Человек как источник зла

     Термин зло есть обобщающее понятие всего плохого, вредного, угнетающего, разрушающего и т. п.
    Рассуждая о зле мы обычно имеем в виду проблемы человека, хотя и у всякого живого существа точно так же имеет место  своё  вредное, угнетающее, разрушающее, и не одно, а много зол, действующих постоянно и проявляющихся в различных формах. При этом, случилось ли зло на самом деле, а также степень его "злостности", оценивает тот, чьи интересы затронуты, сторонний же наблюдатель может относится к такому событию по-разному, или вообще не обратить внимания.
      
    Для человека злом является всё, что мешает полноценно и плодотворно жить, творить и продолжать себя в потомках, то есть, исполнять то, что заданно Природой. А если конкретнее, зло это то, что прямо или косвенно препятствует удовлетворению потребностей, как телесных, так и духовных, ухудшает здоровье, отравляет и укорачивает  жизнь.
     А препятствуют этому отрицательные воздействия среды живой и неживой, а так же  техногенные и экологические катастрофы. Также препятствуют и свои врождённые физические и психические недостатки, собственные ошибки. Но главным источником зла человеку являются  отрицательные деяния со стороны себе подобных: их глупость, подлость, жадность, враждебность и другое. 
      
     В общем, зол человеку достаётся со всех сторон много и всяких. И все эти напасти и гадости в конце концов оборачиваются угнетением организма, болезнями физическими и психическими, преждевременной смертью.
    
     Зло человеку от природы живой и неживой это зло естественное, это, так сказать, неизбежные неприятности, потому что природа это делает не умышленно, она иначе не может, ибо таков способ её существования. Поэтому  этих неприятностей дальше касаться не будем.
     Проблем со здоровьем, собственных глупостей, несчастных случаев по вине случайностей касаться тоже не будем, они зачастую также неизбежные неприятности.

      Остаётся обратить внимание на зло, причиняемое  людьми  друг другу, как непосредственно, так и опосредованно. Оно встречается на каждом шагу и зачастую на первый взгляд необъяснимо, от чего у наивных возникают вопросы: почему, мол, люди такие злые. Проявление людской зловредности и враждебности часто не предсказуемо, чем оно и угнетает психику обывателя, и он, как и в дремучие времена, верит в нечистую силу, якобы толкающей людей на гадости.
     Но мы нечистую силу исключаем и будем выяснять действительную природу зла в человеческих взаимоотношениях. Будем выяснять, почему люди они именно такие, почему зачастую ведут себя непотребно в семье, в обществе, в деловых отношениях, даже на государственном уровне, то есть, везде, где они взаимодействуют между собой и решают свои проблемы.

    По определению человек субъект сознательный, разумный. Однако, коли разумный,  значит способен и должен бы обходиться без вреда (зла) себе, близкому, природе. А на самом деле не всегда он бывает сознателен и действует по уму. Не обходится человек, чтобы не свершить какой-либо пакости себе, ближнему и дальним. 
    Это  объясняется тем, что современный человек это тот же дикарь, лишь окультуренный, при этом в среднем на 15-20%. Этого явно недостаточно для нынешнего уровня цивилизации, достигнутого усилиями более окультуренной, но значительно меньшей по численности частью населения.
    Сознания в психике человека от рождения нет, ребёнок рождается дикарём со всеми присущими ему инстинктами. Инстинкты нарабатывались тысячелетиями, и они жизненно важны для выживания в джунглях в составе стада. И теперь все они пожизненно "сидят" в нашей психике и делают своё дело, хотя некоторые из них стали нынче неуместными и получили название "низменные". Что имеется в виду?
     Это инстинкт деления всех и вся на своих и чужих, на моё и чужое, и при этом с чужим и чужими можно делать что угодно. Это когда сильному позволено всё и он всегда прав. Это нежелании считаться с интересами других, считать личный интерес важнее общего. Это и необузданная  животность при удовлетворении своих потребностей (телесных в первую очередь). Это когда во взаимоотношениях правят эгоизм, алчность, грубая агрессивность, заносчивость и драчливость, зависть, ревность, мстительность, нечистоплотность, бесстыдство, несдержанность, похотливость. Ко всему этому следует присовокупить леность к работе и познанию, т. е. настроенность плыть по пути наименьшего сопротивления, пока не прижмёт.
   
