Рецензии на произведение «Человек как источник зла»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
В публикации "О природе добра и зла и однозначном понимании их" Вы аргументированно установили, что категории добро и зло являются моральными и следовательно имеют смысл только с точки зрения людей - единственных, обладающих разумом и моралью живых существ на планете, которую они называют Земля. Но для однозначного понимания, требуется как минимум дать определение терминам, чего Вы не сделали. Определение понятию зла, вы дали в этой публикации:"Термин зло есть обобщающее понятие всего плохого, вредного, угнетающего, разрушающего и т. п.". На мой взгляд не самый лучший вариант, претендующий на то, чтобы быть однозначно понимаемым всеми, кроме того не дающий максимально возможно полной информации о сути явления, а где-то и прямо вводящий в заблуждение. К примеру не всё вредное для человека есть зло. Поскольку это моральная категория, то вред и разрушения причинённые природой, к ней не относятся. Рассуждая таким образом зло уже будет обобщающим понятием, включающим не всё вредное и разрушительное, а только то вредное и разрушительное, что причиняет человек человеку (прямо или опосредованно, воздействуя через нарушение природного баланса сил). Что понимать под и т.д., остаётся только догадываться. Хорошо, что дальше Вы уточняете:"Для человека злом является всё, что мешает полноценно и плодотворно жить, творить и продолжать себя в потомках, то есть, исполнять заданное Природой.". Возникает вопрос, имеете ли Вы в виду только действия одних людей, которые мешают другим "...жить..." или в том числе и неблагоприятные воздействия окружающей среды тоже? Из дальнейших рассуждений следует, что речь идёт от втором варианте. Таким образом Вы противоречите собственной установке, что зло есть категория моральная. Если помните, основная цель Ваших рассуждений дать однозначно понимаемое всеми достоверное определение, а получаются неточные, невнятные и периодически меняющие смысл формулировки. Так и не разобравшись до конца с определением, Вы переходите к вопросу о происхождении зла, причинах его возникновения.
Отметая мистику, как научно не подтверждаемую, источником зла Вы назначаете недостаточную разумность человека, т.н. первобытную дикость, животное начало, инстинкты, вложенные природой в процессе борьбы за существование и продолжающие действовать не взирая на "культурный налёт". Получается: в животном мире зла нет, но в мире людей оно возникает именно по причине проявления животного в человеке. То, что в дикой природе расценивается как нормальная борьба за существование, в человеческом обществе приобретает форму зла. И Вы указываете, почему так происходит: "... культурная среда, всё более отрешаясь от законов джунглей, постоянно вырабатывает и совершенствует свои законы взаимоотношений и взаимодействий, основанных на сознании." В отличии от животных, люди могут сознательно оценивать собственные действия и действия, совершаемые другими людьми. Эта оценка и придаёт поступкам ту или иную эмоциональную окраску. Кроме того предполагается, что люди обладают свободой воли и могут подавляя животные инстинкты управлять своими действиями и поэтому должны нести ответственность за их последствия. Даже животные не прочь переложить ответственность на другого, тому есть множество подтверждающих видео в интернете, что говорить о людях. Исходя из вышеизложенного и основываясь на Ваших рассуждениях и собственных представлениях я предлагаю такой вариант определения термина зло:
"Зло это сознательные действия людей, направленные на достижение собственных целей, в результате которых может быть причинён вред другим людям, не являющимся ответственными за возникновение ситуации, послужившей причиной для совершения вышеуказанных действий". К этому определению необходимо добавить определение термина ответственность. Предлагаю такой вариант:"Ответственность это способность человека спрогнозировать все возможные последствия своих действий и понимание неизбежности ответной реакции на них окружающей среды". В таком контексте быть ответственным за какие либо действия означает совершить их реализуя свою ответственность. Другими словами, если производя действие человек понимает, что произойдёт в результате и неизбежно последует отдача.
Мавир 16.12.2021 15:23 Заявить о нарушении
Мавир 16.12.2021 16:02 Заявить о нарушении
"Безнаказанность уже сама по себе зло, это разрешение совершить следующую гадость, которую, считай, заодно совершает и тот, кто не наказал, а обязан был, кто видел, знал да промолчал. Есть даже такая истина: всё зло совершается с молчаливого согласия равнодушных и трусливых, можно добавить, и заинтересованных."
