Чем звук речи отличается от фонемы?

What is the difference apart each other the sound of speech and phonemes
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Соискателям учёной степени в филологии-языкознании (области фонетики, фонологии, логопедии) рекомендую почерпнуть новейшие фундаментальные знания о сути звуков речи и их классификации. Кто первым применит эти знания в своей диссертации, тот может стать основателем новой научной школы в фонетике, фонологии, общем языкознании! Такой научный смельчак прославится навечно!

------------------------------------------------------

В лингвистике, фонетике, фонологии принято считать, что звук речи есть производная от конкретной фонемы. Абсолютно разными не делимыми на составные фонемы, самостоятельными фонемами считаются каждая из всех палатализованных (мягких) фонем, также, как и каждая из всех не палатализованных фонем. Также самостоятельными фонемами считают в некоторых языках разную длительность звучания фонем, или разную высоту (разную тональность) звука фонем.

Понятие "фонема" ввел в лингвистику польский и российский лингвист Николай Вячеславович Крушевский в конце 19 века.

Русский лингвист Николай Сергеевич Трубецкой ввел в лингвистику 4 правила различения фонем и ещё 7 исключений из правил и исключений из исключений из правил. Эта архаика в правилах различении фонем и в исключениях из этих правил, и в исключениях из исключений из этих правил доказывает всю антинаучную суть понятия "фонема".

Международная Фонетическая Ассоциация (МФА, IPA) утвердила в качестве абсолютной фундаментальной истины не совместимые друг с другом две раздельные артикуляционные классификации более 100 согласных фонем и приблизительно 35 гласных фонем. Эти классификации основаны на более чем 20 артикуляционных признаках. Причём, для гласных фонем фонетики и фонологи не смогли распознать места (зоны) артикуляции, поэтому лингвисты верят в то, что у гласных нет строго определённого места артикуляции. Фонетики, фонологи просто делят гласные фонемы на группу переднего ряда, группу среднего ряда и группу заднего ряда.

* * *

Например, в Википедии опубликовано следующее:

Фонема (др.-греч. - «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);
при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);

при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).
Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны фонологической, пользуются термином фонема.

Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ (после ранней смерти Крушевского Бодуэн де Куртенэ указывал на его приоритет).

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а;]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а;] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.

Минимальная единица жестовых языков ранее называлась хиремой.

Четыре правила, выведенные Н. С. Трубецким для отличения фонем от вариантов фонем:

1. Если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова, то такие звуки являются факультативными вариантами одной фонемы.

2. При этом факультативные варианты бывают общезначимые и индивидуальные, а также стилистически существенные и стилистически несущественные.

3. Если два звука встречаются в одной и той же позиции и не могут при этом заменить друг друга без того, чтобы изменить значение слова или исказить его до неузнаваемости, то эти звуки являются фонетическими реализациями двух различных фонем.

4. Если два акустически (или артикуляторно) родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то они являются комбинаторными вариантами одной и той же фонемы.

Два звука, во всём удовлетворяющие условиям третьего правила, нельзя тем не менее считать вариантами одной фонемы, если они в данном языке могут следовать друг за другом как члены звукосочетания, притом в таком положении, в каком может встречаться один из этих звуков без сопровождения другого.

Семь правил, выведенных Н. С. Трубецким для отличия отдельных фонем от сочетаний фонем:

*1. Реализацией одной фонемы можно считать только сочетание звуков, составные части которого в данном языке не распределяются по двум слогам.

<Так, в русском языке [ц] не распадается на границе слога: ли-цо. В то же время в английском и финском языках комплекс [ts] обязательно разделяется: англ. hot-spot (горячая точка) или фин. it-se (сам).

*2. Группу звуков можно считать реализацией одной фонемы только в том случае, если она образуется с помощью единой артикуляции или создаётся в процессе постепенного убывания или сокращения артикуляционного комплекса.

*3. Группу звуков следует считать реализацией одной фонемы, если её длительность не превышает длительности других фонем данного языка.

