Что такое сознание

          

                Считают: мысль
                Есть жизнь и свет,
                А нет ее –
                И жизни нет.
                У. Блейк.      

                Соgito ergo sum.
                Р. Декарт.

                Я есть!
                Книга УФС.

Очевидно, что мы все обладаем сознанием, но что это такое, толком не представляет никто. Например: сознание – сфера поведения человека; сознание – функция головного мозга, проявляющаяся в рациональном управлении и самоконтроле действий путем рефлексии; сознание – система саморегуляции основывающаяся на ценностных ориентациях; сознание – способность вырабатывать знания о связях и отношениях в объективном мире; сознание – индивидуальный квантовый эффект; сознание – соотнесенность субъекта переживаний с внутренним и внешним относительно Я (академический словарь);  сознание – человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении (энциклопедический словарь); сознание – субъективное переживание событий внешнего мира (Википедия); сознание –  высшая форма психического отражения свойственная человеку и являющаяся идеальной стороной деятельности (Большой энциклопедический словарь) и т. п. Этот список определений можно продолжать неограниченно. Синонимами сознания считаются: рассудок, осмысление, уяснение, постижение, мышление, разум и так далее.

Подобное множество определений является, во-первых показателем отсутствия понимания, поскольку свойства явления приравниваются к самому явлению. Это поверхностный подход, отражающий какую-либо сторону явления, а не его всеобщую суть. Во-вторых, сознание рассматривается только как свойство человека, а не всех живых существ, что есть сужение представлений. В-третьих, сознание часто путают с мышлением, сводя его к биологии или к психологии, что есть неполнота представлений. Поэтому необходимо простое определение сознания как состояния или процесса реальности, а его свойства оставить соответствующим наукам.

Сознание, наряду с материей, является фундаментальной философской категорией, на которой основываются все построения философии и именно поэтому необходимо точное и по возможности полное определение этого понятия. Это определение нельзя получить, не имея представлений о природе и эволюции сознания. К настоящему времени в этом вопросе, достигнут существенный прогресс, хотя в целом природа сознания и его роль в эволюции Вселенной еще во многом непонятна.

Основываясь на этом, и исходя из обобщенного философского подхода, следует считать сознание всеобщим свойством всех живых существ, которое и отличает их от прочих неживых предметов. Этим свойством является способность активно взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому на основе классификации живого, следует выделить самые обобщенные типы сознания, например: простейших организмов, растений, животных и человека.  Очевидно, наибольший интерес представляет сознание человека, который является вершиной эволюции живых существ, известных в настоящее время, а его сознание, в свою очередь, является вершиной эволюции сознаний.

Кроме того сознание обладает свойствами непрерывности, неделимости, необратимости, нелокальности и неизмеримости поскольку существует в течение всего периода жизни живого существа, а при частичном разрушении организма не может быть возвращено после его восстановления. Не существует способов разделения и измерения его параметров. Это означает нематериальность сознания, которое можно определить только по косвенным признакам его наличия. В науке, все явления, опознаваемые по косвенным признакам, являются полями взаимодействий (обменов), а все известные поля имеют волновую или квантовомеханическую природу. Более того, вся материя в своей глубинной сути тоже квантовомеханическое явление. Следовательно, сознание это волновое поле, связанное с определенным типом живых существ.

Универсальная философская система (УФС) рассматривает квантовомеханическую Вселенную как дуальную суперсистему, состоящую из вещества обладающего формой (материя-энергия) и поля структурирующего вещество в определенные формы (сознание-информация). В реальности составляющими этого поля являются электричество, магнетизм, гравитация и собственно сознание. При этом сознание понимается как взаимодействие биологических субъект-объектов с окружающей средой на основе информации.

