Рецензия на «Катерина. Заложница» (Конкурсант)

Рецензии участников:

АЛИСА:

Рассказ о том, как девочка Рая из неблагополучной семьи – по сути: социальная сирота – решила построить личный рай – в меру своего понимания и под влиянием красивых картинок из однажды найденного глянцевого журнала – в отдельно взятой квартире/семье, и ей это почти удалось, но в чем-то она сильно просчиталась и в результате потерпела полный крах.

Развитие сюжета вполне предсказуемо, но читать, тем не менее, было интересно, а героиня вызывала сочувствие.

Идея рассказа, как мне кажется, прозвучала в одном известном фильме прошлых лет:
- Ты знаешь, что такое деньги?
- Хм. Счастья на них не купишь.
Разве что слово «деньги» следует в данном случае заменить на их эквивалент – «красивую» жизнь, то есть, в престижном месте, в окружении ярких и дорогих вещей и «правильных» людей.

Именно этому героиня рассказа Рая посвятила многие годы своей жизни.
Композиционные части рассказа не то чтобы соразмерны, но объём каждой из них логически обоснован. Так, например, все, что связано с воспоминаниями Раи о её детстве и жизни с бабой Валей, я бы назвала прологом к основному действию. Здесь же, в этой части обозначен конфликт произведения и главный антагонист – баба Валя. Эта часть, разбросанная по всему тексту, в общем объёме рассказа достаточно велика, но без нее невозможно понять, почему девочка выбрала для себя такую цель – красивую жизнь. Да просто потому что та жизнь, с бабой Валей ей не нравилась, казалась проигрышной – о чем в косвенной форме она не раз слышала и от самой бабы Вали, и ей хотелось другой – красивой и успешной. Ей хотелось – доказать.

Основная часть начинается с того момента, когда она вроде как уже – доказала и добилась почти всего, о чем мечтала: живёт в центре Москвы, в престижном доме, хорошей квартире, с мужем, что будто сошёл с картинки глянцевого журнала (экспозиция).

Основная часть идёт динамично.

Короткая завязка (Рая пьёт утром кофе и думает, что с мужем Юрой что-то не так, он стал замкнутым и раздражительным); основное действие, (героиня общается с соседкой и отправляется в магазин, где присмотрела очередную красивую штучку); кульминация (Рая узнаёт, что у мужа есть другая женщина, к которой он собирается уйти, ибо его представление о счастье иное); пост кульминационное действие с попыткой мести; развязка (Юра уходит); финал (соседка сообщает, что их выселяют). Все части соразмерны, логически вытекают друг из друга, каждая в полной мере выполнила свою функцию.

Повторюсь, что в сюжете преобладает такой приём, как уход в прошлое, воспоминания. Но именно такое построение композиции, с постоянными обращениями героини в прошлое, как мне кажется, позволила максимально раскрыть идею рассказа.

Герои.

Героев в рассказе немного, но все значимые и у каждого своя четко обозначенная роль.

Я остановлюсь лишь на самых важных.

Главная героиня Рая полностью сосредоточена на доказательстве идеи, что можно выстроить рай в отдельно взятой квартире.

Её главный антагонист – баба Валя. Этот персонаж олицетворяет всё самое ненавистное для Раи: бедность, пьянство, грубость, хамство и пр. С этим персонажем Рая борется всю свою жизнь, не только в реальной жизни, но и в снах. Именно этому персонажу Рая и – доказывает.

Муж Юра (мне, если честно, чего-то не хватило в его образе, он будто взялся ниоткуда) – второстепенный, но важный персонаж, который неожиданно для главной героини меняет окрас и из группы поддержки внезапно переходит в стан врагов – антагонистов, тем самым подрывая уверенность Раи в правильности выбранного пути, сами основы; этого, как мне кажется, она не может простить ему больше всего.

Второстепенные герои призваны оттенить либо главную героиню, либо ситуацию.

Например, соседка Галя – её роль оттенить успешность Раи, ведь когда-то Рая начинала примерно с того же.

