О личных достоинствах человека и успехах в жизни

 

28 февраля 2018 г. великому французскому писателю и мыслителю Мишелю Монтеню исполнилось бы 485 лет.
 Желая достойно отметить эту дату, наш медиум вызвал дух того, кого он считает своим Учителем, кто неоднократно помогал  ему в трудные моменты, и вступил с ним в беседу.
Вот она:

М. – Уважаемый Учитель, мой любимый писатель С. Моэм, покинувший наш мир всего полвека назад, в своих мемуарах писал:
«Меня часто приглашали в дома, где политикой интересовались превыше всего. У видных государственных мужей, которых я там встречал, я не обнаружил выдающихся талантов. Из этого я сделал вывод, возможно опрометчивый, что для управления страной не требуется большого ума. Позднее я знавал в разных странах немало политических деятелей, достигших высоких постов, и тоже бывал поражен тем впечатлением интеллектуального убожества, какое они на меня производили... Они были плохо осведомлены в самых простых житейских вопросах.
Некоторые деятели, не казавшиеся мне особенно умными, вели государственные дела вполне успешно. Надо полагать, что для управления страной требуется специфический талант, не зависящий от общей талантливости. Я знавал и деловых людей, которые наживали большие состояния и возглавляли крупные, процветающие предприятия, но во всем, что не касается их дела, не могли проявить хотя бы здравого смысла».
Разделяете ли  Вы это мнение и что вообще думаете по этому поводу?

М.М. –  Посмотрите, кто в наших городах наиболее могуществен и лучше всего делает свое дело, –  и вы найдете, что обычно это бывают наименее способные люди. Случалось, что женщины, дети и безумцы управляли великими государствами не хуже, чем самые одаренные властители. И обычно, отмечает Фукидид, грубым умам дело управления давалось лучше, чем утонченным. Мы же удачу их приписываем разумению.

М. – Значит, Вы с ним согласны. Чем объясняется такое положение вещей?

М.М. –  Чины и должности, –  так уж повелось – даются человеку чаще по счастливой случайности, чем по заслугам. И большей частью за это совершенно напрасно упрекают королей. Напротив, надо изумляться, как часто удается им сделать удачный выбор при недостаточном уменье разбираться в людях. Ибо природа отнюдь не наделила их ни способностью обнять взором столь большое количество людей, чтобы остановиться на достойнейших, ни даром заглядывать в душу, дабы получить представление о нашем взгляде на вещи и наших качествах. Им приходится выбирать нас как бы наугад, в зависимости от обстоятельств, от нашей родовитости, богатства, учености, репутации – оснований весьма слабых.

М. – В наше  время победившей демократии отнюдь не король формирует элиту, а результат по-прежнему оставляет желать лучшего. Иногда кажется, что во власть выбиваются одни серенькие троечники, а отличники, подававшие в юности большие надежды, проживают незаметную жизнь, не добившись успеха.

М.М. – Тот, кто сумел бы найти способ всегда судить о людях по достоинству и выбирать их согласно доводам разума, уже одним этим установил бы самую совершенную форму государственности.

М. – Видимо, сама природа препятствует людям в их продвижении к совершенству, если проходят века, а мы подвержены  тем же недостаткам и порокам. И нами правят не лучшие из лучших, а вполне заурядные люди. Может быть, это нормально?

М.М. – Обычно приходится наблюдать, что во всех жизненных делах судьба, которая всегда стремится показать нам свое могущество и унизить нашу самонадеянность, но не может сделать неспособных людей мудрецами, дарует им вместо разума и доблести – удачу. И благосклоннее всего она к тем именно предприятиям, где успех зависит исключительно от нее. Вот почему мы постоянно видим, что самые ограниченные люди доводят до благополучного разрешения важнейшие дела, как общественные, так и частные.

М. – Значит, не стоит удивляться тому, что все призы в нашей жизни достаются не за личные качества и заслуги?

М.М. – Недаром перс Сирам, отвечая людям, удивившимся, почему это его дела так плохи, когда он рассуждает так умно, сказал, что рассуждения зависят только от него самого, а успех в делах – от судьбы.
Успехом может зачастую увенчаться самое неосмысленное поведение. Может быть, действовать наиболее обычным и общепринятым образом в жизненных делах всего полезнее и удобнее, хотя это и производит несравненно меньшее впечатление.

М. – Наш великий поэт А. Блок писал: «Жизнь без начала и конца. Нас всех подстерегает случай». Видимо, именно Случай  в большей степени правит нашей жизнью, чем мы можем себе признаться.

М.М. – Две величайшие, на мой взгляд, силы – счастье и несчастье. Неразумно считать, будто разум человеческий может заменить судьбу. Тщетны намерения того, кто притязает обнять причины и следствия и за руку вести свое предприятие к вожделенному концу.

М. – С другой стороны, нельзя же всецело полагаться на судьбу – надо и самому проявлять в любом деле разум, волю, осмотрительность. Как говорит народная мудрость, «На Бога надейся, а сам не плошай». Разве не так?

М.М. – Скажу даже больше: и сама наша мудрость, наша рассудительность большей частью подчиняется воле случая. Мои воля и рассудок покоряются то одному дуновению, то другому, и многие из их движений совершаются помимо меня. Разум мой подвержен воздействиям, зависящим от случайных, временных обстоятельств.

М. – Если так, то на основании жизненных успехов, почестей и наград нельзя судить о личных достоинствах человека.

М.М. – Вот почему я всегда прав, утверждая, что ход событий – плохое доказательство нашей ценности и наших способностей.

М. – Это относится и к творчеству? Ведь часто публика превозносит до небес вполне заурядные произведения, в то время как истинные шедевры начинают ценить только после смерти автора, да и то не всегда.

