Катерина. Заложница

Рая кромсала свеклу. Рядом с разделочной доской в эмалированном тазике пестрела горка из небрежно нарубленного лука, картошки и моркови; на подоконнике в трехлитровых банках ожидали своей участи соленые огурцы и квашеная капуста домашней засолки.
- Раиска! Ну, ты скоро?  –   донесся из соседней комнаты визгливый голос баб Вали.
Рая шмыгнула носом, собрала во рту слюну, смачно плюнула в тазик и крикнула:
-  Скоро!

***

Раиса вздрогнула, потрясла головой, прогоняя надоедливый сон.
Потом, пока готовилось кофе, она стояла у окна и с пристрастием наблюдала за суетой у своего дома.
Раньше на первом этаже их дома был художественный салон. А три года назад на его месте вдруг открылся магазин обуви. Если бы от Castell или Tod’s она только радовалась бы, но – нет. Отечественный ширпотреб с вульгарной вывеской. На фоне шеренги девичьих ножек, обутых в разномастные туфли, алела надпись: «НАША ОБУВЬ – СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВАШИХ НОГ!». Вывеска омрачала радость бытия, как прыщ, вскочивший на кончике носа.
И вот на её глазах рабочие загружали Газель чем-то очень похожим на разобранные стелажи. «Неужели, съезжают?» - подумала с внутренним ликованием.

Раиса приспустила жалюзи и устроилась за столом с чашкой дымящегося кофе. Накатила обида на Юру: «Ну почему именно он должен ездить на эти чертовые испытания?»
В этот раз отпускать мужа в командировку особенно не хотелось. С Юркой явно что-то происходило. В последнее время он или молчал, отгородившись монитором, или раздражался по любому поводу.
 Раиса мысленно вернулась к их недавней ссоре и в который раз подумала, что зря упомянула про консольку, не вовремя. Хотя, скорее всего нервозность мужа связана с проблемами на работе. Не ладилось у Юры с новым руководством. Конечно, этот его Гаврилов – тот ещё гусь, но где их взять – хороших начальников? Надо бы расспросить, подумала она. Главное, чтобы Юрка со своим правдорубством с работы не слетел.
Ничего, в этом году последний раз съездим на дачу к его родителям, а уж на следующий…  в Турцию, Грецию, Эмираты - куда угодно, лишь бы море, песок и all inclusive. 
Размышления перебил звонок в дверь. На площадке в банном махровом халате переминалась с ноги на ногу соседка Галя.

Когда семь лет назад Раиса с шарлоткой собственного изготовления постучалась в соседскую дверь, рядом с ученым мирового уровня, как горделиво представлял Александру Дмитриевну риелтор, обнаружилась её внучатая племянница Галя, как потом выяснилось, выписанная тётушкой из Тамбовской области. Галя была рослая и сдобная, как ром-баба, с нежными собачьими глазами и низким голосом.
 - Вот, тебе, Галочка, и подруга, - весело сказала Александра Дмитриевна, принимая подарок. - И вам, Раиса, будет с кем поболтать по-соседски. А то ведь у нас тут одно ворчливое старичьё…
В то время деменция ещё не вгрызлась в мозг светоча мировой науки. Александра Дмитриевна была подтянутой элегантной дамой, похожей на ссохнувшуюся Мальвину. Галя рядом с ней выглядела гренадером. Она приняла тётушкины слова о дружбе, как руководство к действию.
Раиса до сих пор помнила, как та облапила её руку и трясла с такой неистовой радостью, что стало понятно – дружбы избежать не удастся. С тех пор Раиса не помнила дня, когда бы Галя не стучалась в их дверь.
 
- А у моей новый бзик, - заявила Галя вместо приветствия, - теперь она обвиняет меня в воровстве таблеток. Пыталась заглотнуть как можно больше, чтобы мне не досталось. Просто чудом пресекла…
- Она же отравится, - ужаснулась Раиса.
- Запросто! - нервно хихикнула Галя. - А скажут – я извела. Из-за квартиры! – и продемонстрировав пакет с баночками-коробочками, добавила: -  Теперь  с собой   таскаю.
- Да кто скажет, – отмахнулась Раиса, - не выдумывай.
- Ооо! – закатила кверху глаза гостья, – найдутся добрые люди, не сомневайся. Ходит тут одна, ноздрями шевелит. «Собрание собственников, - говорит, - вы обязаны…», а глазками шарит, шарит. Раёк, ты же подтвердишь если что?
Раиса вспомнила о недавнем письме из управляющей компании.
- Думаешь так просто расторгнуть договор ренты между родственниками? А эта… это наверняка по поводу смены управляющей компании. И прекрати называть меня Раёк!
- Рая, можно я у тебя лекарства оставлю? а то, правда – стрёмно. Засну, а моя балбеска стащит чего-нибудь и нажрется.
Раиса кивнула.
-  Кофе будешь?
Галя повертела головой:
- Не-а. От него писать хочется и сексу.
Раиса не смогла сдержать ухмылку:
- Замуж тебе надо.
- Ага. А  баб Шуру я куда дену? она  чужих на дух не переносит. Если только Юрика  у тебя отбить! Юрика она любит.
- Помечтай! – сказала Раиса.
Галя ушла, а Раиса какое-то время еще раздумывала об иронии судьбы.
 Вот тебе и солидные соседи: выжившая из ума старуха и заботящаяся о ней старая дева из провинции.
 Раиса занялась готовкой обеда. Нарезала куриную грудку на медальоны, сложила в форму и залила соусом – мариноваться. Второй раз за утро попыталась связаться с мужем, и опять безрезультатно. «Телефон отключен или находится вне зоны доступа».  Вчера от Юры пришло два сообщения: о том, что выехал и что добрался до места.
Справившись с домашними делами, Раиса отправилась на прогулку.

