О моей доброте. Исповедь

   На эту исповедь меня вдохновило высказывание Оленьки Анцуповой в мой адрес: "я считаю, что мне повезло встретить ещё одного хорошего человека в твоем лице." (Рецензия на «Погляди на тещу...» (Ольга Анцупова) http://www.proza.ru/comments.html?2011/03/02/524)


   Итак, о моей доброте... Исповедь.

   Хм. Занятная, однако, тема для сочинения. Сейчас подумал и сделал про себя открытие: что рассказывать о себе всякие "ужастики" мне, оказывается, гораздо проще, чем рассказывать о себе что-то хорошее и похвальное.

   Итак, что же такое моя доброта? Какая она?... Конечно же, доброта сама по себе - это не медово-подобострастные слова, и не ахи-вздохи, - и вообще, доброта, я считаю, к хорошо подвешенному языку не имеет никакого отношения. Доброта - это поступки... Если доброта проявляется не в поступках - то это всего лишь пустозвонство. Хотя, конечно, своевременную моральную поддержку ещё никто не отменял.

   Что же доброго я сделал в своей жизни? Мне аж самому сейчас стало интересно покопаться в своей памяти.

   Например, вспомнилось, как я жил на Забалке в Херсоне, - снимал там домик, - и однажды привёл к себе какую-то бомжиху, чисто переночевать у меня. Была поздняя осень. Я не помню, как с ней познакомился, и как её звали, - просто помню, что привёл. Понятное дело, что накормил ужином, и нагрел воды, чтобы она могла немного помыться. Диван у меня был всего один, поэтому мы спали под одним одеялом. Между нами ничего не было, просто спали. Наутро мы позавтракали, мне нужно было идти на работу, и она ушла. Больше она не приходила, - не знаю, почему. Скорее всего, просто постеснялась. А где её искать - я не знал.

   А спустя где-то месяц, ночевал у меня и парень. Правда, он был не бомжом, а просто сбежавшим из дому на пару дней. Поскольку мы были чуть-чуть знакомы до этого, - в силу того, что работали в одном и том же здании, и однажды разговаривали, - то он сам обратился ко мне за помощью. Мы поужинали, и переночевали под тем же одеялом, на том же диване. Между нами ничего не было, просто спали. Домик на Забалке я снимал с осени 2002-го по февраль 2003-го.

   В детстве, помню, я домой несколько раз притаскивал уличных щенят и собак. А ещё подбирал птенцов, выпавших из гнезда, и ухаживал за ними. Правда, те птенцы всё равно умирали на следующий день, - видимо, просто отбив себе все внутренности вследствие падения, - но, тем не менее, я за ними ухаживал как за родными: укутывал в носовые платки, пытался кормить... А потом хоронил со всеми почестями за двором: там у меня было крошечное кладбище с самодельными крестами (точнее, крестиками) из прутиков.

   В школе, помню, у нас было в классе несколько учеников со "второго отделения", которые в классе считались "забитыми", и их было принято гнобить. Мне это не понравилось сразу же, и я взял их под свою опеку: чётко и ясно дав всем понять, что те, кто обидит их - будет иметь дело со мной. А иметь дело со мной боялись... (но это другая история, конечно). Поэтому в школе за мной сразу же закрепилась репутация защитника "всех сирых и убогих", даже из других классов: когда я видел, что кого-то гнобят или бьют - я моментально вмешивался в драку, и заступался, а слабому тут же при всех говорил: "Если вдруг что - ты сразу говори мне, я разберусь". При этом, в классе я был тихоней из тихонь: тише воды, ниже травы, сидел, вечно уткнувшись носом в книжку... И в бурной жизни класса никак не участвовал. Я попросту как бы "отсутствовал". Но, конечно, насчёт моей "тихости" никто из одноклассников не обольщался, потому что все знали, что я "крышетёчный", и меня лучше не трогать. И меня не трогали. Поэтому я мог позволить себе роскошь заступиться за кого-то, кого я даже впервые вижу, и - в полной уверенности, что победа безраздельно будет за мной. Пытались ли мне мстить те, кого я "опустил" (точнее "поставил на место")? Да, пытались. Но об этом я расскажу в другой раз.


