мой опыт публичных выступлений

       Выступление для слушателей «школы молодого коммуниста» при Пермском краевом отделении политической партии КПРФ 03.11.2018 г.

       Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Меня зовут Зуев Андрей Яковлевич. Я врач по профессии: психиатр, психотерапевт, нарколог, психолог, сексолог (голос из зала: о-о-о, ничего себе), специалист по здоровому образу жизни и социальный философ. Я счастлив тем, что принимаю участие в этом учебном проекте и сегодняшнем мероприятии. К философии у меня особенное, трепетное отношение. В качестве соискателя научного звания кандидата философских наук я учился в аспирантуре. Имею научные работы победившие в конкурсе философских работ по проблемам общественных наук. Был награждён медалями и ценными подарками в Институте Философии (г. Москва).

       Считаю большой удачей учёбу в Красном Университете у замечательных преподавателей СПб университета, творческую группу которого возглавил мой любимый профессор, доктор философских наук, президент Фонда Рабочей Академии Михаил Васильевич Попов. Его, кстати, очень хорошо знает Орлов Владимир Вячеславович, который будучи заведующим кафедрой философии Пермского классического университета, рекомендовал М. В. Попову подготовить и защитить докторскую диссертацию по социальной философии. Ничего в жизни случайного не бывает. Всякая случайность обусловлена необходимостью, которая, в свою очередь, содержит в себе момент случайности.

       Тема нашей сегодняшней беседы обозначена в программе семинара как «Мастерство публичного выступления». Так что поговорим об ораторском искусстве. Я постараюсь поделиться с вами своим опытом публичных выступлений. Общая по численности аудитория за последние 20 лет, в которой мне приходилось проводить беседы, семинары и лекции, составила более 150 тыс. человек. В том числе, индивидуальная работа с любимыми пьяницами, алкоголиками, курильщиками и нелюбимыми наркоманами охватила более 25 тыс. человек. Дополнительно к первой цифре (150 тыс.), более 90 тыс. читателей за неполных шесть лет посетили сайт ПРОЗА.РУ и в моём аккаунте прочли какие-то статьи из 249 опубликованных произведений.

       У меня имеется большой опыт сотрудничества с доперестроечным советским учреждением – обществом «Знание». Тогда его ещё не держали бюрократы «в ежовых рукавицах», как сейчас. С лекциями и семинарами-тренингами я объехал северные районы Кировской области, Пермского края, Коми-Пермяцкого национального округа. Я пытался наладить деловые взаимоотношения в настоящее время с теми одноимёнными учреждениями, которые от него остались, но непреодолимые бюрократические барьеры и откровенный страх их руководителей перед инструкциями и циркулярами, воспрепятствовал осуществлению этой задумки. Я понял, что работать с ними в нынешних условиях невозможно. Каждый шаг их контролируется. «Гайки закручены» до предела и абсурда. Очень жаль тратить время своей жизни на никому не нужные письма, заявления и прочие бумаги. Такие неоправданные затраты времени способны задавить всякий энтузиазм в осуществлении самой доброй идеи.
   
       В моей врачебной практике был такой случай. Один пациент страдал заиканием. Не то, чтобы уж очень сильным заиканием страдал, а только когда волновался. Вот он мне и говорит: «Чтобы иметь возможность хорошо речь сказать, я бы согласился ногу потерять». Вот такой психологический феномен нелепой и чрезмерной эмоциональной заинтересованности в избавлении от заикания. Я был ошеломлён. Ну заикается человек иногда, ну и что? Прежде, чем слово сказать, нужно понимать зачем и для чего ты это делаешь. Вон, сколько болтунов при власти развелось, так и хочется, чтоб они замолчали…навсегда. Что твоё выступление людям даёт? Тебе самому оно что даёт?

       Не только о себе, но и о других людях всегда думать надо. Интересный вопрос, кстати: «Ты для себя живёшь или для других людей?». Есть альтруисты, которые много добра делают для других людей. Позиция их заслуживает большого уважения, хотя, иной раз, проявляется и в ущерб себе, в безграничном самопожертвовании. Встречаются и эгоисты, удовлетворяющие преимущественно свои интересы. Самые крайние позиции всегда нехороши. Как можно разделить индивидуальное и общественное, если дело касается идеологии? Лучше отвечать на такой вопрос диалектически: «Я живу и для себя, и для других одновременно».

        Я живу в обществе и не могу быть свободен от общества. Как провести чёткую грань между интересом личным и общественным? Всё коллективное, будучи внешним по отношению ко мне, проникает вовнутрь меня и становится непременным моментом моей личности. Противоположности всегда проникают одна в другую. Они переходят взаимно одна в другую и различие их, сохраняясь, исчезает. Такова диалектическая логика. Человек живёт в обществе. Он же не может быть свободным от общества. Всё общественное проникает во внутреннее пространство личности, западает в душу.

       Кто такой коммунист? Это человек, который «пропустил» через себя коммунистическую идеологию, то есть гуманистическую идею, сверил со своей мировоззренческой концепцией марксистско-ленинское учение – высшую теорию общественного развития. Коммунистическая идеология, при этом, становится частью, моментом, фундаментом даже, его личной жизненной позиции. Человек применил стройную систему научных взглядов к своей жизни, судьбе, объединил эту замечательную идеологию существенной связью с понятием счастья и смысла жизни. После этого непростого процесса, произошедшего в сознании человека, он и становится убеждённым коммунистом.

       Пропагандируя высшую теорию общественного развития – марксизм-ленинизм, мы не должны забывать о тех конкретных жизненных проблемах, которые волнуют каждого отдельного человека, игнорируя те индивидуальные задачи, которые он решает в повседневной жизни и те личные цели, что стоят перед ним. Пропагандист должен вывести личный интерес на общественный уровень, объединив, казалось бы, абсолютно противоположные моменты – индивидуальный и коллективный – единой существенной связью.

       Хороший лектор отчётливо сознаёт то главное и важное, что он собирается сообщить своим слушателям. К языку и слову относиться нужно уважительно. Какое значение имеет человеческая речь и обращённое к людям слово? Русский язык относится к числу самых развитых языков мира, в которых сосредоточена мудрость людей прежних поколений. В конце концов, в своей жизни мы не делаем ничего такого, что бы ни делали и о чём бы ни думали до нас раньше. В развитом языке можно обнаружить простые ответы на многие вопросы и варианты эффективных решений многих конкретных проблем. Изучая логику языка, мы постигаем и логику жизни, приобретаем мудрость.

О слово! – как ты много значишь,
А на бумаге - ты простой значок.
Но в жизни от тебя нередко плачешь,
И слово мудрости даёт урок.

       Язык даёт возможность пропагандировать знания, делиться мудростью, агитировать, призывая к действию, к активной жизненной позиции. Кроме того, слово – физиологический и лечебный фактор. Нельзя забывать и то, что сознание человека и высокая культура его речи обусловлены анатомо-физиологическими структурами мозга, безусловными и условными рефлексами. Мысль – это тот же двигательный рефлекс, но с задержанным концом. Так говорил великий русский нейрофизиолог, гениальный исследователь высшей нервной деятельности животных и человека, академик И.П. Павлов.

        Постоянные тренировки речевой способности усиливают питание тех или иных отделов мозга, определяя анатомические особенности его и характер эмоциональных реакций каждого человека. Культура эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Культура мышления определяет культуру эмоций. Правильное мышление делает человека счастливым. Следовательно, коммунистическая идеология как Высшая Теория Общественного Развития – марксизм-ленинизм – это философия социального оптимизма. Хочешь стать счастливым человеком? – будь коммунистом.

       Марксизм-ленинизм – самая простая и понятная теория общественного развития. Однако, как говорит Михаил Васильевич Попов, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории, доктор философских наук, нет ничего такого простого, что могло бы быть познано без труда, но нет и ничего такого сложного, что было бы непознаваемо и не сложено из понятий простых. Мы с вами знаем о принципе партийности философии, в соответствии с которым все люди делятся на две больших группы – партии: с научным (материалистическим) и ненаучным (религиозно-мистическим, то есть идеалистическим) мировоззрением. Кроме того, есть люди, которые используют в процессе мышления диалектическую логику, но есть и такие, кто имеет смутное представление даже о логике формальной.

        Чтобы иметь возможность грамотно и доходчиво выразить свою мысль, нужно какое-то время посвятить изучению проблемного материала, навести порядок в своей голове. Это трудная работа. Приходится применять приём «бульдозера». Сегодня человек много трудился, получил «запредельный» объём информации, который сразу не смог «переварить» - устал. Надо переключиться на другую деятельность, отдохнуть, отвести «бульдозер» от вала избыточной и непереработанной информации, чтобы завтра разогнав «машину познания» отодвинуть предел своего понятия. Без упорства и труда «не вытащить и рыбку из пруда».

       Постижение «Науки логики» Г. Гегеля не такая уж совсем простая задача, тем более, что её, по Ленину, надо интерпретировать материалистически, то есть в процессе обучения по максимуму «включать» свою голову. Чтобы познавательная деятельность была результативной, нужно уметь отдыхать. Покой-отдых необходим и возможен прямо в процессе работы. Что такое покой? – это форма движения, наиболее удачная на данный момент времени форма движения. Необходима научная организация умственного труда. Как только «двигатель бульдозера» запыхтел, перед тем как заглохнуть, значит, самое время отвести машину назад (отдохнуть), чтобы обеспечить разбег.
 
       Одной пропаганды научных, истинных знаний недостаточно. Если не будет конечного результата, то есть практики, то вся наша работа окажется бесполезной Лектор должен агитировать, то есть призывать к действию - к самосовершенствоанию и совершенствованию окружающего нас мира. Человеку надо иметь активную жизненную позицию, поскольку объект даётся субъекту в предметно-практической деятельности, а не наоборот. Пропаганда и агитация – главная задача хорошего оратора.
 
