Ясность и мгла

                Реплика

"... Сознание еще не доказало даже свою необходимость. Здоровый вовсе не обязательно должен сознавать что он здоров. Красивый красив и умный умен без сознания этого. Вытеснение сознанием совести и его самоотождествление с нравственностью — зловещая новость модерна, одна из тех линий, которые, по Гоголю, на виду у всех, завороженно следящих, прочерчивает неведомая нездешняя сила. Другое начало начнется не с мероприятий сознания, которое, априорно уверившись в своей нравственности, считает свои идеи безусловно добрыми, только их исполнение неудачным из-за неподготовленности масс, а с разрешения (допущения) добра и зла как настоящей проблемы, когда мы спокойно перестанем бояться шантажа, что будто где-то когда-то уже стало известно, что надо делать или не делать с собой и с другими." «Другое начало» В.В. Бибихин
     Ну так нельзя... просто сил нет...
     Зачем так витиевато, запутано прятать слова за слова?
     Зачем окутывать копеечную мысль в непроглядный туман?
     Какое-то насилие над языком, чеслово...
     Неужели В.В. не понимал, что его "обширное философское наследие" из-за усложнённого синтаксиса будет интересно только сектанствующим бибихиноведам в фетровых тапочках, не способных на собственные рефлексии.
     Нельзя быть сложнее, тех кого ты интерпретируешь.
     В данном случае Хайдеггера.
     Почему-то прояснение в устах В.В. становится позой.
     Такое впечатление, что он то и дело косился на себя в зеркало.
     И потом, с какого рожна сознание нравственно априори и что-то там о себе мнит и что-то там кому-то доказывает?
     О каком сознании речь?
     Социальном?
     Этическом?
     Тогда это не философская проблема.
     Тема сознания по определению относится к онтологии.
     Сознание никакое.
     И ничьё.
     Мы берём его на прокат концепциями Я.
     Покатался, поставь где брал, а Я похорони в самости.
     Сознание соглядатай трансцендентного в имманентном ракурсе.
     Сознание и есть то "неопределённое непосредственное" бытия и ничто, "выглядывающее" из вечности во время глазами личных экзистенций.
     Отсюда -- "ничто в поле моего глаза не говорит о том, что это видит глаз" (Л.В.)
     Познание способ удержания в относительном ничто-бытии.
     Отсюда непрекращающееся "падение в Сущее" Хая.
     Истина морковка, за которой ослик ума следует за гуссерлевский горизонт.   
     "Морковка есть --  значит существую"
     Впрочем, любые дефиниции по отношению к сознанию относительны.
     Давно понятно, сознание не схватывается сознанием, но непрерывные попытки это сделать и есть философия.
     Тут наблюдается некая апориальность -- недобытийность сознания, будто бы оно пытается щупальцами интенций удержаться на скале бытия под угрозой сорваться в ничто.
     Короче, Бибихина мои щупальцы не схватывают.


Рецензии
Сергей, прочитал ваше эссе и переписку ниже. Я в расстерянности, не знаю продолжать ли мне начатое эссе? Столько совпадений и с моими предыдущими эссе! Какая-то мистика! Наверное мы на одной волне. Вы правы: метафора объединяет то, что логика разъединяет. Это единственная причина продолжить начатое. "Морковка" меня просто сразила. Вот мое начало:

Сон или явь?

Я мыслю, значит я сплю. Каково проснуться во сне? Это когда боль и радость - одно? Когда слеза прозрачнее воздуха, и словно линза, расширяет мир? Так кто же, я мыслю мир, или он - меня? Кто из нас только сон? Или мир тоже чей- то сон, а я - сон во сне? Но смогу ли я что-либо изменить, если это узнаю? Или знание уже есть изменение? Сна?
Куда ведет меня тропа созерцания, на вершину или в пропасть? Хотя высокое всегда упирается в бездну. Чем выше, тем глубже погружение, тем ближе к Себе, тем больше шансов проткнуть носом холст личности и увидеть дверь в бесконечный лабиринт. Я - и дверь, и ключ, и строитель, берущий из каменоломни идей тес для мироздания. Так углубляется лабиринт и ширятся вопросы.
У вопроса всегда есть тень ответа, друг без друга - их нет. И если я вопрошаю о пустоте и вечности, значит я их знаю? Помню Сновидящего? Время - состав начал и концов, вечность не подменишь бесконечностью, форма не будет собой без своего завершения. А пустота, разве не мрак затмевающих друг друга возможностей? Бытие - сон, ограничение пустоты.
Я мыслю, значит я сплю. Пустота - бессонница Бога.

Эти два предложения должны были быть в конце эссе.

Владислав Крылышкин   20.06.2017 23:44     Заявить о нарушении
Как там у Лао-цзы: "Слова истины похожи на свою противоположность". И чтобы не было противоречия, нужна метафора, поэзия расширяющая смысл.

Владислав Крылышкин   20.06.2017 23:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.