Генезис Российской Цивилизации

Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого.
                Чаадаев

При существующем государственно-территориальном устройстве России ее единство может поддерживаться исключительно за счет сверхъестественной централизации власти, любое ослабление которой ведет к усилению центробежных тенденций, и в конечном счете - к угрозе распада. Эта гиперцентрализация имеет своим неизбежным следствием чрезмерное развитие бюрократии, сосредотачивающей в своих руках невероятную «распределительную власть», откуда растут корни коррупции и произвола.
                Владимир Пастухов

Если Россия не откажется от  вотчинной модели государства, в котором правители владеют страной, а не просто управляют ею, то ее ждет незавидная участь: пройдет совсем немного времени, и Россия сойдет с исторической арены как сильное и значимое государство.
                Ричард Пайпс


КЛЮЧЕВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ или РУСЬ: прото-государство восточных славян, включающее русские княжества в области среднего Днепра и на северо-восток и юго-запад от нее;
ЗОЛОТАЯ ОРДА или ОРДА: монголо-татарский улус Джучи;
РУССКАЯ КОЛОНИЯ ОРДЫ: русский улус Золотой Орды;
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ (ВКЛ): государство со столицей Вильно (Вильнюс), в состав которого входили Литва и отвоеванные у Орды юго-западные русские княжества;
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО МОСКОВСКОЕ или МОСКОВИЯ: государство со стольным городом Москва, в состав которого входили северо-восточные русские княжества, первоначально зависимое от Орды и впоследствии добившееся независимости;
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ или МЕНТАЛЬНОСТЬ: в основе развития любой цивилизации лежит некий инвариант, или идентичность, описываемая совокупностью стержневых системообразующих элементов, структурирующих целое и задающих ее самотождественность. Эта идентичность формируется эволюционно и во взаимовлиянии с другими цивилизациями, обеспечивая социальное и культурное наследование фундаментальных основ ее жизни и развития. Изменение идентичности возможно только в результате цивилизационной катастрофы, происшедшей вследствие полного или частичного завоевания (поглощения) одной цивилизации другой, распада из-за столкновения непреодолимых фундаментальных внутренних противоречий или в итоге длительной, в течение 1-3 поколений, и целенаправленной ее трансформации;
РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: геополитическая наднациональная общность людей русской культуры, в основе которой лежит сформировавшаяся в течение длительного исторического развития особая российская идентичность.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Колыбель Российской цивилизации - Великое княжество Московское образовалось вследствие геополитического синтеза двух, на первый взгляд несовместимых, а в действительности имеющих общее начало, культурно-политических систем: ордынской и византийской. В обеих системах на вершине властной вертикали находится непогрешимый сакральный авторитет – вождь или патриарх, а на нижних этажах - подчиненный ему народ – царские и “божьи” рабы,  являющиеся  строительным материалом и функциональными клетками государства и церкви. Этот уникальный синтез, обусловивший многоуровневый вотчинный характер и идентичность Российской цивилизации, осуществился на протяжении следующих, длившихся около 243 лет, трех исторических этапов:
• завоевание и колонизация Русской земли Золотой Ордой в 1237 – 1246 годах
• цивилизационный разлом Руси (отмеченный на карте черной линией) в результате отвоевания Литвой ее юго-западных земель в 1237 – 1362 годах и образования к юго-западу от линии цивилизационного разлома Западной Руси в составе Великого княжества Литовского
• формирование к северо-востоку от линии цивилизационного разлома  Восточной Руси, или Великого княжества Московского – колониального анклава в составе  Золотой Орды; его усиление и постепенное, в течение столетия в 1380 -1480 годах, освобождение от колониальной зависимости от осколков распадающейся исламизированной Орды

Добившееся независимости Великое княжество Московское переняло ордынские принципы управления и организации жизни общества. Русская православная церковь, пользовавшаяся неограниченным влиянием на русских людей и принявшая деятельное и значительное участие в реализации всех перечисленных выше этапов рождения Российской цивилизации, благословила эти принципы. Таким образом, осуществился симбиоз Восточной Руси и Византии, символом и завершающим аккордом которого стала женитьба великого князя московского Ивана III на византийской принцессе, дочери последнего Византийского императора, Софье Палеолог в 1472 году. Несколько позднее старец Филофей так сформулирует суть случившегося: "ныне вся христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя". И произошло это в осуществление древних пророчеств: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".


1. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ ДО ЕЕ ЗАВОЕВАНИЯ ОРДОЙ

Русская земля, или Русь, до ее завоевания Золотой Ордой в XIII веке представляла собой прото-государство восточных славян, основной ячейкой которого, лежащей в основе всех частных и общественных отношений внутри поселения – общины, являлась семья: один дом или двор с домоначальником во главе и подчиненными его полной власти чадами и домочадцами. Семья выплачивала подать своему князю обычно в размере десятины ее дохода. В княжескую дружину или в ополчение призывались взрослые члены семей от определенного количества дворов.
Основной организующей общественной единицей на Руси было смешанное соседско-родовое поселение - община, в которой доминировали коллективные - общинные формы землепользования. Все главные решения в общине принимались коллективно, на вечевом собрании общины.
Русское княжество представляло собой поселения и города со стольным градом во главе, в котором располагался князь с военизированной дружиной и ближайшими соратниками - боярами. Управление княжеством основывалось на структуре, включающей  народное представительство – общее городское вече, бояр и самого князя, который являлся одновременно собственником земли княжества, верховным администратором, военачальником и судьей.
Русская земля состояла из 15 крупных самостоятельных русских княжеств, расположенных восточнее Литвы, Ливонии, Польши и Венгрии, севернее половецких степей в причерноземье и южнее северного Студеного моря. На востоке она граничила со степями и лесостепями, населенными кочевыми мордовскими, болгарскими, черемисскими, удмуртскими и пермяцкими племенами.
Объединяющими эти княжества факторами, позволяющими говорить о наличии в Русской земле признаков прото-государства, являлись:
• единый славянский язык
• единая православная вера и православная митрополия
• номинальный свод законов Ярослава Мудрого
• единая денежная единица: ногата
• принадлежность всех князей одному роду Рюриковичей
• соглашение князей о совместном отпоре внешней агрессии

При этом централизованное управление княжествами отсутствовало. Кроме того, на Руси царили забвение христианских ценностей, страх и нелюбовь к ближнему, эгоизм и корыстолюбие. “Были друг другу волки, а не братья”, как указывается в летописях того времени. Вопреки мольбам иерархов русской православной церкви и ее митрополита, княжества, возглавляемые ближайшими родственниками Рюриковичами – дядьями и племянниками, вели опустошительные междоусобные войны, оставившие в народе на века непреходящую тяжелую “родовую” травму и страх перед возможностью их возобновления. В этой нескончаемой междоусобице князья часто привлекали на свою сторону не только других князей, но и варягов, половцев и других “поганых” из-за пределов русской земли. Все это делало неизбежным победоносное вторжение в Русь хорошо организованных и дисциплинированных войск Золотой Орды и быстрое ее завоевание [1].
 

2. ЗАВОЕВАНИЕ И КОЛОНИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Занятые междоусобной войной, князья утратили стратегическое видение внешних угроз и не только не сумели провести своевременную мобилизацию, которая могла бы рекрутировать до 430 тысяч воинов против 300 тысяч ордынцев, но и “проспали” внезапное нападение на Рязань и последующее завоевание одного княжества за другим в 1237 – 1240 годах хорошо вооруженным, дисциплинированным и опирающимся на жесткую вертикаль власти воинством хана Батыя. [2]

Успеху завоевания в значительной степени способствовала  традиционная позиция Русской православной церкви. В результате ордынской агрессии психологический и экономический удар по русскому населению был очень силен. Но от представителей церкви православные люди услышали фразы типа: “Господь послал на Русь татар за грехи ваши”, то есть ордынское завоевание - это "карающий меч божий", от которого нет и не может быть спасения. От паствы требовалась не борьба за национальное освобождение или крестовый поход против поработивших Русь язычников, а послушание и молитвы, на которых церковники возносили хвалу “поганому царю ордынскому” и проклинали “латинское богомерзкое служение”. Раболепное поведение православной церкви не прошло не замеченным мимо новых хозяев Русской земли. После 1270 года она стала единственным привилегированным социальным  институтом. Церковь получала “тархан” – грамоту, освобождавшую ее от переписи, уплаты дани и призыва в армию. Таким образом, церковь получила возможность развивать свое хозяйство в наиболее выгодных условиях, чем она весьма успешно воспользовалась. [3]