Потенциально однофонемную группу звуков (то есть группу, удовлетворяющую требованиям предыдущих трёх правил) следует считать реализацией одной фонемы, если она встречается в таких положениях, где, по правилам данного языка, недопустимы сочетания фонем определённого рода.

Так, в ряде африканских языков встречаются комплексы [mb] и [nd] в начале слова. При этом других сочетаний согласных в этой позиции не бывает, поэтому такие комплексы считаются одной фонемой. В кипрском греческом комплексы [mb] и [nd] встречаются в начале слова наряду с другими сочетаниями согласных, поэтому сочетания [mb] и [nd] считаются состоящими из двух фонем.

*4. Группу звуков, отвечающую требованиям, сформулированным в правилах 1—3, следует считать простой фонемой, если это вытекает из всей системы данного языка.

Это правило особенно важно для принятия решения об интерпретации дифтонгов. В русском языке сочетания типа [ай], [ой] при словоизменении распадаются на сочетания гласного с согласным [й]: [дай — да-йу]. В германских же языках они чередуются с простыми гласными: write [ra;t] — written [;r;t(;)n]. Поэтому в германских языках дифтонги трактуются как фонемы наряду с обычными гласными.

*5. Если составная часть потенциально однофонемной группы звуков не может быть истолкована как комбинаторный вариант какой-либо фонемы данного языка, то вся группа звуков должна рассматриваться как реализация одной фонемы.

*6. Если один звук и группа звуков, удовлетворяющие указанным выше фонетическим предпосылкам, относятся друг к другу как факультативные или комбинаторные варианты и если при этом группа звуков является реализацией группы фонем, то и один звук должен рассматриваться как реализация той же группы фонем.

Значительная часть лингвистов (например, представители Пражской лингвистической школы, Московской фонологической школы (МФШ), а также основоположники самого термина «фонема») считает, что фонема является обобщением, инвариантом ряда чередующихся звуков:

с[а]м — с[;]ма — с[ъ]мосвал — <а>
д[о]м — д[;]мой — д[ъ]мовой — <о>

В то же время один и тот же звук может быть проявлением разных фонем. Например, безударный звук [;] в первых слогах слов сорняк, домой является реализацией в речи фонемы <о>, а в первых слогах слов сама, давать — реализацией фонемы <а>.

Фонема может быть определена только через значимую единицу языка — морфему, составной частью которой фонема является. То есть, не понимая содержания речи, значения произносимых слов и частей слова, невозможно определить фонемный состав языка.

*7. Там, где звук может быть представителем разных фонем (с[;]ма — от сом и от сам), принадлежность звука к фонеме определяется по сильной речевой позиции (или позиции наилучшего различения) в конкретной морфеме. Для гласных в русском языке такой позицией является ударный слог, для согласных (по глухости-звонкости) — например, позиция перед гласными звуками. Если для морфемы не существует звуковой формы, в которой некоторая фонема находится в сильной позиции, на месте такой фонемы предполагают гиперфонему или архифонему (указывают все возможные фонемы и заключают их в фигурные скобки): тр{а/о}мвай.

Фонемы МФШ принято заключать в угловые скобки: <жил да был {а/о}д’ин к{а/о}рол’ь> — фонемная кириллическая транскрипция МФШ.

* * *

Другое понимание фонемы (класс акустически сходных звуков, тождество которых определяется без знания содержания речи) было выработано представителями американской дескриптивной лингвистики, методология которой разрабатывалась при анализе малоизвестных языков (в частности, североамериканских индейцев) и обращение к смыслу произносимой речи было затруднено (или ограничено).

* * *

Представители Ленинградской фонологической школы (ЛФШ) признают связь фонемы со смыслом (считают фонему смыслоразличительной единицей), но не определяют фонемы через тождество морфем; согласно этой теории, в ряду д[о]м — д[а;]мой происходит чередование фонем /о/ — /а/. Фонемы ЛФШ принято заключать между двумя косыми чертами: /жыл да был ад’и;н каро;л’ь/ — фонемная кириллическая транскрипция ЛФШ.