***

Для кого-то Бульварное кольцо - музей под открытым небом, для Раисы – подъездная аллея к личному раю. Восемьсот метров вдоль литых фонарей, пафосных витрин, особняков, вросших в мостовую гранитными подолами. Потом направо, в кривой переулок, в благородную тишину, в мирок избранных. Её дом пятый от угла. Она влюбилась в него с первого взгляда. Трехэтажное здание постройки начала двадцатого века. Мозаичная отделка над центральным входом, подъезд со стороны двора, отгороженного от беспородных визитеров кованой решеткой.
 
***

Подростком, она часами кружила по этим улицам, жадно вглядываясь в жилые окна. Представляла обитателей этих домов, как небожителей.
Сначала она приезжала в Москву в надежде найти свою мать. Экономила на завтраках, припрятывала то, чем в пылу пьяной щедрости одаривала скуповатая баба Валя. Это случалось по поводу праздника или большой получки. В такие дни баба Валя возвращалась домой в компании говорливых приятельниц, таких же, как и сама вдовиц или разведёнок.
 «Раиска, - кричала, едва отворив дверь, - винегрету давай!»
 Чертов винегрет в их доме был еженедельно, а уж при малейшем намеке на застолье – в обязательном порядке. «И не морщись, не морщись, – говорила баба Валя, наказывая после школы отварить необходимые овощи, – в нем витаминов - вся таблица Менделеева! А ананасов для тебя у меня нету…»
   Гостьи умильно всплескивали руками, в который раз дивясь необычной внешности хозяйской внучки. От отца Раисе достались угольно-черные вьющиеся волосы, смуглая кожа с нежным румянцем, брови в разлет и иконописный овал лица; от матери -  чуть вздернутый нос и глаза - синь весеннего неба.
Баба Валя одергивала подруг с притворной озабоченностью, мол, нечего её нахваливать, у девки и так мозги набекрень. Хотя, - Рая знала, - как только усядутся за стол, сама начнет хвалиться успехами внучки. И помощница, и учится на одни пятерки, а поет, как артистка Большого театра. «Это она в отца, - обязательно добавит баба Валя, - кавказцы поголовно певуны, а чучмекская кровь сильная». А закончит неизменным: «Главное, чтобы не была такой дурной, как её мать!» После этого наступит скорбная минута молчания. Потом кто-нибудь спросит деланно участливым голосом, не объявлялась ли. И баба Валя скажет, что нет. Сгинула подлюка, скажет, бросила своего высерка, и в Москву. За красивой жизнью. И ни слуху, ни духу…
Но это будет потом, а пока на кухонный стол выгружался пакет с нехитрой снедью. Пока баба Валя в «зале» звенела хрусталем и парадными тарелками, женщины сноровисто разделывали пару-тройку селедок, толстыми кружочками нарезали «краковскую», терли плавленые сырки, чтобы, смешав с чесноком, намазать полученную массу на ломтики бородинского и накрыть тонкими пластинками соленого огурчика. И вот разговенье готово. Нетерпение гнало их к столу, подальше от ушей девчонки.
 Баба Валя совала внучке хрусткую купюру: «На-ка, на пирожное – мороженое, только сначала винегрету накромсай. Споренько!»
На каникулах, как только баба Валя захлопывала за собой дверь, Рая выскакивала из дома и мчалась на вокзал. До Москвы на электричке -  час двадцать минут, столько же обратно. На розыски оставалось часов пять - шесть.
 В первый свой набег Раиса всё время провела на Красной площади – так велика была её убежденность, что жители столицы свободную минуту проводят на главной площади страны. Ей хватило несколько часов, чтобы понять – местные здесь скорее исключение. И в следующий приезд просто бродила по улицам. Сейчас не вспомнить, когда она перестала вглядываться в лица прохожих: до того, как нашла журнал или после…
Она нашла журнал на Чистопрудном бульваре. Кто-то забыл его на скамейке. На глянцевых страницах жили красивые улыбающиеся люди, интерьеры их домов были лучше, чем в «Санта-Барбаре». А еще целые страницы, заполненные отдельными предметами мебели, люстрами, вазами, пледами…
Дома Раиса сняла со стены карту Советского Союза, оставшуюся со школьных времен её матери, развернула оборотной стороной и приклеила первую картинку, вырезанную с глянцевой страницы, на которой была изображена спальня с широченной кроватью под королевским балдахином.
С тех пор её жизнь наполнилась особенным смыслом. Поездки в Москву сократились, сэкономленные деньги Рая тратила на глянец.
 Когда пришло известие о смерти матери, Раисе было шестнадцать, она уже второй год училась в колледже сервиса и быта, а на карте желаний кроме интерьера будущего дома, появилась изображение молодого человека, вырезанное из журнала «За рулем».
 Высокий шатен в шикарных туфлях, наглаженных брюках и твидовом клетчатом пиджаке с кожаными заплатами на локтях открывал дверцу темно синей «БМВ». Мужественное лицо, короткий ежик волос, пристальный взгляд светло-карих глаз.
Магия карты желаний сработала безотказно: Юра был один в один, как тот – из «За рулем», даже лучше. Правда, ждать его появления пришлось целых десять лет…
Раисе не нужен был готовый райский уголок, она собиралась создать свой, персональный рай по лично изготовленным трафаретам.
С Юрой Раису познакомили общие знакомые. Он не был ни богатым и не знаменитым. Из активов – кроме приятной внешности - старенький фольксваген, перспективная профессия и идеально подходящая к её имени фамилия – Бурмистров.  А ещё он смотрел на Раису с отчаянной восторженностью. Это было именно то, что надо.

