Мера

К написанию этой статьи подтолкнула полемика, развернувшаяся в замечаниях к рецензии на публикацию Любомира Павлова «Придёт ли понимание сущности времени?» (http://www.proza.ru/2016/12/08/2253).
Автор публикации строит собственное представление о времени, исходя из общего представления о Вселенной, принятого в официальной современной науке. Об этом свидетельствуют его утверждение «Так уж устроен наш МИР!» после описания последствий процесса Большого взрыва и признание, завершающее полемику, «Я, по возможности, стараюсь придерживаться современной концепции Мироустройства». В этом проявляется вера автора в истинность догм официального мировоззрения и в правильность определений различных понятий, данных в официально опубликованных словарях.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что не верю словарям и современной науке. Вполне верю, но иногда сомневаюсь. Ведь, рассматривая с позиций логики детали современной концепции мироустройства, любой здравомыслящий человек придёт к выводу, что эта концепция во многом нелогична и противоречива. И, применяя простую логику в рассуждениях, любой человек может найти смысловые ошибки в любом энциклопедическом, физическом или философском словаре.
Всё вышесказанное – это предисловие. А вот суть.

Л.Павлов привёл взятые из Интернета определения меры и эталона:
«Мера физической величины – средство измерений в виде какого-либо тела, вещества или устройства, предназначенное для воспроизведения и хранения физической величины».
«Эталон – образец, средство измерений, служащее для хранения и передачи размера единицы физической величины другим средствам измерений».
И на этом основании он сделал собственный вывод: «Как следует из приведённых определений, скорость не может быть мерой движения, а эталон секунды является мерой времени».
(Под «эталонной секундой» Павлов имеет в виду следующее. В 1964 г. Международный Комитет по вопросам мер и весов принял решение о введении нового физического эталона длительности – секунды – это промежуток длительности, в течение которого происходит 9 192 631 770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного (квантового) состояния атома цезия-133 в покое при отсутствии возмущения внешними полями и при 0 Кельвин).

Если внимательно рассмотреть приведённые из Интернета определения, то сразу бросается в глаза, что и «мера», и «эталон» представлены одинаково – как «средство измерений», которые зачем-то надо хранить. Это первая веская причина не доверять данным определениям, поскольку определяются не синонимы одного слова, а разные понятия – материальный объект (эталон) и нематериальный объект (мера).
В определении понятия «мера» присутствует однокоренное и образованное от него же слово «измерение», которое означает «процесс применения меры к исследуемому объекту» или «определение величины объекта с помощью меры». Таким образом, определение меры звучит как «мера – это средство применения меры» или «мера – это средство определения величины мерой», что является глупостью. Это вторая, уже очень веская причина не доверять такому определению.
Опять же, понятие «мера» определяется как «средство в виде тела, вещества или устройства», то есть как материальный объект. Значит, речь в данном определении идёт об эталонном образце, об измерительном вещественном предмете или об устройстве, которым что-то измеряют. Это третья, и окончательная причина не доверять определению, поскольку это определение не является определением «нематериального понятия» меры. Такое определение может быть лишь определением мерки. Меркой пользуются портные в измерении длины или окружности талии – это «мягкий метр». Меркой пользуются сварщики, используя электрод, плотники используют обрезок доски как мерку и т.д.

В вышеупомянутой полемике я высказывал свою точку зрения на понятие меры, потому что убеждён, что нельзя путать понятия «мера», «эталон» и «единица измерения». Не бывает «эталонов» мер. Могут быть лишь эталоны единиц измерения – например, эталон «килограмма» для такой меры материи как масса, эталон «метра» для такой меры пространства как расстояние, эталон «секунды» для такой меры времени как длительность. Сами меры от субъекта не зависят. Даже если исчезнет во Вселенной человек, для любого другого субъекта во Вселенной будут реальны такие меры как масса, расстояние, скорость, сила, плотность, энергия, информация, длительность, температура и т.п. Они лишь по-другому будут называться, но не изменят своего смысла, и субъект обязательно будет осознанно или неосознанно использовать их в своём познании Мира.

