Рецензия на «Путь из варяг в греки, или кто такие варяги» (Осипов Виктор)

Интересное осмысление.

К сожалению, ваши данные, Виктор, оказываются порой неточными, а трактовки — избирательными и тенденциозными.

1. Славяне начинают упоминаться в исторических источниках НЕ в 9 в., а гораздо раньше:
— у Иордана, Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега, все — 6 в., при этом венеты/венеды (с высокой вероятностью — предки славян) — ещё в 1 в., у Плиния и Тацита;
— государство Само — 7 в.;
— князья хорватов, начиная с Порги, известны с 7 в.

Так что ‛явление славян истории’ в 9 в. — это неверно.

2. «Двина из расселения славян ... и Двина из описания пути из варяг в греки ... — это разные Двины. Это разные реки.»

Едва ли, и вот почему: согласно Лаврентьевской летописи, т. е. редакции Повести временных лет [ПВЛ], как считается, 2-й,

(а) «Двина из расселения славян» — река, притоком которой является Полота, т. е., как и сами вы не сомневаетесь, Западная Двина.

(б) «Двина из описания пути из варяг в греки» — из того же Оковского леса течёт, что и Днепр, и направляется на север, и впадает в море Варяжское, т. е. Балтийское.
Это опять-таки несомненно Западная Двина; единственная неточность летописца — в том, что она якобы направляется на север; это не так. Но особой точности в части сторон света от источника почти 1000-летней давности, в отсутствие карт, похожих на современные, ожидать не стóит; всё же остальное верно.
Что же касается реки Великой: её верховья, исток — отнюдь не в Оковском лесу, а значительно западнее и севернее. Да и впадает р. Великая НЕ в Варяжское море, а в Псковское озеро (в Финский залив из Чудского озера, существенно севернее, впадает уже другая река, Нарва).
Уже по этим причинам не может Великая оказаться ещё одной Двиной из ПВЛ.

3.
«...Варяжская земля лежала в том числе на южном побережье Финского залива. Ведь Летопись так и сообщает: «по Двине — в землю варягов».»

«По Двине — в землю варягов» означает лишь, что Двина — одна из частей пути до варягов. Что варяги живут у устья Двины или по её берегам — такого вывода сделать нельзя.

4.
«Непонятно мне, как до сих пор не сумел прочитать в Летописи, кто такие варяги.»

Это давно прочитано... только вы это, к сожалению, почему-то не привели, см.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869 :

«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море ... и была у них усобица ... Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти.»

Так что варяги — несомненно германцы, а если к тому же учесть, что современное финское название шведов “ruotsi”, что очень похоже на «русь», то особенных сомнений в скандинавском происхождении варягов не остаётся, тем более с учётом их имён, которые тоже есть в ПВЛ: Рюрик, Аскольд, Дир... и мн. др.
Да и раньше в ПВЛ упоминаются варяги среди германских народов: «Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы...»

«Ведь под 862 г. в Летописи прямо написано: « Варяги в этих городах — находники». Иначе говоря, пришлые, по сравнению с коренными. Варяги — славяне, но пришлые.»

«Находники» = «пришлые» — верно, а вот что при этом они ещё и славяне — вовсе нет: это уже додумано.
Вот чуть более полная цитата (ссылка выше): «Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи...» Не объединяет летописец варягов со славянами и кривичами.

5. «...Древней, или Исконной Руси... на Волге» — очень сомнительно её наличие, уже хотя бы потому, что
— само название «Русь» ‛нерусского’ (такой вот парадокс), т. е. неславянского происхождения: происходит оно от названия варяжского народа «русь» (ПВЛ: "от варягъ бо прозвашася русью", т. е. «от варягов ведь прозвались русью»), отдельные представители которого зовутся в ПВЛ русинами, так что ‛исконность’ названия — уже даже не вопрос;
— ПВЛ: «...Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами» — все эти славянские народы жили тогда, в 9—10 вв., несколько западнее Волги, а на Волге, да и во многих других местах рядом со славянами жили другие народы: балты и финно-угры, см. ПВЛ. Восточные славяне осваивали Волгу долго, и основательно освоили уже позже.

Деким

Деким Лабериев   16.03.2018 14:38     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Деким!
Даже не хочу спорить с Вашими замечаниями, дело в том, что пишу по результатам первого прочтения документа, то есть фактически обозначаю вопросы, которые возникли после этого первого прочтения. Осмысление прочитанного еще продолжается.
Об одном хотелось бы сказать. Почему на "пути из Варяг в Греки" нигде в летописи не упоминаются ни Русь, ни земли варягов. А вот на пути из Волги в Двину автор летописи прямо пишет:"Ис того же лѣса потечеть Волга на въстокъ и вътечет седьмьюдесятъ жерелъ в море Хвалийское. Тѣмьже из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жеребий Симовъ, а по Двинѣ въ Варягы, а изъ Варягъ и до Рима, от Рима же и до племени Хамова".
Как видно из текста, Русь и земли варягов упоминаются только на пути Волга - Двина. А на пути Днепр - Волхов Русь вовсе не упоминается, а варяги упоминаются только в названии пути.
Как Вы думаете, это случайность? очередная?

Осипов Виктор   16.03.2018 17:29   Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор,

>> Почему на "пути из Варяг в Греки" нигде в летописи
>> не упоминаются ни Русь, ни земли варягов.

См. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869 ; строго говоря, именно «путь из варяг в греки» в ПВЛ практически совсем не описан, описан же — обратный путь, «из греков» (в варяги, конечно):

"...бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское."

Как можно видеть, это общегеографическое описание пути; ни народы, ни страны тут вообще не упоминаются, никакие.

>> на пути Днепр — Волхов Русь вовсе не упоминается,
>> а варяги упоминаются только в названии пути

Да, как и греки. Только это не сами варяги, а их земли: ведь «путь из варяг в греки» — это путь из земель варягов в земли греков, НЕ путь от варяга до грека.

>> Русь и земли варягов упоминаются только на пути Волга — Двина.

Да нет, сказано немного другое, именно: "из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары [...], а по Двинѣ въ Варягы [...]", т. е. описаны два разных пути из Руси в разные земли. А вот пути Волга — Двина там нет.

Деким

Деким Лабериев   19.03.2018 12:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Осипов Виктор
Перейти к списку рецензий, написанных автором Деким Лабериев
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.03.2018