М.М. –  Я замечаю, люди обычно так же ошибаются в оценке своего труда, как и чужого. И не только из-за пристрастности, которая сюда примешивается, но и по неуменью хорошо разобраться в своем же деле.

М. – Значит, практически невозможна объективная оценка произведения? Любое суждение человека субъективно, к тому же на него влияет мода, политическая ситуация, борьба различных группировок в искусстве и еще многие факторы, которые даже невозможно учесть.

М.М. – Творение человека, имея собственное значение и судьбу, может оказаться для него удачей большей, чем он имел оснований на то рассчитывать по своим знаниям и способностям, может оказаться значительней, чем он сам.
Что до меня, то о ценности чужого труда мне гораздо легче высказать определенное мнение, чем о ценности моего собственного. И эти свои "Опыты" я расцениваю то низко, то высоко, проявляя непоследовательность и неуверенность.

М. – Как я уже Вам рассказывал, Ваши «Опыты» люди читают с восхищением уже более четырех столетий. Современный историк Н. Басовская написала: "Думаю, что молодым людям полезно заглянуть в книгу Монтеня, людям зрелым – обязательно прочитать и перечитывать, а склонным к серьезным размышлениям – глубоко знать ее. Каждый человек может пить из этого чистого источника разума".

А по поводу успеха у публики  незначительных, а иногда и просто слабых произведений, исчерпывающе высказался замечательный немецкий философ А. Шопенгауэр:

«Причина того, почему нам что-либо нравится, заключается в однородности и сродстве. Поэтому каждому должны прежде и больше всего нравиться его  собственные произведения, потому что они – только зеркальное отражение его собственного духа и эхо его мыслей. Затем ему будут по душе произведения однородной и родственной ему натуры, т.е. человек банальный, поверхностный, простой пустослов выкажет действительно прочувствованное одобрение только чему-нибудь банальному, поверхностному, сумбурному и простому словоизвержению».


Выяснив для себя интересующие его вопросы и поблагодарив Учителя за беседу, наш медиум пошел обдумывать следующую тему…


Рецензии
Если прав Шопенгауэр, и человеку банальному и пишущему банально нравятся банальные, поверхностные произведения, хотелось бы заключить, что произведения того, кто любит и ценит значительные, серьезные вещи, тоже значительны и серьезны.К сожалению, это не так.Писатели пописывают, читатели почитывают."Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы". Приходится этим утешаться. С уважением и благодарностью за интересные и мудрые беседы

Анатолий Белаш   30.05.2019 22:44     Заявить о нарушении
Мне кажется, что эти строки А. Дементьева написаны не без лукавства. Они, конечно, утешительны для тех, кто "не играет на флейте", но, по-моему, нельзя возвышать "потребителя" искусства за счет его творца. Гениально или не совсем гениально, но творческий человек "вынашивает и рождает" свое творение, и оно существует вне зависимости от того, кто его так или иначе оценит.
Спасибо за интересные мысли и внимание к моим текстам.
С уважением,

Елена Пацкина   31.05.2019 13:20   Заявить о нарушении
Вполне возможно, что Дементьев лукавил, но дело в том, что он не одинок, Есть такой музыковед, популяризатор искусства Михаил Казиник, написавший "Тайны гениев". Он утверждает - "коль скоро существуют гениальные создатели, то должны существовать гениальные восприниматели". И дальше - "Если предположить, что гении творят друг для друга, то разрушается понятие этичности культуры". Я не думаю, что гении творят друг для друга, они творят потому, что не могут не творить. И все же, мне кажется, гениальные восприниматели могут существовать наряду с гениальными композиторами, скрипачами, поэтами, живописцами и т.д. Это вовсе не возвышает их за счет творцов, так же как поэт не возвышается за счет живописца.В каждом виде искусства есть вершины и бесчисленное число создателей с разной степенью талантливости.Так же и среди воспринимателей. Формируют их и гены, и среда, и обучение. С уважением

Анатолий Белаш   31.05.2019 21:19   Заявить о нарушении
Лекции Михаила Казиника я слушала одно время с удовольствием. Он действительно очень эрудированный человек и прекрасный рассказчик. И с первой частью его теоретического пассажа можно согласиться. Но я согласна с Вами в том, что "гении творят не друг для друга, они творят потому, что не могут не творить".
Конечно, и творцы, и "восприниматели" их произведений бывают разного уровня и разной степени одаренности. Однако, если с гениями, сотворившими шедевры, еще как-то понятно (хотя и их часто начинают ценить после смерти), то как понять гениальность того, кто "потребляет"? Кто они: "неистовые Виссарионы"? Критики, которые объясняют, как бы создавали они сами (если бы умели)?
А если это иные современные режиссеры, "гениально" прочитывающие классику и
предлагающие свое видение Чехова, Островского, Пушкина и других, то, по мне, лучше бы они вовсе не умели читать.
А в остальном Вы правы, действительно: и создателей, и воспринимателей (как и всех прочих людей)формируют и гены, и среда, и обучение.
А поскольку эту беседу Вы начали с мысли Шопенгауэра, то он считал, что "Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его ...лишь в меру своего собственного интеллекта".
Как приятно иметь дело с мыслящим собеседником.
С уважением,

Елена Пацкина   02.06.2019 20:07   Заявить о нарушении
Я соглашаюсь с Дементьевыи и Казиником, если под термином, "гениальный восприниматель" понимать того, кто находится на вершине распределения, глубоко чувствует и понимает искусство. Да, это крайне субъективно. Спорим даже о том, что считать искусством. Кажется, Веллер сказал, что он готов считать постмодернизм искусством, если еду, переваренную человеком, называть "постъедой". А еще до Веллера Х.Бидструп нарисовал, если помните, Елена, "Произведение искусства" С уважением

Анатолий Белаш   04.06.2019 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.