Оппонента я в своей точке зрения убедить не смог, и, решив вникнуть в тему «поглубже», полистал определения меры в словарях. Оказалось, что кроме приведённого Павловым определения меры, не вызывающего доверия, можно найти ещё много определений этого понятия, но мало отличающихся друг от друга. Больше половины этих определений содержат в себе слова «измерять», «измерение», «измерен», «мерка», «мерило» и т.д. То есть в конечном итоге, «мера» в этих определениях объясняется «мерой», вплоть до того, что в одном энциклопедическом (!) словаре так и написано: «МЕРА. 1) Единица измерения, 2) То, чем измеряют». А ведь это то же самое, что сказать: «Вода – это единица увлажнения. Вода – то, чем всё намокает».
В оставшемся небольшом количестве определений упор сделан на философию, а не физику.

Например:
«МЕРА – философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с определённым количеством. В рамках данной МЕРЫ количественные характеристики могут меняться… МЕРА указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. МЕРА – это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существующие характеристики».
(Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983).

Или:
«МЕРА, философский термин, обозначающий в своем самом общем виде определённое соединение качественных и количественных характеристик предмета… Термин МЕРА употребляется в различных значениях составляющих его моментов – качества и количества, а также и с разным значением взаимосвязи этих моментов.
…в философии Аристотеля "Мера есть то, чем познается количество... И во всех остальных областях (кроме количества) мерою называется то исходное, с помощью чего там каждое (определение) познается и для каждого мерою является единое – в длине, в ширине, в глубине, в тяжести, в скорости..." (Метафиз. XI, 1052 b 1 – 1053 а 1). В "Метафизике" (X, 1) Аристотель развивает понятие о МЕРЕ как принципе познания…
Основное определение MЕРЫ y Гегеля "Мера есть качественно-определенное количество, прежде всего, как  «непосредственное»; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество" (см. "Энциклопедия философских наук", Соч., т. 1, 1929, с. 184).
… В научном коммунизме мерой всех МЕР является бесклассовое коммунистическое общество, которое является окончательным критерием оценки развития всей истории человечества».
(А.Лосев (Москва). Философская Энциклопедия,  в 5-ти т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В.Константинова. 1960–1970).

И, наконец:
«МЕРА – одна из важнейших категорий философии, выражающая такой количественный интервал изменений, происходящих в какой-либо системе, в рамках которого данная система сохраняет свою качественную специфику, остается той же самой». (Энциклопедия эпистемологии и философии науки).

Это наиболее «чёткие» определения меры из прочих, ещё более расплывчатых объяснений.
Понятно, что слово «мера» используется в философии и в физиологии намного чаще, чем в физике, и потому может трактоваться и как этическая норма, и как эстетический принцип, и как категория морали, и вообще содержать в себе любые, отражающие жизнедеятельность человека, нормативные черты. Но нас в данном случае интересует определение меры в конкретном плане – для применения этого понятия в физике как «понятия однозначного и недвусмысленного».

Зачем нужно физике понятие меры? – Для сравнения величин.
Можно ли познать синеву неба в сравнении с чем-то ещё? Можно ли сравнить небо и карандаш? – Да, если они имеют общий признак, общее качество, например, одинаковый цвет – оба синего цвета, но карандаш темнее. Тогда насыщенность (или бледность) может служить мерой синевы в сравнении двух таких разных объектов. И если цвет – это общее качество объектов, то насыщенность цвета – это количественная характеристика этого качества, его величина. Значит, мера должна в науке определяться в первую очередь как величина, количественная характеристика.
А можно сравнить мышь и гору, допустим, по размеру или объёму (по количественным характеристикам), по цвету, по запаху, по тембру писка и т.п. (по качественным характеристикам)? – По размеру, то есть по физической величине общего качества (размерности) объектов это сделать легко, признав мерой расстояние и применив его в длину, высоту и ширину. А вот сравнить по различающимся признакам – по качествам, несвойственным одновременно обоим объектам (например, по звуку, если гора всегда молчит, или по цвету, если мышь серая, а гора чёрно-зелёная и снежно-белая на вершине) – не удастся. Значит, определение меры должно включать в себя необходимость какой-либо общности качеств, одинаковости в чём-то. К примеру, если сравнивать моё собственное мнение и мой собственный автомобиль, то единственной мерой в сравнении этих объектов надо признать «личную собственность», и в плане величины мнение окажется, наверно, намного более собственным, чем машина.

Используя в определении меры величину, мы обязаны ей также дать какое-то определение. Из Википедии можно узнать, что величина в физике определяется как «физическое свойство материального объекта, физического явления, процесса, которое может быть охарактеризовано количественно». Или
«Физическая величина – измеряемое качество, признак или свойство материального объекта или явления, общее для этого класса материальных объектов или процессов и явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. Физические величины имеют род, размер, единицу измерения и значение».

