Рецензии на произведение «Катерина. Заложница»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензии участников:
АЛИСА:
Рассказ о том, как девочка Рая из неблагополучной семьи – по сути: социальная сирота – решила построить личный рай – в меру своего понимания и под влиянием красивых картинок из однажды найденного глянцевого журнала – в отдельно взятой квартире/семье, и ей это почти удалось, но в чем-то она сильно просчиталась и в результате потерпела полный крах.
Развитие сюжета вполне предсказуемо, но читать, тем не менее, было интересно, а героиня вызывала сочувствие.
Идея рассказа, как мне кажется, прозвучала в одном известном фильме прошлых лет:
- Ты знаешь, что такое деньги?
- Хм. Счастья на них не купишь.
Разве что слово «деньги» следует в данном случае заменить на их эквивалент – «красивую» жизнь, то есть, в престижном месте, в окружении ярких и дорогих вещей и «правильных» людей.
Именно этому героиня рассказа Рая посвятила многие годы своей жизни.
Композиционные части рассказа не то чтобы соразмерны, но объём каждой из них логически обоснован. Так, например, все, что связано с воспоминаниями Раи о её детстве и жизни с бабой Валей, я бы назвала прологом к основному действию. Здесь же, в этой части обозначен конфликт произведения и главный антагонист – баба Валя. Эта часть, разбросанная по всему тексту, в общем объёме рассказа достаточно велика, но без нее невозможно понять, почему девочка выбрала для себя такую цель – красивую жизнь. Да просто потому что та жизнь, с бабой Валей ей не нравилась, казалась проигрышной – о чем в косвенной форме она не раз слышала и от самой бабы Вали, и ей хотелось другой – красивой и успешной. Ей хотелось – доказать.
Основная часть начинается с того момента, когда она вроде как уже – доказала и добилась почти всего, о чем мечтала: живёт в центре Москвы, в престижном доме, хорошей квартире, с мужем, что будто сошёл с картинки глянцевого журнала (экспозиция).
Основная часть идёт динамично.
Короткая завязка (Рая пьёт утром кофе и думает, что с мужем Юрой что-то не так, он стал замкнутым и раздражительным); основное действие, (героиня общается с соседкой и отправляется в магазин, где присмотрела очередную красивую штучку); кульминация (Рая узнаёт, что у мужа есть другая женщина, к которой он собирается уйти, ибо его представление о счастье иное); пост кульминационное действие с попыткой мести; развязка (Юра уходит); финал (соседка сообщает, что их выселяют). Все части соразмерны, логически вытекают друг из друга, каждая в полной мере выполнила свою функцию.
Повторюсь, что в сюжете преобладает такой приём, как уход в прошлое, воспоминания. Но именно такое построение композиции, с постоянными обращениями героини в прошлое, как мне кажется, позволила максимально раскрыть идею рассказа.
Герои.
Героев в рассказе немного, но все значимые и у каждого своя четко обозначенная роль.
Я остановлюсь лишь на самых важных.
Главная героиня Рая полностью сосредоточена на доказательстве идеи, что можно выстроить рай в отдельно взятой квартире.
Её главный антагонист – баба Валя. Этот персонаж олицетворяет всё самое ненавистное для Раи: бедность, пьянство, грубость, хамство и пр. С этим персонажем Рая борется всю свою жизнь, не только в реальной жизни, но и в снах. Именно этому персонажу Рая и – доказывает.
Муж Юра (мне, если честно, чего-то не хватило в его образе, он будто взялся ниоткуда) – второстепенный, но важный персонаж, который неожиданно для главной героини меняет окрас и из группы поддержки внезапно переходит в стан врагов – антагонистов, тем самым подрывая уверенность Раи в правильности выбранного пути, сами основы; этого, как мне кажется, она не может простить ему больше всего.
Второстепенные герои призваны оттенить либо главную героиню, либо ситуацию.
Например, соседка Галя – её роль оттенить успешность Раи, ведь когда-то Рая начинала примерно с того же.
Галина тётка – учёный мирового уровня – впавшая в маразм, одним своим существованием, как по мне, показывает, что всё не так, как кажется. Но Рая не из тех людей, кто всматривается в такие… тонкие пласты)))
Мама Раи – дорисовывает одиночество, неприкаянность и несчастливость Раи-девочки.
Авторский стиль и язык.
Манера изложения – традиционная, но грамотная и стройная. Читать было интересно и приятно.
Этот рассказ показался мне самым зрелым и завершённым среди всех представленных.