***

Раиса свернула на Тверскую и зашагала в сторону к Дому Фарфора. Она наведывалась туда из-за вазы. Немецкий фарфор цвета слоновьей кости с ручной росписью. Ваза идеально смотрелась бы на консольном столике, который Раиса второй год пасла в антикварном на Пречистенке. Ничего, что она не в состоянии купить все это прямо сейчас, пока она просто сделает фото, чтобы вставить в карту желаний. Потому что надо точно представлять, что хочешь, и тогда это обязательно сбудется.
Она заметила их на подходе к площади Маяковского.
Видимо, он рассказывал что-то смешное, потому что девица, внимающая ему, истерично хохотала. Собственно этот вызывающий смех и привлек внимание Раисы. Девица была худосочная, белобрысая, с длинным острым носиком – как есть лабораторная крыска. На мужчину Раиса особого внимания не обратила - тот стоял к ней спиной - только отметила, что у него свитер, как у Юры. Лишь миновав парочку, какое-то беспокойство царапнуло ее сознание, и она обернулась. 
Он будто стал выше ростом, шире в плечах, но главное – всегда сдержанный и немногословный – был необыкновенно оживлен и весел. Тот, из которого не вытянуть двух слов, говорил, не умолкая, да ещё и жестикулировал, как итальянец.
 Раиса глотала воздух открытым ртом, силясь крикнуть, и не могла. Горечь корявым ершиком забралась в горло, не давая вздохнуть. В венах запузырилось что-то тёмное и горячее, хлынуло половодьем, вбирая в себя способности видеть, слышать и думать и, наконец, сформировалось в слово, которое ненавидела всю свою жизнь - подлюка… «Подлюка!» - выдохнула она, готовая подбежать, вцепиться ему в волосы… Нет! Лучше ей!
Остановил паренёк на самокате, едва не сбивший её с ног.
Раиса ощутила толчок, боль в плече и пришла в себя.
Эти двое ворковали, не видя ничего вокруг. Девица, словно обессилив от смеха, свалилась ему на грудь, а Раиса вдруг успокоилась. Достала телефон и, медленно приближаясь, стала снимать их на камеру. Шаг, второй, третий… Она приблизилась настолько, что почувствовала приторно-сладкий запах крыскиных духов. И даже помахала изумленному мужу рукой, когда тот наконец-то её заметил.
Потом пошла прочь, волоча за собой свою тень. Та всё норовила улизнуть в сторону: заползала под каждый цоколь и цеплялась за ноги прохожих, но на переходе присмирела, а на бульваре и вовсе понеслась вперед, как голодный пес, учуявший запах дома…

***

Ночью опять приходила баба Валя, грозила пальцем: «Запомни, нет ничего пользительнее винегрета. И не будь такой дурной, как твоя мать!»
Твоя мать…
Раиса не помнила случая, чтобы баба Валя называла свою дочь по имени.  Первое время, когда та звонила чуть ли не каждый день, совала трубку Рае: «На-ка, мать твоя звонит». Потом долго бурчала себе под нос.
Заплетая Рае косички, так вытягивала волосы, что, казалось, вырвет клок вместе с кожей. Рая хныкала, но вырваться из рук бабки не смела. Только обещала рассказать маме всё-всё-всё. Но когда та приезжала, Рае было не до жалоб.
Мама приезжала рано утром, будила её поцелуями. Рая вскрикивала от счастья, мама подхватывала ее на руки и кружила по комнате. Потом они раскрывали коробки с подарками, завтракали и отправлялись гулять. Играли в снежки или швырялись опавшими листьями, пускали кораблики, бегали по лужам, сдували с одуванчиков белоснежные пушинки... Но день заканчивался. Рая засыпала, вцепившись в мамину руку – может на этот раз она не исчезнет.  Но утром ее опять будил бабкин голос.
Однажды баба Валя сказала: 
-  Теперь и помереть не страшно - Твоямать забирает тебя к себе.
- Я поеду к маме Любе? навсегда?
- Очень на это надеюсь, - буркнула бабка.
 Но надежды не сбылись. Мама вдруг пропала. Они ждали от неё известий целый месяц. Баба Валя, оставив семилетнюю Раю на попечение соседки, ездила в Москву, на розыски. Вернулась мрачнее обычного. Потом отнесла в милицию заявление и несколько маминых фотографий. Сначала всё звонила, узнавала, потом неожиданно успокоилась. Только всё твердила Раисе: «Не будь такой дурной, как твоя мать».
Когда пришло известие, что Байкова Любовь Николаевна 1963 года рождения умерла в колонии строгого режима номер такой-то, -  баба Валя сползла на пол и завыла…

