Вероятность любви

Литературным катализатором, если можно так сказать, для этого эссе послужила рецензия, полученная от Елены Конюшковой на миниатюру «Цель».

Рецензия:

«Какова была цель Господа Бога, когда он создавал этот мир?Бог хотел найти меня».

Мне представляется не совсем правильным делать выводы за Бога. Чего ему искать того, кого создал? Зачем? Вы уверены, что понимаете это?

Я думаю с той же вероятностью можно допустить, что он хотел Вас как-то использовать. Еще Шекспир сказал про мир, который есть театр. И с тех повторено это множество раз и на разные лады. Может Бог смотрит на это зрелище исключительно в целях развлечения? Отчего Вы приписываете ему некие высочайшие моральные качества? Ведь может оказаться, что он того не достоин?»

Ответ:

Спасибо, Вам, Елена, за отзыв. Разговор о понимании Бога это сложная вещь. Мне приходилось слышать интерпретации высказывания Шекспира. Например, что мир это цирк, а все люди - клоуны. А один мой товарищ предположил, что наш мир это организованный Высшим разумом тотализатор, а все мы - боевые псы и ангелы делают на нас ставки. И я тоже склонялся к тому, что человек для Небес это что-то среднее между цирковой собакой и клоуном. Это было давно, лет 25-30 назад. Но время это не только бедствие, это и счастье тоже. Патриарх Пимен сказал: "Время не только уходит, но и приходит".
 
Вначале одно небольшое уточнение. Слова «Весь мир театр…» сказал не совсем Шекспир. Эти слова – монолог Жака из комедии Шекспира «Как вам это понравится». Вся комедия пропитана любовью к жизни, почитайте, не пожалеете, а Жака – довольно печального персонажа, автор, в самом конце, отправляет в пещеру.

Я во многом не уверен и многого не понимаю и, честно сказать, завидую тем, у кого ни в чём нет сомнений, и на всё есть ответы. Но есть вещи, относительно которых, у меня сомнений нет. Их,  этих вещей, не много, но для меня достаточно. Вот некоторые из них.

Если пренебречь законами физики и во время движения по скользкой дороге резко нажать на тормоза, то можно заработать неприятности.

Если пренебрегать правилами ПДД и всякий раз переходить дорогу на красный свет, то вероятность погибнуть увеличится на порядок.

Если на войне не знать элементарных правил, записанных в боевых уставах, и не выполнять их, то человека, с очень большой долей вероятности, ждёт смерть.

Это я Вам точно говорю, уж поверьте на слово. Проверить эти правила можно только, как говорят философы, эмпирически, то есть опытным путём. Но делать этого никому не советую.

Правила ПДД и правила войны во всем мире, примерно, одинаковы. Это потому, что физически мы устроены по одному принципу – две руки, две ноги, органы чувств.  Правила же духовной жизни разные. Почему? Потому что сознания и души у нас разные. Один видит стакан наполовину полным, а второй – наполовину пустым. Мы наблюдаем за одной и той же действительностью, и кто-то видит только плохое, а кто-то обращает внимание и на хорошее тоже.

Мы верим не в Бога. Мы верим в Его Образ. Так уж мы устроены. Человек сначала, в своём сознании и душе создаёт образ Бога, а затем уже в него верит. И, соответственно, у каждого эти образы Бога тоже разные. Для кого Бог – Иисус Христос, для кого – Зевс, для кого Перун, для кого Ра, для кого – Кришна,  а для кого - злой волшебник, создавший театр, превративший людей в актёров и злорадно за ними наблюдающий.
 
В этом море хаоса людских представлений, суждений, позиций, взглядов и доводов, по моему мнению, найти истину можно только одним способом – выбрать религию, изучить наработанные правила и воспользоваться ими на пути к Богу.  Я ни в коем случае не делаю выводы за Бога. Это не моя задача. Я анализирую то, что прочитал в открытом доступе. Анализировать мне никто не запретит, даже Бог. Он меня, и Вас, и всех нас наградил этой способностью.

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в царствие Небесное»  (Мф. Гл.18-3)

Так говорил Христос, смотря на ребёнка. Я тоже был ребёнком. Я сейчас повторюсь: я во многом не уверен, может быть, конечно, для Шекспира жизнь его дочерей и была театром. Не знаю. Но для моих родителей моя жизнь не была постановкой, они были готовы за меня  жизнь отдать. По-настоящему отдать.

И для меня жизнь моих детей это не цирковое представление и не театр, а они не клоуны и не артисты. И, когда мои дети испытывают чувство боли, я не злорадствую и не наблюдаю молча, мне тоже больно и я прихожу им на помощь. И жизнь моей страны и всех её людей и их боли и радости это тоже не театр. Для меня, во всяком случае.

Так почему же я должен считать Бога хуже себя? Наша беда в том, что мы выучили  цитаты смертных людей, но не знаем слов вечного Бога.