   Что ещё доброго я сделал в своей жизни? Однажды я пришёл в церковь, и стал невольным свидетелем разговора в холле. Одна девушка стояла перед двумя или тремя другими девушками или молодыми женщинами, и упрашивала их ей помочь. Я не сразу понял, о чём она их просила, просто услышал краем уха, что она сказала: "Помогите мне, пожалуйста". Я тут же подошёл и спросил: "А что помочь?". Но она только бросила на меня быстрый взгляд, и отвернулась от меня, тут же снова обратившись к женщинам: "Пожалуйста, помогите мне". Я снова спросил, уже настойчивее: "Так что помочь? Может быть, я помогу". Она с досадой посмотрел на меня, и сказала: "Ты не поможешь". Я ответил: "Откуда ты знаешь? Может быть, и помогу". Оказалось, что ей нужно было помочь шить театральные костюмы, которые она не успевала пошить к сроку. Я сказал: "Я, конечно, не умею шить на машинке, но зато я могу помочь по мелочи: отрезать там что, или подержать...". В итоге, ей пришлось согласиться на мою помощь, потому что женщины, к которым она обращалась, энтузиазмом не пылали, и имели свои "отмазки". И, кроме меня, больше ей никто в этом деле тогда не помог. Так я, собственно, и познакомился с Наташей, у которой потом прожил более двух лет, - но это, конечно, совсем другая история. Это было в 2008-м.

   Что ещё я доброго сделал в своей жизни? Несколько раз в течении месяца покупал одному калеке-бомжу еду (хлеб, масло, чай, кофе, сгущёнку, сахар... Может, ещё что-то, не помню). Это было в больнице, где мы познакомились в прошлом году, когда лежали в соседних палатах. Точнее, его "палатой" был холл, где располагался туалет. Так и познакомились. Кашей в этой больнице кормили, а вот с чаем и хлебом (и прочим) был полный напряг. Поэтому я ему покупал (зная заранее, что он поделится с другими (пятью) бомжами в "палате", с которыми я не общался, а только здоровался). А потом меня перевели на другой этаж, и мы потеряли связь друг с другом.

   Что ещё доброго сделал?... В голову лезут какие-то всякие мелочи, которые даже неловко упоминать, придавая им хоть какое-то значение... То заступился за женщину на улице, к которой приставал амбал. Но оказалось, что этот амбал - её собственный муж, и моя защита ей оказалась не нужна. То кому-то там помогал регистрироваться на сайтах в интернете, и учил пользоваться компьютером, терпеливо разжёвывая и показывая на кнопки и клавиши. То кого-то там выслушивал несколько недель подряд, выводя из депрессии... То кому-то там мыл посуду, помогая на кухне, когда был в гостях на чьей-то свадьбе (посуды этой, конечно, была целая гора)... То ещё там что-то помогал делать: то машину мыть, то кузов красить, то дрова колоть, то огонь разжигать... Короче, всякая фигня.

   В общем, если так посмотреть - то и похвастаться особо нечем... Я никого не вынес из огня на руках, я не спас ни одного утопающего (да и плавать я, в общем-то, умею только по-собачьи, - так что пловец из меня не ахти, а спасатель тем более). И не вытащил со дна улицы ни одного бомжа, - так, чтобы кардинально изменить его жизнь: я чаще просто разговаривал с ними по душам, обнимался тепло, подбадривал улыбкой, подмигивал, чтобы они тоже улыбнулись...

   Помню, как делал массаж головы всем подряд, и возле меня выстраивалась целая очередь, чтобы ощутить блаженство массажа под моими волшебными руками... Все мои "клиенты" (бесплатно, конечно же), дружно говорили об одном и том же: "Кайф!"... "Я чуть не уснул(а)", "Ты просто талант". И мне, конечно же, было приятно это слышать и видеть: что люди и в самом деле получают удовольствие от того, что я делаю с ними.

   Пожалуй, самой моей главной добротой - можно назвать просто моё отношение к людям. Жить так, чтобы им рядом со мной было тепло и уютно. Разговаривать с ними так, чтобы менялось их мышление, взгляды на жизнь, чтобы к ним приходило успокоение, смелость, и уверенность в том, что они не одиноки, и что Бог действительно рядом... И что Бог помогает и хранит, если Его просить об этом...

   Я не скажу, что - вот, я добрый. Прям, такой, чтобы добрый-добрый. Если критически посмотреть, то я - самый обыкновенный в этом плане. По крайней мере, мне так кажется.