В самом общем виде протосознание есть восприятие – реакция происходящее на границе смены качества, которая является поверхностью живого существа. Процесс восприятия – реакции породил эмоцию,  которая есть первый проблеск сознания, возникший на самом раннем этапе эволюции жизни. Это самое начало пути к сознанию и разумности. В упрощенном виде этот путь можно отобразить следующей схемой: Притяжение – Отталкивание на границе (мембране) протосистемы породили Выбор; триада Выбора – различение (редукция), сравнение (оценка силы факторов), сочетание (комбинации факторов). Далее Выбор и Обратная связь (протореакция) породили Эмоцию (ощущение приятия – неприятия) и одновременно ощущение резонансности или диссонансности этой эмоции – Интуицию. Эмоции и Интуиция в процессе Выбора породили Протосознание, как стратегию (программу) Поведения. Это и есть животное сознание, состоящее из двух типов мотиваций – удовольствия и страха и соответствующих типов поведения – нападения и бегства. Поэтому по бихевиоризму сознание есть субъективный набор привычек (комплекс безусловных и условных рефлексов) служащий выживанию в вещественном мире и выражающийся в ситуативном поведении.

В ходе эволюции жизни  эмоции возникли с  момента появления условных рефлексов, как обобщенная реакция мозга. Поэтому проторазум, основанный на них стал вершиной наработки условных рефлексов высших уровней, то есть предпосылкой рассудочного (логического) поведения. Это предел развития единого двухполушарного мозга наземных животных или непреодолимый барьер животности. Считалось, что преодоление этого барьера возможно путем постепенного усложнения рефлексов, но практика усложнения рефлексов зашла в тупик. Стало понятно, что выход за рамки простого рефлекторного выживания  есть скачок, который стал качественно новым явлением реальности. Достоверное объяснение этого скачка позволяет новейшая инверсионная теория происхождения человека и его сознания, разработанная В. В. Теном (…Из пены морской 2005г), суть которой в упрощенном виде изложена ниже.

Многообразие  и изменчивость условий внешней среды вело к многообразию типов организмов и усложнению форм поведенческих реакций путем специализации и универсализации. Критерием эффективности эволюции было выживание организма в рамках среды обитания. При этом специализированные организмы жестко закреплялись в среде обитания и прекращали эволюцию, а более универсальные продолжали развитие, получая новые способности. Наиболее эффективно процесс эволюции происходил в условиях сочетания границ нескольких сред воды, суши и воздуха. В начале, тут возникли земноводные, породившие сухопутных животных, а от них птиц. Потом наступление океана (трансгрессия) вынудила часть животных, обитателей прибрежной зоны, вернуться в водную среду, став протодельфинами (археоцетами). Именно от них, а не от обезьян  произошел человек.

Главным эволюционным достижением предков дельфинов была способность к автономной работе каждого полушария мозга, когда каждое полушарие работало как отдельный мозг.  При этом их мозг в целом работал непрерывно, а полушария отдыхали поочередно, что позволяло животному не захлебнуться во сне.  Будучи выходцами с суши, свое потомство археоцеты выращивали на мелководье в прибрежной зоне. Внешне они напоминали дельфинов только с подобием рук и ног и питались в основном моллюсками, собираемыми на дне. Изоляция таких прибрежных мелководий при отступлении океана прервала их морскую эволюцию и послужила импульсом к переходу этих существ к полностью прибрежному образу жизни. Так разошлись эволюционные пути дельфинов и человека, причем предки человека сохранили мозг из двух автономных полушарий.

В ходе дальнейшей эволюции этих существ, происходившей попеременно в море и на берегу необходимости в поочередной работе полушарий из мозга уже не стало, поэтому произошла синхронизация работы полушарий мозга. Она выражалась в возникновении постоянного внутреннего диалога двух одновременно бодрствующих полушарий мозга между собой. Внешне это проявлялось в том, что животные попросту сошли с ума. Это состояние представляло собой внутримозговой стресс на уровне рефлексов. Возникло так называемое устойчивое патологическое состояние (УПС), известное в психиатрии как шизофрения (расщепление восприятия-реакции) или тихое блаженное состояние и поведение, которое не мешает повседневной жизни, но является измененным и уже не рефлекторным поведением. Так, по В. Тену, возник новый род пресапиенса или человек безумный (homo asapiens), хотя, возможно, точнее его было бы назвать человек блаженный (homo beatus).

Состояние шизофрении передаваемо наследственно и привело к формированию единого сознания, основанного на частичном разделении функций полушарий при доминировании одного из них. Это означает возникновение внутренней двойственности всей рефлекторной деятельности мозга, когда в восприятии и реакции одновременно возникает ощущения «себя» и как бы со стороны «не себя». Этот момент, закрепившийся восприятии реальности, и означает появление сознания человека. Возникло «Я» и его противоположность «Не-Я», кардинально выделившая человека из животного мира, хотя само представление о «Я» появилось значительно позже. Вначале возникла дуальность воспринимаемая как своя реальность и ощущение себя в ней.
 
