Блок. Ветер принес издалёка... Прочтение
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
29 января 1901
Стихотворение – непосредственное продолжение предыдущего: вышедший поэт всё ещё оглядывается по сторонам (и там – «сумерки зимы», и здесь «сумерки близкой весны»; и там – ветер поет о весне, и здесь «ветер принес… песни… намек» ; и там – из «тьмы» приходят «были», и здесь «струны мои» плачут «темно») Нам из подробностей его впечатлений достаётся немногое: вечер, ветер да закрытое тучами зимнее небо, в котором вдруг весенним намеком открылся клочок бездонной лазури.
Смысл происходящего раскрывает не вошедшее в окончательный текст четверостишие.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
После 12: (13-16):
Понял я сердцем, подруга,
Песни весенней язык ...
Мне ли с желанного юга
Небо разверзлось на миг?
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Другие редакции и варианты
– «Мне ли с желанного юга ...» и след. ( БА РГАЛИ. [Беловые автографы Государственный литературный музей (Москва)] БА ГЛМ [Беловые автографы Российский государственный архив литературы и искусства (Москва).]) – Мотив юга, "южной" страсти, мало характерный для СПД, встречается в стихотворениях, отражающих еще волновавшие Блока воспоминания о романе с К.М. Садовской (см. с. 452 наст. тома); весной 1900 г. Садовская жила на юге Франции: "Когда отдамся чувствам страстным, // Меня влечет на знойный юг" (т. 4 наст. изд., ср. "На юге Франции далекой ... " – Там же). Показательно исключение этих строк из окончательного текста.
»
То есть это стихотворение показывает не развитие, усиление темы Явления, а противопоставление ему. И подруга с далекого юга – это первая хозяйка первого соловьиного сада. Первый искус – искушение воспоминанием о «первой страсти». Это мгновенный ответ антагонистов: ты вышел? – вот тебе другая цель, вот тебе другой женский облик, вот тебе воспоминание не о северном подвиге, а о южной страсти.
(И… «урок некоторым молодым поэтам»: рифма «мои-твои» – плохая.)
Из дневника 18-ого года:
«ЯНВАРЬ 1901
1901 год начался одиночеством, углублением в себя, печалью о прошлом, в котором были некие «заветы»… Значение этого года и следующего объективное; об этом может засвидетельствовать А. Белый.
29 января в песне весеннего ветра и живых былей лучших дней послышались ее звучные песни. Перед ней — волны народа, толпой которого я уже увлечен на обожанье. Психология уже — хотя против людей, но с народом, как со стихией; я же — несвободный, как прежде.
Таким образом, все уже сливается в этой весне (необычайно ранней — явственной в январе: былое с грядущим, что в ветре)»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 49-50; I3. С. 64 и I4. С. 50 – в цикле СДД в разд."1. Видения (Весна 1901 года)"; I5, с. 55-56.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы -- и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними. Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Ал. Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевной Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»
Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма Александру Блоку: .
«...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!»
Да, именно в ней Блок пытался «воплотить эту встречу».
Из примечаний к первой книге "Собрания стихотворений" 1911-ого года:
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще - восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются "Стихи о Прекрасной Даме". Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник.»
То есть для Блока было важно подчеркнуть дневниковый, реалистический характер книги, и главным было не «художественность», а рассказать, как это бывает: «…к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру, которым по необходимости пользуется путешественник.» (Бедекер в те времена был в те времена популярной серией путеводителей), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия. И поэтому, чтобы разобраться в книге, приходится следить за двумя планами бытия – реальности и то, как реальность вмешивалось в высокую мистику… Или как одна высокая мистика путалась с другой.
Вот их краткая сводка содержания книги по разделам:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
*
Данное стихотворение относится к первой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
*
Юный теург обретает свет:
1. «Я вышел. Медленно сходили…» ( http://proza.ru/2017/10/25/671 )
«Я вышел»!
2. «Ветер принёс издалёка…» ( http://proza.ru/2017/10/30/603 )
Поэт, вышедши, оглядывается по сторонам. Прислушивается – слышит в ветре намёк на песню.
3. «Тихо вечерние тени…» (http://proza.ru/2017/10/30/608 )
Нет, это не ветер, это «полный бессмертия дух» вышел к поэту.
4. «Душа молчит…» (http://proza.ru/2017/10/30/612 )
Поэт замер, и нет ему дела до «шумных народов».
**
*
*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/25/671
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/608
Свидетельство о публикации №217103000603