Памяти Олега Табакова

ПРЕДИСЛОВИЕ:

В связи с кончиной народного  артиста СССР Олега Табакова на 83 году жизни повторно размещаю здесь свой исторический очерк об этом замечательном актере, артисте и человеке, поклонником таланта которого являюсь с 60-70-х годов. Он был опубликован в газете ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК №15 (231), 1–15 августа 2015 г., С. 14.  Этот же самый материал  с моими  (авторскими) коллажами  и в более развернутом виде был размещен мной в 2015 г  здесь на сайте -  http://www.proza.ru/2015/08/27/801 (желающие могут его прочесть). А сегодня  я публикую его заново в том же виде, но без коллажей (их можно посмотреть по ссылке на прежнюю публикацию в ПРОЗА.РУ) в ПАМЯТЬ об этом замечательном соотечественнике. Делаю это одновременно с новой публикацией здесь графического  портрета Олега Табакова  (бумага, сангина черная, 45х30 см) работы московского  художника – портретиста Аиды Лисенковой-Ханемайер (http://www.proza.ru/2017/08/10/129), с ее разрешения.


Имя этого выдающегося Народного артиста, актера театра и кино, талантливого педагога, режиссера,  продюсера, руководителя  «Табакерки» и МХТ имени Чехова известно многим поколениям россиян. Лично у меня его имя чаще всего ассоциируется с его особым киногероем - немецким контрразведчиком Вальтером Шелленбергом (киносериал «17 мгновений весны» - 1973 г.) а также с озвученным голосом Табакова котом Матроскиным из мультсериала «Простоквашино». За исполнение роли Шелленберга Табакова даже немного пожурили критики,  дескать, не стоило  изображать «этого наци» с таким «человеческим лицом». Но, как мог сыграть эту роль Олег Табаков, если сама природа одарила его, помимо чисто  внешнего сходства с асом немецкой контрразведки, еще и таким неповторимым обаянием?

Уверен, что у многих наших зрителей этот блестящий актер ассоциируется и с другими незабываемыми  персонажами, такими как гусар Николай Ростов («Война и мир» - 1965), король Франции Людовик XIII («Д'Артаньян и три мушкетёра» - 1978), Московский генерал-губернатор, князь Владимир Долгоруцкий («Статский советник» - 2005), солидный мер Нью-Йорка («Леди на день» - 2002), обаятельный президент РФ («Президент и его внучка» - 1987), практикант угрозыска Саша Егоров («Испытательный срок» - 1960),  министр торговли Италии Маурицио Костеллани («Московские каникулы» - 1995), репрессированный генерал НКВД Н. Власик («Ближний круг» – 1991), князь Голицын («Царская охота» - 1990), интеллигентный генерал КГБ («Любовь  с привилегиями» - 1990), лукавый владелец салуна Гарри Мак-Кью («Человек с бульвара капуцинов» - 1987), притворно-добродушный Кощей Бессмертный («После дождичка в четверг» - 1987),  обаятельный Али-Баба («Али-Баба и сорок разбойников» - 1983), рабовладелец Ксанф («Эзоп» - 1981), дворянин Илья Обломов («Несколько дней из жизни Обломова» - 1979), остроумный Василий Теркин («Василий Теркин» - 1979), талантливый писатель Марк Твен («Марк Твен против» - 1976) и многие, многие другие. Причем, Табаков с одинаковым успехом десятилетиями играл бесчисленные роли и в кино, и в театре, хотя его актерско-режиссерская судьба не всегда была к нему благосклонна.

Родной город Олега Табакова – Саратов. Здесь, на Волге, родился он 17 августа 1935 г. в семье врачей, здесь  же учился в мужской гимназии № 18. И, кто знает, кем бы стал в этой жизни Олег Табаков, если бы не Саратовский Дворец пионеров?  В актерской профессии его «крестной матерью» являлась руководитель детского театрального кружка «Молодая гвардия», педагог актерского мастерства Н. Сухостав. Кстати говоря, 160 российских актеров, в числе которых значится и Табаков, прошли именно через этот кружок.

