От Японии до Чёрного моря

Окончание. Начало смотрите здесь - http://www.proza.ru/2017/05/07/2002

Страна восходящего солнца после рассказов "бывалых" представлялась мне большим универмагом с копеечными ценами, и я был очень удивлён, когда мои представления оказались неверными. Денег по приходу в Кобе нам выдали за месяц, и при зарплате в восемнадцать инвалютных рублей, я получил около семи тысяч японских йен. Часа два я их не тратил, и только удивлялся неожиданной для меня дороговизне.

Но после того, как я решился купить для жены красивое синее гипюровое платье за две тысячи, что-то преломилось в моём сознании и цены я стал воспринимать уже по другому. Довольно быстро я приобрёл для сына три пары шортиков, пару рубашек  и мягкие ботиночки, издающие писк при каждом шаге. На этом я остановился. Впереди были ещё  другие два порта, нужно было поберечь остатки денег.

Запомнился  в городе мне только очень красивый искусственный сад с кафе на крыше торгового  центра. Зрелище было необычное. Оазис среди шумного современного города. Помню, что мне это ощущение понравилось.

Металлическую чушку, которую мы привезли в Японию, выгружали очень быстро, и времени на прогулки было не много. Выйти в город со своими старшими товарищами не получилось нигде. Каменчук был занят на выгрузке, а Валера - на ремонте главного двигателя.  Моточистки  под руководством второго механика, выполняла рембригада.  Молодёжь использовали на менее ответственных и более грязных работах.
 
Впервые в жизни мне довелось побывать в подпоршневом пространстве главного двигателя. И не просто побывать, а буквально вылизать его начисто. Каждому мотористу достался один цилиндр. Разворачиваться под втулкой цилиндра вокруг поршневого  штока было нелегко даже нам, тогда худеньким и физически здоровым - не хватало практики. Но коренастый сорокалетний второй механик  после окончания работ  пролез по всем цилиндрам с фонариком и заставил нас повторить мойку.

Второй раз, по чистому, у нас получилось отлично. Но проверять Пащенко уже не стал. На этой работе мы израсходовали всю оставшуюся ветошь и думали уже, что ежедневные протирания главного двигателя отменят. Не тут-то было. Иван Егорович  нашёл где-то метров пять плотной и мягкой светлой ткани, порезал её на части, примерно в половину квадратного метра каждый, и раздал по куску материи каждому.

- Это вам - до возвращения домой, - сказал он. - Берегите, другой ветоши не дам. Стирайте  в солярке, выжимайте насухо  и используйте  снова.
Выхода у нас не было. Каждый из нас нашёл для себя под плитами какой-нибудь редко используемый клапан, и в конце вахты развешивал свою ветошь на маховике клапана для просушки.
 
Только сейчас, заглянув в интернет, я узнал, что все три порта выгрузки, - Кобе, Иокагама и Вакаяма располагались на одном и том же острове Хонсю, самом большом острове Японии. Кобе, сам по себе крупный город, находился недалеко от Осаки, третьего по величине города страны. Иокогама, город-побратим нашей Одессы, ещё крупнее - там три миллиона жителей -  вблизи столицы - Токио. Третий порт, Вакаяма - небольшой, но и там живёт полмиллиона.

После выгрузки "Брацлав" взял курс на Индонезию. Предстояла погрузка каучука на Чёрное море в Джакарте, Сурабайе и Беловане. В то время СССР и Индонезия дружили, и президента Сукарно радио поминало не реже, чем ранее  Мао Дзе Дуна. Даже и песню  сочинили  -  "Парень из Джакарты",  Владимир Трошин  её пел.  В Джакарте первый помощник  Лобач организовал экскурсию по городу, с посещением зоопарка, очень большого, одного из старейших в мире, в котором было более трёх тысяч разных видов животных и птиц.

Расположенная на северо-западном побережье острова Ява, Джакарта триста лет носила имя Батавии. И про Батавию мне тоже вспоминается песня, которую я много раз слышал в детстве в исполнении моего старшего брата. Её слова мне хочется привести полностью, так как они с детства будоражили мою душу.


Есть в Батавии маленький дом,
Он стоит на утесе крутом.
В этом доме в двенадцать часов
Старый негр отпирает засов.

Там за тенью является тень,
И скрипит под ногами ступень.
Звон бокалов и говор гостей,
стон гитар, стук игральных костей.