Учитывая, что слово «свойство» означает «своё качество» (качество, которое позволяет отличить объект от других объектов или, наоборот, объединить объект в множество с другими объектами, имеющими такое же качество), а признак по смыслу является «качеством, которым обычно обладает объект», можно сказать, что Википедия определяет «величину» однозначно – как «качество». И с этим можно было бы согласиться, если бы не одно «но»: этому противоречат все без исключения примеры физических величин.
Масса – физическая величина, и если говорить о предмете как о тяжёлом, то это означает, конечно, что предмет имеет такое качество, как тяжесть. Но назвать это качество массой язык не поворачивается, поскольку масса может означать лишь количественную характеристику этой тяжести. Сила – физическая величина, но назвать её качеством объекта как-то не всегда получается (человек или зверь может быть сильным, но не говорят же, что физическое тело сильное, когда оно воздействует на другое тело), зато она точно является количественной характеристикой воздействия одного тела на другое. Длина – физическая величина, и если сказать, что объект длинный, то это означает не только, что объект имеет такое качество, как длина, но что он имеет и такую количественную характеристику, как длина, в сравнении с другими протяжёнными предметами.
И такая ситуация выявляется в разборе любой физической величины, потому что само понятие «величина» имеет смыслом лишь количественную характеристику явления, но не качественную! А количество ни в коем случае не является качеством – это два аспекта любого понятия, как две стороны любого объекта, независимо от того, что именно подразумевается под словом «объект» – явление, процесс, признак, качество, материальный или нематериальный объект и т.д. Один аспект является изменяемым – количество, а второй – неизменяемым – качество.

В Википедии, в статье о законе перехода количественных изменений в качественные, сказано: «Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества».
С первым утверждением этой цитаты можно согласиться, как раз об этом шла речь выше. Но второе утверждение – о мере, как единстве количества и качества, – не может быть верным, так как в первом утверждении идёт речь не об «одном целом», а о его частях, то есть о принадлежности к целому. А понятие «принадлежность к предмету» и понятие «единство в предмете» – это разные понятия, и «части одного целого», принадлежа предмету, могут свидетельствовать о своём родстве, о своей общей зависимости, о зависимости друг от друга, но не обязательно о «единстве».

Следовательно, определения величины в Википедии и во многих других словарях ненамеренно вводят нас в заблуждение. Истинное определение величины для использования этого понятия в физике должно исходить из практики: если у объекта есть свойство, то у этого свойства обязательно есть величина. Таким образом, величина принадлежит не объекту, а качеству (свойству) объекта. Движение объекта или его изменение рассматривается также как качество объекта – это присущее ему свойство, то есть объект имеет свойство двигаться или изменяться (с точки зрения субъекта, этот объект движим или изменяем). Поэтому у любого процесса также есть величина.
Физическая величина – это количественно изменяемая характеристика какого-либо свойства. Изменяемая, потому что характеристика количественно неизменяемая будет означать постоянную величину, константу, предел или просто установленное значение физической величины. Количество в нашем случае означает «степень проявления» свойства (согласно Википедии), которое само по себе – неизменяемо (вспомним сравнение неба и карандаша – изменяется не их общее свойство «синева», а его количество в виде насыщенности или бледности). Свойство – это качественная характеристика объекта, неизменяемая характеристика, которой объект отличается от другого объекта, или при наличии которой объект можно объединить в группу с другими объектами.

Эти формулировки теперь позволяют нам решить задачу по определению меры, обозначенную выше (мера должна определяться в первую очередь как величина, и определение меры должно включать в себя необходимость какой-либо общности).
Мера – это физическая величина познаваемого свойства или процесса, его количественно изменяемая характеристика. В более широком плане, то есть не только относительно физики, можно утверждать, что мера – это объективная величина исследуемого субъектом качества объекта.

