Эдвард Мунк о творчестве и человеческой жизни
Его краски кричат
Его линии говорят,
а слова оказываются способными выразить цвет, зрительное впечатление.
Мунк тонко ощущал духовные веянии и ритмы своего времени, разрабатывал новую эстетику много экспериментировал и как творческая личность в широком смысле и как художник – новатор сознательно использующий различные технические приемы и материалы.
Литературные тексты Эдварда Мунка очень разноплановы и хаотичны, часто написаны в состоянии алкогольного опьянения или сильных любовных переживаний. Его высказывания – не объективные научные истины, а сугубо художественные, существующие, в рамках его сознания, его художественной системы. Утверждения, некие постулаты, раздумья - весьма многообразны и, порой, прихотливы по форме ,так что их жанр определить, порой, невозможно( комментарии, заметки, стихотворения в прозе… ?) Эти плоды его причудливой фантазии сродни его эскизам, живописным и графическим наброскам. Часто записи велись разноцветными карандашами , параллельно с набросками, рядом с ними или даже непосредственно на каких-то рисунках.
Эдвард Мунк творил и стремился осмыслить процесс творчества не думая о каких-то художественных манифестах. Читая написанное им мы просто соприкасаемся с его художественным сознанием , проникаем в его творческую лабораторию.
Представляю небольшую подборку текстов прославленного норвежского художника»2) ПРИМЕЧАНИЕ Шифры приводятся в соответствии с маркировкой библиотеки музея Эдварда Мунка в Осло, где они хранятся , (Их оригиналы есть на сайте музея- электронном архиве emunch. no)
за исключением приведенного здесь самым первым :
«Дело в том, что в разное время мы смотрим на вещи по-разному. Одно дело утром, другое - вечером. Наше восприятие зависит также от нашего внутреннего настроя…
Если человек утром выходит из темной спальни в гостиную, то он может начать видеть все вокруг например , в голубоватом – синей дымке. Несмотря на то, что кругом глубокие темные тени . Постепенно когда он привыкает к освещению тени становятся более отчётливыми Если художник намерен создать полотно с определенным настроением, то он не может просто сидеть и пристально разглядывать окружающее, чтобы потом « изобразить все как есть ». Он должен творить, как требует замысел...
В состоянии алкогольного опьянения все видится по - иному, замыслы и изображения сыплются из тебя как из рога изобилия , окружающее кажется хаосом. И действительно в таком состоянии , художник может многое видеть в искаженном виде … Если у него двоится в глазах , он может нарисовать два носа вместо одного. И если бокал видится , скошенным, то он и должен изображать его таковым. …
Стул может представлять не меньший интерес для художника как и сам человек
Ведь на стуле может сидеть человек. И внимание художника может оказаться захваченным восприятием этого стула. И в этом случае художник должен рисовать не стул , а то как человек себя чувствует на нем. (Arne Eggum, Edvard Munch Malerier, skisser og studier,1983,s57). Арне Эггум Эдвард Мунк Картины Наброски, штудии, Осло , 1983с.57.
*
Ни к чему изображать интерьеры , мужчин за чтением книг
Или женщин за вязанием Нужно изображать живых людей , из плоти и крови
Я создам серию таких картин.
И они станут священными полотнами , такими перед которыми зрители захотят снять шляпу как при входе в собор.
Сент Клу ,1889(N63 © Copyright Munchmuseet)
*
Фотография никак не может конкурировать с живописью , поскольку она не способна запечатлеть рай или ад.
Оргордстранд , приблизительно 1904( N63 © Copyright Munchmuseet)
*
Всякое произведение искусства – это своего рода кристалл. У каждого кристалла есть своя душа и энергия, точно также и произведение искусства должно обладать этими качествами .
Умение представить внешний план и очертания предмета недостаточны для создания подлинного произведения искусства.
Экелю, Скёиен, 1929 (N63© Copyright Munchmuseet)
*
Искусство противостоит природе
В живописи я не подражаю природе, я черпаю из ее сокровищницы
Кристиания,1903-1904( N63 © Copyright Munchmuseet)
*
Киркегор жил в фаустовское время.
Дон Жуан , моцартовский дон Жуан
В те времена мужчина соблазнял невинную девушку.
Я живу в переходное время
Наступает эмансипация.
Теперь женщина преследует , соблазняет и предает мужчину-
Время Кармен.
Теперь мужчина – слабый пол.
27-2-29,(T1744 © Copyright Munchmuseet)
*
Я шел вдоль дороги
Слева был город , а внизу лежал фиорд
Я был усталым и больным.