Но за час до скандалов и драк
Там зловещий сгущается мрак –
И срывается брань с языка,
И срезается жизнь с волоска.

           «Дорога в жизни одна,
           Всех к смерти ведёт она.
           Днём раньше, днём позже умрёшь,
           А прошлого уж не вернёшь.

           Один раз в жизни живёшь,
           Что можешь от жизни берёшь,
           Но девушек пылких
           И рома бутылку
           С собой на тот свет не возьмёшь!»

Из-за пары распущенных кос,
Что пленили своей красотой,
С оборванцем подрался матрос,
Подбиваемый шумной толпой.

Оборванец был ловок и смел.
Он и пил, и грешил - не хмелел.
А матрос и в любви был горяч,
И в бою не знавал неудач.

Время за полночь было тогда –
где-то вспыхнула злая звезда,
и сверкала очами она –
та, чьи косы роскошнее льна.

           «Дорога в жизни одна,
           Всех к смерти ведёт она.
           Днём раньше, днём позже умрёшь,
           А прошлого уж не вернёшь.

           Один раз в жизни живёшь,
           Что можешь от жизни берёшь,
           Но девушек пылких
           И рома бутылку
           С собой на тот свет не возьмёшь!»

И сцепились два тела, дрожа,
И сверкнули два острых ножа,
И с кровавою пеной у губ
Рухнул наземь немеющий труп.

Вытер вор окровавленный нож:
- Знай, мол, наших и наше не трожь!
Он склонился, вгляделся – и вдруг
выпал нож из трясущихся рук!

Больно ночь приключилась светла,
Больно быстро звезда истекла...
И бродяга слезы не унял:
Он братишку родного узнал.

           «Дорога в жизни одна,
           Всех к смерти ведёт она.
           Днём раньше, днём позже умрёшь,
           А прошлого уж не вернёшь.

           Один раз в жизни живёшь,
           Что можешь от жизни берёшь,
           Но девушек пылких
           И рома бутылку
           С собой на тот свет не возьмёшь!»

А красотка стояла в дверях,
Щекотала косою косяк,
И глядела на стынущий прах,
Над которым склонился босяк.

Оглянулся несчастный - и вдруг
Злое жало метнулось из рук
И ужалило белую грудь...
- Доигралась, лохматая блудь?!

И судила-рядила толпа,
Как жестоко обчёлся матрос
И пропал оборванец сглупа
из-за пары распущенных кос...

           «Дорога в жизни одна,
           Всех к смерти ведёт она.
           Днём раньше, днём позже умрёшь,
           А прошлого уж не вернёшь.

           Один раз в жизни живёшь,
           Что можешь от жизни берёшь,
           Но девушек пылких
           И рома бутылку
           С собой на тот свет не возьмёшь!»

Есть в Батавии маленький дом,
Он стоит на утесе крутом.
Там за час до скандалов и драк
Кровь играет и льётся коньяк.

           «Дорога в жизни одна,
           Всех к смерти ведёт она.
           Днём раньше, днём позже умрёшь,
           А прошлого уж не вернёшь.

           Один раз в жизни живёшь,
           Что можешь от жизни берёшь,
           Но девушек пылких
           И рома бутылку
           С собой на тот свет не возьмёшь!»

Жизнь моряка непредсказуема. И в Индонезию я тоже больше не попадал. А вот в Сингапур, наш  следующий порт, заходил много раз. И не удивительно, уж очень удобно он расположен. Все проходящие мимо суда пополняют там запасы продовольствия, топлива, технического снабжения.

Тогда,  в 1967 году, Сингапур только-только получил  независимость от Малайзии. За последние пятьдесят лет он изменился необыкновенно,  стал  одним из самых процветающих государств Азии.
 
Но тогда всё было по-другому. Едва только мы встали на якорь на рейде Сингапура, на борт вскарабкался  десяток торговцев с огромными тюками "колониальных товаров". Нейлоновые пальто, джинсы, рулоны гипюра, портативные магнитофоны, зонтики, наборы дешёвой косметики, женских трусиков, жвачка, тигровая мазь, магнитные браслеты от гипертонии - такой, примерно,  ассортимент товаров продавцы раскладывали прямо на палубе кормовой надстройки.