   Конечно, хочется сделать больше доброго. Хочется запомниться людям, и чувствовать, что живу не зря. Хочется прожить жизнь так, чтобы на моих похоронах было, кому плакать...

   Больше я не знаю, что добавить. Вытекает, что касательно моей доброты - то желания/планов делать добро - у меня гораздо больше, чем реальных действий... Архив добрых поступков у меня пока до постыдного скуден. Хвастаться особо нечем (по моим меркам). И это, конечно, печально. И даже горько...

   Ну вот, заканчиваю свою запись в расстроенных чувствах, со слезами на глазах. Потому что обидно на самом деле осознавать, что живу, по сути, зря.

   Ну, всё... Ставлю в этой исповеди точку. Надеясь, что спустя время последует продолжение: "О моей доброте-2", "О моей доброте-3"... И будет, действительно, чем похвастаться. Подать, как говорится, добрый пример.

   Люблю вас.

31.01.2017, 04:53
Братис Либертус


Рецензии
Ты реально много хорошего и полезного сделал. Так что, если ты именно этим измеряешь свою жизнь, то живешь ты совершенно точно не зря. Словно, и не для себя. Мне трудно понять, как желание помогать другим может сочетаться с "мне плевать на их чувства", на мой взгляд, это взаимоисключающие вещи. Но с этим тебе самому лучше разбираться, что к чему.

У меня нет такого пунктика - во чтобы то ни стало помогать всем, непременно помогать. И такого внушительного послужного списка, как у тебя, тоже нет, хоть и я тоже помогала и людям, и животным. Пожалуй, у меня другой акцент - на близких. Невозможно осчастливить весь мир, но можно попробовать сделать счастливее тех, кто тебе дорог.

Вот интересно, ты добр только к тем, кто нуждается в защите, помощи или кто хотя бы несчастен? А к счастливым?

Вита Дельвенто   31.01.2017 14:19     Заявить о нарушении
Я добр к тем, кто, как я чувствую, нуждается хотя бы в чьей-нибудь помощи, хотя бы в чьей-нибудь защите, или хотя бы в чьей-нибудь поддержке. То есть, я в этом просто "Дон-Кихот": мне по фигу, кому помогать/кого спасать/кого защищать. Главное, почувствовать, что я могу пригодиться, что я появился своевременно. Ну и, конечно же, не последнюю роль тут играет реальная самооценка своих возможностей: смогу ли я. Физически или психически.
При этом, я совершенно не испытываю сострадания (а может быть, и испытываю, но просто настолько незначительно, что даже не осознаю этого). То есть, я могу помогать/спасать, но при этом оставаясь совершенно бесчувственным/безжалостным. То есть, выполнять свою задачу, как это выполняют врачи: хладнокровно и аналитически. Самое большее, что я могу проявить - это тактичность. Это - всегда. Потому что по себе знаю, насколько важно, чтобы помогающий сохранял тактичность, и предлагал помощь так, чтобы она была принята со всей душой, а не встала комом в горле и не усугубила психическое состояние нуждающегося человека. Ведь, состояние нужды - это всегда унизительное состояние. Очень болезненное психически. И важно подать помощь так, чтобы эту боль снять, а не усилить.

Что касается несчастных, - особенно несчастных добровольно, - то я не помню, чтобы у меня было шевеление осчастливить их. Хотя из депрессии вытаскивать - да, приходилось. Но ведь это же другое, это разные понятия. Есть люди, которым по жизни нравится страдать или изображать из себя несчастных. Такие люди очень часто бывают именно из числа тех, кто как сыр в масле катается, ни в чём не зная нужды, - то есть, попросту с жиру бесятся. Такие вызывают у меня часто омерзение, и желание отодвинуться, чтобы не заразиться их пессимизмом. Но могут вызвать и ненависть, если начинают навязываться. Потому что ситуация, когда "битый небитого везёт" - во мне не вселяет умиления, а скорее наоборот: вселяет желание отпи*дить "несчастного" до "посинения". Чтобы совесть немного заимел.

А что касается помощи счастливым... То ведь, я по себе знаю, что можно быть одновременно и счастливым, и голодным. Счастье - это ведь не состояние, а отношение к жизни... А голод - это естественная потребность, которую не всегда получается удовлетворить вовремя. Тут важно проявить чуткость и тактичность, и угадать, что человек голоден, и предложить ему поесть вместе с тобой. Не нарушая его счастья, конечно же.

