Самая большая тайна в мире. Размышления...
Философ Ю. Шрейдер (1998), комментируя знаменитое изречение И. Канта о звёздном небе и моральном законе внутри человека пишет: «Моральный закон ставится в один ряд с космическими законами и не требует, с точки зрения И.Канта, никаких оправданий не только пользой, но даже и религиозными принципами. Исполнение морального закона становится одновременно абсолютным и высшим благом» (с.99)
Тогда поставим вопрос о том, все ли осознают «моральный закон внутри себя» одинаково, и ответ нам даст Сократ: единственная и высшая добродетель человека – разум.
Это всегда подчёркивал А. Любищев.
Может быть, физический мир и мир «семантический» уже в чём-то объединены? А мы только попросту не замечаем или, точнее, не придаём значения этому?
Подойдём к проблеме издалека:
1.Антропологи к пониманию проблемы нас не приблизят, они могут выяснить только эволюцию предков организма, который «преобразовывался» в человека, в конечном итоге подведя эволюцию к собственно истории человечества.
Эволюционист Ю. Чайковский (2008,с. 544 и 545)пишет, что антропологи долгое время были озабочены тем, "как выстроить предков человека в единый исторический ряд. Это Геккелева традиция"...Сейчас от этого ряда "ничего, кроме слова "филогения" не о сталось, а новая схема эволюции гоминид... является набором точек и чёрточек"(приводит рисунки)... Основная (на взгляд Чайковского)"проблема даже... не поставлена: как возникло человеческое мышление?"
К сказанному можно добавить, что, например, долго формировалась в лицевой части черепа воздухоносная полость, позволяющая произносить слова… Несомненную связь между строением черепа и целесообразным поведением (в общем плане между животным и человеком) отрицать нельзя, но проблема сознания (и мышления) далеко не только в целесообразном поведении, которое замечательно демонстрируют в особенности высшие животные. Проблема целеполагания – исключительно интересная, но самостоятельная проблема в науке и философии.
Однако, палеонтолог (и богослов) П.Т.де Шарден, например, размышляя в «Феномене человека», пришёл к поразительным выводам о возникновении мысли путём трансформации именно инстинктов: «Человек вошёл в мир бесшумно»(1987:150…
2. Историки, к сожалению, часто ангажированные, описывая разные периоды истории в разных частях света, недооценивают или переоценивают те или иные события (факты), те или иные характерные черты того или иного народа. А сейчас политики (и политологи) отстаивая ту или иную модель жизни также «проскакивают» мимо сбалансированных и без сомнения существующих «в норме» запросов рядового человека. К сожалению, именно разные взгляды, в конечном счёте, даже этические на «модель жизни» становятся уже глобально несовместимыми, и судьба «загвоздки Вселенной» на нашей прекрасной Земле в один также прекрасный момент может постигнуть судьба гордиева узла…
3. Мощные естественнонаучные подходы – нейрофизиологические и психосоматические, на мой взгляд, также оставляют проблему один на один перед указанным в пункте 1 вопросом: этот подход явно нацелен на изучение животного (биологического) субстрата сознания. Во многих монографиях (и,конечно, учебниках) указывают на поразительное сходство мозга приматов и человека, что, учитывая несомненную эволюцию всего живого на Земле, естественно…
И, может быть, поэтому, палеопсихолог (и историк) Б.Ф.Поршнев («О начале человеческой истории», 1974), размышляя и опираясь на воззрения физиологов, через понятия "ультрапарадоксальный рефлекс", «тормозная доминанта» и далее, через подражательное поведение (интердикцию) и внушение (суггестию), в конечном счёте, выводит предка человека на появление у него второй сигнальной системы…Спустя несколько десятилетий известный нейрофизиолог Н.Бехтерева, однако, вынуждена была признать, что «перспективы нейроизучения точечных событий мозга без знания о том, что происходит в целом в мозге исчерпаны»(2007).
(Вставка от марта 2023 г: ввиду того, что данная публикация вызывает повышенный интерес, вынужден привести весьма броскую цитату из программной статьи физика Е. Велихова, психолога В. Зинченко и философа В. Лекторского в «Вопросах философии» (№ 11 за 1988 г): "В мозгу...непосредственно...нет ни грамма сознания" (с.9)).