Налицо явное несоответствие поведения православной церкви и католических священнослужителей в период национального бедствия. В VIII веке в Испании, когда арабы завоевали большую часть страны, католические монахи выступили инициаторами Реконкисты – отвоевания обратно земель и могут считаться одними из основателей испанского государства. В Ирландии именно католическая церковь была единственным оплотом национального самосознания в годы английской оккупации. А на Руси православная церковь внесла свою лепту в создание социальной модели великого, терпеливого и покорного русского этноса, следующего толстовскому “непротивлению злу насилием”.

Вместе с тем Новгородская и Псковская земли со смешанной православной и католической конфессиями сумели дать отпор и не допустить на свою территорию ордынское войско, ограничившись выплатой хану ежегодной дани. Попытки завоевания Ордой западных стран: Литвы, Польши и Венгрии, а также Галицко-Волынского княжества, в которых значительным влиянием пользовалась католическая церковь, вообще оказались безрезультатными. Эти неудачи Батыя связаны с тем, что католическая церковь рассматривала ордынцев не как "меч божий", а как "слуг дьявола", и, в отличие от православной церкви, сумела, в том числе и при поддержке   папы Иннокентия IV, мобилизовать народ на сопротивление агрессии Орды. И тем самым сыграть роль религиозного буфера на пути ее западной экспансии. [4]

Завоевание Руси завершилось покорением Киевского княжества в 1240 году. В 1243 году хан Батый выдал ярлык на престол Великого князя Руси отцу Александра Невского Ярославу, начав тем самым колонизацию русской земли Ордынским государством со столицей Каракорум. Эта колонизация завершилась в 1246 году, когда в Каракоруме Александр Невский получил ярлык на Великокняжеский престол в Киеве, а его брат Андрей – ярлык на Владимиро-Суздальское княжение.

Таким образом, Русь стала жестоко эксплуатируемой Ордой колонией, получившей не соответствующее ее реальному статусу “федеративное” наименование: “Русский улус Золотой Орды”.  Интерес Орды  ограничивался исключительно "выкачиванием" из колонии дани, призывом в ордынскую армию, вывозом понравившихся ордынцам красивых женщин, а также специалистов, технологий и ценностей. За основу государственного устройства колонии была принята ордынская государственность. Ее отличительной особенностью было внешнее управление ордынского хана, который сосредотачивал в своих руках не только власть, но и собственность на все сущее: небо, землю и людей. Власть стала тождественной собственности, некоторые куски которой хан мог передавать в поместное или вотчинное владение ее агентам из русских князей или ордынских начальников на всех уровнях властной вертикали.

Итак, ордынское управление русской колонией сводилось к следующему:
• первоначально князья должны были получать в Каракоруме ярлык на княжение, позднее они назначались уже получившим ярлык на великокняжеский престол Великим князем
• от князей требовалась политическая лояльность и, при необходимости, предоставление своих дружин для подавления "смут" и междоусобиц
• в крупных городах размещались ордынские воинские гарнизоны
• дань – “ясак” сначала собиралась “баскаками” и переписчиками населения от татар, а позднее самими князьями, в размере 1/10 дохода на душу населения
• часть мужского населения призывалась в ордынскую армию на основе данных переписи населения
• позднее хан предоставлял ярлык – “пайндзу” на Великокняжеский престол, который позволял Великому князю самостоятельно назначать князей, получивших название "удельных", собирать дань и рекрутировать мужчин призывного возраста в ордынскую армию
• хан назначал к Великому князю внешнего управляющего – “даругачего”, который следил за тем, как он ведет управление подвластной ему территорией и ставил свою печать под официальными документами (подобно тому, как назначаемый ЦК КПСС 2-ой секретарь при 1-ом “национальном” секретаре союзной республики контролировал его деятельность и состояние дел)
• Русская православная церковь сохранила метрополию и оставалась единственным общерусским социально-политическим привилегированным институтом. Орда рассматривала православие как ключевой инструмент отрыва Руси от Запада, и в первую очередь от Литвы, в которой значительную роль играла люто ненавидимая православными верующими католическая церковь. Для  того чтобы исключить ее влияние на русскую колонию, Орда требовала от Русской православной церкви безусловного неприятия западной церкви. Впрочем, этого можно было от нее и не требовать, она и так это всегда ревностно исполняла. [3, 8]