- - - - -

И все эти лженаучные измышления, в разной степени противоречащие воззрениям приверженцев разных фонологических школ, в качестве не подлежащей критике, исправлению, совершенствованию системы научных догм, не относимых к естественным наукам гуманитарной неточной науки лингвистики, продолжают преподавать в школах и вузах, применять в разделах фонетики и фонологии гуманитарной науки лингвистика, применять в логопедии. Не принимая во внимание того, что один из российских исследователей давным-давно, ещё в в 1991 году анонсировал на научной конференции [1] и в 1996 году за свой счёт опубликовал в своей книге первый вариант общей артикуляционной классификации согласных и гласных звуков речи (не лженаучных фонем) [2]. И в последующие годы развивал, уточнял, дополнял [3-5].

Разработанная нами правильная, естественнонаучная общая классификация согласных и гласных звуков речи называется Матрица Относительности Артикуляции Звуков Речи (МОАЗР). МОАЗР основана на пятнадцати (небольшом количестве) фундаментальных признаков, описывающих биомеханику нормальной физиологии производства согласных и гласных звуков речи физиологически оптимальными формами артикуляции; и отражения звуков речи в плоских и рельефных письменных символах звуков речи; а также распознавание этих информационных знаков и отражаемой этими знаками вербальной информации на слух, визуально, на ощупь (тактильно).


Два подтипа артикуляции без модуляции в голосовой тон выдыхаемого воздуха голосовыми связками гортани или с модуляцией в голосовой тон:

/01. Отсутствие голосового тона на выдохе - без сближения до головой щели голосовых связок гортани не производящего модуляции выдыхаемого воздуха в вихри голосового тона;

/02. Наличие голосового тона на выдохе - со сближением до головой щели голосовых связок гортани с модуляцией выдыхаемого воздуха в вихри голосового тона.


1-6. Шесть типов физиологически оптимальных, элементарных артикуляционных жестов позиционированием верхних и нижних участков ротового отдела речевого аппарата:


всегда с голосовым тоном два стержневых типа:

1/02. Сомкнутый сонорный согласный: производится несколькими сильно различающимися вариантами плотного сближения в смыкание верхних и нижних участков ротового отдела речевого аппарата, закрытой артикуляцией с образованием полной преграды выдыхаемому воздуху [m], [n], или с образованием обходных проходов [l], или плотная преграда приоткрывается несколькими быстрыми отскоками биения с возвратом на краткое плотное примыкание нижнего участка к верхнему участку для пропуска выдыхаемого воздуха малыми порциями [r], [/r]); всего 5 сонорных согласных;

2/02. Раздвинутый (разомкнутый) - гласный (раскрытая артикуляция); всего 5 гласных;

* * * * * *
 
3-4. Два щелевых типа артикуляции "аккордом" одновременной комбинации артикуляции как бы обоими стержневыми типами, сведенными до щелевой модификации их артикуляции:

3/01. Без голосового тона одновременный разведенный до щелевого просвета сомкнутый  и одновременно до щелевого просвета разомкнутый глухой щелевой согласный, всего 5 щелевых глухих согласных;

4/02. С голосовым тоном одновременный разведенный до щелевого просвета сомкнутый  и одновременно до щелевого просвета разомкнутый звонкий щелевой согласный, всего 5 звонких щелевых согласных;

* * * * * *

5-6. Два взрывных типа "арпеджио"  последовательности взрывного раскрытия из смычки нижнего и верхнего участков ротового отдела речевого аппарата:

5/01. Без голосового тона взрывное размыкание из сомкнутой позиции артикуляции взрывного глухого согласного, всего 5 глухих взрывных согласных;

6/02. С голосовым тоном взрывное размыкание из сомкнутой позиции артикуляции взрывного звонкого согласного, всего 5 звонких взрывных согласных.

* * * * * *

Пять фокусов (зон) артикуляции позиционированием относительно друг друга нижних и верхних участков, расположенных вдоль ротового отдела речевого аппарата.

*1. Нижняя поверхность верхней губы и верхняя поверхность нижней губы;

*2. Передняя часть языка и задняя поверхность верхних и нижних резцов;

*3. Передняя часть языка и задняя поверхность дёсен верхних резцов;

*4. Передняя часть языка и переднее нёбо над дёснами верхних резцов;

*5. Задняя часть языка и заднее (мягкое) нёбо.