***

Утреннее небо показалось холодной серо-голубой твердыней. Застывшим озером, гладким, словно выглаженным: ни складочки, ни морщинки.  Так бывает в середине августа. Деревья еще зелены, но листва уже потяжелела, впитав в себя краски закатного лета, готовясь вспыхнуть пурпуром и червонным золотом…
 «Как быстро похолодало, - подумала Раиса. – Интересно, надел Юрка куртку?» – и даже сделала пару шагов в сторону шкафа, чтобы проверить, но опомнилась и вернулась. Теперь это не её забота.
Он явился в тот же вечер. Сказал, что она сама виновата, что сдвинулась на своей карте, а он – Юра – для неё всегда был лишь предметом интерьера. И что теперь надо решать, как быть дальше.
«Квартиру надо сдать в аренду, а самим снять отдельные квартиры. Как только рассчитаемся с ипотекой, все продадим и разъедемся», - сказал он.
«Я отсюда и шага не сделаю. А ты можешь выметаться к своей крысе!» - выкрикнула она.
«Я семь лет положил на то, что на самом деле мне не надо!» - орал он.
«Если бы не я, ты бы и сейчас жил с родителями», - шипела она.
Теперь они с мужем жили как соседи. Раиса заняла большую комнату, Юра обосновался в спальне. Уходил рано, приходил поздно. Вечерами Раиса в одиночестве бродила по комнатам, оглаживая взглядом каждый сантиметр от паркета – до лампочки в люстре. Расстаться со всем этим? С лепниной на потолке, плиткой в ванной комнате, с тщательно подобранной мебелью, шторами?  Нет. Невозможно.
Юркино «…продадим и разъедимся!» звучало, как издёвка.

***

 Квартира продавалас сравнительно недорого из-за деревянных перекрытий дома и плачевного состояния самой квартиры. Электропроводка, дубовый паркет, высокие окна со сложной расстекловкой,  потолки, стены, стены облупленные до дранки - всё это требовало реставрации или замены.
Юра схватился за голову: «Мы и за сто лет с этим не разгребемся!» Но Раиса не сдавалась.
«Да, сумма кредита увеличилась на четверть, - соглашалась она с доводами мужа, - но! Квартира в центре города – это солидные соседи, перспективные знакомства для будущих детей. И если все правильно спланировать, можно будет рассчитаться с кредитом за девять-десять лет.
 Да, придется ужаться с развлечениями и отдыхом, отложить рождение детей на десять лет… Но отдохнуть можно и на даче, а рожать детей в тридцать пять, в наше время скорее норма, чем отклонение!»
 И Юра согласился. Тогда он во всем с нею соглашался.
На ремонт и покупку мебели ушло всё, что удалось выручить при продаже квартиры бабы Вали. Раиса составила подробнейшую смету и придерживалась ей все семь лет. И  теперь…   пополам?
Надо было найти какой-то выход, но вся её деловитость и предприимчивость куда-то пропала.
 Баба Валя злорадно хихикала каждую ночь: «Вот тебе красивая жизнь!»
Раиса просыпалась от боли в висках, с пересохшими губами, словно после похмелья. С трудом приводила себя в порядок и, напялив на себя непроницаемое выражение лица, плелась на работу. Не хотела, чтобы кто-нибудь догадался, что у неё происходит. Особенно Галя.
Галя забегала каждый день со слепыми от счастья глазами – у неё появился ухажер. Водитель скорой помощи. Галя приводила его в свою комнату по ночам, тайно от Александры Дмитриевны.
Раиса подумала, что и Юра может сделать то же самое. Оформила отпуск и засела дома -  держать оборону.
Теперь она выползала из комнаты, после того, как за Юрием захлопывалась входная дверь. Потом подолгу ходила неприбранная, часто лишь к обеду заставляла себя причесаться и что-нибудь съесть.
Однажды проснулась от звуков из-за стены. Сразу поняла - крыска здесь, за стеной.
Её опять накрыло удушающей волной, как тогда, на Маяковке. Раиса приказала себе  успокоиться и задышала на счет: раз, два, три – вдооох; раз, два, три – выыыдох. И сначала,  и еще раз. Потом набросила халат и пошла к дверям спальни. Прислушалась. Тишина.  Неужели почудилось? «Нет, – одернула она себя. - Я – не сумасшедшая, я ясно слышала!»
 Вспомнив, что весь вечер лил дождь, подумала, что крыска должна была оставить следы. Решительно включила свет. Села на корточки у входной двери и внимательно обследовала коврик. Чисто. Для верности провела ладонью по вытертой шероховатой поверхности – коврик был сухим. «Выходит – приснилось». Раиса опять подошла к спальне, какое-то время постояла, прижавшись ухом к косяку, даже понюхала ручку двери. Потом резко отворила дверь… комната была пуста. Раиса попыталась вспомнить: возвращался ли Юра вчера домой, но так и не вспомнила…
Вернулась к себе, и тут же все началось сначала: ритмичное поскрипывание, размеренные глухие удары о стену …
Дурнота подступила к горлу. Раиса бросилась к окну, резко отдернула штору и оторопела, встретившись взглядом со своим отражением в оконном стекле. Бледное лицо, перечеркнутое стрелами-прядями,  запавшие глаза, скорбный рот. Лицо Пьеро. Белая пижама лишь подчеркивала схожесть. Она рванула створку на себя. Тут же, как из засады, налетел ветер и словно  разъяренная соперница вцепился в волосы. Шум, разбудивший ее, усилился, и стало ясно - нечто, вызвавшее его, находится на улице. Раиса отступила от окна, забрала волосы в узел и опять высунулась наружу.  Ветер сорвал край рекламного полотнища, и оно билось  о стену, как крыло пришпиленной бабочки. Уличный фонарь, жалобно поскрипывая,  укоризненно качал лысой головой.
 Раиса села на пол и завыла, раскачиваясь со стороны в сторону.
На следующий день Галя принесла бутылку водки. Сказала:
- Рай, будь человеком, давай, хоть по одной?
 - К свадьбе проставляешься? - спросила Раиса.
Галя сморщилась, как при почечных коликах.
- Я ему сказала, что сиделкой при бабке живу, а наследники в Америке, он и пропал.
- Выходит, ты его на чистую воду вывела.
Галя вздохнула:
- Выходит.
- А мы с Юрой разводимся.
- Да ладно!
- Я его тоже на чистую… застукала его тут с одной…
- Что, прямо здесь?
- На улице.
Галя покачала головой:
- Ты, Раиса хоть и умная, а – дура. Разве можно вот так за здорово живешь  мужа родного отдавать. Жили-жили, наживали-наживали и здрасте-пожалуйста.
- А что же делать? Убить? А потом в тюрьме загнуться, как  мать?
Галя ахнула.
- Её сначала мой папаша бросил. Беременную. А вот второму не удалось. Она его тоже на месте преступления… с проституткой. И ножом… как цыпленка…