       Пока наш ребёнок мал, он во власти всех этих инстинктов, однако считается непорочным и безгрешным, как животное. В процессе же воспитания ребёнка в культурной среде у него развивается сознание-понимание, и ребёнку начинают внушать, объяснять что хорошо и что плохо, что можно что нельзя и шлёпать за ослушание. Этим самым нарабатываются схемы поведения (комплекс условных рефлексов) в приличном обществе. И вот, по завершении формирования сознания (в подростковом возрасте), проявление животности и дикости, то есть, верховенства "низменных" инстинктов, у человека (если его так и не до воспитали) считается уже неприемлемым.
   

     Жить человеку приходится в культурном, цивилизованном обществе, и сознание  должно бы всегда определять его поведение и поступки, контролируя проявление инстинктов, в первую очередь низменных, и подавлять их. Но в действительности  животность (дикость) сама зачастую одолевает сознание (дикий холод, голод, страх, боль) и толкает поступать по законам  джунглей, мешает осознавать свои действия. Здесь и кроется так называемая врождённая греховность людская, противоречивость, слабость и порочность его.  И это слабое место человечества.
    
     Дикость (низменные инстинкты) лезут наружу чаще в состоянии озлобленности и является причиной агрессивности, аморального поведения и преступлений, зла, то есть. Спусковым механизмом для выхода низменного наружу являются ещё и такие "достижения" цивилизации как алкоголь и наркотики, азартные игры, культ денег и др. (См. "Зло, порождаемое цивилизацией").
     В общем, ростки общественного зла в цивилизованной среде имеют питательную среду в неискоренимом дикаре. сидящем в человеке. Но люди в это не вникают.
     В дикой среде что ни делается животными, или дикарями, это всё естественно и не безобразно. А в культурной среде сидящий в человеке дикарь (хам и невежда) является уже потенциальным источником зла для окружающих.
    
    Люди давно стали понимать необходимость сдерживать свои животные замашки и ввели для борьбы с этим «недугом» понятия: хорошо и плохо, добро и зло, моральные нормы, библейские заповеди, гражданский и уголовный кодекс. И это стало руководством для пресечения дикости.  Именно таким образом культурная среда, всё более отрешаясь от законов джунглей, постоянно вырабатывает и совершенствует свои законы взаимоотношений и взаимодействий, основанных на сознании. Введение морали и законов, понуждает дикие замашки сдерживать, а потребности удовлетворять культурно, осознанно, в рамках правил.
    
    Но как не прискорбно, уровень дикости в человеках по вине невоспитанности, необразованности вопреки всему постоянно находится на уровне опасном для общества высоких технологий.
       
       Часто законы и приличия внешне соблюдаются, но животность лишь прячется под маской ханжества и лицемерия, то есть, внешне приличные люди делают неприличное не прямо, а опосредованно. И надо признать, следование морали, законопослушание имеет место больше у рядовых граждан, а вот в низших и высших эшелонах с этим заметно хуже.

     Периодически  находит на людей помрачение (затмение) рассудка в виде озлобленности. И поводов этому много, например, социальное неравенство, рост цен на товары и услуги, приток  мигрантов, та же эксплуатация и спутник её несправедливость и, в конце концов, моральная и физическая усталость. В таких ситуациях  у человека возникает как бы беспричинная и безадресная месть, месть всем и вся, что попадёт под руку. То есть, возникает потребность такой вот психологической разрядки. 
      