Конкурсант 07.03.2018 23:03 Заявить о нарушении
ИРИНА:
Идея произведения считывается такая: героиня, добивается исполнения своих желаний, но столкнувшись с невозможностью удержать, умирает.
При чтении возникает аналогия со «Сладкой женщиной» Ирины Велембовской и одноимённым фильмом.
Автор выбрал не слишком оптимальную форму для передачи произведения.
Для себя рассказ не считаю интересным.
В моральном отношении он имеет право на существовании, в эстетическом – на мой читательский взгляд, он слишком прямолинеен, у читателя нет шансов на неоднозначное толкование поступков героев.
Сюжет рассказа предсказуем, не захватывающ и не оригинален, но значимость поставленных проблем от этого не уменьшается: проблема существует пока существует человечество. Финал сюжета «Золотой рыбки» – хочешь больше, получаешь то, что получаешь. Мир тебя слышит – говорит героине её карта желаний, но слышишь ли ты желания мира?
Логична ли сюжетная линия? В целом да, логична, единственное, что хромает – попытка самоубийства героини в финале. Здесь у меня возникают вопросы: любила ли героиня мужа или он просто подходил ей по карте желаний? По факту у неё была одна-единственная страсть – квартира в центре столицы, всё остальное – приложения к недвижимости.
Композиционные части.
Экспозиция – детство, прошедшее под знаком винегрета. Несколько затянуто, посиделки-застолья у баб Вали можно сократить. Линия отсутствующей матери проясняется до конца только к финалу: мать оставила незаконнорождённую(???) дочь у бабушки, изредка приезжает, потом исчезает. Что интересно – баб Валя сначала вроде бы волнуется. Потом резко успокаивается, затем узнаёт от смерти. Я выстраиваю картинку: мать героини рожает от кавказца, оставляет дочь, работает в столице и однажды убивает своего мужа(родного отца девочки или нового официального или сожителя – остаётся за кадром). Расстановка перед завязкой ясна: у девочки не совсем обыкновенное детство проходит в ближнем Подмосковье в доме бабушки. Бабушка внучку не балует, но и не сильно гнобит. Экспозиция разбита на несколько частей в виде воспоминаний героини и её снов с винегретом. Получается, что визитная карточка экспозиции – винегрет. В принципе, нормально получилась разбивка: как передышка в основной части сюжета.
Завязка – поездки в столицу в поисках матери, затем просто так – посмотреть на другую красивую жизнь. Завязка довольно компактна, один абзац – героиня находит на скамейке глянцевый журнал.
Развитие сюжета: появление карты желаний. В списке квартира с соответствующим интерьером в центре Москвы и красавец из журнала «За рулём».
Карта желаний как всесильное божество, как инструкция к действиям отныне и вовеки веков(с). Как жизненный ориентир. Визуализация желаний – залог их успешного получения.
Событие, которое нельзя изъять: героиня видит своего уехавшего в другой город мужа в Москве с соперницей.
Следует объяснение супругов, перечисление жизни в новых обстоятельствах. Читатель узнаёт, как героиня оказалась в квартире своей мечты, но никакого рассказа о знакомстве с будущим мужем. Может ли это быть перекосом? Да, если принять за аксиому то, что муж был лишь для антуража красивой жизни. Если из-за него героиня в финале выпивает отраву – то это логический провал.
Предкульминационная часть: дождливая ночь с хлопающим рекламным полотнищем. Пожалуй, здесь подтверждается мысль о том, что не муж больше беспокоит героиню, а то, что его приходится отдавать. Как ценную вещь?
Кульминация: героиня подсыпает в термос мужу таблетки. Муж забывает термос, героиня решает отравиться сама – и избавиться от проблем. Что ею двигало, я до конца не разобралась. За квартиру можно было побороться, да и за мужа, если честно – тоже. Героиня сломалась, поняв, что изначальный посыл – карта памяти – оказался ловушкой? Не знаю. Замужем она семь лет, детей нет, мужа нет, квартиру приходится(возможно) делить. Не за что в жизни держаться? Пока я не верю в эту идею.
Отравление спонтанное, не выстраданное и неумелое: не факт, что можно было отравиться таким способом наверняка. Если только сильная аллергия на какой-то препарат(и героиня об этом знала!). По тексту идёт рефрен от бабы Вали: не будь такой дурной, как твоя мать. Героиня испугалась повторения жизни своей матери и не стала травить мужа и его подругу?
Умирает она скорее всего от разрыва сердца – оно не выдержало удара: выселение.
