Радиус переживания

экологическое эссе

Слово "экология" скучное. Оно отдаёт экономикой и сильно политизировано. Мы за этим словом уже не видим искорёженный лес, отравленное озеро или птиц, вымазанных мазутом и обречённых погибнуть в муках и в непонимании своих мук.

Свойственно ли животным задаваться вопросом "за что"?
Нам свойственно, когда мы страдаем. А им-то за что?!

Если мы обидели человека, мы чувствуем угрызения совести и желание исправить ошибку. И дело не только в том, что мы хотели бы освободить лично себя от бремени вины, тут есть и более масштабная причина.

Чужая обида - она как сирена, это рана и боль всего мира, и совесть призывает нас эту рану, которую мы нанесли, залечить. Совесть - это чуткость к чужой боли и ответственность за состояние мира в целом.
 
Сострадание природе и способность ощущать свою вину перед ней - это экологическая совесть.

В отношении природы мы виноваты глобально. Каждый день исчезают тысячи гектаров леса, исчезают живые виды, отравляется атмосфера и водоёмы. Нет на Земле экосистемы, которая не пострадала бы от нас, включая всех её жителей, не знающих "за что".
 
И вот в сознании некоторых людей очнулась экологическая совесть. Некоторых.

В целом никакое технологическое общество не способно остановить свою анти-природную деятельность. Промышленники оправдываются экономическими нуждами, идеологи рассуждают о неизбежных издержках прогресса, власти ссылаются на необходимость создания рабочих мест.
 
И храмы нас не учили экологическому состраданию. И раны земли не учат. Надо самому очнуться.

Настало время пересмотреть саму идеологию нашего пребывания на Земле, сменить подходы. Именно потребительское мироотношение, а также стремление к обогащению и превосходству (над природой и между собой) сделали из нас врагов живого мира. А ведь мы были его детьми, да вот забыли… увлеклись. Чем увлеклись? Несложно ответить: гордыней и жадностью. (О том и в старину говорили.)

Надо самому догадаться и начать с себя. Надо лично озаботиться.
Можно подумать и так, дескать я-то природе сострадаю, но что от меня пользы в таком большом экологическом деле? Пускай промышленник озаботится.

И это неправильное начало экологического пути. Из наших частных суждений складывается общественное мнение. Из нашей частной совести формируется мораль общества. И если в обществе сложится экологическая мораль, лесопромышленник и банкир тоже внесут поправку в идеологию жадности.
 
Всякое дело коренится в сознании. А сознание - в сердце.

У каждого своё сердце. У кого-то сердца нет. Интересы улитки могут ограничиваться листом растения. Интересы птицы - земным простором. Интересы человека… не можем априори сказать.

У кого-то радиус личной заботы ограничивается домом, и лишь по необходимости - улицей и работой. У кого-то - профессией, обществом. У кого-то - мирозданием.
 
Экологическая совесть - явление планетарного масштаба. Человек осознаёт себя ответственным за телесное здоровье планеты. Чем шире душа, тем шире зона личной ответственности. Большинство людей озабочены чем-то своим. Но некоторые озабочены всеобщим.

Египетские, сирийские, русские пустынники молились не только о земле и небе, но даже о демонах, об их просветлении, выходя своим переживанием за пределы нашего мира - в миры "параллельные". Это вселенская совесть.   


Рецензии
Спасибо за глубокие мысли!

Светлана Ковалева 5   21.02.2018 08:18     Заявить о нарушении
Но как трудно донести эти мысли до глухого человека. Большинство людей уже выросли в клетках без общения в детстве с природой и они своеобразные Маугли.

Николай Киселев-Полянский   05.07.2023 15:37   Заявить о нарушении