Рецензия на «Генезис Российской Цивилизации» (Владимир Гордейчук)

Статья представляет собой попытку наложить гипотезу американского политолога Ричарда Пайпса о вотчинной природе современного русского государства на официальную историю России, вероятно, для того чтобы придать этой гипотезе объёмность и историческую перспективу.

Статью трудно отнести к разряду удачных.

Во-первых, исторический материал сопротивляется авторской концепции.
а) В основе русской государственности лежит удельно-лествичная система. Точно такая же, как и в основе государственности чингизидов. НО русская удельно-лествичная система УЖЕ вполне сформировалась, когда Орды ЕЩЕ не было и помину. Следовательно, в основе русской государственности нет предполагаемого автором ордынского истока а есть какой-то ДРУГОЙ, ДООРДЫНСКИЙ, исток.
б) До патриарха Никона русская патриархия представляла конгломерат самых разнообразных христианский конфессий, объединенных чисто административно, и являлась православной лишь номинально. Кроме того, значительная часть населения продолжала исповедовать дохристианские верования. Так что, влияние "византийского" истока автором явно преувеличено.
в) Совершенно не соответствует действительности представление автора о преобладании славян в населении раннего Московского государства и более раннего Владимиро-Суздальского. Литовский и финский элементы явно преобладали над славянским, на первых этапах заимствуя лишь славянскую материальную культуру. Вытеснение из обихода языков литовской и финской группы языков произошло, по сути дела, лишь с радиофикацией страны в советский период. Так что, списание автором российских исторических процессов на славянскую ментальность откровенно безосновательно.

Во-вторых, статья, в своей предпосылочной части, изобилует устаревшими, а иногда и изначально ошибочными утверждениями непринципиального характера.
Например:
На два поколения устарела концепция о наличии в армии чингизидов 300 тысяч воинов. Больше 60 тысяч воинов там быть не могло, а реально было от 35 до 50 тысяч.
На три поколения устарела концепция, будто целью Тохтамыша была Москва. Реальной целью Тохтамыша было Стародубское княжество, провозгласившее (и, кстати, отстоявшее в той войне) свою независимость. Московское, как и Рязанское, княжества просто попали под раздачу.
Изначально неправильной является представление о сакральной природе власти в Византии. Византийская идеология - идеологии "диумвирата" и "симфонии", т.е. власти основанной на взаимодействии базилевса и патриарха. Причём фактически сакральная власть патриарха уступала в значимости светской власти базилевса. Никакого религиозного всевластия, свойственного римским папам, ни Византия, ни Русь не знали.
Изумление вызывают сетования автора, что конъюнктурно-политически принявшие христианство Рюриковичи, на практике, высшим христианским добродетелям не следовали.
Еще большее изумление вызывает ненаучно-фантастическая идея о возможности выставления Рюриковичами против монгольского вторжения 430 тысячного войска. В 1812 году, на Бородинское поле, централизованная и гораздо более ОБШИРНАЯ, ГУСТОНАСЕЛЕННАЯ и ВЛАДЕЮЩАЯ УРАЛЬСКИМИ ЖЕЛЕЗНЫМИ РУДАМИ Русь выставила чуть больше 130 тысяч воинов. Каким образом автор предполагал извлечь из обескровленных недавней и незавершенной христианизацией княжеств 430 тысяч бойцов - загадка, решению которой автор, наверно, посвятит отдельную статью.

Такое изобилие ошибок в "исторической орфографии" дискредитирует и автора и его идеи. Определить правильны ли указанные в статье связи и выводы, в положении читателя столь неряшливой работы - лучше всего бросанием монетки. При таком уровне знания автором нашей средневековой истории, истина, как динозавр. Его либо встретишь, прогуливаясь по Арбату, либо нет.

Беднарский Константин Викторович   27.01.2020 12:28     Заявить о нарушении
"На два поколения устарела концепция о наличии в армии чингизидов 300 тысяч воинов. Больше 60 тысяч воинов там быть не могло, а реально было от 35 до 50 тысяч.
На три поколения устарела концепция, будто целью Тохтамыша была Москва. Реальной целью Тохтамыша было Стародубское княжество..." -

Константин, возможно мои приведенные в статье источники и устарели. Был бы Вам весьма признателен, если бы Вы дали свои, более современные.

Что касается предположения профессора Зубова о возможности выставления 430 тысяч воинов Руси против Орды, тут я с Вами согласен, надо перепроверить. Хотя вывод о том, что Русь имела в случае объединения хороший потенциал для отражения агрессии, сохраняет свою силу!

Владимир Гордейчук   29.01.2020 14:54   Заявить о нарушении
По численности монгольских войск посмотрите здесь.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского О. И. Смирновой, редакция проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2.

Про военную кампанию 1382 года - это из статьи "История князей Пожарских" в каком-то из академических журналов. Данных статьи не помню.

Беднарский Константин Викторович   29.01.2020 15:39   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку:
http://docplayer.ru/50912047-Sbornik-letopisey-tom-1-kniga-2.html .
К сожалению не сумел в ней откопать материал о походе Тохтамыша на Москву.

Владимир Гордейчук   30.01.2020 09:37   Заявить о нарушении
Рашад ад Дин жил примерно за полвека до Тохтамыша.
Но у него должны быть сведения о государстве чингизидов и об их мобилизационном потенциале.

Сведения о войне между Ордой Тохтамыша и Стародубским княжеством я взял из описания истории рода Пожарских. Это какая-то статья первой половины тридцатых годов. К сожалению, я не делал по ней заметок, в то время меня интересовал вопрос о роли вылазок в обороне крепостей, а в статье на эту тему не оказалось ничего ценного. Просто положил фактик в заднюю извилинку.

Беднарский Константин Викторович   30.01.2020 10:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Гордейчук
Перейти к списку рецензий, написанных автором Беднарский Константин Викторович
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.01.2020