Речевые метки

Когда всё развалилось, народ не знал , что делать! Занимался  поисками виноватых и выживал.

Понятное дело, выживать приходится, когда вокруг агрессивная среда и деться практически некуда! Жили-жили все в эсэсэсэровской коммунальной рутине, а тут  и  не стало её. Каждый сам по себе!

И народилась на свет тогда "Эта страна". Не говорили в 90-е:   "Россия"!

Что это такое - "Россия"? Язык почему-то ни у кого не поворачивался сказать "Россия". В мозгу не укладывалось.

Во-первых, не привычно, во-вторых, когда нечего есть, не во что одеться и нет работы, не хочется давать стране имя Россия! Поэтому - "Эта страна" - самое подходящее название . И не обидно  никому.

Лет 10-15 жили мы в "Этой стране". Являла она собой территорию тягот, лишений, нищеты, беззакония, преступности, на которой все внезапно, по воле рока,  оказались. И люди-то мы были неплохие, достойные, женщины, дети, старики, ну, и остальные... Катастрофа!

За что нам такая  страна?! Отвергаем и абстрагируемся!

Нетушки, не достойна была эта территория доброго имени, совсем   никакого имени.

Вот и звали свою горькую родину - Эта страна .

Тут как раз, помните, в разговорный  обиход  в качестве сорных вошли два маленьких словечка.

Было всё настолько зыбко, неустойчиво, неясно и размыто в жизни, что нашу речь заполонили , помимо матерных привычных междометий - единственного тогда украшения разговорной речи, и эти два словечка. Как они оказались кстати!

Говорили,  например:
"Я как бы тебя люблю", " Это как бы мои дети", "Я как бы сегодня завтракал",  " Я как бы работаю там-то..." и так далее...

Представьте вам говорят, застенчиво:"Меня как бы Вася зовут."  КаковО , а?
А тогда бы никто не удивился, нормой считалось.

Постепенно, к середине десятых годов, "как бы" почти исчезло и стало употребляться по делу.

Мат не так остервенело вставляют нынче  в речь, даже с оглядкой в людных местах его употребляют, хотя  до  того, чтобы его перестали совсем  в качестве междометий использовать  ещё очень далеко.

Страну, слава Богу, стали называть по имени - Россия, а себя каждый, ничтоже сумняшеся, россиянином при случае называет.

Не успело "как бы" затеряться в прошлом , а  появилась новая тенденция  - ещё три сорных слова!

Теперь, например, никого не удивят следующие конструкции:
"Я тебя на самом деле люблю", "Это на самом деле мои дети", "Я на самом деле сегодня завтракал", "Я на самом деле работаю там-то", ну и "Меня на самом деле Вася зовут"...

Вот сравните :
было "как бы" - а стало "на самом деле"

Что бы это значило?

Эй, психологи, ну-ка разберитесь!

Честно говоря, меня любые сорные слова напрягают, но  о чём говорят сегодняшние речевые "метки"? Знаками каких подспудных тенденций в обществе они являются?


Рецензии
Давайте предположим, что "как бы" олицетворяет неуверенность,
А "на самом деле" затруднения интерпретации, осмысления происходящего

Ольга Ровенская   17.02.2018 13:58     Заявить о нарушении
Интересно.
А может быть и такой вариант:
"Как бы" - это открытая неуверенность,
а "на самом деле" - стимуляция собственной уверенности.
С уважением, Ирина.

Ирина Шатуновская   17.02.2018 17:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.