C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Эдвард Мунк о творчестве и человеческой жизни

Вся жизненная энергия Эдварда  Мунка   целиком сосредотачивалась на его творчестве.
 Его краски кричат
 Его  линии говорят,
 а слова оказываются способными выразить цвет, зрительное впечатление.
 
Мунк тонко  ощущал духовные веянии и ритмы  своего времени, разрабатывал новую эстетику много экспериментировал и как   творческая личность в широком смысле  и как  художник – новатор сознательно использующий различные технические приемы и материалы.

    Литературные тексты Эдварда Мунка  очень разноплановы и хаотичны, часто  написаны в состоянии алкогольного опьянения или сильных любовных переживаний. Его высказывания – не объективные научные истины, а сугубо художественные, существующие,  в рамках его  сознания, его художественной  системы.  Утверждения, некие постулаты, раздумья -  весьма многообразны и, порой, прихотливы по  форме ,так  что их жанр определить, порой, невозможно( комментарии, заметки, стихотворения в прозе… ?) Эти  плоды   его причудливой фантазии сродни его эскизам,  живописным и графическим наброскам. Часто записи велись разноцветными карандашами , параллельно с набросками, рядом  с ними  или даже  непосредственно на каких-то рисунках.

 Эдвард Мунк творил и стремился  осмыслить   процесс творчества  не думая о каких-то художественных  манифестах. Читая написанное им   мы просто соприкасаемся с его художественным  сознанием , проникаем в его  творческую лабораторию.

Представляю небольшую подборку  текстов прославленного норвежского художника»2) ПРИМЕЧАНИЕ Шифры  приводятся    в соответствии с маркировкой  библиотеки музея Эдварда Мунка в Осло, где они хранятся , (Их оригиналы есть на сайте музея- электронном архиве emunch. no)
 за исключением приведенного здесь самым  первым :
 «Дело в том, что  в разное время мы смотрим на вещи по-разному.  Одно дело утром, другое - вечером. Наше восприятие  зависит также от нашего  внутреннего настроя…
  Если человек утром  выходит из темной спальни  в  гостиную, то  он может начать видеть все вокруг например , в  голубоватом – синей дымке. Несмотря на то, что  кругом глубокие темные  тени . Постепенно когда  он  привыкает к освещению  тени становятся более  отчётливыми Если художник  намерен  создать полотно с определенным  настроением, то он не может просто  сидеть и пристально разглядывать окружающее, чтобы потом « изобразить  все как есть ». Он  должен творить, как требует замысел...
 В состоянии  алкогольного опьянения все видится по - иному,  замыслы и изображения сыплются из  тебя  как из рога изобилия , окружающее кажется хаосом. И действительно в таком  состоянии , художник может  многое видеть  в искаженном виде … Если у него двоится в глазах , он может  нарисовать два носа  вместо одного.  И если бокал видится , скошенным, то он и должен изображать его таковым.  …
 Стул может представлять  не меньший  интерес для художника  как и сам человек
Ведь на  стуле может сидеть человек. И внимание художника может оказаться  захваченным  восприятием этого стула. И в этом  случае художник должен рисовать не стул , а то как человек себя чувствует на нем.  (Arne Eggum, Edvard Munch Malerier, skisser og  studier,1983,s57). Арне Эггум  Эдвард Мунк Картины Наброски, штудии, Осло , 1983с.57.

                *

Ни к чему  изображать    интерьеры , мужчин за чтением книг
Или женщин за вязанием  Нужно изображать живых  людей , из плоти и крови
 Я создам серию таких  картин.
 И они станут священными полотнами , такими перед которыми зрители захотят снять шляпу как при входе  в собор. 
 
 Сент Клу ,1889(N63 © Copyright Munchmuseet)


                *
 
Фотография никак не может  конкурировать с живописью , поскольку она не способна  запечатлеть  рай или  ад.

 Оргордстранд , приблизительно 1904( N63 © Copyright Munchmuseet)



                *

Всякое  произведение искусства – это  своего рода   кристалл. У каждого кристалла есть  своя душа и  энергия,  точно также  и  произведение искусства должно обладать этими качествами  .
 Умение  представить внешний план и очертания предмета  недостаточны для  создания подлинного  произведения искусства.

Экелю, Скёиен, 1929 (N63© Copyright Munchmuseet)



                *



Искусство  противостоит природе
 В живописи я не подражаю природе, я черпаю из ее сокровищницы
 
Кристиания,1903-1904( N63 © Copyright Munchmuseet)




                *
Киркегор  жил в фаустовское время.   

Дон Жуан , моцартовский дон Жуан
В те времена мужчина соблазнял  невинную девушку.
Я живу  в переходное время
 Наступает   эмансипация.
Теперь  женщина преследует , соблазняет  и предает мужчину-
 Время Кармен.
 Теперь мужчина – слабый пол.