Таким образом, Великий хан Батый из "первичного супа" непрерывно воюющих друг с другом княжеств – Русской земли всего за 9 лет после ее завоевания построил русско-ордынское колониальное государство, в котором скрепляющим фактором являлась Русская православная церковь.


3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ РАЗЛОМ РУСИ

3.1. Великое княжество Литовское

Одновременно с завоеванием Руси Ордой началось быстрое укрепление Литвы и последовательное, на протяжении примерно 125 лет, отвоевание великими князьями Миндовгом и Гедиминовичами у Орды юго-западных русских земель: Полоцкого, Волынского, Турово-Пинского, Киевского, Смоленского, Черниговского, Переяславского и  Новгород-Северского княжеств, завершившегося великой победой между 24 сентября и 25 декабря 1362 года литовско-русских войск под водительством Ольгерда Гедиминовича над  татарскими войсками при Синих Водах (ныне река Синюха вблизи ее впадения в Южный Буг в окрестностях города Первомайск Николаевской области Украины). [13]
В известной летописи Красиньского об этом событии имеется следующая краткая запись: “князь великыи Олькгирд пошол в поле з литовским воиском и побил татаров на Синеи Воде, убил трех братов, татарьских князеи, Хачебея, Сакутлубуга a Дмитрея”.

В итоге этого освободительного отвоевания сформировалось конфедеративное Великое Княжество Литовское - Magnus Ducatus Lithuaniae - ВКЛ со столицей в Вильно (Вильнюс), противостоящее на западе – походам крестоносцев, а на востоке – русско-татарским вторжениям. Внутренний порядок в присоединенных землях возвращался ко времени до их завоевания Ордой, но русские князья должны были признать себя вассалами Великого князя литовского, называемого также “королем литовцев и многих русских”, платить ему дань и поставлять войска в необходимых случаях. Князья, сохранявшие верность ордынскому хану, отстранялись от власти и заменялись ставленниками Литвы. Какие-либо притеснения по национальному или религиозному признаку были исключены. Язык в ВКЛ сохранялся славянским. Православная и католическая конфессии получили равные права, что положило конец религиозной розни на этой земле. [5]

В 1392 – 1430 годах Витовт Великий Гедиминович расширил территорию своего государства, изгнав из причерноморья  половцев и присоединив их земли к Литве, и укрепил государственность, введя управление  землями ВКЛ через своих наместников вместо удельных князей. Держава Витовта простиралась от Балтийского и до Черного моря. Чтобы обеспечить себе надежный тыл в борьбе против крестоносцев и закрепить северо-восточную границу с Великим княжеством Московским, Витовт в 1391 году выдал замуж свою дочь Софью за московского князя Василия I и заключил с ним “вечный мир”. Граница между великими княжествами прошла в верховьях реки Ока по рекам Угра, Росса и Брынь. [6]

Итак, Литва, отвоевав у Орды юго-западную часть Руси, осуществила ее цивилизационный геополитический  разлом на Западную (литовскую) и Восточную (ордынскую) Русь.
 

