Как наши издатели озаботились читателями

КАК НАШИ ИЗДАТЕЛИ ОЗАБОТИЛИСЬ ЧИТАТЕЛЯМИ



25 апреля  текущего года на телеканале ОРТ прошла встреча с российскими издателями. Надо сказать, очень грустное зрелище. С первых слов выступающих стало очевидно – руководители фирм, в авторы которых мечтают попасть тысячи пишущих россиян, растеряны и не знают, что им делать с их бедственным положением. Между тем, в Германии провели какие-то  подсчеты и определили, что России по количеству читателей – на третьем месте в мире. Огласив эти данные, ведущий сразу же заметил, как смутились издатели – у них совершенно иные данные. Продажа книг резко сократилась, соответственно, и их издание. В штатах издательств работают по… десять человек. То есть, можно понять, что это люди, которые принимают платные заказы на крохотные тиражи. Самый «сверхъестественный» - три тысячи экземпляров. И я при этом замечу, что на встрече присутствовали представители самых известных издательств, например. «Эксмо».
Вот ее выступление было, наверное, самым удивительным. Девушка предложила привлекать к чтению книг обывателя строительством новых роскошных библиотек. Потом она еще много чего нереального и странного произносила, а я слушала ее и  удивлялась – почему это все собравшиеся считают, что в России мало читают? Напротив, мне кажется,  гораздо больше, чем даже в СССР. Более того, Россия сегодня активно привлекла зарубежного русскоязычного читателя, который  составляет процентов тридцать в общем количестве.
Откуда я это знаю? А посмотрите, кто в Сети читает по ночам? Конечно, американцы и израильтяне. Потому что наши ночи – это их дни.
Поскольку у меня на Прозе порядочно читателей, я уже давно смогла сделать определенные выводы об их пристрастиях. Ну, во-первых,  по тематике – читают все! От исторических очерков до пьес в стихах. Последнее, вообще-то даже невероятно, исходя из общепринятого мнения, что интеллектуальное элитарное чтиво у россиян не имеет спроса. Во-вторых, наплыв читателей происходит во время крупных … спортивных событий. Например, в день заезда  гостей Олимпиады в Сочи в 2014 году вечером ко мне зашли сразу двести человек. Думаю, у многих читаемых авторов было то же самое. Можно себе даже представить эту картину: приехали люди издалека,  устали. Поселились в комфортные номера и – за планшеты, почитать, отдохнуть душой!
Но представители издательств уверяют, что россияне читать никак не хотят! Особенно «очень известных» писателей, лауреатов Букеровской премии. То есть, русофобов и провокаторов. Другим такую премию никто не даст. В Москве их еще как-то  читают. А вот  в регионах – ну никак! И что с этим делать? – убивались издатели… Заметив, что даже запрет бесплатных литературных порталов, их блокировка, ни к чему не привела.
Ну что на это ответить? Писатели на Прозе и на Стихи Ру не имеют возможности рекламы, они не имеют  вообще никаких возможностей и привилегий кроме трудолюбия и преданности литературе. Но читатель идет к ним! Не потому что там дешевле, хотя этот «советский» фактор тоже имеет значение, а в основном потому, что тут интереснее и многообразнее.
И последнее. Мне запомнилась  одна фраза, произнесенная кем-то из издателей: «А вы знаете, кого из узнаваемых и еще популярных авторов мы вынуждены издавать?  Этим людям по семьдесят-восемьдесят лет. Это же ужас!»
То есть, к писательским «ужасам», по меркам современных российских издателей, сегодня можно отнести классиков Вольтера, Лафонтена, Гёте, Жорд Санд (Аврору Дюдеван), наших Василия Жуковского и Льва Толстого, конечно же, и многих других, которые соизволили дожить до семидесяти-восьмидесяти лет, не прекращая работать и делать мир счастливее.
Ну что тут скажешь? Каковы у нас издатели, таковы у них и читатели. Чего ж, как говорится, на зеркало-то пенять…


Рецензии
С вашего позволения оставлю пару наблюдений здесь.
Про учебную литературу говорить не буду. Это немного отдельная тема поскольку неотделима от системы образования. Но вот про художественную литературу и научно-популярную….

Захожу в один из книжных магазинов. И какие книги я вижу? «Историю государства …» от Акунина. Замечательно. После этого видимо читатель прямо таки должен броситься к прилавкам… Я понимаю, что издатели руководствуются лишь возможностью заработать… Но не до такой же степени.

Ладно. Прошли дальше. Идем к моему любимому фэнтези. Здесь все культурно. Русские авторы и зарубежные (в отделах с фантастикой такой же порядок). Но только вот что там у наших. Ага. Книги, которые не прошли никакой редактуры. Не удивлюсь, если там оставлен первоначальный текст автора. Только сегодня разговаривал со своей знакомой о такой книге «уважаемых» наших писателей. Книга получила какой-то приз. Но вот беда. На первых страницах в одном из предложений говориться некоторое словосочетание. Оно практически заканчивает предложение, а в следующее предложение это словосочетание уже начинает. Видимо это из разряда два раза два раза не повторять. Извините, но подобное я сам могу написать.

С зарубежными авторами другие беды. Возможно, вы знаете о такой серии книг «Ведьмак» Сапковского. Так вот. Сейчас в серии семь оригинальных книг и еще одну автор написал довольно недавно. Но наши издатели настоящие Гении. В семи оригинальных книгах сюжет вращается вокруг собственно ведьмака и его приемной дочери. Естественно, что книги повествуют о них обоих постепенно рассказывая их истории. Но наши издатели приняли высокое решение о том, что можно издать не только одну большую книгу в которой напечатаны все семь томов истории, но и разделить всю историю между двумя героями. Вот вам история девочки, а вот – ведьмака. Пролистав книжки я не понял куда они выкинули множество второстепенных но не менее важных героев… Но самое смешное что финала истории ни в книге «девочки» ни в книге «ведьмака» так и не нашлось. Подобное действие можно сравнить лишь с одним – если бы из картины - часть отрезали, часть выкинули бы, а остальное пропустили через мясорубку и тщательно перемешав, наконец то показали бы вам. Поняли бы вы что там художник изобразил? Так и тут. Главное на фанатах и поклонниках серии денег набить.

Тоже самое, и с переизданиями зарубежных хитов якобы под другим переводом. Причем такими «качественными» переводами что еще раз начинаешь задаваться вопросами: а нужны ли издателям читатели? Нужно ли уважение читателей к издателю?
Извините за излишние эмоции.
С Уважением,

Максим Рыцарев   27.05.2017 21:50     Заявить о нарушении
Ну все правильно. Так и есть. Из-за бедности в издательствах сегодня нет редакторов. Я с этим столкнулась, когда издавала свои книги.

Татьяна Щербакова   27.05.2017 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.