       В процессе выступления перед аудиторией хорошо бы иметь в виду эффект эмоционального воздействия на слушателя. Люди, воспринимая информацию, всегда испытывают какие-то эмоции, переживания, которые могут быть и положительными, и отрицательными. Это обстоятельство таит в себе некоторую опасность, поскольку не все люди достаточно хорошо контролируют свои эмоции. В момент сильного агитационно-пропагандистского воздействия может случиться резкий подъём артериального давления и осложнения его: кровоизлияние в мозг или инфаркт миокарда. К слову надо относиться очень осторожно. Много лет тому назад неудачная шутка деревенского жителя убила моего деда.

Я видел женщину – стройна, невысока.
В глазах её «зелёная тоска».
Однажды, так, в пылу семейной ссоры,
Такой, каких бывает море,
От матери услышала она
Невиданной жестокости слова.

Она стояла, ни жива, ни мертва:
«Не дочь ты мне, а только жертва
(Слова … не сладкий крем из торта),
Ты жертва неудачного аборта».
В толк не возьму, как может так сказать?
Своей кровиночке, её родная мать.

             *** 
Я повторяю много раз,
И говорю об этом снова,
Очеловечивает нас
Умение пользоваться словом.

Автор: А.Я. Зуев. г. Пермь.

       Нам с вами и это было бы желательно предусмотреть, Мы же себе состав слушателей специально не выбираем. Каждое наше слово эмоционально окрашено и вызывает у человека элементарную оценочную реакцию, которая проявляется ощущением удовольствия/неудовольствия. Более того, эмоция, в той или иной форме фиксируется в мозге собеседника в качестве условного рефлекса, что, в итоге, определит установочную реакцию на восприятие информации как важной и значимой или бесполезной и опасной для психического и физического здоровья. Если сообщается негативная информация, порождающая отрицательную эмоцию, то надо постараться снять и нейтрализовать её сообщением или выводом, сопровождающимся эмоцией положительной. Впрочем, агитационное воздействие в ряде случаев исключает применение такой моей рекомендации. Тогда об этом просто некогда думать.
       Человек, пришедший на беседу и оставшийся без положительных эмоций, надолго это запомнит и на встречу с вами в следующий раз не придёт. Он придёт к вашему противнику из «Единой России», который, будучи популистом, начнёт говорить красивые слова, и через формирование приятных эмоций, будет эффективно манипулировать сознанием и поведением доверчивых людей: будет улыбаться, встанет манерно, станцует, песенку под гитару споёт. Популистскую риторику очень хорошо освоило российское правительство. Президент замечательно пользуется ею. Депутат Государственной Думы РФ Андрей Исаев – тот вообще виртуоз, популист так популист, таких, как он, надо ещё поискать. Правда, Владимир Жириновский ему ни в чём не уступит.

       Надо знать психологию, иметь понятие о ней - о психологии общения с аудиторией. Умение правильно пользоваться словом – важная и ответственная задача. Слово и физиологический, и мощный лечебный фактор. Человек к коммунистам обращается за помощью, приходит к нам не от хорошей жизни, а от безысходности. Он туда сунулся – его не поняли, в приёмной Единой России «отфутболили», в государственных учреждениях «плевали на него с высокой колокольни». Он бедный, нищий даже, у него масса проблем, нет понимания того, как их решать правильно и результативно. Общаясь с ним, мы осуществляем своего рода лечебное мероприятие. Я бы назвал это взаимодействие социальной психотерапией. Диалектическая психология, по сути дела, это социальная психотерапия.

       Человек, думающий правильно, умеющий находить истину, становится сильнее и увереннее в себе. Он умеет отстаивать свои интересы, расходуя психоэмоциональную энергию экономно, не перенапрягая свои психофизиологические возможности. Такие люди проявляют высокую культуру чувств и эмоций, хорошо владея собой. Они не пасуют перед трудностями, имеют настойчивость и упорство в достижении цели. Жизнь. Она как марафонская дистанция, которую способны преодолеть только те бегуны, которые могут правильно рассчитывать силы на дистанции, имеют выдержку, мужество и терпение. Такие люди побеждают обязательно. Всякая власть воспринимает всерьёз только силу. Если народ не давит на власть, не сопротивляется «закручиванию гаек», то никогда не избавится от безмерной эксплуатации и нищеты.

       Чтобы вас немножечко взбодрить и ещё раз обратить внимание на значение слова в нашей жизни, я прочитаю стихотворение «Слова» Вадима Шефнера, написанное им в 1956 году.


СЛОВА

Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд. –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому –
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту.
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах.

Тех, что в тёмных лесах и траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они. –
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе как ночь.
Только эти слова тебе могут помочь.

       Что такое слово? – понятие? – сознание? Откуда взялись эти слова? Все слова – условные рефлексы 2-го, 5-го, 10-го, 100-го порядка. Все условные рефлексы связаны между собой. В основе сознания и мышления находится материальный механизм – рефлексы условные и безусловные, как у всякого животного.  Это материальная основа сознания и мышления. Общаясь с людьми, мы с помощью слова передаём людям информацию и, тем самым, организуем их сознание.  Для этого используем некоторые психологические приёмы: разъяснение, убеждение, внушение, разные варианты гипноза и психотерапии.

       Популистов и менеджеров по продажам этому тоже обучают в рамках курса нейролингвистического программирования (НЛП). Эти психологические техники и мы с вами тоже можем использовать. Тем самым, можно повысить внушаемость слушателей, тем более, что в отличие от популистов, мы, коммунисты, пропагандируем качественную информацию. Наши слова выражают твёрдые убеждения, поскольку мы владеем знаниями. Если мы не знаем, то и не «пудрим» людям мозги. Прежде, чем выйти в аудиторию, надо возвысить своё мнение до знания. К слову нужно относиться уважительно.

       Прежде, чем приступить к изложению материала лекции, необходимо присоединиться к аудитории, вступить с нею в эмоциональный контакт. Другими словами, нужно постараться повысить внушаемость по отношению к себе – способность мозга слушателя максимально эффективно использовать исходящую от лектора информацию. Вспоминаю один забавный случай. Я и Федорченко Сергей Анатольевич регистрировали  организацию – общество «трезвости и здоровья» со статусом областной организации. Для этого нам была необходима подпись главного бухгалтера администрации Ленинского района города Перми. Главным бухгалтером была «суровая» женщина.

        Мы зашли к ней в кабинет. Сергей Анатольевич сходу обратил на себя внимание, неожиданно для меня рассказав всем присутствующим очень смешной анекдот. Все «зашлись» в гомерическом хохоте. К моему ужасу мой соратник вдруг поднимает ногу и кладёт её грязным ботинком на календарь, стоящий на столе перед носом главного бухгалтера. Я уже приготовился к самому худшему варианту развития событий не в нашу пользу. Пока все продолжали хохотать, С.А. убрал со стола ногу, аккуратно оторвал от календаря два испачканных листочка и, как ни в чём не бывало, подал документы на подпись. Развеселившаяся начальница с готовностью подписала документы.

        Для повышения внушаемости собеседника можно применить множество приёмов: хорошо представиться, рассказать анекдот или краткую историю, привязав её к теме разговора. Можно и похвалить себя, если есть за что. Этот приём тоже не возбраняется. А.С. Пушкин знал себе цену и тоже им пользовался. Написал поэтическое произведение «Борис Годунов», поставил точку и похвалил себя: «Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын». Получил от похвалы себе самому большую радость и удовольствие. Надо настроить на себя аудиторию.
 
       Есть, конечно, какие-то черты личности, которые этому способствуют. К примеру, хорошо поставленный голос, ясный ум, чувство юмора, уверенная манера общения с массой людей. Многие свойства личности формируются уже в процессе такой работы. Есть мастера, которые специально этому обучают. Если уж стремиться к совершенствованию в ораторском искусстве, то оказывается, что всё мною перечисленное, – вовсе даже не мелочи. Нужны оратору как внешние, так и внутренние качества. Каждый может быть хорошим лектором в том случае, если его идеи достигают сознания людей и оказываются созвучными их мыслям. Для агитации – призыва к активным действиям – это и нужно.

       Я хотел бы обратить внимание на некоторые слагаемые ораторского успеха.
 
1. Увлечённость предметом разговора и актуальность раскрываемой лектором темы.
2. Учёт предполагаемых интересов конкретной аудитории.

       Люди все разные. Встречаются, иной раз, и такие, которым нужен скандал. Они стремятся поспорить с лектором, поёрничать, сбить его с толку, вывести из состояния душевного равновесия. Такому «троллингу» надо уметь противостоять. Не надо с ними церемониться. В подобных ситуациях я говорю: «Не хочешь – не слушай, а врать не мешай. Встал и ушёл, чтобы тебя здесь больше не было, Дай возможность послушать беседу тем, кому интересно». Либо замолчит, либо встанет и уйдёт. Вам спокойнее будет работать в этой аудитории. Надо поддерживать дисциплину, уметь себя защитить. Не надо, конечно, ругаться матом, «опускаться», унижать себя этой примитивной эмоциональной реакцией.

       Однажды меня пригласил провести беседу о здоровом образе жизни супруг моей однокурсницы Пастухов Виктор Петрович. Замечательным человеком был этот государственный муж. К большому сожалению погиб в дорожно-транспортном происшествии на наших безобразных дорогах председатель Счётной Палаты Пермского края. После лекции меня пригласили на торжественный банкет, где присутствовали и высокопоставленные лица. Один из знакомых мне глав администраций Пермского края после моей беседы о трезвости предложил выпить за «брудершафт». Я отшутился.
   