Да, грубо говоря, как «увидеть» в нервных клетках (проводящих рефлексы) проблески сознания? тем более, глубочайшие внутренние прозрения? Нервная ткань обеспечивает интеграцию живого организма в единое целое, её связь с неживой средой, и возможности подобной связи нам прекрасно известны…
4. Философы, естественно, ставят проблему сознания (и мышления) наиболее глубоко и, как и полагается, гораздо шире, чем узкие специалисты. По существу все разделы философии, так или иначе, охватывают проблематику сознания – от метафизики до этики, и в своих лучших представителях философия указует на достойное и даже «почётное» место сознания в бытии…Например, подход немецких философов Г. Гегеля и М. Хайдеггера, несмотря на своеобразие их взглядов, к указанной проблеме «заключается» в том, что человека можно объяснить только в случае объяснения всего бытия, человек так же внутренне глубок и сложен, как и сам мир.
Близок позиции немецких философов и отечественный мыслитель и энциклопедист А.Любищев: «….человеческий разум принципиально может быть и мог бы дедуцировать вселенную, но фактически это не может сделать без костылей эмпиризма.» (Из 30-и страничного письма академику Н.Холодному 21.11.1944 г).
Я разделяю подобные взгляды и, ещё не зная их на рубеже 60-х и 70-х годов, пытался «иллюстрировать» этюдами к описанию природы. Человек равномощен Вселенной, но конкретизация «равномощности», очевидно, решение проблемы уводит к квантовой механике, в микромир…
5. И, поэтому, возможно, только единственная естественная наука – физика – может приоткрыть тайну сознания, но у нас сейчас ещё время разбрасывания камней (см. пункт 2), а время собирания, видимо, наступит нескоро. Самая продвинутая естественная наука к тому времени, можно надеяться, прояснит наши знания о физических полях (а пока что мы довольствуемся формулировкой, «что это некоторые посредники, благодаря которым действие от одного тела передаётся к другому на расстоянии»); прояснятся наши представления и в целом о микромире, о котором неспециалисту лучше промолчать. И пока что натуралистическая (детерминистическая) картина мира вместе с нашим сознанием явно не в ладах в силу именно самопричинности наших желаний и действий.
*
...если бы мы "просто" жили в "именительном падеже"!Забываясь, мы живём и в "падеже творительном", но, что удивительно,словно видя себя со стороны,мы вообще (явно) выходим за пределы вербальных (предписанных)условностей...
6. Если, действительно, квантовые звенья, которые и «продуцируют» импульсы сознания, «вкраплены» на животную основу (нервные клетки или их аксоны), то поиск локализации сознания бессмыслен; «структура» сознания, однако, в рефлексиях очевидна: она как минимум диадна, с одной стороны она развёртывает беспредельную свободу (в представлениях), с другой (по крайней мере, через религии), – внушает этические ограничения (в поведении)… Вот разве не повод даже для внутреннего конфликта? Кроме того, очевидна и другая «константа», ведущая то ли к противоречиям, то ли к их купированию: обмен веществ (по сути, информацией) в целом в природе, в частности в живом организме, и в особенности между людьми: несмотря на то, что мы не можем мысленно «разговаривать» друг с другом, у нас "возник" вербальный уровень общения. Именно закрытость одного индивидуального сознания (слава Богу, что у нас нет прямого доступа к нему!) предполагает его внешний диалог с другим (другими); этот жизненно необходимый обмен информацией «делает» сознание открытым для других…Иными словами, данная «константа» элементарно принуждает к обмену информацией: человек – существо диалоговое!
Но обратите внимание, как, несмотря на "открытость", защищено сознание! А кому оно изначально открыто? Можно ставить так вопрос?
7. Вот подобная, возможно, трёхуровневая система (микромир – макромир, свобода – запреты, мысли – язык…) и составляет, на мой взгляд, «самую большую тайну в мире». Меня интересуют первая и третья системы, а вторая – о свободе и запретах, т.е. этическая система, её возникновение за тысячелетия существования Человека разумного, очевидно, в виду чрезвычайно разветвлённых взглядов на данную философскую проблему, в данном тезисном сообщении мною не затрагивается.
