Рецензии на произведение «Путь из варяг в греки, или кто такие варяги»

Рецензия на «Путь из варяг в греки, или кто такие варяги» (Осипов Виктор)

Виктор, прочитал ваши измышления по поводу пути "Из варяг в Греки" и первый мой вам искренний совет - не читайте Лихачёва. В интернете есть оригинал Летописи почти по всем спискам от Лаврентьевского до Типографсикого. Постарайтесь прочитать сами.

Теперь география. Рек под названием Двина только две - Западная и Северная. То, что в Летописи сказано, что река течёт на север, так и Волга в Летописи течёт на восток. И что? А то, что это не повод для придирок. Все прекрасно знают куда течёт каждая из этих рек. Так что подменять Двину рекой Великая... Извините меня, это уж слишком.

Что касается самого пути. Вы, конечно, сейчас усмехнётесь, но... так всё и было, как написано в Летописи. Просто летописец не всё описывал досконально до ручейка, до бугорчика, а дал общую схему пути. Ведь ежу понятно, что следуя только по Варяжскому, то бишь Балтийскому морю ни в какой Рим и ни к какому Царьграду не доплывёшь. Другой вопрос, если выйти через Датские проливы в Северное море, пройти проливами между Францией и Англией, обогнуть Испанию, пройти Гибралтаром, войти в Средиземное море и только тогда попадёшь и в Рим, а от туда и к Грекам в Византию. Но с географией в Средние века не всё и не у всех было на высоте. Каждый писал так, как себе представлял. Поэтому Варяжское море у летописца есть как бы обобщённый образ всего того, о чём я сейчас написал. Всё реально и без всяких фантазий.

Теперь, что значит "Из Варягов"? Летописец не указывает конкретно от каких варягов, но даёт привязку - Варяжское море. Следовательно Варяжское море и есть отправной и заключительный пункты пути.

Полностью этот путь дан у меня в книге и здесь в рецензии я описывать не буду. Вам же желаю удачи в вашем поисковом деле. Ошибаться может любой человек, важно уметь признавать свои ошибки.

Сергей Вишнёв   20.01.2020 18:11     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!

В XIX веке был такой ученый, как Барсов, который тоже считал, что Варяжское море - совокупность морей вокруг всей Европы. Так что действительно можно доплыть из Варяжского моря в современное Средиземное море. Ещё один (не помню фамилии) считал, что варягоруссы живут на побережье ... современного Черного моря.

Географические взгляды 9-ого века - это долго копать надо. Но можно. Смею уверить Вас, что докопался.

Осипов Виктор   20.01.2020 19:03   Заявить о нарушении
Уважаемый, Виктор! О Барсове, если честно, не слышал. ТО, о чём я написал, это чисто мои умозаключения, основанные на внимательном прочтении ПВЛ. Что касается варягорусов Причерноморья..., скажем так, хорошо, что Вы не помните этого автора. Чтобы так говорить надо очень хорошо себе представлять, кто такие варяги и кто такие - Русы. Если с варягами мы с вами сошлись в одном мнении и оно правильное, то с Русами до сих пор учёный мир разбирается. Я лично докопался. Причём совершенно случайно. И кто такие Русы, которые пришли в Приладожье, и откуда они пришли, и что означает слово - Русь (Рось)

Сергей Вишнёв   20.01.2020 19:35   Заявить о нарушении
Ну что же, придется ждать Вашу книгу.
Надеюсь, что автор - Сергей Вишнев. Или псевдоним?

Осипов Виктор   20.01.2020 19:45   Заявить о нарушении
Да, насчет варягоруссов на Черном море. Прочитал об этом у такого норманиста, как Петрухин.

Осипов Виктор   20.01.2020 19:49   Заявить о нарушении
Да, ладно. Петрухин так прямо и сказал...? Впрочем, неонорманисты мне также глубоко не симпатичны, как и неоантинорманисты. Так что - ну их. Есть два пути, по которому можно следовать. Одно из них прозвучало в мультике "Маугли" - "А мы пойдём на Север!". Другой путь определил для себя молодой Владимир Ульянов(Ленин) - "Мы пойдём другим путём". Я определил свой путь по принципу "Платон мне друг, но истина дороже".

Я начинал свой путь как ярый норманист и к тому были причины. Но, по мере того, как я углублялся в предмет, классический норманизм сильно, не то чтобы пошатнулся, а сильно упал в моих глазах. Поэтому на сегодняшний момент я могу сказать про себя - я умеренный норманист. С классической версией норманизма в корне не согласен.