В этом заключается смысл инверсии, понимаемой как скачок, переворачивающий все предшествующее и являющийся преображением животного сознания в человеческое. Это гигантский эволюционный скачок, потому что для его совершения нужен двойной мозг в одной оболочке и именно поэтому никакие другие животные принципиально не могли его совершить. Продолжая упрощенную схему эволюции можно сказать, что удвоение мозга пресапиенса, создало двухмерный Проторазум, развившийся в подобие стереоскопического эмоционально – интуитивного (ЭИ) Поведения, которое создало двойное Понимание (образ-знак и смысл-символ), как условную Абстракцию. Эмоции и Абстракция породили Разум, как эмоционально – ментально – интуитивную систему Поведения (ЭМИ систему), возникающую как резонансный процесс на Границе Мозга (коре) при одновременной работе двух полушарий. Она выражается в понятиях социальных категорий, которые в свою очередь возникли в процессе взаимного общения людей.
 
Это означает, что принципиально изменился тип поведенческих реакций, причем поведение человека стало полимотивационным и многовариантным, определяемым смыслом ситуации. Поведение животных определяется ситуативными сигналами среды обитания и однозначно диктуется безусловными и условными рефлексами. Подобная реальность человека есть «своё в себе», а реальность животного есть только «своё». Поэтому у животных есть только поведение, но нет осознаваемой деятельности, направленной на преобразование среды обитания с определенной перспективной целью на основе создания технологий. Это огромное преимущество сразу поставило человека над всем живым миром и позволило перейти от несознаваемых специализированных инстинктов к целенаправленно эволюционирующей социальности. Произошел колоссальный прогрессивный скачок эволюции живого, поскольку отпала необходимость длительного вырабатывания и закрепления рефлексов, а эволюция из биологической области перешла в технологическую и социальную сферы.

Хотя у высших животных, возможно, есть «предчувствие себя» неосознаваемое ими, но воспринимаемое человеком как характер или индивидуальность конкретного животного и связанный с ним феномен очеловечивания животных, отраженный у К. Лоренца, Э. Сетон-Томпсона, Д. Лондона и других. Чтобы стать действительно самосознающими животным нужен двойной мозг.

Предпосылками появления сознания являлись рост количества и многообразия связей в неокортексе (новой коре мозга теплокровных животных) и рост интерактивности полушарий за счет развития мозолистого тела связывающего полушария, которые в ходе эволюции взаимно стимулировали друг друга при существенной смене среды обитания. При этом отчетливым признаком уровня развития сознания животного является количество межполушарных связей в мозолистом теле их соединяющем. При приближенно одинаковой плотности волокон образующих мозолистое тело и составляющей около 400 тысяч в 1 мкм сечения, площадь сечения мозолистого тела, составляет у животных порядка нескольких миллимикрон в квадратном сантиметре, а у человека около 753 мкм2. Это означает степень развития на порядок и более, когда количественный показатель переходит в качественно новый уровень.

Таким образом, сознание человека возникло на основе всеобщего свойства рефлективных обменов с окружающей средой, присущее биологическим системам. Оно основано на субъект-объектном отношении к реальности и выражается формулой «моё во мне» или в общем виде «своё в себе». Поэтому понятие сознание человека вполне конкретизируемо и на, казалось бы, сложный вопрос: «У тебя есть сознание?» легко ответить: «Я есть сознание!». Это единственный необходимый и достаточный критерий для известных типов сознания.

В связи с этим следует уточнить смысл известного императива Р. Декарта: «Cogito ergo sum – Я мыслю, следовательно, существую», которое считается апологией рационального логического мышления. По Р. Курцвейлу это означает всего лишь то, что наверняка достоверно только субъективное «Я», а все остальное существует относительно его. Это понимание получило теперь полное подтверждение в свете новых представлений о происхождении человеческого сознания. Тогда смысл императива означает «Я – мыслящий», то есть, осознав своё «Я», человек стал мыслящим существом и это самая краткая однозначная формулировка первичной истины Декарта о достоверной реальности.