Из  и-нета:
«В 1985 г. ушла на заслуженный отдых Сухостав Наталия Иосифовна. В прошлом актриса саратовского ТЮЗа и Рабочего драматического театра им. Карла Маркса, Наталия Иосифовна была бессменным руководителем  ТЮДТ «Молодая гвардия» с 1943 года. За сорок с лишним лет работы во Дворце Наталия Иосифовна поставила 174 спектакля, музыкально – драматических композиций, эстрадных представлений. Состоялось более 2000 выступлений перед юными зрителями и общественностью города, 40 радиопередач, 96 телевизионных постановок, 216 пионерских приветствий. За годы её работы в коллективе воспитывались более 150 артистов театра и кино, эстрады и цирка, режиссёров, сценаристов и кинооператоров.»

В 1953 г. Олег Табаков поступил в Школу Студию МХАТ, где стал одним из самых перспективных учащихся на курсе В. Топоркова. В кино он дебютировал еще студентом 3-го курса, сыграв главную роль в фильме (1956) «Саша вступает в жизнь».  В том же 1956 г. году Олег Ефремов создает  при  Школе-студии МХАТ новую студию молодых актеров.  В этом коллективе, преобразованном  позднее  в театр «Современник», Олег Табаков вплоть до 1983 г. становится ведущим артистом. А в 1970 г., когда О. Ефремов стал художественным руководителем МХАТа, Табаков уже официально был назначен директором театра «Современник». В этой должности он проработал 6 лет, после чего выступал в разовых ролях до 1983 г.

Однако, несмотря на эту нагрузку, Олег Табаков в 1973 г. решает самостоятельно подготавливать молодежь, мечтающую об актерской профессии.  После конкурсного набора у него  в студии при Бауманском Дворце пионеров, где собираются коллеги-единомышленники Табакова, начинают обучаться 49 человек. 26 воспитанников Олега Табакова уже в 1976 г. стали  студентами  ГИТИСа. В 1977 г. Табакову удается, буквально «на энтузиазме», создать на улице Чаплыгина знаменитый подвал-студию, которую впоследствии  окрестили, как «Табакерку». С 1978 г. там регулярно ставились спектакли. А, начиная с 1979 г. о  «Табакерке» заговорили СМИ, хотя официально эта студия как бы и «не существовала».

Из и-нета:
«Эта группа единомышленников зародилась во Дворце пионеров им. Н. Крупской, или Бауманском дворце пионеров, в переулке Стопани на Чистых прудах. К осени 1974 года Табаков, отсмотрев три с половиной тысячи четырнадцати- и пятнадцатилетних детей, пришедших с намерением поступать в детскую театральную студию, отобрал сорок девять. Занимались подростки по системе, близкой скорее театральным вузам, нежели драмкружку: актерское мастерство, сценическое движение, речь, этюды, наблюдения, семестры и отчисления. Педагоги А. Дрознин-старший, А. Леонтьев, В. Поглазов, К. Райкин, С. Сазонтьев, В. Федорченко, В. Фокин, работавшие со старшеклассниками, давали мощную энергетическую подпитку воспитанникам еще и в виде встреч с известными современниками: писателями, историками театра, актерами. Гостями студии были П. Марков, В. Шверубович, В. Катаев, В. Высоцкий и др.»

Однако власти предержащие постарались сделать все для того, чтобы о новой студии забыли. В течение нескольких лет это детище Олега Табакова находилось под прессингом самого В. Гришина - первого секретаря МГК КПСС. И все же воспитанники Табакова, минуя запреты, собирались в «Табакерке» по ночам, чтобы продолжать готовить спектакли. Несмотря на все трудности, Олег Табаков уже в ГИТИСе создает в 1982 г. новый актерский курс, который становится основой его труппы.
 
А в 1983 г. он окончательно покидает «Современник» и, по приглашению О. Ефремова, переходит вместе с другими ведущими актерами театра на работу в МХАТ. Там его первой ролью стал, и по сей день является  - Сальери (пьеса «Амадей» Питера Шеффа).

Но времена менялись, и в 1986 г. минкультуры, наконец-то, издает указ, согласно которому Театр-студия Олега Табакова («Табакерка») признается официально. Первым спектаклем нового театра на улице Чаплыгина в марте 1987 г. становится «Кресло» (по мотивам повести  «ЧП районного масштаба» Ю. Полякова). Не бросает Табаков и свою преподавательскую работу, являясь с 1985 по 2001 гг.  ректором Школы-студии МХАТа.

