Путь из варяг в греки, или кто такие варяги

 Исследуя знаменитую древнерусскую Лаврентьевскую Летопись, глаза постоянно задерживались на следующем отрывке (в переводе, разумеется, Лихачева Д.С.,  как и разбивка на абзацы, соотвественно) вводной части Летописи. Здесь просто необходимо уведомить, что в  Лаврентьевской Летописи  есть датированные события (указаны годы события) и вводная часть, не датированная и содержащая общее для того времени описание  событий начала истории человечества, изложение этих исторических событий начинается с послепотопных событий, то есть с раздела земель между сыновьями семьи единственного спасшегося после всемирного потопа всем известного Ноя. События вводной части не датированы. Датированные события в древнерусской летописи появляются с середины 9 века нашей эры. Все строго в соответствии с западными источниками, согласно которым первые упоминания о славянах в западных исторических документах появились в документах, относящихся к 9 веку.  Славянскими документами  ранее 11 века нашей эры наша официальноисторическая наука не располагает, а раз западники впервые упомянули славян в произведениях авторов 9 века, значит, славяне и появились на мировой арене в 9 веке н.э.
Вот этот отрывок:
«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.»

Вначале попробуем отождествить географические топонимы летописи с современными:
«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.»
На основании приведенного сообщения Летописи можно сделать вывод, что речь идет о современных Днепре, Припяти и Западной Двине (Даугаве).  До сих пор есть в этом географическом районе и Западная Двина, и речка Полота, и город Полоцк, южнее действительно и Припять, западный приток Днепра есть. Легко отождествляется географический топоним Двина летописная с современной Западной Двиной.
Поэтому, переходя к следующему абзацу выше приведенного отрывка, со спокойной совестью указанную в этом абзаце Двину летописную с отождествляем с современной Западной Двиной. Так же сохранились и отождествляются  географические топонимы река Ловать, и озеро Ильмень с рекой Волховом и Новгородом. О Волге и Днепре и говорить нечего — великие русские реки.
И Оковский лес тогда можно отождествить — географический район вокруг истоков указанных в Летописи рек Волги, Днепра и Зап. Двины.
Таким образом, подтверждается сообщение о том, что путь из «Варяг в Греки» - это путь с севера на юг,  а путь «Волга — Двина» - путь с востока на запад. И оба пути пересекаются в Оковском лесу.
Здесь опять-таки уместно сказать, сколько копий сломано по вопросу «пути  из Варяг в Греки»!  Сколько литературы выпущено, сколько статей написано за два с половиной века. Казалось, нет вопросов, которые не исследовали историки. До сих пор спорят историки о возможности этого пути.
Например, антинорманисты утверждают, что «путь из варяг в греки» гораздо короче для варяг, если плыть по Двине и Днепру, чем по Волхову-Ловати-Днепру. Этот аспект особенно актуален для купцов, для которых время нахождения в пути  равносилен безопасности, ибо в то время чем длиннее путь, тем больше вероятности приватизации и товара, и самого купца, вплоть до рабства, если просто не лишат жизни.
Норманисты, не утруждая себя доказательствами, утверждают, что как написано, так и было.
И так по каждому вопросу. А вопросов по этому пути из варяг в греки хватает в виду его поверхностного описания. Надо отметить, глубина проработки вопросов пути из варяг в греки иногда поражает воображение, так неожиданны мысли исследователей.
И не встретилось ни одной работы, в которой историки рассматривали бы следующее.
Двина из расселения славян (первый абзац) и Двина из описания пути из варяг в греки (второй абзац) — это разные Двины. Это разные реки. И это факт, к сожалению.
Ибо Западная Двина течет на запад.  Двина на пути из Волги в варяги — течет согласно летописи «на полунощье», то есть на север.
Из данного факта следует, что на место Двины летописной, которая лежит на пути из Волги в варяги, нужно искать другую реку.
Версия первая.
Анекдот в том, что именно не так уж далеко от Полоцка, лежат верховья реки Великой, которая течет именно на север, впадает в  Псковское озеро, которое имеет своим продолжением Чудское озеро, а последнее озеро рекою Нарвой впадает  в Финский залив, западнее устья Невы. Налицо единый водный путь по реке Великой до южного побережья Финского залива.
Но ведь именно отсюда, с устья Невы, и начинался по Летописи путь из варяг. То есть мы действительно пришли в варяжскую землю. Вынуждены признать, что современная река Великая соответствует реке Двине на пути из Волги в Варяги.
А это означает, что Варяжская земля лежала в том числе на южном побережье Финского залива. Ведь Летопись так и сообщает: « по Двине - в землю варягов».
Непонятно мне, как до сих пор не сумел прочитать в Летописи, кто такие варяги. Ведь под 862 г. в Летописи прямо написано: « Варяги в этих городах — находники». Иначе говоря, пришлые, по сравнению с коренными. Варяги — славяне, но пришлые. Над чем копья ломают историки, непонятно. Шведы, понимаашь, варяги. Ведь Летопись сообщает о нескольких волнах переселений славян. И каждая волна новых переселенцев увеличила число славян — варягов. Это как в наше время русский из   Восточной Сибири — варяг в  любом городе и деревне на европейской части России. Тоже — русский, родной язык — русский, со всех сторон свой, но со стороны, не местный, варяг одним словом. А еще точнее — из другого рода, из другой общины.
Возвращаемся к Двине.
Не будем считать  число волоков, их километраж, возможен ли поэтому тот или иной волок, в том числе волок из Волги в Великую. Для нас это неважно. То, что никаких торговых путей от Новгорода до греков не было, ясно любому, кто начал интересоваться историей. Кроме профессиональных историков. Ведь абзац про путь из варяг в греки включен в недатируемую часть по другой причине.
Черным по белому автор Летописи (переводчик — Лихачев Д.С.) сообщает, что путь  из Варяг в Греки не проходит через Русь.  Прочитайте внимательно.  И еще раз. Нет в описании пути из варягов в греки упоминаний про Русь. Русь в данном абзаце упоминается только по отношению к пути из Волги в Двину - «поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова».
Дело в том, что данным сообщением автор Летописи эзоповым языком говорит нам о Древней, или Исконной Руси. Которая в то время располагалась на Волге, а «путь  из Варяг в Греки» проходит западнее Волги. О чем говорят и последние археологические данные по славянам на Волге.
А в какие времена существовала эта Русь, ответ дает следующий абзац. Про Святого Андрея.
Да, путешествие Святого Андрея по Днепру это — выдумка, такая же, как путь из варяг в греки.  Но время жизни Святого Андрея известно — рубеж до нашей эры и нашей эры. Вот дата существования Руси, указанной абзацем о пути из варяг в греки.
Вот что русская летопись пытается донести до потомков. Ведь согласно западникам, Русь появилась в 9 веке нашей эры. Как еще было донести до потомков, что Русь намного древнее?

