёнными на блоки заблаговременно.

Удара о борт почти не было. Все работали так ,что опережали мысль старпома или действовали вровень с ней. Только сейчас моторист –профессионал остановил двигатель ,готовый к манёвру ,и работающий на холостых оборотах. Старпом хотел что то вякнуть , но не было необходимости ,всё уже было сработано.

     Все знали ,за что и как хвататься и видимо могли дать фору самому старпому ,который молчал бы лучше .Все знали ,что этому старпому досталось от самого главного руководства. И главное ,за дело ,надо было не лезть на рожон ,знать за что хвататься и вовремя отпустить. Все капитаны баб тискают ,и днём и ночью, и после обеда ,а моську намыли и уши надрали одному этому Ширкову.

     Молчал бы и не лез бы со своим норовом на начальство и ничего бы не было...А то отличник мореходки,понимаете ли. 

     Наступила тишина и  в шлюпке была  спасательная команда профессионалов,от которой Ширков был просто в восторге. Это были лучшие из лучших на тот момент вообще во всех морях и океанах. Все были русские.Каждый из них оставил за своей спиной этот поход ,как штрих своего опыта в море и был уже профессионалом.

     У каждого ещё вся молодость и жизнь впереди. Такой спасательной команды не было нигде в мире на флотах  в тот момент и там стоял тот русский дух, для которого нет преград и безвыходных положений. В шлюпке был уже не тот ,неброский  внешне ,экипаж ,который уходил от борта БМРТ .Тогда был обычный случайный экипаж , а пришёл к борту уже другой экипаж – чемпион и профессионал , опередивший всех остальных.

       С этой командой смело можно идти ,например, в разведку ,как говорили раньше ,и не только в разведку. Эта команда была способна на любое дело ,в том числе и на такое ,которое не мог сделать вообще никто здесь.

       Если это не так ,то пусть покажут других ,но других таких пока не нашли.Ширков мысленно дал каждому категорию,конечно,первый класс и высший пилотаж.
 С момента падения самолёта у экипажа был единственный главный прорыв ,который ,как красный вымпел ,подхватила вся команда шлюпки: « Вперёд! Только вперёд !».Перекрыв все пределы в скорости мышлений и своих действий ,  опередили всё и всех: туман, волну , акул ,пространство и время ,и всю ситуацию в целом ,вместе со всеми инструкциями ,наставлениями и томами правил и законов ,которые все вместе были против.

     Шлюпка  была поднята на уровень шлюпочной палубы ,здесь же находился и судовой лазарет.Свой судовой врач была женщина-фельдшер.Но за дело взялся квалифицированный и опытный хирург,он же и травмотолог,конечно.

      Вот теперь все!Спасательная операция закончена.

     На следующий день на борт БМРТ прибыла комиссия из трех офицеров США.Ну,конечно,безупречная новая морская форма,погоны,за спиной колледжи,академии, зарплата и все остальное.

     Ширков,в простом советском пиджаке,стоял один против трех.Кроме обычных вопросов и ответов по этому делу был такой нюанс,что глаза в глаза ,без слов,выражали суть ситуации и всего момента.Но по общему виду американцы были очень молодые,типа зелёных пацанов,или что то вроде школьников.так что с них взять.У них,конечно,своя работа,задачи и задания,в ссвяэи с этим случаем.Ширков это всё понимает,проблем нет.Да и не первый раз имеет дело с американцами.Уверен,да так и есть,слишком длалеко им до такого чифа,как он,теоретически и практически.Да и данный факт сам говорит об этом.

     Офицеры США с неподдельным почтением  стояли напротив самого классного мастера морской практики и морского дела.Будучи всегда и везде первыми,здесь они к этому не стремились.Тем более равняться с Ширковым в таком классе мастерства.Все всем ясно кто есть кто, перед глазами всемирного мироздания.

     «Да,конечно.Вы очень сильны,Ширков.Мы поздравляем Вас!»