Что касается антинорманизма, к этим ребятам я даже простого уважения не испытываю. Впрочем, нет. В.В.Фомина я читал. Толковый дядька. С уважением отношусь к Светлане Жарниковой. Жаль, что её нет сегодня с нами. Умная женщина.

Я - Сергей Вишнёв. Если полностью - Сергей Григорьевич Вишнёв. На моей страничке ест моё фото и коротенький рассказ о себе.

Сергей Вишнёв   20.01.2020 21:07   Заявить о нарушении
Что-то я всё " Я.Я.Я..." Извините за туфтологию и не примите за самовозвеличивание...))

Сергей Вишнёв   20.01.2020 21:24   Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей Григорьевич!
Буду краток:

"Афетово бо и то колѣно Варѧзи Свеи Оурмане [Готе] Русь . Агнѧне Галичане Волъхва Римлѧне Нѣмци Корлѧзи Веньдици Фрѧгове и прочии доже присѣдѧть ѿ запада къ полуночью и съсѣдѧтьсѧ съ племѧнемъ Хамовъıм".
(Точка между словами Русь и Англяне - Ваша? В конце цитаты - моя.)

Мой перевод:
"Афетовым коленом являются и варязи: свеи, урмане, гьте, русь, англяне. Галичане, волхи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие так же живут от запада к полуночи и соседят с племенем Хамовым."



Осипов Виктор   21.01.2020 08:21   Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор!
Я не знаю кто вы по определению - норманист или антиноранист, но то, что вы вполне адекватный человек, это я вижу. И это радует. Я опасался, что вы примите перевод Д.С.Лихачёва и поставите двоеточие после слова "колено", что привело бы к искажённому пониманию, что Варяги есть тоже некое племя. Увы, но многие исследователи, полагаясь на перевод Дмитрия Сергеевича именно так и считают.

По поводу моей книги. Я пришёл к решению, что некоторые главы буду печатать на этом сайте. Первая часть под названием "Варяги" опубликована мной на платформе сайта "LiveJournal" в моём блоге. На сайтах "ОК" и "Фэйсбук" есть мои группы, где главами выложена первая часть книги. Если есть желание, можете ознакомиться.

Точка не моя. В интернете есть в нескольких вариантах ПВЛ по Лаврентьевскому списку. Вот оттуда фраза и взята. Но, поскольку там идут всякие сопутствующие знаки, то, чтобы передать фразу в чистом виде пришлось пропустить её через пайнт.
Таким образом я вставляю отрывки и фразы из Летописи в свою работу. Точку между словами я просто упустил из виду. Не обращайте внимания.

Сергей Вишнёв   21.01.2020 08:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь из варяг в греки, или кто такие варяги» (Осипов Виктор)

Если рассматривать этот вопрос с искусствоведческой позиции разглядывая античные скульптуры Золотого века древней Греции, дошедшие до нашего времени, то многие облики древних греков того времени, с чисто славянской внешностью. Да и по описаниям: многие были светловолосы и голубоглазы. Можно сказать: из греков в варяги. А это наидревнейшие времена до нашей эры,:-)

Анатолий Святов   08.05.2018 02:04     Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий!
С искусствоведческой позиции очень интересна тема развития одежды. "Греки" ходили голозадые (простите за прозу жизни), как выразился один мною уважаемый любитель - историк, и в то время как и Геродот, и Фукидид описывают климат древней "Греции" подобный нашему, то есть со снежной зимой.
В то же время "дикие варвары" ходили в штанах и рубахах. Как Вы думаете, сшить штаны и рубаху - это посложнее перекинутого через плечо куска материи? Так кто стоял на более высшей стадии развития? "Греки" или так называемые варвары?
Искал материалы по одежде в античное время. Так и не понял, что греки носили во время зимы, как утеплялись. Никаких сведений, только об "умственной отсталости" диких варваров и превосходстве греков во всем над всем остальном мире.