С первой антитезой вовсе не так просто уже ввиду противоположной ситуации, а именно потому, что квантовая физика не терпит дилетантов... А о третьей антитезе мы вообще можем только гадать: большинством даже гениальных голосов проблему не решишь, как вообще научные и философские вопросы большинством не решаются; как вот, например, трактовать феномен "Маугли"? Можно ли в данном случае предполагать, что без человеческой среды дитя не обретёт не только умение говорить, но и само мышление (естественно, не вербальное "мышление")?
Какие уровни имеются ещё – не мне судить…
8. Коснёмся ещё одного подхода в кратком обзоре проблем человека – вероятностной модели описания сознания, выдвинутой математиком и философом В.В. Налимовым («Спонтанность сознания», 1989). Его концепция построена аксиоматически, и одна из аксиом утверждает, что изначально существуют все элементарные смыслы; мозг – приёмник…Концепция исключает обращение к квантовой механике, т.к. по Налимову существует семантический континуум (творческое начало мира)… В другой книге автора («Разбрасываю мысли», 2000), мы находим много глубоких, можно даже сказать, «прорывных» суждений о проблеме сознания:
«Вселенная управляется фундаментальными безразмерными константами, задаваемыми числами. Но числа по своей природе принадлежат сознанию, а не физическому миру….мы сталкиваемся с взаимодействием физического и ментального (семантического).
Нам представляется, что мост между материей и смыслами может быть переброшен через г е о м е т р и з а ц и ю наших взглядов на Универсум»(с. 25).
Математик В. Налимов надеется на преодоление искусственных, как ему кажется, ограничений при переходе от вероятностной логики к метрической, и на возможность построения сверхъединой теории поля, охватывающей как физическую, так и семантическую реальность.
Можно ли «посмотреть» на проблему иначе?
Обратимся к участнику конференции «Любищевские чтения» А.Зинину (наиболее полно его взгляды изложены в сб. «Карамзинский сад», 1993, с.51-89).
Основа геометрии – математика, а на более элементарном уровне, – арифметика. При простейших операциях с натуральным рядом чисел, скажем, при их сложении, традиционно выносят сумму за пределы чисел. Зинин сумму чисел (в его примерах – отрезков) «помещает» между слагаемыми, и все последующие (неизменяемые!) отрезки согласно числу органично образуют усложняющую структуру… внимание ! – формы живого позвоночного существа!! Сложение превращается в преобразование: на 18-ом сложении-преобразовании числа-отрезки (иначе – реброиды) предваряют форму тела человека…
В. Налимов пишет о поиске синтеза физического и ментального, но у нас ещё нет синтеза физического и биологического (живого) ! «Дано мне тело, что мне делать с ним, таким единым и таким моим» (О. Мандельштам): поэты не менее глубоко ставят вечные вопросы…
9. Наконец, укажем, может быть, и на несколько неожиданный подход: об изначально характерном для человека соотношении веры и знания, более известном сейчас как соотношении науки и религии… С младенчества каждый из нас (вне зависимости, станем ли мы религиозны или нет) лелеем это чувство (вера – это чувство?). Упоминавшийся в пункте 8 А.Любищев в 1968 г написал большую работу «Наука и религия», указывая, что без покровительства религии и наука не смогла бы выйти из примитивного состояния. А в письме генетику М. Голубовскому от 12.10.1965 г обронил вообще загадочные слова: «несомненно, из тупика вывело человечество не наука и не искусство, а религия».Вероятнее всего, Александр Александрович имел в виду библейские заповеди, необходимо ограничивающие потенциальную (абсолютную) свободу человека, во всяком случае,в его поведении.
Но на мой взгляд, убеждения веры как таковой, не умещаются в известные религиозные «форматы», несмотря на то, что в этих «форматах», собственно, развивается вся человеческая цивилизация: а какова роль «вообще» веры в становлении человека?
Вера выше знания, она же и строит его: феномен языческих и последующих религиозных подходов потрясающе глубок… Вера направлена на целое, на идеал, поэтому она имеет неизбежный иррациональный «довесок»…Вера – на вырост (человека!). На мой взгляд одно из лучших определений веры даёт энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «вера означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств».
Ставим вопрос: каким образом «вера» могла (и может ли) возникнуть на рефлекторном базисе?
*
…так вот, описание Земных просторов с сохраняющимся (для нас?) небом, может быть, и прольёт какой-то свет на такую же прекрасную тайну, каковой является человек, о котором самый знаменитый натуралист Х1Х века написал, что он – «чудо и Слава мира».