На основании изложенного возможны две несколько более точные версии категории сознание вообще и сознание человека в частности, рассматриваемые с позиции волновой реальности и с позиции поведенческой реакции. Сознание животного есть стереоэффект волнового восприятия реальности двухполушарным мозгом синхронизируемый реальностью в виде  пространственных рефлективных эмоционально окрашенных образов, которое выражается в форме поведенческих реакций.

Сознание человека есть стереоэффект волновых обменов двойного мозга, воспринимающий реальность в двух аспектах-образах себя и мира.  Сознание человека есть субъект-объектное отражение реальности, воспринимающее ее как образ и смысл, которое выражается в ее присвоении и политехнологическом преобразовании в техносреду. Из диалогичности сознания возникла первичная логика, заключавшаяся на начальном этапе эволюции человека, в выявлении причинно-следственных связей и использовании их для выживания. Эта способность существенно повысила возможности человека среди прочего животного мира.

Отсюда видно, что в любом варианте, сознание есть, прежде всего, стереоскопический эффект резонансно настроенных систем восприятия-опознания реальности. По-другому это расщепленное или раздвоенное осознавание реальности, причем такое расщепление можно продолжать неограниченно, создавая несколько личностей в одном теле. Это является с одной стороны сумасшествием, а с другой стороны является основой творения образов искусства.

На основании этого можно сделать вывод, что не существует никакого подсознания и надсознания по  З. Фрейду,  К. Юнгу, С. Грофу и другим, в качестве стабильных структур мозга, а есть только неосознаваемый процесс когерентного восприятия-реакции дуального мозга в зеркальном синхронном отражении друг друга. Это превращает мозг в эффективный генератор и приемник информации, работающий на голографическом принципе.
 
Наше «Я» есть только внешний проявленный эффект неосознаваемой совместной деятельности двух мозгов, при котором активируется долгосрочная электрохимическая и генетическая память, а также осуществляется резонансная связь с информационным полем (ВИП). Именно в неосознаваемой совместной работе двойного мозга возникает эффект спонтанности сознания, известный как интуиция или творческое озарение, при котором проявляются скрытые потенциальные смыслы реальности. Интуиция основывается на непосредственном проявлении скрытой информационной природы действительности и всеобщей нелокальности существующей на ее глубинных уровнях.
Это процесс  прямого превращения смутных эмоциональных образов-сигналов в доступную зафиксированную информацию. В самом общем виде сознание есть свойство организованной материи, заключающееся в самовыделении себя в собственной реальности, которую она конструирует на основе фрагментарного восприятия и памяти. Деятельность сознания человека заключается в производстве смыслов, которые извлекаются из континуального смыслового поля способом резонансного мышления (В. В. Налимов). Вопрос локализации элементов сознания в виде некоторых квазиматериальных структур остается открытым.

Все это является прямым подтверждением взглядов восточной философии об иллюзорности понятия «Я – Личность» и всего связанного с ней, которое появляется только в момент, когда мы замечаем себя в реальности, и которое исчезает с распадом телесного носителя сознания, оставляя непонятный след в информационном поле. В свете этих представлений, так называемая «загробная  жизнь», может быть эхо-процессом постепенного затухания остающейся волновой структуры или «души». При этом вначале исчезает понятие «Я» и ментальная составляющая сознания из-за прекращения работы канала восприятия,  при сохранении способности конструирования реальности, а далее сохраняется только эмоциональная составляющая, которая хранится неопределенно долго и может проявляться в трансперсональных опытах. Возможно, это только доступная нам часть явления, называемого Переходом, который пока недоступен прямому исследованию. Но это уже другая история, связанная с квантовыми свойствами реальности.

Подобный подход отчасти снимает с сознания покров непостижимости, хотя этими явлениями свойства сознания далеко не исчерпываются, поскольку квантовые свойства сознания только начинают детально изучаться. За пределами этих определений остаются: конкретный механизм формирования образа на квантовом уровне, все мистические или чудесные способности сознания как-то телепатия, телекинез, исцеления и многое другое, а также, вопрос – зачем оно возникло? Очевидно только, что за этим скрыта информационная природа сознания, а понятие информации, как основы мироздания, кажется еще более загадочным, нежели сознание.