- " Малай-базар" - объяснили мне бывалые моряки. - Только чего они приехали? Нам же увольнение обещали!

Увольнение - увольнением, но в город весь экипаж уехать не мог, часть - вахту стоит, часть - топливо принимает,  часть - свежую провизию. А стоянка - всего один световой день. Я-то как раз в город поехал, но снова не попал ни в группу Валеры, ни в группу доктора. А ходить по городу ввосьмером - уже чересчур, и вчетвером-то неудобно. Но далеко мы и не ходили, время поджимало. Доехали на катере до пирса, вышли на широкую припортовую улицу, перешли дорогу, и вот он перед нами - тот самый "Малай-базар", ряд магазинчиков и лотков вдоль кривой улицы, уходящей вдаль от порта.

Для того, чтобы купить там что-то, нужно было заранее знать примерную цену,  продавцы её завышали безбожно. На самые ходовые товары цены мы знали, и торговцы старались обдурить нас по-другому, всучив некондиционный товар. Я,к примеру, купил себе пальто, застёгивающееся на "женскую" сторону. Его на меня напялили, застегнули, одобрительно поцокали языками. Пришлось брать. (Намучился я с ним потом на одесском толчке). Общий уровень цен был, конечно, намного ниже, чем в Японии, но качество значительно хуже.

Уже после Сингапура, когда мы на полных парах направлялись домой, после ужина я заглянул в каюту Борисова позвать его на вахту. Там было необычно многолюдно - собралась вся наша молодёжь. Хозяева каюты, поварёнок, два молодых матроса, Юрка-практикант, сидели кружком прямо на палубе. Возле каждого была кучка "колониальных товаров".
- В карты, что ли, играете на интерес? - полюбопытствовал я.
- Меняемся покупками, - объяснили мне. Мне стало интересно, и я задержался.

Юре, единственному нашему практиканту, не было ещё и двадцати. На "Брацлаве" он оформлял стенгазету. Несмотря на самую низкую зарплату, отоварился он в Японии лучше всех. Денег у него было мало, а свободного времени - много, он никуда не спешил и многое примечал своим цепким глазом художника. Он накупил необычного товара, в основном, японскую пиротехнику, и увидев её уже на судне, молодёжь обалдела. Стали просить его продать часть, или поменять на что-то. Кончились обмены тем, что Юра стал обладателем новенького диктофона, не устроившего первого владельца низкой скоростью. Через пару недель он нас порадовал записанной на ленте инсценировкой будущей встречи Димки Борисова с невестой.

На обратном пути на Чёрное море остановки главного двигателя стали происходить ещё чаще. Это было связано с тем, что отечественный, так называемый "флотский" мазут закончился, а полученный  в Сингапуре оказался низкого качества, гораздо более вязкий.
 
Из-за этого и с топливными сепараторами мы возились много, барабаны забивались шламом, приходилось их часто разбирать. Конструкция отечественных  сепараторов марки СЦ-3 была несовершенна, многие барабаны имели микротрещины, и через несколько лет после описываемых событий, в одесском  порту произошёл групповой несчастный случай со смертельным исходом. Погибли два третьих механика: сдающий дела третий механик теплохода "Партизанская слава", и принимающий.
 
Оба они были однокурсниками Валеры Ловенчука. Заметив повышенную вибрацию при пуске, ребята зашли на "Комсомольскую славу", которая только вернулась из рейса.  Попросили Валеру помочь, - посмотреть и послушать сепаратор. Валера ждал бункеровки, и пойти с ними не смог. Это его и спасло. При очередном запуске, при выходе на рабочие три тысячи оборотов в минуту, сепаратор разлетелся на мелкие части. После этой аварии все однотипные сепараторы заменили на другие, марки "Альфа-Лаваль".

И вот только с ним, с Валерой,  мы сейчас изредка перезваниваемся. Владимир  Каменчук стал капитаном очень давно, об этом я читал в журнале "Морской флот".  Иван  Егорович Пащенко  плавал на греках в девяностых. С доктором, Олегом Георгиевичем Чолаковым, пока он работал на бульваре заведующим кожно-венерологического отделения поликлиники водников, я раньше встречался часто. Но сейчас не знаю, живы ли они все. Валера же успел поработать и на иностранных судах, но уже лет десять, как бросил якорь на даче Ковалевского.  У него я и уточнил сегодня некоторые детали нашего рейса.