…Чудо и Слава мира…
Думаю, что отвечая на вопрос, что же такое человек, мы вряд ли ушли не только дальше Дарвина, но и буддистов 5 века до н.э., несмотря на беспрецедентное развитие науки
10. …последний рецензент (к сожалению, удаливший свой отклик на данную небольшую работу) также подтолкнул к одной вставке, но уже требуемой самой логикой работы – кратко сформулировать авторскую точку зрения на проблему:
Космос (этот термин со второй половины прошлого века стал общепринятым, обозначая всё за пределами Земли), как естественное противопоставление хаосу, строится не только гармоничным, но и предельно «проверенным» образом, а именно в микро- макро- и мега- мирах… Клише! Как бы ни обидно для нас это не звучало. Но это «клише» (своеобразный фрактал)нам изучать да изучать! Совсем не случайно физики указывают на квантовые звенья «где-то» в нервных клетках! Лишь указывают.
…я думаю, что внутренний мир человека выстраивается по «небесному принципу», логично отвечая выдвинутому в своё время антропному принципу строения Вселенной (АКП), который указывал на проблему лишь с одной стороны - "дедуктивной", потому его обсуждение и остановилось.
Но у нас остаётся "ещё" проблема «Я»! Анализируя различные подходы к описанию сознания (сб. « ХУШ Любищевские чтения, Ульяновск, 2004), в 2005 г я выдвинул планетарную модель феномена «Я» (Х1Х Люб. чтения, том 2,с 207-212), по аналогии планетарной модели атома (Э. Резерфорд, 1911). Это, разумеется, также метафора, как и «небесный принцип», сформулированный ранее и отражённый в других уже авторских книгах (1997, 2001), но как иначе хотя бы «приблизить» понимание того, как в блистающую бездну физического мира встроена «мыслящая тростинка»?
Мир един
*
Но я, видимо, лишь повторил К. Юнга (Воспоминания, сновидения и размышления):«наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и всё происходящее в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души».
*
11. Дополнять эту небольшую работу, видимо, я обречён:
…в интернете (сеть мировая, «паутина» ведь это!) индивидуальные пользователи могут быть аналогами «индивидуального» сознания (но: со-знания! термин-то непостижимо верен!)…Интернет это интеллектуальный прорыв всего человечества, а структура и функция сознания – эволюционный макрошаг Вселенной (синонимы – Космоса, Мира…) – в высшей степени органичные, то есть надстраивающиеся…Сознание не может не быть не единым для разумных существ …То есть, я хочу сказать, становление интернета каким-то образом указует на прояснение искомой проблемы проблем…Вполне может быть, что прав и Налимов (№50 и др. в моих «Этюдах о сознании»), и Любищев (№№160, 306…там же). И вполне, может быть, несколько отстранённая от сознания проблема информации также может прояснить важнейшие детали «Огромной проблемы сознания»…
*
12 – в развитии пункта 8:
Далеко не только математики пытались преодолеть разрыв между физическим миром и ментальным (построением единой теории поля, как В.Налимов); укажем на работы экспериментатора-эмбриолога А.Г.Гурвича, который за цикл работ по этому направлению в первой половине ХХ века выдвигался на Нобелевскую премию, но не добрал 2 голосов…
В работах 10-х годов Гурвич развивал представления об эмбриональном поле – морфе, введя понятие «митогенетические лучи», а в 1944 г опубликовал итоговую книгу «Теория биологического поля».
Драматизм в развитии научных идей Оргкомитет Любищевских чтений отразил в книге «Диалог о биополе» (А.А. Любищев - А.Г.Гурвич), Ульяновск, 1998, 206 с.), из послесловия которого приведу короткую цитату (с.195): «…теория биополя в её первом варианте, приближающаяся к точке зрения Платона, наибольшим образом стала определяющейся идеей в построении самого Любищева. …первая концепция «динамически преформированной морфы» предполагала, что существует некая идеальная фигура, на которую ориентируется зародыш в своём развитии, причём эта ориентация осуществляется на уровне клеток зародышевых пластов. Фигуру эту можно вычислить математически» (вставка автором настоящего сообщения: вот здесь и необходимо прозрение А.Зинина!). «В дальнейшем Гурвич отказался от концепции «динамически преформированной морфы» в пользу теории клеточного поля (1944), где поле является результатом взаимодействия клеток» (Из послесловия члена оргкомитета В.А.Гуркина).