3.2. Великое княжество Московское

Северо-восточные княжества: Владимиро-Суздальское, Московское, Тверское и Рязанское княжества остались под Ордой. Позднее - под началом Великого московского князя, фактически занявшего место ордынского хана. Значительную роль в этом сыграли как поощряемая Ордой особая преданность людей именно этих княжеств православию, так и категорическое неприятие ими религиозной толерантности, поощряемой Литвой. Москва при помощи Орды сумела покорить остальные северо-восточные княжества и образовать единое Великое княжество Московское. Политическое развитие этого княжества проходило в обстановке колониального подчинения Орде, выплате ей дани и полного заимствования ее ценностных ориентаций в политической и социальных областях. По мере укрепления княжества усиливалась его борьба с Ордой, исламизированной Великим ханом Узбеком. При этом имела место вражда и постоянное  военное, политическое и идеологическое противостояние с тяготеющим к католицизму ВКЛ. Отметим, что в ВКЛ из московского княжества бежали инакомыслящие, не согласные с ордынской политикой и практикой. В обратную сторону никто никогда не бежал. [7]

После Куликовской битвы против армии темника Мамая в 1380 году, в которой на стороне  Москвы под предводительством Дмитрия Донского сражались наемные воины из ВКЛ, началось постепенное освобождение Великого княжества Московского от разваливающейся Орды. Масштабный карательный поход захватившего власть в Золотой Орде чингизида хана Тохтамыша летом 1382 г. на Москву, итогом которого явилось ее сожжение и попутное разграбление Рязанской земли, затормозил на время, но не смог остановить это освобождение, завершившееся спустя столетие 11 ноября 1480 года победоносным стоянием на реке Угре.

Необходимо отметить значительную моральную и нравственную роль Русской православной церкви в этом освобождении и последующей трансформации Великого княжества Московского.

Итак, Великий московский князь Иван III, достигнув независимости и, фактически став правопреемником ордынского хана,  окончательно  установил ничем не ограниченную самодержавную власть по образу и подобию ордынской. Ключевский В. так охарактеризовал природу этой власти: “…В государе – царе и великом князе всея Руси выступает власть единоличная с территориальным и политическим значением; он наследственный владелец всей территории, он правитель, властитель живущего на ней населения; его власть определяется целями общего блага, а не гражданскими сделками, не договорными служебными или поземельными отношениями к нему его подданных”. [8]

По Ричарду Пайпсу образовавшееся московское государство принадлежало к категории “вотчинных” (patrimonial) государств, в котором политическая власть является продолжением права собственности и властитель (или правящая группировка во главе с властителем) есть одновременно и бенефициар этого  государства. Институт независимой от власти частной собственности и необходимые для его существования правовые договорные отношения являются в таком государстве инородным и даже враждебным элементом. В то же время военно-служилый люд и чиновничество составили значительную часть населения Московии, потребляя значительную часть прибавочной стоимости и препятствуя этим развитию капиталистических производительных сил и производственных отношений. Очевидно, что эта модель государственности исключала политическую и экономическую конкуренцию, что неизбежно вело к застою и стагнации [4]. 

В этот же период московская православная митрополия шаг за шагом разрывала все религиозные, культурные и политические связи с Византией и ВКЛ, вменяя им в вину терпимое  отношение к ненавистному католицизму и "вероотступничеству"  в связи с подписанием в 1439 году императором Византии и иерархами католической и православной церкви ВКЛ Флорентийской Унии. Этот процесс завершился в 1448 году самопровозглашением московской автокефалии и избранием митрополитом фанатичного поборника независимости русской православной церкви и яростного ненавистника латинства епископа Йоны, что означало окончательный разрыв с Константинопольским патриархатом. Отныне митрополитов на Руси было два: один, поставленный константинопольским патриархом, в Киеве, а другой - самопровозглашенный - в Москве. В итоге образовалось две митрополии: самопровозглашенная Московская и Киевская, которая была частью Константинопольского патриархата. Последовавший в 1453 году захват турками-сельджуками Константинополя окончательно убедил московский люд и церковь в том, что гибель Византии явилась закономерным следствием измены ею “истинной” православной вере, единственным хранителем  которой отныне становилась Москва. [9]


4. РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Политическому рождению Российской цивилизации, связанному с отказом Москвы от уплаты дани Орде в 1478 году и победным стоянием на реке Угре в 1480 году, в котором на стороне Москвы участвовала крымская Орда и воины ВКЛ, предшествовало ее духовное и культурное рождение – симбиоз Орды и Византии, увенчавшееся женитьбой великого князя московского Ивана III на византийской принцессе – дочери последнего Византийского императора Софье Палеолог в 1472 году. Таким образом, унесшее с собой наследие Византии и разорвавшее связывавшую с ней пуповину, Великое княжество Московское стало единственным хранителем православной веры. Позднее оно стало называться Московским государством, или Московией, а Москва - Третьим Римом. Старец Филофей так опишет эту трансформацию: “церковь православная сначала бежала из ветхого Рима в новый - Константинополь, но и там покоя не обрела, соединения ради с латинской ересью на Флорентийском соборе. И оттоле константинопольская церковь разрушися в попрание, царство же паки в Третий Рим бежа, иже есть в новую великую Русию. Все христианские царства снидошася во едино, яко два Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти”. [11] Так завершилось формирование Российской цивилизационной идентичности, фундаментальными культурными характеристиками которой явились:
 
незыблемая вера в непогрешимость и чистоту православия в противопоставлении западной “ереси”; православный консерватизм, соединенный с представлением о ничтожности краткосрочной земной жизни в сравнении с вечной загробной; отсутствие иммунитета к авторитаризму и склонность к сакрализации сильной государственной власти – властной вертикали; мессианизм - убежденность в обладании монополии на истину в последней инстанции и права на морализаторство во всех делах, не только внутренних, но и внешних; ненависть к базирующимся на приоритете прав человека либеральным западным ценностям, равно как и ненависть ко всякой не одобряемой властью деятельности, образа мышления и образа жизни; отсутствие доверия и уважения к отдельной личности; ресентимент.  Вотчинная модель российской государственности, ордынское стремление к территориальной экспансии, государство-центризм, традиционализм, а также покорность и ощущение бессилия человека перед властной вертикалью, из которых вытекает отмеченная еще С.М. Соловьевым неспособность российских людей к самоорганизации, легли в основу политической составляющей Российской цивилизационной идентичности. [12]
 
Эта идентичность позволила организовать: в самодержавной России - опричнину, потом крепостное рабство; в советской России, или Советском Союзе, – колхозное рабство, голодомор и сталинские концлагеря; в постсоветской России – всевластие  спецслужб и охраняемую ими государственно-монополистическую олигархию  из доверенных лиц и близких родственников российского властителя.



ЭПИЛОГ

В течение последующих примерно 126 лет после своего рождения Московское государство расширилось до невероятных размеров, поглощая один за другим ближние и дальние земли, княжества и ханства, повсеместно силой устанавливая российский политический порядок. При этом, как и во времена Золотой Орды, не затрагивались религиозные верования и культурные особенности населяющих их народов.

Необходимо отметить, что попытки    завоевания католических (протестантских) западных государств не принесли успеха Московскому государству, также как в свое время такие попытки не принесли успеха Орде.

Итак, родившееся Московское государство приступило к осуществлению территориальной экспансии на север и северо-восток,  присоединив:
в 1472 году Пермь,
в 1478 году Новгород,
в 1485 году Тверь,
в 1489 году Вятку.
Дополнительно усилившись, оно в 1492 году объявило ВКЛ реконкисту: отвоевание “оккупированной” им “исконно русской православной” Западной Руси. В результате начатой Иваном III в 1500 году русско-литовской войны Московское государство сумело отвоевать около 1/3 земель ВКЛ, захватив:
в 1503 году Брянск,
в 1503 году Чернигов,
в 1503 году Гомель,
в 1503 году Тулу.
Дальнейшая экспансия Московского государства осуществлялась посредством присоединения:
в 1510 году Пскова,
в 1514 году Смоленска,
в 1517 году Рязани,
в 1523 году Курска (Северской земли).
Позднее взор Московского государства был обращен далеко на восток, на среднее и нижнее Поволжье. В итоге ею были покорены осколки исламизированной Орды:
в 1552 году Казань,
в 1556 году Астрахань,
в 1557 году Башкирия.
Глобальная территориальная экспансия Московского государства в основном завершилась покорением под предводительством Ермака необъятных просторов Сибири и Дальнего Востока в 1580 – 1598 годах. [10]

На оставшейся 2/3 территории Западной Руси, не завоеванной Московским государством и на которой ныне расположены Украина и Белоруссия, на века сохранилась особая литовско-русская идентичность, определяющая и сегодня их прозападную ориентацию.

