Будда или Сократ. Кто прав?

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…

Федор Тютчев
Silentium!

Сегодня  мне задали вопрос: -"Пётр, а что Вы скажете о том, кто прав - Будда: "Всякая изреченная мысль есть ложь", или Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»?
 По Будде, получается, что Сократ соврал. Почему же Вы на него, (и кстати, на другие авторитеты), ссылаетесь? Может стоит внимательнее посмотреть на изречение самого Будды? "
 Слова Будды взяты из прекрасной притчи,-"Заветная звезда", в которой рассказывается, что после просветления Будда решил замолчать т.к. с просветлением пришло понимание, что всё, что мы говорим - иллюзия(ложь).
 Рамеш Балсекар например вторит Будде говоря, что истина всё, что есть без наших суждений.  Слова Сократа им не противоречат.
Они оба и Будда, и Сократ правы,  ибо говорят одно, об одном и том же.
 "Всякая изреченная мысль есть ложь", далее Будда объясняет:
 
 Во-первых, нет слов, с помощью которых можно передать содержание моего опыта. У Сократа "Я знаю, что ничего не знаю", (У Будды -нет  слов,...)
 
 Во-вторых, чтобы я не сказал, это будет неправильно понято. У Сократа -"другие не знают и этого". (Они уверены, что владеют истиной и поймут  всё по-своему.) 
 
 В-третьих, из ста человек девяносто девяти это не принесет никакой пользы. А тот, кто способен понять, может сам открыть Истину. Так зачем лишать его такой возможности? Возможно, поиск Истины займет у него немного больше времени. Что из того? Впереди - вечность!

 И первое и второе предложение соответствуют первой и второй части высказывания Сократа. Противоречий я не нахожу, но это не значит ,что я правильно понимаю - всего лишь мой вариант видения.
Что касается знаний вообще, опять же на мой взгляд,  каждый наделён ими в той степени,  в которой может максимально полно исполнить своё предназначение по замыслу Творца.

 Не могу не привести слова о знании Нисаргадатты Махараджа.
 "Само признание «я не знаю» является расцветом знания. Незнающий человек не знает о своём незнании....  Всё, что вы видите вокруг и внутри вас, — это то, что вы не знаете и не понимаете, даже не подозревая о том, что вы не знаете и не понимаете. Знать, что вы не знаете и не понимаете, — это истинное знание, знание смиренного сердца."
 
 Постичь эту глубину - дорогого стоит. За пониманием этих слов стоит и смирение, и мудрость, и покой. Никаких суждений, никакого осуждения, никаких кумиров и глубокое понимание смирения. Многие понимают под этими словами жизнь в глуши, в одиночестве - это главная ошибка, ошибка от непонимания о чём идёт речь. Смирение - это успокоение ума, усиление его творческой составляющей, блокировка и защита от информационного мусора.
 
 Притча заканчивается словами -  "Боги посовещались и сказали ему:
- Наверное, рушится мир. Наверное, погибнет мир, если сердце Совершенного склоняется к тому, чтобы пребывать в покое. Пусть Великий Будда проповедует учение. Есть существа чистые от земного тлена, но, если проповедь учения не коснется слуха их, они погибнут; в них и найдет Великий своих последователей. Им нужен один толчок, одно верное слово. Ты мог бы помочь
им сделать единственный верный шаг в Неведомое.

Миг тишины... Будда закрыл глаза и произнес: - Ради тех немногих я буду говорить! О них я не подумал. Я не в силах высказать всей Истины, но я могу указать им Заветную Звезду моим пальцем!"

И вот ещё одна замечательная притча. МАСТЕР НЕ ЗНАЕТ

Искатель Истины подошел к ученику и вежливо спросил:
- В чем смысл человеческой жизни?
Ученик поискал в записях Мастера и уверенно ответил:
- Жизнь человека есть не более чем выражение изобилия Господня.
Когда этот же вопрос искатель задал самому Мастеру, тот ответил:
- Я не знаю.

Искатель говорит: «Я не знаю». Это честно. Мастер говорит: «Я не знаю». Это ум мистика, который познает мир через не-знание. Ученик говорит: «Я знаю». Это невежество в виде заимствованных знаний.

Такова моя концепция или проше говоря, так мне кажется.


Рецензии
Меня в подобных высказываниях (имя им легион) всегда занимала уверенность, с которой высказывается невозможность приобретения или передачи знания. Если изреченное есть ложь, то само это изречение (о том, что изрекается лишь ложь) тоже ложно... Почему этот дешевый парадокс кажется многим глубоким? (На самом деле какой-то математик сказал, что отрицание правильного высказывания неправильно, а отрицание глубокого – тоже глубокое... ) То есть к высказываниям Будды или Сократа бесполезно подходить с меркой правильно/ неправильно – они внутренне самопротиворечивы – они попросту ровным счетом ничего не утверждают с точки зрения логики, либо сравнения с опытом. Единственынй их (по сути) смысл – заявление, что логика изготовителю фразы нужна лишь тогда, когда он ее хочет использовать, и не считает себя обязанным соглашаться с логичесими доводами, коли они ему не нравятся... Это его, заявителя, право, разумеется, но и другого человека такие заявления абсолютно ни к чему не обязывают... В принципе, оно бы так и неплохо - никто никому не мешает; но все-таки правильные вещи (в стиле "солнце завтра взйодет" и "если прыгнешь с 15 этажа, скорее всего сломаешь шею") таки существуют, а позиция Будды или Сократа напрочь отучает человека искать подобные вещи (черные дыры фотографировать, к примеру). (Черная дыра, СПИД, антибиотик, электричество...- все равно иллюзия).

Ritase   11.04.2019 17:07     Заявить о нарушении
Ritase, здравствуйте!
Благодарю Вас за отзыв.
Оле Нидал высказал как-то прекрасную мысль: - "Мы видим не мир, а содержимое своего ума." Может быть вы правы во всём, может быть - частично. Мои размышления ни на что не претендуют, ибо я тоже ничего не знаю. Однако, однажды "солнце завтра не взойдет" и прыгающий с 15 этажа не разобьется насмерть, что периодически случается.(чаще всего с теми, кто не знает, что разобьётся)

ДЕМОКРИТ (около 470-370 гг. до н.э.)учил:

"Причина вещей неясна для человеческого рассудка. Ибо одни вещи существуют по необходимости, другие – по определению судьбы, третьи – по решению нашей воли, четвёртые – сами собой... В самом деле мы ничего ни о чём не знаем, но для каждого из нас в отдельности его мнение есть [результат] притекающих [к нему образов].

[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота."
Те кто пришёл к общему мнению о дырах, СПИДе...объединяются и работают над углублением этих знаний, однако , учёные отмечают чем глубже вникают в проблему, тем больше появляется вопросов. Вот в чём проблема, а не в прыжках с высотки или восходе Солнца. Это, конечно, на мой взгляд.

Пётр Шубин   11.04.2019 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.