В середине 80-х годов биополе ДНК изучал П. Гаряев, который пришёл к выводу о том, что оно реально сохраняется даже после удаления самой молекулы ДНК из пробирки…
Но, повторяю, и здесь идёт о поиске синтеза физического и биологического…
Описание же ментального уровня в его связи с физическим (и биологическим?) требует в принципе иного языка.
Какого?
13. И, вероятно, этот пункт следует считать заключительным:
…живые клетки делятся не хаотично (что является несомненным фактом), и, в конечном счёте, согласно искомой для организма формы, но установленная (или устанавливаемая) биохимия наследственных задатков фиксирует чётко лишь взаимосвязь признаков (генетика!), а «саму» работу клеток?
Кто (или что) пишет «партитуру» для совершенных форм жизни (и для каждой клеточки)?
Сугубо научная проблема редукции «всех» сил в природе – физических (установленных!) не в состоянии включить биологические (это сила? но явная и не сводящаяся к физике и химии!!), и, конечно же, ментальные (есть ли ментальные «силы»? синонимы: разумные, сознательные…), и из-за неполноты охвата, подвешена в воздухе: «древо жизни пышно зеленеет», а теория же остаётся сухой….
Но, м.б., и нет никакой биологической «сущности» (биополя), и, тем более, ментальной? Считают же многие философы (Н.Гартман, Ф. Ницше, за ними, возможно, сонм современных), что сознание не просто феномен, а эпифеномен ((сопутствующее (!) явление!)) Подумать только! Как огня не бывает без предметов или водопада без воды и силы тяжести…, так и нас с вами, с переживаниями, с оценками, с поиском какого-либо смысла, выходит, нет? Нет нас! А есть фундаментальные физические силы!
А мы – живём! И осознаём, что живём!
И живём в таком же призрачном мире – мире феноменов и «эпифеноменов»: и весь блистающий мир вокруг нас таков, вся «светло светлая и красно украшенная земля» наша такова, и на ней солнечная мозаика на поверхности, и Некрасовский «Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум»!... Вся земля наша «хоть» и в фокусе фундаментальных сил, но буквально «раскрыта» в их следствиях – феноменах…
И что, если фокусом этих сил и является наше сознание? Наш беспокойный Разум? Наши чувства, наши оценки! кому так важен этот шум, эти солнечные блики на воде, эти краски времён года, как не нам?
Ведь и огонь жжётся, и наше поведение оставляет физические следы, иногда болезненные до предела, и всё, что в «фокусе» также реально…
*
Но всё же:
…функциональная работа (нервных) клеток мозга, например (как указывали естествоиспытатель Н.Кобозев и философ И. Цехмистро), энтропийна, а мышление безэнтропийно, что является несомненным термодинамическим парадоксом, иными словами, повторяю, перед нами тайна не живой материи (с так и не установленным биополем), а ещё более величественная тайна Сознания и его органической взаимосвязи – Мышления…
Это – «поле»?
Свидетельство о публикации №218020900897
(Беседы с Учителями Шамбалы)
ЧЕЛОВЕК.
1. Каждый ЧЕЛОВЕК – отдельная биологически-мыслящая система (БМС).Она имеет программу развития (жизни) и время развития. Они заложены в программу развития объединённой биологически-мыслящей системы цивилизации. Настоящее, прошлое, будущее взаимодействуют с программой развития каждой БМС. Каждый человек (БМС) в группе, как система, взаимодействует с остальными через точки соприкосновения. Чем больше точек соприкосновения, тем больше взаимосоприкосновение и взаимозависимость, тем больше изменения полей. Между полями времени каждой БМС нет видимых границ, но влияние, т. е. взаимопроникновение, взаимозависимость, взаимовлияние смешения полей чётко прослеживается на каждом поле времени, т.е. жизни человека. В жизни людей это выражается в будущих контактах, конфликтах, продление жизни, смерти и т.д. Можно сказать, что все знакомства, конфликты, круг общения и т.д. – предопределены заранее.
Продолжение на http://proza.ru/2016/01/10/144
Владимир Ком 18.12.2023 21:09 Заявить о нарушении