О дивный новый мир

Основными вопросами XIX века в России, как известно, были «Кто виноват?» и «Что делать?». Слегка более узким – в смысле заинтересованной аудитории – был вопрос «Кто мы, Запад или Восток?».  ХХ век на всё это ответил решительно и жёстко, после чего дальнейшие вопросы были куда более конкретными и задавались уже исключительно компетентными органами. Лишь в конце ХХ века, когда государство устало от монополии на всё, накопившиеся в глубине общества вопросы стали распирать страну до такой степени, что даже срочно вставленный гудок гласности не справился с их стремительным потоком. У «нерушимого» Союза снесло крышу, стали рушиться стены, пьянящий ветер свободы возносил на пьедестал интеллектуалов и болтунов, подвижников и воров, романтиков и бандитов . Турбулентная эпоха продолжалась недолго, и в начале следуещего – то есть нынешнего – века на вершине образовавшейся пирамиды совсем не осталось первых, вторые тоже были существенно прорежены, а настоящая власть оказалась у тех, у кого она и должна была оказаться. А что вопросы?

В первые годы ХХI века было не до вопросов. «Народу» было предоставлено право набивать пузо и пользоваться благами цивилизации, созданными где-то «там». В этой эйфории потребления главной идеей «рядового» члена общества был гедонизм, понимаемый, естественно, в зависимости от занимаемого этим членом места в иерархической цепочке. Привычка к существованию некоей общей цели и программы купировалась эвфемизмами наподобие «плана Путина», о котором все слышали, но который никто не видел и о котором и не заморачивался.

Тем не менее, «мудрые мира сего» уже тогда задумывались над более масштабными вопросами, чем «где», «как» и «кого». Вспомним того же Александра Дугина с «Русским миром» или Владислава Суркова с «суверенной демократией». Слегка упрощая, можно сказать, вопрос национальной самоидентификации становился снова востребованным. И второе десятилетие нашего века поставило этот вопрос – в отличие от XIX века – уже перед всем обществом.

Общим местом «рядового» сознания стали тезисы «у России своя дорога» и «мы не такие». При этом какова же эта дорога, куда она ведёт и какие же мы – всё это было покрыто если не мраком, то глубокой тенью, в которой просвечивали лишь слова «духовность», «правда» и «величие». И вот, кажется, это современное национальное мироощущение получило своё ясное понятийное воплощение.

Речь идёт о программной статье Владислава Суркова – того самого, изобрёвшего в своё время термин «суверенная демократия». Очень рекомендую её прочесть всем: как сторонником нынешней политической власти, так и её противникам,  ng.ru/ideas/2019-02-11/5_7503_surkov.html

Я не буду здесь последовательно излагать содержание, Владислав Юрьевич (или, если хотите, Асланбек Андарбекович) делает это сам – и как всегда, блистательно. Приведу лишь несколько цитат, с краткими комментариями.

«Иллюзия выбора является важнейшей из иллюзий, коронным трюком западного образа жизни вообще и западной демократии в частности <…>. Отказ от этой иллюзии в пользу реализма предопределенности привел наше общество <…> к полной утрате интереса к дискуссиям на тему, какой должна быть демократия и должна ли она в принципе быть.» (Помните? «Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью.»)

«...государство Россия продолжается, и теперь это государство нового типа, какого у нас еще не было.» (А действительно ли столько государственного воровства в России ещё не было?)

«Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина» (Кажется, здесь любые комментарии излишни.)

Пока это – лишь общие места, ничего нового. А вот теперь – важное: «Наша система, как и вообще наше все, смотрится, конечно, не изящнее, зато честнее. <…> Государство у нас не делится на глубинное и внешнее, оно строится целиком, всеми своими частями и проявлениями наружу. Самые брутальные конструкции его силового каркаса идут прямо по фасаду, не прикрытые какими-либо архитектурными излишествами». (Короче, испражняются все, но «там» они маскируют это туалетной бумагой, дезодорантами, мытьём рук и пр., нам же это ни к чему. Нам нечего скрывать от народа, пусть нюхает, как оно есть.)

И, собственно, о народе: «Глубинного государства в России нет, оно все на виду, зато есть глубинный народ. <…> Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз <…> Своей гигантской супермассой глубокий народ создает непреодолимую силу культурной гравитации, которая соединяет нацию и притягивает (придавливает) к земле (к родной земле) элиту, время от времени пытающуюся космополитически воспарить.»

И какую же роль отводит Сурков народу в его связи с российским государством? «В новой системе все институты подчинены основной задаче – доверительному общению и взаимодействию верховного правителя с гражданами. Различные ветви власти сходятся к личности лидера, считаясь ценностью не сами по себе, а лишь в той степени, в какой обеспечивают с ним связь. <…> По существу же общество доверяет только первому лицу».

Тем самым, сказано: государство – это Он.  По-видимому, в этом и состоит главная суть современного российского государства. Правда, непонятно, почему же это «государство нового типа, какого у нас еще не было».

Примечателен ещё такой момент. Владислав Юрьевич типа оговаривается, мол, «Было бы упрощением сводить тему к пресловутой «вере в доброго царя».» Но оказывается, оговорка касается не слов «вера» или «царь», а слова «добрый»: «Глубинный народ совсем не наивен и едва ли считает добродушие царским достоинством.» Нет, не добра ждёт народ от своего правителя. А чего же? В явном видет Сурков этого не проговаривает, но это легко додумывается. Чего угодно. «Современная модель русского государства начинается с доверия и на доверии держится. В этом ее коренное отличие от модели западной, культивирующей недоверие и критику. И в этом ее сила.»

Ну что ж, да здравствует Русский мир, бессмысленный и беспощадный. И Сурков – пророк его.


Рецензии
Здравствуйте, Георг!

Потешил самолюбие нежданно-негаданно. Прочитав текст, сперва обнаружил, что в известном Вам "Дне Правительства в Гандорусе" выступаю в одной тональности с уважаемым Владиславом Юрьевичем (или, если угодно, Абрамом Абдурахмановичем... ...ой, простите, это не отсюда, это из "Космического батута Угрозина").

Однако затем поразился не столько содержанию самой публикации, сколько вызванной ею ожесточённой полемикой. Столько людей, и вроде неглупых, на полном серьёзе обсуждают сущую ерунду. "Глубинный народ"... "Суверенная демократия"... Одно сплошное бла-бла-бладство. Из года в год, из века в век — упражнения для докторов болтологических наук, что успешно нас лечат.
Таких "философов-предсказателей" пруд пруди, и что — хоть раз кто-нибудь из них "ответил за базар"? А уж Русский мир и подавно их советов и прогнозов спрашивать не будет. Да и нерусский тоже. Так и пойдут — кто по костям, кто по граблям...

Андрей Девин   06.06.2019 21:46     Заявить о нарушении
Как говорится, грабли бы делать из этих людей.

Георг Раменский   07.06.2019 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.