Рецензии
О, подпоршневая! До сих пор вздрагиваю. На все шесть цилиндров нас кинули двоих салаг. Это было проклятие, приняли с третьего раза. А потом ещё ресивер. Как вспомню это открытие лючков и оттуда вываливается масса гудрона, пахнущая сингапурскими долларами...) приходилось сжимать зубы)
Однажды в Кобе заказали чистку на фирме(они знали, что мы мазут втихаря ночью майнаем заборт и запретили работы в порту). Пришла девочка в белом комбезе и с ранцем за спиной. Попросила только лючки открыть. Брызнула в каждую дырку что-то из ранца и когда вернулась к первому цилиндру, то просто смела веником в пакет какую-то золу и унесла с собой. Внутри было чисто и сухо. До сих пор помню тот цвет подпоршневого - бордовый.
Спасибо, Миша, что заставил ещё раз пролезть по шхерам))
Про прогулки под паёлами будет что-то?)))

Фрегатт   04.02.2021 11:48     Заявить о нарушении
Комсомольская слава был мой второй пароход в ЧМП. Первый Сарны, проект Славянск. Тоже на мой взгляд хорошие суда, да где они теперь...

Фрегатт   04.02.2021 11:59   Заявить о нарушении
Вроде нет ничего про подплитное пространство. Но тебе скажу, что однажды, изучая трубопроводы, почувствовал легкий ветерок. Повернул голову - рядом вращающийся маховик главного, с зубчатыми выступами в три сантиметра высотой (для зацепления с валоповороткой). Осторожно отполз в сторону. Иногда вспоминается. Спасибо за заинтересованное чтение, Игорь. Про девочку в белом комбинезоне с волшебным средством я только слышал. Думал, что выдумки.

Михаил Бортников   04.02.2021 11:59   Заявить о нарушении
Вот вспомнилось- тоже зачаровано смотрел на маховик, был там лючок такой на кожухе, все хотелось руку туда сунуть отчего-то. В молодости такая бесшабашность что ли. Очень нравилось в туннеле гребного вала- прохладно и тихо, только вал шелестит. Всегда к нему ладонь прикладывал, удивлялся мощи. Сколько там оборотов было обычно, 98-102 , что ли, не помню.
Конечно интересно читать, а как же, пути общие

Фрегатт   04.02.2021 12:17   Заявить о нарушении
Вроде 112 отсечка стояла

Фрегатт   04.02.2021 12:18   Заявить о нарушении
Нет, мне "Муромы" нравились больше всего. Хотя я только на одном "Р.Роллане" успел поработать. Да тогда не выбирали, куда пошлют, туда и идешь.

Михаил Бортников   04.02.2021 12:19   Заявить о нарушении
Мы ходили на 113-114 оборотах, это я четко помню, потому что в журнал всегда округляли в большую сторону. Звонит дед:
- Сколько оборотов?
- 113.4.
- Значит, 114?
- По-моему, это значит 113.
- Значит, 114!!

Михаил Бортников   04.02.2021 12:23   Заявить о нарушении
На «Муроме» тоже практика была на СРЗ в Ильичевске. А на «Моздоке» на Пересыпи на заводе стояли. Но там в основном только чистили и драили, к клапанам не подпускали))
Одними путями ходили!
Будь здоров, Миша!

Фрегатт   04.02.2021 12:28   Заявить о нарушении
В лючок этот моторист мой палец таки сунул во время вращения ГД валоповороткой. Пришлось его потом ампутировать, срастаться уже было нечему. А на ходу... Боже упаси!

Михаил Бортников   04.02.2021 12:30   Заявить о нарушении
Туннели мне нравились на "Солнечногорске" - длинный, тихий. Песни там можно петь. И пели!

Михаил Бортников   04.02.2021 12:36   Заявить о нарушении
))))))))
Вот это да, я думал один я такой- песни пел у гребного вала)) Оказывается традиция. Ничего себе вспомнили, Миша!))
Но мне больше всего нравилась акустика за... фекальной цистерной)). Там было отдельной помещение и общий шум машины туда не доходил)

Фрегатт   04.02.2021 12:42   Заявить о нарушении
Нет, не традиция - забавный случай. На следующем уже моем пароходе - http://proza.ru/2015/02/25/613

Михаил Бортников   04.02.2021 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.