     Отличник мореходки ТМУ и сам знал,что поиск без приборов,при тсутствии видимости выполнен только на интуиции чифа,весь поход и все дело исполнено без потери даже минут и секунд,как по нотам.В сплошном тумане,полном отсутствии видимости,без приборов и всей информации.Вместо всего этого только сам Ширков.Любимая оценка классного отличника только одна
     Но это тоже и не интуиция,здесь что то другое,а этого Ширков не понимает и не знает.На последнем курсе ТМУ мама Ширкова,Анна Николаевна,сельская учительница в подмосковье, получила от начальника ТМУ почётную грамоту и благодарственное письмо за воспитание сына- скромного и упорно сильнейшего тличника,блистательного Таллинского Мор.училища,который был украшением этого престижного молрского учебного заведения.

     Погибающий летчик найден,в условиях крайней невозможности,почти на грани фантастики и ,самое главное,спасен в последние минуты и секунды.Цена секунды здесь не поддается оценке.Ни одной ошибки за всю операцию, ни минуты и не секунды.Шлюпка и весь экипаж в порядке.

      В глазах морских офицеров иностранного государства восторг и престиж.
      
    - Так вот он каков,этот Ширков.

      Эту работу или задачу не могли выполнить флот и авиация США у своих берегов.Их личный состав службы,офицеры и матросы, их наука и техника,лучшие в мире современные приборы и оборудование.

      Только вот этот и голыми руками.Мастер своего дела.Легко и просто.
      Ширков мысленно пожал руку,тому другому Ширкову ,который был уже в прошлом.Тот отошел от борта БМРТ немедленно без компаса,никого не послал тогда за компасом,всё взял на себя и выиграл спасительные 3- 5 минут.Времени на задержку не было ни секунды.С такой задержкой это был бы пустой трюк.Если бы Ширков,даже только повернул бы голову в сторону рубки,чтобы принесли компас,то потеряно было бы все,время и ракурс.Время,конечно,могло бы и подождать,но ракурс нет.Он исчез бы моментом полностью и навсегда,тем более,что его не было вообще.Ширков тогда толком не понимал,что это слово означает вообще и не знает этого сейчас.Хотел как-то разобраться более точно,но время прошло,так и не разобрался.Но в этом то и был главный и, не совсем понятный, нюанс.В этом-то и все дело.

       Ширков сейчас был уже другим.Он, с изумлением,созерцал того Ширкова,в прошлом.Тот был много выше вообще,по способностям,риску и результату.Решиться на такое и,сработать на успех на одной интуиции просто нереально.Этого просто не может быть.Конечно,это не он.Это был тот,другой Ширков,который остался в прошлом.

      Никто из бывалых и опытных штурманов,которых он знал и,которых не знал,не решился бы отойти от борта БМРТ в таком тумане и без компаса.Это было бы просто безумие и полная жо.По всем канонам Ширков действовал совершенно неправильно.Так не будет делать никто.Но ?!...В тот момент тот Ширков знал то,чего не знал и не мог знать никто.Вот в этом то и весь нюанс,а этот нюанс заключался в ракурсе,которого не было,но именно он давал некоторый шанс на успех дела.

      Если бы Ширков отвлекся,хоть чуть,на компас или ещё что,то он полностью потерял бы ракурс и время.И это было бы правильным и понятным.Но тогда там был не этот,а тот Ширков,который один знал что то такое,чего не знал никто.

      Радиограмма с благодарностью из США пришла позже.

-----------------------------------

      
      NR 1 NEW YORK NY CK NC 032050 GMT
      AUGUST ALLE / UDVK
      I WISH TO EKSPRESS MY SINSERE APPRECIATION FOR THE HUMANITARIAN
      EFFORTS PUT FORTH BY THE MASTER AND CREW OF THE F/V AUGUST ALLE
      WHU SAFELY RESCUED THE SOLE SURVIVOR OF THE PIPER AZTEC AIRCRAFT
      N 14007 WISH CRASHED IN THE NORTH ATLANTIC OCEAN ON 2 AUGUST 1977.
      YOUR PROMPT ACTION AND WILLING RESPONSE HAVE SAVED A HUMAN LIFE.
      I COMMEND THE MASTER AND CREW ON THEIR PROFESSIONALIZM AND EXSTEND
      MY ADMIRATION FOR THEIR ACTIONS WHICH IN KEEPING WITH THE TRADITIONS
      OF THE SEA.