Галина тётка – учёный мирового уровня – впавшая в маразм, одним своим существованием, как по мне, показывает, что всё не так, как кажется. Но Рая не из тех людей, кто всматривается в такие… тонкие пласты)))

Мама Раи – дорисовывает одиночество, неприкаянность и несчастливость Раи-девочки.
Авторский стиль и язык.

Манера изложения – традиционная, но грамотная и стройная. Читать было интересно и приятно.

Этот рассказ показался мне самым зрелым и завершённым среди всех представленных.

Конкурсант   07.03.2018 23:03     Заявить о нарушении
Рецензии участников:

ИРИНА:

Идея произведения считывается такая: героиня, добивается исполнения своих желаний, но столкнувшись с невозможностью удержать, умирает.

При чтении возникает аналогия со «Сладкой женщиной» Ирины Велембовской и одноимённым фильмом.

Автор выбрал не слишком оптимальную форму для передачи произведения.

Для себя рассказ не считаю интересным.

В моральном отношении он имеет право на существовании, в эстетическом – на мой читательский взгляд, он слишком прямолинеен, у читателя нет шансов на неоднозначное толкование поступков героев.

Сюжет рассказа предсказуем, не захватывающ и не оригинален, но значимость поставленных проблем от этого не уменьшается: проблема существует пока существует человечество. Финал сюжета «Золотой рыбки» – хочешь больше, получаешь то, что получаешь. Мир тебя слышит – говорит героине её карта желаний, но слышишь ли ты желания мира?

Логична ли сюжетная линия? В целом да, логична, единственное, что хромает – попытка самоубийства героини в финале. Здесь у меня возникают вопросы: любила ли героиня мужа или он просто подходил ей по карте желаний? По факту у неё была одна-единственная страсть – квартира в центре столицы, всё остальное – приложения к недвижимости.

Композиционные части.

Экспозиция – детство, прошедшее под знаком винегрета. Несколько затянуто, посиделки-застолья у баб Вали можно сократить. Линия отсутствующей матери проясняется до конца только к финалу: мать оставила незаконнорождённую(???) дочь у бабушки, изредка приезжает, потом исчезает. Что интересно – баб Валя сначала вроде бы волнуется. Потом резко успокаивается, затем узнаёт от смерти. Я выстраиваю картинку: мать героини рожает от кавказца, оставляет дочь, работает в столице и однажды убивает своего мужа(родного отца девочки или нового официального или сожителя – остаётся за кадром). Расстановка перед завязкой ясна: у девочки не совсем обыкновенное детство проходит в ближнем Подмосковье в доме бабушки. Бабушка внучку не балует, но и не сильно гнобит. Экспозиция разбита на несколько частей в виде воспоминаний героини и её снов с винегретом. Получается, что визитная карточка экспозиции – винегрет. В принципе, нормально получилась разбивка: как передышка в основной части сюжета.

Завязка – поездки в столицу в поисках матери, затем просто так – посмотреть на другую красивую жизнь. Завязка довольно компактна, один абзац – героиня находит на скамейке глянцевый журнал.

Развитие сюжета: появление карты желаний. В списке квартира с соответствующим интерьером в центре Москвы и красавец из журнала «За рулём».

Карта желаний как всесильное божество, как инструкция к действиям отныне и вовеки веков(с). Как жизненный ориентир. Визуализация желаний – залог их успешного получения.

Событие, которое нельзя изъять: героиня видит своего уехавшего в другой город мужа в Москве с соперницей.

Следует объяснение супругов, перечисление жизни в новых обстоятельствах. Читатель узнаёт, как героиня оказалась в квартире своей мечты, но никакого рассказа о знакомстве с будущим мужем. Может ли это быть перекосом? Да, если принять за аксиому то, что муж был лишь для антуража красивой жизни. Если из-за него героиня в финале выпивает отраву – то это логический провал.

Предкульминационная часть: дождливая ночь с хлопающим рекламным полотнищем. Пожалуй, здесь подтверждается мысль о том, что не муж больше беспокоит героиню, а то, что его приходится отдавать. Как ценную вещь?