       Это предложение повторилось несколько раз, что меня озадачило и несколько напрягло. В очередной раз этот знакомый попытался на меня надавить сообщив мне, что если я с ним не выпью, то значит, я его не уважаю. Я позволил себе достаточно резко высказаться в его адрес. Голос у меня громкий. Я могу без труда, не пользуясь микрофоном, работать в большой аудитории. Все присутствующие слушали внимательно. В зале стояла тишина, говорил только я: «Мне-то за что вас уважать? – За то, что вы не уважаете моих принципов убеждённого трезвенника? Нет, я вас не уважаю». В общем «дал ему по мозгам». Он весь красными пятнами пошёл. Я даже подумал, что немного «переборщил».

       Через две недельки иду по улице города Перми, а он мне навстречу. Я был так на него сердит, что, вовсе не желая встречи, перешёл в неположенном месте на другую сторону улицы. Смотрю, а он делает то же самое. Поравнялся со мной и говорит: «Прошу извинить меня за моё бестактное поведение». Я ответил: «Ваши извинения принимаются». Мы теперь с ним многие годы в прекрасных отношениях. Человек понял, что был не прав и исправил свою ошибку. Надо уметь решительно защищать свои убеждения. Придерживаясь этого принципа, я не нажил себе ни одного врага, но приобрёл массу хороших друзей.
 
3. Грамотная речь и смысловая культура языка лектора – очень важный фактор агитационно-пропагандистского успеха.

       Главная проблема лектора ещё и в том, что у слушателей не всегда достаточно хорошо сформирован понятийный аппарат. Нужна дисциплина сознания, а многие люди относятся к понятиям и их определениям как-то несерьёзно, поверхностно. Способность к чётким оценкам и суждениям предполагает в некотором роде «культ» понятий и определений. Что такое «определение»? Гегель даёт определение «определению»: «Определение – качество, которое в-себе в простом НЕЧТО и находится в единстве с другим моментом этого НЕЧТО – с в-нём-бытием». Если вы читаете какой-нибудь словарь или справочник, то там даются определения различным словам: патриотизм, свобода, честь, достоинство, верность долгу и так далее.
 
       Иногда такое определение даётся очень пространно – на нескольких страницах философского словаря. Понятие оказывается сложным, то есть сложенным из понятий простых. Сложным понятиям очень непросто дать исчерпывающее определение, их надо не только анализировать, но и синтезировать. В результате синтеза получается новое, содержательное, конкретное понятие, отражающее окружающий нас мир более объективно, чем то разъяснение, которое есть в словаре. Содержание сложных понятий, даже в очень хороших словарях нельзя принимать на веру, их нужно синтезировать в своей голове, используя диалектическую логику.

       Приходится всё время осуществлять перевод с «языка знаний» на упрощённый язык повседневного общения. Определение – то, что не изменяется в изменениях. К примеру, каждый человек в течение жизни изменяется, но если он убеждённый коммунист, то его убеждения остаются прежними. Мы такому человеку вправе дать определение – настоящий коммунист. Кроме того, надо иметь в виду, что внимательное прослушивание беседы ещё не гарантирует ясное понимание её содержания. Понять, значит, не только выслушать важную информацию, но и уметь, когда нужно, выразить её в понятиях. Определения сложных понятий не даются раз и навсегда, они развиваются. Сложные понятия синтезируются из множества определений, в результате чего становятся истинными понятиями.

4. Умение организовать и передать слушателям полезную для их жизни информацию с позиции научной и целостной картины мира. Так ставится задача профессором Поповым Михаилом Васильевичем в начале курса обучения марксистско-ленинской теории в Красном Университете Фонда Рабочей Академии (СПб).

       По окончанию очередного цикла усовершенствования на кафедре психотерапии в институте им. В.М. Бехтерева, мы прогуливались по Ленинграду с профессором, доктором медицинских наук, президентом Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА) - Борисом Дмитриевичем Карвасарским. В моём личном архиве хранятся несколько совместных снимков в память о нашей встрече. В то время, пока продолжалась наша беседа, он порекомендовал мне побывать на проповеди патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго не потому, что сам был очень набожным человеком, а вследствие того, что очень высоко ценил человеческие и профессиональные качества этого мудрого старца.
 
       Он овладел высокой культурой речи, профессиональными навыками пропагандиста и агитатора, имел глубокие познания в философии и психологии. У него было чему поучиться и мне – врачу-психотерапевту.  Чуть позже я получил от общения с патриархом огромное удовольствие. Один из прихожан задал ему очень важный и философски сложный вопрос: «В чём состоит ваш Смысл Жизни?». Предвосхищая его ответ, я подумал, что, наверное, в ответе должны бы звучать такие словосочетания как «служение господу» или «служение церкви». Однако слова священнослужителя меня изумили и восхитили одновременно. В них не было упоминания о боге и церкви. «Смысл моей жизни в самосовершенствовании и совершенствовании окружающего нас мира» - сказал Алексий Второй.

       Чтобы оценить всю философскую глубину и мудрость такого ответа, необходимо постичь науку логики Г. Гегеля, изучив его одноимённый труд «Наука логики». Великий философ различал три простые (абстрактные) формы бытия (материи) или движения материи: собственно движение, изменение и развитие. Причина всякого движения – объективное противоречие. Это единственный вечный источник энергии, «вечный двигатель» и причина всякого простого и сложного движения. Так что, в качестве причины жизненной проблемы, неудачи или плохого настроения, всегда ищите объективное противоречие, которое нужно учиться разрешать диалектическим компромиссом.

       Первое простое движение содержит в себе движение и покой, которые находятся в борьбе и единстве. Второе простое движение – ИЗМЕНЕНИЕ – включает в себя движение изменения - то, что происходит и изменяется, с одновременным отсутствием такового. Всякий изменяющийся объект остаётся прежним и неизменным. Третье простое движение – РАЗВИТИЕ – снимает, то есть принимает в себя с отрицанием и удержанием, все предыдущие формы простого движения. Как движется окружающий нас мир? – он развивается.
 
      В учебниках по философии пишется, что развитие – это движение «от простого к сложному, от низшего к высшему». В таком определении развития есть сразу две ошибки. Первая, состоит в том, что бытие, на самом деле, развивается не так, как в учебнике, а из простого в сложное, из низшего в высшее, то есть от целого к целому.  Вторая ошибка заключается в понимании РАЗВИТИЯ как строго поступательного движения. В то время как понятие РАЗВИТИЯ в большей мере отражает и напоминает возвратно-поступательное движение рабочей части отбойного молотка.

        Созидание всегда сопровождается разрушением, революция – контрреволюцией, развитие – отсутствием развития или, даже, деградацией. При всём при этом, всё же, сохраняется в целом преимущество поступательного движения – РАЗВИТИЯ. Это обстоятельство не противоречит метафоре развития материального мира по спирали, каждый последующий виток который отражает движение вперёд с одновременным возвратом к прежнему состоянию бытия, но уже в новом его качестве. «Бытие принимает в себя своё отрицание (НЕБЫТИЕ) так, что сохраняет форму БЫТИЯ» - Гегель. Наблюдая за развитием общественной жизни, можно сделать предположение, что имеется, по-видимому, тенденция ускорения движения по виткам спирали с возникновением водоворота общественно-значимых событий.

        Владыко одухотворил, иначе говоря, субъективно связал Смысл своей жизни с объективной сущностью окружающего нас мира. Он, тем самым, сделал свой субъективный Смысл индивидуального бытия объективным, то есть и зависящим и независящим от своего сознания, существующим до,- вне,- и после него. Смысл Жизни, в едином порыве всех выдающихся психологов мира, в своём значении определяется как дополнительный мощный стимул к преодолению трудной действительности. Отсутствие его – страшный и опасный психофизиологический феномен.  Совершенствование и совершенствование окружающего нас мира – такой Смысл Жизни хорош и уникален тем, что не заканчивается никогда и осуществляется постоянно. Что такое счастье? – это осуществлённый смысл жизни. Счастье человека с Высоким Смыслом жизни не заканчивается никогда. Такова одна из конкретных граней сложного понятия «счастье».

      Итак, развитие идёт от целого к целому. Старое качество целого развивается в новое качество целого, человек некультурный развивается в человека культурного, при этом, пьяница становится трезвенником, курильщик - некурящим. Вредная привычка – не целое, а часть человека, отрицающая его. Она разрушает личность и не может дать импульс к развитию. Человек, который не борется решительно с разрушительной своей частью, превращается в «НИЧТО» - в ничтожество. Смотришь на такого бедолагу и невольно думаешь: «Он ещё не труп, но и уже не человек». Обидно же за разумное существо, правда ведь? Отрицание гадкой привычки с отторжением её – непременная часть движения РАЗВИТИЯ.

       А с вредной привычкой курить непременно надо расстаться. Зачем вам, сидящим здесь курильщикам, гадкая привычка курить и глотать ядовитый дым? Что вам это даёт? Это только разрушает ваше здоровье, ваш организм. Вам в вашей жизни нужны силы для упорной борьбы за своё счастье? -  для того, чтобы отстоять право на труд, хорошую и достойную зарплату, успеть поднять детей, пока вы ещё сильны и здоровы? Если вы потеряете из-за вредных привычек здоровье, которое можно сохранить, накопить, преумножить только пока есть молодость, то не будете способны к борьбе, то есть не сможете быть настоящим коммунистом.
 
    - Андрей Яковлевич! Как же быть, если хочется выпить для веселья? Вы сами что ли совсем без вредных привычек?