Таким образом, человеческое сознание одновременно эфемерно, потому что является эффектом тонкой настойки структур мозга, и фундаментально, поскольку вмещает все и самого себя. Одновременно существует как феномен (факт реальности) и как ноумен (умозрительная категория), поскольку пока его нельзя ощутить со стороны и измерить.
 
С позиции универсальной философии (УФС) сознание человека есть высшая форма резонансного отклика материи на воздействие вселенского информационного поля (ВИП), возникшая в материальных системах, эволюционирующих на границе вещество – информация или материя – сознание. Оно возникает на определенном этапе эволюции Вселенной и на соответствующем этапе эволюции рефлективных самоорганизующихся организмов. По своей уникальности, изощренности, значимости и краткости своего существования в сравнении с масштабами вселенских процессов, человеческое сознание подобно многообразию облаков в небе, многообразию снежинок в полете или многообразию морозных узоров на стекле. Роль человеческого сознания в эволюции Вселенной пока непонятна.
 
Предполагается, что возникновение человеческого сознания является завершающим этапом планетарной эволюции самоорганизующихся мыслящих систем и ступенью к переходу на космический этап эволюции. Это предположение основывается на сопоставлении физических параметров человека и параметров его мышления с размерами и сложностью Вселенной (П. Т. Де Шарден, К. Э. Циолковский, С. И. Сухонос). Судя по этому, роль человека не может ограничиваться размерами одной планеты или солнечной системы. Однако огромные межзвездные расстояния как раз и существуют для того чтобы люди смогли повзрослеть, прежде чем смогут их преодолеть и выйти на контакт с другим разумом.

На основе этих определений можно выделить следующий ряд уровней эволюции человеческого сознания: 1) природное или стихийное сознание, основанное на технологической адаптации к среде обитания и следовании природным ритмам; 2) законотворческое сознание, основанное на выявлении «законов природы» для технологической эксплуатации и активного преобразования природной среды (приспособление среды к человеку); 3) биосферное сознание или разумность, основанное на самоидентификации человека в биосфере путем свободной воли для организации биосферных ритмов и поддержания гармоничной природной среды в планетарном масштабе.

Основываясь на этом можно выделить три основные исторических этапа развития сознания: 1) самосознание, соответствующее этапу осознания себя и становления личности, который в основном завершился примерно со времен возникновения христианства; 2) ум, означающий умение, и соответствующий этапу научного познания законов природы и творческого преобразования реальности; 3) разум – гипотетический уровень сознания, основанный на всеобщей коммуникативной связи и переходе к прямым информационным технологиям, регулирующим и  воспроизводящим биосферные процессы. Каждому историческому этапу соответствует определенный уровень самоидентификации человека и степень развития языка (понятийный базис). Вполне очевидно, что в настоящее время антропосфера Земли находится на втором этапе эволюции и до подлинной разумности современным людям еще далеко, хотя имеются серьезные предпосылки, главными из которых, являются развитие планетарной сети коммуникаций и стремительное совершенствование IT технологий, ведущее к созданию систем Искусственного Интеллекта (ИИ).

Без систем ИИ планетарного масштаба перейти к этапу разумности не представляется возможным, поскольку в разобщенном и эгоистичном мире, основывающемся на понятиях и праве силы, любая система планетарного масштаба становится орудием тотальной власти. В сложившейся мировой ситуации проявляется одно, становящееся основным, направление эволюции сознания, заключающееся в соединении сознания человека с ИИ. Это, возможно, позволит вновь удвоить мыслительные способности индивидуального сознания и совершить очередной скачок эволюции сознания (инверсию). При этом следует избежать опасности превращения человека в киборга, контролируемого извне властью или самой машиной.

В связи с этим следует рассмотреть проблему ИИ, чтобы понять, способны ли системы ИИ, иметь сознание, и каковы его качественные особенности в сравнении с человеческим сознанием. Системы ИИ, возникшие на стыке нейробиологии и кибернетики, основываются  на моделировании работы коры головного мозга (неокортекса). Основной технологической задачей любого мозга является распознавание образов реальности с целью предвидения текущих и предстоящих событий. Способность лучшего прогнозирования обеспечивает большую возможность выживания в динамичной реальности.