***

Ночью Раиса опять резала свеклу. И опять сделала то, на что никогда не решилась бы в реальной жизни – харкнула прямо в винегретную смесь. Баба Валя таскала её за косы: «Что ж ты, падлюка, делаешь!», - но Раисе нисколечко не было больно. И впервые за последнюю неделю она проснулась в отличном настроении. Никакой боли в висках и тяжести в затылке, наоборот, необыкновенная легкость до головокружения.
В кухне пахло кофе. Юра закручивал крышку термоса, на полу, раззявивши пасть, стояла дорожная сумка. Раиса заглянула мимоходом: баллончик для розжига дров, из-под свертков торчит темное горлышко бутылки...
На пикник, значит, собрались.
Юра, не глядя в глаза, спросил, не видела ли она его куртку с капюшоном. Она радостно заявила, что недавно выкинула всё старье в помойку. Он не поверил, полез на антресоль.
Раиса быстро отвинтила крышку термоса с кафе и хихикая натрясла туда таблеток из Галиного пакета. Из каждой баночки, не жалея. «Вы у меня погуляете, подлюки! – бормотала словно заговор. – Обсеретись по самую макушку! Из кустов носа не высунете!» Завинчивая крышку, вдруг подумала, а ну как распробуют и пить не станут. Немного отлила в чашку – попробовать. Вкуса не почувствовала, но горячий напиток ожег гортань, и её передернуло, как после рюмки водки.
В кухню вернулся Юра с курткой в руках.
– Немного позаимствовала у тебя кофе, – продолжала веселиться Раиса, –  гадость жуткая.
Он подхватил сумку и, обойдя ее по дуге, как прокаженную, пошел к выходу.
- А кофе мне решил оставить? – кинула она ему в спину.
Юра обернулся, посмотрел не то с жалостью, не то с презрением и вышел так ничего и не сказав.
- Давай, вали! – крикнула она в ответ на звук от хлопнувшей двери.
Резким движением руки сбила со стола термос. Тот покатился по полу, толчками извергая из себя коричневую жижу с пуговками не растворившихся таблеток…
«Всё зря, - прошептала Раиса, – всё зря….»
Необъяснимая веселость сменилась злостью. Следом за термосом на пол полетела Юркина любимая чашка, потом ещё одна – безымянная… Она остановилась, когда раздался звонок в дверь.
Оказалось, она совсем осталась без сил. Ноги заплетались так, словно она сутки накачивалась коньяком. До двери Раиса шла по стеночке. Ей опять было смешно.
Галя смотрела на Раису дикими глазами. Рядом с ней стояла незнакомая женщина.
- Бурмистрова Раиса Георгиевна? - строго спросила незнакомка.
Раиса пьяно расплылась:
- Яааа.
- Возьмите и распишитесь. – Женщина сунула Раисе под нос квадратный листок.
Раиса прыснула:
- Меня, что ли в армию призывают?
- Это постановление об изъятии земельного участка, на котором расположен ваш дом, - сказала женщина. – На общем собрании собственников…
 - Нас выселяют! – отчаянно заорала Галя. – Выселяют!
От этого визга в левом виске у Раисы что-то лопнуло, в голове зашумело… Она ещё различила слово «скорая», потом стены вдруг завертелись, складываясь в воронку… и это последнее, что она видела и слышала.


Рецензии
Рецензии участников:

АЛИСА:

Рассказ о том, как девочка Рая из неблагополучной семьи – по сути: социальная сирота – решила построить личный рай – в меру своего понимания и под влиянием красивых картинок из однажды найденного глянцевого журнала – в отдельно взятой квартире/семье, и ей это почти удалось, но в чем-то она сильно просчиталась и в результате потерпела полный крах.