    - Я не могу оставить вашу реплику без внимания. Конечно, не существует людей, которые не имели бы недостатков. Однако же, пьянство – такая страшная вредная привычка, что с нею лучше бы не связываться никогда. Мужчина средних лет весом в 70 кг, имея вторую стадию алкогольной зависимости, может запросто выпить 1,5 бутылки водки в течение дня. Как вы думаете, сколько алкоголя попадёт в его мозг из принятого внутрь количества? Мозг весит примерно 1,5 кг. Чтобы никого из слушателей не обижать, будем считать, что у вас вес мозга 1,6 - 1,7 кг.

        Так вот, через его мозг проходит 70% принятого внутрь алкоголя. Мозг имеет свойство избирательно накапливать в себе алкоголь. Дело в том, что каждая клеточка мозга окружена фосфолипидной оболочкой. Алкоголь же имеет химическое сродство с жировой тканью и ею поглощается. Он растворяется в жирах в любом количестве. Представьте, что мы взяли и просверлили дырочку в вашем темени, вставили в неё воронку и влили в 1,5 кг мозгового вещества целую бутылку водки. Как вы думаете, будет ли после этого ваш мозг, отравленный бытовой химией, работать правильно?

       При этом нарушаются все функции мозга: память, сон, мышление, эмоции. Хорошее настроение может быть только у трезвого человека. У пьяного – алкогольно-наркотическая эйфория. Если такая эйфория есть, значит, человек уже зависим от алкоголя – пьяница. Кто такой пьяница по определению? – это человек, злоупотребляющий алкоголем. Что такое злоупотребление алкоголем? – это употребление алкоголя с целью опьянения вне зависимости от принятого внутрь его количества. Так что, вы – пьяница. С чем вас и поздравляю.
 
       Мышление, эмоции извращаются. Алкоголь, кстати, является не компонентом пищи, а веществом бытовой химии как бензин, керосин, карбофос, которым клопов и тараканов насмерть травят. Человек – он же не клоп и не таракан. Пищевые продукты состоят из белков, жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов, клетчатки и воды. Алкоголю здесь места нет. Пьяница ещё не алкоголик, но непременно будет им рано или поздно. Всякий человек, начинающий регулярно принимать алкоголь, обязательно становится алкоголиком, алкогольным наркоманом, рабом «зелёного змия».

    - Почему некоторые люди перед публичным выступлением принимают алкоголь?

  - Алкоголь – наркотик. Для него характерно седативное (успокаивающее) психотропное действие. Однако лучше им не пользоваться, а учиться управлять своими эмоциями. Для этого существуют специальные приёмы и тренинги. Надо научиться психологической саморегуляции. Нужно чаще выступать на публичных мероприятиях, если есть, что сказать. Умение спокойно говорить речь придёт со временем, но эмоциональный компонент в выступлениях тоже важен, правда, держать его нужно под контролем. Умение себя уговорить, успокоить, убедить и, даже, похвалить, если есть за что – важное качество пропагандиста-агитатора. Достаточно длительная умеренная физическая нагрузка очень хорошо снимает избыточную возбудимость. Её можно применять и до, и после выступления.

       Есть люди, от природы избыточно возбудимые. В стрессовых ситуациях, каковыми, без сомнения, являются публичные выступления, из специальных запасников (депо) головного мозга выбрасываются мобилизующие гормоны, к примеру, адреналин и норадреналин. Это гормоны беспокойства, страха и агрессии. Впрочем, они же участвуют в общем адаптационном синдроме, осуществляя защитно-мобилизующую функцию организма, его антистрессовую реакцию. Всё зависит от их количества и продолжительности действия. Всего должно быть в меру.

        Гормоны достаточно долго циркулируют в кровеносной системе и могут способствовать истощению физиологических приспособительных механизмов. Их избыток может приводить к таким реакциям организма, которые угрожают здоровью и жизни, к примеру, резкий подъём артериального давления с возможным кровоизлиянием в мозг или инфарктом (омертвением) части сердечной мышцы. Избыток прессорных аминов (адреналина) в течение длительного времени чрезмерно напрягает внутренние органы и системы, которые при хроническом стрессе быстро изнашиваются и стареют. Адреналин сравнительно быстро разрушается при физических нагрузках в нервно-мышечных окончаниях с появлением его продуктов распада, обладающих выраженным успокаивающим и гипотензивным (понижающим артериальное давление) действием. Все лекарства и механизмы здоровья на все случаи жизни находятся в биологической системе – человеческом организме. Ими необходимо уметь пользоваться.

      Иногда же, учитывая возраст лектора и особенности его психофизиологических реакций на стрессовые ситуации, представляется разумным использование простых, дешёвых, доступных и эффективных лекарственных препаратов в минимальных индивидуально подобранных дозировках. Я знаю о себе, что в процессе психоэмоционального напряжения (подготовка устного или письменного выступления, просмотр хороших фильмов) у меня значительно повышается артериальное давление. В этом есть и плюсы, и минусы. С повышением давления усиливается кровоток через ткань мозга, что увеличивает его питание и эффективность работы.

       Однако же АД не должно превышать 140/85 мм рт. ст. Во время интенсивной умственной работы контроль за давлением осуществлять сложно. По этой причине за 2 часа до планируемой психоэмоциональной нагрузки я принимаю 2,5 мг эналаприла (ингибитор ангиотензинпревращающего фермента) и сразу после завершения работы, измерив АД, ещё 2,5 мг (1/2 таблетки минимальной дозы выпуска) с одновременным приёмом нифедипина (блокатор медленных кальциевых каналов) в дозе 2,5 мг (1/4 таблетки минимальной дозы выпуска) под язык. Давление приходит в норму (120/80) через 20-30 минут. Приём гипотензивных препаратов можно заменить немедленной физической нагрузкой (бег трусцой – 8 мин/км или быстрая ходьба – 10 мин/км) в течение 1-1,5 часа. Отдых (покой) – наиболее удачная форма движения.  Кстати, профилактика болезней и правильное лекарственное лечение – это тоже удачная форма движения (мышления).


       Приём психотропных (седативных, успокаивающих) медицинских препаратов без специальных показаний перед выступлением, и вообще) допускать нельзя. Мозг – орган саморегулирующийся. Он не любит, когда по нему бьют чем попало: алкоголем, наркотиками или необоснованно принимаемыми лекарствами. Все они грубо вмешиваются в обменные процессы мозговой ткани и нарушают работу сложного и нежного органа. Никакие психотропные препараты здоровому мозгу не нужны. Мозг их не переносит. Тем более, никогда не принимайте лекарственные препараты, рекламируемые средствами массовой информации. К СМИ надо относиться осторожно, настороженно и недоверчиво, поскольку они врут всегда, даже тогда, когда молчат, Молчат, значит, не договаривают. Надо думать самостоятельно и иметь качественные знания, лучше, если они будут базовыми, профессиональными.
 
       Для правильного мышления мы используем диалектическую логику, а формальную логику мы вообще отрицаем? – или как? Как совместить диалектическую логику с формальной?

       - Что такое диалектическая логика?

       - Формула диалектической логики: тезис-антитезис-синтез. Вы даёте своё определение понятию, я даю определение, противоположное Вашему. Может случиться так, что и ваше, и моё определение – оба правильные. От какого из двух определений следует отказаться, если они оба правильные? В формальной логике задача правильного выбора в таком случае – задача неразрешимая. Грубо говоря: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Нас с вами, по-человечески, не устраивает ни то, ни другое. В диалектической логике из противоположных определений синтезируется новое качество, в котором отрицаются с удержанием и объединяются в единое целое оба противоположных определения. При этом, различие определений исчезает и их несовместимость исчезает тоже. Эта диалектическая процедура называется синтезом.

       Вы придерживаетесь культуропитейных убеждений, а я убеждённый трезвенник, поскольку имею специальное медицинское образование и твёрдо знаю, что культура и алкоголь – понятия антиподы, взаимоисключающие друг друга. Там, где есть настоящая культура, нет места алкоголю и наркотикам, и наоборот. Алкогольная зависимость в форме пока ещё бытового пьянства, но уже искажённого алкогольной привычкой сознания, живёт в вас. Этого достаточно для того, чтобы с высокой степенью вероятности предположить, что рано и ли поздно, но вы обязательно будете алкоголиком.

       Вредная привычка – часть человека, а не целое. Это вы на свет родились, а не она вместо вас.  Закон «отрицание отрицания» применим только к движению развития от целого к целому. К части целого его применить нельзя. Здесь действует закон формальной логики: «или – или». Либо ты справишься с вредной привычкой выпивать и курить, либо она превратит тебя в ничтожество. Здесь, ради жизни, используется формально-логический принцип отрицания с отторжением алкогольной зависимости. В каждом государстве есть люди с асоциальным поведением. К ним тоже приходится, ради спасения всего общества, применять отрицание с отторжением, то есть репрессии. Если мы хотим сохранить государство, то и репрессии, в том числе политические, обязательно должны быть, и будут всегда. А что? В Америке нет политических репрессий? – как это нет? Это самая настоящая тоталитарная страна. «Ах, у вас ещё нет демократии? – тогда мы идём к вам». Пришли они со своей демократией в Югославию, Ливию, Сирию, Ирак. Мы все знаем о её последствиях. Америка – мировой жандарм.

       Так что, широко применяйте метафоры, давайте чёткие определения. Про диалектику и диалектический компромисс, по ходу дела, я всё объяснил. Надо стремиться к чётким определениям. Лектор и сам должен понимать то, о чём говорит. Кстати, понять, значит, уметь выразить в понятиях. Один профессор другому говорит: «До чего же непонятливый студент пошёл. Раз им объяснил – не поняли. Ещё раз объяснил – опять не поняли. В третий раз объяснил – сам понял, а они всё равно не поняли».