В результате нейробиологических исследований (Г. Маркрам 2011, Дж. Ван Виден 2012) установлено, что неокортекс имеет единую врожденную регулярную структуру, в которой все аксональные связи упорядочены и идут в трех взаимно перпендикулярных направлениях и на каждом направлении строго параллельны между собой. Таким образом, кора представляет собой огромную сеть изначальных действующих и «ожидающих» связей. При работе мозга действующие связи осуществляют безусловные рефлексы, а связи в ожидающих сетях  активируются в ходе обучения, выработки условных рефлексов и получения практического опыта жизни. В целом неокортекс представляет собой систему из функциональных ансамблей нейронов, которые можно представить в виде условных распознающих модулей. Каждый модуль состоит из нескольких десятков нейронов и представляет собой колонку или кубик, связи в котором организованы по иерархическому принципу. В целом структура коры однородна, но позволяет, в зависимости от объема и функциональности межнейронных связей, выделять в ней преимущественно сенсомоторные и ассоциативные зоны. В свою очередь связь между зонами позволяет связывать их в более сложные структуры, в которых последним уровнем организации является мозг в целом. Так в природе реализуется иерархический принцип распознавания внешнего мира, в котором завершение распознавания образов и итоговая реакция являются синтетической функцией всего мозга. Следует понимать, что весь процесс восприятия – осмысления – реакции происходит одновременно, как результат совместной работы каждой колонки и коры в целом. Дуальность мозга проявляется на всех уровнях его деятельности и означает, что мозг работает на основе бинарного кода.
 
При этом предполагается, что структуры неокортекса способны воспринимать только одномерные сигналы, а объемность восприятия синтезируется в мозге за счет двойного канала восприятия и перекрестной обработки поступающих импульсов. Это стереоэффект пространственной ориентации по объему, цвету, звуку, тактильности и обонянию, свойственный всем животным и человеку. Наличие двух глаз, ушей и ноздрей позволяет мозгу синтезировать образы реальности в иерархических структурах коры на основе эволюционного опыта, что является вариантом аналоговой формы представления информации в живых системах.
 
Предположение об одномерности входного сигнала позволяет свести объемный аналоговый сигнал-образ к двоичному коду и создать иерархическое сопряжение сигналов, имитирующее распознавание. В теории мысленного распознавания образов  (Р. Курцвейл 2012) это предположение моделируется представлением таких сигналов в виде одномерных списков, в которых для каждого сигнала представлены три параметра: величина сигнала, предыдущий параметр сигнала (ожидаемая величина и ее вариабельность) и значимость каждого сигнала. Обработка сигнала строится иерархически от отдельных элементов образа к смысловым концептуальным понятиям.  Например, для распознавания текста процесс идет от элементов букв к буквам, далее к словам, фразам, предложениям, текстам и в итоге к смыслу. На таком же принципе строятся системы распознавания речевых и пространственных сигналов.

Сам процесс моделирования заключается  в расчете статистической вероятности соответствия сигнала определенному элементу образа, который изначально заложен и может уточняться путем «обучения», то есть усвоения больших объемов информации. При этом не происходит простого статистического перебора вариантов, а рассчитываются коэффициенты распределения и условные символические связи с использованием математических алгоритмов самоорганизации.
 
Таким образом, ИИ – это ансамбль распознающих модулей, работающих на принципе самоассоциативного распознавания, то есть распознавания целого образа по отдельным частям. По сути это является рассмотрением вероятности различной интерпретации того или иного образа, которое сближает моделирование ИИ с работой живого мозга, поскольку предполагается, что именно так происходит осмысление образов в неокортексе. Отсюда видно, что машинное «сознание» есть иерархический статистический анализ-синтез, дополненный модулем критической оценки совместимости образов. Из этого следует, что при компьютерном моделировании вместо осознавания образа как эмоционально ментальной структуры происходит простое вычисление вероятности присутствия образа. Это показывает принципиальное отличие биологического сознания (ЭМИ комплекса) от машинного «осознавания», которое в данной версии является всего лишь имитацией.

