Одиночество, фантазии и контрабас

Несостоявшаяся судьба, гибель таланта, угасание души и безнадежное одиночество... Драма маленького человека, частичка которого живет во многих из нас.

Удивительный, пронзительно-печальный спектакль " Контрабас " поставил режиссер Глеб Черепанов по повести Патрика Зюскинда на сцене МХТ им. Чехова.

Эта иронично-философская постановка, сделанная в жанре трагифарса, лишена традиционных недостатков моноспектаклей ( перегруженность текстом, некая монотонность изложения, затянутость ). Ничего этого здесь нет, напротив - действие развивается весьма динамично и захватывающе.

Два часа на сцене блистательно и мощно лицедействовал Константин Хабенский - на одном дыхании, на обнаженном нерве, ярко и виртуозно. Давно мы не слышали таких бурных и искренних зрительских оваций и не видели такого количества преподнесенных актеру цветов.

Сценический герой Хабенского живет в абсолютно закрытом для посторонних глаз мире - его небольшая квартирка тщательно обита многочисленными матрасами, которые символизируют не только запредельную изолированность жилища, но и духоту атмосферы существования героя.

Первые минут десять актер играет без слов, но крайне выразительно. Наблюдая, как нервно его персонаж переодевается, какую одежду носит, как двигается и смотрит в зал, видно, что перед нами - ярко выраженный неудачник, безмерно одинокий, нелепый и несчастный человек, спрятавшийся от окружающего мира в свое убежище, как в скорлупу. У него абсолютно никого нет - ни жены, ни родителей, ни друзей.
Есть только МУЗЫКА и Контрабас, на котором он играет в каком-то симфоническом оркестре, и который любит и ненавидит одновременно.
Контрабас для него - живое и единственное родное существо. Музыкант разговаривает с ним, спорит, а порою даже и по-настоящему обижается на своего молчаливого друга.

В начале спектакля контрабасист держится с большим достоинством, рассказывая зрительному залу о преимуществах контрабаса, его необыкновенном звучании, монументальности и о том, что ни одно серьезное музыкальное произведение не может обойтись без контрабаса. Приводит интересные факты из жизни великих музыкантов.
Короче, старается убедить себя и зрителей в том, что у него в жизни все замечательно. Но мы, тем не менее, ощущаем, что эти пространные рассуждения - лишь некая "самоуспокоительная" психотерапия.

И однажды псевдоблагополучный и зыбкий внутренний мир оркестранта рухнул, как карточный домик. Все изменилось, когда он внезапно влюбился в певицу - солистку своего оркестра.
Пришел конец спокойствию контрабасиста, который вдруг остро и болезненно ощутил то, о чем старался никогда не думать - свою ущербность и ненужность. С саднящей душевной болью рассказывает он залу о собственном профессиональном ничтожестве, о том, что в иерархии оркестра занимает самое последнее, 16-е место, не имея никаких перспектив для роста.
В оркестре его толком не видно и не слышно, с ним никто не общается, многие вообще не знают о его существовании. Уйдет - и никто не заметит. Зарплата небольшая.
А ненавистный Контрабас - нелепый, огромный, неподъемный инструмент с ограниченными музыкальными возможностями, представляет собой как бы олицетворение жизненных неудач его владельца, который с горечью заявляет, что ни один серьезный композитор не пишет музыкальных произведений специально для контрабаса - для этого есть другие, нормальные инструменты ( скрипки, кларнеты и прочие ).

Герой явственно осознает, что совершенно не интересен певице, в которую безнадежно влюбился. Но, тем не менее, постоянно думает о ней, погружаясь в буйные и несбыточные фантазии. Эта женщина воплощает в себе МУЗЫКУ, в которую музыкант влюблен с самого детства. И теперь он задумал сочинить большое музыкальное произведение - для контрабаса и женского сопрано.

Но это все мечты. А в реальности певицу совсем не интересуют ни неудачливый оркестрант, ни его его убогий контрабас. Ее предпочтения отданы дирижеру, композитору и ведущим солистам оркестра, а контрабасиста она просто не замечает. Даже технический директор сцены ей более интересен, чем он !
Но музыкант, ощущая жизненную безысходность, продолжает мечтать и любить, цепляясь за свое чувство, как за спасательный круг.

Как же важно для любого творческого человека в самом начале жизненного пути нащупать СВОЮ дорогу, правильно выбрать точку отсчета и вектор последующего движения к заветной цели, не взирая на возможные искушения, соблазны и врЕменные разочарования.

В свое время наш герой был необычайно музыкально одаренным ребенком, в молодости подавал весьма большие надежды. Но однажды из вредности, желая "насолить" родителям и еще кому-то, устроился в оркестр на вакансию контрабасиста. Хотел что-то доказать и "самоутвердиться", потом совершил еще массу необдуманных поступков.
В итоге - имеет то, что имеет. Талант измельчал, и душа почти угасла. Вынужден постоянно ходить на постылую работу и заниматься нелюбимым делом.

Временами приходило горькое осознание того, что прожил он не свою, а чужую жизнь. В такие минуты контрабасист обычно утешал себя мыслями о том, что жизнь его, в общем-то, не так уж и плоха - работает в государственном оркестре, получает нормально, работа стабильная, хорошая пенсия в будущем. Да и на работе можно не особо напрягаться.

