Катастрофа

                КАТАСТРОФА
       (важное дополнение к «ЗАМЕТКАМ О МАШИНОСТРОЕНИИ» (брошюра "ПАРОВОЗ"))

     Выдержка из статьи Антона Юлаева о катастрофе российского инженерного образования: 

   «В 1995 году американцы купили у России ракетные двигатели, созданные в 1954 году в рамках советской лунной программы. Когда ее закрыли, двигатели залили маслом, завернули в целлофан и законсервировали - зарыли в поле. Прошло 40 лет. Американцы взяли на пробу один из двигателей (на том поле за десятилетия вырос березовый лес, который пришлось спилить) и испытывали его 10 тысяч часов вместо положенных 5 тысяч. Испытания прошли блестяще, американцы купили все эти двигатели до единого. Они до сих пор летают на наших движках, то есть их инженерная мысль не смогла опередить советскую. При этом все было сделано на кульманах и логарифмических линейках, без использования компьютеров». *



     ... Весьма полезная статья о состоянии современного российского инженерного образования. Однако не всё так однозначно, как представляется академикам с высот сколковских.
     Невозможно согласиться с последующим в статье высказыванием: «Инженерия 70-х и нынешняя инженерия не имеют вообще ничего общего». Элементарные понятия о материалах и свойствах металлов, способах металлообработки, сопромате, основные представления о допусках и посадках из раздела ЧЕРЧЕНИЕ вместе с его правилами, измерениях и стандартах и т. д. не могут не присутствовать в арсенале подготовки инженеров–машиностроителей, как былых, так и современных.
      Совершенно не случайно американцы и сегодня предпочитают советские двигатели для космических кораблей, спроектированные на кульманах советскими инженерами с настоящим политехническим образованием ещё полвека назад, а в СКБ и производственных цехах компании BOEING инженеры почему-то общаются, в основном, на русском языке... 

      В любой специальности обязательно есть классическая основа.  У профессиональных музыкантов, например, издавна основой музыкального образования  –  кроме, разумеется, наличия музыкального слуха –  была и есть нотная грамота. У советских  инженеров такой основой со школьной скамьи был обязательный предмет средней школы  –  Черчение. Отсюда, во многом, и проистекают технические успехи  индустриально–развитой по времени и независимой страны СССР. 
     Если же современный инженер–машиностроитель не владеет основой свой специальности –  машиностроительным черчением, как ТЕХНИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ, то никакая суперсовременная компьютерная программа для станков с ЧПУ и всевозможные САПРы ему уже не помогут создать что–либо толковое и полезное для отечественного машиностроения.   
          
     Отсутствие политехнического принципа обучения в современной средней и высшей школе также явно ухудшает положение дел с подготовкой кадров инженеров. Наверное, стоит признать, что во многих технических вузах теперь осталось лишь одно название – «политехнический»... 
   
     После отмены в средней школе предмета ЧЕРЧЕНИЕ в стране только усугубился дефицит инженеров и квалифицированных рабочих. Оказывается, работающие настоящие инженеры  –  кто ещё в девяностые не удрал за границу или почему–то не умер в родном отечестве от безысходности – теперь большая редкость!.. Они ведь давно на пенсии –  в предсмертном возрасте, так сказать, когда многим из них уже сложно освоить ту же компьютерную программу для станков с ЧПУ или успеть за современными производственными технологиями. А молодых толковых инженеров, подготовленных политехнически и владеющих основой инженерного дела  –  техническим языком, практически нет. Неужели опять, как и в 1929 году, остаётся приглашать в Россию настоящих инженеров из-за рубежа? Ведь в родном Отечестве в поисках таковых днём с огнём почему-то теперь чаще попадаются лишь потребители гаджетов и компьютерные наркоманы...   

     Интересно, потуги современных именитых академиков, летающих в сколковских облаках, способны ли изменить в лучшую сторону провальную ситуацию с подготовкой технических кадров в стране, когда всё давно упёрлось в образовательную систему, в отсутствие государственного комплексного подхода к подготовке инженеров, в проблемы воспитания и профориентации молодёжи? Тот же академик Александр Кулешов  в своей лекции в Тюмени, по свидетельству Антона Юлаева, почему-то изрекает: «Раньше был слесарь дядя Вася в очках с толстыми стеклами, который на станке вытачивал деталь, ориентируясь на звук. А сейчас всего этого не нужно, есть ЧПУ. Твой инструмент - это флэшка, а не золотые руки». Как видим, академик с мировым именем не ведает, что деталь на станке вытачивается не слесарем, а токарем, который с помошью собственных внимательных глаз ориентируется вовсе не на звук, а на положение режущей кромки резца относительно обрабатываемой детали... 

