Блок - Я вышел. Медленно сходили... Прочтение

     1.«Я вышел. Медленно сходили…»






                Я вышел. Медленно сходили
                На землю сумерки зимы.
                Минувших дней младые были
                Пришли доверчиво из тьмы…

                Пришли и встали за плечами,
                И пели с ветром о весне…
                И тихими я шел шагами,
                Провидя вечность в глубине..

                О, лучших дней живые были!
                Под вашу песнь из глубины
                На землю сумерки сходили
                И вечности вставали сны!..
                25 января 1901. С.-Петербург






Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений»:
     «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». -
     Дата: 25 января 1901. Место: С.-Петербург.

    «...Каждое стихотворение  необходимо для образования главы». -
     В предыдущей главе – во вступлении нас  оставили в некоем сомнении:  герой хочет войти или выйти из терема? В этом  – ответ однозначен. Герою дали возможность, и он принял служение: «Я вышел».

Ал. Блок.  «Автобиография»:
     «…в связи с острыми мистическими и романическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал "субъективным" и бережно оберегал от всех.»
     Книгу Вл. Соловьёва ему подарит мать только на пасху. А до тех пор он думал, что вся мистика, творящаяся вокруг него - например, видение средневекового города – это нечто «субъективное». Например – вот это:

Ал. Блок "Из дневников 18 года":
   "25 января[1901 года] - гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии. В конце января и начале февраля (еще - синие снега около полковой церкви, - тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей (стихи 11 февраля, особенно - 26 февраля, где указано ясно Ее стремление отсюда для встречи "с началом близким и чужим" (?) - и Она уже в дне, т. е. за ночью, из которой я на нее гляжу. То есть Она предана какому-то стремлению и "на отлете", мне же дано только смотреть и благословлять отлет).
    В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове (куда я ходил покупать таксу, названную скоро Краббом). Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту - до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади (тут - витрина фотографии близко от Среднего проспекта). Отсюда появились "пять изгибов".
    На следующее утро я опять увидал Ее издали, когда пошел за Краббом (и привез в башлыке, будучи в исключительном состоянии, которого не знала мама).
    Я покорился неведенью и боли (психологически - всегдашней суровости Л. Д. Менделеевой)."

     Потом, спустя десятилетие, он напишет Андрею Белому (6 июня 1911):
     «Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя».
     И сравните, сколько безнадежности во фразе из 18-ого года «…я покорился»,  и какая гордыня  звучит здесь, в реальности истинной:

                Я вышел. Медленно сходили
                На землю сумерки зимы…

     И… Вон – тьма. И из тьмы кто-то появляется… Страшно? –

                …младые были
                Пришли доверчиво из тьмы…

     нет! Абсолютная уверенность: это союзники:

                Пришли и встали за плечами…

     И вышедший с  восторгом   осматривается:

                И вечности вставали сны!..

     Так вот она какая – вечность!
     Итак, поэт вышел, огляделся… И ему понравилось!

     Но в истинности реальности с самого начала есть некая двусмысленность:
Если  «я вышел» – вполне материалистично, а «…сходили… сумерки» –  чистая метафора, тогда  «…были  пришли» – это что? Судя по тому, что «вышел и «пришли» – это даже не синонимы, а разные формы одного и того же глагола – и «были» настолько же материальны, как и «я», но все же… Интересно тут - это он данную двусмысленность  заложил в свое стихотворение? Или - ему?..

     Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     В БА [беловой автограф] Собр. Менделеевой в ст. 3 и 9 слово "были" выделено ударением.
      »

     То есть подчёркнуто, что это не видения, это то, что случалось – были. Думаю, это воспоминания о мистических явлениях, случавшихся с ним ранее. Потом он напишет: «…И давно всё знаю наперед» («Ты свята, но я Тебе не верю» от 29 октября 1902 г.)