К выселению и смотровому ордеру много вопросов. Героиня собственница квартиры – кто её может выселить так внезапно? Сделка фиктивная, риелтор фальшивый? Откуда смотровой как снег на голову?
Финал получился с вопросами.
Герои.
Берём торжество идеи: если подчинить жизнь только выполнению поставленных целей, то в финале можно получить полное фиаско. С этой точки зрения, Раиса проиграла, следовательно, она антагонист.
У кого из героев противоположная точка зрения: жить надо как живётся, принимать судьбу как дар. Таких у нас двое: баб Валя и Юрий.
И в связи с бабой Валей искомый символ – винегрет. Собрание разных овощей, пестрота и много-много витаминов(как в таблице Менделеева). Баба валя не прыгает от радости, воспитывая внучку, а разве должна? Баба Валя не травмирует внучку сообщением о том, что дочь убийца – это плюс. Но всё время предостерегает – не будь такой же дурной, как твоя мать. Обыкновенная среднестатистичекая жизнь обычного человека с непритязательными радостями. Не красивая с точки зрения Раечки.
Второй протагонист – Юрий. Ему красивая жизнь тоже, в общем-то не нужна. Ему, как оказалось, нужна любовь и обыкновенная радость обыкновенной жизни.
Значит, не ставить перед собой никаких целей, жить как живётся?
Может быть, может быть. А может и не быть: может, нужна золотая середина?
Кроме главной героини к антагонистам можно отнести соседку Галю, которая тоже ставит цель – найти мужа и не отпускать любой ценой.
На мой взгляд, протагонисты и антагонисты выполняют свою функцию достаточно логично. За исключением, пожалуй, того, что в отличие от антагонистки Гали протагонист Юрий расписан более схематично, он раскрывается читателю только с точки зрения главной героини. Поэтому сам конфликт полностью не раскрыт. Драмы не хватило для финала.
Что ещё по героям: главная героиня раскрывается только в одной плоскости – целеполагания. Всё остальное если и намечено(возможные дети, к примеру), то очень пунктирно. Супруги живут в браке семь лет – что с рождением детей? Кто за и кто против, аргументы? По идее считываться должно, но тогда героиня выходит сильно клишированная, следовательно – картонная. Персонаж – функция. Не хватило объёма. От бабы Вали мы узнаём о многочисленных талантах девочки, но что стало с этими талантами –неизвестно. Я всё время думала, почему героиня во сне так ненавидит свою умершую бабу Валю (харкает в миску с винегретом)? Откуда такая ненависть, пронесённая через столько лет?
Кто получился довольно внятно – соседка Галя, очень яркая дана ей характеристика – ром-баба. И даже никаких описаний больше не требуется.
Героев в рассказе немного. Кроме обозначенных протагонистов Бабы Вали и Юрия и антагонистов Раисы и Гали, упоминаются соседки бабы Вали(для тесноты и объёма), соседка дому, не дружащая с головой Александра Дмитриевна, чьи таблетки послужили средством для попытки отравления, закадровый водитель автобуса-несостоявшийся жених Гали, служебный персонаж в виде дамы со смотровым ордером. Все они нужны для развития сюжета. И ещё один персонаж, которого я затрудняюсь определить в какую-либо группу – подружка Юрия, та самая крыска, как охарактеризовала её по внешнему виду героиня. Скорее всего, она персонаж второстепенный и важный для движения сюжета. О крыске мы узнаём только с точки зрения главной героини, а для неё она однозначно персонаж отрицательный.
Авторский стиль и язык.
Манера исполнения скорее традиционна. Повествование ведётся от третьего лица, приближённого к героине. Сбой я увидела вот здесь: «От отца девчонке достались угольно-черные вьющиеся волосы, смуглая кожа с нежным румянцем, брови в разлет и иконописный овал лица; от матери - чуть вздернутый нос и глаза - синь весеннего неба». Героиня о себе как о посторонней девчонке думать не может.
Есть слова и выражения, которые могут использоваться в прямой речи или когда повествование ведётся от первого лица: распустёха, засела дома, натрясла таблеток, напряг на работе, правдорубство, готовка обеда. Третье лицо всё-таки предполагает язык литературный.
Много неловких оборотов: «звякнула кофеварка, рапортуя о готовности напитка»; «набрала телефон мужа»; «беспородных визитеров»; «нетерпение гнало их к столу, подальше от ушей девчонки»…
Особенной красоты языка я не увидела, он прост и обычен. И скучен отчего-то.