Михаил Шамин 2 17.12.2021 06:14 Заявить о нарушении
"Безнаказанность уже сама по себе зло..."
----------------------------------------------
Дело не в невнимательности. Я пишу о бездействии, а не о безнаказанности. Наказание это реализация части реакции на злодеяние окружающей среды посредством отдельных людей (или общественных структур). Не всегда наказание приводит к предотвращению повторных злодеяний, хотя и снижает в какой-то степени их вероятность. И не всё зло совершается с молчаливого согласия, потому, что далеко не во всех случаях кто либо, кроме собирающегося совершить злодеяние знает об этом.
Мавир 17.12.2021 10:26 Заявить о нарушении
Михаил Шамин 2 17.12.2021 12:14 Заявить о нарушении
Под бездействием же я понимаю именно не совершение действий по предотвращению зла. Пример: Один человек видит, что другой совершает действия, которые могут причинить вред ему или окружающим - играет с гранатой, то вынимая, то вставляя чеку и при этом не предпринимает никаких действий для немедленного прекращения опасной игры. Надеюсь Вы увидели разницу: в первом примере зло уже совершилось и может совершиться ещё с молчаливого согласия, во втором примере зло ещё не совершилось, но может совершиться, если его не предотвратить.
Мавир 17.12.2021 16:51 Заявить о нарушении
Всё вроде бы разумно, Михаил. Но вот я однажды смотрел подробнейший фильм о жизни "диких" африканцев в джунглях. В нашем понимании они дикари: у них нет понятия денег, женщины не носят лифчиков и живут без прокладок, в их распоряжении находятся лишь примитивные орудия труда. И наверно именно последнее приводит их к пониманию того, что противостоять вызовам природы им можно только действуя сообща, всюду помогая друг другу, а полученными благами пользоваться тоже сообща, поскольку это результат их общего труда.
И лишь только нам, избалованным плодами цивилизации, может придти в голову иллюзия о том, что один в поле воин, а значит этот один может наплевать на других и тем в бОльшей степени, чем больше он доминирует над другими своим богатством.
Так кто же тогда более дик, африканцы или мы, цивилизованные эгоисты?
Мир Когнито 10.12.2017 21:11 Заявить о нарушении
Человеки, как и дикари, коллективисты и эгоисты, братья и соперники одновременно, в зависимости от обстоятельств.
Кое-кто умиляется первобытному коммунизму, а там тоже свои разборки постоянно, и никакого альтруизма.
Михаил Шамин 2 11.12.2017 09:49 Заявить о нарушении
У "диких" африканцев просто нет времени на разборки, т.к. иначе они, все, останутся голодными. Их жизнь - постоянный труд для добычи пропитания, даже отдохнуть некогда.
Кстати, любого своего больного они даже лечат вместе, в ходе совместного ритуала.
Мир Когнито 11.12.2017 12:41 Заявить о нарушении
Все наши инстинкты (хорошие и плохие) от туда, из дикости, там они естественны и жизненно необходимы, а сейчас некоторые "неприличны".
Михаил Шамин 2 12.12.2017 00:46 Заявить о нарушении
Дикарь полностью руководствуется ими, а цивилизованный некоторые инстинкты подавляет или маскирует "для приличия".
Неприлично сейчас в открытую делить всех на своих и чужих и чужих при этом за людей не считать вплоть до истребления. Однако, особенно в международных отношениях, такое процветает и не скрывается.
Неприлично также считать, что сильный всегда прав, своя рубашка ближе к телу, но и это подспудно процветает.
Так что и цивилизованные те же дикари, но иногда соблюдающие приличия: сморкаются, например, в носовой платок. А уж по части всяких извращений за закрытыми дверями, дикарям до них как до неба.
В общем, есть ещё у меня работа "Зло, порождаемое цивилизацией".
Михаил Шамин 2 12.12.2017 04:53 Заявить о нарушении
Далеко не все подростки так проводят своё свободное время. У многих совершенно другие интересы.
