Блок. Я понял смысл твоих стремлений... Прочтение
Я понял смысл твоих стремлений —
Тебе я заслоняю путь.
Огонь нездешних вожделений
Вздымает девственную грудь.
Моей ли жалкой, слабой речи
Бороться с пламенем твоим
На рубеже безвестной встречи
С началом близким и чужим!
Я понял всё, и отхожу я.
Благословен грядущий день.
Ты, в алом сумраке ликуя,
Ночную миновала тень.
Но риза девственная зрима,
Мой день с тобою проведен…
Пускай душа неисцелима —
Благословен прошедший сон.
26 февраля 1901
И вот он – источник сомнений: у «тебя» проявились неожиданные черты: «вожделение», каким бы оно ни было “нездешним”, остается похотью, “алый сумрак” – это далеко не “голубая лазурь”, и он своей “жалкой, слабой речью” не в силах воздействовать на нее.
Стихотворение можно прочитать, как аллегорию восхода солнца: «ты… ночную миновала тень» и теперь – в «алом сумраке», в «огне нездешних вожделений». И уж не «мне» «бороться с пламенем твоим». И «мой день» будет «с тобою проведен».
Строка «Благословен прошедший сон» скорее всего указывает, что всё это было «сном». Правда, тою зимней весной, что такое «сон» у Блока – чистое сновидение, морок, провидение – и что сделал он после его окончания: отрыл глаза и уставился в потолок или оттёр их от слез и отвел взгляд от совсем уже поднявшегося светила, определить из этой строчки невозможно.
Фраза «ты – как солнце» известна была, наверное, и в Месопотамии. Но когда из нее пропадает весь вековечный метафоризм, и видишь – видишь! чувствуешь!– не бесконечный зимний питерский восход, а напрямую «огонь нездешних вожделений»… Можно бы сказать: «остается позавидовать», но Блоку тогда было не до чужой зависти. «Вожделение», «алый сумрак», «чужое начало», «неисцелимо больная душа» и он – не как союзник, а преградой…
Союзник – чей? Преграда – кому?
Я понял всё, и отхожу я.
Он-то понял…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В дневниковых записях от 30(17) августа 1918 г. рассмотрено как одно из ключевых для цикла. Блок выделяет «стихи 11 февраля, особенно – 26 февраля, где указано ясно Ее стремление отсюда для встречи "с началом близким и чужим" (?) – и Она уже в дне, т.е. за ночью, из которой я на нее гляжу. То есть Она предана какому-то стремлению и "на отлете", мне же дано только смотреть и благословлять отлет». Чуть позже, 11 сентября (29 августа) Блок записывает: «Так как видимого участия той, которая была центром всех возникших событий, я продолжал не видеть, я стал думать, что ее стремления – выше моих и что я заслоняю ей путь [психологически: мешаю]: в ней – огонь нездешних вожделений, тогда как моя речь – жалка и слаба; она – на рубеже безвестной встречи с началом близким и чужим. Она уже миновала ночную тень и ликует НАДО МНОЙ; я же, с неисцелимой душой (психология – только "влюбленность"), благословляю прошедшее и грядущее».
– «Я понял смысл твоих стремлений ...» – Вариация ст. 1 из стихотворения Блока от 11 февраля 1901 г., упомянутого поэтом в дневнике 1918 г.- "Я понял смысл твоей печали ... " (см. т. 4 наст. изд.).
– «... в алом сумраке ...» - Оксюморон "алый (яркий и т.д.) сумрак" типичен для творчества старших символистов 1890-х годов и был использован в широко известных и ценимых Блоком пародиях Вл. Соловьева на 3-й сб. "Русские символисты" (М., 1895); ср. в пародии "Горизонты вертикальные ... " ( 1895): "Призрак льдины огнедышащей // В ярком сумраке погас ... ". Блок, однако, возвращает образу поэтическое звучание.
– «Но риза девственная зрима ...» – В дневниковом наброске статьи о русской поэзии (декабрь 1901- январь 1902) Блок, говоря о своих настроениях начала 1901 г., пользуется образом стихотворения: "Уже тогда понял я – ризы девственные".
"Риза девственная"– здесь: сакральное облачение. О связи образа героини цикла с Богоматерью см. с. 454 наст. тома.