В общем и целом заявленная идея не нова, не ново и не оригинально исполнение. Тема раскрыта не полностью, т.к. не слишком ярко выраженное действие завершается чересчур трагической точкой - смертью героини. Как говорится, ничто не предвещало такого финала. Из субъективных ощущений: не прописана драма, нет сочувствия героям – никому вообще. Тема/идея не нова, но она может обыгрываться яркой и запоминающейся подачей материала. Этого не случилось, поэтому история прочитана и забыта. И вот ещё: надо осторожнее обращаться с сильно экспрессивными выражениями, даже если они могли быть в реальности. Я имею в виду «чучмекскую кровь» и «высерку». Они мгновенно настроили меня как читателя на неприятие текста вообще. Может быть, я не права, но для таких ярких выражений должно быть очень-очень веское основание. В данном случае я его не вижу.
Поскольку подача материала тяготеет ближе к традиционной литературной форме.
Конкурсант 07.03.2018 23:04 Заявить о нарушении
С праздником!
Катерина
От Автора 08.03.2018 01:07 Заявить о нарушении
У меня было странное впечатление от него: первое прочтение я дотянула где-то до середины, показалось затянуто и скучно и сильно.
Второе прочтение - всё ровно наоборот! И язык показался очень яркий, кстати.
А когда стала разбирать - вот снова потускнело, не так, как в первый раз, но ощутимо.
Сама себе удивляюсь:)
Ирина
От Автора 09.03.2018 09:06 Заявить о нарушении
У меня у самой в голове полная чехарда))
Я так старательно выстраивала сюжетную линию,плюс написала рассказ о жизни Раисы,о жизни Гали, кое-что о баб Вале, плюс целый блок - Раиса на работе... короче, на худ. составляющую времени не осталось((
Сегодня, внимательно перечитав вчерашнее послание уважаемого профессора о раскрытии причинно-следственных связях через вставку эпизода из прошлого ВОВНУТРЬ определенной части сюжета, - начинаю понимать где сбой, что салат сделало кашей))) - в части экспозиции и - главное! - в части кульминации.
Основной момент - там, где Юрий говорит о размене квартиры я передала через ее воспоминание о вчерашнем дне и от этого он( момент) потерял необходимый накал. То есть центральная сцена затерялась среди менее значительных. Наверняка есть и другие проколы.
Вам спасибо за финал! По поводу описания вечеринки у баб Вали продолжаю думать!
Катерина
От Автора 09.03.2018 11:35 Заявить о нарушении
Рассказ понравился - вот этим рваным ритмом. И яростный плевок в обрыдивший тазик с винегретом - в первом же абзаце) Заложница своих желаний.
От судьбы не уйдёшь. Как не формулируй...
Спасибо, здесь для меня нашлось много личного. К сожалению))))
Главное, осталось желание вернуться и перечитать. Думаю, что найду новые грани.
Алька
Алина Данилова 2 06.03.2018 21:12 Заявить о нарушении
Ваша фраза о желании перечитать - бальзам на душу! И - да, над текстом еще надо попотеть))Спасибо за отклик.
С женским днем! Радости!
От Автора 08.03.2018 00:42 Заявить о нарушении
Очень хороший рассказ!
Читал с большим удовольствием.
Настроения, страхи, "память" гг - переданны замечательно.
Все плавно, не скучно и эммоцианально увязано.
Сюжет вот вроде нехитрый, житейский, а читаешь с нарастаюшим интересом.
Никакой исскуственности или выпирающих швов.
У каждого перса, своя, естественная и отличающая его от других речь.
Никакой авторской отсебятины, ушей или наигранных ужимок. Во все веришь.
Хороший, очень качественный и выпуклый тест.
Автору большое спасибо!
Бонс Билли 06.03.2018 11:06 Заявить о нарушении
Название (хотя я вроде понимаю аллюзию), возможно правильное, но ассоциируется с текстом после некоторого усилия.
Бонс Билли 06.03.2018 11:09 Заявить о нарушении
Текст, конечно, еще надо править, но все равно - спасибо!
По поводу названия. Не знаю. Мне кажется соответствует. Во всяком случае ничего другого в голову не приходит))
От Автора 08.03.2018 00:31 Заявить о нарушении
Ваш рассказ имеет право на название "карточный домик", намного больше, чем одноименный сериал (и простотой глубинных смыслов, он намного глубже того ширпотреба).
Даже жаль, что больше ничего читать не буду, и не смогу сравнить насколько он хорош на фоне ваших компаньонок.
Сам по себе, он очень хорош. Мне очень понравился.
Спасибо!
Бонс Билли 08.03.2018 02:53 Заявить о нарушении