Однако эта имитация позволит в ближайшем будущем успешно решить задачу машинного распознавания за счет быстродействия и увеличения количества модулей в единице объема. При этом системы ИИ в дальнейшем окажутся более гибкими и быстродействующими чем мозг, поскольку все связи в модуле являются виртуальными и легко перенастраиваются. Связи же в мозге реальны и нарабатываются обучением и тренингом. Кроме того теоретически и технически существует возможность на основе «самообучения» заложить в память компьютера убедительную имитацию любых человеческих эмоций и представления «Я». Подобный компьютер со временем достигнет уровня сложности и совершенства сопоставимого с устройством мозга человека и сможет успешно имитировать человеческую личность. Однако это уже принципиально другая система «сознания» как свойства самоорганизации искусственных электронных систем, к которым не может применяться категория Сознание, а только Симуляция.
 
Таким образом, на современном уровне представлений ИИ есть имитация интеллекта логико-статистическим механизмом (электронным прибором). При этом остается открытым вопрос является ли логико-статистический механизм расчета коэффициентов распределения электронных сигналов и символических связей в компьютере, полным аналогом оценки логико-эмоционального распределения нейромедиаторов и символических образов в мозге. Если эта аналогия будет подтверждена, то появится теоретическая возможность переноса или перезаписи индивидуального сознания на электронный носитель, широко известная из фантастики.

Следует предположить, чтобы достичь максимального подобия робота и человека надо создать ему возможность интуитивного осознавания реальности. В этом направлении наиболее перспективным, возможно, является моделирование мозга с помощью, пока гипотетического квантового компьютера с использованием принципов неархимедовой геометрии и р-адической математики. Подобная модель, способная пройти тест Тьюринга и тест «зомби», может стать полностью идентична человеческому сознанию, причем на основе не только правил роботехники по Азимову или человеческих морально-этических норм, а своего целостного верования в себя и свое предназначение.
 
Кроме того человеку свойственен феномен очеловечивания – переноса свойственных ему качеств сознания на высших животных и на свои механические изделия. Поэтому, по мнению Курцвейла, если робот сможет убедительно обсуждать с человеком свой субъективный опыт, то он может считаться сознательным существом и тогда  в будущем общество в целом сочтет его сознательным. В этом аспекте сознание проявляется как ноумен, то есть объект верования. В любом случае, как бы ни относится к ИИ, его совершенствование позволит значительно расширить границы нашего разума и, возможно, решить ряд глобальных проблем человечества.


                Список литературы

1.Гордон А. Квантовые компьютеры и модель сознания.
2.Курцвейл Р. Эволюция разума.
3.Мельников Г. А. Весь мир есть Игра квантов.
4.Мельников Г. А. Книга УФС.
5.Налимов В. В. Спонтанность сознания.
6.Сухонос С. И. Масштабная гармония Вселенной.
7.Тен В. В. Археология человека. Происхождение тела, разума, языка.
8.Тен В. В. Прощай обезьяна.
9.Циолковский К. Э. Космическая философия.
10.Шарден  П.Т.  Феномен человека.


Рецензии
То, что все обычные люди и религия называют Всевышним или Богом, на самом деле и ЕСТЬ СОЗНАНИЕ! А если точнее, то:

Абсолютное СОЗНАНИЕ-ПРОСТРАНСТВО-ПУСТОТА!

Оно Вечное, Бесконечное, Сокрытое, Непостижимое! Оно ЕСТЬ, но не Существует, ибо Оно Само Есть Существование, БЫТИЕ и НЕ-БЫТИЕ. Оно не Творит и не Создаёт (не царское это дело). Оно не думает, ибо это действо для несовершенным существ, особенно личностям, а Оно ни есть ЛИЧНОСТЬ, как заявляет христианская религия, ибо ЛИЧНОСТЬ - это несовершенное существо, имеющее физическую оболочку (грубое тело).
Коротко, Оно называется АБСОЛЮТОМ (это ни есть имя, так как Оно безымянно).

Во Вселенной нет абсолютно ничего, чтобы не имело сознание - будь то песчинка на берегу океана, травинки в поле, вируса или планета со звездой.
***

Так как на ПРОЗЕ ссылки с русскими буквами не функционируют, то приведу часть текста из Учения:
***********************

1. Чувственное, объективное сознание:

всё, что относится к пяти физическим чувствам человека, животных, птиц, рыб и некоторых насекомых и т. д. Здесь пребывают «Жизни»; сознание их – в Атма-Буддхическом; они совершенно без манаса.

