Интервью 2

Ниже приведено интервью издательству "Неформат" по случаю публикации романа "Черта".


1. В вашу новую книгу "Черта" заложено так много мыслей и идей, что ее можно рассматривать как учебник или источник осмысления жизни. "Существует черта, которой ограничены притязания человека, и эта черта проведена не через пространство и время, а через смысл... Пытаясь выйти за пределы, не перепутайте простор с тупиком..." "Почему природа не терпит пустоты, почему непременно ее заполняет, и какую пустоту она заполнила вами"?
Человечество имеет шанс, потому что существуют индивидуумы, способные мыслить? 

Вы правы: некая высшая сила в романе утверждает, вопрошает и при этом настроена весьма скептически по отношению к землянам. Что касается вашего вопроса, то ответ очевиден: способность к мышлению - не панацея от космических бед. Да, знание - сила, но знание может быть использовано как во благо, так и на беду. Возможность возникновения и существования Разума во Вселенной заложена в самой ее природе. Возникновение разумной жизни на Земле есть результат стечения обстоятельств. Те силы, которые над этим потрудились, имеют полное право сказать нам: раз возникли - будьте добры выжить и распространиться. А для этого нам надо обрести стойкость и живучесть вирусов, стать, так сказать, разумными вирусами - всепроникающими и сплоченными. Имеют шанс выжить не те, что мыслят вообще, а те, что мыслят правильно, благоразумно.

2. Вы заранее обдумывали канву повествования, просыпались по ночам, чтобы записать гениальную строку или слова выплескивались на бумагу из подсознания сами собой?
А вы вообще пишете на бумаге?

Канва тут действительно необычная. В отличие от гладкого последовательного повествования она здесь трехчастная. Резонерство того, кто называет себя Атакос, сопровождается независимыми рассказами (можно видеть здесь матрешечную архитектуру "Тысячи и одной ночи", если бы не их самодостаточность) и чередуется внутренними монологами фигурантов сквозной любовной истории - поэта и актрисы. Вопрос лишь в том быль это или небыль. Надеюсь, мне удалось соединить все это в одно осмысленное целое. В самом деле - просыпался и наговаривал "гениальные строки" на диктофон. Ничего, кстати, необычного. Всякий пишущий с удовольствием признается вам в этом, с потайной гордостью причислив себя тем самым к компании избранных. Трудность заключалась в том, что переходя к новой главе, приходилось перестраивать сознание на другой тип мышления - от Атакоса к поэту, от него - к актрисе. Атакос мыслит масштабно, поэт - поэтически (пришлось сочинять стихи), актриса - по-женски образно. Что касается бумаги, то кто же ею сегодня пользуется? Даже ее случайные клочки заменил диктофон. С него на ноутбук, и бесконечное редактирование. Страшно представить, как выглядел бы лист бумаги, пиши я на нем!

3. Роман просто проникнут чувствованием душ. Вы, наверное, уже родились психологом или обладаете природным талантом проникновения внутрь сущего. Вы не поражали своими способностями своих родителей и учителей еще в раннем возрасте?

Ни врожденного чувства, ни природного таланта. Никого не поражал, вундеркиндом не был. Просто в один прекрасный момент открываются глаза, и мир предстает как на ладони. Честно говоря, роман сыграл со мной злую шутку - взял и лишил святынь, и теперь во мне ни ценностей, ни куража, а только одно насмешливое безразличие...:)

4. "Кривое пространство случайных совпадений..." Однозначно, читатели вашей последней книги будут воспринимать мир уже по-другому. "Случай — это феномен, перед которым разум и наука бессильны" — или стоит попытаться?
"Когда речь идет о прошлом, сомнения быть не может: нам кажется бесспорным, что все обернулось так, как по существу только и должно было произойти". Паутина судьбы в итоге всегда склеивает ниточки встреч и событий во благо? Или "игра причинных связей так и останется игрой"? Вы, конечно, должны знать ответ. Или все-таки "мир фатально закономерен и необходимо случаен", так что и пытаться не стоит?

В нашем четырехмерном мире пытаться точно не стоит. Может, в других измерения случайность умерит свой пыл или наоборот пришпорит. Что до судьбы, то судьба - это признание детерминизма на бытовом уровне, это некий счет, на который мы списываем свои промахи и сокрушаемся по поводу неутешительного итога. Как говорит герой моего романа "Аккорд": "Судьба - это некая химера, на которую мы валим вину за наши штурманские просчеты. И неспроста. На самом деле жизнь куда сложнее Космоса, который известен нам на миллиарды лет назад и вперед, в то время как о жизни мы знаем только то, что она может оборваться в любую минуту". Индусы были куда проницательнее, введя понятие кармы, то есть, воздаяния.

5. Можно ли стать властителем судьбы или даже пытаться бесполезно? Каково это — быть соавтором человеческих судеб, «творцом непредвидимого и неожиданного союза обстоятельств»?
А вы живете и творите в условиях свободы или несвободы высшей воли?

С одной стороны, каждый отдельный человек сам творит свою судьбу, творит как скульптор изваяние. С другой стороны, полно желающих поучаствовать в процессе, подтолкнуть его под руку, а то и лишить его статую той или иной части тела, в том числе и головы! Это и есть вольное или невольное соавторство, и как чувствуют себя люди, уродующие чужой труд, знает только их совесть. Каких только скульптур не увидишь в человеческом пантеоне! Безусловно, все мы живем во власти обстоятельств и в этом смысле несвободны. Несвободен и я. Я даже несвободен произвольно менять судьбу моих героев: они мне этого не простят.

