Проблемы современного учителя литературы

      Перед современным преподавателем литературы в школе стоит множество проблем.
      1.Самая главная проблема - дети не хотят читать многотомные творения классиков русской  и зарубежной литературы. У них нет ни времени, ни усидчивости – «клиповое» мышление дает о себе знать. Многие не могут соотнести произведение с автором. Назвать время, в котором жили писатели, – вообще непосильная задача. Многие не могут соотнести писателей во времени – например, не могут ответить, знал ли Пушкин Толстого?
     2. Часто история не связана с литературой. Например, ученик может пересказать произведение и даже немного поговорить об авторе, но события, которые происходили в то время, ему неведомы. Почему отменили крепостное право? Как это связано с произведением? Многие важные исторические вехи ему неизвестны, и он не понимает, зачем ему это знать. У меня большие претензии к учителям истории.
      3.Отсутствие цели. Современный школьник говорит: зачем мне литература? Зачем убивать столько времени на чтение? Ведь есть же гораздо более интересные вещи - компьютерные игры! Я же не «ботан» какой-нибудь, чтобы все это читать! Мне учителя здесь скажут – надо читать в школе, чтобы перечитать в более зрелом возрасте! Многие ли перечитывают? А я думаю – единицы! Сейчас у человека есть более интересные дела, чем чтение классической литературы. Да и в школе ее мало кто читает.
      4.Важный вопрос для современного школьника – как мне это поможет в жизни?  Я смогу заработать этим  много денег? Ответ неутешительный. А кому нужно ваше морально-нравственное воспитание, если денег нет? Вот и получается в нашей стране, что никому. Представители власти советуют «идти в бизнес», а президент «мочить всех в сортире». У меня закрадывается мысль, что литературу вообще скоро отменят. Умеет читать – и ладно. А сочинение можно и на русском языке написать. Чтобы впоследствии на работу устроиться.
       5.Несовременность литературы. Зачем мне знать о переживаниях Андрея Болконского и войне 1812 года? Зачем мне читать про каких-то чиновников? Почему люди занимались какими-то странными делами – делились списками мертвых крестьян, волочились за женщинами, искали счастье на Руси? Откуда у героев такая странная мотивация? Школьники не понимают этих людей и не хотят понимать.
          Кто виноват и что делать?
       Мне кажется, здесь есть два пути:
       1.Популяризовать сюжеты из литературы. Создание страничек персонажей во «В Контакте», игры-викторины, кроссворды, компьютерные игры.
       2. Сделать программу по литературе более современной. Этот путь мне кажется более привлекательным. Сколько можно уже душевных терзаний Пьера Безухова и Родиона Раскольникова? Разве мало в России современных писателей? Чем  XTX век лучше XXI?
       Количество информации в мире с каждым годом все больше и больше растет. И современный человек, я считаю, должен каждый день задумываться, что и как он потребляет. Как может школьник понять духовные искания Л. Н. Толстого?
      Здесь нужно отметить и такое явление, как инфантилизм. Дети хотят смотреть ролики на «Ютубе» про малышей, подростки играют в компьютерные игры, а люди постарше «делают бизнес». Кого интересуют все эти душевные терзания? Ведь Толстой писал «Войну и мир» уже в зрелом возрасте (35 лет), впрочем, как и Достоевский «Преступление и наказание» (44 года). Почему это должно быть интересно ребенку? А сейчас 17-18 летний школьник во многом «ребенок». Это выгодно  и родителям (чтобы не решать некоторые проблемы), и учителям (со взрослым сложнее справиться), и нашему правительству. Это не  всегда так, но в России подростку негде найти себя. Я уже писала об этом («Трагедия в Керчи»).
      Конечно, всегда будут думающие люди. Они оценят и находчивость Чичикова, и энергичность Штольца. Но нужны ли нашей стране такие люди – большой вопрос.


Рецензии
Елена, вечер добрый!
Спасибо МИхаилу Шнапсу, он скинул мне ссылку Вашей статьи. Статья мне понравилась.

1."Многие важные исторические вехи ему неизвестны, и он не понимает, зачем ему это знать. У меня большие претензии к учителям истории".

Я думаю, историки здесь ни при чём.Все вопросы к Министерству просвещения (сейчас министерство образования называется именно так).Разорвана литературно-историчекая параллель школьной программы. Если раньше изучали литературу 19 века, то и историю учили этого же периода.А сейчас калейдоскоп. Сделано это "министрами" от науки сознательно и специально, потому что "умных много развелось".

2."А сейчас 17-18 летний школьник во многом «ребенок». Это выгодно и родителям (чтобы не решать некоторые проблемы), и учителям (со взрослым сложнее справиться), и нашему правительству. Это не всегда так, но в России подростку негде найти себя".
Мне кажется, диагноз Вы поставили правильный. Не согласна я с выводом. Заниматься попустительством - это идти на поводу и у старшеклассников, и у правительства (им же умные не нужны?!).
Мне понравилась фраза одного профессора от литературы: "Человек, который читает Пушкина, никогда не заболеет СПИДом".

3. Наше правительство просто мечтает, чтобы молодое поколение выросло нечитающим! Чтобы оно знало алфавит и четыре действия математики. И хватит.
Я, конечно, митинговать против правительства не буду, но пропагандировать чтение буду.
С признательностью,

Котенко Татьяна   21.10.2019 20:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.