2. Астральное сознание:

а именно сознание растений (чувствительных), муравьёв, пауков, а также некоторых ночных мотыльков (индийских), но не пчёл. У позвоночных животных это сознание отсутствует, но плацентарные животные имеют все потенциальности человеческого сознания, хотя, конечно, и дремлющие в настоящее время. На этом плане действуют идиоты; расхожая фраза «он лишился ума» есть оккультная истина. Ибо когда из-за испуга и пр. низший ум парализуется, сознание действует на астральном плане. Изучение умопомешательства прольёт много света на этот вопрос. Он может быть также назван и «нервным планом»; он не познаётся нашими «нервными чувствами», о которых физиология ничего не знает. Примеры: ясновидящий, читающий с завязанными глазами, солнечным сплетением, и т. д. Это сильно развито у глухонемых.

3. Кама-праническое сознание:

всеобщее жизне-сознание, принадлежащее всему объективному миру, даже камням; ибо, если бы камень не обладал чувствительностью и сознанием, он не мог бы испускать искру. Сродство химических элементов есть проявление этого камического сознания. Опять-таки там, где разложение, должна быть также и жизнь, и т. д. Камни разрушаются.

4. Кама-манасическое сознание:

низшие степени инстинктивного сознания животных и идиотов; планы восприятия; у человека они рациональны, например, у собаки, запертой в комнате, возникает инстинкт вырваться на волю, но она не может, так как инстинкт её недостаточно рационален; тогда как человек сразу же разберётся в ситуации и вызволит себя. Высшая степень этого кама-манасического сознания является психической (например, когда находишься под воздействием веселящего газа). Следовательно, существует семь степеней – от инстинктивно животной до рационально инстинктивной, или психической.

5. Манасическое сознание:
отсюда манас простирается ввысь к Махату.

6. Буддхическое сознание:
план Буддхи и аурической оболочки; отсюда оно подымается к «Отцу на Небесах» (Атману) и отражает всё, что есть в аурической оболочке. Пятый и шестой, стало быть, охватывают планы от психического до Божественного.
***

Заметки

Рассудок – это то, что колеблется между правильным и неправильным; но разум (интуиция) – выше, он есть ясное видение.

Чтобы избавиться от камарупы, мы должны подавить в себе все материальные инстинкты («раздавить материю»). «Плоть» – это дело привычки, она будет механически повторять как хороший импульс, так и дурной. Но не всегда плоть является искусителем, в девяти случаях из десяти именно низший манас ввергает плоть в искушение своими образами.

Источник: Блаватская Е.П. - Инструкции для учеников внутренней группы, Заседание 6

***

Сознание. Семь его градаций

Существует семь градаций, или оттенков, сознания единицы, например, в момент наслаждения или боли – четыре низшие и три высшие степени.

Физическое чувственное восприятие (восприятие клетки; если она парализована, чувство в ней остается, хотя «вы» и не ощущаете его).
Самовосприятие, или апперцепция (т. е. самовосприятие клетки).
Психическая апперцепция (астрального двойника, доппелгенгера), переносящего ее выше, к
Витальному восприятию (физическое чувствование, ощущение удовольствия или боли – качества).
(Таковы четыре низшие градации, относящиеся к психо-физиологическому человеку).
Манасическое распознавание низшего манаса (манасическое самовосприятие).
Воле-восприятие (волевое восприятие, добровольное принятие идеи, например, вы можете замечать или не замечать физическую боль).
Духовная, всецело сознательная апперцепция: (поскольку она достигает высшего Самосознательного Манаса).
(Апперцепция означает самовосприятие, сознательное действие; не так, как у Лейбница, но когда внимание сосредоточено на восприятии).

Вы можете использовать их на любых планах; например, плохая весть проходит через четыре низшие стадии, доходя до сердца. Или возьмем звук:

Он доходит до слуха.
Самовосприятие слуха.
До психического или ментального, который переносит его к
Витальному: (резкий, мягкий, сильный, слабый и т. д.)

Источник: Блаватская Е.П. - Инструкции для учеников внутренней группы, Заседание 13
***********************************

Юрий Пережогин   24.11.2023 23:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.