Меняются времена и для МХАТа, где давно  назревал раскол. В 1987 г. О. Ефремов набирает труппу единомышленников и, внутри старого МХАТа, организует новый МХТ имени Чехова, остающийся в Камергерском переулке, в то время как приверженцы Т. Дорониной переезжают на Тверской бульвар, создавая там новый МХАТ имени Горького.  Вместе с Ефремовым в Камергерском переулке остается работать и Олег Табаков.  В 2001 г., после смерти Ефремова, он становится  художественным руководителем МХТ имени Чехова. При всем этом он не снижает своей активности и как актер, играя многочисленные роли в кино, театре и на радио.

После невероятно успешного выступления в Праге (театр «Чиногерны клуб», 1968 г. - более 30 аншлагов) в своей любимой роли Хлестакова в постановке «Ревизор» Олег Табаков начинает с большим энтузиазмом работать в качестве преподавателя и режиссера-постановщика и за рубежом. Он подолгу бывает  в Германии,  Финляндии, Венгрии, Дании, Австрии, Англии и США, ставя там десятки востребованных зрителем спектаклей из российской и зарубежной классики.

В последние годы Олег Табаков, несмотря на возраст, по-прежнему был полон творческих сил и руководил «Табакеркой» (Московский театр-студия под руководством Олега Табакова), оставаясь художественным руководителем-директором МХТ имени А. П. Чехова. Он также являлся Членом Совета по культуре  при президенте РФ, будучи, при всей своей занятости, великолепным актером, режиссером, продюсером и артистом.

За свою успешную профессиональную и общественную деятельность Олег Табаков удостоен великого множества орденов, медалей, наград, премий и регалий. Наиболее значительные из них:  Заслуженный артист РСФСР (1969), Народный артист РСФСР (1977), Народный артист СССР (1988); государственные премии СССР (1967) и РФ (1997); Ордена - За заслуги пред отечеством I, II, III и IV степени (полный кавалер), Дружбы народов (1993), Почетного Легиона (Франция 1913); Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2003); Почётная грамота Московской городской думы (2008); общественные премии - Золотой овен (1995),  Золотая маска (1996), Слава России (2006),  Россиянин года (2006), «Лучший руководитель России» (2007), Кумир (2011), «Звездный мост (2011); Международная премия - «Персона года» (2011); общественные награды -  Орден святого Александра Невского «За труды и Отечество», Почетный член Российской академии художеств, Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», Почётный гражданин Саратова.


Некоторые мои произведения на сайте:

К 80-летию Олега Табакова - публицистика - http://proza.ru/2015/08/27/801

Супергерои донкихота в юбке! Вступление - публицистика http://www.proza.ru/2017/08/10/129

Портрет Пушкина и Натали - история и политика (9)http://www.proza.ru/2014/06/09/1691

Удивительный гений Шекспира - публицистика (7)http://www.proza.ru/2014/07/04/1554

Невидимость (2) - фэнтези  http://www.proza.ru/2014/02/01/1911

Колесо Фортуны - фэнтези  http://www.proza.ru/2014/01/26/2429

Ящик Пандоры - фэнтези (5) http://www.proza.ru/2014/01/25/237

Бессмертие - фэнтези (7) http://www.proza.ru/2014/01/29/1634

Полная неуязвимость - фантастика (6) http://www.proza.ru/2014/02/06/1357

Мегахрямсек - фантастика (7) http://www.proza.ru/2014/03/17/1975

Магия - Сила - фэнтези (6) http://www.proza.ru/2014/03/27/149

Спасти Юлия Цезаря - фантастика (7) http://www.proza.ru/2014/04/02/151

Желалка - фэнтези (10) http://www.proza.ru/2014/04/09/962

Зазеркалье и Ясав Вокибуд - фэнтези (10) http://www.proza.ru/2014/04/23/103

Настоящая машина времени - фантастика (4)  http://www.proza.ru/2014/05/13/129

Семеро смелых - фэнтези (13) http://www.proza.ru/2014/06/01/103


Рецензии
.. актёрская участь нам жизнь показать
во всей неприкрытой стати, задуматься
дать " а, зачем?" о смысле дерзаний..

Светлая память Олегу Павловичу!

с уважением Лара Ан

Лара Ан   23.08.2020 11:44     Заявить о нарушении