       После моей беседы о здоровом образе жизни в г. Березники Пермского края руку тянет мужчина средних лет с желанием задать вопрос.
 – Задавайте ваш вопрос, говорю.
 – Я хочу задать вам вопрос, да боюсь, что обидитесь вы, Андрей Яковлевич.
 – Да, ладно, не первый и не последний вы такой, который пытается задать неудобный вопрос.  Только попробуй меня обидеть.
- Лекция ваша мне понравилась. Правда, многое из того, о чём вы сказали, я видел и слышал в передачах о здоровом образе жизни по телевизору. По радио слышал такие передачи. Где-то что-то читал об этом.
- Курите? Употребляете алкоголь?
- Да, конечно.

       Обращаясь к залу, я ответил: «Лучше бы он не видел передач о здоровом образе жизни по телевизору, не слушал их по радио, и нигде ничего об этом не читал. Почему? – Да потому, что лучше от этого он не стал». Как говорится: «Не в коня овёс», «Слышал звон, да не знает, где он», «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Зачем тогда о чём-нибудь говорить, слушать и читать, если человек не извлекает   из всего этого полезную для себя информацию, не становится лучше? Надо же формировать хорошую мировоззренческую концепцию, которая помогает жить, в первую очередь, тебе самому. Без системы правильных жизненных ценностей, ты будешь постоянно попадать в неприятные ситуации, ловушки для простаков, будешь постоянно нервничать и психовать.   В философии и диалектической логике мы сталкиваемся с необходимостью «культа» понятий и определений.
                              
       Закон «отрицание отрицания» применим к объекту/субъекту, развивающемуся от целого к целому. Врага, предателя и убийцу мы принять не можем, По отношению к ним индивидуальное и коллективное выживание возможно только в форме агрессивной самозащиты. Чикатило за 86 эпизодов изнасилований и убийств отбывает в тюрьме пожизненный срок. И.В. Сталин с такими отпетыми преступниками не церемонился. Все они приговаривались к высшей мере наказания – расстрелу. Здесь применим принцип отрицания с отторжением и разрушением. Мир противоречив. Приходится принимать его таким, каков он есть. В нём есть место безусловному принятию – отрицанию отрицания и отрицанию с отторжением и разрушением. Такова истина.

       Причиной пограничных состояний в психиатрии, тех, что между нормой и патологией, то есть неврозов – истерии и неврастении – могут быть внутриличностные конфликты. «Могу, но не хочу», «не хочу, но должен» - эти и другие противоречия часто терзают конкретную личность. Они вызывают отрицательные эмоции и, соответственно, психосоматические реакции и заболевания – болезни тела, связанные с психическими расстройствами. Это происходит потому, что человек не умеет мыслить диалектически. Внутриличностные конфликты вызываются и субъективными, и объективными противоречиями. В большинстве случаев такие противоречия хорошо разрешаются диалектическим компромиссом.

       Возьмём, к примеру, объективный конфликт между социальным и биологическим. Я ещё из детства помню один случай. В трамвае ехала девушка. Она сидела. Неожиданным порывом ветра из открытого окна её лёгкую юбочку завернуло выше бёдер, в результате чего показались её трусики.  Девушка вспыхнула, густо покраснев, и тут же выбежала от такого «позора» из транспорта на первой же остановке.  С точки зрения зрелого человека ничего страшного и неловкого не произошло. Фигурка и стройные ножки девушки были привлекательными, а окружающие люди вполне доброжелательными. Однако же девушка с гиперсоциальными установками отреагировала чрезмерно эмоционально. Так проявилась невротическая реакция из-за внутриличностного конфликта.

       Человек – существо социальное и биологическое одновременно. Надо ли стесняться того, что у человека есть инстинкт продолжения рода? – половое влечение и половая потребность. Я всегда возражаю, если говорят о потребностях низших и высших. Есть потребности человеческие. Биологические потребности всё более социализируются, становятся одухотворёнными. В то же время социальные установки общества всё более терпимо и уважительно относятся к проявлению биологических потребностей. В Германии не считается неудобным извержение пищеварительных газов в общественном месте, или за столом при приёме пищи. Конечно, желательно учитывать нормы культурного поведения в различных общественных группах.

       В 1991 году я был на усовершенствовании по специальности «сексология» в Ленинградском ГИДУВе (в институте последипломного усовершенствования врачей) на кафедре профессора Либиха Сергея Сергеевича. Как раз в это время в стране разыгрывалась трагедия уничтожения великой державы - СССР, которую значительно позже нынешний президент РФ В.В. Путин назвал геополитической катастрофой. Мы слушали выступление по телевизору участников ГКЧП (государственной комиссии по чрезвычайному положению) и, честно говоря, не понимали, что происходит. Однако же я хочу закончить свою мысль и рассказать совсем другую историю – историю развившегося невроза у подростка на почве сексуальных переживаний.

       На консультацию к профессору Либиху привезли подростка, который вёл себя очень странно: ходил всегда и везде, что-то делал и даже спал в чёрных очках и кожаных перчатках. Его смотрели разные психиатры. Никто ничего не мог понять. В общем, поставили ему диагноз: подростковая шизофрения. С.С. Либих пообщался с ним не более 10 минут и мальчик вышел от него со спокойной улыбкой, без очков и перчаток. Удивлённые быстрой переменой в поведении подростка врачи и родители поинтересовались у профессора тем, что он с ним сделал. На что Сергей Сергеевич ответил, что сказал человеку правду и, тем самым, избавил его от внутреннего психического напряжения, от вредных необоснованных переживаний.

       Оказалось, что ранее, по поводу каких-то сомнений подросток обратился за советом к психологу, который неудачно над ним пошутил, как только увидел его на пороге своего кабинета. Психолог строго спросил мальчика: «Ты что? – онанизмом занимаешься?». Подросток был ошарашен жестокой и беспощадной правдой, прозвучавшей во всеуслышание. «Как вы узнали?» - воскликнул он. «По глазам и волосам, растущим на тыльной поверхности твоих пальцев» - объяснил специалист. Сработала психологическая защита. Так в жизни ребёнка появились чёрные очки и перчатки.

        С.С.  Либих объяснил врачам успех своей консультации. Он сказал: «Нашей сексологической науке никогда не было известно о случаях сексуальных расстройств у мужчин, которые когда-либо занимались или занимаются мастурбацией, даже если они состоят в браке. Я сказал моему пациенту о том, что мастурбация у мужчин и женщин – вполне нормальное явление. Каждый настоящий мужчина без сексуальных проблем занимался или занимается мастурбацией. Я сказал человеку правду и вылечил его». Взволнованный женский голос из зала попросил профессора уточнить его слова: «Сергей Сергеевич, и вы тоже?». Либих остановился и, не задумываясь, решительно произнёс: «Я утверждаю, что все нормальные мужчины занимались или занимаются онанизмом. Все! – …кроме меня». Ответ был одобрен бурными аплодисментами и дружным хохотом.

       Профессор С.С. Либих обладал выдающимся чувством юмора. Два месяца очень напряжённых занятий для нас, врачей-сексологов, оказались непрерывным юмористическим шоу. В его лекциях непостижимым и удивительным образом самые серьёзные вопросы сексуального здоровья переплетались с тактичным юмором. С первой встречи на первой лекции он влюбил в себя всю женскую часть психологов и психиатров группы дополнительного последипломного образования. Слушая меня, вы понимаете, наверное, что и мужчин тоже.

        На сцену вышел очень невысокий человек, достаточно упитанный. Его, короткие и хорошо выглаженные брюки, тем не менее, казались не глажеными. Он несколько раз прошёлся по подиуму молча, внимательно вглядываясь в лица присутствующих курсантов и, вдруг, сказал: «Я знаю, о чём вы сейчас думаете, в особенности женская половина аудитории. Вы думаете, что я такой маленький и смешной не могу внушить по отношению к себе никакого сексуального влечения. Так вот, я в этом очень даже не уверен».

       Нет более ни одного другого раздела в медицине, кроме сексологии, где бы приходилось так упорно и так много бороться с мифами, иллюзиями, заблуждениями, ханжескими предрассудками. Между тем, половая потребность – одна из важнейших потребностей человека. Мы пищу принимаем каждый день? – каждый день. Мы жажду утоляем каждый день? – каждый день. Сексуальная потребность – биологическая и социальная одновременно. Любовь – это же одухотворение плоти.

        Удовлетворение половой потребности, даже если ещё нет любви, имеет свою биологическую ценность. Потребность биологическая должна быть удовлетворена со знанием, то есть сознательно, не в ущерб своему здоровью. Мы знаем огромное количество болезней, передающихся половым путём. Перечень их велик: вирусы гепатитов (А, В, С, Д, Е), сифилис, трихомоноз, все виды герпеса, хламидиоз, ВИЧ-инфекция и прочее.

       Есть какие-то проявления биологического в нашей жизни, которые мы не принимаем и отрицаем в социуме. Многие люди занимают ханжескую позицию, поскольку от половой потребности никуда не денешься – влюбишься и женишься. Умные и грамотные люди умеют находить компромисс между биологоческим и социальным, но компромисс должен быть диалектическим.
 
        Половой контакт – очень нужное, важное, ответственное и опасное взаимодействие сексуальных партнёров. В обществе много людей с пониженной социальной ответственностью. По всей стране много ВИЧ-инфицированных людей, особенно, в Екатеринбурге, где заражено 1,8% всего населения, то есть каждый 50-й молодой человек до 30-летнего возраста. Поэтому лучше до брака не вступать в интимные отношения с последующим коитусом (введением полового члена во влагалище). Самая безопасная альтернатива ранней половой жизни – мастурбация и петтинг. Вот вам и компромисс между биологическим и социальным. Я бы сказал – диалектический компромисс.