Если родителям ребёнок совершенно безразличен, то нередко он и втягивается в такие волчьи стаи. Но совсем иначе получается, если родители сызмальства занимаются ребёнком: устраивают его в разные кружки, помогают по учёбе.
"Всё что в нас "дикое" это инстинкты, и они жизненно необходимы."
Выкармливание и обучение своих детёнышей - это инстинкт?
Мир Когнито 13.12.2017 22:04 Заявить о нарушении
Как ведут порой себя подростки, показывает, какие нравы господствовали у дикарей. Там это норма и жизненно важно, а в нашем культурном обществе осуждается и пресекается, как и некоторые другие инстинкты. А забота о детях и близких поощряется.
Михаил Шамин 2 13.12.2017 23:31 Заявить о нарушении
забота о детях поощряется."
то есть поощряется дикость? и не только в "нашем культурном обществе".
Ибо ни одна популяция не могла бы существовать без этой дикости.
Мир Когнито 15.12.2017 00:25 Заявить о нарушении
Все инстинкты наследие дикости, и все они в нас присутствуют. В культурной среде одни из них необходимы и "полезны", а некоторые считаются "низменными". Дикостью у нас считается верховенство в поведении именно низменных инстинктов.
Соответствующие уточнения в тексте сделаны.
Михаил Шамин 2 15.12.2017 08:51 Заявить о нарушении
Как же отличить низменные инстинкты от возвышенных?
Мир Когнито 15.12.2017 22:21 Заявить о нарушении
Мир Когнито 16.12.2017 11:10 Заявить о нарушении
Михаил Шамин 2 16.12.2017 13:52 Заявить о нарушении
Один джентльмен спрашивает другого: Что вам мешает быть самим собой? Тот отвечает: Воспитание и уголовный кодекс ( не помню откуда вычитала). Аплодисменты с моей стороны!
Михаил, да, согласна, человек создан во зле. Но оно, зло, априори не может быть конечной стадией нашего развития ( иначе все бессмысленно). Эволюция полкает нас к осмыслению этого факта и ждет нашего выбора в собственном развитии. Иначе зачем она дала нам более высшие возможности (разум, мышление)по сравнению с остальными животными?
С уважением,
Наталья Петрова 4 27.10.2017 17:30 Заявить о нарушении
Наталья Петрова 4 28.10.2017 14:01 Заявить о нарушении
Исходя из выше изложенного, ваши высказывания "человек создан во зле", "зло не может быть конечной стадией нашего развития" не корректны, от чего не сразу поймёшь, что хотела сказать.
И так, "человек рождён во зле". Что вы тут оцениваете словом зло? Акт совокупления, исходя из библейской истории о грехопадении Адама и Евы? Однако без этого "греха" и жизни на земле не было, ибо всё живое, только и делает, что размножается, это основной смысл его существования.
Далее, как можно назвать (оценить, значит) злом стадию развития (процесс), хоть конечную, хоть промежуточную? Если вы имеете в виду возможные итоги развития, то укажите какие конкретно и для кого. Человечества, жизни на земле?
Михаил Шамин 2 29.10.2017 11:44 Заявить о нарушении
С уважением,
Наталья Петрова 4 29.10.2017 14:09 Заявить о нарушении
"Ростки зла в обществе - от дикаря в человеке. Дикость проявляется в нежелании считаться с интересами других и необузданной животности при удовлетворении своих потребностей (телесных в первую очередь). Проявление дикости и животности это когда сильному кажется, что ему позволено всё, когда во взаимоотношениях правят эгоизм, алчность, грубая агрессивность, заносчивость и драчливость, зависть и ревность, мстительность, нечистоплотность, бесстыдство и несдержанность, похотливость. Ко всему этому следует присовокупить леность к работе и познанию, превышение личного интереса над общественным, деление всего на своё и чужое."
А относительно следующей стадии развития, т ск. альтруистической, у меня изложено в работе "О желательном мироустройстве".
Михаил Шамин 2 29.10.2017 14:59 Заявить о нарушении
С уважением,
Наталья Петрова 4 29.10.2017 20:03 Заявить о нарушении
Михаил Шамин 2 30.10.2017 01:18 Заявить о нарушении