И проснулись знаменитыми

        Благодаря пению в Архангельской любительской хоровой капелле мне посчастливилось побывать во многих городах России, Советского союза, а после «перестройки» - и за рубежом. Во время пребывания на гастролях всегда устраивались экскурсии по городу, очень часто и в местные музеи. Иногда устраивались неформальные встречи нашего хора с местными любителями хорового пения.
        Например, вспоминается дружеская встреча после общего концерта "Осенняя Кострома" с любительским академическим хором города. Было даже что-то подобное обмену опытом. В костромском хоре в основном пели студенты, т.е. очень молодые люди, певшие правильно (по нотам), но как-то механически, чувства характера произведений, которые определяются  очень тонкими нюансами исполнения, у них было явно не достаточно. В связи с этим (скажу откровенно - подслушал) наша хористка Ангелина Ивановна Капелюшек (сейчас заслуженный работник культуры РФ) в узком кругу молодых костромичанок на примерах объясняла как можно "оживлять" произведения.
        Надолго запомнились выезды капеллы на фестивали оперной музыки, проводимые в Ярославле каждые 2 года (5 фестивалей, начиная с 1981) в память о знаменитом теноре Леониде Собинове - уроженце Ярославля. Время проведения фестивалей было очень удобным для поездок – июнь, начало отпускного сезона. Оперы или отдельные фрагменты опер давались в концертном исполнении. Солистами выступали обычно хорошо известные артисты Большого, Ленинградского и других оперных театров Советского Союза (Мария Биешу, Марк Решетин, Юрий Марусин, Булат Минжилкиев, и мн. др.), а партии хоров исполняла наша капелла. Естественно, в фестивалях принимал участие и  Ярославский симфонический оркестр.
        Однажды, в утренних новостях по всесоюзному радио сообщали об открытии очередного Собиновского фестиваля, перечисление участников закончили фразой «… и знаменитая Архангельская хоровая капелла». Мне неизвестно, как это получилось (с подачи редактора новостей или организаторов фестиваля), но после этого наш художественный руководитель В. А. Максимков иногда, в своих беседах-воспоминаниях, в шутку стал повторять известный штамп «… и проснулись знаменитыми». Мы-то естественно, считаем своё исполнение приличным, но таким «знаменитым» прилагательным до того времени не пользовались. Хочется надеяться, что это была не оговорка, а оценка. В Советское время оговорки дикторов (отсебятина) не допускались, был строгий контроль, в отличие от современного положения в СМИ.
        На последние 2 фестиваля мы выезжали вместе с мужским хором центрального Дворца культуры города Северодвинска (им. Ленинского комсомола). Уже не помню, но думаю, что поводом к усилению нашего хора было запланированное исполнение на очередном фестивале второго акта оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Коллектив северодвинцев был для нас хорошим подспорьем при исполнении величественных мужских хоров оперы.
        Выступления артистов последних фестивалей проходили не только в филармонии Ярославля. Мы, почти все участники фестиваля, после основного выступления несколькими автобусами доставлялись в другие крупные города области (Углич, Рыбинск), где выступления проходили примерно по той же программе, что и в Ярославле (с небольшим исключением некоторых знаменитостей).
        К сожалению, «ничто не вечно под луной», и Собиновские фестивали в Ярославле тоже прекратились.


Рецензии
За то сколько воспоминаний! Очень понравилось. С уважением, Куманяев Е.

Евгений Куманяев   27.04.2019 13:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, за прочтение. Я согласен с Вами относительно воспоминаний. Для меня пение в хоре - это вторая жизнь, очень отличающаяся от основной - преподавателя и, конечно, исследователя в ВУЗе - это, другое занятие, называется обычно активным отдыхом. Сейчас у меня, после выхода на пенсию, активным отдыхом служит написание своих воспоминаний. Начинал писать - для своих детей.

Александр Голяков   27.04.2019 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.