       Диалектический компромисс – не то, чтобы собрать мнения всех участников собрания, ото всюду понемногу, разделить на количество присутствующих и составить усреднённое мнение. Это недиалектический компромисс. От этого что-то взяли, от другого, а в итоге, так и не получили стройной и научной мировоззренческой концепции. Великий Гегель говорил, что «не надо опускать знание до мнения, а надо возвышать мнение до знания». В этом случае из множества приблизительных мнений получается единое знание. Научное знание находится не по средине различных мнений, а посредине и выше, уже в качестве истинного знания.

        Диалектический компромисс – компромисс без компромисса, поскольку нет альтернативы истинному знанию и движению РАЗВИТИЯ. М. Горбачёв носился с идеей плюрализма, требуя учёта всех мнений. Это вызвало паралич власти. В итоге, к власти пришли варвары и разрушили великую страну. Власть делает мудрой и эффективной единая и целостная теория общественного развития. На этой основе и должна строиться государственная власть. Пренебрегли руководители РФ марксистко-ленинской теорией и привели к краху российскую экономику.

       Государство и власть – это всегда диктатура. Если мы хотим сохранить сильное государство и развивать в нём демократические институты, то в обязательном порядке должны иметь диктатуру. Власть, на самом деле, нельзя разделить на части или ветви: законодательную, исполнительную, пеницитарную, информационную (4-я власть). Сильная и эффективная власть всегда едина и требует единоначалия. Если мы хотим сохранить сильное и единое государство, то должны принять и репрессии, в том числе, политические. Они будут всегда. Что, в Америке нет политических репрессий? Это самое настоящее тоталитарное государство. «Ах, у вас ещё нет демократии? – тогда мы идём к вам». Америка – мировой жандарм.

       Нужно стремиться к чётким понятиям и определениям, хорошо знать предмет, о котором мы говорим. Понять, значит, уметь выразить в понятиях. Если кто-то утверждает, что что-либо понял, то пусть чётко и ясно выразит суть понятого. Если у него челюсть отвисла, и он внятно ничего объяснить не может, значит, ничего не понял. Почему не понял? – потому что не знает определений.  Что такое «определение»? Знаете, что такое «определение»? Если вы читаете какой-нибудь словарь, в котором даются определения сложным понятиям – честь, совесть, идеал, счастье, тоталитаризм, - то обнаруживаете, иной раз, пространное разъяснение таких понятий. Пояснение может быть растянуто на несколько страниц в словаре, где печатная площадь на вес золота.
 
       Сложное понятие очень непросто себе уяснить. Есть и простые понятия. Каждое простое понятие соответствует одному определению. Такому понятию дали определение сто лет тому назад, оно сохранит свою актуальность и через 10, и 50, и в последующие 100 лет. Однако существуют и сложные понятия, которые развиваются как живой организм. Они не определяются однозначно - раз и навсегда. Каждому из них можно дать множество определений, но понятие всё ещё не представляется достаточно содержательным.
 
       «Определение» - это то, что не изменяется в изменениях. Гегель строгим научным философским языком дал определение «определению». «Определение – качество, которое в-себе, в простом НЕЧТО, и находится в единстве с другим моментом этого НЕЧТО – с в-нём-бытием». В переводе на язык повседневного общения, определение есть то, что не изменяется в изменениях. Что такое «ИЗМЕНЕНИЕ»? Каждое живое существо – человек тоже – рождается совсем маленьким. Это удивительное создание растёт и с возрастом изменяется. Ребёнок становится взрослым и, иногда, как вы, приобретает вредные привычки, которых раньше не было.
 
       Вот этот взрослый человек, если его сравнить на фотографии с ним же самим, тот же, или нет? Разумеется тот же и, в то же время, другой. Если выразиться языком математики, то он – это объект А и НЕ А одновременно. Такая математическая формула выражает сущность движения развития. Получается, что число 5 равно и, одновременно, не равно 5. Математики от такого вопиющего попрания фундаментальных математических аксиом впадают в ступор. В диалектической логике всякое тождество существует как тождество различия. Человек, как и всякий другой объект/субъект, развивается и изменяется, оставаясь, при этом, прежним. Субъект в диалектике тождествен объекту, но и отличается от него. Вот в чём суть изменения и развития. Я как-то незаметно подошёл к всеобщим философским понятиям диалектической логики – абстрактным формам движения и бытия материи: движению, изменению и развитию.

       Всякое движение в основе своей имеет какую-то причину. Ничего в окружающем нас мире не происходит без причины. Причиной всех форм движения является противоречие, объективное противоречие. Если взять самое простое движение, абстрактнее которого более ничего нет, то оказывается, что и в нём есть противоречие – противоречие движения и покоя. Покой есть форма движения, но и движение – это форма покоя. Покой и движение находятся в бесконечной борьбе и единстве, проявляя себя во всех сложных формах движения, в том числе и в психических процессах, в человеческом мышлении. Объективное противоречие, которое уничтожить невозможно, и есть тот вечный двигатель любого движения развития. Вовсе неважно, что заявки на изобретение такого двигателя перестали принимать во всех научных учреждениях мира.  Просто люди забыли или никогда и не знали диалектической логики Г. Гегеля.

       Самое простое движение и движение ИЗМЕНЕНИЯ включаются СНЯТИЕМ в более сложное всеобщее движение – РАЗВИТИЕ. В учебниках и словарях по философии РАЗВИТИЕ определяется как поступательное движение «от низшего к высшему», «от простого к сложному». С точки зрения диалектической логики это неправильно. РАЗВИТИЕ, хотя и, в итоге, движение поступательное, но неравномерное. Оно может происходить и вперёд, и назад, и зигзагами, и, даже, задом наперёд. Его правильнее сравнивать с возвратно-поступательным движением отбойного молотка, где движение вперёд сопровождается откатами от достигнутого уровня развития с последующим обязательным возвратом к нему.

       В СССР мы жили при социализме. Социализм – первая ступень коммунизма, то есть переход от капитализма к коммунизму. Ревизионизм, догматизм, волюнтаризм Н.С. Хрущёва не принял в расчёт это важное обстоятельство. Он отошёл от марксизма-ленинизма, не понимая того, что жизнь при социализме (переход) – дорога с двусторонним движением: от капитализма к коммунизму и от коммунизма к капитализму одновременно. Он же говорил, что социализм в СССР победил окончательно и, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Всё же получилось, как раз наоборот. Вот так – от глупости и невежества руководителей советской страны – вроде бы, «хотели, как лучше, а получилось как всегда».

       По этой же причине, наше общество очутилось даже не в современном буржуазном обществе, а в диком капитализме 150-летней давности. Гнилая идея свободного рынка овладела умами масс. Нигде в наше время уже давно не существует рынка свободной конкуренции, и не будет больше никогда. Пришли к власти варвары, которые так и не поняли существующей буржуазной экономики, и разрушили великую страну. Давайте, мы с вами наберёмся выдержки, мужества и терпения, накопим сил и сделаем, наконец, то, что не получилось с первого раза – возобновим уверенное движение к светлому будущему. Мы не будем опускать руки в бессилии и склонять голову при неудачах. Мы, коммунисты – оптимисты. В наших головах самое мощное оружие – высшая теория общественного развития – марксизм-ленинизм.

       Успех выступления лектора зависит от его жизненной позиции. Самое главное наше преимущество в борьбе с врагами народа – научная теория общественного развития, проверенная практикой. Наша философия партийная. Она делит всех людей на две больших группы – партии: материалистов и идеалистов. У тех и других своя мировоззренческая концепция окружающего нас мира. Она нас разделяет, но не настолько сильно, чтобы сделать врагами. В.И. Ленин говорил о Г. Гегеле: «Умный идеалист лучше глупого материалиста». Общечеловеческие ценности для всех нас одинаковы. Мы всегда можем сохранить с людьми других взглядов хорошие и добрые отношения. Ни один коммунист не будет возбуждать ненависть к верующему человеку, если он прекрасный товарищ и социально-ориентированный гражданин.

       Мой друг, кстати, верующий человек и, между прочим, коммунист. Я не пытаюсь насильно изменить его убеждения, навязав ему свои, стараюсь проявлять тактичность. Придёт время и он сам скорректирует свои взгляды на жизнь. Его сознание тоже развивается. Он видит, что я во многом прав. Нужно проявлять такт в общении с людьми, имеющими иные взгляды на мир. Общечеловеческие ценности нас объединяют. Идеалистов и материалистов объединяет даже идея бессмертия, правда у идеалистов она, на мой взгляд, беднее, чем у материалистов, хорошо владеющих диалектической логикой.

       Жизнь человека, к сожалению, конечна. Она ограничена временем его бытия. Единственный способ не умереть – не родиться. Говорят, что время идёт, бежит, летит. Это означает, что его как физической величины и нет вовсе.  Почему я делаю такое заключение?  Слова – идёт, бежит, летит – характеризуют движение. Движение – всё то, что происходит и изменяется. По этой причине время – формально-безразличная физико-математическая категория, характеризующая сравнительную продолжительность двух и более движений, продолжительность одного из которых взята за эталон. Такое движение – продолжительность вращения Земли вокруг собственной оси. Это движение выбрано произвольно.

       Таким временем изменяется конечное движение, но его не существует в качестве материально-физической сущности. То же самое мы можем сказать и о пространстве. Пространство – это формально-безразличная физико-математическая категория, выражающая сравнительную направленность векторов различных движений, условно исходящих из одной точки системы координат и создающих в совокупности пространственный объём.  Другими словами, без движения нет ни времени, ни пространства. Время и пространство зависят исключительно от характера движения и его сложности.