      SIGNED W.FN. REA 3 VADM USCC
      COMMANDER THIRD COAST GUARD DISTRICT=
--------------------------------

      ...Я ВОСХИЩЕН ВЫСОКИМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ ЭКИПАЖА И
         ДЕЙСТВИЯМИ ЕГО В ДУХЕ ЛУЧШИХ МОРСКИХ ТРАДИЦИЙ...

-----------------------------------

      Ширков стоял,как и всегда,скромный,спокойный и в полном порядке.В мыслях,как в том тумане,гуляли главные моменты того события,а,над ними, трепетал его неутомимый вымпел:

                «Только вперед!».

------------------------------------------------
                Премия.

      Примерно через полгода или чуть больше,капитан того БМРТ 227 К.П.Э. и Ширков встретились на троллейбусной остановке,почти в центре Таллина.Тот капитан тогда делал первый рейс капитаном и очень тактично относился к Ширкову.Рад был встрече,ибо никакие черные кошки между ними никогда не пробегали.

      "Альберт!Рад видеть!
       США перечислили для команды шлюпки 11 000 долларов.
       Ты получил свои деньги?"

      -Ну,конечно,нет.Даже не знает ничего об этом.

       Сумма вознаграждения или премия,на 6- 7 человек, была просто королевской.Это по курсу 1978 года,когда новая авто стоила порядка 400 долларов,а старпом за рейс 6 месяцев получал всего 60 долларов.А здесь более,чем 1500 долларов на человека.

       Вот это премия!Сразу видно.Самое богатое в мире государство.

       Как,изо всего разговора, понял Ширков,то капитан был в США и,конечно, по его представлению был премирован экипаж шлюпки.А то,что деньги до спасателей не дошли,то это другой вопрос.Капитан свою задачу выполнил,проявив инициативу,деловые качества,полную порядочность и все остальное.Деньги были перечислены в адрес администрации СССР для премирования экипажа шлюпки.

       Ширков понял не только это,а много больше.Капитан К.прекрасно,легко и свободно владел английским языком.При работе судна в экономической зоне США он постоянно был в контакте с американскими должностными лицами,на борту БМРТ постоянно находился офицер-наблюдатель США.До конца всего промысла он был в контакте и со спасенным летчиком по телефону через судовую радиостанцию.Он сообщил Ширкову,что летчик почти поправился и уже выписан из больницы домой.Эти контакты капитан поддерживал очень энергично.Возможно,что ему уже тогда обещали премию или он проявил,в какой то степени,в этом свою инициативу.

       Капитан был и есть полноценный эстонец с лучшими качествами своей  национальности,относящийся более всего к Европе.Ширков вспомнил,как тот постоянно при любой возможности,объяснял американцам именно это.А это уже хороший козырь для таких и других разговоров.Вообще так оно и есть.

       Спасательная команда произвела спасение гражданина самого богатого в мире государства,у которого денег полно и больше.Конечно,здесь приличная премия на тарелочке,напрашивается сама собой.Тем более,что работа была выполнена превосходно.

       Главным руководителем столь блестящей спасательной операции является безусловно капитан судна БМРТ 227 "Аугуст Алле."Экипаж шлюпки и какой-то там Ширков,это все простые исполнители и все.Тем более все так и было.Ну и,конечно,видимо,премию,лично ему, капитан получил там,на месте,в долларах,а экипажу перечислили в СССР.В те времена хождения доллара на территории СССР не было.Доллары получали и тратили только в инпортах при заходе полностью.Скорее  всего капитан отрыл банковский счет и оставил свою сумму долларов за бугром.В следующих рейсах будет брать,сколько нужно,в любом порту и все шито-крыто.Капитан,сметливый и порядочный человек,сделал все,что можно,для Ширкова и экипажа шлюпки.Дальше будет молчать,чтобы самому не засветиться.Теперь все остальное в руках Ширкова.      