И - я не делю людей на "своих" и на "чужих". Потому что не из кого делить: у меня нет близких. Кто рядом в этот момент - тот и "близкий". А рядом человек может быть и в электричке/на улице/в магазине, - да мало ли где... Кто-то две минуты, кто-то десять дней, кто-то год. С кем-то успел познакомиться, а с кем-то не успел. А у кого-то спросил имя, да тут же забыл. Я вообще с трудом запоминаю имена и лица. Точнее, я даже не пытаюсь запомнить, мне это не нужно и не интересно.

Братислав Либертус Свидетель   31.01.2017 16:06   Заявить о нарушении
Кстати, про "Дон-Кихота": не так давно (где-то месяц назад или два) я проходил ВКонтакте один тест, и по результатам теста вышло, что я - "Дон-Кихот". Я удивился и улыбнулся. Где-то сохранил результаты на стене, но это покопаться надо, потому что стена с тех пор захламилась другими записями. А мне лень немного искать.

Братислав Либертус Свидетель   31.01.2017 16:14   Заявить о нарушении
Помочь все равно кому, не испытывая при этом даже сострадания? Тогда это миссия некая, типа, реализации идеи о необходимости добрых дел. Но все равно же в душе должно что-то ёкнуть, чтобы захотеть помочь, ведь одно рациональное осознание того, что человеку нужна помощь - это ведь просто констатация факта. А ведь нужен какой-то стартовый толчок.

Вита Дельвенто   31.01.2017 17:06   Заявить о нарушении
"Тогда это миссия некая, типа, реализации идеи о необходимости добрых дел."

Никогда не думал такими словами, это надо обдумать: так ли это, если так, то насколько.

"Но все равно же в душе должно что-то ёкнуть, чтобы захотеть помочь"

Что значит "захотеть"? Когда ты видишь голодного, а у тебя в кармане бутерброд - то тут достаточно совести, чтобы не сожрать этот бутерброд в одиночку, а разделить пополам. Потому что на его месте мог(ла) быть ты: когда ты сидишь голодная, а у тебя на глазах сидит бессовестное чмо, и нагло чавкает.

"ведь одно рациональное осознание того, что человеку нужна помощь - это ведь просто констатация факта. А ведь нужен какой-то стартовый толчок."

Я ответил выше: достаточно осознания того, что человеку нужна помощь. И достаточно осознания того, что на его месте могла оказаться ты. Всё. Поэтому, когда ты за кого-то заступаешься, кому-то помогаешь - то, по сути, ты это делаешь для себя: ставишь себя на его/её место, а на своё место - ставишь защитника/помощника своей мечты. То есть, воплощаешь собственную мечту, как если бы вы поменялись местами. Вот поэтому чувства/эмоции в этот момент выключаются, потому что в этот момент, когда ты это делаешь, то, по сути, абстрагируешься от себя, и как бы наблюдаешь себя со стороны, - глазами того, кому помогаешь, и проникаешься его чувствами, чтобы оценивать, всё ли ты делаешь правильно. Вот поэтому я и сказал выше: что чуткость и тактичность - прежде всего. А свои собственные чувства засунь в этот момент сраку: они никому не нужны. Любоваться и упиваться ими будешь потом, когда закончишь своё дело, - если тебе так уж необходимо испытывать какие-то чувства. Честно говоря, я вообще не понимаю, о каких чувствах ты говоришь. Точнее, что ты подразумеваешь под словами "толчок", "захотеть". Потому что в моём понимании - это ж каким скотом надо быть, чтобы размышлять о "хочу - не хочу" в тот момент, когда видишь, что человек нуждается в помощи или защите, и ты понимаешь, что помочь можешь. Какие ещё "толчки" нужны, кроме констатации факта? Или тебе нужно, чтобы человек напрямую обратился к тебе за помощью, встал на колени, и умолял: "Помогите! Спасите!"?... То есть, когда ты видишь, что кого-то бьют - то тебе мало понимания того, что человек не в состоянии защититься? Тебе надо его дополнительного унижения, тебе надо его слёз, чтобы он полз к тебе на коленях, и хватал тебя за ноги, и надрывно умолял: "Защити"?... А иначе, значит, сердце у тебя не дрогнет, и совесть не взыграет, так?... Я тебя не понимаю, какие ещё тебе нужны "толчки".