    Озлобленность в массах часто создаётся  искусственно. Например, некие деятели, преследуя свои интересы, разжигают страсти, чтобы «разбудить дикаря» и перессорить оппонентов, народы, страны и довести их до драки.  Эти «специалисты» (они и есть нечистая сила) знают, что озлобленность и страх  заразительны и легко приводят к массовому психозу,  поэтому  искусно используют это, направляя в необходимое для них русло. История знает много примеров нагнетания истерии: охота на ведьм, выявление врагов народа, объявление государств империей зла, цветные революции, и т. д. и т. п.
      
     А у простого народа бытует мнение, мол, зло от того происходит, что люди вообще злые, и что, мол, кроме того, что злые,  на них ещё временами находит  повышенная агрессивность откуда-то «оттуда». То ли от нечистой силы, то ли от солнечной активности с магнитными бурями.
     Атмосферные и космические воздействия действительно регулярно угнетают нашу психофизиологию, но не это же  действительная причина  хвататься за топоры и делать революции, начинать войны, как толкуют некоторые т. н. учёные. А люди ведь злыми не рождаются, разве что с опр. наклонностями, которые "расцветают" в опр. ситуациях.

     И так, зло общественное свершается по причине озлобленности и не до воспитанности, в общем, того, что выпускает животное в человеке наружу.
    

       Обычно люди зло специально не творят, оно является как бы издержками (то есть, попутно получается) при творении людьми себе добра (бизнес, карьера, власть, удовлетворение похоти и т.д.). Конечно, делается зло и умышленно, например, убрать соперника, отомстить, запугать. Но это опять же зло не ради зла, а чтобы себе  хорошо сделать.
         В общем, много всякого злого делается человеком и нечаянно, и умышленно, по недоумию или по затмению рассудка.
     1.  Умышленное зло, это когда некто понимает, отдаёт себе отчёт, что так делать нельзя,  всё же делает, сознательно ставя свой шкурный интерес, свои потребности, хотения выше всех и вся.
 Зло по принуждению также умышленное. Исполнитель тоже понимает, что делает, но ему выгодней исполнить (может пронесёт), чем перечить.
     2. Зло по недоумию, или неразумению  исходит:
    - от недоучек: от  их невежества и заблуждений, ошибок и просчётов и, в результате, делается всё не то и не так;
     - от недоразвитого сознания (невоспитанность, несознательность),  от чего человек не полностью отдаёт себе отчёт о своем поведении (хамство, свинство и т. д.). 
     - Недоумие это и всякие благоглупости, как в личных делах, так и в государственных,
       3. Зло по затмению, это когда животность в человеке полностью одолевает рассудок, и он «не ведает что творит». Затмение случается в состоянии аффекта (дикая боль, дикий голод, страх, похоть), а так же спьяну или другого дурману, от чего наломать дров ничего не стоит.
Затмение это и озлобленность человека, вышедшего из себя от усталости, неудач  и выплёскивающего свой негатив на кого попади. Затмение это и подавленность, безволие, а в результате свершается предательство, необязательность и  т.п.
   Затмение это и длительные психические расстройства, но это уже болезнь.
   
    Со многими проявлениями затмения и недоумия, не разбираются,  не всегда они осуждаются и наказываются, хотя вреда от них бывает достаточно.

    Остаётся добавить следующее. Огромный вред приносят многие политические и государственные деятели, чиновники, крупные собственники. Они априори все грешны, и поэтому  друг друга покрывают (когда выгодно), попробуй наказать их. Так же  не наказывают тех, кто  испортил кому-то жизнь, разбил семью, сломал карьеру, разорил кого - на всё законов не напасёшься. 
    А безнаказанность уже сама по себе зло, это разрешение  совершить следующую гадость, которую, считай, заодно совершает и тот, кто не наказал, а обязан был, кто видел, знал да промолчал. Есть даже такая истина: всё зло совершается с молчаливого согласия равнодушных и трусливых, можно добавить, и заинтересованных. 