Развитие сюжета вполне предсказуемо, но читать, тем не менее, было интересно, а героиня вызывала сочувствие.

Идея рассказа, как мне кажется, прозвучала в одном известном фильме прошлых лет:
- Ты знаешь, что такое деньги?
- Хм. Счастья на них не купишь.
Разве что слово «деньги» следует в данном случае заменить на их эквивалент – «красивую» жизнь, то есть, в престижном месте, в окружении ярких и дорогих вещей и «правильных» людей.

Именно этому героиня рассказа Рая посвятила многие годы своей жизни.
Композиционные части рассказа не то чтобы соразмерны, но объём каждой из них логически обоснован. Так, например, все, что связано с воспоминаниями Раи о её детстве и жизни с бабой Валей, я бы назвала прологом к основному действию. Здесь же, в этой части обозначен конфликт произведения и главный антагонист – баба Валя. Эта часть, разбросанная по всему тексту, в общем объёме рассказа достаточно велика, но без нее невозможно понять, почему девочка выбрала для себя такую цель – красивую жизнь. Да просто потому что та жизнь, с бабой Валей ей не нравилась, казалась проигрышной – о чем в косвенной форме она не раз слышала и от самой бабы Вали, и ей хотелось другой – красивой и успешной. Ей хотелось – доказать.

Основная часть начинается с того момента, когда она вроде как уже – доказала и добилась почти всего, о чем мечтала: живёт в центре Москвы, в престижном доме, хорошей квартире, с мужем, что будто сошёл с картинки глянцевого журнала (экспозиция).

Основная часть идёт динамично.

Короткая завязка (Рая пьёт утром кофе и думает, что с мужем Юрой что-то не так, он стал замкнутым и раздражительным); основное действие, (героиня общается с соседкой и отправляется в магазин, где присмотрела очередную красивую штучку); кульминация (Рая узнаёт, что у мужа есть другая женщина, к которой он собирается уйти, ибо его представление о счастье иное); пост кульминационное действие с попыткой мести; развязка (Юра уходит); финал (соседка сообщает, что их выселяют). Все части соразмерны, логически вытекают друг из друга, каждая в полной мере выполнила свою функцию.

Повторюсь, что в сюжете преобладает такой приём, как уход в прошлое, воспоминания. Но именно такое построение композиции, с постоянными обращениями героини в прошлое, как мне кажется, позволила максимально раскрыть идею рассказа.

Герои.

Героев в рассказе немного, но все значимые и у каждого своя четко обозначенная роль.

Я остановлюсь лишь на самых важных.

Главная героиня Рая полностью сосредоточена на доказательстве идеи, что можно выстроить рай в отдельно взятой квартире.

Её главный антагонист – баба Валя. Этот персонаж олицетворяет всё самое ненавистное для Раи: бедность, пьянство, грубость, хамство и пр. С этим персонажем Рая борется всю свою жизнь, не только в реальной жизни, но и в снах. Именно этому персонажу Рая и – доказывает.

Муж Юра (мне, если честно, чего-то не хватило в его образе, он будто взялся ниоткуда) – второстепенный, но важный персонаж, который неожиданно для главной героини меняет окрас и из группы поддержки внезапно переходит в стан врагов – антагонистов, тем самым подрывая уверенность Раи в правильности выбранного пути, сами основы; этого, как мне кажется, она не может простить ему больше всего.

Второстепенные герои призваны оттенить либо главную героиню, либо ситуацию.

Например, соседка Галя – её роль оттенить успешность Раи, ведь когда-то Рая начинала примерно с того же.

Галина тётка – учёный мирового уровня – впавшая в маразм, одним своим существованием, как по мне, показывает, что всё не так, как кажется. Но Рая не из тех людей, кто всматривается в такие… тонкие пласты)))

Мама Раи – дорисовывает одиночество, неприкаянность и несчастливость Раи-девочки.
Авторский стиль и язык.

Манера изложения – традиционная, но грамотная и стройная. Читать было интересно и приятно.

Этот рассказ показался мне самым зрелым и завершённым среди всех представленных.

Конкурсант   07.03.2018 23:03     Заявить о нарушении
Рецензии участников:

ИРИНА:

Идея произведения считывается такая: героиня, добивается исполнения своих желаний, но столкнувшись с невозможностью удержать, умирает.

При чтении возникает аналогия со «Сладкой женщиной» Ирины Велембовской и одноимённым фильмом.

Автор выбрал не слишком оптимальную форму для передачи произведения.

Для себя рассказ не считаю интересным.

В моральном отношении он имеет право на существовании, в эстетическом – на мой читательский взгляд, он слишком прямолинеен, у читателя нет шансов на неоднозначное толкование поступков героев.

Сюжет рассказа предсказуем, не захватывающ и не оригинален, но значимость поставленных проблем от этого не уменьшается: проблема существует пока существует человечество. Финал сюжета «Золотой рыбки» – хочешь больше, получаешь то, что получаешь. Мир тебя слышит – говорит героине её карта желаний, но слышишь ли ты желания мира?