     И… уж…
Ал. Блок. Из наброска предисловия к неосуществленному изданию сборника «Стихи о прекрасной даме» 1918-ого года:
     «…”Стихи о Прекрасной Даме” дали плохой урок некоторым молодым поэтам, потому что технически книга очень слаба…».
     …«плохой урок»… Хороши в стихотворении только первые две строки: в них есть это звучание гордости, готовности к свершениям, к  подвигу. А «младые были» читаются нераскрытым штампом, то есть не сущностью, а красивенькими словесами, лишенными какой бы то ни было конкретности, лишенными какой бы то ни было реальности. И в стихотворении нет того, что в ПсиДе назвали экспрессией – эффекта растянутого мгновение, эффекта проживания  мгновения, эффекта существования в этом мгновении. Нет перехода в контеньюсное время – в настоящее длящееся…
     В результате любование вечностью – можно вычислить, а не прочувствовать.
     А пример тому, кАк оно делается – предыдущее стихотворение, написанное спустя два года - "Вступление".  Когда Блок – уже мастер.

     Но!
     В рамках его трехтомника эти стихи – это вздох: вот таким я был – неумелым, но искренним, не “поэтом”, а “обладателем тайны и провидцем”. (Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого (30 (17) августа)

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«

Воплощающее исходные настроения цикла, стихотворение часто упоминалось Блоком. В дневниковом наброске статьи о русской поэзии (декабрь 1901 -январь 1902) он использует его символику: "Весна январская – больше чаянье и чуянье весны, чем сама весна, – затрепетала и открыла то, что неясно и несильна еще носилось над душой и мыслью ( ... ) Когда сумерки зимы сходили медленно, медленно же явились из мрака младые были  прошедших дней".
     Ср. запись в дневнике от 30(17) августа 1918 г. (перенесенную в расширенном виде из Т2 ): "25 января -гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии" (Монетная – Большая Монетная улица в Петербурге на Петербургской стороне, а также запись от 11 сентября (29 августа) 1918 г.

     – «... И пели с ветром о весне.» – Ср. в дневнике от 11 сентября (29 августа) 1918 г.: "До конца января ОНА не упоминается в стихах, есть только ЕЕ музыка .... ".

     Публикации: I2. С. 49, "Январь 1901. С-Петербург"; I3. С. 63, "Январь 1901. С-Петербург" и I4. С. 49, "Январь 1901. С-Петербург"– в цикле СПД, в разд. "1. Видения. (Весна 1901 года)."; I5. С. 55.
»   
*
;



*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы -- и уронил их на себя.” 
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними. Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Ал. Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевной Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»
     Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма Александру Блоку: .
«...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!»
Да, именно в ней Блок пытался «воплотить эту встречу».

     Из примечаний к первой книге "Собрания стихотворений" 1911-ого года:
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще - восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
     Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются "Стихи о Прекрасной Даме". Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник.»
     То есть для Блока было важно подчеркнуть дневниковый, реалистический характер книги, и главным было не «художественность», а рассказать, как это бывает:  «…к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру, которым по необходимости пользуется путешественник.» (Бедекер   в те времена был в те времена популярной серией путеводителей), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия. И поэтому, чтобы разобраться в книге, приходится следить за двумя планами бытия – реальности и то, как реальность вмешивалось в высокую мистику… Или как одна высокая мистика путалась с другой. 


     Вот их краткая сводка содержания книги по разделам:

                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма.
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л.Д. его всегда ждёт.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.

*

     Данное стихотворение относится к первой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
                1.Юный теург  обретает свет.
     2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
     5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».


Юный теург  обретает свет:

                1. «Я вышел. Медленно сходили…» ( http://proza.ru/2017/10/25/671 )
                «Я вышел»!
     2. «Ветер принёс издалёка…» ( http://proza.ru/2017/10/30/603 )
      Поэт, вышедши, оглядывается по сторонам. Прислушивается – слышит в ветре намёк на песню.
     3. «Тихо вечерние тени…» (http://proza.ru/2017/10/30/608 )
     Нет, это не ветер, это «полный бессмертия дух» вышел  к поэту.
     4. «Душа молчит…» (http://proza.ru/2017/10/30/612 )
     Поэт замер, и нет ему дела до «шумных народов».
 


 
*
следующее стихотворение —  http://proza.ru/2017/10/30/603


Рецензии