     Общественное зло делится на зло прямого действия и зло опосредованное. Опосредованное зло это то, которое не имеет явно выраженного источника, а является суммарным продуктом поступков и действий разных людей, действующих зачастую и  с якобы добрыми намерениями. 
     К злу прямого действия относятся несовершенства общественно экономических отношений, от чего порождаются перевороты, революции, забастовки, неудачные реформы.
      К опосредованному злу относятся техногенные и экологические катастрофы. Виновных здесь найти трудно, и люди пытаются свалить всё на происки Дьявола, хотя за всем этим стоят конкретные люди со своим недоумием, скотством или злонамеренностью, со своими шкурными интересами и потребностями.

      В общем, по большей части человек (в смысле человечество) сам себе зло.


Рецензии
В публикации "О природе добра и зла и однозначном понимании их" Вы аргументированно установили, что категории добро и зло являются моральными и следовательно имеют смысл только с точки зрения людей - единственных, обладающих разумом и моралью живых существ на планете, которую они называют Земля. Но для однозначного понимания, требуется как минимум дать определение терминам, чего Вы не сделали. Определение понятию зла, вы дали в этой публикации:"Термин зло есть обобщающее понятие всего плохого, вредного, угнетающего, разрушающего и т. п.". На мой взгляд не самый лучший вариант, претендующий на то, чтобы быть однозначно понимаемым всеми, кроме того не дающий максимально возможно полной информации о сути явления, а где-то и прямо вводящий в заблуждение. К примеру не всё вредное для человека есть зло. Поскольку это моральная категория, то вред и разрушения причинённые природой, к ней не относятся. Рассуждая таким образом зло уже будет обобщающим понятием, включающим не всё вредное и разрушительное, а только то вредное и разрушительное, что причиняет человек человеку (прямо или опосредованно, воздействуя через нарушение природного баланса сил). Что понимать под и т.д., остаётся только догадываться. Хорошо, что дальше Вы уточняете:"Для человека злом является всё, что мешает полноценно и плодотворно жить, творить и продолжать себя в потомках, то есть, исполнять заданное Природой.". Возникает вопрос, имеете ли Вы в виду только действия одних людей, которые мешают другим "...жить..." или в том числе и неблагоприятные воздействия окружающей среды тоже? Из дальнейших рассуждений следует, что речь идёт от втором варианте. Таким образом Вы противоречите собственной установке, что зло есть категория моральная. Если помните, основная цель Ваших рассуждений дать однозначно понимаемое всеми достоверное определение, а получаются неточные, невнятные и периодически меняющие смысл формулировки. Так и не разобравшись до конца с определением, Вы переходите к вопросу о происхождении зла, причинах его возникновения.
Отметая мистику, как научно не подтверждаемую, источником зла Вы назначаете недостаточную разумность человека, т.н. первобытную дикость, животное начало, инстинкты, вложенные природой в процессе борьбы за существование и продолжающие действовать не взирая на "культурный налёт". Получается: в животном мире зла нет, но в мире людей оно возникает именно по причине проявления животного в человеке. То, что в дикой природе расценивается как нормальная борьба за существование, в человеческом обществе приобретает форму зла. И Вы указываете, почему так происходит: "... культурная среда, всё более отрешаясь от законов джунглей, постоянно вырабатывает и совершенствует свои законы взаимоотношений и взаимодействий, основанных на сознании." В отличии от животных, люди могут сознательно оценивать собственные действия и действия, совершаемые другими людьми. Эта оценка и придаёт поступкам ту или иную эмоциональную окраску. Кроме того предполагается, что люди обладают свободой воли и могут подавляя животные инстинкты управлять своими действиями и поэтому должны нести ответственность за их последствия. Даже животные не прочь переложить ответственность на другого, тому есть множество подтверждающих видео в интернете, что говорить о людях. Исходя из вышеизложенного и основываясь на Ваших рассуждениях и собственных представлениях я предлагаю такой вариант определения термина зло:
"Зло это сознательные действия людей, направленные на достижение собственных целей, в результате которых может быть причинён вред другим людям, не являющимся ответственными за возникновение ситуации, послужившей причиной для совершения вышеуказанных действий". К этому определению необходимо добавить определение термина ответственность. Предлагаю такой вариант:"Ответственность это способность человека спрогнозировать все возможные последствия своих действий и понимание неизбежности ответной реакции на них окружающей среды". В таком контексте быть ответственным за какие либо действия означает совершить их реализуя свою ответственность. Другими словами, если производя действие человек понимает, что произойдёт в результате и неизбежно последует отдача.

