Се - человек. Как ощутить непостижимое

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




Если шаг за шагом разобрать особенности и деяния Сына Божьего, то выясняется, что в Его активе
НЕТ БЕССПОРНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЕГО БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ:

       • Святым Духом обладает не только Христос: Бог насылал Духа на многих праведников. (Предтеча, например,
                получил его от чрева матери, а сам Спаситель удостоился этой милости только в 30-летнем возрасте после
                крещения).
       • Чудотворство не свидетельствует о божественности и не выделяет Христа среди других пророков-чудотворцев.
                (Л. Толстой вообще не усматривал никакой связи между чудом и сущностью чудотворца) *.
       • Нравственный закон до него приносили и другие: индийский принц Гаутама Шакьямуни (Будда),
                иудейский вождь Моисей, персидский пророк Заратустра, а после него – мусульманский пророк
                Мухаммед ибн Абдаллах(Магомет).

Остается уповать на знамения и пророчества, большей частью туманные и расплывчатые, толкуемые произвольно и предвзято
(см. http://proza.ru/2016/04/13/460,
http://proza.ru/2019/01/02/1852,
http://proza.ru/2016/04/15/449 ).

Сказанное вовсе не означает, что столь примечательная личность не заслуживает внимания. Наоборот, ТОЛЬКО УТРАТИВ СВОЙ НИМБ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС ПОЛУЧАЕТ ШАНС НА ПОНИМАНИЕ И СОЧУВСТВИЕ. Такие вещи, как СО-ЧУВСТВОВАНИЕ И У-ЧАСТИЕ НЕВОЗМОЖНЫ БЕЗ КАКОГО-ТО СОВПАДЕНИЯ, ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ, АНАЛОГИИ.

Так, вероятно, и поступают многие искренние христиане, мысленно уподобляя себя страдающему Христу. Сознательно или бессознательно они трансформируют нечто непостижимое - Сына Божьего - в образ кроткого, земного сына человеческого. При этом особые, сверхъестественные способности Иисуса временно выносятся за скобки, ибо обычному человеку не под силу отождествлять себя с небывалым феноменом – богочеловеком. Его «устройство» неисповедимо, а потому неисповедимы и его мысли, чувства, поступки.

В самом деле, что будет чувствовать на кресте (и будет ли чувствовать вообще!) тот, чье тело способно светиться? Тот, кто ходит по воде, летает по воздуху, становится невидимым, проникает сквозь запертые двери и погребальные пелены? Даже заурядные йоги успешно демонстрируют само-анестезию и -аналгезию**, что же говорить о богочеловеке!

------------------------------------------------------
      *«...всякое чудо, если  кто его видел, может доказать только то, что  случилось  что-то противное законам 
         разума и что человек, подвергшийся чуду, подвергся чему-то необыкновенному, и больше ничего».
         (Л.Н.Толстой. Соединение и перевод четырех Евангелий)
    **Анестезия – потеря чувствительности.  Аналгезия – отсутствие ощущения боли.
-------------------------------------------------------

Столь же непонятны, «неестественны» человеческие слабости Иисуса как сакрального существа и Совершенного человека («совершенного в Божестве и совершенного в человечестве»).
Если его могущество беспредельно, мудрость безгранична, а дух всецело владеет плотью*, то откуда берутся усталость**, раздражение***, гнев****, тщеславие*****, нетерпимость и бескомпромиссность******?
Такие состояния искушенные пастыри привычно и уверенно относят к проявлениям «человеческого начала» этого непостижимого существа. Как будто в такие минуты «Его Божественное и всемогущее хотение» вдруг отступает под напором «Его человеческого хотения»! В то же время любые вопросы о природе, способе соединения двух начал те же пастыри заменяют декларациями и отметают как недоступные разуму. Предлагается просто поверить святым отцам и не рассуждать.

Однако, череда      о т ц о в     уходит далеко в прошлое и не обрывается, скажем, на крещении Руси. До него и даже после него предки еще долго исповедовали веру в Сварога, Рода, Перуна, Ярило, Мокошу, Ладу, Волхова, Дажьбога, Живу, Долю, Денницу и многих других, ныне отвергнутых богов. За тысячелетия до них поклонялись Ваалам, Олимпийцам, еще раньше – Анубису, Гору, Тоту, Осирису, Ра...