     Таким академикам, видимо, глубоко плевать на то, что станки с ЧПУ, всевозможные софты, САПРы и робототехника не нужны на ремонтных машиностроительных заводах автомобильной и авиационной промышленности, МТМ по ремонту той же сельхозтехники на селе, судоремонтных заводах.  Так же нет нужды в них во многих СКБ космической отрасли, в энергетической и многих других отраслях индустрии.  Ведь они уместны и необходимы разве лишь на производстве массовой одномерной продукции; например, патронов, снарядов да ракет, выпускаемых теперь, как сосиски…

      Именно грамотный, политехнически подготовленный квалифицированный рабочий с золотыми руками и настоящий инженер и определяли, и определяют во многом успех отечественного машиностроения. И двигатель для космических кораблей, и автомат Калашникова, и танк «армата», и крылатая ракета, и тот же мобильный телефон не придуманы в Сколково с его бюджетными затратами на, казалось бы, исследования в области науки и техники. **

    ...Очевидно, кто отменил преподавание в средней школе основы инженерного дела – технический язык (черчение), тот и виноват в развале отечественного машиностроения вместе с тем, кто назначил его на важный государственный пост. Плоды ДИВЕРСИИ в Народном Образовании теперь наглядно представлены пред очи наши и ещё раз подтверждают острую необходимость на самом деле называть вещи своими именами, а не мямлить об этом десять раз на дню на ЦТ вот уже десятилетие.

Давно пора разоблачать проходимцев у власти из «бандитского петербурга», завоевавших посты в чиновничьей распределительной пирамиде и посадивших страну на нефте-газовую иглу. Только подлецы и воры могут по–прежнему успешно наживаться на разрушении научных и технических достижений Советского Союза.


 

ПРИМЕЧАНИЯ:


*Ссылка на статью Антона Юлаева с откровениями Академика РАН, ректора Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александра Кулешова:



** "Согласно официального отчёта Счётной Палаты по результатам проверки ИЦ «Сколково» в 2016 году, выявлены огромные масштабы нецелевого использования бюджетных денег и низкая эффективность реальной работы сколковцев. Группа мошенников под управлением Виктора Вексельберга израсходовала за 2013 – 2015 годы  65,5 млрд. народных рублей, из которых на зарплату потрачено 8,9 млрд., а на исследовательскую работу всего 4, 5 млрд. рублей".
            (из миниатюры "Удачный распил")

(последняя редакция и дополнение 23.10.16. 17:55 (московское время))


Рецензии
Само понятие "производство" было фактически выброшено из употребления правительством сразу после 1991 года - а зачем оно, если в мире и так всего много производится? Есть нефть, продавай и покупай сразу готовые товары! Сталин просто не хотел дружить с Западом, а то бы мы давно жили хорошо - так считают многие. А когда грянул кризис, потом другой, упали цены на нефть, выяснилось, что танки ракеты на границе ничего не значат, когда враг уже внутри страны.

Сергей Шангин   28.04.2017 04:43     Заявить о нарушении
Верные наблюдения! Но - последствий.
Кризисы, как управляемый хаос, тоже планируются врагами человечества
из единого центра мирового зла. За кризисами обычно следуют беспорядки,
майданы, революции, гражданские и... мировые войны, как своеобразное развлечение у мировых мракобесов. Там же и их нажива на крови и страданиях людей, которые уже как бы не люди вовсе для них. Обыкновенный фашизм с очень глубокими историческими корнями...

А у Сталина с его духовно-семинарским образованием, видимо, были серьёзные основания не доверять Западу. В этом он был абсолютно прав!

Но сама жизнь почему-то всегда оказывается богаче любого воображения...

Сергей, благодарю за отзыв!
Здоровья и Удач!


Алексей Крутов-2   29.04.2017 11:44   Заявить о нарушении
Алексей, не заблуждайтесь по поводу духовно-семинарского образования Сталина - он много времени тратил на самообразование, об этом говорит его библиотека, книги в которой им проработаны очень тщательно. Он прекрасно понимал суть вещей, знал многое о причинах взлета Гитлера и внутренней борьбе внутри капиталистической братии, готовой сожрать слабого, как только это станет возможным. Вспомните, Чехословакию, Польшу, Францию. Их сожрали с молчаливого одобрения Запада.

Когда нам начинают рассказывать сказки о мелочности, недальновидности, злобности, необразованности Сталина, знайте - эти люди и тысячной части того, что знал и делал Сталин не имеют за душой. Мелкий и мелочный человек никогда не сможет по достоинству оценить титана. А вот замарать легко. Поэтому и нет у России Сталинграда, памяти которого посвящены книги и фильмы, нет и Сталина, о котором принято говорить только в уничижительном ключе. Да и Ленин есть только как мешающий фактор, убрать который мешают те, кто ещё связывает свою историю с этим именем.