       Ширков,со своей скромностью и стеснительностью,нигде и ничего больше не узнал.Да и где и что узнавать.Куда США перечислили деньги,в Москву или Таллинн.Там и там найдутся желающие прикарманить случайные чужие деньги.Никакой другой информации нет.Ищи ветра в поле.Капитан,чтобы не засветиться и не залететь на неприятности,ничего больше делать не будет.Именно он выбил или выпросил премию.Хотя,кто его знает.

        Конечно,спасение людей,это бесплатно.Разум,а также седьмое чувство в глубине души ясно давали понять,что такие деньги Ширков никогда не получит.На это дело всегда найдутся и уже нашлись другие охотники.Конечно,так оно и было.

       Если вышестоящие структуры,по своей инициативе,решили премировать экипаж шлюпки,то это их полное право и компетенция.Если эти высшие инстанции его премировали,то,конечно,не отказался бы получить свою заслуженную премию.А то,что не удалось получить,так значит не судьба.На это дело нашлись другие,более расторопные охотники.

       Да и вообще,по бумагам,главный руководитель спасательной операции был другой человек,в должности капитана.Тем более,по факту,так оно и было.Он так и написал сам в судовом журнале.Хотя у него ещё не было тогда рабочего диплома капитана.У него был диплом всего ШДП,а у Ширкова- КДП.Сидел на пароходе и всем руководил,хотя ничего и не делал.Но он руководил всей спасательной операцией.Вместо него можно было бы посадить в кресло огородное чучело и результат бы не изменился.А Ширков,так это дело десятое.Хоть чтобы он ни делал.Но только один Ширков знал,кто был здесь самым главным.

       Ширков ушел бы в туман и неизвестность вообще один,если бы никто не успел прыгнуть в шлюпку.И результат был бы точно таким.Он ходил на шлюпке один несколько раз.И бывал в переделках,когда заглох двигатель.Как же без них.Но в этом случае пару человек он бы взял обязательно,ибо все остальное было бы ошибкой.

       Профессионалы и коллеги отлично знают,что без Ширкова всего этого не было бы и не могло быть.Это был бы пустой зигзаг и американский летчик был обречен на гибель в зубах акул.Ширков есть Ширков.Но сам командир шлюпки,лучший из лучших, тех времен,в глубине своей мысли, отлично знал,что все-таки не он был здесь самым главным...

       Самым главным был,невидимый никому,неутомимый и загадочный,ведущий момент- "Только вперед!"


Иллюстрация
Фото автора.

Морская спасательная операция
по спасению американского летчика.
Командир шлюпки Ширков стоит у румпеля.

Прим.Следующие рассказы по этой теме:"Тарантула","Вертолет" и "Богиня Удачи".
      


Рецензии
Очень впечатлен рассказом,
особенно манерой изложения:
никаких сантиментов ...
Я человек верующий и вот
что мне подумалось:если бы
в шлюпке оказался компас,
то, вероятнее всего,резуль-
тат поисков был бы иным...
У чифа сначала появилась вера, а потом и желание
помочь...
В данном случае,спасая лет-
чика, Господь использовал
старпома,выведя его в это
мгновение на палубу.
Все было сделано почти на
"автопилоте"...
Спасибо за рассказ !
Мир Вашему дому!

Иван Супрунович   11.07.2019 17:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Иван!Рад приветствовать Вас на моей скромной страничке.Далеко не каждый,а очень немногие, могут увидеть и понять то,чего совсем не видно реально всем остальным и понять практически невозможно.У Вас такое сверхдальнее наблюдательное видение есть,что весьма приятно и не только.Сам автор даже сейчас не понимает,как без компаса и штурманских приборов ,удалось почти точно или ещё лучше,выйти на погибающего человека в открытом океане,при отсутствии видимости.Ширков считает это случайностью,но какое то внутренне чутьё говорит,что это далеко не так,а результат чего то.Вы со своих позиций многое объяснили,и это пояснение весьма или почти безупречно.