Осипов Виктор   08.05.2018 09:12   Заявить о нарушении
Если вы видели атлас Леонардо да Винчи, он тоже искал золотые божественные пропорции изображая обнаженное тело человека. И подобно грекам золотого века, всё же нашёл. Может быть по памяти оттуда. Что касается одежды, то в горах в мерзлоте был обнаружен охотник в приличной меховой одежде, (промелькнула информация в библиотечке "Знак вопроса"), возрастом ещё до того времени. Так что, одевались они видимо по сезону и месту нахождения. Наверняка путешествующие по временам могут рассказать лучше. Художники эпохи Возрождения изображали и те времена. Загляните на моей страничке "ИЗО эпоха Возрождения". Там найдёте,:-)

Анатолий Святов   08.05.2018 09:35   Заявить о нарушении
Художников, которые изображали и те времена и ссылки на картины.

Анатолий Святов   08.05.2018 09:44   Заявить о нарушении
В горах, по греческим понятиям, жили варвары, а не греки (разумеется, кроме гор древней Греции).

Осипов Виктор   08.05.2018 11:58   Заявить о нарушении
Это Вам нужно заглянуть в античную мифологию. Исследование А.Ф.Лосева, так и не закончившему свой труд. Фрагмент, где говорится: ветры свирепые срывали одежды! заглянуть на Олимп и в странствия Одиссея, а также на одежды, когда Зевс создавал человека, какие одежды на Гере, какие одежды на Юноне Соспиты, рассмотреть прекрасные одежды Данаи, на три грации и а одеждах и обнажённых, на Афину в шлеме (330-300 г.г. до н.э), Афродита и лебедь (изображение на кифаре. 490 г. до н.э., а также во что одета Муза играющая на лире. А она одета в блузку, юбку и шаровары. Всё это фрагменты античного искусства... Как был одет Одиссей и его спутники, когда задул стужий Борей, можете себе представить. О статуе Афины на острове Эгина, я уже и не говорю. Всё доходчиво и понятно, рассказали они о себе,:-)

Анатолий Святов   08.05.2018 14:32   Заявить о нарушении
Античная мифология в изложении современных интерпретаторов и художников так называемого Возрождения?
Большое спасибо. В смысле читать их измышлизмы не собираюсь

Осипов Виктор   08.05.2018 15:01   Заявить о нарушении
Да нет, фрески, статуи, изображения тех времён вы можете обозреть на местах и в музеях. А.Ф.Лосев из Сталинских времён (сидел в лагерях и расстрелян). Бывшему семинаристу Сталину не понравилось, какие знания и какую глубину веков он вскапывает. Всё, на этом диалог прерываю. Любознательный и ищущий найдёт. С добрыми пожеланиями.

Анатолий Святов   08.05.2018 15:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь из варяг в греки, или кто такие варяги» (Осипов Виктор)

Интересное осмысление.

К сожалению, ваши данные, Виктор, оказываются порой неточными, а трактовки — избирательными и тенденциозными.

1. Славяне начинают упоминаться в исторических источниках НЕ в 9 в., а гораздо раньше:
— у Иордана, Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега, все — 6 в., при этом венеты/венеды (с высокой вероятностью — предки славян) — ещё в 1 в., у Плиния и Тацита;
— государство Само — 7 в.;
— князья хорватов, начиная с Порги, известны с 7 в.

Так что ‛явление славян истории’ в 9 в. — это неверно.

2. «Двина из расселения славян ... и Двина из описания пути из варяг в греки ... — это разные Двины. Это разные реки.»

Едва ли, и вот почему: согласно Лаврентьевской летописи, т. е. редакции Повести временных лет [ПВЛ], как считается, 2-й,

(а) «Двина из расселения славян» — река, притоком которой является Полота, т. е., как и сами вы не сомневаетесь, Западная Двина.

(б) «Двина из описания пути из варяг в греки» — из того же Оковского леса течёт, что и Днепр, и направляется на север, и впадает в море Варяжское, т. е. Балтийское.
Это опять-таки несомненно Западная Двина; единственная неточность летописца — в том, что она якобы направляется на север; это не так. Но особой точности в части сторон света от источника почти 1000-летней давности, в отсутствие карт, похожих на современные, ожидать не стóит; всё же остальное верно.
Что же касается реки Великой: её верховья, исток — отнюдь не в Оковском лесу, а значительно западнее и севернее. Да и впадает р. Великая НЕ в Варяжское море, а в Псковское озеро (в Финский залив из Чудского озера, существенно севернее, впадает уже другая река, Нарва).
Уже по этим причинам не может Великая оказаться ещё одной Двиной из ПВЛ.