27-2-29,(T1744 © Copyright Munchmuseet)



                *

Я шел вдоль дороги 
Слева  был город , а внизу  лежал  фиорд
Я был усталым и больным.
Стоял и смотрел на фиорд
 Солнце садилось  в кроваво - красные облака.

И  вдруг я ощутил  крик,  пронзающий природу, всё вокруг. 
 И я изобразил кроваво-красные облака и  цветной крик.

 Так появился КРИК во  «Фризе жизни»3).ПРИМЕЧАНИЕ Фриз жизни», цикл картин художника  , по выражению  датского культуролога Тойнера «история   о любви, страхе и смерти».
(T72  © Copyright Munchmuseet)

               
Я шел  ясным  солнечным днем по улице Карла Юхана, звучала музыка, душа наполнилась    ощущением праздника
Весна –  солнечный свет – музыка все претворилось в единое ощущение  счастья  Звуки  музыки все больше и больше  обретали цвет со все новыми и новыми оттенками. Я нарисовал картину, на которой цвета  вибрируют в  музыкальном ритме. Я изобразил краски дня такими , как  я  увидел  их тогда .
(T72  © Copyright Munchmuseet)



                *

Я изображаю не то , что я вижу сейчас , а то, что видел раньше

Кристиания 1890  (N57© Copyright Munchmuseet)


Я думал о том, что ничто  нельзя  измерять  понятием малое - большое .Внутри каждого человека  целый мир
 Из малого получается большое , из большого - малое. Каждая капля крови – это целый мир , в котором есть свое солнце, планеты и созвездия, и все  в одной капельке  крови , маленьком     элементе нашего организма . В нас бог и мы сами – бог. И изначальный  свет   пронизывает все , и там где есть жизнь , там есть и свет.

 Всякого  рода кристаллы  рождаются и формируются   словно  дитя во чреве    матери- и даже в самом  твёрдом камне  теплиться жизнь.
Смерть  - начало новой жизни.
 Кристаллизация.
 Смерть - начало жизни

 Мы не умираем – это мир умирает, уходит от нас 
 Смерть – это любовь к жизни  и боль , эта артерия  по которой струится радость.
 В своих  мечтах и фантазиях я  как лунатик , который идет по  острому  гребню  крыши. Меня не надо резко будить ведь тогда я упаду с крыши и сломаю себе шею.

(Т2702© Copyright Munchmuseet)

                *
               

Каким образом  цветовой  спектр  ощущают музыку в себе , а музыка -  цвета  внутри себя.

( Поэзия – это музыка и живопись, выраженные словами ).

То что мы слышим – это  восприятие барабанных перепонок.
 
То что мы видим – это  световые волны воспринимаемые  зрительными  нервами.

Поэзия – это зрительные и слуховые  волны, переработанные  нашим  сознанием.

Живопись – это  ментальные  впечатления, полученные посредством зрительного восприятия.



Искусство противостоит природе

Искусство  суверенно в своем царствовании

Искусство  берет от природы необходимое  и отбрасывает  все лишнее

Искусство- самостоятельная  часть империи по имени природа.
   
Искусство  подчиняет  себе часть этой империи, обуздывая   свою    жажду кристаллизации.

Требование  к форме – ограничение

 Природа – подспорье  для творца 

(Т 2742© Copyright Munchmuseet)



               


Рецензии
Здравствуйте, Элеонора.
Спасибо, что поделились переводами мыслей Эдварда Мунка.
Таких здравых мыслей, выраженных в простой форме (а это ваша заслуга, несомненно), я давно не встречала. Это подтверждение моим догадкам, что ему есть что сказать человечеству - и это что-то значительное.
У него есть картина "Автопортрет у окна", написанная в 1940 году.
На ней художник изобразил себя и свой отблеск на стене в красном цвете, сам он в чёрном одеянии, а пейзаж за окном - белый, зимний. Вот что я писала об это картине:
"Красный - в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и его любовь к людям.
Белый - остается незыблемым символом святости и духовности.
В этой картине я вижу желание и невозможность творца что-то подарить людям.
И не из-за боязни быть непонятым. Скорее, мешает какое-то физическое ограничение. Может быть, это недуг. А если исходить из символики чёрного цвета не только как цвета зла и смерти, а обозначения божественной тайны, я думаю, ему есть что сказать. А так как картина написана за 4 года до смерти, то точно есть чем поделиться".
Что ж, ещё одна тайна мироздания разгадана. Спасибо вам.
С уважением,

Мария Райнер-Джотто   31.12.2023 08:21     Заявить о нарушении
Очень рада, что Вы прочли упомянутое мной, но еще более радостно встретить человека, который так сильно и глубоко любит Мунка и пытается так глубоко проникнуть в его творчество. Символизм, цветовая символика - дело тонкое…
Получается , что я должна сослаться на один свой перевод
Фрагмент из книги Осе Минде " Искусство как архитектор души" : http://proza.ru/2018/01/01/1842
Там есть кое что и о цвете…
С наступающим, уже совсем близким, Новым годом !

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   31.12.2023 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.