[
Стр. 454:
«
На первых курсах университета, пишет Блок в "Автобиографии" 1915 г., "всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева". В духе мистически-романтического "двоемирия" Блок воспринимает все происходящее с ним как знаки -символы событий в "мирах иных".
Отдельные символы складываются в поэтический и философский (тоже восходящий к Соловьеву) "миф о Красоте" (Вечной Женственности, Душе мира), которая должна сойти на землю, "сочетая" дух и материю, небесное и земное в "жизни прекрасной, свободной и светлой" (СС-8(4)) [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л., Гослитиздат, 1960-1963.]
На первых курсах университета, пишет Блок в "Автобиографии" 1915 г., "всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева". В духе мистически-романтического "двоемирия" Блок воспринимает все происходящее с ним как знаки-символы событий в "мирах иных". Отдельные символы складываются в поэтический и философский (тоже восходящий к Соловьеву) "миф о Красоте" (Вечной Женственности, Душе мира), которая должна сойти на землю, "сочетая" дух и материю, небесное и земное в "жизни прекрасной, свободной и светлой" (СС-84 . С. 434).
Это будущее (мечты о нем отражают настроения поэта перед первой русской революцией) может наступить лишь после коренного преображения жизни (воплощенного в апокалиптических образах "конца света"). "Вселенское" воплощение Красоты есть одновременно (а для Блока- в первую очередь) и ее воплощение "в отдельном лице". Таким земным воплощением Вечной Женственности Блок в начале 1900 rr. считает предмет своих высоких "поклонений": "Меня оправдывает положительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности)", – писал он Л.Д. Менделеевой 16 сентября 1902 г. [неотправленное письмо].
Себя же поэт воспринимает одновременно и как простого "человека из народа", и как пророка Вечной Женственности, ее "предтечу" (ЛН. Т. 89. С. 68). Символом реализованной "вселенской мечты" становится Встреча Вечной Женственности и ее певца и рыцаря.)
[
“Человеком из народа” Блок себя не считал никогда. Он и человеком-0то себя считал не очень.
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого (30 (17) августа 1918 г.):
«Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню, но кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим – потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу (т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны). »
Только вслушайтесь в это презрительное “поэтом и человеком”.
“Пророк” – тот, кто несёт весть о Ней, “певец” – тот, кто придумывает о Ней песенки, рыцарь – тот, кто Её сопровождает.
С моей точки зрения – всё это – не действенные термины, а у Блока к Мистическому лету (лето 1901 года) сформируется убеждение, что именно он должен ввести Тебя в наш мир. Именно он, именно это – выполнить.
Андрей Белый:
«В Видении Блока загадано Блоку: произвести на земле – катастрофический акт: совершить несовершимое.
…Понять А. А. Блока – понять: все есть для него объяснение звука зари, совершенно реальной; конкретностью окрашено для него наше время; и выход поэзии Блока из философии Соловьева, есть выход в конкретности факта зари; в воплощения Вечного в жизнь».
]
»
]
Впервые: II. С. 16 ("Я понял все и отхожу я ... ") – с делением на двустишия, без ст. 1-8, в отделе "Неподвижность".
Публикации: I2. С. 52, "Февраль 1901"; I3. С. 67 и I4. С. 53 – в цикле СПД в разд. "1. Видения. (Весна 1901 года.)"; I5. С. 58.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ПЕРВОГО раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
*
Ты - солнце! -
1. «Ныне, полный блаженства…» ( http://proza.ru/2017/11/17/936 )
Возвращение в нашу реальность, и мольба о подтверждении миссии.
2. «Я понял смысл твоих стремлений…» (http://proza.ru/2017/10/30/627 )
Сомнения: «Тебе я заслоняю путь», источник сомнений: «нездешние вожделения» твои, твой «сумрак алый».
3. «Ты отходишь в сумрак алый…» (http://proza.ru/2017/10/30/638 )
Расшифровка «алого сумрака», «бесконечных кругов», «вышины»: ты – солнце!
4. «Сбылось пророчество мое…» (http://proza.ru/2017/10/30/642 )
«Зажглось святилище Твое» – подтверждение: Ты – солнце!
5. Моей матери (http://proza.ru/2017/10/30/651 )
Нет, он «не заслоняет путь» солнцу. Эйфория: ему шлет свои дары «бог лазурный».
**
**
*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/17/936
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/638
Свидетельство о публикации №217103000627