У каждого рыбацкого штурмана,тем более чифа,тех времён была так называемая рыбацкая навигация,которую нельзя увидеть в учебниках или вообще понять,что это такое.
Это индивидуальная характеристика рыбацкого морехода,которая работает только при движении судна на любой скорости вперёд.При остановке судна эта навигация выключается и показывает нуль.Но стоит джать ход,то такая навигация включается снова.Отсюда и заголовок оассказа- ТОЛЬКО ВПЕРЁД!.Эта навигация работает в комплексе со всеми приборами,если они есть,но может работать в одиночестве,если таких приборов нет.Теоретические разработки или попытки таковых были в моё время в КТИРПИХ,Калининград.Они заключались в наборе информации на ходу судна и только на ходу врерёд,какое то нтегировании массы иноформации ,дифферецировании и на выходе моменты ориентации,понимании ситуации и принятия орешений и на получении конечного результата.В учебниках ничего такого не встречал,а как сейчас,тоже не знаю и уже поздно этим заниматься.Ваше объяснение более простое и понятное.Всесьм благодарен за понимание,участие в эмоциональном моменте по этому поводу и вообще.

И последнее,что ещё более приятно.Ваша рецензия появилась в день моего рождения 10 июля, в мои 82 года Это полноценный дорогой подарок и ,конечно,в глубине души туманое и неясное,как всегда,предчувствие,откуда он появился.Спасибо большое за это и всё в целом.Счастья,удачи и благолполучия.

Альберт Шаров 2   11.07.2019 23:24   Заявить о нарушении
Я,конечно,сразу и почти уже давно,заметил,что вёл разговор с автором,которому очень знакома морская тематика и не только,а чувствуется почти морской профессионал,возможно имеющий в этом деле свой ранг или категорию.А самое главное,что полное взаимопонимание,как моряк моряка.Весьма,весьма приятно.Спасибо.Счастья,удачи,солнечных дней и всего благополучия.

Альберт Шаров 2   14.07.2019 20:24   Заявить о нарушении
Альберт, здравствуйте!
Извините за задержку...живу
на даче,интернета не имею,
иногда прихватываю у сосе-
дей...
Десять лет отдал романтике-
рыбному флоту.Таллин,Наход-
ка,Петропавловск-Камчатский
это мои порты приписки.
В табели о рангах себя не
обозреваю, разве что можно
упомянуть,при случае,что
жена Людмила работала сек-
ретаршей у Теносаара,кото-
рого я тоже не любил...
Недавно был объявлен кон-
курс среди пишущих моряков
на лучшую байку...Ваш по-
корный слуга не утерпел и
тоже попытался что-то изоб-
разить.Миниатюра называется
“Надо же".
Прочтите и поймёте чем я занимался на флоте.Иногда
ходовую рубку менял на траловую палубу.
К слову,в Находке,на БМРТ
"Хрустальный" среди матро-
сов 2 класса, больше поло-
вины имели вышку. Не роман-
тика их туда погнала,а али-
менты...
Больше всего ценю в людях
честность,которая помогает
человеку ненавидеть лукав-
ство и гнать его от себя.
Мне показалось, что вы из
таких людей.
Христос ненавидел лукавство
и обличал в этом.грехе лю-
дей, в первую очередь свя-
щенников, которые потом Его
и распяли...Но это уже из
моей области познания и
Вам это не интересно.
Очень,очень хочу чтобы нас-
тоящий мир заполнил ваше
сердце.Этот мир не достигается высотой поло-
жения и множеством отличий
на лацкане...Этот мир дает-
ся исключительно Христом и
имеет продолжение в вечнос-
ти...
Всего Вам.наилучшего!

Иван Супрунович   15.07.2019 10:17   Заявить о нарушении
Да,Альберт,забыл сказать,
что я был женат на секретарше начальника ЭРПО
"Океан" 22 дня до ухода в
рейс и неделю после прихода
после чего убыл на Д.Восток

Иван Супрунович   15.07.2019 16:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте,Иван!Вы знаменитый моряк и человек высокой или ещё больше,удивительной романтики.Восхитительно и ещё больше впечатлительно и,конечно,бесподобно и почти сногсшибательно.Спасибо.