Продолжение следует.


Рецензии
Виктор, прочитал ваши измышления по поводу пути "Из варяг в Греки" и первый мой вам искренний совет - не читайте Лихачёва. В интернете есть оригинал Летописи почти по всем спискам от Лаврентьевского до Типографсикого. Постарайтесь прочитать сами.

Теперь география. Рек под названием Двина только две - Западная и Северная. То, что в Летописи сказано, что река течёт на север, так и Волга в Летописи течёт на восток. И что? А то, что это не повод для придирок. Все прекрасно знают куда течёт каждая из этих рек. Так что подменять Двину рекой Великая... Извините меня, это уж слишком.

Что касается самого пути. Вы, конечно, сейчас усмехнётесь, но... так всё и было, как написано в Летописи. Просто летописец не всё описывал досконально до ручейка, до бугорчика, а дал общую схему пути. Ведь ежу понятно, что следуя только по Варяжскому, то бишь Балтийскому морю ни в какой Рим и ни к какому Царьграду не доплывёшь. Другой вопрос, если выйти через Датские проливы в Северное море, пройти проливами между Францией и Англией, обогнуть Испанию, пройти Гибралтаром, войти в Средиземное море и только тогда попадёшь и в Рим, а от туда и к Грекам в Византию. Но с географией в Средние века не всё и не у всех было на высоте. Каждый писал так, как себе представлял. Поэтому Варяжское море у летописца есть как бы обобщённый образ всего того, о чём я сейчас написал. Всё реально и без всяких фантазий.

Теперь, что значит "Из Варягов"? Летописец не указывает конкретно от каких варягов, но даёт привязку - Варяжское море. Следовательно Варяжское море и есть отправной и заключительный пункты пути.

Полностью этот путь дан у меня в книге и здесь в рецензии я описывать не буду. Вам же желаю удачи в вашем поисковом деле. Ошибаться может любой человек, важно уметь признавать свои ошибки.

Сергей Вишнёв   20.01.2020 18:11     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!

В XIX веке был такой ученый, как Барсов, который тоже считал, что Варяжское море - совокупность морей вокруг всей Европы. Так что действительно можно доплыть из Варяжского моря в современное Средиземное море. Ещё один (не помню фамилии) считал, что варягоруссы живут на побережье ... современного Черного моря.

Географические взгляды 9-ого века - это долго копать надо. Но можно. Смею уверить Вас, что докопался.