+. Не производство звуков речи устно и мысленно ("Ъ"), а также отсутствие автоматизма навыка биомеханики производства и творчества логики и без интуиции наполнения смысловым содержанием и распознавания смыслового содержания вербальной устной, письменной, жестовой речи и мысленной речи;

++. Одновременное сочетание с Беззвучием-смысловиком, интеллектором, догадчиком-понимателем ("Ъ") артикуляции звуков речи и мысленных образов артикуляции и звучания устной речи с наполнением смысловым содержанием устной, письменной, жестовой и мысленной вербальной речи, и умением биомеханикой артикуляции и творчеством логики и интуиции вкладывать смысловое содержание в звуки речи и цепочки звуков речи, жесты, письменные знаки и мысленные образы этих речевых сигналов. А также автоматизм умения и творчества логики и интуиции распознавать смысловое содержание в производимых другими вербально мыслящими существами устной речи, письменной речи, жестовой речи и творчества логики и интуитивной догадки об общем содержании всего речевого послания и скрытого подтекста, скрытных намерений собеседника экстраполяцией тенденции фрактала-голограммы в ещё не произведенную  часть речевого сообщения по уже произнесенной части речи и произведенных иных сигналов (в том числе интонации, ритмики, силы звука, мимики, жеста, позы и т.д.), а также в связи с текущей ситуацией бытия и (или) описываемой в сообщении ситуации бытия.

+++. Не палатализованная артикуляция твёрдых согласных и твёрдых гласных звуков речи;

++++. Палатализованная артикуляция мягких согласных и мягких гласных звуков речи одновременной артикуляцией мягчителя-йоты ("Ь" = "Й") с соответствующим предшествующим согласным и (или) последующим гласным звуком речи.

Итого 25 элементарных согласных и 5 элементарных гласных звуков-знаков речи. Из которых один знак речи - беззвучие-смысловик-понятийник-догадчик-пониматель-интеллектор (Ъ) не имеет собственного звучания.

* * * * *

Структура МОАЗР, отражающая 6 комбинаций взаимных отношений типов биомеханики артикуляции, проявляемых в 5-ти зонах в последовательности от самой наружной к самой внутренней) ротового отдела речевого аппарата, с госовым сблиджением голосовых ссвязок гортани или без сближения голосовхы связок, есть результат действия естественного алгоритма 6x5 Универсальной Матрицы взаимных эволюционных отношений качеств и свойств структуры и функции всех масштабов объектов и коллективов из объектов неживой материи, организмов живой материи и существ вербально мыслящей материи. Алгоритм Универсальной Матрицы проявляется и в мышлении и поступках людей; проявляется в эволюции неживой материи в живую и мыслящую материю.

В структуре фрактала из некоторого множества Универсальных Матриц можно обозначать, описывать и объяснять эволюционирующую реальность объектов и коллективов объектов неживой материи; организмы и коллективы организмов не мыслящей вербально живой материи; и существ мыслящей вербально живой материи; а также в меньшей или большей мере противоречащие реальности выдумки, формулируемые существами живой вербально мыслящей материи. То есть, объединить в эволюционирующий язык-всезнание всё естествознание и всю гуманитаристику.

Привожу в качестве иллюстрации Матрицу Относительности Артикуляции Звуков Речи. Подробности можно узнать в доступных для всех в интернете научном сообщении, научных статьях, научных докладах, ссылки на которые приведены в конце текста [1-5].

Звуки речи являются элементарными отдельностями устной речи. Мысленные образы звуков речи являются элементарными отдельностями вербального мышления. Плоские линейные буквы и рельефные знаки, однозначно отображающие соответствующие индивидуально сопряжённые звуки речи, являются элементарными отдельностями письменной речи. Жестовые знаки являются элементарным отдельностями жестовой речи или комплексными знаками, отображающими сочетания звуков речи или отражением понятийного значения какого-то одного слова или каких-то нескольких слов, каких-то целых фраз.