Логична ли сюжетная линия? В целом да, логична, единственное, что хромает – попытка самоубийства героини в финале. Здесь у меня возникают вопросы: любила ли героиня мужа или он просто подходил ей по карте желаний? По факту у неё была одна-единственная страсть – квартира в центре столицы, всё остальное – приложения к недвижимости.

Композиционные части.

Экспозиция – детство, прошедшее под знаком винегрета. Несколько затянуто, посиделки-застолья у баб Вали можно сократить. Линия отсутствующей матери проясняется до конца только к финалу: мать оставила незаконнорождённую(???) дочь у бабушки, изредка приезжает, потом исчезает. Что интересно – баб Валя сначала вроде бы волнуется. Потом резко успокаивается, затем узнаёт от смерти. Я выстраиваю картинку: мать героини рожает от кавказца, оставляет дочь, работает в столице и однажды убивает своего мужа(родного отца девочки или нового официального или сожителя – остаётся за кадром). Расстановка перед завязкой ясна: у девочки не совсем обыкновенное детство проходит в ближнем Подмосковье в доме бабушки. Бабушка внучку не балует, но и не сильно гнобит. Экспозиция разбита на несколько частей в виде воспоминаний героини и её снов с винегретом. Получается, что визитная карточка экспозиции – винегрет. В принципе, нормально получилась разбивка: как передышка в основной части сюжета.

Завязка – поездки в столицу в поисках матери, затем просто так – посмотреть на другую красивую жизнь. Завязка довольно компактна, один абзац – героиня находит на скамейке глянцевый журнал.

Развитие сюжета: появление карты желаний. В списке квартира с соответствующим интерьером в центре Москвы и красавец из журнала «За рулём».

Карта желаний как всесильное божество, как инструкция к действиям отныне и вовеки веков(с). Как жизненный ориентир. Визуализация желаний – залог их успешного получения.

Событие, которое нельзя изъять: героиня видит своего уехавшего в другой город мужа в Москве с соперницей.

Следует объяснение супругов, перечисление жизни в новых обстоятельствах. Читатель узнаёт, как героиня оказалась в квартире своей мечты, но никакого рассказа о знакомстве с будущим мужем. Может ли это быть перекосом? Да, если принять за аксиому то, что муж был лишь для антуража красивой жизни. Если из-за него героиня в финале выпивает отраву – то это логический провал.

Предкульминационная часть: дождливая ночь с хлопающим рекламным полотнищем. Пожалуй, здесь подтверждается мысль о том, что не муж больше беспокоит героиню, а то, что его приходится отдавать. Как ценную вещь?

Кульминация: героиня подсыпает в термос мужу таблетки. Муж забывает термос, героиня решает отравиться сама – и избавиться от проблем. Что ею двигало, я до конца не разобралась. За квартиру можно было побороться, да и за мужа, если честно – тоже. Героиня сломалась, поняв, что изначальный посыл – карта памяти – оказался ловушкой? Не знаю. Замужем она семь лет, детей нет, мужа нет, квартиру приходится(возможно) делить. Не за что в жизни держаться? Пока я не верю в эту идею.

Отравление спонтанное, не выстраданное и неумелое: не факт, что можно было отравиться таким способом наверняка. Если только сильная аллергия на какой-то препарат(и героиня об этом знала!). По тексту идёт рефрен от бабы Вали: не будь такой дурной, как твоя мать. Героиня испугалась повторения жизни своей матери и не стала травить мужа и его подругу?

Умирает она скорее всего от разрыва сердца – оно не выдержало удара: выселение.

К выселению и смотровому ордеру много вопросов. Героиня собственница квартиры – кто её может выселить так внезапно? Сделка фиктивная, риелтор фальшивый? Откуда смотровой как снег на голову?

Финал получился с вопросами.

Герои.

Берём торжество идеи: если подчинить жизнь только выполнению поставленных целей, то в финале можно получить полное фиаско. С этой точки зрения, Раиса проиграла, следовательно, она антагонист.

У кого из героев противоположная точка зрения: жить надо как живётся, принимать судьбу как дар. Таких у нас двое: баб Валя и Юрий.

И в связи с бабой Валей искомый символ – винегрет. Собрание разных овощей, пестрота и много-много витаминов(как в таблице Менделеева). Баба валя не прыгает от радости, воспитывая внучку, а разве должна? Баба Валя не травмирует внучку сообщением о том, что дочь убийца – это плюс. Но всё время предостерегает – не будь такой же дурной, как твоя мать. Обыкновенная среднестатистичекая жизнь обычного человека с непритязательными радостями. Не красивая с точки зрения Раечки.

Второй протагонист – Юрий. Ему красивая жизнь тоже, в общем-то не нужна. Ему, как оказалось, нужна любовь и обыкновенная радость обыкновенной жизни.

Значит, не ставить перед собой никаких целей, жить как живётся?

Может быть, может быть. А может и не быть: может, нужна золотая середина?

Кроме главной героини к антагонистам можно отнести соседку Галю, которая тоже ставит цель – найти мужа и не отпускать любой ценой.

На мой взгляд, протагонисты и антагонисты выполняют свою функцию достаточно логично. За исключением, пожалуй, того, что в отличие от антагонистки Гали протагонист Юрий расписан более схематично, он раскрывается читателю только с точки зрения главной героини. Поэтому сам конфликт полностью не раскрыт. Драмы не хватило для финала.