Мавир   16.12.2021 15:23     Заявить о нарушении
Добавлю: бездействие, это тоже действие и в определённых ситуациях бездействие есть зло. Также изложение мыслей, в речи или на бумаге - тоже действие. И если один человек что-то написал, а другой прочитал и прочитанное нанесло ему вред в рамках определения зла, то написавший совершил зло. Но вот если вред был причинён не прочитавшему, а им, вследствие прочтения в рамках определения зла, тогда зло совершено прочитавшим, а не написавшим.

Мавир   16.12.2021 16:02   Заявить о нарушении
С придирками вашими ознакомился.

Михаил Шамин 2   17.12.2021 02:42   Заявить о нарушении
Что касается бездействия, то в данной статье, читайте внимательнее, есть следующее.
"Безнаказанность уже сама по себе зло, это разрешение совершить следующую гадость, которую, считай, заодно совершает и тот, кто не наказал, а обязан был, кто видел, знал да промолчал. Есть даже такая истина: всё зло совершается с молчаливого согласия равнодушных и трусливых, можно добавить, и заинтересованных."


Михаил Шамин 2   17.12.2021 06:14   Заявить о нарушении
"Что касается бездействия, то в данной статье, читайте внимательнее, есть следующее.
"Безнаказанность уже сама по себе зло..."
----------------------------------------------
Дело не в невнимательности. Я пишу о бездействии, а не о безнаказанности. Наказание это реализация части реакции на злодеяние окружающей среды посредством отдельных людей (или общественных структур). Не всегда наказание приводит к предотвращению повторных злодеяний, хотя и снижает в какой-то степени их вероятность. И не всё зло совершается с молчаливого согласия, потому, что далеко не во всех случаях кто либо, кроме собирающегося совершить злодеяние знает об этом.

Мавир   17.12.2021 10:26   Заявить о нарушении
Молчаливое согласие это и есть бездействие, а именно, отсутствие хотя бы какой-то публичной реакции на творящееся беззаконие и злодейство.

Михаил Шамин 2   17.12.2021 12:14   Заявить о нарушении
Думаю, что молчаливое согласие это не бездействие, а скорее содействие. Если человек видит, что творится зло и никак не возражает против этого, его молчание также является злом по определению. Пример: Случайный прохожий стал свидетелем совершения ограбления, но не был замечен грабителями. Не имея возможности физически воспрепятствовать преступлению, он принял решение не сообщать о нём никому. Такое решение есть осознанное действие, которое может привести к причинению вреда грабителями и другим людям, если они не будут своевременно задержаны органами охраны правопорядка. Следовательно умолчав об ограблении этот прохожий совершил злодеяние.

Под бездействием же я понимаю именно не совершение действий по предотвращению зла. Пример: Один человек видит, что другой совершает действия, которые могут причинить вред ему или окружающим - играет с гранатой, то вынимая, то вставляя чеку и при этом не предпринимает никаких действий для немедленного прекращения опасной игры. Надеюсь Вы увидели разницу: в первом примере зло уже совершилось и может совершиться ещё с молчаливого согласия, во втором примере зло ещё не совершилось, но может совершиться, если его не предотвратить.

Мавир   17.12.2021 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.