Дополнение 2023.02.02. 0 ч. 02 мин.

Понятие фонемы избыточно лишнее. В языкознании надо стремиться к минимизации набора элементарных понятий. Звуки речи (а не фонемы) являются некими аналогами элементов вещества.

Человек с нормальным речевым аппаратом может произнести 29 звуков-знаков речи-мышления-мировоззрения. И еще без проблем не произнести глухой щелевой согласный беззвучие-смысловик-разумник (Ъ). Его звонким парным является палатализатор-йота Й=Ь.

Кстати, гласных звуков речи ровно 5. Речевой звук И является палатализацией Ы. Аналогично палатализации У (КЛЮЧ=КЛЬУЧ=КЛЙУЧ), палатализации О (ЛЁН=ЛЬОН=ЛЙОН), палатализации А (МЯЧ=МЬАЧ=МЙАЧ), аналогично палатализации Э (ЛЕС=ЛЬЭС=ЛЙЭС).
В интернете доступна научная публикация:

1. Макеев А. К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А. К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. - 108 с. С. 65–75. http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf

Это научно-популярные публикации в интернете:

2. Знак речи-мышления догадчик-разумник http://proza.ru/2020/03/26/97

3. Внешние проявления артикуляции гласных звуков речи http://proza.ru/2022/06/08/1777

Различаем 5 типов в которые объединены по 5 согласных звуков-знаков речи-мышления-мировоззрения: пять сонорных согласных; 5 глухих щелевых согласных; 5 звонких щелевых согласных; 5 глухих взрывных согласных; 5 звонких взрывных согласных. И один тип гласных, объединяющий 5 гласных.

Так называемые аффрикаты — это самые обычные взрывные согласные: глухие П-Ц-Т-Ч-К; звонкие Б-(ДЗ)-Д-J-Г. Конечно, артикуляции могут быть физиологически оптимальными (элементарными), и могут быть примитивными, вычурными, извращёнными (либеральными), деградированными. Эти не оптимальные артикуляции и совмещённые, наложенные одновременные артикуляции разных звуков речи могут кем-то называться уникальными фонемами каких-то национальных языков. Например, английский R — это искажённая артикуляция Р. Вместо прижатия с биением передней части языка к переднему нёбу, передняя часть языка прижимается с биением к среднему нёбу. И т. д.

В русском языке ошибочно считают палатализованный глухой взрывной согласный ЦЬ палатализованным глухим взрывным согласным ТЬ. И также ошибочно считают палатализованный звонкий взрывной согласный (ДЗ)Ь палатализованным звонким взрывным согласным ДЬ. А настоящие палатализованные ТЬ и ДЬ считают иностранным акцентом произношения Т и Д. Надо бы эти знания внести в содержание энциклопедий и учебников.

Получается конфликт в классификации звуков речи. Непалатализованные (твёрдые) Ц  и (ДЗ) называют аффрикатами, но они же палатализованные (мягкие) без сомнений относятся к палатализованным взрывным согласным Т и Д.




Уточнение от 2010.02.27. 12 ч. 30 мин.

Информационный вихрь, циклон.

Информационный звуковой знак-символ устной речи и мысленной речи беззвучие-интеллектор-догадчик-понятник, предельник-вычленитель-отделитель-предельник можно назвать одним словом: циклон. Потому что он завершает ЦИКЛ содержащей смысл каждой цепочки звуков речи (слова) в непрерывном речевом потоке из последовательности звуков речи или пробелом между цепочками букв в письме. Также ЦИКЛОН наполняет смыслом отдельные звуки речи и буквенное отображение в письме  звуков речи  (однозвучные слова-обозначения) и цепочки звуков устной речи и цепочки букв  (двух звучные и состоящие из трёх и большего количества звуков речи слова-обозначения); цепочки слов и фраз описания и общения; цепочки фраз описания, общения и объяснения; мировоззренческую информационную систему описания Мира, Вселенной, Реальности и выдумок; миропонимания, объяснения мироздания, природы, человека и общества в целом и в деталях.