3.
«...Варяжская земля лежала в том числе на южном побережье Финского залива. Ведь Летопись так и сообщает: «по Двине — в землю варягов».»

«По Двине — в землю варягов» означает лишь, что Двина — одна из частей пути до варягов. Что варяги живут у устья Двины или по её берегам — такого вывода сделать нельзя.

4.
«Непонятно мне, как до сих пор не сумел прочитать в Летописи, кто такие варяги.»

Это давно прочитано... только вы это, к сожалению, почему-то не привели, см.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869 :

«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море ... и была у них усобица ... Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти.»

Так что варяги — несомненно германцы, а если к тому же учесть, что современное финское название шведов “ruotsi”, что очень похоже на «русь», то особенных сомнений в скандинавском происхождении варягов не остаётся, тем более с учётом их имён, которые тоже есть в ПВЛ: Рюрик, Аскольд, Дир... и мн. др.
Да и раньше в ПВЛ упоминаются варяги среди германских народов: «Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы...»

«Ведь под 862 г. в Летописи прямо написано: « Варяги в этих городах — находники». Иначе говоря, пришлые, по сравнению с коренными. Варяги — славяне, но пришлые.»

«Находники» = «пришлые» — верно, а вот что при этом они ещё и славяне — вовсе нет: это уже додумано.
Вот чуть более полная цитата (ссылка выше): «Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи...» Не объединяет летописец варягов со славянами и кривичами.

5. «...Древней, или Исконной Руси... на Волге» — очень сомнительно её наличие, уже хотя бы потому, что
— само название «Русь» ‛нерусского’ (такой вот парадокс), т. е. неславянского происхождения: происходит оно от названия варяжского народа «русь» (ПВЛ: "от варягъ бо прозвашася русью", т. е. «от варягов ведь прозвались русью»), отдельные представители которого зовутся в ПВЛ русинами, так что ‛исконность’ названия — уже даже не вопрос;
— ПВЛ: «...Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами» — все эти славянские народы жили тогда, в 9—10 вв., несколько западнее Волги, а на Волге, да и во многих других местах рядом со славянами жили другие народы: балты и финно-угры, см. ПВЛ. Восточные славяне осваивали Волгу долго, и основательно освоили уже позже.

Деким

Деким Лабериев   16.03.2018 14:38     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Деким!
Даже не хочу спорить с Вашими замечаниями, дело в том, что пишу по результатам первого прочтения документа, то есть фактически обозначаю вопросы, которые возникли после этого первого прочтения. Осмысление прочитанного еще продолжается.
Об одном хотелось бы сказать. Почему на "пути из Варяг в Греки" нигде в летописи не упоминаются ни Русь, ни земли варягов. А вот на пути из Волги в Двину автор летописи прямо пишет:"Ис того же лѣса потечеть Волга на въстокъ и вътечет седьмьюдесятъ жерелъ в море Хвалийское. Тѣмьже из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жеребий Симовъ, а по Двинѣ въ Варягы, а изъ Варягъ и до Рима, от Рима же и до племени Хамова".
Как видно из текста, Русь и земли варягов упоминаются только на пути Волга - Двина. А на пути Днепр - Волхов Русь вовсе не упоминается, а варяги упоминаются только в названии пути.
Как Вы думаете, это случайность? очередная?

Осипов Виктор   16.03.2018 17:29   Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор,

>> Почему на "пути из Варяг в Греки" нигде в летописи
>> не упоминаются ни Русь, ни земли варягов.

См. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869 ; строго говоря, именно «путь из варяг в греки» в ПВЛ практически совсем не описан, описан же — обратный путь, «из греков» (в варяги, конечно):

"...бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское."

Как можно видеть, это общегеографическое описание пути; ни народы, ни страны тут вообще не упоминаются, никакие.

>> на пути Днепр — Волхов Русь вовсе не упоминается,
>> а варяги упоминаются только в названии пути

Да, как и греки. Только это не сами варяги, а их земли: ведь «путь из варяг в греки» — это путь из земель варягов в земли греков, НЕ путь от варяга до грека.

>> Русь и земли варягов упоминаются только на пути Волга — Двина.

Да нет, сказано немного другое, именно: "из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары [...], а по Двинѣ въ Варягы [...]", т. е. описаны два разных пути из Руси в разные земли. А вот пути Волга — Двина там нет.

Деким

Деким Лабериев   19.03.2018 12:38   Заявить о нарушении