Великая Российская Империя, а позднее Советский Союз включили эти страны в качестве “младших братьев“ в орбиту своих интересов и влияния. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР проголосовал за Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. За нее проголосовали 907 депутатов, против 13, 9 воздержались [14]. Этим практически единогласным решением Россия бескровно распустила Советский Союз, переместив западную государственную границу Российской Федерации в сложившуюся к 1503 году зону цивилизационного геополитического разлома Руси. Решительно отказавшись от имперских амбиций, она позволила каждой из них выбирать свой путь, характер и темпы развития, а также партнеров по экономическому, политическому и военному сотрудничеству.


В заключение необходимо привести замечательные слова Мандельштама:
"Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него…. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови""

которые могли бы послужить напутствием Российской цивилизации и России в наше сегодняшнее трудное и застойное время.



ЛИТЕРАТУРА

[1]  Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Том третий. Глава вторая. – М., 2001.
[2]  Хоскинг Джеффри. Россия и русские. Книга 1. – М., 2003.
[3]  А.Б. Зубов. История русской церкви.-М., 2015.
[4]  Ричард Пайпс. Влияние монголов на Русь: «за» и «против». Историографическое исследование.- М., 2011.
[5]  Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994;1996 -Кн. III. - Отд. I. - Т. 4. - Гл. II. - § II. Успехи православной веры в Литве и состояние там православия.
[6]  Антонович В.Б. Очерк истории Великого княжества Литовского до смерти великого князя Ольгерда. Монографии по истории западной и юго-западной России. - Киев, 1885. - Т. 1.
[7]  Карамзин Н.М. История государства Российского. - С.-Петербургъ, 1892. – Том 3, Глава VII.
[8]  Ключевский В.О. Курс русской истории.-М., 1993. - Т.1-5.
[9]  Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Том третий. Главы третья-седьмая. Том четвертый. – М., 2001
[10]  Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Том пятый. Том шестой.- М., 2001
[11]  Колупаев Д.В. Очерки социально-политической истории России IX-XX вв. Очерк 4. Барнаул, 2015.
[12]  Борис Акунин. История Российского Государства. Часть Азии. Ордынский период.- М., 2017.
[13]  Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.- М., 2009.
[14]  Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г., 12 июня. 


Рецензии
Статья представляет собой попытку наложить гипотезу американского политолога Ричарда Пайпса о вотчинной природе современного русского государства на официальную историю России, вероятно, для того чтобы придать этой гипотезе объёмность и историческую перспективу.

Статью трудно отнести к разряду удачных.

Во-первых, исторический материал сопротивляется авторской концепции.
а) В основе русской государственности лежит удельно-лествичная система. Точно такая же, как и в основе государственности чингизидов. НО русская удельно-лествичная система УЖЕ вполне сформировалась, когда Орды ЕЩЕ не было и помину. Следовательно, в основе русской государственности нет предполагаемого автором ордынского истока а есть какой-то ДРУГОЙ, ДООРДЫНСКИЙ, исток.
б) До патриарха Никона русская патриархия представляла конгломерат самых разнообразных христианский конфессий, объединенных чисто административно, и являлась православной лишь номинально. Кроме того, значительная часть населения продолжала исповедовать дохристианские верования. Так что, влияние "византийского" истока автором явно преувеличено.
в) Совершенно не соответствует действительности представление автора о преобладании славян в населении раннего Московского государства и более раннего Владимиро-Суздальского. Литовский и финский элементы явно преобладали над славянским, на первых этапах заимствуя лишь славянскую материальную культуру. Вытеснение из обихода языков литовской и финской группы языков произошло, по сути дела, лишь с радиофикацией страны в советский период. Так что, списание автором российских исторических процессов на славянскую ментальность откровенно безосновательно.