Стоял и смотрел на фиорд
Солнце садилось в кроваво - красные облака.
И вдруг я ощутил крик, пронзающий природу, всё вокруг.
И я изобразил кроваво-красные облака и цветной крик.
Так появился КРИК во «Фризе жизни»3).ПРИМЕЧАНИЕ Фриз жизни», цикл картин художника , по выражению датского культуролога Тойнера «история о любви, страхе и смерти».
(T72 © Copyright Munchmuseet)
Я шел ясным солнечным днем по улице Карла Юхана, звучала музыка, душа наполнилась ощущением праздника
Весна – солнечный свет – музыка все претворилось в единое ощущение счастья Звуки музыки все больше и больше обретали цвет со все новыми и новыми оттенками. Я нарисовал картину, на которой цвета вибрируют в музыкальном ритме. Я изобразил краски дня такими , как я увидел их тогда .
(T72 © Copyright Munchmuseet)
*
Я изображаю не то , что я вижу сейчас , а то, что видел раньше
Кристиания 1890 (N57© Copyright Munchmuseet)
Я думал о том, что ничто нельзя измерять понятием малое - большое .Внутри каждого человека целый мир
Из малого получается большое , из большого - малое. Каждая капля крови – это целый мир , в котором есть свое солнце, планеты и созвездия, и все в одной капельке крови , маленьком элементе нашего организма . В нас бог и мы сами – бог. И изначальный свет пронизывает все , и там где есть жизнь , там есть и свет.
Всякого рода кристаллы рождаются и формируются словно дитя во чреве матери- и даже в самом твёрдом камне теплиться жизнь.
Смерть - начало новой жизни.
Кристаллизация.
Смерть - начало жизни
Мы не умираем – это мир умирает, уходит от нас
Смерть – это любовь к жизни и боль , эта артерия по которой струится радость.
В своих мечтах и фантазиях я как лунатик , который идет по острому гребню крыши. Меня не надо резко будить ведь тогда я упаду с крыши и сломаю себе шею.
(Т2702© Copyright Munchmuseet)
*
Каким образом цветовой спектр ощущают музыку в себе , а музыка - цвета внутри себя.
( Поэзия – это музыка и живопись, выраженные словами ).
То что мы слышим – это восприятие барабанных перепонок.
То что мы видим – это световые волны воспринимаемые зрительными нервами.
Поэзия – это зрительные и слуховые волны, переработанные нашим сознанием.
Живопись – это ментальные впечатления, полученные посредством зрительного восприятия.
Искусство противостоит природе
Искусство суверенно в своем царствовании
Искусство берет от природы необходимое и отбрасывает все лишнее
Искусство- самостоятельная часть империи по имени природа.
Искусство подчиняет себе часть этой империи, обуздывая свою жажду кристаллизации.
Требование к форме – ограничение
Природа – подспорье для творца
(Т 2742© Copyright Munchmuseet)
Свидетельство о публикации №217121001241
Спасибо, что поделились переводами мыслей Эдварда Мунка.
Таких здравых мыслей, выраженных в простой форме (а это ваша заслуга, несомненно), я давно не встречала. Это подтверждение моим догадкам, что ему есть что сказать человечеству - и это что-то значительное.
У него есть картина "Автопортрет у окна", написанная в 1940 году.
На ней художник изобразил себя и свой отблеск на стене в красном цвете, сам он в чёрном одеянии, а пейзаж за окном - белый, зимний. Вот что я писала об это картине:
"Красный - в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и его любовь к людям.
Белый - остается незыблемым символом святости и духовности.
В этой картине я вижу желание и невозможность творца что-то подарить людям.
И не из-за боязни быть непонятым. Скорее, мешает какое-то физическое ограничение. Может быть, это недуг. А если исходить из символики чёрного цвета не только как цвета зла и смерти, а обозначения божественной тайны, я думаю, ему есть что сказать. А так как картина написана за 4 года до смерти, то точно есть чем поделиться".
Что ж, ещё одна тайна мироздания разгадана. Спасибо вам.
С уважением,
Мария Райнер-Джотто 31.12.2023 08:21 Заявить о нарушении
Получается , что я должна сослаться на один свой перевод
Фрагмент из книги Осе Минде " Искусство как архитектор души" : http://proza.ru/2018/01/01/1842
Там есть кое что и о цвете…
С наступающим, уже совсем близким, Новым годом !
Элеонора Панкратова-Нора Лаури 31.12.2023 15:09 Заявить о нарушении