Братислав Либертус Свидетель   31.01.2017 17:32   Заявить о нарушении
При чем тут я? - это люди так устроены, им буквально на все энергия нужна, как бензин автомобилю. А я просто пытаюсь тебя понять, точнее, понять ту противоречивую информацию, которую ты выдал. Но, похоже, все проще, чем ты первоначально выразился, дело просто в твоей интерпретации и разном понимании нами одних и тех же слов.

Но сначала я отвечу на твои вопросы.

*Что значит "захотеть"?*
Это значит ощутить мотивацию. И это не совсем "осознание" - на самом деле, оно приходит чуть позже, анализируя происходящее. Об этом и ты тоже пишешь:

*Когда ты видишь голодного, а у тебя в кармане бутерброд - то тут достаточно совести, чтобы не сожрать этот бутерброд в одиночку, а разделить пополам. Потому что на его месте мог(ла) быть ты: когда ты сидишь голодная, а у тебя на глазах сидит бессовестное чмо, и нагло чавкает.*

Сначала "совесть", а потом "потому что". И именно поэтому у тех, у кого "совести нет", никаким "потому что" не занимаются)

Т.е. состояние сопереживания ты называешь совестью. Ясно. По сути, я и пыталась понять, как ничего не чувствуя (энергия), можно захотеть(тоже энергия) помогать. Люди так устроены: энергией для них служат чувства. Не ёкнуло - не захотел. О том и речь.

*А свои собственные чувства засунь в этот момент сраку: они никому не нужны. Любоваться и упиваться ими будешь потом, когда закончишь своё дело, - если тебе так уж необходимо испытывать какие-то чувства.*

Нет, совсем не эти. Это то, что "шуршит по поверхности" решая проблемы самого человека, которому, например, нужно себе о себе что-то доказать, понять итд. К разговору о помощи это отношения не имеет, потому что вектор таких эмоций направлен сугубо внутрь. А нас сейчас интересует тот, что наружу.

Вот, например, идешь ты по улице и слышишь тихий жалобный скулеж. Ты еще не видишь, что случилось, где случилось, с кем случилось. Но в тебе уже что-то ёкнуло, что направляет тебя на звук и развернуло твой вектор движения в сторону звука, и ты идешь туда, даже ускоряя шаг, реально ощущая прилив энергии и сил, чтобы помочь. Вот это "ёкнуло" еще до того, как ты понял, что случилось и что делать и есть стартовый толчок. На мой взгляд, не совсем точно называть это совестью или осознанием. Это именно энергия души, которая ни слова, ни мысли, ни образы, ни переживания какие-то личные, а именно сам толчок - пух(!) такое изнутри, как удар сердца. Понимаешь, о чем я?

Вита Дельвенто   01.02.2017 03:29   Заявить о нарушении
Ну, теперь начинаю понимать, о чём ты.

Братислав Либертус Свидетель   01.02.2017 04:22   Заявить о нарушении
Вот, о том, что ты называешь словом "энергия" - я как раз и сказал в самом же начале: "Ну и, конечно же, не последнюю роль тут играет реальная самооценка своих возможностей: смогу ли я. Физически или психически."
То есть, если я чувствую, что у меня нет никаких сил или возможностей пошевелиться - то никакой писк меня не тронет, каким бы он ни был настойчивым. Поэтому я его бессердечно проигнорирую.

Братислав Либертус Свидетель   01.02.2017 04:36   Заявить о нарушении
Даже не знаю, полезное это качество или нет. С одной стороны, нервную систему, конечно, бережет. С другой - это ведь жестокосердие.

Само собой, что никто не сможет помочь кому-то, если у него на то нет необходимых ресурсов. Но ничего не чувствовать при этом не понимаю, как возможно. Т.е. либо ты добрый, либо бессердечный - что-нибудь одно.

Вита Дельвенто   01.02.2017 15:38   Заявить о нарушении
Я же сказал: я добрый, но бессердечный.
То есть, в моём понимании доброта - это не эмоции, а поступки. Вот и всё. А в твоём - конечно же, доброта - это упивание своими чюфствами. Я всё понимаю.
Я понимаю, что мы с тобой из разных планет. Потому что у нас было разное детство. Вот и всё. Поэтому я вырос бессердечным, хотя и способным делать добро посторонним людям, а ты - выросла доброй-душевной, но способной что-то хорошее делать только для "своих" (мама, папа, кто там ещё).
Спорить не о чем.

Братислав Либертус Свидетель   01.02.2017 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.