Блок. Ты отходишь в сумрак алый... Прочтение

7. «Ты отходишь в сумрак алый…» 






                Ты отходишь в сумрак алый,
                В бесконечные круги.
                Я послышал отзвук малый,
                Отдаленные шаги.

                Близко ты или далече
                Затерялась в вышине?
                Ждать иль нет внезапной встречи
                В этой звучной тишине?

                В тишине звучат сильнее
                Отдаленные шаги,
                Ты ль смыкаешь, пламенея,
                Бесконечные круги?
                6 марта 1901





     Звездочками у меня помечены стихотворения, которые в раздел были добавлены после издания книги  905  года «Стихи о прекрасной даме». «…При первых переработках я имел в виду как можно шире раскрыть ее содержание». И почему  было добавлено предыдущее – достаточно понятно.  Оно дает ключ к расшифровке «алого сумрака»,  «бесконечных кругов» и «пламенения» данного.
     Ты – солнце:
     Ты – отходишь в сумрак алый!
     Ты – смыкаешь бесконечные круги!
   
     Но и солнце – Ты:
     У солнца  – слышны! –  шаги.
     С солнцем вдруг стала возможна – внезапная! – встреча. Когда идёшь по зимнему, вечно сумеречному Питеру и вдруг – ясная Ты: «и Она уже в дне, то есть, за ночью, из которой я на нее гляжу…», когда идёшь по миллионнику Питеру, и вдруг – ты: «В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове... Она вышла из саней на Андреевской площади»
    
     Вот только…
     «Сумрак  алый» – это не лазурь и золото… Которые у всего того круга юных поэтов были атрибутами Лучезарной Девы. Вот как об этом сумраке Блока у Андрея Белого:

     «Появление сумрака – появление сумрака в храме, который трепещет сиянием "красных лампад"; распространяется розовый отблеск и смешивается с погасающей золотой лучезарностью 901 года в ту особую, розово-золотую, густую и пряную обрядовую атмосферу, в которой таится нетерпеливое ожидание встречи с ней, материализованной в образ, входящий в храм. Розовое, озаренное заменяет лазурь золотистую, лучезарную. Розово-золотое есть смесь света с тьмой; вместе с тем: это розово-золотое – нетерпеливость ее ожидания»

 
Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     Публикации: I(1) [I(1) – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]… в отделе "Неподвижность"; …I(4)[I(4) - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918] в цикле СПД в разд. "1. Видения. (Весна 1901 года.)",

     Посылая стихотворение в числе пятнадцати других, предназначенных для публикации в "Грифе", Блок отнес его к начальной группе, в которой выражена "гамма разнородных предчувствий (1 – 6)" (ЛН. Т. 92. Кн. 1. С. 528).
В книге К. Чуковского "От Чехова до наших дней" (СП б., 1908. С. 36) истолковано как противостоящее миру городского "хаоса" .

     – «... В бесконечные круги.» – Круг – распространенный образ мировой мифопоэтической символики, имеющий сложное происхождение и множество значений, наиболее важные из которых – идеи единства, циклической бесконечности и высшего совершенства. В СПД символика круга, возможно, восходит также к представлению о круговом строении мира в "Божественной комедии" Данте.

     – «Ждать иль нет внезапной встречи ...» и след.  – Ср. в дневнике от 11 сентября (29 августа) 1918 г.: "МАРТ 1901. Звучная тишина (наполненная звуками) предвещала внезапную встречу с ней где-то на путях ее сквозь алый сумрак, где целью ее было смыкание бесконечных кругов" .

     – «... В этой звучной тишине?..» – оксюморонный образ, восходящий к стихотворению В.Я. Брюсова "Творчество" (сб. "Русские символисты". М., 1895. Вып. 3; ср. ст. 8: "В звонко-звучной тишине")
   
    [
    С моей точки зрения термин «звучная тишина» – вполне конкретен. Например, вы стоите в ночном лесу – вас окружает тишина, нет ни людских криков, ни шума машин – тишина, но,  если  вы замрете, то услышите звуки… м-м-м… второго уровня: шуршание листьев под лапками какой-то зверушки, шевеление тихого ветра. И фраза Блока:

                Ждать иль нет внезапной встречи
                В этой звучной тишине?

подчеркивает данное состояние – просто видишь юношу, замершего, напряженно вслушивающегося в сумрак.
     ]

     В Т2 [«Вторая тетрадь беловых автографов»] в ст. 8 слово "звучной" подчеркнуто и помечено восклицательным знаком.
     »


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.” 
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

   
   

                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


     Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ПЕРВОГО раздел. Всего сцен – шесть:
     1.Юный теург  обретает свет.
                2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
     5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

*

     Ты - солнце! -

1. «Ныне, полный блаженства…» ( http://proza.ru/2017/11/17/936 )
Возвращение в нашу реальность, и  мольба о подтверждении миссии.
2. «Я понял смысл твоих стремлений…» (http://proza.ru/2017/10/30/627 )
Сомнения: «Тебе я заслоняю путь», источник  сомнений: «нездешние вожделения» твои, твой «сумрак алый».
                3. «Ты отходишь в сумрак алый…» (http://proza.ru/2017/10/30/638 )
                Расшифровка «алого сумрака», «бесконечных кругов», «вышины»: ты – солнце!
4. «Сбылось пророчество мое…» (http://proza.ru/2017/10/30/642 )
«Зажглось святилище Твое» – подтверждение:   Ты – солнце!
5. Моей матери  (http://proza.ru/2017/10/30/651 )
Нет, он «не заслоняет путь» солнцу. Эйфория: ему шлет свои дары «бог лазурный». 

**

*

*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/627
следующее стихотворение —   http://proza.ru/2017/10/30/642


Рецензии