Clarification from 2010.02.27. 12 hours 30 minutes
Information cyclone.
The informational sound sign-symbol of oral speech and mental speech, the intellectual-soundless-conjecture-conceptual can be called one word: a cyclone. Because it completes the CYCLE containing the meaning of each chain of speech sounds (words) in a continuous speech stream of speech sounds or from letters in a letter. The CYCLONE also fills with meaning the individual speech sounds and display the speech sounds in chain of the letters (monotonous designation words) and the chain of oral sounds and the chain of letters (two sonic and many designational sounds consisting of many speech sounds); chains of words and phrases of description and communication; chains of phrases of description, communication and explanation; worldview information system of the world of description, worldview, explanation of the universe, nature, man and society in general and in detail.


Подробности смотрите в моих статьях:

1. Макеев (Ерет) А.К. Естественная система фонем интеллекта (ЕСФИ) // Актуальные проблемы фундаментальных наук: тезисы докладов. Т. 12. Секции Эргономика и искусственный интеллект, иностранные языки, Семинар “Проблемы современной организации науки и производства. Инжиниринг. Маркетинг”. /Под ред. Федорова И.Б. М.: Издательство МГТУ, 1991. с. 106.

2. Макеев А.К. За горизонтом познанного. Новая картина Мира: единство микро- и макро- космоса, разума, поля и вещества! (Вселенная – это и есть истинный Бог!) // М.: АО СОЛИД, 1996. 40 с. ISBN 5-88076-021-9 ББК 22.68. https://search.rsl.ru/ru/record/01001748307

3. Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. – 108 с., С. 65-75. URL: http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf

4. Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков речи // Научный взгляд в будущее. – Выпуск 4. Том 10 – Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2016 - 90 с. С. 64-81. ЦИТ: sl316-134 DOI:10.21893/2415-7538-2016-04-10-134 УДК 612.789+81.345.5 ISSN 2415-766X(Print) ISSN 2415-7538 (Online) ББК 94 Н 347 URL: http://www.sworld.com.ua/nvvb/n416-10.pdf

5. Макеев А.К. Всеобщая теория относительности // Труды Конгресса-2016. Фундаментальные проблемы естествознания и техники. Серия: Проблемы исследования Вселенной. – Санкт-Петербург, 2016, Т. 37, № 4. С. 177-268. ISSN 2304-0300) http://scicom.ru/files/journal/v37/V37_N4.pdf

6. Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. – 108 с., С. 65-75. http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf - скопировать ссылку в адресную строку браузера вместе с окончанием ссылки: (30).pdf

7. Макеев А.К. Сравнение амплитуды формант гласных звуков речи http://proza.ru/2021/11/19/141

8. Макеев А.К. Чем звук речи отличается от фонемы? http://proza.ru/2017/01/02/1217

9. Макеев А. К. Правильно произносить и писать http://proza.ru/2019/03/06/1317

10. Макеев А.К. Чем звук речи отличается от фонемы? http://proza.ru/2017/01/02/1217

Автор Макеев Александр Константинович на сайте Энциклопедия Известные учёные https://famous-scientists.ru/11635/

About the author: Makeev Alexander Konstantinovich on the Encyclopedia website Famous scientists https://famous-scientists.ru/11635/


Рецензии
О взрывных согласных слышу первый раз.

Игорь Леванов   02.01.2017 16:31     Заявить о нарушении
В школе учат: гласные, сонорные, шипящие, взрывные, аффрикаты.

Но правильнее: Гласные - это растворные звуки речи (не лженаучные фонемы). Сонорные - это смычные согласные. Шипящие - это щелевые согласные. Взрывные и аффрикаты - это взрывные согласные.

Александр Константинович Макеев   02.01.2017 17:22   Заявить о нарушении
Значит, в моей школе такому не учили.

Игорь Леванов   02.01.2017 17:26   Заявить о нарушении
Важная тема.
Спасибо.
Здесь знаком чуть чуть со страницей о языке Сергей Горохов 2
Игорю бодрости
и Александру Константиновичу - крепкого здравия !

Георгий Сотула   08.02.2021 12:44   Заявить о нарушении