Блок. Чем больней душе мятежной... Прочтение

9*. Моей матери



 

                Чем больней душе мятежной,
                Тем ясней миры.
                Бог лазурный, чистый, нежный
                Шлет свои дары.

                Шлет невзгоды и печали,
                Нежностью объят.
                Но чрез них в иные дали
                Проникает взгляд.

                И больней душе мятежной,
                Но ясней миры.
                Это бог лазурный, нежный
                Шлет свои дары.
                8 марта 1901





     Стихотворение – непосредственное продолжение предыдущего. Больше – трех предыдущих, трех стихотворений о Солнце. И о нем самом – рядом с Солнцем. 
     В «Я понял смысл твоих стремлений» он ощутил себя преградой  восходу Светилу.
     В «Ты отходишь в сумрак алый» Солнце  вершит свои круги, не замечая его.
     В «Сбылось пророчество мое» – его заметили… Ему разъяснили «великую тайну». И судя по тому, что в результате он оказался «исполнен торжества», сомнения его были напрасны. Он – не «заслоняет путь», он – не помеха свету. «Сумрак алый» – рассеян.
     И ему шлет свои дары «бог лазурный».
     И эйфория.
     И катарсис.

     А «невзгоды и печали» – это даже не испытания, это средство:

                Чем больней душе мятежной,
                Тем ясней миры.

     Только «чрез» «невзгоды и печали», как чрез некую оптическую  систему «проникает взгляд» и «ясней» становятся  «миры». Что ж, поэт принимает предложенный инструментарий.

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне 901-ого:
     «МАРТ 1901:
     Моей матери, которая не знала того, что знал я, я искал дать понять о происходящем строками: «Чем больней…» (здесь уже сопротивление психологии: чем больней феноменальной душе,  тем ясней миры  — ноуменальные).»

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.” 
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

      Вот их краткая сводка:

                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


     Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ПЕРВОГО раздел. Всего сцен – шесть:
     1.Юный теург  обретает свет.
                2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
     5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

*

     Ты - солнце! -

    1. «Ныне, полный блаженства…» ( http://proza.ru/2017/11/17/936 )
 Возвращение в нашу реальность, и  мольба о подтверждении миссии.
    2. «Я понял смысл твоих стремлений…» (http://proza.ru/2017/10/30/627 )
 Сомнения: «Тебе я заслоняю путь», источник  сомнений: «нездешние вожделения» твои, твой «сумрак алый».
    3. «Ты отходишь в сумрак алый…» (http://proza.ru/2017/10/30/638 )
 Расшифровка «алого сумрака», «бесконечных кругов», «вышины»: ты – солнце!
    4. «Сбылось пророчество мое…» (http://proza.ru/2017/10/30/642 )
 «Зажглось святилище Твое» – подтверждение:   Ты – солнце!
                5. Моей матери  (http://proza.ru/2017/10/30/651 )
                Нет, он «не заслоняет путь» солнцу. Эйфория: ему шлет свои дары «бог лазурный». 

**

*
**


     предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/642
     следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/06/1079


Рецензии