Но теперь жизнь неудачника кардинально переменилась. Она озарена МЕЧТОЙ. Жизнь обрела смысл, ему вдруг нестерпимо захотелось вылезти на свет Божий из своей тараканьей щели и совершить ПОСТУПОК.
Завтра должен быть большой концерт, на котором будут присутствовать даже некоторые члены правительства. Будет петь любимая певица в сопровождении его оркестра.
И герой решает, что завтра, перед ее выступлением, он вылезет из задворков оркестровой ямы, поднимется в полный рост и объявит всему залу, что любит эту женщину. Тогда она, наконец, заметит его, и быть может, они даже поговорят.
" Завтра об этом будет напечатано в газетах ! " - взволнованно кричит в зал Хабенский. " Да, будет грандиозный скандал, меня выгонят с работы, но я сделаю это !!! ".

По-видимому, музыканта опять захлестнули фантазии. В глубине души он обреченно понимает, что вряд ли сделает так потому, что пропадет в жизни без Музыки и Оркестра. Замкнутый круг.

Охваченный неуправляемой стихией эмоций, герой Хабенского нервно раздевается и замачивает в тазике с водой фрак и брюки, чтобы непременно постирать их, высушить и погладить - для завтрашнего РЕШАЮЩЕГО концерта.
Живя в своем виртуальном мире, он не в состоянии совершать реальные поступки. Да ему этого и не надо. Достаточно их лишь ОБОЗНАЧИТЬ и снова погрузиться в деформированный мир фантазий.

Да, его любовь - недостижимая МЕЧТА. Но тем не менее, она не умирает, придавая убогому существованию музыканта высший жизненный смысл.. Душа обрела точку опоры, пусть даже и несколько зыбкую. И, быть может, в бессмысленной и ненужной жизни что-то изменится к лучшему. Режиссер, вроде бы, оставляет герою такую надежду. Занавес.

Однако спектакль еще не закончился. Занавес открывается. Теперь на сцене двое - контрабасист-неудачник и певица, в которую он влюблен.
МЕЧТА все-таки материализовалась. Герой вдохновенно играет на контрабасе свое произведение, написанное специально для НЕЕ, которая стоит рядом. Минуты три они на сцене вместе - он играет, она поет. Недостижимая гармония. Но вот песня закончилась и МЕЧТА исчезла, растаяв в сумраке кулис.

Возвращается повседневная реальность. Стоит отрешенно на краешке сцены несчастный музыкант - нелепый, неприкаянный, бесконечно одинокий, в мокром костюме. Ему холодно и неуютно в чужом и враждебном реальном мире, в котором у него есть только один-единственный друг - Контрабас.


Рецензии
Общее впечатление: работа с большим подтекстом. Внешняя форма - вполне состоявшаяся рецензия на спектакль, с подробным комментарием и убедительным психологическим анализом. Это все внешне, сверху, пробежка по вершкам. Что касается внутреннего содержания, здесь, простите, все не так просто. Отсюда, если хотите, начинается таинство. То, что называется философской сутью бытия. Лично у меня герой не вызывает жалости. У него, действительно, не самая жестокая в жизни планида. Что, в таком случае, говорить о дворнике, которому суждено до конца жизни подметать двор и убирать за нами мусор? Ничтожная должность, бестолковая работа. Но ведь без дворника нельзя? И вот приходит, вдруг, понимание, что дворник тоже человек, и к тому же, более нужный, чем скажем, какой-нибудь, народный депутат! Вот и герой "Одиночества" может интерпретироваться во множестве различных вариантов. В меру, так сказать, испорченности каждого из нас. А какова эта мера? Вот в чем вопрос, как говаривал Шекспировский Гамлет.

Константин Франишин 2   20.08.2017 11:34     Заявить о нарушении
Статьи о театре - особая часть моего творчества. Давая рецензии на спектакль, я, помимо эмоциональной оценки увиденного, пытаюсь понять замысел режиссера и провести свой личный психологический анализ.
Режиссерская трактовка данного спектакля мне близка и понятна. И это касается именно внутреннего содержания, "философской сути бытия", как Вы выразились. Именно об этом я и пишу, уважаемый Константин Леонидович.

Это пронзительная постановка об угасании души, деградации таланта и сопутствующем беспросветном одиночестве. Хабенский играет как бы материализованные мысли главного героя. И мне жаль его очень талантливого в прошлом героя, не сумевшего реализоваться в своем музыкальном ТВОРЧЕСТВЕ.
Сломавшегося, спрятавшегося от окружающего мира в своем замкнутом мирке.

Живя в своем виртуальном мире, он уже не в состоянии совершать реальные ПОСТУПКИ. Да ему этого и не надо. Достаточно лишь обозначить их и снова погрузиться в деформированный мир фантазий. Кстати, этот абзац я взял из своей рецензии. Можно привести еще слова, но проще - перечитать рецензию и посетить театр ( МХТ ).

Хочу отметить, что приведенная Вами аналогия с дворником представляется не удачной. В спектакле речь идет о деградации ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, разрушении ее творческих идеалов, и метла здесь не причем

Романов Владимир Владимирович   20.08.2017 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.