       Таким образом, эволюцию органической жизни на Земле и человеческого общества в филогенезе следует считать единым бесконечным процессом, где конкретная человеческая и конечная жизнь переходит в свою бесконечную форму - бессмертие. Человек смертен в индивидуальном, но бессмертен в коллективном (в общественном) движении жизни. Конечное событие (человеческая жизнь) есть момент бесконечного движения. В то же время, бесконечное является моментом конечного. Два этих момента возможны только в борьбе и единстве. Они не существуют один без другого. Нет конечного без бесконечного, нет времени без вечности, и наоборот.

       Для человека существует только настоящее движение (жизнь) – здесь и сейчас. Человека не было и времени не было. Всё прошлое время существует в настоящем. Оно развернулось в эволюционном движении развития жизни и есть сейчас как результат этого движения. Всё будущее также находится в настоящем, хотя и не развернулось ещё в долженствовании своего развития. Сценариев развития будущего бесконечное множество, но в действительности может осуществиться только один. Самое важное в жизни человека то, что происходит здесь и сейчас, поскольку здесь и сейчас закладывается и осуществляется действительный сценарий ближайшего и отдалённого будущего. Это становится возможным благодаря нашим знаниям и активной жизненной позиции. Управляя движением своей жизни, человек способен управлять и пространством-временем.

       Самое грамотное, образованное и культурное правительство в России было при В.И. Ленине. Сталин хорошо знал диалектику. Он был не только хорошим практиком, но и теоретиком. Его некоторые труды признаны во всём мире и никем не оспариваются. К большому сожалению, он не закончил реформирование власти и не оставил после себя в руководстве страной людей, соответствующих масштабу его личности. После него в результате «подковёрных» интриг к власти пришёл Хрущёв и развалил всю нашу идеологию. Конечно запас прочности у советской власти был большой, но за 30 лет потихонечку – потихонечку в отсутствие должной борьбы с мелкобуржуазной психологией всё же удалось развалить великую страну.

       На большие партии людей делит и отношение к логике. Одни люди пользуются формальной логикой, другие люди, иной раз кажется, не пользуются логикой совсем. Есть люди, которые очень эффективно для решения своих и государственных проблем используют диалектическую логику. Таких государственных людей хотелось бы иметь больше. В школе и иных учебных заведениях наше сознание формируют, в основном, в формально-логической парадигме.

        Учителя школьные не знают, что такое диалектика и как ею пользоваться. Современная школа хорошо образованных, культурных и интеллигентных людей не готовит, поскольку в ней преподаются преимущественно абстрактные науки, которые с большим трудом интегрируются в конкретную жизненную практику.  Нужно учить детей конкретной жизни, умению хорошо и быстро разрешать трудные жизненные проблемы, умению радоваться жизни, получая от неё максимум радости, удовольствия и счастья.

       Осуществляя пропагандистскую деятельность, надо быть готовым к самым неожиданным реакциям на ваши слова тех людей, которые пришли на ваше выступление. Могут присутствовать в аудитории психически больные люди, которые ведут себя неадекватно. Никогда не обижайтесь на них – на больных не обижаются. Не запускайте в себе болезненный механизм, разрушающий ваше здоровье. Обидчивый человек совершает две ошибки. Первая: он допустил ситуацию, в которой возникли неудобные и неприятные для него обстоятельства. Вторая: обидевшись, он запустил в себе самом механизм саморазрушения.

       Встречаются, редко правда, возбудимые психопаты. У психопатов отсутствует способность вполне контролировать свои эмоциональные реакции и поступки. Женщина – продавец в магазине -  рассказала мне одну историю из семейной жизни. Муж у неё возбудимый психопат. Любит, чтобы в доме был идеальный порядок, чтобы обувь была всегда чисто вымыта и ботиночки стояли ровненько – носик к носику. К его приходу на столе должна стоять тарелка с круто посоленным борщом «с пылу и жару». Садится за стол, зачерпывает ложкой содержимое тарелки и отправляет в рот. А женщина стоит ни жива, ни мертва – вспомнила, вдруг, что борщ не посолила.  Вдруг, вскакивает резко муж и выливает кипящий борщ ей на грудь, за лифчик. Тут же осознаёт, что натворил и бросается перед ней на колени, плачет, прощения просит, умоляет не бросать его. Всё это делается в трезвом виде.  Вот такие они – психопаты.

       Бывают ещё и бредовые расстройства, в большинстве случаев, на фоне сохранённого интеллекта, так называемый, изолированный бред: сутяжный бред, бред преследования, очень часто, особенно у алкоголиков, бред ревности. Последний очень опасен, поскольку, бывает, заканчивается членовредительством или убийством. Переубеждению бред не поддаётся. Правда, лектору это помешать, скорее всего, не сможет. Так что, лектору может пригодиться даже знание психиатрии. Я, к примеру, своих любимых пьяниц-алкоголиков даже в трезвом виде за 100-150 метров по походке узнаю. Своеобразная походка, размашистая, по всей вероятности связанная с мозжечковыми нарушениями.

       Примерный план беседы в голове лектор тоже должен иметь. Я шёл к вам с таким планчиком, а свободные ассоциации в процессе беседы внесли свои коррективы. Хотелось бы строго придерживаться той темы, какую раскрываешь, но обнаруживаешь вдруг – вон куда занесло.  Каждое устное выступление на одну и ту же тему, не привязанное к бумажке, обязательно отличается одно от другого. В том и состоит преимущество и одновременный недостаток устного выступления.

       Когда лектор готовит своё выступление в письменной форме, он продумывает каждое слово, помногу раз возвращается к написанному, подбирает самые нужные слова для выражения своей мысли. Однако же, даже при наличии замечательного письменного варианта в подготовительный период к лекции, вовсе не факт, что устное выступление будет полностью соответствовать ему. По содержанию – да, а по форме – нет. Форма, сама по себе, очень важна, поскольку в форме всё содержание сидит.

       Если я пишу статью, то правлю её постоянно, прочитывая минимум 50 раз, уточняю смысл фраз, придираюсь к каждой запятой, к каждому слову и буковке в нём. При этом использую словари и интернетовскую википедию. Кроме такой кропотливой работы, приходится ещё и синтезировать сложные понятия, используя диалектическую логику, чтобы сделать произведение содержательным, конкретным, включающим в себя высокую истину. Хорошо подготовленная статья рассчитана на очень большую аудиторию. У меня в интернете на сайте ПРОЗА.РУ есть аккаунт, в котором содержится уже 222 произведения, Каждый день с ними знакомится 50-70 человек с общим количеством прочтений 100-200. Всего посетили аккаунт на 22.11.2020 года 54452 человека.

       Вообще, мышление в основе своей имеет рефлекторные механизмы и работает по принципу свободных ассоциаций. Здесь одна мысль цепляется за другую, а та, в свою очередь, порождает третью и так далее. Конечно, ассоциации не появляются случайно и хаотично. Все они связаны с мировоззренческой концепцией лектора, организуются систематическим знанием. Однако, в определённых рамках, элемент случайности присутствует всегда. Философы говорят, что необходимость случайна, а случайность необходима, то есть возникает вполне закономерно.

        Изучая тему, лектор организует информацию в своём сознании, закрепляя условно-рефлекторные связи. Так что, случайность совсем не случайна. Каждое слово, фраза, метафора эмоционально окрашены. По этой причине, вполне закономерно культура мышления определяет культуру эмоционального реагирования. Все люди с хорошо организованным мышлением, способные к чётким оценкам и суждениям, по жизни уравновешены и спокойны. Если мы с вами знаем диалектическую логику, то и хорошо ориентируемся в окружающем нас мире, то есть живём в спокойствии и простоте.

       Лучший способ научиться ораторскому искусству – постоянная работа с аудиторией. Теория должна сочетаться с практикой. В моём архиве хранится не менее 1500 диктофонных записей своих лекций и лечебных бесед. Умственный труд должен стать привычным. Нужно напрягать мозг систематической работой. Чем больше биологическая система работает, тем дольше она живёт. В индивидуальной беседе необходимо стремиться найти самые важные для человека слова, уметь выразить свою мысль самым удачным образом, чтобы самому получить от этого огромное удовольствие, тем самым, как бы даже, осуществляя смысл своей жизни.

       Пропагандист должен быть внимательным в процессе беседы, наблюдая за реакцией на свои слова, задавать вопросы, которые позволяют прогнозировать эффективность воздействия на слушателей. Может быть и вообще не стоит напрягаться, если собеседник слабоумный. Спрашиваю у 30-летней женщины о том, как она училась в школе, о самых любимых предметах, о математике, например. Она отвечает, что трудно давалась таблица умножения. «Сколько будет, если пять умножить на пять?» - спрашиваю. – Отвечает: «Не мучайте меня пожалуйста».
 
       В этом случае нет смысла говорить об очень важных и сложных понятиях. Человек не понимает их значения. Нам нужно сказать человеку, пользуясь понятиями и определениями, правду так, чтобы она дошла до сердца и сознания, побудила человека изменить свою жизнь к лучшему. А у собеседника отсутствует понятийный аппарат. Здесь предпочтительнее прямое и императивное внушение в авторитарных методах воздействия. Пропагандируя марксистско-ленинскую теорию, мы, по существу, занимаемся социальной психотерапией. Мы говорим людям правду, и не только правду, мы подводим их к пониманию истины.