Осипов Виктор   20.01.2020 19:03   Заявить о нарушении
Уважаемый, Виктор! О Барсове, если честно, не слышал. ТО, о чём я написал, это чисто мои умозаключения, основанные на внимательном прочтении ПВЛ. Что касается варягорусов Причерноморья..., скажем так, хорошо, что Вы не помните этого автора. Чтобы так говорить надо очень хорошо себе представлять, кто такие варяги и кто такие - Русы. Если с варягами мы с вами сошлись в одном мнении и оно правильное, то с Русами до сих пор учёный мир разбирается. Я лично докопался. Причём совершенно случайно. И кто такие Русы, которые пришли в Приладожье, и откуда они пришли, и что означает слово - Русь (Рось)

Сергей Вишнёв   20.01.2020 19:35   Заявить о нарушении
Ну что же, придется ждать Вашу книгу.
Надеюсь, что автор - Сергей Вишнев. Или псевдоним?

Осипов Виктор   20.01.2020 19:45   Заявить о нарушении
Да, насчет варягоруссов на Черном море. Прочитал об этом у такого норманиста, как Петрухин.

Осипов Виктор   20.01.2020 19:49   Заявить о нарушении
Да, ладно. Петрухин так прямо и сказал...? Впрочем, неонорманисты мне также глубоко не симпатичны, как и неоантинорманисты. Так что - ну их. Есть два пути, по которому можно следовать. Одно из них прозвучало в мультике "Маугли" - "А мы пойдём на Север!". Другой путь определил для себя молодой Владимир Ульянов(Ленин) - "Мы пойдём другим путём". Я определил свой путь по принципу "Платон мне друг, но истина дороже".

Я начинал свой путь как ярый норманист и к тому были причины. Но, по мере того, как я углублялся в предмет, классический норманизм сильно, не то чтобы пошатнулся, а сильно упал в моих глазах. Поэтому на сегодняшний момент я могу сказать про себя - я умеренный норманист. С классической версией норманизма в корне не согласен.

Что касается антинорманизма, к этим ребятам я даже простого уважения не испытываю. Впрочем, нет. В.В.Фомина я читал. Толковый дядька. С уважением отношусь к Светлане Жарниковой. Жаль, что её нет сегодня с нами. Умная женщина.

Я - Сергей Вишнёв. Если полностью - Сергей Григорьевич Вишнёв. На моей страничке ест моё фото и коротенький рассказ о себе.

Сергей Вишнёв   20.01.2020 21:07   Заявить о нарушении
Что-то я всё " Я.Я.Я..." Извините за туфтологию и не примите за самовозвеличивание...))

Сергей Вишнёв   20.01.2020 21:24   Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей Григорьевич!
Буду краток:

"Афетово бо и то колѣно Варѧзи Свеи Оурмане [Готе] Русь . Агнѧне Галичане Волъхва Римлѧне Нѣмци Корлѧзи Веньдици Фрѧгове и прочии доже присѣдѧть ѿ запада къ полуночью и съсѣдѧтьсѧ съ племѧнемъ Хамовъıм".
(Точка между словами Русь и Англяне - Ваша? В конце цитаты - моя.)

Мой перевод:
"Афетовым коленом являются и варязи: свеи, урмане, гьте, русь, англяне. Галичане, волхи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие так же живут от запада к полуночи и соседят с племенем Хамовым."



Осипов Виктор   21.01.2020 08:21   Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор!
Я не знаю кто вы по определению - норманист или антиноранист, но то, что вы вполне адекватный человек, это я вижу. И это радует. Я опасался, что вы примите перевод Д.С.Лихачёва и поставите двоеточие после слова "колено", что привело бы к искажённому пониманию, что Варяги есть тоже некое племя. Увы, но многие исследователи, полагаясь на перевод Дмитрия Сергеевича именно так и считают.

По поводу моей книги. Я пришёл к решению, что некоторые главы буду печатать на этом сайте. Первая часть под названием "Варяги" опубликована мной на платформе сайта "LiveJournal" в моём блоге. На сайтах "ОК" и "Фэйсбук" есть мои группы, где главами выложена первая часть книги. Если есть желание, можете ознакомиться.

Точка не моя. В интернете есть в нескольких вариантах ПВЛ по Лаврентьевскому списку. Вот оттуда фраза и взята. Но, поскольку там идут всякие сопутствующие знаки, то, чтобы передать фразу в чистом виде пришлось пропустить её через пайнт.
Таким образом я вставляю отрывки и фразы из Летописи в свою работу. Точку между словами я просто упустил из виду. Не обращайте внимания.

Сергей Вишнёв   21.01.2020 08:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.