Сергей Шангин   29.04.2017 16:18   Заявить о нарушении
Сергей, я понимаю, что и Сталин, и Ленин, и многие другие личности, в отличие от большинства, умели проникать в суть вещей и видеть первопричины явлений, которые обычно не лежат на поверхности, а, как правило, зарыты гораздо глубже, чем об этом обычно принято считать. Духовно-семинарское образование того же Джугашвили и его хорошая библиотека никак не могли помешать ему в искусстве манипулирования массой. С этим никто и не собирался спорить. Другое дело, стратегические цели, мотивы, и практические подходы к решению конкретных задач.

Теория без практики мертва, а порочная практика всегда слепа.
Из любых личностей, а тем более из "отцов народов" кровавого 20 века, не стоит делать икону...
http://www.proza.ru/2017/05/15/1503

Алексей Крутов-2   22.05.2017 14:04   Заявить о нарушении
Всегда с непониманием относился к иконам и святым. Не нужно ни из кого делать идола, но учиться нужно на тех примерах, которые приводят к правильному результату. Причём с пониманием, в какой ситуации принимались те или иные решения. Могли бы вы поступить иначе? Как? Что бы для этого сделали? А вы точно понимаете, из чего и из кого складывалось окружение Сталина - ближнее и дальнее?

Любую идею можно превратить в фарс, если управление этой идеей никчёмное. Только под жёстким контролем, только с непременной ответственностью за результат можно добиться того, к чему стремишься.

Можно ли объявить демократию на капитанском мостике? Что делают с теми, кто пытается свергнуть капитана? Это правильно? Или смотря в каких обстоятельствах?

Вот сейчас у нас всё в порядке? Все на местах, всё делается на пользу государству? Сколько раз мы там достигали дна экономики с нашими водолазами? А кто ответил за то, что экономика рухнула? Никто! И работа правительства признана удовлетворительной! Разрушено и продано практически всё, но нас упорно толкают всё дальше и дальше в пропасть. Сталин был плохой, но рост экономики страны после войны превзошел рост экономики США, никогда не воевавшей на своей территории.

Петр 1 был жестоким и деспотичным правителем, но сейчас он превозносится как человек, изменивший Россию. Многое из его жизни оставлено за рамками, но памятники ему никто рушить не собирается. Почему? Ведь кровавый тиран и деспот! Потому что история меряется великими свершениями, а не жизнью отдельных людей.

И вы уверены, Алексей, что нынешнее сверх либеральное правительство не приведёт нас к гораздо более ужасным последствиям, чем во времена "кровавого Сталина"? Есть какие-то признаки, что "верным путём идем, товарищи"? На мой взгляд, нет таких признаков. И это не может не тревожить. И заставляет всё чаще вспоминать Сталина - тебе дана великая власть, слуга народа, но с тебя и спрос будет великий, цена которому жизнь. Кто-то из наших прихватизаторов, разрушивших Россию до основания в лихие 90-е, пошёл под суд? Нет! Даже Ельцин-центр отгрохали за народные деньги, чтобы всем сказать - он наш кумир, а вы быдло!

Сергей Шангин   22.05.2017 14:39   Заявить о нарушении
Сергей, я понимаю и во многом разделяю Ваши тревоги.
Но за всё, что произошло в России в кровавом 20 веке несут ответственность первые лица государства. Самая гибельная страсть - по костям идти во власть.
Веками жизнь русского мужика сама по себе ничего не стоила. И вот последствия только крепостного права, как завуалированного "римского рабовладельческого права", благополучно дожили до наших дней. Это неприметное обстоятельство не могло не иметь "неприятных" последствий и для царизма, и для всех генсеков вместе взятых. Ничто не проходит бесследно. Настоящее всегда произрастает из прошлого. Власть на Руси всегда жила своей обособленной от народа жизнью, а Народ - своей, многострадальной...

Да, Сталин был аскетом и в спешке готовился к неизбежной войне, сумев разгромить своих конкурентов и утопить германский фашизм в русской крови. Но разве Русский Народ и при его власти, с его головокружительным успехом, зажил вдруг благополучной и счастливой жизнью? А может такая жизнь стала возможной лишь после победы в разрушительной войны? Все стали грамотными, а слова критики сказать против линии партии и очередного генсека, чтобы он не вытворял, не смели. Публично стоя дружно аплодировали, как стадо баранов, а по вечерам шептались на кухнях... Потом ещё и доносили друг на друга... Вот и докатились до внутренней дерьмократии, когда к любой сфере общественной жизни отсутствует государственный подход. А откуда он возьмётся, если и государства-то уже нет, а есть колониальная страна Эрэфия с внешним управлением и колониальной администрацией, не ведающей что творит...

Алексей Крутов-2   12.10.2017 10:00   Заявить о нарушении
* Работающая ссылка на статью Антона Юлаева с откровениями
Академика РАН, ректора Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александра Кулешова:

http://www.znak.com/20160628/glava_skolteha_otkrovenno_rasskazal_o_katastrofe_v_rossiyskom_inzhenernom_obrazovanii

Алексей Крутов-2   12.10.2017 10:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.