Что ещё по героям: главная героиня раскрывается только в одной плоскости – целеполагания. Всё остальное если и намечено(возможные дети, к примеру), то очень пунктирно. Супруги живут в браке семь лет – что с рождением детей? Кто за и кто против, аргументы? По идее считываться должно, но тогда героиня выходит сильно клишированная, следовательно – картонная. Персонаж – функция. Не хватило объёма. От бабы Вали мы узнаём о многочисленных талантах девочки, но что стало с этими талантами –неизвестно. Я всё время думала, почему героиня во сне так ненавидит свою умершую бабу Валю (харкает в миску с винегретом)? Откуда такая ненависть, пронесённая через столько лет?

Кто получился довольно внятно – соседка Галя, очень яркая дана ей характеристика – ром-баба. И даже никаких описаний больше не требуется.
Героев в рассказе немного. Кроме обозначенных протагонистов Бабы Вали и Юрия и антагонистов Раисы и Гали, упоминаются соседки бабы Вали(для тесноты и объёма), соседка дому, не дружащая с головой Александра Дмитриевна, чьи таблетки послужили средством для попытки отравления, закадровый водитель автобуса-несостоявшийся жених Гали, служебный персонаж в виде дамы со смотровым ордером. Все они нужны для развития сюжета. И ещё один персонаж, которого я затрудняюсь определить в какую-либо группу – подружка Юрия, та самая крыска, как охарактеризовала её по внешнему виду героиня. Скорее всего, она персонаж второстепенный и важный для движения сюжета. О крыске мы узнаём только с точки зрения главной героини, а для неё она однозначно персонаж отрицательный.

Авторский стиль и язык.

Манера исполнения скорее традиционна. Повествование ведётся от третьего лица, приближённого к героине. Сбой я увидела вот здесь: «От отца девчонке достались угольно-черные вьющиеся волосы, смуглая кожа с нежным румянцем, брови в разлет и иконописный овал лица; от матери - чуть вздернутый нос и глаза - синь весеннего неба». Героиня о себе как о посторонней девчонке думать не может.

Есть слова и выражения, которые могут использоваться в прямой речи или когда повествование ведётся от первого лица: распустёха, засела дома, натрясла таблеток, напряг на работе, правдорубство, готовка обеда. Третье лицо всё-таки предполагает язык литературный.

Много неловких оборотов: «звякнула кофеварка, рапортуя о готовности напитка»; «набрала телефон мужа»; «беспородных визитеров»; «нетерпение гнало их к столу, подальше от ушей девчонки»…

Особенной красоты языка я не увидела, он прост и обычен. И скучен отчего-то.
В общем и целом заявленная идея не нова, не ново и не оригинально исполнение. Тема раскрыта не полностью, т.к. не слишком ярко выраженное действие завершается чересчур трагической точкой - смертью героини. Как говорится, ничто не предвещало такого финала. Из субъективных ощущений: не прописана драма, нет сочувствия героям – никому вообще. Тема/идея не нова, но она может обыгрываться яркой и запоминающейся подачей материала. Этого не случилось, поэтому история прочитана и забыта. И вот ещё: надо осторожнее обращаться с сильно экспрессивными выражениями, даже если они могли быть в реальности. Я имею в виду «чучмекскую кровь» и «высерку». Они мгновенно настроили меня как читателя на неприятие текста вообще. Может быть, я не права, но для таких ярких выражений должно быть очень-очень веское основание. В данном случае я его не вижу.
Поскольку подача материала тяготеет ближе к традиционной литературной форме.

Конкурсант   07.03.2018 23:04   Заявить о нарушении
Алиса и Ирина! Сразу хочу сказать, что ваши рецензии мне очень помогли. Хоть довести рассказ до ума не пока получилось (медлительная я), но кое-что для себя приняла и уже изменила. Еще раз - спасибо!
С праздником!
Катерина

От Автора   08.03.2018 01:07   Заявить о нарушении
Каиерина, боюсь, я была слишком категорична при разборе вашего текста:)
У меня было странное впечатление от него: первое прочтение я дотянула где-то до середины, показалось затянуто и скучно и сильно.
Второе прочтение - всё ровно наоборот! И язык показался очень яркий, кстати.
А когда стала разбирать - вот снова потускнело, не так, как в первый раз, но ощутимо.
Сама себе удивляюсь:)
Ирина

От Автора   09.03.2018 09:06   Заявить о нарушении
Ирине.
У меня у самой в голове полная чехарда))
Я так старательно выстраивала сюжетную линию,плюс написала рассказ о жизни Раисы,о жизни Гали, кое-что о баб Вале, плюс целый блок - Раиса на работе... короче, на худ. составляющую времени не осталось((
Сегодня, внимательно перечитав вчерашнее послание уважаемого профессора о раскрытии причинно-следственных связях через вставку эпизода из прошлого ВОВНУТРЬ определенной части сюжета, - начинаю понимать где сбой, что салат сделало кашей))) - в части экспозиции и - главное! - в части кульминации.
Основной момент - там, где Юрий говорит о размене квартиры я передала через ее воспоминание о вчерашнем дне и от этого он( момент) потерял необходимый накал. То есть центральная сцена затерялась среди менее значительных. Наверняка есть и другие проколы.
Вам спасибо за финал! По поводу описания вечеринки у баб Вали продолжаю думать!
Катерина

От Автора   09.03.2018 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.