Блок. Ветер принес издалёка... Прочтение

2.«Ветер принес издалёка…»





                Ветер принес издалёка
                Песни весенней намек,
                Где-то светло и глубоко
                Неба открылся клочок.

                В этой бездонной лазури,
                В сумерках близкой весны
                Плакали зимние бури,
                Реяли звездные сны.

                Робко, темно и глубоко
                Плакали струны мои.
                Ветер принес издалёка
                Звучные песни твои.
                29 января 1901






     Стихотворение – непосредственное продолжение предыдущего: вышедший  поэт всё ещё оглядывается по сторонам (и там – «сумерки зимы», и здесь  «сумерки близкой весны»; и там – ветер поет о весне, и здесь «ветер принес…   песни…  намек» ; и там – из «тьмы» приходят «были», и здесь «струны мои» плачут «темно»)   Нам из подробностей его  впечатлений  достаётся немногое:  вечер, ветер да закрытое тучами зимнее небо, в котором вдруг весенним намеком открылся клочок бездонной лазури. 

     Смысл происходящего раскрывает не вошедшее в окончательный текст четверостишие.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     После 12: (13-16):
                Понял я сердцем, подруга,
                Песни весенней язык ...
                Мне ли с желанного юга
                Небо разверзлось на миг?
     »
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Другие редакции и варианты

     – «Мне ли с желанного юга ...»  и след. ( БА РГАЛИ. [Беловые автографы Государственный литературный музей (Москва)] БА ГЛМ [Беловые автографы Российский государственный архив литературы и искусства (Москва).]) – Мотив юга, "южной" страсти, мало характерный для СПД, встречается в стихотворениях, отражающих еще волновавшие Блока воспоминания о романе с К.М. Садовской (см. с. 452 наст. тома); весной 1900 г. Садовская жила на юге Франции: "Когда отдамся чувствам страстным, // Меня влечет на знойный юг" (т. 4 наст. изд., ср. "На юге Франции далекой ... " – Там же). Показательно исключение этих строк из окончательного текста.
     »

     То есть это стихотворение показывает не развитие, усиление темы Явления, а противопоставление ему. И подруга с далекого юга – это первая хозяйка первого соловьиного сада. Первый искус – искушение воспоминанием о «первой страсти». Это мгновенный ответ антагонистов: ты вышел? – вот тебе другая цель, вот тебе другой женский облик, вот тебе воспоминание не о северном подвиге, а о южной страсти.

    (И… «урок некоторым молодым поэтам»: рифма «мои-твои» – плохая.)

     Из дневника 18-ого года:
     «ЯНВАРЬ 1901
     1901 год начался одиночеством, углублением в себя, печалью о прошлом, в котором были некие «заветы»… Значение этого года и следующего объективное; об этом может засвидетельствовать А. Белый.
     29 января в песне весеннего ветра и живых былей лучших дней  послышались ее звучные песни.  Перед ней — волны народа, толпой  которого я уже увлечен на обожанье. Психология уже — хотя против людей,  но с народом, как со стихией; я же — несвободный, как прежде.
     Таким образом, все уже сливается в этой весне (необычайно ранней — явственной в январе: былое с  грядущим, что в ветре)»

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I2. С. 49-50; I3. С. 64 и I4. С. 50 – в цикле СДД в разд."1. Видения (Весна 1901 года)"; I5, с. 55-56.
     »

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922


*
 *
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы -- и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними. Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Ал. Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевной Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»
     Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма Александру Блоку: .
«...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!»
Да, именно в ней Блок пытался «воплотить эту встречу».

     Из примечаний к первой книге "Собрания стихотворений" 1911-ого года:
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще - восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
     Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются "Стихи о Прекрасной Даме". Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник.»
     То есть для Блока было важно подчеркнуть дневниковый, реалистический характер книги, и главным было не «художественность», а рассказать, как это бывает:  «…к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру, которым по необходимости пользуется путешественник.» (Бедекер   в те времена был в те времена популярной серией путеводителей), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия. И поэтому, чтобы разобраться в книге, приходится следить за двумя планами бытия – реальности и то, как реальность вмешивалось в высокую мистику… Или как одна высокая мистика путалась с другой.


     Вот их краткая сводка содержания книги по разделам:

                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.



*
     Данное стихотворение относится к первой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
                1.Юный теург  обретает свет.
     2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
     5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
*
 
Юный теург  обретает свет:

1. «Я вышел. Медленно сходили…» ( http://proza.ru/2017/10/25/671 )
«Я вышел»!
                2. «Ветер принёс издалёка…» ( http://proza.ru/2017/10/30/603 )
                Поэт, вышедши, оглядывается по сторонам. Прислушивается – слышит в ветре намёк на песню.
3. «Тихо вечерние тени…» (http://proza.ru/2017/10/30/608 )
Нет, это не ветер, это «полный бессмертия дух» вышел  к поэту.
4. «Душа молчит…» (http://proza.ru/2017/10/30/612 )
Поэт замер, и нет ему дела до «шумных народов».
 


**

 
*
 
*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/25/671
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/608


Рецензии