Общее определение понятия «мера» дано с использованием понятия «субъект» по следующей причине. Любая величина имеет название, единицу измерения и значение, которые целиком и полностью зависят от субъекта. Именно субъект даёт название величине (например, расстояние), назначает единицы, в которых он будет эту величину измерять (например, дюйм или сантиметр), и определяет значение – число этих единиц, то есть их количество (например, 10 сантиметров или 4 дюйма). Но сама мера от субъекта не зависит, потому что она принадлежит свойству объекта, которое изучается субъектом. Можно сказать, что субъект, изучая свойство объекта, обнаруживает меру у этого свойства.
Далеко за примерами опять же ходить не надо. Издревле, наблюдая за солнцем, люди различно воспринимали солнечный свет утром, днём и вечером, а также в ясную и пасмурную погоду, и поняли, что свет обладает такой мерой, как яркость – характеристика света, количественно изменяющаяся в течение дня. Также издавна люди начали понимать, что шум, и вообще любой звук, обладает такой мерой, как громкость. В этих примерах хорошо видно, что изучаемым является не сам объект, а его свойство – не солнце, а его свет, или, например, не водопад, а его шум.

Именно с такой, выше приведённой, точки зрения становится понятно, почему расстояние, масса и скорость являются основными мерами, в отличие от всех остальных, которые производимы от этих трёх физических величин. Вселенная, как изучаемый человеком (или другим субъектом) объект, состоит из материи, пространства и движения, поэтому она, с точки зрения человека, тяжела (материальна), протяжённа (пространственна) и действенна (в ней происходит движение). То есть Материя, Движение и Пространство являются не только объектами Вселенной, но и её свойствами, её основными качествами, и мерами этих свойств являются, соответственно, масса, скорость и расстояние. А все взаимосвязи между материей, движением и пространством (Время, Способность, Вещество, Воздействие и т.д.) являются уже составными качествами Вселенной, произведёнными от основных, поэтому их меры являются величинами производными (длительность, энергия, плотность, сила и т.д.).

Попыток дать определение меры было в истории много. Но практически все философы пытались понять смысл меры сразу с разных точек зрения. Этот «одновременно множественный» подход не оправдал себя и не мог, естественно, дать однозначного результата, который мы легко получили, подойдя к определению меры лишь с одной стороны – меры как физической величины.


P.S.
На этом статью можно было бы закончить, так как для использования в физике мы уже имеем чёткое определение меры. Но наше обобщающее утверждение, что «мера – это объективная величина исследуемого субъектом качества объекта», не только противоречит приведённым выдержкам из Википедии и других словарей, но и не очень согласуется с определением меры у Гегеля. А его определение является основой закона перехода количественных изменений в качественные, сформулированного Фридрихом Энгельсом и являющимся одним из основных законов материалистической диалектики.
Разобраться в подобной «нестыковке» уже несложно.

Гегель определял меру как «качественно определённое количество» и в качестве примера приводил «изменение количества» (то есть изменение меры!) как причину качественного изменения: «…при возрастании или уменьшении температуры (воды) достигается точка, на которой состояние… изменяется, и вода переходит, с одной стороны, в пар и, с другой – в лёд» (Википедия).
Мы в приведённом примере видим, что количественное изменение касается только значений такой величины свойства объекта (воды), как температура, – при этом сама мера (температура), вопреки мнению Гегеля, остаётся той же мерой (температурой), меняются лишь её числовые значения. А качественное изменение относится уже к самому свойству объекта, к его состоянию, потому что объект перестаёт существовать как вода и предстаёт как лёд или пар (можно сказать, что вместо воды появляется другой объект, пар или лёд). Подобный процесс можно рассматривать с разных точек зрения – либо как изменение качества объекта, либо как замена объектов, так как их можно представлять как разные объекты с разными свойствами (жидкий, твёрдый и т.д.). В любом случае процесс происходит лишь при двух условиях:
а) когда количественное изменение свойства объекта происходит в неизменных внешних условиях,
б) когда количественное изменение свойства объекта достигает для данных внешних условий своего предельного значения.
Пункт (а) означает, что в нашем случае температура может повышаться вместе с повышением давления, и вода будет оставаться жидкой – таким образом, количественное изменение не приведёт к смене качества объекта. Пункт (б) означает, что в разных условиях пределы физических величин имеют различные значения, – для нашего случая это означает, что предельная температура, при которой вода сможет превратиться в пар или лёд, напрямую зависит от давления, от концентрации соли и т.п.

Выводом из вышесказанного могут служить утверждения с двух разных точек зрения:
1) «Любое качество имеет в определённых условиях предел своей величины, при достижении которого это качество исчезает, а объект приобретает другое качество».
2) «Предельное значение величины какого-либо свойства объекта при определённых условиях означает ликвидацию объекта, обладающего этим свойством, и возникновение другого объекта с другими свойствами».
Оба этих утверждения можно рассматривать как интерпретацию или «упрощённую модель» закона перехода количественных изменений в качественные. Это подтверждает, в принципе, наличие подобного закона у природы.