Во-вторых, статья, в своей предпосылочной части, изобилует устаревшими, а иногда и изначально ошибочными утверждениями непринципиального характера.
Например:
На два поколения устарела концепция о наличии в армии чингизидов 300 тысяч воинов. Больше 60 тысяч воинов там быть не могло, а реально было от 35 до 50 тысяч.
На три поколения устарела концепция, будто целью Тохтамыша была Москва. Реальной целью Тохтамыша было Стародубское княжество, провозгласившее (и, кстати, отстоявшее в той войне) свою независимость. Московское, как и Рязанское, княжества просто попали под раздачу.
Изначально неправильной является представление о сакральной природе власти в Византии. Византийская идеология - идеологии "диумвирата" и "симфонии", т.е. власти основанной на взаимодействии базилевса и патриарха. Причём фактически сакральная власть патриарха уступала в значимости светской власти базилевса. Никакого религиозного всевластия, свойственного римским папам, ни Византия, ни Русь не знали.
Изумление вызывают сетования автора, что конъюнктурно-политически принявшие христианство Рюриковичи, на практике, высшим христианским добродетелям не следовали.
Еще большее изумление вызывает ненаучно-фантастическая идея о возможности выставления Рюриковичами против монгольского вторжения 430 тысячного войска. В 1812 году, на Бородинское поле, централизованная и гораздо более ОБШИРНАЯ, ГУСТОНАСЕЛЕННАЯ и ВЛАДЕЮЩАЯ УРАЛЬСКИМИ ЖЕЛЕЗНЫМИ РУДАМИ Русь выставила чуть больше 130 тысяч воинов. Каким образом автор предполагал извлечь из обескровленных недавней и незавершенной христианизацией княжеств 430 тысяч бойцов - загадка, решению которой автор, наверно, посвятит отдельную статью.

Такое изобилие ошибок в "исторической орфографии" дискредитирует и автора и его идеи. Определить правильны ли указанные в статье связи и выводы, в положении читателя столь неряшливой работы - лучше всего бросанием монетки. При таком уровне знания автором нашей средневековой истории, истина, как динозавр. Его либо встретишь, прогуливаясь по Арбату, либо нет.

Беднарский Константин Викторович   27.01.2020 12:28     Заявить о нарушении
"На два поколения устарела концепция о наличии в армии чингизидов 300 тысяч воинов. Больше 60 тысяч воинов там быть не могло, а реально было от 35 до 50 тысяч.
На три поколения устарела концепция, будто целью Тохтамыша была Москва. Реальной целью Тохтамыша было Стародубское княжество..." -

Константин, возможно мои приведенные в статье источники и устарели. Был бы Вам весьма признателен, если бы Вы дали свои, более современные.

Что касается предположения профессора Зубова о возможности выставления 430 тысяч воинов Руси против Орды, тут я с Вами согласен, надо перепроверить. Хотя вывод о том, что Русь имела в случае объединения хороший потенциал для отражения агрессии, сохраняет свою силу!

Владимир Гордейчук   29.01.2020 14:54   Заявить о нарушении
По численности монгольских войск посмотрите здесь.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского О. И. Смирновой, редакция проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2.

Про военную кампанию 1382 года - это из статьи "История князей Пожарских" в каком-то из академических журналов. Данных статьи не помню.

Беднарский Константин Викторович   29.01.2020 15:39   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку:
http://docplayer.ru/50912047-Sbornik-letopisey-tom-1-kniga-2.html .
К сожалению не сумел в ней откопать материал о походе Тохтамыша на Москву.

Владимир Гордейчук   30.01.2020 09:37   Заявить о нарушении
Рашад ад Дин жил примерно за полвека до Тохтамыша.
Но у него должны быть сведения о государстве чингизидов и об их мобилизационном потенциале.

Сведения о войне между Ордой Тохтамыша и Стародубским княжеством я взял из описания истории рода Пожарских. Это какая-то статья первой половины тридцатых годов. К сожалению, я не делал по ней заметок, в то время меня интересовал вопрос о роли вылазок в обороне крепостей, а в статье на эту тему не оказалось ничего ценного. Просто положил фактик в заднюю извилинку.

Беднарский Константин Викторович   30.01.2020 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.