Альберт Шаров 2   15.07.2019 20:32   Заявить о нарушении
Cнова здравствуйте,Иван.В своём диалоге я как раз и хотел сказать,что очень чувствуется всё это.Моряк дальнего плавания- звучит авторитетно,романтично и выше я не нахожу слов.А,если ещё старший матрос,то это вообще и ранг и категория.а дорбывающих судах типа СРТ и СРТР был старший матрос- бондарь.Это высший класс морской профессионал,до умения и способностям,всей практики,которого лично мне далеко.
На больших ТР,транспортных рефрижераторах,типа БЕРЕГ,например "АНТАНАС СНЕЧКУС",
самый умелый старший матрос- плотник.Он лично изготавливал,оборудовал и устанавливал висячий специальный шторм-трап для приёма лоцмана.Этот штормтрап был произведением морского искусства и испольновался только в Панамском канале.Он производил впечатление на красивую женщину- офицера и до предельного восхищения.Этот трап и старший матрос были визитной карточкой нашего рефрижератора,а прохождение Панамского канала есть высший пик счастья,романтики и всего остального.Сам Панамский канал- произведение инженерной мысли,сооружение,нет аналога и слов,чтобы что то подобное выразить.Так что старший матрос,это совсем не мало,а прилично много.Счастья Вам,удачи и благополучия и мои восхищения,что такие люди есть и бывают.Спасибо.

Альберт Шаров 2   16.07.2019 22:30   Заявить о нарушении
Альберт,доброго дня!
Вы заставили меня подойти
к зеркалу и внимательно на
себя посмотреть:а может,
действительно,чего-нибудь
стою... Пожалуй,нет...
Библия научила меня правильно определять свои
координаты в этом житейском
море.Не спорю,если человек
на своем месте- он многого
может достичь, преодолеть
то, что для других покажет-
ся фантастикой...
Из одной и той же муки получается особенный хлеб
только у одного из множества пекарей, и шторм-
трап,от которого не отор-
вать глаз, под силу только
влюбленному в свое дело
плотник.Вот и Вы влюблены
в то дело, которое выбрали,
и проживая жизнь не раз ис-
пытывали глубокое удовлет-
вложение от содеянного и
это гораздо ценнее тех де-
нег, которые получали за
свой труд.И сейчас вашу
душу тешат не сбережения
в банке,а именно эти воспо-
мигания. Я этим похвалиться
не могу,потому что моя душа
искала чего то особенного.
Искала до пятидесяти лет,
пока Господь не сжалился
надо мною и не открыл мне
Истину бытия.
Языком Библии эти искания
можно обобщить так:
"..кто почитает себя чем-нибудь,будучи ничто,тот
обольщает сам себя."Гал.6,3
Я принял это как истину,
что впоследствии помогло
мне смириться пред Творцом
"всего видимого и невидимого" и, наконец, по-
лучить то, к чему я,неосоз-
нанно стремился всю жизнь-
Мир в душу.
Мир, который я не поменяю
ни на что на свете.
Недавно ушел в вечность
известный евангелист Билли
Грэм.Он объехал сотни стран
здоровался за руку со всеми
сильными мира сего и был
очень любим всеми слоями
общества.Как-то,во время
интервью,журналист спросил:
Почему Вы не хотите балло-тироваться в президенты США
Билли Грэм удивленно вски-
нул брови и сказал:
-Зачем? Я дитя Божье и вы-
ше этого звания нет ничего"
И это верно:имея Бога в
сердце, человек имеет ВСЁ..
Альберт,дорогой, начните
читать Новый Завет...Вы
ведь изучали лоции мирового
океана,а эта лоция гораздо
важнее,потому что приведет
к хорошей пристани в вечности.
"..не видел того глаз,не
слышало ухо,и не приходило
то на сердце человеку,что
приготовил Бог любящим Его"
(1Кор.2:9)
Куда там Панамскому каналу
до Божьего творения...
Я вижу у вас присутствие
огромного душевного потен-
циала и в 82 года это
просто потрясающе изумительно
Так используйте его во
истинное благо себе и своим
родным.
Божьих Вам благословений!
С любовью, Иван.

Иван Супрунович   17.07.2019 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.