Кульминация: героиня подсыпает в термос мужу таблетки. Муж забывает термос, героиня решает отравиться сама – и избавиться от проблем. Что ею двигало, я до конца не разобралась. За квартиру можно было побороться, да и за мужа, если честно – тоже. Героиня сломалась, поняв, что изначальный посыл – карта памяти – оказался ловушкой? Не знаю. Замужем она семь лет, детей нет, мужа нет, квартиру приходится(возможно) делить. Не за что в жизни держаться? Пока я не верю в эту идею.

Отравление спонтанное, не выстраданное и неумелое: не факт, что можно было отравиться таким способом наверняка. Если только сильная аллергия на какой-то препарат(и героиня об этом знала!). По тексту идёт рефрен от бабы Вали: не будь такой дурной, как твоя мать. Героиня испугалась повторения жизни своей матери и не стала травить мужа и его подругу?

Умирает она скорее всего от разрыва сердца – оно не выдержало удара: выселение.

К выселению и смотровому ордеру много вопросов. Героиня собственница квартиры – кто её может выселить так внезапно? Сделка фиктивная, риелтор фальшивый? Откуда смотровой как снег на голову?

Финал получился с вопросами.

Герои.

Берём торжество идеи: если подчинить жизнь только выполнению поставленных целей, то в финале можно получить полное фиаско. С этой точки зрения, Раиса проиграла, следовательно, она антагонист.

У кого из героев противоположная точка зрения: жить надо как живётся, принимать судьбу как дар. Таких у нас двое: баб Валя и Юрий.

И в связи с бабой Валей искомый символ – винегрет. Собрание разных овощей, пестрота и много-много витаминов(как в таблице Менделеева). Баба валя не прыгает от радости, воспитывая внучку, а разве должна? Баба Валя не травмирует внучку сообщением о том, что дочь убийца – это плюс. Но всё время предостерегает – не будь такой же дурной, как твоя мать. Обыкновенная среднестатистичекая жизнь обычного человека с непритязательными радостями. Не красивая с точки зрения Раечки.

Второй протагонист – Юрий. Ему красивая жизнь тоже, в общем-то не нужна. Ему, как оказалось, нужна любовь и обыкновенная радость обыкновенной жизни.

Значит, не ставить перед собой никаких целей, жить как живётся?

Может быть, может быть. А может и не быть: может, нужна золотая середина?

Кроме главной героини к антагонистам можно отнести соседку Галю, которая тоже ставит цель – найти мужа и не отпускать любой ценой.

На мой взгляд, протагонисты и антагонисты выполняют свою функцию достаточно логично. За исключением, пожалуй, того, что в отличие от антагонистки Гали протагонист Юрий расписан более схематично, он раскрывается читателю только с точки зрения главной героини. Поэтому сам конфликт полностью не раскрыт. Драмы не хватило для финала.

Что ещё по героям: главная героиня раскрывается только в одной плоскости – целеполагания. Всё остальное если и намечено(возможные дети, к примеру), то очень пунктирно. Супруги живут в браке семь лет – что с рождением детей? Кто за и кто против, аргументы? По идее считываться должно, но тогда героиня выходит сильно клишированная, следовательно – картонная. Персонаж – функция. Не хватило объёма. От бабы Вали мы узнаём о многочисленных талантах девочки, но что стало с этими талантами –неизвестно. Я всё время думала, почему героиня во сне так ненавидит свою умершую бабу Валю (харкает в миску с винегретом)? Откуда такая ненависть, пронесённая через столько лет?

Кто получился довольно внятно – соседка Галя, очень яркая дана ей характеристика – ром-баба. И даже никаких описаний больше не требуется.
Героев в рассказе немного. Кроме обозначенных протагонистов Бабы Вали и Юрия и антагонистов Раисы и Гали, упоминаются соседки бабы Вали(для тесноты и объёма), соседка дому, не дружащая с головой Александра Дмитриевна, чьи таблетки послужили средством для попытки отравления, закадровый водитель автобуса-несостоявшийся жених Гали, служебный персонаж в виде дамы со смотровым ордером. Все они нужны для развития сюжета. И ещё один персонаж, которого я затрудняюсь определить в какую-либо группу – подружка Юрия, та самая крыска, как охарактеризовала её по внешнему виду героиня. Скорее всего, она персонаж второстепенный и важный для движения сюжета. О крыске мы узнаём только с точки зрения главной героини, а для неё она однозначно персонаж отрицательный.

