Блок - Я вышел. Медленно сходили... Прочтение
Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне…
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине..
О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..
25 января 1901. С.-Петербург
Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений»:
«Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». -
Дата: 25 января 1901. Место: С.-Петербург.
«...Каждое стихотворение необходимо для образования главы». -
В предыдущей главе – во вступлении нас оставили в некоем сомнении: герой хочет войти или выйти из терема? В этом – ответ однозначен. Герою дали возможность, и он принял служение: «Я вышел».
Ал. Блок. «Автобиография»:
«…в связи с острыми мистическими и романическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал "субъективным" и бережно оберегал от всех.»
Книгу Вл. Соловьёва ему подарит мать только на пасху. А до тех пор он думал, что вся мистика, творящаяся вокруг него - например, видение средневекового города – это нечто «субъективное». Например – вот это:
Ал. Блок "Из дневников 18 года":
"25 января[1901 года] - гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии. В конце января и начале февраля (еще - синие снега около полковой церкви, - тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей (стихи 11 февраля, особенно - 26 февраля, где указано ясно Ее стремление отсюда для встречи "с началом близким и чужим" (?) - и Она уже в дне, т. е. за ночью, из которой я на нее гляжу. То есть Она предана какому-то стремлению и "на отлете", мне же дано только смотреть и благословлять отлет).
В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове (куда я ходил покупать таксу, названную скоро Краббом). Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту - до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади (тут - витрина фотографии близко от Среднего проспекта). Отсюда появились "пять изгибов".
На следующее утро я опять увидал Ее издали, когда пошел за Краббом (и привез в башлыке, будучи в исключительном состоянии, которого не знала мама).
Я покорился неведенью и боли (психологически - всегдашней суровости Л. Д. Менделеевой)."
Потом, спустя десятилетие, он напишет Андрею Белому (6 июня 1911):
«Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя».
И сравните, сколько безнадежности во фразе из 18-ого года «…я покорился», и какая гордыня звучит здесь, в реальности истинной:
Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы…
И… Вон – тьма. И из тьмы кто-то появляется… Страшно? –
…младые были
Пришли доверчиво из тьмы…
нет! Абсолютная уверенность: это союзники:
Пришли и встали за плечами…
И вышедший с восторгом осматривается:
И вечности вставали сны!..
Так вот она какая – вечность!
Итак, поэт вышел, огляделся… И ему понравилось!
Но в истинности реальности с самого начала есть некая двусмысленность:
Если «я вышел» – вполне материалистично, а «…сходили… сумерки» – чистая метафора, тогда «…были пришли» – это что? Судя по тому, что «вышел и «пришли» – это даже не синонимы, а разные формы одного и того же глагола – и «были» настолько же материальны, как и «я», но все же… Интересно тут - это он данную двусмысленность заложил в свое стихотворение? Или - ему?..
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В БА [беловой автограф] Собр. Менделеевой в ст. 3 и 9 слово "были" выделено ударением.
»
То есть подчёркнуто, что это не видения, это то, что случалось – были. Думаю, это воспоминания о мистических явлениях, случавшихся с ним ранее. Потом он напишет: «…И давно всё знаю наперед» («Ты свята, но я Тебе не верю» от 29 октября 1902 г.)
И… уж…
Ал. Блок. Из наброска предисловия к неосуществленному изданию сборника «Стихи о прекрасной даме» 1918-ого года:
«…”Стихи о Прекрасной Даме” дали плохой урок некоторым молодым поэтам, потому что технически книга очень слаба…».
…«плохой урок»… Хороши в стихотворении только первые две строки: в них есть это звучание гордости, готовности к свершениям, к подвигу. А «младые были» читаются нераскрытым штампом, то есть не сущностью, а красивенькими словесами, лишенными какой бы то ни было конкретности, лишенными какой бы то ни было реальности. И в стихотворении нет того, что в ПсиДе назвали экспрессией – эффекта растянутого мгновение, эффекта проживания мгновения, эффекта существования в этом мгновении. Нет перехода в контеньюсное время – в настоящее длящееся…
В результате любование вечностью – можно вычислить, а не прочувствовать.
А пример тому, кАк оно делается – предыдущее стихотворение, написанное спустя два года - "Вступление". Когда Блок – уже мастер.
Но!
В рамках его трехтомника эти стихи – это вздох: вот таким я был – неумелым, но искренним, не “поэтом”, а “обладателем тайны и провидцем”. (Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого (30 (17) августа)
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Воплощающее исходные настроения цикла, стихотворение часто упоминалось Блоком. В дневниковом наброске статьи о русской поэзии (декабрь 1901 -январь 1902) он использует его символику: "Весна январская – больше чаянье и чуянье весны, чем сама весна, – затрепетала и открыла то, что неясно и несильна еще носилось над душой и мыслью ( ... ) Когда сумерки зимы сходили медленно, медленно же явились из мрака младые были прошедших дней".
Ср. запись в дневнике от 30(17) августа 1918 г. (перенесенную в расширенном виде из Т2 ): "25 января -гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии" (Монетная – Большая Монетная улица в Петербурге на Петербургской стороне, а также запись от 11 сентября (29 августа) 1918 г.
– «... И пели с ветром о весне.» – Ср. в дневнике от 11 сентября (29 августа) 1918 г.: "До конца января ОНА не упоминается в стихах, есть только ЕЕ музыка .... ".
Публикации: I2. С. 49, "Январь 1901. С-Петербург"; I3. С. 63, "Январь 1901. С-Петербург" и I4. С. 49, "Январь 1901. С-Петербург"– в цикле СПД, в разд. "1. Видения. (Весна 1901 года)."; I5. С. 55.
»
*
;
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы -- и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними. Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Ал. Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевной Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»
Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма Александру Блоку: .
«...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!»
Да, именно в ней Блок пытался «воплотить эту встречу».
Из примечаний к первой книге "Собрания стихотворений" 1911-ого года:
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще - восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются "Стихи о Прекрасной Даме". Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник.»
То есть для Блока было важно подчеркнуть дневниковый, реалистический характер книги, и главным было не «художественность», а рассказать, как это бывает: «…к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру, которым по необходимости пользуется путешественник.» (Бедекер в те времена был в те времена популярной серией путеводителей), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия. И поэтому, чтобы разобраться в книге, приходится следить за двумя планами бытия – реальности и то, как реальность вмешивалось в высокую мистику… Или как одна высокая мистика путалась с другой.
Вот их краткая сводка содержания книги по разделам:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л.Д. его всегда ждёт.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
*
Данное стихотворение относится к первой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
Юный теург обретает свет:
1. «Я вышел. Медленно сходили…» ( http://proza.ru/2017/10/25/671 )
«Я вышел»!
2. «Ветер принёс издалёка…» ( http://proza.ru/2017/10/30/603 )
Поэт, вышедши, оглядывается по сторонам. Прислушивается – слышит в ветре намёк на песню.
3. «Тихо вечерние тени…» (http://proza.ru/2017/10/30/608 )
Нет, это не ветер, это «полный бессмертия дух» вышел к поэту.
4. «Душа молчит…» (http://proza.ru/2017/10/30/612 )
Поэт замер, и нет ему дела до «шумных народов».
*
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/603
Свидетельство о публикации №217102500671