Рецензии
Я вас понял ,Борис,вы усложнили понятие скачка на основе изменения понятия мера...Вы в понятие мера ввели те же характеристики какие имеют понятия,к которым понятия мера может примениться.то есть наделили дали понятию мера характеристики качества и количества...Вы знаете,что Гегеля этими определениями не опровергнуть,вы лишь усовершенствовали понимание диалектики кол-ва и качества...Дело в том.что я тоже хотел когдато опровергнуть Гегеля ,слишком его логическая конструкция казалась мне жесткой,но не удалось опровергнуть ,а удалось лишь только совершенствовать эту конструкцию...Срабатывал закон отрицания отрицания.этот закон как закон гравитации.от него никуда не денешься,даже если будешь пытаться его опровергнуть,то получится лишь усовершенствовать...

Лонгфелло   24.02.2019 20:29     Заявить о нарушении
Уважаемый Асхат! Понятие скачка в этой статье не исследовалось, и скачок вообще не упоминался, то есть я не мог его усложнить. Далее Вы опять заблуждаетесь. Я не вводил в понятие "мера" характеристики, а просто более чётко определил это понятие, чем было сделано ранее в различных справочниках. Гегеля опровергнуть нельзя, потому что у него всё построено на логике, но вот на некоторые неточности указать можно - в частности неточное понимание Гегелем "изменения меры" как изменения количества. На законы диалектики это не влияет. Я даже в конце статьи дал ещё две разные формулировки закона перехода колич.изменений в качественные, если Вы заметили.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   25.02.2019 21:31   Заявить о нарушении
Борис,название вашей статьи это краеугольное понятие науки и воообще познания....Это самая важная логическая проблема ,которую не могут решить во всех науках.это камень преткновения,это логическая проблема синтеза в философии,это проблема синтеза белка в генетике,это теория единого поля в физике,в общем это везде называется по разному,а по простому это называется МЕРА...а ЧТО ТАКОЕ МЕРА? мЕРА ЭТО ЕСТЬ СКАЧОК,СКАЧОК ЭТО ЕСТЬ предел при котором качество и количество образуют новое состояние вещества,материи на основе старого с новыми качественными и количественными характеристиками...Пучть словво скачок вы не употребляли,но это слово подразумевается ,когда речть идет о количестве и качестве...Понимаете,есть стадии взаимодействия количества и качества,когда оба эти понятия взаимодействуют без скачка,без образования нового состояния(это описал Сташенко),но есть стадии когда количество и качество становятся одной нараздельной субстанцией и появляется новое состояние материи с новыми характеристиками,это есть скачок,лил новый виток спирали...Далее ,на этой стадии новая материя опять начинает взаимодействие количества и качества без образования нового состояния,чтоб создать подготовительную стадию для нового сккачка и тд вечно...Физики понятиями качество не оперируют,они и математики изучают лишь количественную часть взвимодействий вещевтва,у них односторониий взгляд на проблему и никогда не решат единую проблему поля на такой платформе,они видят мр одним глазом...Единствеено кто пришел к пониманию ближе всех у решению проблемы меры и скачка это нейро-биологи,которые увязывают качествееные и количественные характеристики взаимодействий...А в общем проблема понятия Мера заключается в том,когда образуется соединение понятий кол-во и качество,то естьстадии ,когда эти понятия из двух становятся одним понятием,то есть поисходит логическая стадия синтеза...

Лонгфелло   26.02.2019 06:23   Заявить о нарушении
Предвижу ваш вопрос * А зачем он нужен этот скачок*...Дело в том что наш мир построен по законам диалектики,то есть материя не может находиться в стабильном состоянии.она находится в состоянии категорических противоречий,которые требуют снятия,... С нятие противоречий , в свою очередь, ведут к изменению состояния,в необходимости нового состояния ,то есть к скачку...

Лонгфелло   26.02.2019 10:32   Заявить о нарушении
Синтез это соединение тезисов, но не любое. Синтез знает Меру. Это середина…

Людмила Возняк   29.07.2020 21:27   Заявить о нарушении
А поподробнее?

Лонгфелло   30.07.2020 05:56   Заявить о нарушении
Горы понизятся, долы наполнятся... Волки сыты, овцы целы)))))

Людмила Возняк   30.07.2020 10:05   Заявить о нарушении