Должно быть, наставники тех времен также призывали своих «прихожан» не рассуждать и веровать сердцем. Те сопротивлялись, смирялись, привыкали и верили, затем наступало время новых богов, отцов и жрецов, новых отступлений и возврата к «золотым тельцам» и т.д....

Время неуклонно подтачивало этот патриархальный принцип и к началу третьего тысячелетия он, похоже, утратил свою непререкаемость. Еще раньше уловили эту тенденцию служители культа. 

Отцы церкви и прежде активно занимались естественнонаучными исследованиями, а их результаты применяли для осуществления «чудес», но теперь они вынуждены использовать свои изыскания для полемики с оппонентами, то есть открыто апеллировать к разуму.
Не ограничиваясь голосом сердца, нынешние теологи критически анализируют эволюционное учение Дарвина, профессионально занимаются генетикой, психологией, биологией и историей, не гнушаются кибернетики, лингвистики, информатики и текстологии, охотно ссылаются на открытия археологии и результаты спектрального анализа...
Оказывается, РАЗМЫШЛЕНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ ПАГУБНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ПАСТВЫ, сами же почтенные предстоятели успешно поверяют и подтверждают наукой многие спорные или туманные места Писания (разумеется, к авторитету науки прибегают выборочно – когда ее заключения выгодны Церкви и вере).

------------------------------------------------------
               *«Его ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ хотение последует (а не противостоит или противоборствует), лучше же
                сказать, подчиняется Его БОЖЕСТВЕННОМУ и всемогущему хотению».
                (Догмат о двух волях Шестого Вселенского Собора, Константинопольского)
            **«Там был колодезь Иаковлев. Иисус, УТРУДИВШИСЬ от пути, сел у колодезя” (Ин 4 6)
          ***«И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где
                приклонить голову” (Мф 8 20)
                «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе
                буду терпеть вас?» (Мф 17 17)
       ****«И, воззрев на них С ГНЕВОМ, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни
                руку твою” (Мк 3 5)
    *****«Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, ДА ПРОСЛАВИТСЯ ЧЕРЕЗ НЕЕ
                СЫН БОЖИЙ» (Ин 11 4)             
              «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому” (Ин 12 23)
              «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
               ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете»(Мф 26 10-11)
 ******«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели
               Меня,не достоин Меня»(Мф 10 37)
              «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и
              сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14 26)
------------------------------------------------------
 


Продолжение следует.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Прежде всего, почтительно отмечу Вашу математическую обстоятельность или тщательность в изучении вопроса.
Но... Допустим, Ваши замечания примут за истину - Вы согласны этими текстами заменить Библию или Новый Завет?
Василий Великий осуждал людей, которые "приноравливают" тексты к своим предвзятым выводам. Но есть и другая крайность, когда народ "грузят" сложными рассуждениями так, что он уже не может отделять мух от котлет, то есть, хочу сказать, что мне, в принципе, кажутся простительными некоторые косметические манипуляции с текстами с благой целью сделать их "удобоваримыми".
Хотя, невозможно не замечать и опасность таких манипуляций.

Право исследовать Писания даёт и Старый завет и Новый. В Новом даже даётся обещание простить "хулу" на Отца и Сына.
Пока не нашёл у Вас признаков хулы на Духа, которая не простится.
А вдумчивый подход к Писаниям невозможно не одобрять.

Геннадий Гаврилов   08.12.2022 13:59     Заявить о нарушении
Люди различны. Кто желает верить, пусть себе верит. Но кто сомневается, вправе получать разъяснения - от теологов или атеистов, выбирать ему самому.
Если в конце концов сложится целостный корпус текстов по библейской тематике, но без участия сверхъестественных сил, что ж, это будет альтернативный взгляд на те же события. Народ, которому устройство Троицы кажется проще и понятнее, не будет читать такие тексты, но другие могут заинтересоваться. Каждому - своё.
Спасибо Вам за внимание и оценки.
С уважением,

Томас Твин   09.12.2022 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.