       Кто понимает различие правды и истины? В познавательном процессе есть определённая последовательность. Вначале нам нужна правда. Мы её нашли и на всякий случай перепроверили. Да, действительно правда, достоверная правда. Это второй этап приближающий нас к истине – достоверность. И, наконец, сама истина, которая включает в себя ещё одну правду, но противоположную первой. К чему приводит формально-абстрактное обучение в нашей школе? Заканчивает человек среднюю школу и поступает в высшее учебное заведение, а ему там говорят: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». Приходит он с высшим образованием на производство, то есть в реальную и конкретную жизнь, а ему и там говорят: «Забудьте всё, чему вас учили в институте».

       В школе нам как говорили? – «В здоровом теле – здоровый дух». Это правильное утверждение? – правильное. Я думаю, вы не будете возражать против этой достоверной правды. Если вы чувствуете себя замечательно и у вас нигде ничего не болит, так у вас и настроение прекрасное, мысли хорошие, добрые, ясные. Это и есть «здоровый дух». Энергия в вас кипит, бурлит. Вы же счастливый человек. Вы агитируете и пропагандируете здоровый образ жизни, то есть становитесь оптимистом и настоящим коммунистом.

       Я  40 с лишним лет работаю в психотерапии со своим пациентами. Их прошло через меня более 30000. Все эти годы и каждый день я утверждался в мысли, что, на самом деле, всё наоборот. Если у человека хорошо организовано сознание и преобладают правильные мысли, сформировавшиеся в саногенное мышление (мышление, рождающее здоровье), то он будет заботиться о своём здоровье и сохранит здоровье своего тела. Особенно внимание к своему здоровью важно с возрастом. То, о чём я сказал – тоже правда, достоверная правда. Давайте мы эти две противоположные правды объединим в единое целое и получим истинное суждение о здоровье.

       В некотором смысле эти противоположные правды формально исключают одна другую, но при этом находятся в единстве, то есть в борьбе и единстве. Мы имеем, в итоге, наглядный пример, как в конкретной жизни проявляется всеобщий закон диалектической логики – ЕДИНСТВО и БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Что происходит с противоположностями далее? – они не уничтожаются, а разрешаются взаимопроникновением и переходом одной противоположности в другую. Их различие исчезает. В результате борьбы и единения возникает новое качество знания с его спокойной простотой – истина. Происходит диалектическое движение СНЯТИЯ в соответствии с другим законом диалектической логики – ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ. Мы с вами получили новое понятие о здоровом образе жизни, синтезировали новое (конкретное и истинное) знание о нём.

      Если нам говорят об одной правде, то это не означает, что только она одна и есть. Обязательно существует другая правда, противоположная первой.  Приведу ещё один пример с определением свободы. «Свобода – господство над обстоятельствами со знанием дела» - К. Маркс. Хорошее, оптимистичное определение свободы, не правда ли? «Свобода – осознанное подчинение необходимости» - Ф. Энгельс.  Всем, наверное, нравится господство, а подчинение – никому. – так?

       Если ко мне приходит пациент, который в жизни из-за пьянства потерял почти всё, он понимает, что существует настоятельная необходимость избавиться от вредной привычки, которая способна погубить его. Здесь осознанное подчинение необходимости становится господством над печальными обстоятельствами. Для пьяницы свобода – необходимость избавления от вредной привычки. Оба определения и противоречат, и взаимно проникают одно в другое, образуя истинное знание о свободе.

       Если мы знаем, как устроен мир, что он противоречив, то мы всегда готовы к борьбе. Мы способны принять такой мир каков он есть, сохраняя силу духа, спокойствие и уверенность в себе. Притча об Эйнштейне. Умер великий физик Альберт Эйнштейн и попал в рай. Его призвал к себе господь, похвалил за праведную жизнь и предложил выполнить самое заветное желание. Эйнштейн согласился и попросил Господа написать формулу устройства мира – всего.

       Господь взял ручку и бумагу, что-то долго писал, и отдал написанное Эйнштейну, Он, в свою очередь, вчитался в то, что написано, и с изумлением воскликнул: «Господи, здесь так много ошибок и противоречий!». – «Ну и что» - улыбнулся Господь. Мир развивается потому, что существует объективное противоречие, которое уничтожить нельзя, его можно разрешить диалектическим компромиссом. Знание диалектической философии делает нас счастливыми, вселяет в нас, коммунистов, оптимизм. Для счастья необходимо быть мудрым человеком (философом), уметь рассчитывать свои силы на жизненной дистанции, иметь выдержку, мужество и терпение. 

Комментарий профессора ПГНИУ (Пермь) М.Г. Суслова, доктора исторических наук.      
      
       Андрей Яковлевич, здравствуйте! Спасибо за текст выступления. Прочитал с превеликим удовольствием и пользой. Думается, что крайне редкий случай, когда профессиональный доктор, работник здравоохранения владеет марксистской  диалектикой, и не просто владеет, а может применить и донести ее суть до слушателей. Очень важны и Ваши советы лектору.

       Ситуации бывают всякие, но с враждебностью и непримиримостью в крайне резкой форме мне возражали только один раз, когда меня начинающего преподавателя попросили прочитать лекцию в Институте повышения квалификации при Уральском университете по книге В.И. Ленина «Что делать?». Тогда седой слушатель в крайне раздраженной форме кричал: «Что Вы такое говорите? Я 30 лет преподаю историю КПСС, а Вы мне тут такое...». Я видел, как его трясет. Затрясло и меня, и я не знал, кого первым вынесут вперед ногами из аудитории.

       Учитывая его возраст и нервное потрясение, я не мог ему прямо сказать, что за 30 лет, вы так и не прочитали внимательно книгу Ленина, а если и прочитали, то не поняли. Это было для меня ещё одним подтверждением тому, что классиков читают, но не изучают ни преподаватели вузов, ни коммунисты, ни высшее партийное руководство.

       На этом фоне Вы для меня настоящее приятное открытие. Спасибо! В тексте есть фраза: «Общечеловеческие ценности для всех нас одинаковы». У меня возник вопрос, а что можно отнести к общечеловеческим ценностям? Мне было бы интересно узнать Ваше мнение по этому вопросу. А пока поздравляю Вас, дорогой Андрей Яковлевич, с наступающим Новым годом! Желаю сил, здоровья и желания прочитать лекции ещё тридцати тысячам человек. У Вас это замечательно получается. Всех Вам благ. – М. Суслов.
      
       
      
      
      
             
      
       
      
       
               
               




       
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      


Рецензии
Я читаю вашу статью вдумчиво и медленно. Ещё не прочла до конца, но в ответ на вашу агитацию написала вот что:
"Мы находимся на страшной войне, в которой гибнут миллионы людей.
Эта война не людей с людьми, а война человека с самим собой.
Люди разрушают себя алкоголем и наркотиками, и в этой войне погибают лучшие представители человечества, а не отбросы общества.
Отбросы общества - это те люди, которые презирают слабых и больных людей, насмехаются над инвалидами и калеками. Отбросы общества - это психопаты, которые не имеют сострадания от того, что мозг их болен неизлечимо. Алкоголики - это скорее, жертвы существующей системы, где общество не заботится о здоровье и счастье своих граждан. Алкоголизм - это страшная болезнь, которую нужно предупреждать на первой стадии развития. Важна поддержка родственников и друзей, если они ещё не погибли на этой войне. Отсидеться в окопе здесь никому не удастся. На этой жестокой войне ты либо друг, либо трус и предатель"...

Дочитала до конца. Произведение очень многогранное, имеющее много смыслов и понятий, над которыми надо задуматься. С первого раза до сознания не всё окончательно проникнет. Случаи из практики и из жизни очень интересные. Я не совсем согласилась бы с таким вот определением психопата, которое Вы дали. Это скорее человек с неуравновешенной психикой, вспыльчивый и отходчивый, у которого процессы торможения в мозгу нарушены. Больше совпадает с определением невростении. А психопаты по определению психологов - это люди без совести, которые не умеют сострадать, потому что у них полностью отсутствует эмпатия.
Они не станут так быстро извиняться, потому что просто не чувствуют своей вины.

Оставила ваш труд у себя в закладках, чтобы вернуться к нему. Захотелось почитать Гегеля и Маркса. Наверное, труды Эрих Фромма Вам тоже знакомы. Он также положительно отзывается о Марксе, как о биофиле.

И вот ещё что пришло в голову в процессе чтения:
"Без движения нет ни времени, ни пространства".
Движение - это не перемещение объекта в пространстве, а развитие его сознания. Что, если в 20 лет человек заканчивает своё развитие и у него в сознании наступает хаос, психическая энтропия? Может ли человек 20 лет деградировать, то есть оставаться в той же точке развития, что и был в 20 лет? Он меняется внешне, у него развиваются вторичные половые признаки, но его сознание так и остаётся на уровне 20-летнего человека. Он мыслит понятиями и определениями, которые знал тогда, прикладывает его к своей жизни, а мир вокруг него постоянно меняется. Его старое мировоззрение перестаёт помогать ему жить, "бабушкины рецепты" больше не действуют, но он продолжает жить в своей реальности, не замечает своей остановки в развитии и ведёт себя так, словно с ним всё в порядке.
Думаю, что такое бывает, и довольно часто. Люди останавливаются в развитии после того, как выходят из школы, где их подталкивали и "тянули за уши" к светлому будущему. И как только отпустили их в свободное плавание, так они и остались в этой гавани. И корабль не отправился в океан, чтобы покорять просторы Вселенной, а всю жизнь мирно простоял на якоре. Он вроде бы никому и не мешал, но это нагромождение кораблей, яхт, лодочек, парусников в порту всё таки не бесконечно. Кто нибудь должен их подтолкнуть, вставить мотор и пожелать "счастливого пути".

Любовь Коваленко   12.02.2021 13:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.