Авторский стиль и язык.

Манера исполнения скорее традиционна. Повествование ведётся от третьего лица, приближённого к героине. Сбой я увидела вот здесь: «От отца девчонке достались угольно-черные вьющиеся волосы, смуглая кожа с нежным румянцем, брови в разлет и иконописный овал лица; от матери - чуть вздернутый нос и глаза - синь весеннего неба». Героиня о себе как о посторонней девчонке думать не может.

Есть слова и выражения, которые могут использоваться в прямой речи или когда повествование ведётся от первого лица: распустёха, засела дома, натрясла таблеток, напряг на работе, правдорубство, готовка обеда. Третье лицо всё-таки предполагает язык литературный.

Много неловких оборотов: «звякнула кофеварка, рапортуя о готовности напитка»; «набрала телефон мужа»; «беспородных визитеров»; «нетерпение гнало их к столу, подальше от ушей девчонки»…

Особенной красоты языка я не увидела, он прост и обычен. И скучен отчего-то.
В общем и целом заявленная идея не нова, не ново и не оригинально исполнение. Тема раскрыта не полностью, т.к. не слишком ярко выраженное действие завершается чересчур трагической точкой - смертью героини. Как говорится, ничто не предвещало такого финала. Из субъективных ощущений: не прописана драма, нет сочувствия героям – никому вообще. Тема/идея не нова, но она может обыгрываться яркой и запоминающейся подачей материала. Этого не случилось, поэтому история прочитана и забыта. И вот ещё: надо осторожнее обращаться с сильно экспрессивными выражениями, даже если они могли быть в реальности. Я имею в виду «чучмекскую кровь» и «высерку». Они мгновенно настроили меня как читателя на неприятие текста вообще. Может быть, я не права, но для таких ярких выражений должно быть очень-очень веское основание. В данном случае я его не вижу.
Поскольку подача материала тяготеет ближе к традиционной литературной форме.

Конкурсант   07.03.2018 23:04   Заявить о нарушении
Алиса и Ирина! Сразу хочу сказать, что ваши рецензии мне очень помогли. Хоть довести рассказ до ума не пока получилось (медлительная я), но кое-что для себя приняла и уже изменила. Еще раз - спасибо!
С праздником!
Катерина

От Автора   08.03.2018 01:07   Заявить о нарушении
Каиерина, боюсь, я была слишком категорична при разборе вашего текста:)
У меня было странное впечатление от него: первое прочтение я дотянула где-то до середины, показалось затянуто и скучно и сильно.
Второе прочтение - всё ровно наоборот! И язык показался очень яркий, кстати.
А когда стала разбирать - вот снова потускнело, не так, как в первый раз, но ощутимо.
Сама себе удивляюсь:)
Ирина

От Автора   09.03.2018 09:06   Заявить о нарушении
Ирине.
У меня у самой в голове полная чехарда))
Я так старательно выстраивала сюжетную линию,плюс написала рассказ о жизни Раисы,о жизни Гали, кое-что о баб Вале, плюс целый блок - Раиса на работе... короче, на худ. составляющую времени не осталось((
Сегодня, внимательно перечитав вчерашнее послание уважаемого профессора о раскрытии причинно-следственных связях через вставку эпизода из прошлого ВОВНУТРЬ определенной части сюжета, - начинаю понимать где сбой, что салат сделало кашей))) - в части экспозиции и - главное! - в части кульминации.
Основной момент - там, где Юрий говорит о размене квартиры я передала через ее воспоминание о вчерашнем дне и от этого он( момент) потерял необходимый накал. То есть центральная сцена затерялась среди менее значительных. Наверняка есть и другие проколы.
Вам спасибо за финал! По поводу описания вечеринки у баб Вали продолжаю думать!
Катерина

От Автора   09.03.2018 11:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурсант
Перейти к списку рецензий, написанных автором Конкурсант
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.03.2018