6. Каким образом в вас соединяются романтизм и прагматизм?

Тем же самым, каким детские воспоминания соседствуют с жизненным опытом.

7. Вы когда идете по улице, "складываете" ли прохожих в шкафчик памяти, запоминаете типы знакомых, или образы возникают из "космоса" сразу, как живые? Или вы смотрите на человека и заранее знаете, что это персонаж какого-либо рода или личность, достойная всестороннего рассмотрения?

Складирую и довольно часто. В публичных местах нынче попадаются занятные типы, не то что раньше. Случается, что применяю их живописные приметы в текстах. Например, в романе "Вернуть Онегина" есть место, где про героиню сказано: "Придет время, и она узнает, что женщине можно навязать то, что ей совсем не идет, но модно, и убедить, что белые лосины, черное пальто, красный шарф и рыжие волосы – это круто". Так вот весь этот ансамбль я встретил на улице, и это было действительно круто. Что касается знания наперед, то не все так однозначно. Например, мужчина зверского вида может иметь нежнейшее сердце и наоборот: отпетый негодяй может выглядеть вполне привлекательно. Надо, чтобы они как минимум заговорили. Про женщин и вовсе молчу. Образы же книжных героев (и не только моих) и в самом деле из Космоса в том смысле, что в земной жизни вы их не встретите. Сегодня о человеке известно все, и нынешняя художественная литература в том виде, в котором она существует лишь переливает из пустого в порожнее. Она задыхается от бесконечных историй, похожих одна на другую тем, что в них типы подозрительно похожие на авторов и авторш участвуют в перипетиях той или иной степени оригинальности, которые заканчиваются либо счастьем, либо несчастьем. При этом всестороннее, как вы говорите, рассмотрение погружает читателя в пучину бытовых подробностей, в которых кроме узнаваемости другого знания нет. Получается, что герои кочуют из века в век, меняется лишь антураж. Нужны перемены, но судя по тому что их нет, можно предположить, что ресурс развития художественной литературы, как и других видов искусств исчерпан.

8. Вам нравится переворачивать все с ног на голову, создавать необыкновенные прецеденты, а потом исследовать, что получилось, и куда это оно приведет?

Да я, собственно говоря, к этому не стремлюсь. Просто наш мир биполярен, и где у него голова, а где ноги порой не сообразить. Я лишь следую за его логикой, которая нет-нет, да и обернется своим отсутствием.

9. "Семь миллиардов человек имеют семь миллиардов мнений, и подавляющее большинство завершает свою миссию гораздо раньше, чем умирает". Вы оптимист?

Бог с вами! После такого текста?

10. На вашем счету уже пять книг, и, что интересно, хороших. Многие могут позавидовать такой замечательной плодовитости. Кто-то судорожно ищет и придумывает темы, а у вас все выходит словно само собой. Есть ли какой-то секрет, или "все от Всевышнего"?

Я не признаю деление на темы. Это пережиток школьной педагогики. Есть одна тема - наша жизнь. Кто-то изучает ее по своим родным, кто-то вглядывается в прохожих, кто-то ищет ее в фантастических сущностях, я же смотрю на нее через призму Космоса. Все оттуда. Вот и весь секрет.


Рецензии
"Имеют шанс выжить не те, что мыслят вообще, а те, что мыслят правильно, благоразумно."
- можем ли мы на основе этого заключить, что раз этот не выжил, значит он мыслил неправильно, неблагоразумно? И, что ещё интереснее: если тот не выжил, потому что мыслил неблагоразумно - то значит мыслил неправильно? Мы имеем гигантский опыт, когда первые не выживали потому, что вторые считали, что первые мыслят неправильно. При этом большинство держалось очень благоразумно.

"роман сыграл со мной злую шутку - взял и лишил святынь, и теперь во мне ни ценностей, ни куража, а только одно насмешливое безразличие..."
- здесь Вы лукавите.

"Индусы были куда проницательнее, введя понятие кармы, то есть, воздаяния."
- +. Индусы вообще были мудрые ребята. Мудрее тех, кто за ними перенимая всё исказили и извратили.

"Сегодня о человеке известно все"
- сегодня известно что человек повторяется, но о человеке известно очень мало. Человек крайне загадочное существо.



Владимир Прозоров   03.07.2019 17:21     Заявить о нарушении
Вы не согласны со мной, я не согласен, что Вы не согласны со мной, Вы не согласны, что я не согласен, что Вы не согласны со мной - и что? Все это пустое и порожнее. Вы, Владимир, слишком серьезно ко мне относитесь. Есть авторы не мне чета - например, Ницше, Бердяев. Вот они точно требуют внимания:)

Александр Солин   03.07.2019 20:27   Заявить о нарушении
Это были комментарии к публицистике. Художественное почитаю без ремарок. Творчество Ваше не заурядное, хочется остановиться, не пройти мимо.

Владимир Прозоров   03.07.2019 21:16   Заявить о нарушении
Вижу, Вы не чужды переводам. У меня есть страница на Стихи.ру, а на ней пара статей методического характера. Если доберетесь, буду рад услышать Ваше мнение.

Александр Солин   03.07.2019 21:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.