А как же вот эти буквы, буквы русского алфавита? Это тоже, выходит, злая шутка Бога? А наше беззаботное детство, школьные годы, романтика юношества, Пушкин, Лермонтов, Чехов? Это всё тоже не настоящее? Всё это на свалку? Это всего лишь постановка заскучавшего повесы Бога? А когда Ему всё это надоест, Он запустит в нас булыжник-астероид и размажет по стенкам Солнечной системы, как мы прихлопываем мухобойкой надоевшее насекомое?

И вот ещё что мне интересно. Это только у нас в стране Бог так чудит? Может быть для других стран, для США, например, он дал «green card» в земной Рай? Это же исключительная нация. Когда советские солдаты заходили в соседний Афганистан, то были там по воле злого Бога, представляли Империю зла, некий Мордор, были оккупантам, орками, короче говоря. А сейчас там американцы за тысячи километров от своей страны, конечно же, по воле доброго Всевышнего, борются с терроризмом и представляются эдакими эльфами из Ривенделла. Такое, ведь, мнение тоже существует.

Или, может быть, Всевышний тешится в мировом, так сказать, масштабе?

И в чем, тогда, смысл жизни? Пей, ешь, гуляй, смерть всё спишет? Есть и такая точка зрения. Но есть другая, более продвинутая. Смысль жизни в том, чтобы уничтожить Бога и занять Его место. Самому стать богом. Ну, понятное дело, более милостивым, справедливым и благолепным, чем Прежний. И таких примеров – пруд пруди, бог «Кузя», например. Но такой эксперимент люди уже когда-то проделали, это есть в гл. 3 Бытия: «…и вы будете как боги…».

Почему родители дают имена своим детям, например «Анна», что значит «благодать»? Или, например, «Елена», что значит «сияющая»? Потому, что они своего ребёнка любят. Не по-театральному любят, не искусственно, не наигранно, не фальшиво, а по-настоящему. А откуда взялась эта любовь? Значит и их кто-то любил и если пойти по этому ручейку любви, то можно выйти на Исток. Это и есть Бог.

Бог это не высокоморальная личность. Если бы он был таковым, нас бы давно уже не было. У Бога нет морали. Вообще нет. Мораль это человеческая категория. «Бог благ, и безстрастен, и неизменен». Это не мои слова, это сказал Антоний Великий. Категории Бога отличаются от категорий людей: «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом…» - это уже слова Апостола Павла.

«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» - это тоже Апостол Павел.
Всё не имеет никакого смысла, если все мы только актёры в театре развлекающегося Бога.

Однажды, давно, инструктор учил меня выживанию в горах: «Вот ты уже встал, оправился, осмотрелся и готовишься сделать шаг. И мышцы твои уже напряглись и мыслью ты уже на десять метров впереди. Но ты остановись. Замри на минуту. А потом иди. Минута ожидания продлевает жизнь».

Наша жизнь нам дана Богом как вот та самая минута ожидания. Нам только кажется, что мы куда-то поступательно движемся. На самом деле мы стоим на месте. Мы выжидаем, когда придёт наше время. Оно обязательно придёт, как бы не было тяжко и муторно на душе. Самое главное – не пойти раньше времени, не сделать непоправимых выводов и не попасть в пропасть. Наша жизнь это еще не сама любовь, это только её вероятность,проекция, объективная возможность.
 
Но этот шанс может проложить нам дорогу в вечность.

Апостолы в своих суждениях не рисковали - они видели Христа. Я же, доверяя апостолам, иду на риск.И эти мои слова – тоже всего лишь версия событий, и принять её тоже риск заблудиться. Но лично я буду придерживаться её.

А что же дальше?

На это пусть ответит сам Шекспир, устами герцога Фредерика из «Как вам это понравится»:
«Начинайте. Раз этот юноша не хочет слушать никаких увещеваний, пусть риск падёт на его голову».


Рецензии
Мир Вам :) Это не рецензия, просто не смогла не откликнуться.
." Я же, доверяя апостолам, иду на риск." Идите и не сомневайтесь и они приведут Вас к Богу. Антоний Великий это хорошо, но советую еще и своих святых не забывать: Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Варсонофий Оптинский, Тихон Задонский, Серафим Роуз и многие-многие другие. Мне кажется Вы с ними не знакомы. Почитайте и Вам многое станет ясно и возможно через определенное время Вы поймете, что Бог не спит, он тут, рядом с Вами на расстоянии вытянутой руки. От всего сердца желаю Вам этого :)

Георгиевна   30.11.2017 00:46     Заявить о нарушении
Спасибо Вам! Обязательно прочитаю труды этих святых.

Валентин Губарев   01.12.2017 10:46   Заявить о нарушении
Если можно еще один совет. Начните с Феофана Затворника, он не зря стоит в этом списке первым. Считаю его своим духовным отцом. Его книга "Путь ко спасению " должны стать настольной для тех, кто хочет следовать за Господом .

Георгиевна   01.12.2017 17:38   Заявить о нарушении
Хорошо, начну с Феофана Затворника. Слышал о нём, но ничего не читал.

Валентин Губарев   01.12.2017 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.